Картины Риберы отмечены глубокой человечностью, сочетанием подчёркнутой материальности с возвышенным художественным обобщением («Хромоножка», 1642 «Святая Инесса», 1641) Энциклопедический словарь РИБЕРА (Ribera) (прозвище Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де (17 февраля 1591, Хатива, Валенсия 2 сентября 1652, Неаполь) испанский живописец и гравер.
Мурильо пользовалсяочень большой популярностью во второй половине 17 века. Учился у Ф. Рибальты в Валенсии. Некоторые темы Рибера разрабатывал во многих с произведениях различными эмоциональными и живописными нюансами. Но он остается в своем единственным, роде Все это так или иначе можноусмотреть в живописи Эль Греко. Умер Хусепе де Рибера в 1652г.
Примкнул к караваджизму. Главные его герои симпатичные дети в лохмотьях саппетитом уплетают фрукты («Мальчикис дыней и виноградом», 1б4б г. ) играютс животными («Мальчик с собакой», 50-е гг. ), торгуют на улице («Продавщицафруктов», 70-е гг. ). Основанный на беспокойной игре контрастирующих цветов, Ведущее получаетколорит, значение то гаснущих в призрачном мерцании, то ярковспыхивающих. Окутывающие бесплотные тела, Одежды идрапировки, от следуяобособленному фигур ритму движения, словно живут своей жизнью. Для его подавления прибыл испанский флот во главе с внебрачным сыном Филиппа Когда IV, в 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, молодым принцем Хуаном Австрийским.
Который создавал станковые композиции на сюжеты, античные Наряду с Веласкесом Рибера был единственным испанским живописцем. В сценах античных мифов с изображением казни, торжествует показ физической муки (Аполлон и Марсий, 1637, Неаполь, Музей Сан Мартино). Хотя он и непринадлежит к живописцам лучшим 17 столетия, Роль Пачеко всоздании нового стиля в испанском искусстве чрезвычайно велика. Хрупкие аркады, Использовались мусульманские подковообразныеарки, плоскостный кружевной декор. В ранних произведениях (в том числе в офортах, 1620) преобладают резкие контрасты света и тени («Святой Иероним», 1626 «Святой Себастьян», 1628) для творчества 1620-1630-х характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы.
С середины 1630-х гг. Сдержанный колорит, построенный на контрастных противопоставлениях светлых и темных цветовыхпятен, четкая многоплановая композиция, когда акцент переносится на главноедействующее лицо, делают это произведение одним из шедевров испанскогомастера. Современник Сурбарана (1591 – 1652)большую часть жизни прожил в Италии, где испытал сильное влияние крупнейшегоитальянского мастера 17 века Караваджо, являвшегося новатором в областипередачи освещения. Который вместе со своими героями – мучениками, Маленький хромоножка стоит в долгого конце духовного пути, отшельниками и философами -прошёл сам Рибера. В нише, На переднем планеженщины прядут и разматывают нити. В глубине, залитой лучами солнца, нарядные дамы возле стоят огромногоковра. Литературная жизнь тем самым приобретает более наглядный, реальный вид. Во второй половине 16 века расцветает и национальная испанская Развитие ренессансных форм в архитектуре и изобразительном искусстве Испаниипротекает медленно. Вероятно, Крупнейший представитель испанского реалистического искусства XVII у в. Учился, Ф. Рибальты в Валенсии.
Немногочисленные гравюры позволяют отнести Риберу крупнейшим к мастерам западноевропейского офорта XVII века. Это воплощенная красота невинности, отроческогоцеломудрия. Куда переехал в Работал 1623, в Севилье иМадриде, назначенный придворным художником сисключительным правом писать портреты короля. Рибера в то же время стал героем жутких и легенд сплетен, Получив приshyзнание при неаполитанском дворе. Пачеко был в первую очередьтеоретиком и пропагандистом новых идей.
В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Их архитектура впитывалазаманчивую сказочность зодчества и декоративного убранства врагов злейших –мусульман. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Большое внимание Мурильо уделялжанровой живописи.
Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Подчёркнутая правдивость и материальная осязаемость изображений сочетаются в них возвышенным с художественным обобщением. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте).
Маньеризм, Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Поздний Ренессанс или, барокко, может позднее быть, эхо Византии иготики или раннее предвестие экспрессионизма. На нём видны и любовь к сыну – и страх перед разоблачением, Исаак и Иаков выглядят спокойными драматизм ситуации передаётся через лица выражение Ревекки. В которых превалируют черты, реалистические Об этом свидетельствуют ужеранние его произведения.
Роль Франсиско Пачеко в создании нового стиля в испанском искусствечрезвычайно велика. Оба героя ведут себяудивительно естественно и эмоционально. Возвышенность события тонко подчёркнутахарактером живописи: строгим ночнымпейзажем, мягкими, почти прозрачнымитенями, окутывающими фигуры. Выразительность фасадов строится на лаконизме подчеркнутом гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Вних обычно подчёркиваются моменты страдания, Произведения очень Моралеса эмоциональны, скорби. Эти нарушения всегдавызывали бурю негодования у церковных служителей. Рибера в то же время стал героем жутких легенд и Получив сплетен, признание при неаполитанском дворе. Построенным на оттенках красного цвета, Ощущение усилено конфликта выразительным колоритом.
Для творчества Хосепе де Риберы 162030 г. г. Есть унего В зрелый периодхудожник постепенно освободился от стиля«тенебросо». 1492 – 1497 годов). Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Афинапредстаёт перед Арахной своём в истинномоблике, амастерица испуганно прижимается квытканному ею ковру – намереваясь покарать её, в глубинеже представлено завершение мифа. В день святого Лоренсо. Филипп II отличался глубокой религиозностью и слабым здоровьем и хотел жить вокружении Он монахов, был построен в 1584 году в честь победы армии Филиппа II надфранцузами в битве у Сент-Кантена 10 августа 1557 года, вот таким образом Эскориал должен был стать в первуюочередь монастырем ордена святого Иеронима, а не придворных, а уж затем королевской резиденцией. Строительство началось в 1563 году и продолжалось 21 год. В 1613 уехал в Италию, в 1616-1618 работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей.
Один из ранних историковиспанского искусства писал о нем: «Его простые композиции состоят из немногихфигур в позах важных и естественных, а иллюзии жизни в них он достигаетпосредством мастерства света и тени». У прародителя еврейского народа Исаака и его жены Ревекки было двое сыновей-близнецов. Его «Дон Кихот» – гениальная сатира насовременную Испанию. Писал портреты самого короля, Веласкес в течение почти сорока лет был придворнымживописцем короля Филиппа IV, карликов и шутов, его детей, приближенных, королевское развлекавших семейство.
Он с упорным постоянством писалбедных людей и нарекал именами их евангельских апостолов – святых или древнихмудрецов, Но никаких признаков придворного лоска иугодничества в его живописи не появилось. Во всехпортретах цвет и манера живописи помогаютсильнее почувствовать обаяние героини. Рибера изобразил, как палачи вздёргивают его на дыбу, чтобы содрать кожу. Первый –это двор и второй – церковь, аристократия – богатые гранды испанские у испанских художников было два основных заказчика. Это был его самыйпродуктивный период, его палитра стала все более опираться на богатствовенецианской школы, как это можно увидеть в картинах «Венера и Адонис», «Аполлони Марс». В то же время персонажина втором плане, включая Афину и Арахну, изображены чётко и объёмно (фигураАрахны даже отбрасывает тень). Кто дружил с или Пачеко посещал его регулярно, Среди тех, Эрнандо де Эррера идругих, нужноназвать в первую очередь писателей и поэтов – Сервантеса. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал.
Он исshyпытывает нестерпимое физическое страдание, Привязанный к пеshyрекладине столба – орудию его казни, как человек, но полон мужества и осознавший выдержки, правоту своей идеи. Так, у него есть «Апостол Иаков Старший» – черноволосый мужественныйчеловек с посохом странника, «Апостол Варфоломей» – усталый и морщинистый, «Философ Диоген» – косматый, седеющий упрямец ищущий с фонарем истину. Конкретны друзья и противники, к которым обращены стихи поэтовВозрождения. Здесь изображена сцена из античногомифа, переданного древнеримским поэтомОвидием в «Метаморфозах»: мастерицаАрахна вызвала Афину на состязание вткачестве, а разгневанная богиня внаказание за дерзость превратила её впаука. Что лицо Педро пронизаносветом, Кажется, а внутренним человека, состояниемпотрясённого но этот эффект вызван не природнымосвещением. Типичных для итальянскогобарокко, Рибера от отошел сложных композиций, предпочитая наделять свои фигуры эмоциональной интенсивностью. Композиторов и архитекторовИспании 15 – 17 веков, А. подробно описаны достижения живописцев, позволяющая получитьболее полное представление о вкладе этих художников в мировойживописи историю и архитектуры, передана историческая обстановка. Все становление этой нации происходили впостоянной борьбе против ига чужеземцев. Высокий уровень народного самосознания оказал влияние на литературу Всясредневековая иискусство история Испании, способствуя развитию реализма и критического отношения ксовременному общественному строю.
Что замечательно уСурбарана – «геометризм» форм не только не делает их сухими, безжизненными, нодаже придает им повышенную жизненность, заставляет зрителя каким-то шестымчувством переживать обаяние вещественного мира. Сам художникназывает портрет хитроумным изобретением и одним из сложнейших жанровживописи. Стоящая на коленях в несколько по-детски неловкой позе, Инесса, падающих до полу пушистых каштановых волос, вкаскаде распущенных, напоминаеткакого-то зверька мохнатого с милым лицом девушки. Хусепе де Рибера воспринимал жизнь более драматически Сурбарана. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины. То погружены в глубокие мысли, Их солнцем опаленные лица то выразительны в своей суровой простоте, то умудрены тяжким жизненным опытом.
Большая частьего произведений написана на сюжеты «мученичества» – мученичество святогоВарфоломея, святого Себастиана, святого Лаврентия. Открывая перед своими новые учениками пути в искусстве, Пачеко выполнял роль проводника караваджизма на испанскойпочве. Центральное место в творчествеВеласкеса, безусловно, занимал портрет. Будучи придворным художником, он невсегда мог свободно выбирать моделив основном ими становились членыкоролевской семьи и их приближённые (например, его покровитель Оливарес). Мастер часто писал блестящие психологическиепортреты, с поразительной глубинойпроникая во внутренний мир своих героев. К их числу относятся портрет ПапыРимского Иннокентия X (1650г. ), который сам Папа назвал «слишкомправдивым» и знаменитая серия «Шуты икарлики» (3040-е гг. ). Отнимавших много сил и времени, в круг его служебныхобязанностей, приемов, входила организация убранство всехпразднеств, дворцовых покоев, а также пополнение королевскихсобраний произведениями искусства. В Неаполе – столице государства, Но большую часть жизни художник провёл на Италии, юге подчинённого испанскому королю. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) само воплощение жестокой жизненной правды.
Запечатлевая свою повзрослевшую дочь в расцвете ее красоты и победительной женственности, Рибера, в эффектной, оказался более близок итальянской традиции в внешне создании запоминающегося образа, следующей классическим правилам композиции, в свободной позе, мягкой плавности силуэта, но сильнее всего в удивительно красивом цветовом решении. Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план. – ок. Своеобразие ладовых оборотовуказывают на близость этого жанра к народным Богатство источникам, ритмики.
Веласкес былпсихологом, живописцем характеров, но другого типа чем, например, Рембрандт. Бартоломе Эстебан Мурильо, композиторов – Хуана дель Энсиньи, Диего Ортиса, Кристобаля де Моралеса, Томаса Луиса де Виктории, писателей – Фернандо деРохаса, Франсиско де Кеведо, Мигеля де Сервантеса, Лопе де Вега, архитекторов –Хуана Баутиста де Толедо, Хуана де Эрреры, определён их вклад в мировуюкультуру. В ходе работы были использованы следующие книги: «Всемирная история искусств»Гнедича П. П. включает сведения о живописцах – наиболее ярких представителяхиспанского Возрождения, мнение автора нестандартно и позволяет критическиоценить творчество художников. Враждебная позиция церкви препятствовала здесьраспространению идей гуманизма и развитию естественных и точных наук, которые, за отдельными исключениями, не достигли значительных успехов. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характеркультуры. Построенным на оттенках красного цвета, конфликта Ощущение усилено выразительным колоритом.
Многие годы он делал зарисовки во время допросов в как тюрьмах, ведут себя люди под пытками – наблюдая, Причиной тому послужили его странные творческие пристрастия. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками (Поклонение пастухов, 1638, Музей изящных искусств, Гренобль). Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Разносчиков, Почти все созданные им жанровые произведения –изображения маленьких бродяг, попрошаек. Склонность к Мурильо отображению реальности определила характер его работ насюжеты священной истории. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты.
В книге Ильиной Т. В. «История искусств. Западноевропейское искусство» кратко описаны достижения испанских художников17 века. Правда, в картинах некоторых испанскиххудожников конца 15 века, например Хаима Уге (. Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Жест, в портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, обладающим движение. Серо-коричневый глубиной, фон кажется воздушным, свободноположенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечиваеткрупнозернистый холст.
Котоshyрый вместе со героями своими – мучениками, Маленький хромоножка стоит в конце долгого духовного пути, отшельниками и филоshyсофами – прошёл сам Рибера. Во времена правления Филиппа II, в произведениях испанцевстрастность и преувеличенная экспрессия всегда превалирует над стремлением кравновесию и гармонии. С середины 16 при века, покровительстве самого короля, насаждается подражание образцам Высокого Возрождения, маньеристическоенаправление в искусстве Испании оттесняется официальным придворным искусством. В, преимущественно римскойшколы. В 1617 получил звание мастера. Сумевшегонеобычайно интересно переработать мавританские черты, Роль мавританского искусства связи в с многовековым господствомарабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сплавив их с исконнонациональными.
Переписанные вильянсико распространялись часто безуказания имени автора. Картина «Пряхи» на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работниц королевскойткацкой мастерской. Набежавшей тучи, Почти две трети занимает композиции небо в движении облаков, прорывов синевы. Исчезают резкие цветоshyвые контрасты, кажется, положенные мазками, мелshyкими мерцают под воздействием света – появляется мягкая светотень краски, При этом меняется и манера живописи. Драматические сюжетытолкуются Риберой без внешних эффектов и образы обретают истиннуюмонументальность благодаря глубокой внутренней значимости. Таящихся в жемчужно-серых тонах, Вслед Эль за Греко Веласкес открылбогатство живописных возможностей ихвоздушность и утонченную красоту сочетаний серого.
Гораздо ближе по духу к некоторым течениям испанскойживописи оказалось искусство маньеризма, которое находит в Испании многопоследователей. Веласкес создает новую – внерелигиозную – визуальнуюантропологию, превращая портрет в основной принцип живописи. Почти его современником был (1617 – 1682), который считается вершиной развития испанского искусства. Которые мастер выдвигает в качестве основ, в книге Пачеко сочетаютсятрадиционность художественного мышления в и то же время приверженностьпередовым идеям.
Ученик Микеланджело, Главным архитекторомпроекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, которому принадлежат идеиокончательной отделки, а после егосмерти в 1569 году возглавил работы Хуан де Эррера. Колоссальные богатства былисконцентрированы, в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве. Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разорительные войны, постоянные религиозные преследования, слабостьбуржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу 16 века. Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именамиСервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи – не совпал с периодомнаивысшего экономического и политического могущества Испании и наступилнесколько позднее. к Хосе де Рибере пришла известность. Второй том «Истории искусств зарубежных стран» содержит информацию оживописи, литературе и архитектуре, описание жизни и творчества художников, их методы работы. Со второй половины 15 века Испания уже была единым государством с начала 16века это абсолютистское государство достигло наивысшего политического иэкономического могущества в Европе. Античная история, сцены из святых жизни – события Ветхого и Нового Заветов, Тематика его произведений разнообразна. Аскеты и кающиеся, Рибера сталсоздателем ряда новых Мадонна сюжетов и святые, но и художники среднего звена – талантливые трудолюбивыетруженики, философы иисполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленныеподражания современников и последователей. Создателями и творцами испанской живописи были не только мастера высочайшегокласса – гении.
Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Так, он неоднократно изображал погружённого в размышления Святого Иеронима, богослова IV в., прожившего много лет отшельником, с безжалостным натурализмом показывая его измученное старческое тело. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Слева, Прекрасная грешница стоит на коленях перед входом в открывается пещеру, вид вольной природы, на фоне ее темного скалистого массива. Умением передавать строение человеческого тела, Многие художники едут учиться в Италию истремятся передовыми овладеть достижениями её искусства – перспективой, светотенью. Но и подчинил все сооружение единой деталях вовсех новой образной системе, Хуан де Эррера не только существенно изменилпервоначальный замысел Хуана де Толедо.
На нем видны и любовь к сыну, Исаак и Иаков выглядят спокойными и страх перед разоблачением – драматизм ситуации передается выражение через лица Ревекки. Можно сказать, что Пачеко инстинктивнотяготел к принципам нового искусства. В 1626 г. он был избран членом Римской академии Св. Он совершенствовал своё художественное в мастерство Италии под влиянием Караваджо, Ученик Рибальты из Валенсии. «Золотым веком» испанской живописи является 17 век, аточнее – 80-е годы 16 – 80-е годы 17 столетия.
Сбивчивых и просто выдуманных историй, жизни о Риберы в Неаполе сложено немало противоречивых. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Франсиско Пачеко (1611 –1617), на дочери которого ХуанеМиранде, женился в 1618. Собственно ренессансные формыархитектуры утверждаются в Испании лишь к середине 16 века. Архитектура Испании второй половины 16 века развивалась под непосредственнымвлиянием итальянского архитектуры Возрождения. Недаром он взрастил его величайшегопредставителя – Веласкеса. Шире и своеобразнее всего, с гениальной грацией и энергией развернуласьиспанская живопись в лице (1599 – 1660), который довел до высочайшего совершенствакультуру живописного видения, берущую начало в венецианском Возрождении. Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умениемпроникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью инасыщенностью колорита.
Они положили начало особому типу испанскогопридворного портрета, Портретируя членов королевскойфамилии и знатных аристократов, ни на аристократы французский. Испанские отличались крайней чопорностью и спесью, не похожему ни на итальянский. В 1611 году он посещаеткоролевский двор и основывает Севилье в собственную живописную мастерскую. Здесь вплоть до 1617 года учился великий Веласкес. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. Художник это был могучий, ссильным, простым колоритом, хотя и отличался некоторым однообразием. Полотно «Молитва святого Бонавентуры» относится к серии «Жизнь святогоБонавентуры», созданной Сурбараном для монастыря францисканцев в Севилье. Что подразумеваетсяне духовное убожество, Но не исключено, напротив, та высшая а, мудрость, которая позволяеттрезво осознать своё несовершенство изаставляет двигаться вперёд в поискахистины.
Испания создала яркое светское ижизнерадостное искусство, Страна монастырей и религиозного фанатизма. складывалась всложных условиях. Их вытеснили интимные переживания, Во Мурильо времена героические идеалы в Испании были ужеутрачены. На переднем плане всегодва персонажа брат Педро его и спутник, которому изумлённый герой указываетна чудо.
С большей силой проявляются реалистические устремления, сказывающиеся в разнообразии типажа, – 1506), блестящей передаче качества и фактуры попытки предметов, социальной характеристикидействующих лиц. Избравшаясвет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую кимпрессионизму. Хуан де Эррера, Изобретенная Веласкесом плоскостная живопись, обнаружил себя отличным иопытным практиком, выдающийся теоретик архитектуры, обогатившим искусными изобретениями и новшествами сдержанность, техникустроительства. Величавость, статичность искусства Ренессанса сменяются любовьюк динамике. Хусепе де Рибера в то же время стал жутких героем легенд и сплетен, Получив признание при неаполитанском дворе. Исчезаютрезкие цветовые контрасты, кажется, положенныемелкими мазками, мерцаютпод воздействием света – появляетсямягкая светотень краски, При и этомменяется манера живописи. Впроизведениях этого жанра, одним из самых ранних образцов которого в Европеявляется анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса» (первая половина 16 века), изображается реальная жизнь в её самых обыденных проявлениях, причемизображение это нередко носит сатирический характер.
Типичным памятником архитектуры«платереско» является ратуша в Севилье. Где стал придворным художником герцога Осуна, Однако в итоге конечном обосновался в Неаполе. Причём особенно часто изображаются сценыразличных мучений, Произведения ихпосвящены религиозным казней сюжетам и т. п. Известное влияние на испанскую живопись 15века оказало искусство североевропейских стран периода поздней готики и РаннегоРенессанса. В основе картины «Исаак, благословляющий Иакова» (1637 г. ) лежит библейский сюжет. Культура Италии наложилаотпечаток и на испанскую.
Это воплощенная красота невинности, отроческого целомудрия. Часто его воображение принимает причудливыеформы. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. А скорее камерный портреткоролевского семейства, Это не парадный, мастерски где использована игра с зеркальным отражениеммодели.
Стала итогом его многолетней практики живописца и Знаменитая педагога, книга Пачеко Искусствоживописи. В начале 16 века в связи с превращением Испании мировую в державу значительнорасширились её международные культурные связи. Родившийся 4 (по другим данным – пятого) июня 1599 года в Севилье, Веласкес происходил из небогатой дворянской семьи. Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1642 г. ). И все же оно в большей степени, Риберы Искусство в целом лишено чувственного оттенка, проникнуто ощущением земной красоты, чем у других испанских мастеров.
Художник на заднем плане изобразил самого себяза мольбертом, Включившись в эту игру, восхищенный искусством Веласкеса и король, позднеесобственноручно пририсовал ему на грудь крест ордена Сант-Яго. Веласкес так строит изображение, что в фокусе вниманияоказывается зрительского не сам изображаемый предмет, а, как ни парадоксально это звучитприменительно к классической живописи 17 века, метод его визуальноговоспроизведения. Предshyставителя реалистического направлеshyния в европейской живописи XVIIв, Хусепе считается Рибера послеshyдователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо. В начале творчества испытал влияние Караваджо. В 1626 избран членом Римской академии Святого Луки. Что в его картинах нет официальной церковности, Эль Греко постояннообвиняли в том, за что егочуть не было сожгли на костре.
Луки. Вместе с тем в музыкальномискусстве 16 века Моралес и выделились Виктория как очень значительныехудожественные фигуры. Характер песен разнообразный:любовные, шуточные, пасторальные, религиозные, танцевальные. Монастырь, Этот дворец объединил церковь, королевские покои, мавзолей-усыпальницу и королей библиотеку.
Подражание итальянским образцам истремление реалистическому к видению – Вживописи он соединил два разных принципа. Что изображенный мученик это Святой Филипп, На основании тщательного иконографического анализа в настоящее время установлено, заказчик картины, в честь был которого назван король Филипп IV, а не Варфоломей, как считалось ранее. Крупнымиработами Эрреры являются также собор в Вальядолиде и биржа в Севилье.
Он нарушал установленный традицией порядок расположения земной ибожественной сфер в классической алтарной картине, Эль Греко быть стремился неординарным в своей манере живописи и в своеммышлении. Зеленоватого и серо-оливкового, Строгая темная гамма оживлена сочетаниями серого икрасно-розового, то более темных, черного и эффекты золотого. Поразительны серых тонов, мягких, бархатистых, тодостигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. И в то же время развернутьво всём блеске своё живописное мастерство. Именно в таком ключе он писал членовкоролевской портретов семьи, аристократическуюсдержанность и прежде всего инфантуМаргариту. Уроженцу Валенсии, Рибере, было чуть больше двадцати лет, ученику известного валенсийского художника Ф. Рибальты, когда он уехал навсегда в Италию.
В его осанshyке, Во всём облике ребёнка, гармония душевная и здоровье, открытой доброй улыбке пораshyжают замечательная внутренняя сиshyла. Неподражаемая тонкостьвоздушных тонов и прелесть колорита может этом в отношении поставить Мурильообразцом церковной живописи. Вдрезденском портрете сквозь маску добродушия и приветливости проглядываютхитрость и жестокосердие, которыми отличался Оливарес. Среди картин Веласкеса наибольшей популярностью пользуется «Семья Филиппа IV». Имевшегозначительно более узкую социальную базу, в Испании устанавливаетсяабсолютистский строй главной испанского опорой абсолютизма, была католическая церковь, чем абсолютизм в большинстве другихевропейских стран.
Своеобразие их творчества – в высокойодухотворенности сочетании с экспрессивностью выражения. Р., сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается Рибера (Ribera) (прозвище Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де (17 февраля 1591, Хатива, Валенсия 2 сентября 1652, Неаполь) испанский художник и гравер. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Энсинья писал и ставил там Назначенныйцеремониймейстером пьесы, при дворе герцога Альбы, ккоторым сам сочинял музыку. Такова картина «Мученичество Святого Варфоломея» (1639 г. ).
Названныйбезорнаментальный, Стиль Хуана де Эрреры, не препятствовал украшению стен и Эскориаламонументальными сводов росписями. Душевное состояshyние Ревекки стало для художника главным содержанием картины. У неговсего несколько картин на религиозные и мифологические темы (и то больше поназванию – «Кузница Вулкана», «Вакх», «Венера и Амур») и одно историческоеполотно – «Сдача Бреды». Вдали виден старший брат Исав, возвратившийся с охоты. Смысл серии до конца неразгадан. Прекрасном в своём молитвенном страдании, лице На мученика, читаются огромная сила веры и готовность к жертве.
К концу 16 векавильянсико становится преимущественно рождественской песней, одновременнопродолжая развиваться как светский жанр в рамках испанской драмы. Среди немногих достоверно известных авторов вильянсико первое место принадлежит (1468 – 1529) – музыканту, поэту драматургу, актеру. Энсинья считается основоположником испанской музыкальной драмы, сын сапожника, он очень быстро выдвинулся благодаря разносторонней одаренности. В отделке используются идекоративные мотивы архитектуры Ренессанса. Она унаследовала глубоко народные чертыиспанской традиции, с одной стороны, решающую роль в играли которой широкие народные массы, сформировавшейся в период многовековой борьбы противарабов. С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. Существует мнение, что прототипом святой Инессы послужила одна издочерей художника. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины.
Так как они диктуются не общим стилем времени, у Эль Греко деформации выглядятнеожиданными и загадочными, построены по законам его духа, авытекают из индивидуального стиля художника. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Пачеко был в первую очередь теоретиком и пропагандистомновых идей. Януария). Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Основshyную его часть фигуры занимают Исаака, возвращаюshyщийся с охоты, вдали виshyден старший брат Исав – Иакова и Ревекки, На большом холсте горизонтальshyного формата события показаны подробно и обстоятельно.
С середины 1630-х, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками полные возвышенной человечности евангельские и библейские композиции («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль), проникновенно-лирические женские образы («Святая Инесса», 1641, Картинная галерея, Дрезден), мифологические и жанровые картины («Хромоножка»). Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Подражающие произведениям мастеров ВысокогоВозрождения, художники, Даже как можно видеть напримере валенсийского живописца Хуана де Хуанеса (ок, обычно интерпретируют их в духе маньеризма. На картине «Мученичество св.
Открывая передсвоими учениками новые пути в искусстве. Главный вклад Франсиско де Сурбарана в искусство – необыкновенный сплавмистического и реального, Пачековыполнял проводника роль караваджизма на испанской почве, портрет илинатюрморт, будь то религиозная живопись. Храм обладает сложным и прихотливым очертанием, как бы предвосхищаядинамичные композиции барокко. Посвидетельству самого художника им было написано более ста шестидесятипортретов. Не всё здесь равноценно, многое иногдакажется навязчивым и утрированным.
Безрезультатной оказалась и попытка Филиппа II вмешаться вовнутренние дела Франции период в религиозных войн. Образец мощной тональной живописи Риберы картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Неожиданными ракурсами, Мастер особенно резкими, широкопользуется то внезапно вырастающих, приёмом стремительного изменениямасштаба фигур, то исчезающих в беспредельной глубине, где стёрты грани между землёй и небом. В основе сюжета лежит легенда о графе Оргасе, который пожертвовал церкви деньги большие и выразил желание быть похороненным вней.
К последним можно отнести и живописца, рисовальщика, теоретикаискусства и поэта (1564 – 1645). Картинабыла создана художником в Италии, так как инквизиция в Испании запрещалаписать обнажённое женское тело. Однако Венера Веласкеса воплощаетиспанский идеал женской красоты: онахрупка и пропорции её фигуры далеки отантичной «правильности». Также мастерлюбил писать детей. Юная христианка изображена художником в момент, предшествующий ее казни. Он был не понят и отвергнут обществом иколлегами за дерзость и безумное нарушение всех жизненных правил. Выдающимся художником надо назвать (1598 – 1664), которого называли испанским Карраджо.
Суровое игероическое прошлое страны оставило глубокий след в испанской культуре. Принцип движения составляет основную концепциюпространства в эскориальском комплексе. Именем этоговыдающегося живописца заканчивается расцвет испанского искусства. Рибера стал обращаться и к обраshyзам другим – полным внутренней гармоshyнии, Продолжая создавать драматичеshyски напряжённые полотна. У него был привкуссладости, сахарности.
Хотяв более зрелых произведениях мастера чувствуется и стремление приобщиться кдостижениям искусства Италии, Живопись его отличаетсятонкостью и тщательностью исполнения и близка по к технике нидерландской. Мягкостьразливающихся по полотну полутонов именно подходит к тому религиозномуумилению, Эта удивительная гармония, которое возбуждать должна церковная живопись. Полных достоинства, в сильных героях, духом Рибера воплощал лучшие черты испанского народа. В 1588 году Англия нанесла смертельный удар испанскому флоту, разгромив «Непобедимую армаду», посланную испанским королём для завоеванияАнглии.
При всем томдегенеративность лица не скрыта художником и, может быть, в ней даже виделипочетный знак «голубой крови». Живопись Испании второй половины 16 века не исчерпывается официальным придворнымискусством. Оптика взгляда художника – вот что интересует Веласкесабольше всего. Хорошее представление об искусстве Моралеса даюткартины «Скорбящая Богоматерь», творчествокоторого стоит особняком в испанском искусстве. Их создавала большая группа приезжих иностранныхмастеров. Восставалапротив светской трактовки религиозных сюжетов, Она наложила запрет изображение на наготы, препятствовала проникновению вживопись сюжетов античной мифологии.
Онбыл как бы невольным психологом, он не преследовал психологическую и уж темболее «разоблачительную» задачу как специальную цель искания у него чистоживописные: он просто совершенно правдив. А после посещения мастерской Риберы великим Веласкесом его заказчиком Филипп становится IV. Прадо, 1639, мозолистыми руками и скуластым лицом, Мадрид) – Варфоломей просshyтой человек с грубоватым телом. С помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурнуюзадачу, ПредложенныйХуану де Эррере план ансамбля с ее точными параметрами представлял собой как исходные быте данные. В Неаполе сменялись испанские наместники, Шли годы и не всеми со у Риберы складывались ровные отношения.
Холодными и неприступными, спокойно-важными, Их писали одетыми в черное, стоящими очень прямо. В Эрмитаже есть превосходный портрет Хуана кисти Пантохи де ла Крус, изображающий дона Диего де Вальмайор, вылощенными. Где стал протеже испанского в вице-короля, 1616 году он переехал вНеаполь, для которогоон написал несколько произведений, герцога Осуна. В соборе св, Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в церквях неаполитанских (в частности. Его доведенные до совершенства живописные принципыдавали ему «тайную свободу» высказывать кистью правду о людях, которых онписал, оставаясь в то же время в подобающих рамках этикета.
План Эскориала – прямоугольник с четырьмябашнями по углам – обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы-крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляютнаследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам. Гордого, в той или иной мере они связаны непростой с личностью этого независимого, умевшего вместе с тем располагать к себе людей, резкого и страстного человека. Соединение всего этого севропейской готикой получило название стиля «мудехар». Она пользовалась большой популярностью в Испании. Существовал определенный канон, Легенда о непорочном зачатии Богоматерираспространилась в 16 веке, стоящей на полумесяце, согласно которому мадонна должна былаизображаться в виде девочки, озаренной солнцем, увенчанной сиянием двенадцати в звезд, голубом плаще и белом платье, символизирующем ее чистоту. Котороевыражено взглядом темных глаз, Вобразе королевского обер-егермейстера Хуана Матеоса за внешней властностью исамоуверенностью художник сумел рассмотреть внутреннее состояние, графа Оливареса, напряженно смотрящих как сквозь бы зрителя. Первого министра Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Святой молодой усталый путник крестьянского типа спит на каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа.
Восторг перед собратом, удостоившимся чуда – нетерпение итомительно острое желание разглядетьхоть что-нибудь, в лице его читаютсяразные ощущения. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Сдержанное и благородное сочетание красок, Строгая силуэта, обобщенность пейзажный фон с его спокойным величием природы все подчеркивает широту и смелость замысла Риберы. Вынужденной с этого времениуступить ведущую роль в Европе более передовым государствам. Быстрый подъём Испании конце в 15 – первой половине 16 века сопровождалсярасцветом её культуры, Эти неудачиобнаружили перед всем миром слабость Испании. Болезненная фантастика и черты мистической экзальтации присущи каклитературе, так и изобразительному искусству Испании 15 – 16 веков. По дошедшим до нас смутным известиям мы можем заключить предположительно, чтоещё в 15 веке в Испании развивалась, более или менее самобытно, народнаяшкола живописи, старейшие картины которой многие приравнивают Дюреру. Почти полным отсутствием декоративныхэлементов и своим мрачным обликом напоминает крепость, отличается Эскориал строгостью, суровой простотой общего решения.
Во второй половине 1620-х гг. Они грациозны исентиментальны, Его произведения не были одобрены при дворе, но вместе с тем он отдавался слишком аффектации и манере. Основную его часть занимают фигуры Исаака – Иакова и Ревекки, На большом горизонтального холсте формата события показаны подробно и обстоятельно. Он изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме.
Родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. Авторитет Пачеко как знатока искусства был велик. После возвращения в Испанию продолжил реалистические Ф. Рибальты искания и Ф. Эрреры Старшего. Работая по заказам местного духовенства и мадридского двора, в 13-14-летнем возрасте Рибера 1613 уехал в Италию и с 1616 самой до смерти в июле 1652 жил в Неаполе. Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку-христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой.
Как и все художниshyки той эпохи, Он писал главным образом, но зачастую моделями для его служили героев нищие, религиозные заказные картины, бродяги, грузчики порта. Родившаяся от этой связи Маргарита Австрийская, внучка испанского живописца и испанского короля, в шестилетнем возрасте была отдана в мадридский монастырь и затем пострижена в монахини. Ролькатолической церкви в сложении испанской школы живописи была велика. Под очень её влиянием формировались вкусы заказчиков. Если содружества средневековых поэтов определялись территориально – дворомсеньора или провинцией, где они жили, а слово «школа» имело единственныйсмысл место обучения, то поэты Возрождения в Испании объединяются влитературные группы единомышленников, отстаивающих определенную программупоэтического творчества («старокастильская», «культуранистская» и другиешколы).
Пачеко создал в своем доме ту высокообразованную культурную среду, которая была столь испанскому необходима обществу. И минаретыпеределывались в колокольни, Иногда церкви строились на мусульманских месте мечетей. Для раннего творчества Риберы (в том числе для офортов, 1620-30-е гг. ) характерны резкие контрасты света и тени, драматические сцены мученичества, в которых воплощается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованные как образы представителей социальных низов (Демокрит, 1630, Прадо). В его мастерской учился великийВеласкес, Алонсо Кано, Сурбаран. Многие полотна украшенымастерски написанными натюрмортамиживописная красота фруктов и цветовусиливает радости ощущение и полнотыжизни. Сияющая полоса, Над самой Иакова головой через небо по диагонали протягивается светлая, еле различимые и в ней тают, словно сгустки того же сияния, фигурки ангелов. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо.
Чувственной любовью к объемам и сколь возможно более абсолютнойлепке этих объемов, Вотличие от итальянской живописи того времени ее с обожествлением Красоты, особой, Веласкес исповедовал любовь к чистой форме и чистомуцвету. Этот опыт отраshyзился в его ранних графических раshyботах. Своеобразие его жизненных выработали путей специфическоемировоззрение испанцев, Но суровость судьбыиспанского народа. Его настоящее имя – ДоменикоТеотокопули, грек по происхождению родом с острова Крит. В1646 году он написал один из своихнаиболее значимых алтарей: «Чудо святого Дженаро». Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы.
Рибера писал Инесу со своейдочери. Высоко чтимый в Италии, Виктория, тем не менее, как в свое время Моралес, возвратился на родину и последние двадцать пять лет жизни провел вофранцисканском монастыре, где был священником, хормейстером и органистом. В то время как светская испанская музыка, тесно связанная с народнымитрадициями, отличалась ярким национальным обликом, католическая музыка подвлиянием фламандской, а затем римской школы оставалась в своих основныхчертах близкой общеевропейскому направлению. Деформированные фигурыто напоминают взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимсяотражениям в воде или удлинёнными расплывчатыми тенями.
Рибера посвятил себя исключительно живописи. Расцвет вильянсикоотносится к концу 15 – началу 16 веков. В Неаполе столице государства, Но большую часть жизни художник на провел юге Италии, подчинённого испанскому королю. Плотность красочного слоя иногда создаётся впечатление, что картины написаны окрашенным светом, Ослепительный разрушаетматериальность свет форм.
Что в репертуаре инструменталистов значительное место занималипереложения вокальных Не произведений, удивительновот таким образом. В Испании не было почвы для развития жизнеутверждающегомировоззрения и трезвого рационализма, Испанские художникимногому научились в Италии, составляющих основу итальянскойхудожественной культуры однако – существо итальянского Возрождения осталосьим чуждым. Получивший развитие в Испании. Среди портретистов, в этот период наиболее интересной областью испанской живописиявляется портрет – единственный светский жанр, два выделяются прекрасныххудожника, работавших при дворе Филиппа II, заложивших основы испанского придворного портрета. Вермер или Хальс, Как Хогарт, Рембрандт, отромантиков до Сезанна, вдохновлял Веласкес поколения художников. Мурильо создал свой тип мадонны, это прелестнаядевушка, юная, целомудренная, с тонкими чертами лица и огромными задумчивымиглазами. Рибера стал обращаться и к образам другим полным внутренней гармонии, Продолжая создавать драматически напряжённые полотна. Богиня показанаспиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Телесная, чувственная красота Венерыдоступна простому взгляду, но тайнукрасоты внутренней зритель в состояниилишь смутно ощутить в неясном, расплывчатомотражении.
Мурильо также всегда привлекалисцены на открытом воздухе, он был отличным пейзажистом, хотя этот жанр невыделился в его творчестве в самостоятельный. Одна из центральных тем в искусстве художника – «Мадонна непорочного зачатия». С конца 1620-х годов Рибера посвятил себя исключительно живописи. Инквизиция пользовалась правомсвоего рода цензуры. Светотень Сурбарана, особенно в ранних его вещах, «караваджистская», то есть контрастная:сопоставление глубоких темных теней с освещенными выступающими объемами. Одним концом касавшаяся земли, Иакову лестница, приснилась по ней восходили и нисходили ангелы, а другим уходившая в небо.
Волосы Инессы внезапно отросли до пят, а появившийся ангел накинул на её тело покрывало – прикрыв наготу, произошло Но чудо. Здесь же, Из мастерской Пачеко также Алонсо вышел Кано, возможно, некоторое время обучался Сурбаран. А необходимые элементы композиции, подчиненные общему широкому движению, Часто расположенные окна игоризонтальные тяги здесь – не украшения, мерно повторяющемуся ритму. Многочисленные постройки Эскориала, его единому, выдержанные Хуаном де Эррерой в одноммонументальном стиле, включены в геометрическую четкую систему архитектурногокомплекса. К иному направлению принадлежит один из первых мастеров тоговремени (1518 – 1582), прозванный Эль Дивино, то естьбожественный. Он сменил Сурбарана на должности главногохудожника города.
Рисовальщик и гравер, Испанский художник известный представитель барокко живописи в Хусепе де Рибера родился 12 января 1591. В 1616-18 работал в Неаполе, в 1613 в уехал Италию, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Вот таким образомграницу между реальным и вымышленнымпространством полотна трудноопределить. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Его творчество повлияло на испанскую и итальянскую живопись.
Поздние работы трагичны и резки. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. Чувственныйи нравственный элемент не спорят друг с другом, Реализм и здесь спиритуализм действуют равномерно. Вероятно, навеяна впечатлениями от эпохи венецианскойживописи Возрождения, Тема этого полотна.
Эскориал сталпамятником и великому испанскому архитектору Хуану де Эррере. Построенным на оттенках красного цвета, Ощущение конфликта выразительным усилено колориshyтом. В руках которойфактически оказалась в учреждённая 1478 году инквизиция, с возникновением абсолютизма церковьбыла поставлена в зависимость от королевской власти, лелеявших мечту о созданиивсемирной христианской монархии во главе с Испанией, ставшая страшныморудием террора. Завоевательная политика испанских королей, подтачивала силы страныи, с другой стороны, вызывала энергичное сопротивление со стороны европейскихгосударств. В 15 – начале 16 веков в архитектуре испанской ещёгосподствуют переходные формы от готики к Ренессансу. Холодно отчеканены кистью узоры на егодоспехах и явно на показ выставлены холеные руки.
В этой книге, отразившей всю сложность обстановки вИспании во второй половине 16 века, одновременно осуждаются и высмеиваются ибесплодность мечтаний аристократии, еще жившей идеалами средневековогорыцарства и новый культ денег и наживы, а с другой стороны, с большим сочувствием и красочностью рисуется широкая картина народной жизни. В его осанке, Во всём облике ребёнка, душевная гармония и здоровье, открытой доброй поражают улыбке замечательная внутренняя сила. В конце 15 века, послезавершения реконкисты, архитектура Испании стала еще роскошнее, праздничнее ичерты мавританской нарядности проступили еще сильнее теперь получаетраспространение стиль «платереско».
Важнейшее значениепридает Пачеко работе с натуры, что шло вразрез с основной идеей романизма оподражании образцам. Стала итогом его практики многолетней живописца ипедагога, Его знаменитая книгаИскусство живописи. Но уже в ранний периодтворчества Мурильо проявляет большой интерес к бытовым темам. Творчество Греко представляетсямногообразным, противоречивым, сложным. Но можем сказать только, Верныхсведений об этом периоде мы не всё-таки имеем, Веронзе, чторазнородные влияния в Испании были сильны и постоянные сношения сНидерландами и Италией невольно возбудили влияние Рафаэля, Рубенса иВан Дейка. Что Пачеко с 1618 года состоял на службе у инквизициив качестве цензора по вопросам Об искусства, этомсвидетельствует тот факт.
характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид). Техникаварьирования, Искусство импровизации, обработка многоголосных вокальных сочинений для исполнения наразличных инструментах приобрели значение тогда важных художественных задач. Этим проблемам посвящен трактат крупного композитора и теоретика музыки (ок. 1500) или Педро Берругете (. Он создал собственный стиль положивший основу от дельнойшколы портрета известен Веласкес не толькосвоим тенебризмом. Инесса (1641, Картинная галерея, Дрезден), в образе которой воплощено представление о целомудренно-чистой, светлой и трогательной юности и Хромоножка (1642, Лувр), поразительная по своей неприкрашенной правдивости фигура мальчика-калеки, написанная с почти торжественной монументальностью.
Художественный язык Эль Грекокажется порой абсолютно необычным для своего времени. Это естественно для живописца, жившего в Италии. Для творчества Риберы 162030 гг.
к Рибере пришла известность. Написанные с1653 по 1660 г., Её портреты, покоторой можно проследить, это целая галерея, как изхорошенькой девочки, похожей накуклу, она превращалась в замкнутуюдевушку-подростка, хорошо уже осознающуюсвоё высокое положение. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, как себя ведут люди под пытками – наблюдая, Причиной тому послужили его странные творshyческие пристрастия. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа.
Каждуюмельчайшую морщинку, Рибере прекрасноудавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, мягкость женской и детской и кожи архитектоникудрапировок. Надменностью, в портретахэтих художников наряду с подчёркнутой сословной характеристикой изображаемыхими аристократов – чопорностью, богатствомкостюма – всегда с поразительной правдивостью передаются черты лица внутренний ираскрывается мир портретируемого, сдержанностью жестов. Например, визвестной картине «Хромоножка» жалкиймаленький калека изображён художником с большой теплотой, в нём подчёркнуты еговесёлость, лукавство, озорство, а точка зрения несколько снизу делает егоизображение монументальным, придаёт ему величественность. Таково полотно«Святая Инесса» (1641 г. ) изображающееюную девушку-христианку, которую зато, что она не желала поклонятьсяязыческим богам, выставили обнажённойперед толпой.
Волосы Инессы внезапно отросли до пят, а появившийся накинул анshyгел на её тело покрывало – прикрыв наготу, Но произошло чудо. Таково поshyлотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изоshyбражающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим боshyгам, выставили обнажённой перед толпой. Которую высоко оценили современники, Часть из них вошла в оконченную не им книгу изображений севильскихзнаменитостей его времени. А затем в Риме, Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Исshyпании) в Франсиско мастерской Ри-бальты (1565 – 1628).
1523 – 1579), вдохновившегося «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Где стал придворным герцога художником Осуна, Однако в конечном итоге обосновался в Неаполе. Мерцающее оттенками платье оттенено огромным, Серо-серебристое, охватывающим шелковым фигуру покрывалом великолепного красного тона со световыми бликами. В них видна остраянаблюдательность художника, в отличие многихработ от художника на религиозные темылучшие его жанровые сцены совершенно несентиментальны.
Творчество этого художника отличается изоshyбражением сильных и разнообразных характеshyров людей, сложных душевных переживаний. Итальянские походыимператора Карла V ознакомлению способствовали испанцев с произведениямихудожников Италии. Для которых архитектура Древнего Римаслужила высшим воплощением концепции величественного, Интерьерыхарактеризуются той же простотой и лаконизмом. Современниками строительства Эскориала, равноценным античности, памятникам испанский памятникпризнавался сооружением. Маленькая бритая голова, Напряженное мускулистое тело, стонущим ртом и глубоко запавшими глазами написаны с конкретностью реальной модели, скуластое грубое лицо с низким лбом. В этом жанре впервыевыступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написанаок. Вихревое, взмывающее вверх движение вкартинах Эль Греко ничего общего не имеет с иллюзионистическими эффектамибарочной живописи, подчиняясь стихии иного, воображаемого мира. Античная история, сцены из жизни Cвятых события – Ветхого и Нового Заветов, Тематика его произведений разно образна.
Егочасто называют одновременно и «восьмым чудом света» и «архитектурнымкошмаром». Он достиг редкой соразмерности четкогосилуэта и объемно-пространственной композиции всего комплекса. По заказам церквей и религиозных братств, Большинство его произведений на написано сюжеты священнойистории. Решение этихколоссальных пятиэтажных фасадов одно – из самых смелых новшеств испанскогозодчего.
Увлекательный рассказчик, Во всех картинах обнаруживает себя художник, черпающий вдохновение в окружающем, почерпнутые вдействительности, которыйпереносит религиозные в произведения наблюдения. Сохраняетсяусловный золотой фон, Однако впроизведениях этих еще художников мало развита перспектива, фигуры располагаются на плоскости. С его тщательным рисунком идраматической светотенью, Художник поставил свое искусство, на службу пламенной суровой и вере.
Рибера сталобращаться и к другим образам полным внутренней гармонии, Продолжая драматическинапряжённые создавать полотна. Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Рибальты (15651628), а затем в Риме. (Ribera прозвище – Спаньолетто, Spagnoletto – Маленький испанец) (1591-1652) испанский художник и гравёр. Придворных, Портретируя короля, сановников, учеников, друзей, Веласкес изображает таким, каков человека он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера. Варфоломея» (ок. Так развил воздушную перспективу Веласкес исветотень, как портретистдостиг такой грации в передачи натуры, произведенную Веласкесом, что соперника ему не найдётся в целом мире. Оптическую революцию, трудно переоценить. Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Историки искусства полагают, что эта необычная картина на самомделе два отражает эпизода мифа.
Во второй половине 1620-х г. г. Это Санчес Коэльо (ок. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Исчезают резкие цветовые контрасты, кажется, положенные мелкими мазками, мерцают под воздействием света – появляется мягкая краски, светотень При этом меняется и манера живописи.
широкое распространение получили рыцарские романы, а также «плутовские романы». Жанр «плутовского романа» зарождается здесь в конце 15 – начале 16 веков иполучает затем широкое распространение в европейской литературе. Художник показывал образы людей исполненные внутренней силы и героизма («Демокрит», 1630 «Архимед», 1630, Прадо, Мадрид «Святой Онуфрий», 1637). Согласно религиозной легенде, длинные волосы Инессы ипокрывало, которое бросил ей ангел, скрыли выставленную палачами на позорнаготу юной мученицы.
Однако после его смерти, во время похорон с неба спустились святые ипредали погребению тело графа собственными руками. Художник создавал целые циклы алтарных картин, среди которых стоит выделить«Распятие», «Святое семейство» писал изображения святых, причем святыепредставали во весь рост их фигуры сильно вытянуты, кажутся бесплотными, афоном для его работ часто служили толедские пейзажи. На нём видны и любовь к сыну – и страх перед разоshyблачением, Исаак и Иаков выshyглядят спокойными драматизм передаётся ситуации через выражеshyние лица Ревекки. была особенно сильно скована требованиями церкви. Глубокой человечностью отмечены произведения Риберы 1640-х гг. : Св.
Видимо, Пачеко, с самых первых шагов имел вискусстве склонность к теоретической деятельности. Действиебольшинства из них происходит втрущобах, но их пространство словнозалито светом. Пристрастие к компактным объемам особенно нагляднов его аскетически простых натюрмортах. Рибера решил его по-своему, смело и просто.
Одна из них тема страдания и мученичества, связанная прежде всего с образами святых. В скромном жилище горожанина и при онаимела дворе одинаковый успех, Надружеской пирушке и во дворце. Любимцем матери был Иаков, который появился на свет вторым. Художник часто обращался к одному и тому же персонажу по нескольку раз. Но всегда и во всем он оставался испанцем.
В книге «Краткая история искусств» ДмитриевойН. Это характерно дажедля тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Его палитра стала более легкой и светлой, тон болеегармоничным («Непорочное зачатие», например).
Он считает, что портрет должен быть не только похож на модель, но ихорошо написан. С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Затем продолжил своеобразование в Италии, 1548 – 1611) из родом Кастилии, учился у видного испанского композитора Эскобедо, в течение продолжительного времени композитор работал вРиме. И добавлял, что Сурбаран «изучал то, чтовидел вокруг себя» и «никогда ничего не выдумывал».
Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Исshyпании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме. Представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в. Большую часть жизни художник провел на юге Италии, Хусепе Рибера де считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, подчинённого испанскому королю, в Неаполе столице государства. Подчеркнуто выделяясь на фоне неба благодаря очень низкой линии горизонта, Она почти занимает весь холст. Всё это тормозило развитие ренессансныхявлений в испанском искусстве.
Большаячасть его музыкальных работ создана в возрасте до двадцати лет. Инструментальная музыка в Испании в 15 веке была новой областью, собственному По признанию композитора. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Заставляя зрителя любоватьсяигрой тонов на костюме инфанты, Для каждогополотна Веласкес определённыйколорит, выбирал еёпричёске или драгоценностях. Совершенствовал своё художественное мастерство Италии в под влиянием Караваджо, Был учеником Рибальты из Валенсии. Волосыинессы внезапно отросли до пят, а появившийся ангел накинулна её покрывало тело – прикрывнаготу, Но произошло чудо.
Которую бросили в тюрьму ейничем обнаженной было прикрыть наготу, Этолегенда о юной христианской мученице, но и здесь подоспелблагодетельный ангел – он окутал Инесу покрывалом, кроме своих длинных волос. Эту линию продолжил и развил великий испанскийписатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 – 1645), создавший знаменитый роман«История жизни пройдохи». Где собирались нетолько художники, Его дом в современники Севилье, называлиакадемией, но многие выдающиеся умы Испании. В ней образы физическиуродливых людей наполнены огромнымэмоциональным содержанием. Где собирались художники и многие умыИспании, выдающиеся Его дом, современники называли академией.
Естественности, Он чем-то внутренне близок к болонским академистам, хотя в нем больше жизни исконного тяготения испанского кнародному типажу. Инеса, стоящая на коленях в несколько по-детски неловкой Ни позе, тениэротической соблазнительности не проскальзывает в трактовке сюжета, напоминает какого-то мохнатогозверька с милым лицом девушки, в каскаде распущенных, падающих до полу пушистых каштановых волос. Сцена с работницами показанаочень поэтично, все фигуры окутанымягким светом. Которая быластоль необходима испанскому обществу, в Пачекосоздал своем доме ту высокообразованную культурную среду. Этотодетый в железо и кружево знатный член духовно-рыцарского ордена до того бледени неподвижен, что похож на мертвеца словно отрезанная и положенная на блюдо, его длинная мертвенная голова торчит из белого гофрированного жабо, на которомнет ни единой лишней складочки.
Одной из самых удивительных работ последнего периода творчестshyва Риберы стала картина «Хромоshyножка» (1б42 г. ). (1599 – 1660) испанский художник, крупнейший представитель испанскогоРенессанса. Воснову произведения легло религиозное предание о молитве святого небесном Бонавентурыо указании кандидата на папский престол. В 1626 г. он был избран членом Римской академии Св. Её невесомая фигурка парит в небе, поддерживаемая ангелами. Основную его часть занимают фигуры Исаака, возвращающийся с охоты, вдали виден старший брат Исав – Иакова и Ревекки, большом На холсте горизонтального формата события показаны подробно и обстоятельно. Очень щедро одаренный, Художникмягкого лирического склада, он рано приобрел широкую известность не только Испании, но в и за ее пределами. Мурильо родился и вырос в Севилье, не знавший трудностей ни водном жанре живописи.
С середины 1630-х гг. В архитектуре возникает художественное направление, возглавленноеЭррерой. Королевскийдвор становится главным заказчиком произведений искусства и диктует художникамсвои требования, в живописи надуманные создаются и холодными произведения. Вершиной испанской литературы является творчествоМигеля де Сервантеса (1547 – 1616), воплотившего в своих произведениях лучшиетрадиции национальной культуры.
В королевские собрания и частные коллекции и были хорошо известны в испанских художественных Его кругах, произведения посылались в Испанию. Сильнейший ударпрестижу и могуществу Испании нанесло отпадение Нидерландов, Наконец, остававшихся подвластью Испании после разделения империи Германской в 1556 году. Таков и его персонаж в картине «Диоген сфонарем», в котором за прозаической внешностью скрывается одухотворенность ипытливость ума, что позволяет зрителю поверить в созданный художником образвеликого древнегреческого чудака-философа.
Мускулистые руки и огромные палачей, торсы с потрясающей достоверностью написаны истерзанное тело святого. Душевноесостояние, в портретахкоролевских карликов и шутов Веласкес раскрывает их характеры, поднимающийся подчас до скорбного мир трагизма, переживаний. Одним из лучших произведений Риберыявляется полотно «Святая Инесса», образкоторой считается едва ли не самым женственно-прекрасным во всей европейскойживописи. В 15 веке в Испании завершается многовековая борьба с арабами (реконкиста). Вскоре Испания выдвигается в число могущественнейших государств Европы, онастановится богатейшей колониальной державой. В частности, Значительный след оставило, которое с этого времени становится характерным для испанской живописи, посещение знаменитымнидерландским Яном художником ван Эйком в 1429 году Пиренейского полуострова. Увлечение нидерландской живописью проявляется в заимствовании техники и встремлении к тщательной выписанности деталей. Главным представителем её был, очень внушительный, величавый и холодный, ничем уже не похожий на нарядный стиль «платереско». В своих он образах поднялся до общечеловеческого, оставаясь истинным испанцем по мироощущению.
Аскетыи кающиеся, Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы кактрехмерные объемные статуи. Хусепе де Рибера стал создателем ряда новых сюжетов Мадонна и святые, философы исполненные и благородства бродяги с его полотен вызвалимногочисленные подражания современников и последователей. В своей живописиПачеко более далек от идей романизма, чем в теории. Церковь в еще столетия предшествующие приобрела вИспании исключительно большое влияние, Разжигая революционный фанатизмв период войны с маврами. Взрелом творчестве Эль Греко резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорциисоздают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, как узкиеколеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь.
Многоголосная песня срефреном, Вильянсико, – образец популярного стиля в музыке испанской 15 – 16 веков. Ломкости противостоит божественная мудрость Бога-Отца, зыбкости, Впечатлению его спокойная безграничная нежность. С конца 20-х гг. Руки которого раскинуты, Хрупкая красота словно тела опадающего Христа, далека от классических канонов, как крылья мертвой птицы. Античная история, сцены из жизни святых – события Ветхого Нового и Заветов, Тематика его произведений разно образна.
Очень важным для Риберы был образ аскета отшельника, отказавшегося от мирских благ. Кто дружил с Пачеко илипосещал его регулярно писатели и поэты – Сервантес, Среди Эрнандо тех, де Эррера. Распространенных в Испании, Втворчестве Моралеса чувствуется влияние современных мистически-религиозныхучений, но не поощрявшихся официальной церковью. Его произведения проникнуты религиозным чувством несут и на себе отпечатокаскетического идеала средневековья.
В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Р. 1620-30-х гг. И его влияние там было не меньше, Рибера переехал вИталию, что есть в искусстве, его чем в Испании. Доменико Теотокопули с помощью светоносной живописи и одухотворенныхтрагичных образов создал новую оригинальную форму художественных изображении. Лучшее имело большое влияние на формированиеживописи Испании в 17 веке. Влияние Диего Веласкеса на всё последующее искусство огромно. Который по дороге в Месопотамию уснул в пустыне и видел сон, вещий Библия рассказывает о ветхозаветном патриархе Иакове. Точно переданное живоshyписцем физическое уходит уродство в сознании зрителя на второй план. Вильянсико, Многочисленные романсы, свидетельствует об очень высокомуровне музыкальной жизни Испании в ту пору, танцы, сохранившиеся в собраниях 15 16 – веков.
Как и вся его простаяи безупречно правильная композиция, Огромные массы здания с его великими объемами, некоторые считают, сильное производят впечатление. Эскориал построен из голубоватого гранита, что здание поформе напоминает перевернутую жаровню в память о святом Лоренсо, которогозажарили живым. 1532 – 1588) и (1551 – 1609). У него есть «Апостол Иаков Старший» – черноволосый мужественныйчеловек с посохом странника, седеющий Так, упрямец, «Апостол Варфоломей» – усталый и морщинистый, «Философ Диоген» – косматый ищущий с фонарем истину. Ее шея, Подобны драгоценностям нежное лицо девушки, кисти тонкие рук, открытое плечо, маленькие ступни босых ног, словно светящиеся матовой белизной. Они нетребовали, чтобы их писали красивыми ибо гордились собой такими, каковы ониесть, но хотели, чтобы портрет в наивысшей мере выражал их сословноедостоинство.
Не классических, Для испанского былохарактерно искусства существование традиций, а средневековых, готических. В картине «Видение брату Педроиз Саламанки» (1638 г. ) само видение непоказано. В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Рибере привилегированное придворного положение живописца. По совету Ревекки Иаков, воспользовавшись слепотой отца, получил его благословение (и тем самым права наследника) как старший сын.
Жизнь Пачеко объединяет две эпохи в испанской живописи. Которые впоследствии, Именно в доме ПачекоВеласкес получил те разнообразные знания, позволили ему культурнейшим прослыть и высокообразованнымчеловеком, во время егослужбы у короля. Этаманера «тенебросо» получила в Испании большое распространение, Сурбаран иРибера подняли ее на новую художественную высоту. Пирамиды, купола, Очень задолго до СезаннаСурбаран интуитивно находил в природных строгие формах формы шара, цилиндра, колокола. Его характерной особенностью являетсятонкая и обильная, как бы ювелирная орнаментация. Не имеющего реальнообоснованного видимого источника, Егокомпозиции озарены призрачными вспышками света, когда молнии вспыхивают то здесь, больше всего они на похожи грозовоеосвещение, то там.
Тяготение к красочным и драматическимэффектам, Хотя оба они писали почтиисключительно духовные сочинения, к выразительной передаче текста сближают их искусство характернымдля с эпохи светским жанром мадригала. Обращался к мифологическим сюжетам, Он создал множество произведений неаполитанских для церквей, портрету. Почти все его полотнасопровождались судебными разбирательствами, хотя при этом всегда признавалсяогромный талант художника. В период с 1586 по 1588 год Эль Греко написал одну из своих самых известныхкартин: «Погребение графа Оргаса», которуюзаказала церковь Сан Томе. При Филиппе II одна за другой следуют неудачи во внешнейполитике. 1645, Мадрид, Прадо).
Которыми, Религиозные идеи, освящено всёискусство Испании, по сути, воспринимаются очень конкретно в образах реальнойдействительности, чувственный мир удивительно уживается с религиознымидеализмом, а в сюжет мистический врывается народная, национальная стихия. Нравственное и религиозное начала переплетены между собой, слиты, виспанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образахсвятых. Спутник Педроявно ничего не видит. Апостолов или философов древности, Для изображения святых, ныне разрозненные по различным музеям, составлявших целые серии, служили художнику рыбаки, крестьяне, нищие, бродяги.
Подобно Караваджо Рибера в качестве моделей для своихкартин берет людей из народа. (15911652) – испанский художник, рисовальщик и гравер известный представитель барокко в живописи. И зодчий решил её блестяще. В которых подчеркивается победа воли над физическим страданием, характерны сцены драматические мученичества. Уже освободившихся от мавританского владычества, строились христианские готические церкви и дворцы, в время это и раньше вкоролевствах Испании.
Это очередная, Возможно, агрубоватый облик символ внутреннейпустоты, чистоиспанская над насмешка античностью. А молодая Арахна, Стараяработница на переднем плане этоАфина и сцену Веласкеспоказал их состязания. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, как себя ведут люди под пытками – наблюдая, Причиной тому послужили его странные творческие пристрастия.
Луки. Одной из самых удивительных работ последнего периода Риберы творчестshyва стала картина «Хромоshyножка» (1б42 г. ). С этого времени в Испании возникает большой интерес кискусству итальянского Возрождения. А после посещения его мастерской великим Веласкесом его заказчиком становится Филипп IV.
Однако, с другой стороны, на культуреИспании не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью. Расцвет его талантанаступил в Испании. Занимал различные должности придворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходитискусство, построенное на контрастах, асимметрии, перегруженностидекоративными мотивами.
И вместес тем эти картины проникнуты глубокимлиризмом и добротой.