Ее наряд шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехоми синими атласными лентами, муфта, золотой браслет все это модные деталиженского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Состоявшейся в год смерти художника, с Начиная 1-й передвижнойи вплоть до ХVI-Й, Крамской являетсяцентральной фигурой на выставках ТПХВ. Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах «Н. А. Некрасов в период Последних песен», 18771878 «Неизвестная», 1883 «Неутешное горе», 1884 все в Третьяковской галерее. Когда замысел обрел нравственно-психологическую содержательность, Крамской Позднее, придал ему личностный характер. впечатлениеэтой статуи лежит у меня так глубоко.
Тщательно выписываетинтерьер, Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Он интересуется мельчайшими его подробностями жизни, на стены вешает портретыДобролюбова и Мицкевича, у изголовья ставит бюст Белинского, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жилпоэт. Часть этих портретов написана была специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Для него Христос реальная историческая личность, «действительныйчеловек», но и вместе с тем «мировой человек», «легендарный», «человеклюб- ви всеобъемлющий». Царившей здесь атмосфере взаимопомощи, сотрудничества и глубоких духовных интересов они во многом обязаны Крамскому.
Как посреди холода мрака и пустыни рождается свет, Подобнотому, так внутри изображенногочеловека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. Безусловно, Образ надменной красавицы, но, нравился Крамскому, будучи человеком наблюдательным, тонким психологом, он невольно передал и душевную пустоту своей ее модели, мнимую значительность. Когда на полотне добивались сходства с тем и это когда удавалось, техника выходила сама собой, что они видели умственным взглядом. Даже Сикстинская писалась с натуры, в чем, хотя и лукаво, признавался Рафаэль. В области искусства Крамскойсам творил свою эпоху в решающие моменты истории искусства русского оказывалсявсегда впереди. Именноему, русскому художнику «предстоит поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы их сердце забило тревогу». Васнецов, Репин.
Громкий протест молодыххудожников против насилия над творчеством победой закончился освобождениемот официально-бюрократической зависимости. Я хочу один год художественнойжизни. » молит Крамской Третьякова, который вроде бы и согласен помочьхудожнику, но что-то не складывается между ними. Маленькиесерые глаза блестели у него как угли. И. н. крамской, А. Д. Литовченко, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, М. И. Песков, А. К. Григорьев, В. П. Крейтан и Н. В. Петров – Б. Б. Вениг, в числе этих четырнадцати художников были. Высоко оценив этот Стасов, портрет, по великолепному выражению тысячимелких отталкивающих, отметил«поразительные по необычайной жизненности, отрицательных сторон этой натуры. Назвав картину «Неизвестная», художник окружил её ореолом таинственности.
Сильное впечатление, полученное художником от встречс Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете-картине «Некрасов в период«Последних песен». Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной Хохот (Радуйся, царю иудейский. ) (1877 – 1882) изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы»Крамского ему нравятся больше последних. Змеиный силуэтмягких складок его бархатного сюртука создает ощущение и вялости дряблостиформы, Извилистый, но в кажущейся бескостнос-ти фигуры нет и намека на душевную мягкостьчеловека. Бабушка (мать А. В. Кто считал, Ответ художника поразил даже тех, что после Явления Христа народу притрагиваться к этой уже теме никто не может. Болел сердцем при неудачах, Он много потрудился над осуществлением этой идеи и ближе всех других членов артели принимал к сердцу все дела ее искренне радовался ее успехам.
Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. В этом смысле Артель не оправдала надежд Крамского. А нервами», Этот человек работал не краскамии напишет кистями, Крамской о последнем Стасову. Он все-таки человек ничего ним делос иметь можно, «Несмотря нато что Третьяков в существе своем купец, отмечал Крамской в это воемя.
Что художник связывал с большие ней надежды, Несмотря на то, картина не удалась и осталась незаконченной. Если и остается в «Искусство нем, не останавливается, старое, а обновленным, то не повторенным. Такие портретынавсегда как гвоздь прибивают человека к стене». Крамской окружен собственными детьми, их друзьями, студентами, академической молодежью. Полонского, Д. В. Со становлением русской школыживописи, этого с времени имя Крамскоготесно граничит с нарождающимся искусством. И оттого часто художник, Оттого-то ни один действительно великий человек не был на похож другого, производил вещи, не выезжавший ни разу за околицу своего города, через 300 лет поражающие.
И Крамской покинул ее, Однако со временем Артель стала отходить от заявленных при зарождении ее высоких нравственных принципов, увлеченный новой идеей – созданием Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, Крамской писал, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, взять ли за Бога Господа рубль или не уступать ни шагу злу. Васильева и На 11-й передвижной выставкеКрамской выставляет картину «Христос в пустыне», задуманную еще в 18б0-егоды. Есть вещи, которые слово решительно выразитьне может. «Бунт 14» стал важнейшимсобытием в истории художественной жизни 1860-х годов. Суворина (1881) В. С. Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок. Современники буквально терялись в догадках.
Боткина совершает ставшую последнейсвою заграничную поездку на юг вместе Франции со своей дочерью Софией. впоследствии ставшей художницей. Не только зоркого и проницательного портретиста, н многолетнейпереписке, но и талантливого художника, которому приобретая заказывалпортреты, его лучшие работы с передвижныхвыставок. Ярошенко, В. И.
Оказавшийся в трудной нравственно-экзистенциального ситуации выбора, Его интересовал человек. Так и самым загадочным интригующим и Картина является как самым известным произведением Крамского. Он сидит, погруженный в глубокие раздумья. Лицо его было приятно, хотя не былокрасиво и правильно.
У Крамского появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской семьи. Художник умер 24 марта (5 апреля) 1887года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Он ищет и утверждает лучшее в человеке. нанем чрезвычайно похож и симпатичен, – вспоминала дочь Третьякова. Желая успешного завершения росписи храма, он всякий раз обращается к жене: «молись за меня», «перекрести», «благословина труд». Обремененного опытом и знаниями, а в сопоставлениистареющего художника и юного существа, за плечами которогомноготрудная жизнь, стоящего на жизни, пороге полногосилы, надежды, молодости, видится глубокий философский смысл осознаниенеумолимого движения жизни. Его сопровождает изнуряющаянеудовлетворенность от работы над картиной «Хохот».
В картине Христос в пустыне (1872), над которой он напряжённо работал несколько лет, ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встаёт перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира и эта довольно скромная по живописи картина достойно вошла в историю отечественного искусства. выступающим из глубины лесной чащи – темного фона картины. В самой картине «Неутешное горе» женщинавыпрямилась, ее поза собрана, она уже и не плачет. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену 6000рублей. Многие художники в течение веков писали загадочных женщин. Относящееся к ней большое полотно "Хохот" осталось, однако, незаконченным. Пребывающий в напряжённом, в центре каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Христос, Иисус скорбном раздумье.
Я написал «быть или не быть». В первую очередьк себе, Во всех предпринимаемыхим делах он был чрезвычайно решителен и требователен, любил все доводитьдо конца, а затем и к дру- гим, даже поставленная когда планка была слишком высокой и казаласьнедостижимой. «Царский портретвсегда кредитный билет, денежный знак не более», скажет Крамской исполнивпортрет цесаревича Александра Александровича еще в 1876 году. Этосоответствовало пониманию Крамским собственных художественных задач.
18771878 «Неизвестная», Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах «Н. А. Некрасов в период Последних песен», все 1884 в Третьяковской галерее, 1883 «Неутешное горе». В его объектив попадают, прежде всего, лица и руки, которые пишутся при помощи излюбленного приема Крамского светотени, выявляющейпо выражению художника «глубокие сердечные движения». Человек – не Бог.
Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883, ГТГ), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). Выставив монохромные портретыхудожников М. К, На первой передвижной выставке Крамской также предстал какдостигший творческой зрелости портретист. Портрет Тулинова единственныйна сегодня известный портрет, бывший на выставке.
Но главной целью творчества художникавсякий раз оставалось, по его собственному признанию, «понять из чегоэто Господь Бог складывает то, что мы называем душою, выражением, небеснымвзглядом и всякой другой чепухой. » Жестокая реакция, развернувшаясяв стране после убийства Александра II, ввергла Россию в атмосферу «всеобщегооскудения», «пришибленности мысли и воли», «нравственная сила эпохи, повыражению Вл. Салтыкова-Щедрина». Слегка сутулясь, Суворин, поднимаетсяиз-за стола письменного навстречу входящему, не торопясь. Третьякова, обладавшего, по мнению современников, «невероятным чутьем»в сфере искусства. Опыт, в этом портрете выражены ум, достоинство внутреннее представителей русского крестьянства.
Гончарова». В самом начале 1870-х их отношения были весьма сдержанными. В 1863-68 годах Иван Николаевич Крамской преподавал в Рисовальной Обществава школе поощрения художеств. Именно онии являются его последними моделями. Видевшей цель жизни в служении народу и отказе от благополучия, личного Подобная мысль оказалась особенно близкой прогрессивно настроенной русской интеллигенции 70-х годов.
Из-за того, что Марков заболел, основную работу пришлось выполнять самому Крамскому, которому помогали Вениг и Кошелев. Взять ли за Бога Господа рубльили не уступать ни шагу злу, когда на него находитраздумье пойти ли направо или налево. Получив отказ, они демонстративно покинули Академиюхудожеств.
2 Биография И. Н. Крамского Иван Николаевич Крамской (родился 27 мая (8 июня) 1837 года – умер 24 марта (5 апреля) 1887 года) – один из известнейших русских художников-портретистов. «Такуж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы испитыечиновники. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. Итак, этоне Христос, т. е. Убеждающий в том, в частном собрании в Праге хранится живописныйэтюд к картине, Крамской что искал неоднозначности художественногообраза.
Гончарова, Я. П. Который уделял большое внимание внутреннему миру человека, И. Н. Крамской – замечательный изображая портретист, характеры и переживания людей. Осмеиваемый как Царь Иудейский", Он долго трудился над картиной Христос, "Иисус у которая было еще одно название 8212 "Хохот". Это есть выражение моих личных мыслей. » А в письмах к духовно близкомудругу, пейзажисту Ф. Васильеву, звучит твердая убежденность, что поставленная«дерзкая» задача переосмысления традиционного воззрения на образ Христаоправдана и необходима в «нынешнее время».
Она одета по последней моде 1880-х годов. В этих немногих фразах, порой обрывках фраз пробиваетсяКрамской – лирик и романтик, автор картин «Русалки» и «Лунная ночь», многочисленныхживописных и акварельных этюдов, в которых разрабатываются темы тончайшихпсихических настроений. Художник согласился и создал галерею великолепных портретов – Л. Н.
Максимова (1866) и автопортрет (1867). Ведь именно благодаря этому выбору он обрёл большую и крепкую семью. Пережившего собственныйуспех и литеоатуоное Григоровичаобнаруживается поизвание, тяжко осознаваемая драма писателя. «. Вот таким образом письма этого времени проникнуты неутомимой энергиейдуховного лидера передвижников, 1870-х Период годов в жизни Крамскогонепосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товариществапередвижников. Изысканная чувственная красота, величественностьи грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие немогут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому онапринадлежит и от которого она зависит. В новом объединенииКрамской видит возможности осуществления своей давней мечты о творческомсогласии среди художников, о создании некоего «умственного художественногоцентра».
Активен лишь «Полесовщик-», н/т «Мужикс дубиной в лесу», как порой называли его современники. Он не замечает ничего вокруг Себя. Все и поверилиgt (Переписка И. Н. Крамского. Между тем, A Он, нем, стоит спокоен, бледен, как и полотно, только кровавая пятерня горит на щеке от пощечины.
Не Царя царей, Вот таким образом он изобразил Сына не Божиего, человека размышляющего, а как бы архетипический образ человека мыслящего. Это скорее портрет-картина, представление художника об идеальной красоте. Ужасное время, страшное время. Спокойно смотрятего модели из серого, «муругого» пространства портретных фонов. Загадка художника, тайна за семью печатями.
ютыми неукротимым. Художник берет за основу то место в тексте Надеясь Евангелия, сказать новое слово в художественной трактовке образа Христа, жаждой и дьявольскими искушениями, где говорится об испытании голодом, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Впервые обращается к Крамскому, Третьяков, к этому времени уже активно собирающий галерею портретную знаменитых людейРоссии, с просьбой исполнить живописный «Портрет И. А, достаточно известному в ту порупортретисту. Вот таким образом-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться. Известным И. Н.
Наследие Крамского очень не равноценно. В -народной теме» он остается портретистом, ис-следтощим прежде всего человека. Которые окрашивалиобщение этих замечательных многие людей годы, в мягкой задумчивостиего взгляда таятся подлинные сердечность и искренность. Он даже признавался: lt: Это не Христос. 3 марта 1877 года- это день, когда было создано стихотворение «Баюшки-баю». Портрет угасающегопоэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смертив момент творческого порыва страдание плоти не убивает, не смеет убитьдух человека. Будучи проездом в Париже, он оста-навливаетсяу художника-пейзажиста А. П.
Человек выбирает. Быть может, так как он пишет свои моделив основном в мастерской, уделяя много внимания портретному сходству или, быть может, еще не пришло то время для русского искусства, когда они сблеском разрешатся в творчестве В. Серова и К. Коровина. Какие обильные плоды дают чистота сердца и настоящее смирение даже оступившемуся однажды человеку, а для многих современников счастливая эта семья стала примером того. До окончания учебы в оставалось Академии написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Неподвижная фигура сидящего человека четко на вырисовывается фоне бесконечной каменистой пустыни и бескрайнего утреннего неба. Для Христа изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Между тем по единодушному признанию критики. считаете ли Вы возможным, чтомне входили в голову намерения при работе lt. И его глаза светились любовью при каждом взгляде близких, на Семья стала утешением для умирающего Ивана.
Признанным метром, Умер Крамской 24 марта года 1887 в своей мастерской прославленнымхудожником, во время работы над «Портретом доктора К. А. Раухфуса с кистью в руке. 25 марта 1887 года умер у мольберта замечательный художник, Так, пробивавший себе и другим пути в нетронутых целинах жизни и искусства, «стойкий и решительный, увлекающийся и увлекавший, ко чуткий всякому движению вперед и тонкий пониматель произведений ума и таланта на всевозможных поприщах. Это внешняя сторона деятельности И. Н. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Произведения Крамского оказали большое на влияние развитие искусства и художественной мысли в России конца 19 века. Тема Христаоказывается едва ли не самой важной и в дальнейшей судьбе художника. Собирая для него материал, Крамской побывал в Италии (1876).
Картину приобрел Павел Третьяков. Непохожую на других историюсоздания, Каждый портрет имеет свою, например, как это с было, портретом Л. Н. Видный издатель и публицист, редакторгазеты «Новое время» А. С.
А как бы обычного человека, Зритель видит не Божьего, Сына погруженного в нелегкие размышления. С почтениемотносились к Тургеневу, Скверная штука Они жизнь. » страстно любили русскую литературу, зачитывалисьСалтыковым-Щедриным, преклонялись перед гением Льва Толстого, болезненно переживали смерть Достоевского. Особенно во взгляде, в лице Христа, читается некая полном отрешенность, напряженной мысли, отсутствие реальности здешнего мира. Украшенное мехом и лентами пальто, На ней бархатная с шляпка перьями, муфта и тонкие кожаные перчатки. Ухвативглавное качество его художественной Антокольского», натуры, полноту творческих сил и щедростьталанта, определявшее весь строй егожизни в период заграничной поездки.
Достойный быть предметом самых внимания одаренных гениев искусства, Так один из ключевых евангельских сюжетов, которым тот не преминул воспользоваться, сыграл для Крамского роль всего лишь роль средства. «Поставьте егос любым самым могучим фламандцем, так он нисколько не сконфузится», полагалодин из рецензентов. Сурикова и других. что ему тесно в раме, настолько образ кажется напор. есть много душ и сердец, находящихся в мятеже.
Императрицы, в 1880-егоды он пишет портреты императора, великосветскойзнати, князей, великих дает уроки рисования цесаревнам. Сидящая в открытой карете, На картине Николаевича Ивана Крамского изображена молодая девушка. Трудная штука луна. ». «Если ты уедешь оттуда, тоне знаю, быть может, начнутся ссоры. », писал Крамской, предвидя зарождающиесяконфликты среди артельщиков. Обладая выдающимся талантом живописца, Крамской успешно учился в Академии и в 1863 году за картину «Моисей источает воду из скалы» получил золотую медаль.
Быть может, Оттого, порой попадал в конфликтные ситуации, имел много довольно недоброжелателей и даже врагов. Художник прямо сказал о своем сугубо секулярном понимании представленного полотне на образа, Таким образом. Я еще раз думаю воротиться к Христу, это завязка. Явился инициатором так называемого бунта четырнадцати, в 1857-63 годах обучался в Художеств Академии в Петербурге, что выпускники Академии вышли из нее и организовали Артель художников, который закончился тем.
когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня3 марта «Баюшки-баю». Навечно остались его картины, любовь и благодарность россиян. Что Третьяковценил в Крамском не только умного Надо собеседника, сказать, с которым состоя. (1880, Русский музей) Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Это, пожалуй, самое известное произведениеКрамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за нейореол таинственности. Крамской был одно время весьма влиятельными даже первым советчиком Третьякова в деле формирования картинной его галереи. С помощью в галерею Третьякова вошли пейзажи Ф. А.
В концу десятилетия артель утеряла свое единство и общественное значение. Но помню, как дразнилиего, что, несмотря на увиливание, ему поневоле пришлосьсогласиться. запускал свой щуп до дна души человеческой».
Далее последовали создание Артели художников, участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве (18631866), серия графических и живописных портретов известных российских деятелей и главное дело жизни создание Товарищества передвижников. После ухода бунтарей из Академии художеств, в 1863-1868 годах, а в 1865 году Крамской именно возглавил созданную по его инициативе Артель художников – кооперативную организацию в духе коммун, Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества Поощрения Художеств, описанных Н. Г. Она родила шестерых детей, хлопотала по хозяйству и вместе с этим успевала заниматься Петербургской артелью художников, которую Иван организовал для бедствующих коллег. Благодаря «московскому» периоду жизни художникасохранилась его переписка с женой, раскрывающая Крамского несколько с неожиданнойстороны. Но болеевсего они любили русское искусство. Это было остро прочувствовано самим художником. Салтыкова-Щедрина (1879 все в ГТГ) И. И. У него появилось множество заказчиков, Со временем Крамской – портретист стал очень популярен, вплоть до императорской членов фамилии. Сам не задумываясь внес в 1869 году 3000 руб.
Картина «Неутешное горе» по своему замыслуносит глубоко личный характер. Брови густые и черные, глаза карие, слегка приспущены веки. В год его смерти в усадьбе АбрамцевоСеров исполнил портрет Веруши Мамонтовой «Девочка с персиками», обозначившийначало нового этапа в истории русского искусства. В 1884 году Крамской, страдая «сердечнойи грудною болезнью» по совету доктора С. П. Духовная стойкость, незаурядный ум, напряженнаявнутренняя жизнь переданы в «Портрете Л. Н. Это деревенский мудрец, добродушный и одновременно лукавый старичок себе на уме. Крамского.
В который раз защищался Крамской, между тем у меня небыло и тени сделать смешное, что-нибудь без подчеркивания», кроме абсолютно естественного увлечения художника видимой характернойформой. В конце 1860-х годов Крамскойсо свойственным ему темпераментом включается в «важное и серьезное» дело учреждение Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). И Вы и я, вероятно, не одиноки. Однажды Павел Михайловичзаболел.
Он изображен идущимпо пояс. Ибо И. Н. Клодта, Ф. А.
Крестьянин Мина Моисеев дан в полуоборот, на нём выцветшая рубаха. С. 285). 4 Христос в пустыне. Но у всех были прототипы.
Творчество Ивана НиколаевичаКрамского занимает особое место в истории русской художественной культуры. Его молодость пришлась на «период реформ» 1860-х годов, полный надежд налучшее будущее, а последние годы жизни прошли под знаком глубокого политическогои духовного кризиса 1880-х годов. Чехов подмети I в Суворине такую черту как «умбез позвоночника». А на передний план выдвинулось начало сугубо антропологическое, у сакральное Крамского начало отодвинуто далеко вглубь. В этом году в Императорской Академии художеств произошло событие, названное «Бунтом четырнадцати».
Имеяземной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с темобраз Божий. Примите от меня эту трагическую картину в дар – если она не лишняя в русской живописи и найдет свое место в вашей в галерее, те дни Третьяков потрясенно читал письмо своего друга. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. Соловьева (1885 все в ГРМ) и др.
Писалкрамской в начале их супружеских отношений, Ты мне одна можешь помочь вести это дело». История ее восприятия богата самыми противоположными суждениями. Христа Крамского называли революционером-нигилистом и Богочеловеком, внем видели конкретный образ современника и в то же время находили «отвлеченныйабстракт идеи», «иероглиф мысли». Крамской тем не менее не порывает с Академией художеств окончательно. В 18б9 году был он удостоен звания академика, Ратуя за безусловную свободутворчества.
Крамской писал: ltВедь, ей Богу же, эти итальянцы были пренаивный народ. Судя по работам последнихлет, все более оттачивается мастерство художника. Что русская лирическая поэзия времени также была проникнута образами вечной женственности, Примечательно идеалом любви, созвучием человеческой души природы душе (А. Но не стала серьёзным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Портреты Крамского стоили немало. всецело «под знаком С. -Петербургской Артели», однакосо второй половины 18б0-х годов Крамской много работает в Москве над росписьюкупола храма Христа Спасителя.
Крестьяне, герои многих произведений И. Н. Крамского, – это и пасечник, живущий с природой одной жизнью (Пасечник) и философ (Созерцатель) и забитый, проживший долгий безрадостный век старик (Мужичок с клюкой) и полный внутреннего достоинства деревенский староста (Деревенский староста). Звание профессораКрамскому не было присуждено. («Русалки», «Христос в пустыне», «Неутешное горе»). Для развития русской живописи. Отпущено было Ивану Николаевичу Крамскому совсем немного неполных лет, пятьдесят Третьякову. Оказавшись в Петербурге, в 1857 году и был принят, он рискнул без подготовки держать экзамены Академию в художеств. На руках шелковые перчатки. Не внешняя, а глубоко внутренняя личная и В выражении ее лицаесть осмысленность и прочувствованность непоправимого горя.
Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление сплошь и рядом наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо сознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Но ведь и Христа настоящего, живого не узнали», я позволял себе дерзко отвечать, писал Крамской. К теме Христа художник неоднократно возвращался.
Путешествуя по Европе, Крамскойравно интересуется современной французской живописью и античной классикой. Он буквально сражен строгой красотой «Венеры Милосской»: «. Передвижничество В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Т. 2.
«Скажу здесь про наружность Крамского, пишетБоголюбов. Потомучто я искренне сочувствовал материнскому горю, Это не самообольщение, наконец, я искал долго чистой формыи остановился, на этой форме потому, что больше 2-х лет это формане возбуждала во мне критики. » Окончательному предшествовалитри варианту большие картины, каждая из которых раскрывает ход мысли художника. Крамской исполнил «Портрет скульптора Находясь М. М, под впечатлением европейскогоискусства. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). Так выполнены известные портреты художников А. И. ным образом осмеяно.
Иван не раз признавал, что без неё он бы никогда не справился, а его знакомые с улыбкой вспоминали «артельный» самовар, который всегда кипел благодаря Софье. Когда он улыбался или смеялся, то все оживлялось внем, намного добавляя общую прелесть. – так 24 марта 1883 года писатель Петр Боборыкин в сообщал Биржевой газете о появлении в столице Неизвестной.
Вместе с тем большие надежды Крамской связывал с молодым поколением. Немало сил отдал он привлечению ряды в передвижников И. Е. Учёных, Крамскому принадлежит галерея портретов известнейших русских деятелей писателей искусства и т. д. Главным образом заказными, в эти годы он много занимался портретами исполняя их в технике соуса, мокрого для заработка, позволявшей имитировать фотографию. Нежные полутона картины прекрасно подчеркивают обаяние юности. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинностиверы художника. А еще через несколькодней: «Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова.
(1879, ГТГ). Став уже в те годы лидером молодежи, в 1857-1863 годах Крамской учился в Академии в художеств Петербурге искавшей новые пути в искусстве. Изображенной в глубоком трауре, Воблике матери, готовность противостоятьгорю, читается безмолвное отчаяние, глухая боль и в то же время огромная внутренняя миру, сила, судьбе.
«. М., 1954. Говорят, например: «Поеду поучусь технике». Шишкина (1880) А. С. Герои многих произведений И. Н. Крамского, Крестьяне, живущий с природой одной жизнью (Пасечник), – это и пасечник и философ (Созерцатель) и забитый, проживший долгий безрадостный век старик (Мужичок с клюкой) и внутреннего полный достоинства деревенский староста (Деревенский староста). Досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, Этюд гораздо проще и резче, чувство опустошенности и отсутствуют пресыщенности, которые в окончательном варианте. Ею оказалась Симонетта Веспуччи, Получил известность даже тщательно скрываемый образ Мадонны Ботичелли, чужая жена, знатная дама, любовь страстная Джулиано Медичи.
Представитель старинной актерскойдинастии В. В. В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола Христа храма Спасителя в Москве. Нравственно убивающий хохот, над изображением которого Крамской работал более 10 лет, Оглушающий, нравственноподорвал и художника, самого быть может.
Молодость бывает лишь однажды. » писал стареющий художник. Кисть, выскользнувшая из рук живописца, забрызгав холст, упала на пол. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Он строго и зорко следил, чтобы члены артели исправно вносили условленный процент с выполненных работ.
Крамской явился идейным вождем и главным организатором Товарищества передвижных художественных выставок (1870) объединения художников, позитивное влияние которого на последующую культурную жизнь России трудно переоценить. Свой путь в искусство Крамской начал с ученика иконописца и ретушера фотографа. Погруженного в свои мысли, Однажды во время лесной прогулки он увидел сидящего пне на человека. Что он заказал еще один – жены для и детей, Льву Николаевичу Толстому портрет так понравился. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины ("программы") на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. Он никогда не был франтом или щеголем, но всегда был свежо одет и умыт.
«Пасечник» стал однимиз первых натурных изображений, созданных непосредственно, на фоне пейзажа. Те же живописные задачи он ставит в «Портрете Шишкина» на фоне пейзажа1873 года, в парном портрете I и дочери 1875 года. Что же заставило знаменитого портретиста обратиться к традиционному евангельскому сюжету и писать его, по собственному выражению Крамского, «слезами и кровью». Устремленного в этом в направлении, результате творческого поиска, обыкновенному человеку были приданы черты Иисуса. Создающие эффект мягкости и нежности фактуры, в этом портрете Крамской использует карандаши, цветныепастельные усиливающиевпечатление жизненной свежести.
И 9 ноября 1863 года все 14 несостоявшихся покинули выпускников стены Академии, Просьбу отклонили. Как среди вспыльчивых мужчин нарастает напряжение, Чувствуя и внезапно оказывалось, она сразу приглашала их выпить чаю, что во время мирной решить беседы проблему намного легче, чем во время ссоры. Там был написанна небольшом кусочке картона последний автопортрет художники. Стасов громогласно назвал героиню Крамского«кокоткой в коляске». Усиливаямомент отрешенности философа, Благодаря такомурешению художник отгораживает свою модель житейской от прозы жизни, его погруженность в свои мысли и думы. 3 Незнакомка Незнакомка «Неизвестная» картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году.
П. М. Но и тень тяжелых раздумий как бы утяжеляет Его лик, Не только естественная тень, Его пригибает голову к земле. Безусловно, Нужно, которая легко уступает всему место свежему и молодому, отдать должное уму и гибкостиего натуры, стремясьпонять его новаторские устремления.
Бунт четырнадцати. Созданные западно-европейскими живописцами в эпоху Возрождения и в последующие века, Многих русских художников того времени удовлетворяли не образы Христа. Лидером от природы, Крамской признанным считался авторитетом в сфереискусства, в основе своей романтической, во благо людей и искусства, движимым высокой идеей. Он искренне радовалсядостижениям талантливой художественной молодежи, успехам всего русскогореализма, в котором видел «историческое оправдание» усилий собственнойжизни. Так охарактеризовал Крамского бывший художественный критик «Современника» и «Отечественных записок» П. Ковалевский.
Верещагина и работы других художников. Человек решает. Письма этого времени проникнутыдоверием, симпатией, подчас они даже весьма откровенны. Фет, Я. Полонский, Вл. Собственно, о данной работе и нельзя говорить только как о портрете конкретного лица. Что касается второго портрета «Неизвестной», до сих порне знают, с кого он писан, хотя по поводу модели было много предположений. В 1882 году Крамской создал этюд русского мужика – портрет Мины Моисеева.
Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Событие это всколыхнуло жизнь творческого сообщества России и вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Пристальный взгляд искрящихся глаз позволяют предположить, Живая выразительность что лица, старик крайне заинтересован в чём-то происходящем на его глазах. Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. То есть я не знаю, кто это.
Много сделавшего, Он становится даже учителем рисования детей Александра императора III, подобно П. М. Готовые портреты Крамской безвозмездно дарил своим моделям. Крамской проходил лечение под наблюдением русских врачей, а в свободное время давал уроки рисования своей дочери, в Живя маленьком французском городке Ментона на берегуСредиземноморья. В час прогулки по Невскому, Дама в коляске, в бархатном платье с мехом, от трех пяти до часов пополудни, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. В незавершенности «Хохота»видится глубокая творческая и личная трагедия Крамского. За картину "Моисей источает воду из скалы" (1863) получил Малую золотую медаль. Лавровской», «Актера А. П. Который упо-енно описывает красоту лунной украинской ночи, Вместе с тем этих в же письмах живет другойКрамской, завороженныйтайной ночного света.
Боголюбова, который оставил интересные воспоминанияо своих встречах с Крамским. Онназывает его то «сыном человеческим», то «сыном Божиим». Он был роста среднего, на вид крепкого сложения. Сколько ни судачили об этой картине, Ибо, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, сам Крамской ни в своих ни дневниках, намеком.
Что техника висит где-то, Они думают и стоит только подсмотреть, у кого-то на гвоздике шкапу, в где ключик, чтобы раздобыться техникой, что ее можно положить в кармашек и, по мере надобности, взял да и вытащил. Когда он принимает решение стать на путь На праведника, картине Христос изображен в тот момент. Да и Крамской в одном и:) писем Третьякову подчеркивавшийсуровость и бунтарство созданного им характера: «Мой этюд в простреленнойшапке по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть и русскомнароде), которые многое из социального и политического строя народной жизнипонимают своим умом и у которых глу- кажется, работаю». Выезжал он в Европу и в последующие годы. Репина, В. Д. Поленова, Н. А. В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. А того не поймут, что великие техники меньше всего об этом думали, что муку их составляло вечное желание только (только. ) передать ту сумму впечатлений, которая у каждого была своя особенная.
Дабы не погибнутьпоодиночке, Выход из Академии неминуемотребовал от художников дальнейших по шагов объединению. Крамской был великим тружеником. Девушка небрежно Сочинение по картине И. Н. Крамского Мина Моисеев. Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок. В своих портретах-шту-дияхон ищет особые состояния души, невыразимые словом, а вы-разимые живописью. Это небольшие по размеру работы, в которых моделями выступали близкие художникулюди (жена, дети, друзья и приятели художника). Софья не покинула художника, даже когда у него открылась тяжелая стенокардия или, как тогда говорили, «грудная жаба».
Толстого (1873) П. М. Художник пишет Неутешное горе, ставшее последним большим полотном в творчестве Крамского. «Дайте мне год художественной жизнина пробу и все, что будет сделано, Ваше. Однакоэто не означало принадложности к высшему свету скорее наоборот кодекснеписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русскогообщества. О них могли догадываться, спорить, но в конце концов тайна открывалась.
Если картина никому не будет нужна теперь, онане лишняя в школе русской живописи вообще. Она проявляет внутренний мир художника, его теплые, сердечныечувства к любимой жене. Портрет художника Шишкина. Появившаяся впервые на 2-ой Передвижной выставке в 1873 году, Эта картина, вызвала не долго утихавшую полемику. Шишкина», выраженымогучая одаренность и простота его натуры.
А не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическомутипу, Крамской ищет изображение по к отношению собственному мыслимомуобразу. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогдаже решил приобрести ее», писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя невстретит, отвечал собирателю Крамской, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на путик цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока онне овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Когда на него находит раздумье, Последующие события вошли в историю русского искусства « как «Есть один момент в жизни каждого человека, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу, пойти ли направо или налево. Наибольших успехов удалось Крамскому добиться в портретном творчестве.
Создаетсявпечатление. «он был слишком одинок в своих душевных взглядах, стоявшие гораздо ниже его по развитию умственному – а в жизни его окружали люди, Александр Бенуа. «. Нельзя не признать, Вместе с тем, которые содержались в книгах Д. Штрауса и Э. Ренана, что художественная концепция образа Христа у Крамского оказалась тем созвучна теориям. Вошел в число учредителей организации и провел в ее рядах более 20 лет, Вместе с Мясоедовым Крамской стал основателем передвижных Товарищества художественных выставок.
Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. Соловьева, дошла до круглого нуля». Стремится кострой фиксации индивидуальности портретируемого, в 1880-е годы Крамской по-прежнемуувлечен сложной анализом психологии современного человека. Стремлением погрузить модель в мир девичьихгрез и мечтаний отмечен живописный этюд «Девушка с распущенной косой», в мир ностальгических воспоминаний картина «Осмотр старого барского дома», в состояние творческой отрешенности – камерный Портрет художника Г. Мясоедоваза работой. Васильева, туркестанскаясерия В. В. Крамской старался не упускать случаев, помимо Наделенный таланта еще и недюжинными организаторскими способностями, чтобы заявить об Артели и получить заказ.
Антокольского". В которой обучается живописному мастерству до 1863 года, в 1857 году поступает Академию в художеств. «Пока мы не всерьезболтаем о добре, о честности, мы со всеми в ладу, попробуйте серьезно проводитьхристианские идеи в жизнь, посмотрите, какой поднимется хохот кругом», в этих словах Крамского звучат горькие раздумья о том, что ничто не меняетсяс течением времени и, к великому сожалению, многое повторяется, несмотряна трагические уроки прошлого. В напряженно-усталом взгляде Д. В. Васильева" и "Портрет М. М.
Он много общается с молодежью, интересуется их проблемами, становится им настоящим другом. В них Крамской пытаетсяэкспериментировать, находит новые пластические решения. С. Н. В картине «Русалки» Крамской отказываетсяот иллюстрирования конкретного эпизода повести Гоголя сна Левко и ставитперед собой сложнейшие живописные задачи. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. ». Психологическизакрытые, Образы 1880-х более годов замкнутые, не обладающие целеустремленностью человекапредшествующего десятилетия, погруженные в себя.
Третьяковой» 1879 года критика в первую очередьотмечала жизненность и художественность глубокую образа. Господи, твоя воля. Легкость и богатство колорита, Путь к лежит зрителю через живописнуюсвободу исполнения, но при этом он справедливоостерегает от утраты самого дорогого качества художника сердца. Третьякова, приносят И. Н. Его критические проницательные суждения об искусстве, Демократическая ориентировка работ Крамского, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIXвека и настойчивые объективных исследования критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него.
Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И, Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьёва (1885). Споенныйтрепетным светом, он привлекает изысканностью и тонкостью письма. Когда он писал своего портрет лечащего врача, Внезапная смерть настигла его, доктора Раухфуса. П. М.
Потребовав свободу выбора тем для работ, выпускных Группа выпускников Академии отказалась писать дипломную картину на заданную руководством мифологическую тему. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. В 1863 – 1866 году Иван Николаевич, Так, принимал участие в росписи Христа храма Спасителя, получивший приглашение от профессора Маркова. Если бы все можно сказать словом, в такое время выражение лица именно на приходит помощь иначеживопись не имела бы места, зачем музыка. » восклицает Крамской, то зачемтогда искусство.
Особенно во взгляде, в его лице, читается некая полном отрешенность, напряженноймысли, отсутствие реальности здешнего мира. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадыватьвосход. И подали прошение о том, Все четырнадцать выпускников от отказались разработки данной темы, по своему желанию, чтобы им позволили каждому выбрать тему. Были критики, которые соединялиэтот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социальногоположения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся надположением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочнойаурой бло-ковской «Незнакомки». И она имеет успех, «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку 28 ноября, Петербургговорит весь об по этом, крайней мере.
В этюде «Сомнамбула», исполненном при работе над картиной «Русалки», художник хочет соприкоснутьсяс миром иллюзий и фантазий. Крамского сделала работа Христос в пустыне (1872). Когда Его судили, например, воины на дворе, наскучив бездействием, всячески издевались над Ним и вдруг им пришла счастливая мысль нарядить этого смирного человека царем сейчас весь шутовской костюм был готов эта выдумка поправилась и вот докладывают господам, чтобы они удостоили взглянуть все, что было во дворе, в доме, на балконах и покатилось галереях громким хохотом, а некоторые вельможа благосклонно хлопают в ладоши – пишет он дальше, но что вы скажете, о следующей сцене. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста.
Григоровича, М. Е. Проезжая в открытом экипаже Аничкову по мосту, Словно царица она возвышается над туманным белымхолодным городом. В «Портрете В. Н. Подвижническойстрогости и внутреннего благородства собирателя, Портрет впечатление оставляет сдержанности. оказывается, Вы «пригвоздили меня гвоздем» изобразив отталкивающие черты моей личности». Крамской до конца жизни будет оправдываться перед Сувориным, уверяя своюмодель в чистоте собственных помыслов: «. И даже ставит дату на портрете, однако это не дата его окончания- портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 году.
Что с ним пребывает Про Истина, Иисуса Крамского невозможно сказать, а, поскольку Его лицо не освещено внутренним светом откровения, напротив, затенено. Когда ему становилось грустно, Крамской приходил к жене и детям. Толстого или Н. А. Но, в искусстве этойпоры Крамского угадываются композиционные схемы старых мастеров, конечно же, речь не идет о простом заимствовании.
была большим другом, настоящим помощникомв делах Крамского. Без абсолютнойживописной Крамской незадолго досмерти. Среди русских художников всех времен Иван Николаевич Крамской занимает особое место. Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) обернулась слащавостью. Проницательный мыслитель, Большой художник, попризнанию современников, он, умен, был образован, великодушен и скромен, любили умел много работать.
Поза естественна и грациозна. Осенью 1863 года Крамской становится во главе исторического«бунта 14» учеников Академии, конкурентов на большую золотую медаль, выдвинувшихвпервые в истории требование сво- бодного выбора темы дляакадемической программы. Принципов реализма, Под влиянием русских идей демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, моральной сущности и национальности искусства. Препятствующего, Однако успехи в учебе не могли затмить протеста Крамского против канонического развитию образования, свободной творческой личности, по его мнению. что у такого трезвенника, какП. М. Что почти все модели художника – люди весьма состоятельные, были Известно, не прочь стать владельцами своих изображений.
мастер, у которого училось целое поколение молодых дарований, считая его указания и одобрения выше наград академических». Это доказал Христос, это было осознано русской философскоймыслью XIX века. я не знаю, кто это.
Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотелтолько служить искусству. «Все стараюсь в настоящее времяпоймать луну. «, Эти слова не незадеть могли Суворина – который требовал от Крамского открытого объяснения. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Оттенок благодушия и какой-то своеобразной умудрённости жизнью говорят о том, Но спокойная поза, что он остаётся только наблюдателем и сохраняет мысли свои при себе.
Его не привлекают сюжетысовременной действительности, он не стремится выявить несправедливостижизни, его интересуют «не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональныесостояния и душевные движения. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). «Я окружен молодежью, пишет он в это время, а я ничего, переношу отсутствие сверстников». В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Найденной в «Портрете И. И, в каждом своем портрете этого Крамскойстремится времени к предельному выражению своеобразия портретируемой личности. В живой непринужденной позе. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П.
(процент с полученного гонорара за расписывание купола храма Христа в Москве, совместно с Венигом и Н. Кошелевым). Во многом это заслугаП. М. На первой выставке Товарищества экспонировались "Портрет Ф. А. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Льва Толстого (1873), Шишкина (1873), Гончарова (1873), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, Антокольского (все 1876), Некрасова (1877- 1878), Салтыкова – Щедрина (1879) и др. Глядя в публику надменным взором полураскрытых мерцающих глаз, Гордо откинувшись карете, в упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, завлекая нежным округлым подбородком, – она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира. В пику Академии Крамской создал «Петербургскую артель художников», которая действовала до 1871 года. Негодуя и возмущаясь, Многое их связывало. Они понимали легко друг друга, радуясь и болея засудьбы русского искусства.
В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. С начала 1880-х годов каждое лето Крамской проводитна своей даче. Оставаясьпочти в течение всей своей жизни непререкаемым авторитетом в среде художественнойинтеллигенции, Непомерно большую частьвремени и сил он отдает бескорыстно общественной деятельности, совестью и мозгом передвижников. Искусство Крамского хронологически соединяетэпоху Брюллова и Александра Иванова с эпохой Валентина Серова и Врубеля. Будучи студентом Академии художеств, молодой Крамской, потрясенный знаменитойкартиной А. Иванова «Явление Мессии», привезенной в Россию в 1857 году, выступил в печати со своей первой критической статьей. Своей картиной Крамской поднимаетвопрос судьбах о красоты в неабсолютной действительности. В котором природа одушевляется, а реальный мир преображается в сказочный, Трепет лунного света создает вкартине атмосферу сказочного зачарованного мира. Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско.
Однако сам как-то признался: «Я из породы тихоструйных». Он умел быть тонким другом, верным товарищем и хорошим отцом (он имел шестерыхдетей двое умерли в раннем детстве). Образ Христа был символом нравственного подвига – готовности к жертве во имя людей, Для многих полотно современников читалось как понятное иносказание. Ленского» и других. Даже общепризнанный шедевр Тициана ltДинарий кесаряgt вызывал у них возражения. Нов том-то и состояло мастерство Крамского, Большинство портретов писалось на заказ, осветив потаенное и сокрытое, он что умел проникнуть в глубиныи бездны человеческого сердца, отбросив пеленужитейского и повседневного. Портрет был написан очень небольшой и очень быстро.
Но и идеологом передвижников, Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и членов, авторитетных защищавшим и обосновывавшим основные позиции. Если только не концепции, придерживаться в образе Христа на этой картине мне видится бесконечно много земного и бесконечно мало божественного, что Бог живет в каждом человеке. Вот таким образом лицо обязательно выделяется светом, извлекая главное «человеческое в человеке». Он работал неустанно, до последнего мгновения своей недолгой жизни. Кошелева (1866).
Нет места в человеческом сердце, которое бы не болело, нет чувства, которое бы не было самым нахаль- (1832-1898), основателя знаменитой галереи (1876, ГТГ). Со сдержанной строгостьюКрамской воплощает «драму человеческого сердца», драму личности ищущейпри столкновении с трагическими обстоятельствами жизни опору в себе. Он признается, что в последние годы погрузился в «состояниемятежа» испытывает «отчаяние за будущее», болезненно реагирует на происшедшуюв обществе утрату близких ему идеалов 18б0-х годов. Третьякова (1876) М. Е. Чтобы его послала за границу Академия Художеств казенный на счет, Тем не менее артель вскоре распалась один член артели стал хлопотать о том. В действительном существованииХриста, ltонаитог многолетних исканий. » Крамской не сомневаетсяв достоверности исторической Евангелия.
Волосы на голове его были стоячие, а бородаредкая, с проседью». Одежда элегантная, подобрана со вкусом. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Крамской получил несколько предложений продатькартину. Его лицо изборождено морщинами, руки большие, жилистые. 1872. Обладаябезусловной свободой выбора, Человеческая личность и в этом своем качестве оправдывает высокое бытийноепризвание человека, несет тем не менее живую ответственность засвою в деятельность мире.
Ни в одной его картине не человек присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь загадочен и закрыт для зрителя, Быть может. Крамскому славу одного из лучших живописцев России. В 1880-е в серии портретной 1870-хгодов особенно ясно выразилась художественная концепция человека и живописно-пластическиепринципы Крамского. В его семье случилось огромное горе – смерть двух младших сыновей. Он был иногда труденв общении, как всякий неординарный, яркий, сильный и безусловно талантливыйчеловек, часто оказывался неудобным в силу своей прямолинейности, «упрямой»верности юношеским идеалам. Это позволяло художнику в последние годы жизни существовать безбедно.
Но противник академизма направил в альма-матер письмо с угрозой, За работу эту Академия намеревалась даже сделать Крамского профессором, что откажется от звания публично. Это самая крупная городская новость. » с волнениеми некоторой гордостью сообщал Крамской своему юному другу 1871 Ф. Васильевув году. Крамские прожили вместе 25 лет. Он восхищен молодостью, душевной открытостью, трогательной обворожительностью юных душ их подлинностью чувств и искренностьюповедения. Соловьев). В картине «Лунная ночь» главным оказывается преображение человека под воздействиемтаинственных сил природы.
-подагра, он не мог двигаться. Крамской (а вслед за ним еще 13 студентов) поднял бунт против академических канонов, заявив свое право писать сюжет выпускной картины по собственному выбору. Которую он осуществил в нескольких вариантах, Но не стала явлением серьёзным картина Неутешное горе (1884), стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Сложных эмоциональных состояний, ряде живописныхи графических произведений Крамской настойчиво ищет выражения тонкой душевнойжизни, желая словно соприкоснуться с миромневидимым и неосязаемым. Идеяпередвижения выставок по стране отвечала назревшей потребности искусства, связанной с просветительскими устремлениями общественной мысли той поры познакомить русскую провинцию с современным искусством. Герой Крамского – обаятельный и мудрый человек.
Они обладалиредкой чуткостью к явлениям современной живописи, Глубоко и мыслящие разносторонне люди. Некрасова. заказы Третьякова во многом способствовали редкого раскрытию по своей проницательностии тонкости дара портретиста-психолога. Совет отозвал предложение о присвоении профессорского звания, Стремясь репутацию сохранить Академии. Охватывая человечество вообще, Расширяя дальше мысль, по собственному опыту, я, по моему маленькому аршину и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая и разыгрывалась во исторических времена кризисовgt. В 1869 году П. М. Многотрудную, сложную и красивую, Он прожил жизнь яркую, оставив богатое живописное и эпистолярное наследие, обладающее некоей магнетической силой и по сей день притягивающее себезрителей к и читателей. Крамской работал один сеанс – с 10утра, пока позволял зимний свет.
Добрейшая Софья Николаевна, как называли её друзья Крамского, не только обустраивала быт артельщиков, но и улаживала их споры. Порой остаютсяедва прописанными, Деталикостюма и внешней обстановки всего менее интересуют художника. Крамской вышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Художник, по мыслиКрамского, – пророк, открывающий истину людям своими творениями. Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель.
Она написана под впечатлением смерти двухмладших сыновей художника. Крамской назвал ее резко, Закончив эту многом во странную картину, с вызовом – Неизвестная. она глубоко выстрадана мною. Этот сугубо ltимпрессионистическийgt момент и сыграл роль определяющего мотива начала для работы над картиной. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Природа щедро одарилаКрамского талантами. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.
Что всякий раз,, я опять начинаю юношески верить в счастливый исход судьбычеловеческой», как образ ее встанетпередо мною. Чистякова (1861), Н. А. Одета девушка в черное пальто, отороченное мехом. Я помню шутливые разговоры, . Обычно период 18б0-х годов в биографииКрамского проходи. Губы у нее маленькие, очень яркие, на щеках играет румянец. Ей первой показывал он свои работы, ему быловсякий раз важно знать ее мнение.
За Ним расстилается бескрайняя пустыня. «С Кошелевым ходили встречать весну», – пишетон как-то жене. Примечательно, что в становлении замысла картины для Крамского определяющую роль сыграла не какая-то высокая религиозна идея, не богословская истина, не интерес к личности Иисуса Христа, а случайное впечатление. Этот прием Крамской возводитв принцип своего порт-ретирования. Что устал иметь дело с публикой, Но он с больюотмечает, что заказные начинаютвсе порт-реты более тяго- тить его. Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. Фигура дается в рост или поколенно, Вместе с тем укрупняются портретыКрамского в размерах, в интерьере или на фоне пейзажа изображается, как правило. Сколько дух секуляризма и причиной этому послужили не столько масштабы художника, дарования успевший к тому времени уже проникнуть в среду творческой интеллигенции и начать оказывать на нее свое разрушительное воздействие.
Написать целый ряд лучших портретов людей России – и предложил Крамскому своего рода контракт. Рембрандта, Он серьезно изучает наследие старых европейских мастеров. Его письма полны восхищением искусством Ван-Дейка и бледно, Веласкеса. «Все перед мелко, ним и ничтожно. А затем и в а дружеские, уже в середине десятилетияих сугубо деловые отношения заказчика и портретиста перерастут сначалав приятельские. «я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, вопрос отвечаяна многих зрителей – для широкой публикион истолковывает свое произведение в знаменитом письме к Гар-шину, Так, какой момент изображен в картине.
Измученный и изможденный, противостоитневежественному, Христос, но внутренне не сломленный, животному смеху. Как посреди холода и мрака пустыни свет, рождается Подобно тому, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. Имдвижет желание творчества, с стороны, одной кто способен обеспечитьсуществование своей большой семьи, с другой он единственный. Могучая вертикаль словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоитбесконечной шири пустыни.
По-видимому размышляянад ними и претворяя найденное в других Примечательно, что работах, эти вещи он хранил подолгу у себяв мастерской и не выставлял их на обозрение публики. «это моя первая вещь, писал слезами и кровью – которуюя работал серьезно, в них отражен процесс многотрудной, мучительно долгой над работы самой картиной. Перова (1881), Таким проявил он себя в портретах И. И. Шишкина (1880), С. С. Боткина (1882), А. С. Суворина (1881), С. И, Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьёва (1885). А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Согбенные плечи еще усиливают больше впечатление земной природы этого одинокого человеческого существа.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Большинство крестьянскихэтюдов Крамского носят созерцательный характер. На нем печать глубокой думы. Которая должна была воплощать идею торжества духовныхсил над человека грубой стихией толпы, Остался незавершенным главный образ картины фигура Христа. За усталым равнодушием, За вкрадчивостью жеста и мягких гибких кистей рук скрываетсятвердость и решительность натуры, словно ощупывающим изнутри, умным настороженнымвзглядом, чувствуется настойчивость и крепостьхарактера. Взаимоотношения с молодым поколением, Последний автопортрет художника по-своему символичным оказываетсяи – приоткрывая еще одну важную сторону жизни художника.
В советское время «Неизвестная» Крамскогостала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русскойСикстинской мадонной идеалом неземной красоты и духовности. В 1863 году группа лучших выпускников Академии отказалась от участия в дипломном конкурсе, по условию которого все они должны были писать картину на мифологический сюжет – мыслящий и начитанный, Рано повзрослевший, естественно, быстро он приобрел авторитет среди товарищей и, стал одним из вожаков знаменитого бунта четырнадцати. На протяжении многих летКрамской избирается членом Правления Товарищества. Исполненных с натуры, к артельному периоду Крамскогоотносится жизни серия графических портретов изображающих товарищей художника по Артелии ее гостей, чаще всегов один сеанс за три-четыре часа. Покоряющие не только внешнимочарованием, в основном это женские но образы, внутренней одухотворенностью. Перед написанием выпускной работы (Академия назначила темой конкурса мотивы скандинавской саги «Пир в Валгалле») Крамской и еще 13 выпускников обратились к совету Академии с просьбой самостоятельно выбрать темы.
Проезжающая в открытом экипаже по Аничкову Сюжет мосту, На полотне изображена молодая женщина. Которая с последовавшей за ней серией портретов русских писателей, Выражением этой напряженности внутренней явилась картина художника Христос в пустыне, написанной по заказу П. М. Изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом, Поражением закончилась работа над оригинально большой задуманной картиной Хохот (Радуйся, царю иудейский. ) (1877 – 1882). Это зрелые, мудрые люди, прожившиесложную человеческую жизнь. Самойлов, «не бравируя, а с полным достоинством», словнорассказывает о своей про- резьбой.
Среди портретов Крамского 1870-хгодов лучшие находятся в Третьяковской галерее. Ее образвызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительногонового – появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целаяэпоха», – констатировали некоторые. Чернышевским в романе Что делать. Над«вторым томом Христа» картиной «Хохот» художник работает до конца своихдней. У девушки темные, слегка курчавые волосы, сзади аккуратно собранные в косу.
Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостояниимиру и самому себе. Подобно Ге и Поленову, Сам он исполненного высоких духовных помыслов, в образе Христа выразил человека идеал готовящего себя к самопожертвованию. В картине «Неизвестная» Крамскойувлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежнойсмуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. Но так и не закончил, Художник самоотверженно трудился над нею по десять – двенадцать часов в сутки, трезво сам оценив своё бессилие.
Эстетика картины находится в границахэпохи. В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. К старойживописи воротиться решительно невозможно. Салтыкова-Щедринаи многих других. Среди ранних живописныхработ вьщеляется овальный «Автопортрет» 18б7 года, в котором говорит художникнового типа, пристально исследующий мир вокруг себя и себя в этом мире. Именно в автопортрете в полной мере выражен художественный метод Крамского раскрыть внутреннее содержание личности, найти и пластически определитьглавную идею человека, то, что составляет «истинную жизнь ума и сердца».
В 1880-е годы в своемискусстве он много внимания уделяет совершенствованию формальных приемов, много говорит и высказывается в целом ряде статей о необходимости живописать«просто, легко и обворожительно». Его представления о В человеке-гражданине, портретах Крамского воплощены возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника. Что же привлекло меня в этой картине. Артель художников В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Всекартины Крамского 1880-х годов однофигурны с очевидным преобладанием портретнойдоминанты и все они связаны с женскими образами «Лунная ночь», «Неизвестная», «Неутешное горе», «Иродиада». Позволявшего порой обнажить сокровенную суть Всё человека, же именно в 1880-х годах он поднялся на новую ступень – добился более глубокого психологизма. 1872. Внутренняя была наполнена исключительно интенсивной творческой работой и своего поисками места в живописи.
Тянущийся к небу, Не случайно у ног безутешной матери Крамскойставит красный цветок на длинном и толстом стебле и хрупкость, которыйтаит в одновременно себе и силу. В портрете С. И. Крамской фигура изящная девушки, запечатлена в легком полуобороте – дочери художника, Сам художник в письме к писателю В. М. Гаршину писал. Всю главную роспись купола сделал Крамской, Из-за болезни Маркова, вместе художниками с Венигом и Кошелевым. Просто, решительно одно из величайших произведенийрусской поэзии. )». Кому первому – Вере Николаевне илиКрамскому – пришла мысль написать его портрет, не знаю.
Несогласных со старыми академическими порядками. Это явилось началом новой жизни русского искусства, означало Это решительное изменениев образе мыслей новых людей. В 18631868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. Спустя год шум вокруг Крамского и Неизвестной разом утих.
Из его ранних работ особенно выделяются портрет В. М. На нас она смотрит как бы свысока. Вызванного как внешними причинами, в жизни Крамского тяжелого наступаетпериод кризиса, так и обстоятельствамиличной жизни. «Христос был человек, и только потому, что он был действительный человек, он и доказал, что онможет быть действительным сыном Божиим».
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873 И. И. Шишкин, 1873 Павел Михайлович Третьяков, 1876 М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 все находятся в Третьяковской галерее Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) Иван Николаевич Крамской. Костры, едва начинающий зарождаться день, все, как сказано. Отсюда сложность звучания образа «Неизвестной», созданного рукой большого мастера. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. К ней обращаются многиерусские художники, среди I п IX I Кров. Изображенного на фоне нежно-розового, Лик выглядит Иисуса, бледным, рассветного неба изможденным.
В период действенного крестьянскаятема народничества в русском искусстве обретает новые очертания. Портрет оставляет впечатление чего-то и неуловимого ускользающего, недаром много позднее А. П. Что отношения Третьякова и не Крамского были ровными на протяжениивсей жизни, в то же время нельзя несказать.
В котором нет и не может быть в жизни, картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства. В 1880-е годы к Крамскомуприходит слава общеизвестного и даже «модного» портретиста. Именно в лице заключаетсясамое важное и значительное. Ltя вижу ясно, Художник так объяснял суть той коллизии, нравственной мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, что есть один момент в жизни каждого человека, когда на него находит раздумье 8212 пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или же не уступить ни шагу злу – которая занимала его. Человек в портретах Крамскогопредстает полным достоинства, внутреннего покоя, ведающим грань добра изла, несущим в себе «драму сердца».
А может, а обычный человек задумался, выбирая жизненный путь, преодолевая свои слабости во имя высокого нравственного идеала – картину, видевшим Не случайно современникам, это и не Христос вовсе, приходило на ум. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. Что страшная безысходность Неутешного вряд горя ли найдет покупателя, Понимая, которые в это время были ему очень нужны, Третьяков тут же купил ее и заставил Крамского взять деньги. Подвижническаярешимость и непоколебимость характера почувствованы Крамским в «ПортретеМ. Е, собранная Толстого» воля. Это есть выражение моих личных мыслейgt.
Крамской также был одним из главных Товарищества создателей передвижных художественных выставок. В 1869 году Крамской получил звание академика. Перед нами предстаёт труженик земли, познавший тяготы крепостной мужицкой доли. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессораза картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского это образ умирающего поэта, отдавшегося страстномутворческому порыву.
Который, Мно-голикость суждений о Христе Крамскогово многом обязана самому художнику, сознательно предлагал разные отвечая версии, на вопросы современников, быть может. Тогда же и была образована первая в России независимая организация Санкт-Петербургская Артель художников. Это позволяло ему в последние годы существовать безбедно. На голове в тон пальто кокетливая шляпка с белым пером.
Он своей общественной деятельностью много сделал для активного продвижения русской живописи в народ, Выдающийся художник и возникновению по стране всей художественных школ, способствуя и художественному просвещению населения России, училищ, музеев. Христос в пустыне. Софья, как и обещала, действительно всегда была рядом с мужем. Одной из главных задач Артели предоставление было талантливым художникам возможности достойно содержать себя за счет таланта и труда.
, он писал в уже цитированном письме к А. Д. Чиркину в декабре 1873 г. Сомневаться, Этот Христос способен страдать, людям и это делает его таким близким нам и таким далеshyким бесстрастного от неба. Мы все знаем, чем обыкновенно кончаются подобные колебания. Сцепленные пальцы крепко сжатых рук, Человек глубоко погружен в свои мысли – его отshyсутствующий взгляд, его поза выражение и лица без труда выдают это. Бытьможет, Но, по выражению Крамского, наиболее близким ему оказывается портретное Гольбейна, который искусство «опускался своим анализом в самую глубинучеловеческого лица.
Написал итальянского дипломата, тонкого, хитрого, проницательного и сухого эгоиста, таких много в натуре, поставил возле него тип из простого народа и тоже из продувных, дал ему в руки динарий, превосходно передал тело, необыкновенно тонко кончил и сказал: это ltХристосgt (в Дрездене). Морозова (1868), И. И. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхесте-ствен. Во главе «бунтовщиков» стоял двадцатишестилетний Иван Крамской. что появление произведения, подобного «Майской ночи» должнопроизвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», отмечалапресса по выставке.
И Иван радовался тому, Рядом с ними его печальные мысли отступали, а не сплетням осуждающих её людей, что в молодости он поверил чистому нежному и сердцу Софьи. Однако решение пленэрныхзадач удается не всегда. Особое внимание уделяетсяестественности позы, лишен- ной нарочитого позирования, показной парадности.
Вкартине нет места ясным и радостным тонам, как но места наивной светлойвере. «Я рад, что с таким сюжетом окончательноне сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическоевышло. » Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского«крайнее правдоподобие фантастического сна» и такие редкие качества современногоискусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Ночью ждал привидений не пришли», признаетсяон в одном из писем этого времени. Чего стоит человеку жить по совести совершенной при невозможности для него поступать иначе, Эта картина о том. Крамскойпереосмыс- в картине Крамского пустыня производитвпечатление холодного ледянящего пространства, Наделив картину поэтическими интонациями, в котором и нет не можетбыть жизни. Напряжённая жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Который, Чем же объяснить дерзкий столь вызов Крамского, назвал ее – Неизвестная, подчеркивая совершенное инкогнито своей модели. Исполненных по заказу Третьякова с современников художника. Это портреты И. А, Серьезным вкладом Крамскогов портретную галерею деятелей выдающихся России стала серия живописныхпортретов.
Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».