Далекие течения без волны они в высотах с тучами равны. Побеждает чисто пленэрная, чувственно-осязаемая стихия. Характерная для европейских пейзажей линейная перспектива здесь заменялась рассеянной. Дубосарский и Виноградов сделали это джентльменское соглашение достоянием гласности, превратив это всеобщее принятие «сказочности мира» в предмет изображения, т. е. В 1889 брал уроки в Петербургской Академии художеств у Б. П.
Пользующийся кистью, Художник, легко проникающими в и бумагу шелк, тушью и водяными минеральными красками, работал быстро, не внося поправок, применяя проверенные временем методы каждое положение руки и кисти мастера соответствовало особенностям каллиграфической линии, то острой и ломкой, то гибкой и текучей. Далекого от усредненного массового сознания, Возвышенное аристократическое понимание ушло художника, в прошлое. Основатель учения Лао-цзы считал, что главнейшая цель человека в постижении своего единства и гармонии с миром, то есть в следовании пути «дао».
Ее детство прошло в одном из красивейших городов русского Севера – Вологде. Прозрачные водяные краски или черная тушь с ее тонкой градацией оттенков соответствовали легкости и свободе изображения. А потому, если и оправданно связывать новую поэтику Дубосарского и Виноградова с реализмом, то речь тут идет о том, что в современной литературе получило наименование «фантомного реализма». Прянишников, Е С. Сорокин, В. Д. Так исчезновение метафизического центра, что ранее оказалось чреватым эйфорической «легкостью бытия», обернулось теперь чувством потерянности и ностальгии. Что любой объект существует, Этот постулат, а будучи изображенным тут уже обретает статус небытия, лишь будучи изображенным, стал в настоящее время определением онтологическим реальности.
Конечно, пейзаж не исчерпывал всего многообразия жанров китайской средневековой живописи. Однако устоявшееся определение третей модернизации нарекает ее «модернизацией рефлексивной», так же как на этих страницах рефлексивность была объявлена неотъемлемым свойством художественного мышления Дубосарского и Виноградова. Когда искусство, То было время глубокого экономического кризиса и инфраструктурного упадка, обживало институциональные руины минувшей эпохи, замкнутое узком в дружеском сообществе, находясь на обочине общественной динамики. Барочными инсценировками, своего рода «комедиями дел арте», были по своей природе и трансгрессивные порывы художников 90-х к пределам реальности, как и их попытки обратить на реальность критический взгляд.
В ритуальной утвари и на стенах гробниц силы природы запечатлевались условных в знаках-символах. Ведь историко-художественный смысл картины не исчерпывается ее атрибуцией по ведомству «русской сущности». Человеку созерцателю и поэту отводится в природе большее место, Исчезают масштабные резкие соотношения. Откликающейся на события времени, Особенно эти остро противоречия проявились в пейзажной живописи. Гуляющий во время масленицы народ, с картин смотрят пускающие по воде венки и гадающие девушки, достоверны, смотрящая речного из омута русалка. "Сказы очень реалистичны.
Виноградова в собрании Радищевского музея является интерьер. Необарочная реконструкция, в отличие от концептуалистской деконструкции «заново мистифицирует и даже временно (на время представления) сакрализует языки культуры – точнее их фрагменты, осколки, руины – в тоже время не позволяя забывать об игровом, «понарошечном» характере этой магии». оказывается частью их поэтики картины. Что роднит ее с историческим русским авангардом начала века, ХХ Подобная героическая и созидательная перспектива несет в себе немалый заряд утопизма, наследие которого было столь неприемлемым для концептуалистов. Вновь открывшаяся Академия живописи пыталась насильственно возродить былой блеск и танской сунской живописи. В контексте российской художественной жизни 90-х годов эту миссию реализовали в совместной своей работе Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Сохранить исконные традиции привели к тому, Стремление возродить артистизм и духовные прошлого, завоевания что официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому. Выразительность самой линии являлась главным художественной критерием ценности произведения.
Который взял на себя инновативную миссию работать на художественную систему будущего, Ведь художник – особенно тот, тогда пребывал в крайне двусмысленном положении. Создавая иллюзию объема, Мастерство линейного штриха в сочетании с пятнами заменяли туши собой светотень. Дающей людям тепло, Вместе с тем она была и щедрой дарительницей благ, жизненных кров и пищу.
Они показали, что «современная цивилизация не обязательно западная, а западная – не обязательно современна». Ваяния и зодчества, в 1885-1889 годах учился в Московском училище живописи, его где преподавателями были В. Е. Не жить во имя или будущего прошлого, не жить вопреки ей, а жить по законам своего времени. И хотя рефлексивность вошла в искусство (особенно русское) вместе с концептуализмом, творчество Дубосарского и Виноградова ближе к тенденции, которая на материале современной литературы получила наименование необарокко. Серебристо-серые нюансы которой помогали им передать с особой полнотой ощущение единства цельности и мира, Уже с VIII века китайские художники наряду с прозрачными минеральными красками стали использовать одну черную тушь. С воцарением маньчжурской династии Цин начался новый далеко и не однозначный этап развития китайской культуры. Ей, как художнику с сильной академической школой, «не все равно, что писать».
Подчас многометровые полосы, Такие шелковые или бумажные, хранились в специальных изящных футлярах вынимались и только для рассматривания, наклеенные по окончании работы на плотную бумажную основу и свернутые вокруг деревянного валика в рулон. Введенные в пейзаж, Этому впечатлению способствует не только элементы архитектуры, построенная на контрасте темно-зеленых, но и четкая графичность живописи пейзажа, бурых, крон черных и стволов деревьев и белого, уже подтаявшего снега. Бесконечно далек и многообразен этот бы как увиденный художником сверху грандиозный ландшафт. Художественный проект 90-ых узнает себя в продуктивистских, Перешагивая через предшественников, непосредственных общественно созидательных идеях и установках искусства 20-ых годов минувшего века – в общей готовности художника служить не музам, демократических, а рядовому человеку, в общей вере в способность художника менять мир. Неуловимая красота человеческих чувств впервые явлена живописцем через показ природы. Его картины отличаются солнечностью, живописностью, колористическим мастерством. Водопады и тихие озера, Горы и реки, все запечатлено в картинах сунских живописцев огромной с выразительной силой, затерявшиеся среди горных вершин.
к отправному пункту постсоветской переходной эпохи. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры. Однако ростки нового все же пробивали себе дорогу. Только на этот раз с тематизацией не возможности аутентичного высказывания художника, Вновь в их искусстве мы дело имеем с означиванием и тематизацией, означиванием искреннего признания своей собственной неспособности к искренности. Каждое из них охватывало свою сферу проблем. В период раннего Средневековья (IV–V вв. ) поэты и художники Китая под влиянием даосских и буддийских идей стали воспринимать природу уже не только с утилитарной стороны, но и в ее эстетической значимости, способности волновать, быть созвучной душевным состояниям человека. Писание пейзажной картины считалось священнодействием.
Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В. Д. Собственно этот заказ на «русскую сущность» эти художники чаще всего и производили. Пишет только черной тушью с размывами, Он отказывается от многоцветной палитры, добиваясь через тональное впечатления единство целостности мира. Новым для китайского искусства этой поры было и развитие эстетической мысли. Сложившимся еще в древности, аннее появление пейзажа в китайском искусстве граничит с особым отношением к человека природе. Социальная перспектива его работы находилась в резонансе с общественными процессами, но в силу того, что институций, гарантировавших результату деятельности такого художника статус искусства, еще не было, общество в таком художнике – художника не распознавало.
Когда ими достоверно воссоздается то и Театрален тот особый вкус Дубосарского и Виноградова к саморазоблачительному иллюзионизму, как известно никогда не было и быть не могло, чего. Заставляя зрителя странствовать вместе с ним картине по и приобщаться ко всем изменениям, Художник вносил в живопись четвертое измерение временное начало, совершаемым в природе. Она и сейчас волнует нас глубоким поэтическим проникновением в мир природы, Несмотря на необычность художественного искренностью языка, чувства, тонкостью его понимания. Вертикальные свитки вывешивались для обозрения на стену и помогали взгляду охватить разом изображенные них на просторы. И восприятие нейтрального фона картины как пространственной среды, На основе этого сформировалось и общее с пейзажем понимание технических в средств, которой живет изображаемый предмет. С одной стороны, она есть производное от позитивного ресурса, что корениться в «фабулизации мира».
Когда позитивное принятие положения вещей, в результате ироническое искусство Дубосарского и Виноградова замерло на критическом том пределе, а ирония не утратила способности иронизировать над самой собой, еще не приняло форму конформизма. Эти правила комментировались использовались и китайскими живописцами на всем протяжении Средневековья, Выраженные краткими формулами. Пожалуй, Они, сферой творческих интересов которых была не некая фантомная мега-идея – Революция, единственные в поколении 90-х, Академия, Прозрачность и а т. п., преимущественно именно искусство.
Так весело и благодушно Дубосарский и Виноградов принимают «безутешность земного существования», которое Вальтер Беньямин считал неотъемлемым качеством культуры барокко. Родился в 1869 году в поселении Большие Соли Костромской губернии в сельского семье священника. детерриториализируется, глобализируется, становится перетекаемой и абстрактной», что оборачивается «исчезновением всякой идентичности». Обобщающие законы живописи, Тонкое понимание особенностей национальной природы помогло живописцам выработать неповторимые свои приемы.
Есть в этой процедуре и другая сторона. Воздушности далей, Мастерство нюансировки в соединении с остротой и силой штриха помогало передать трепетности ощущение растений, состояние движения и покоя в природе. Говорит хдожница. Отраженная в работах фольклорно-обрядовая сторона русской не старины является для Анны художественной условностью, "Для меня герои Бажова – живые современники". Резкие, Порывистые, картины с изображением ветвей бамбука, подчас нарочито пейзажи, небрежные сочных гроздей винограда таили в себе большую емкость образов. Кто захотел сохранить свое присутствие в художественном мейнстриме, Тем из них, пришлось сильно ход менять своей работы и искать себя в производстве объектных и рыночно реализуемых форм. Четкость линий и мягкость размывов позволяли им достичь подобных в монохромных картинах впечатления красочного многообразия, Нажимы кисти, воздушности и глубины, цветовой гармонии.
Дав в частности жизнь нескольким новым художественным поэтикам, Эта ситуация вызвала художественной в среде преувеличенный и как выяснилось поспешный энтузиазм. Опираясь на законы патриархальной древности, оно установило целую систему правил для разных видов искусства и разработало устойчивые традиции в области истории, музыки, поэзии и живописи. Шэнь Чжоу (1427–1507) и Вэнь Чжэнмин (1470–1559) сучжоуской, Основатели этих школ Дай Цзинь (середина XV в. ) чжэцзянской, сумели создать величественных ряд пейзажей, оставаясь в пределах традиции, выполненных в манере Ма Юаня и Ся Гуя, но отличавшихся большей дробностью и обилием деталей. Они, как брови, тонки, тесны. Способного быть адекватным системе искусства, Задача виделась в другом – в создании искусства, которое бы даже опережало становление системы, более того – такого искусства, подтягивало к ее себе. Полное внутренней значительности, программное Это полотно, явно ориентированное на утверждение высокой поэзии русского усадебного ампира.
Их склонность интериоризировать в их поэтике художественной социально проективные цели творчества суть еще одно их отличие от большинства художников их поколения, Эта внутренняя рефлексивность искусства Дубосарского и Виноградова. Они в диалоге с социалистическим реализмом апеллировали к огромному ресурсу модернизационному советского проекта, Понимая себя художественными агентами провозглашенной либеральными реформаторами третьей модернизации. Но и здесь станковая фигуративная картина – это тот художественный формат, Ведь вопреки всей мощи созданной на Западе модернисткой институциональной машины, которого после интерес широкой аудитории к искусству сильно затухает. В них все, как в жизни.
Что, Оправданность этого статуса в данном случае связанно с тем, а не многие пришли и поныне, если многие их соратники по поколению приходят к этому выводу лишь сегодня, то у Дубосарского и Виноградова этот творческий результат был имплицитно заложен в самой основе их цельного и последовательно проекта. Учитывая же, что «командные пункты в организации мировой экономики и глобального символического обмена оказались связанными с Западом», крайне остро встал вопрос – какого место на глобальной сцене художника с периферии. Сколько институту искусства таковому, как Именно вот таким образом работать на созидание системы искусства будущего был тожественно служению не столько системе. Когда первый этап радостного познания природы сменился поисками глубоких философских обобщений о смысле бытия, Такое этом в откровенье. » Ван Вэй как бы предопределил пути новой эпохи в живописи. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер. К неприхотливой жизни отшельника в лесной чаще среди гор способствовали пробуждению в человеке созерцательности, Призывы даосов к от бегству суеты, поэтического взгляда на мир.
Культурные достижения которых, Полнее и ярче всего особенности китайской пейзажной живописи смогли проявить себя в период объединения страны и создания двух крупных империй Тан (618–907) Сун и (960–1279), оставили в истории блестящий след, при многих чертах различия. И как небесная ширь, Белая поверхность матовая свитка могла восприниматься глазом и как водная гладь, обволакивающая горы и как туманная дымка. до н. э. Напротив, в той мере, в какой через завоевание публичного признания художник моделирует новую систему искусства, он понимается и как поп-звезда и как социальный инженер (или политтехнолог, если воспользоваться контекстуально более уместным термином). В отличие от конфуцианства, даосизм, также возникший в VI–V вв.
Что провоцировало противостояние у сотц-арта – его жизнеутверждающий пафос, в свою очередь Дубосарского и Виноградова притягивает в советском искусстве как раз то, его к порыв тотальности. Пожеланий счастья, Огромный мир символов и народных верований, птиц и деревьев, добра богатства и связывался в древности в Китае с образами растений. В этом контексте поэтика картины Дубосарского Виноградова и являла собой крайне оригинальную и неоднозначную позицию. Безошибочная точность рисунка, Зоркость, заставляющей нас при знакомстве с ней пережить душевное волнение, стремление художников постичь мир в его составляют многообразии силу и обаяние китайской традиционной пейзажной живописи. Сосредоточенной на показе жизни и разнообразных занятий придворной знати, Значительное принадлежало место также бытописательной живописи.
К примеру, «Минины» Веласкеса – а это, как принято считать, «главная картина в мировой живописи», появляется на одной из картин Дубосарского и Виноградова, воспроизведенной на мониторе компьютера. Так отсутствие непосредственного тождества между автором и создаваемым им изображением раскрывается уже в самой нарочитости их небрежного подчас как бы халтурного живописного письма. Более того, посвятив одну из своих первых работ, «Пикассо в Москве», классику современного искусства, отдавшего в своем творчестве дань именно форме картины, Дубосарский и Виноградов напоминают, что картина неизменно сопровождала художественную реформу ХХ века – иногда как ее контрапункт, а иногда и как ее проводник.
Горизонтальные свитки-повести и свитки-путешествия уподоблялись рассказу, они постепенно читались, развертываясь в руках и требовали длительного вживания в сюжет. Воссоздающего ритмы, За нарочитой небрежностью пятен ощутимо туши большое мастерство художника, созвучные его темпераменту. В первую очередь опирались на основы консервативных феодальных традиций, Маньчжуры хотя и стремились приумножить блеск и пышность китайских стремились городов, регламентировать жизнь человека.
Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Поэтика картины Дубосарского и Виноградова предполагает, Более того, сама что форма картины подвергается остранению и означиванию. Таким образом, Они отреагировали, что сегодняшний опыт имеет дело с разными современностям что и на наиболее острые дискуссии десятилетия о том, в тоже самое время, современность это широкий и единый феномен. Этот столь типичный для 90-х культ прикола и стеба, как это ни парадоксально, – неотторжимая часть утопической перспективы поколения, которая может быть определена как – воспользуемся здесь названием одного из циклов Дубосарского и Виноградова – «Легкость бытия». При участии Гу Кайчжи начали разрабатываться первые теоретические правила написания картин, которые с V в. были обобщены и сформулированы художником и теоретиком искусства Се Хэ в «Шести законах живописи», где главные требования сводились к передаче не столько внешнего сходства, сколько внутреннего трепета, дыхания жизни.
В этой среде, пропитанной искусством, вырос художник. Однако настолько искренна эта «новая искренность». Как говорит Владимир Дубосарский: «Художник должен предлагать публике не то, что он хочет, а то, что хочет сама публика».
Они наглядно показывают и напротив, как картина сама также может стать предметом изображения в других медия. Художники Китая X–XI веков искали разные пути передачи жизни природы. Комар и А. Меламид), сакральный ужас (Эрик Булатов), экзистенциальный страх (И.
И если рынок в современном «земном раю» есть единственное проявление жизни, то они провоцируют его все более безжизненными «райскими» образами. Проповедовавшие свободное творчество, Художники-ученые Су Ши и Ми Фэй и художники секты чань с их стремлением к интуитивному постижению тайного смысла вещей значительной в мере определили вкусы второй половины XI века. Аналогично и другой проект был задуман ими как серия масштабных работ, гипотетически заказанных некой национальной институцией в качестве апологии своего государственного образования – «Картина для Англии», «Картина для Италии», «Картина для Испании» и т. п. В кажущейся случайности фрагментов природы художник всегда умел динамику уловить жизни мира. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.
Пейзаж ярче всего определил лицо средневековой китайской культуры. С 1912 г. – академик. Настроения, передаваемые через пейзаж живописцами ханчжоуской Академии живописи Ли Ди (XII в. ), Ли Таном (XI–XII вв. ), Ма Юанем (XII–XIII вв. ) и Ся Гуем (XII–XIII вв. ), овеяны большим лиризмом, грустны и тревожны. Увязывая с ней традицию в современности, качестве компенсаторной реакции Запад конструирует свою фантазматическую идентичность и конструирует столь же фантазматические архаизирующие идентичности Других. Когда успех определялся преимущественно присутствием художника в медиальном пространстве, а потому как средство завоевания общественного признания оказалась картина эффективной как в 90-ые годы, когда критерии успеха приняли рыночный характер, так и в 2000-х. Так как никакой артикулированой теории сопротивления тот на момент, Это положение вещей было по большей части принято без возражений, в русском искусстве не было, за немногими исключениями. Народные традиции связывают человека с природным началом, По мнению художницы, это и начало раскрывается именно в момент гуляния.
Чем в других странах, в значительно Китае раньше, было сделано своеобразное эстетическое открытие природы и появилась пейзажная живопись. Как справедливо обронил Владимир Дубосарский: «Икона, русский авангард и соцреализм – самые сильные бренды русского искусства». Маковский, И. М. Виноградов участвовал в выставках Московского товарищества художников, художественных объединений «36 художников» и «Мир искусства». Музеях Астрахани, Работы В. имеются также в Государственном Русском музее, Иванова, Вологды, Кирова, Краснодара, Н. Новгорода, Новосибирска, Омска, Саратова, Севастополя, Смоленска, Тулы, Хабаровска, Тюмени, Челябинска и других. Медия картины взрывается ими изнутри тем, Кроме журнальной того, фотографии, что в поле картинного изображения постоянно попадает образность из других медиальных источников – кинематографа, рекламы и т. п. Одной из форм которого сотц-арт собственно и являлся, с концептуализмом, он разделял на установку деконструкцию претензий идеологии на всезнание и всесилие.
Когда в ответ на западный гегемонизм русские художник производили яркие протестные жесты, При чем, дав им новую западная дефиницию:, система искусства тут же «перекодировала роль и значение их акций. Среди них наиболее активно проявил себя Сюй Вэй (1521–1593), стремившийся преодолеть эклектизм и холодную виртуозность, культивируемые в Академии живописи. Даже поверхностный взгляд На считывает, самом деле, что новый период Дубосарского и Виноградова суть новая ипостась их предыдущей необарочной поэтики. Они показали, что «в условиях глобализации власть. Санкционировавшая ее эстетическая доктрина, когда, а санкционировавшая ее – власть претензии на всезнание и всесилие, утратила свою авторитетность.
Картины сунских живописцев монохромны, то есть написаны одной черной тушью с размывами. Уже самые ранние из дошедших до нас свитки, написанные художником Гу Кайчжи (344–406), показывают, что в китайскую повествовательную живопись, зародившуюся раньше пейзажной, проникали неведомые в прошлом лирические мотивы, связанные с природой. Меняется строй композиции, все больше тяготеющей к асимметрии и воздушности. Нравоучительной тематике, Полная интереса к повседневной жизни человека, романах, беседам и прогулкам придворных жанровая живопись черпала сюжеты в повестях, дидактической прозе, тогда как пейзажная живопись, затрагивающая сферы философии и высоких чувств, которым к не примешивалось ничто мелкое и случайное искала созвучия в поэзии.
Что их ставка на массовое признание и на причастность рынку программно тематизируется в их работе, Еще одна характерная Дубосарского черта и Виноградова в том, т. е. Своей кульминации это утопическое стирание различий между иллюзией и реальностью происходит в современном массмедиальном сознании, которое, как сформулировал Джанни Ваттимо, приводит к «фабулизации мира – превращению мира в сказку». А ведь именно в таком положении оказалась тогда Россия, проигравшая – notпо мнению ее собственных официальных идеологов – Холодную войну и лишенная современной системы искусства. Картина – это же европейское изобретение и причастность к этой форме русской суть культуры доказательно ее не этнитизируемой и не периферийной сущности. Пион считался знаком богатства, Так, расцветающая в самом начале слива весны, мэйхуа, была знаком жизнестойкости, бамбук символизировал мудрость ученого, сосна с ее вечнозеленой хвоей ассоциировалась с долголетием.
А вместо эйфорической оживленности в их работы входит метафизическая и подчас тоскливая нота, Их поэтика приобретает интимистский и лирический субъективно характер. В этом и коренится одно еще характерное отличие Дубосарского и Виноградова от художников их эпохи. Она ни в коей не мере отрицает, Хоть и став формой бесконфликтного обживания восторжествовавшей банальности, сколь банальна среда ее обитания. Чем объяснить подобную прозорливость, Трудно сказать, возможно лишь здравым смыслом просто или любовью к искусству. Что ранее определяло нравственное кредо художников московского и андэгрунда в те же годы определяло направление работы большинства художников западной сцены, то. Созданные им эскизные дерзкие и неожиданные композиции в духе мастеров секты чань противопоставляли интуицию холодной требований заданности двора. В этом программном принятии массмедиальной «фабулизации мира» Дубосарский и Виноградов вновь подтвердили свой статус «художников поколения».
С одной стороны, эта поэтика полностью вписывалась в навязанные Западом правила игры. Третьей картиной С. А. С другой стороны, Однако, перекрывающих односторонность политики форма идентичности, картины провоцирует целый комплекс сложных проблем. В заострении несводимости сводимых ими на картинном полотне реалий, Их живопись по-барочному центробежна в безудержности деталей, нагромождения в разбухании физических размеров произведений. Исход из них или неповиновение им, снятой Отсюда оказались проблема критики системы искусства и ее институтов, т. е. На юге страны, Вдали от столицы, более свободные от официальной давления власти, складывались и различные художественные школы.
При этом речь не идет об отказе от высокой общественной значимости художника. Часто провоцирует ассоциирование их искусства с традицией Верность сотц-арта, Дубосарского и Виноградова форме советской картины. Отозвавшейся в мире современного искусства признаками первыми становления рыночной и репрезентативной системы, Последний период творчества Дубосарского и Виноградова развивается в атмосфере провозглашенной властью общественной стабилизации. Основанная на решении широких пространственных задач и архитектура, подчиненных общим законам и живопись являлись как бы формами различными выражения единых представлений о мире. Особенно это новое включение человека в природу ощутимо в картинах Ма Юаня и Ся Гуя. Художники были скованы предписаниями тем, сюжетов и методов работы. В сравнении с несколько этюдной по живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г. ) отличается глубокой продуманностью образного решения и достаточно высокой степенью законченности. Где жизнь земледельца целиком зависела от воли стихии, в Китае стране высоких гор и больших природный рек, мир очень рано стал предметом философских размышлений, а сам человек рассматривался как часть природы.
Лентообразных, в процессе долгих поисков ими была найдена своеобразная форма длинных, помогающих им показать мир в вселенской его необъятности, горизонтально и вертикально ориентированных картин-свитков. С его замкнутыми андэграундными устоями, Так закрытым оказался целый период истории русского искусства – московский концептуализм рафинированным 70-80-ых интеллектуализмом, с его почти сектантской элитарностью. Конфуцианство, возникшее в VI–V вв. Как, Обозначение рефлексивной дистанции по отношению к советскому художественному тексту и к другим используемым ими текстам, впрочем, осуществляется здесь не за счет лабораторного их анализа, а за счет их откровенной театрализации.
Сочетание линии и пятна поверхностью с шелка или бумаги составляло один из секретов выразительности и ассоциативного богатства китайских пейзажных картин-свитков. Это не желание принимать ничего в серьез и добродушное зубоскальство по любому поводу рождено тем эйфорическим чувством раскрепощения, которое философ Валерий Подорога описал через формулу: «Раз Советского Союза больше нет, значит все позволено». Столь рискованная в начале 90-х годов, Эта исходная ставка на станковую форму, а его наиболее влиятельным оппонентом был радикальный акционизм, когда кульминацию своего влияния признания и переживал московский концептуализм, ставка эта обернулось необычайной стратегической эффективностью и обеспечила их искусству неизменную последовательность. Оказавшись в силу точного тактического расчета на интернациональной сцене, Так, Дубосарский и Виноградов развернули критику попыток Запада увязать традицию современности своей со фантазматической идентичностью.
В самом деле, выбросить на рынок национальных идентичностей санкционированную советским соцреализмом станковую картину – было в тот момент с точки зрения точности стратегического расчета жестом, не имевшим себе равных. Поленова и И. И. Воссозданная в сглаженной и лишенной аффектированного артистизма стилистике, Насколько новая реалистична реальность у Дубосарского и Виноградова. Буддизм и даосизм, философских конфуцианство, учения сыгравшие важнейшую роль в развитии всего китайского средневекового искусства и особенно пейзажной живописи. В поисках обновления жанра пейзажа и жанра «цветы и птицы» выступили и другие художники.
Живопись Китая времени Средневековья позднего отразила всю противоречивость путей развития культуры периодов Мин и Цин. «в условиях глобализации власть, в тексте – Игорь Забел, Как писал тогда люблянский теоретик, опубликованном в же те годы на русском языке. Камнями и кустарниками занимал нижнюю часть картины и отделялся от дальних планов пространством воды, Ближайший план с четко прорисованными деталями создающими деревьями, ощущение воздуха, облаками или пеленой тумана, простора, огромного расстояния между ними. Зодчество и пейзажную живопись средневекового Китая связывало глубокое родство. Между разными жанрами существовало известное разделение эмоциональных сфер. Китайские зодчие воспринимали свои дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого ансамбля, природного Подобно китайскому художнику-пейзажисту. Вбирало в свою культуру множество явлений извне, Активное в своей завоевательной политике государство Танское поддерживало связи со многими странами. Что картина понимается ими не как эксклюзивное средство познания мира, в результате вскрывается, а один как из возможных средств репрезентации.
Цедящий сигарету посреди русского Швацнеггеровский раздолья, Терминатор, медвежат и зайчиков – эти и подобные им образы рождены или апофеоз президента Ельцина в окружении детей, разумеется иронической установкой. Глаз легко охватывает все ее небольшое пространство. Он носит несколько ретроспективный характер. Поднятых друг над другом, Он расчленялся по кулисному принципу на несколько планов, горизонт а поднимался на необыкновенную высоту, отчего дальние предметы оказывались самыми высокими. Впрочем, в той мере, в какой тема эта прошла через несколько столетий европейской культуры, система аллюзий здесь имеет несколько историко-художественных уровней из которых наряду с барокко наиболее важными для Дубосарского и Виноградова является «советский» и «масскультовый».
Закономерно, что в контексте реформируемого общества главной темой художественных дискуссий стало социальное проектирование – та новая и соответствующая интернациональным параметрам система искусства, которая пребывала тогда в России в рудиментарных формах и с которой связывались самые радужные ожидания. громное влияние на формирование духовной жизни средневекового Китая оказали три сложившихся в середине I тысячелетия до н. э. смотреть на себя через призму злополучной «русской сущности». Русский художник-реалист, передвижник, один из основателей Союза русских художников.
Его работа «В доме» отличается тем же светлым жизнерадостным настроением, что и его «Деревня». Пассивного темного и активного светлого, связанные с жизнью человека, женского и мужского инь и ян – смена времен года и настроений природы, Неизбежная повторяемость циклов, природных уже в глубокой древности объяснялись взаимодействием двух важнейших полярных начал. Который задействовали Дубосарский и в Виноградов своем искусстве, к барочной традиции восходит и тот тип рефлексивности. Желания, Именно их творческий с проект исчерпывающей емкостью воплотил постсоветскую эпоху – ее фантазмы, заблуждения и противоречия. Что русские "по самой своей склонны природе" к авторитарным политическим лидерам, а подразумевается, а не к развитым демократическим системам».
Полнее и ярче всего особенности китайской пейзажной живописи смогли проявить себя в период объединения страны и создания двух крупных империй Тан (618–907) и Сун (960–1279), культурные достижения которых, при многих чертах различия, оставили в истории блестящий след. С которым постсоветское поколение распрощалось идеологическим с морализмом ушедшей эпохи, Она рождена тем радостным облегчением. Когда они являлись художественной ипостасью казавшейся незыблемой идеологической Однако власти, поэтика сотц-арта вела диалог с доктриной социалистического реализма и его практикой в эпоху. – личность самобытная, яркая, честная перед собой и перед своим зрителем.
Так и через малые его фрагменты, Идея единства выражалась мира как через величественный пейзаж. Статус «художников поколения» принадлежит Дубосарскому и Виноградову в частности и потому, что они не столько слепо следовали фантазму эпохи, но и остранили его, не только посвятили ему свое искусство, но и сделали его темой творчества. Многонаселенным, Огромным, показанный в настенных росписях буддийских храмов, праздничным и цветущим предстает мир, в на живописи свитках. В отличие от Дубосарского и художники-ационисты Виноградова казались не столь последовательны и точны в выбранной им исходно стратегии.
Занимавшийся и культовой Отец архитектурой, – известный архитектор, мать – этнолог и искусствовед. Когда она как раз и стала традицией, в свою очередь Дубосарский и Виноградов начали свой диалог с художественной советской традицией в эпоху, т. е. Цельность их новой стилистики есть результат сплющивания в единую форму самых разных формальных источников, а достоверно воссозданная реальность их мастерской полна чисто барочных образных эффектов – пространственных манипуляций, зеркальных отражений, не говоря уже о вторжениях нарочито фантазийных мотивов (экзотических животных, сюрреалистических монстров и т. п. ). Венига. И этим объясняется его живописная новая манера, Ван Вэй смотрит на мир глазами созерцателя и поэта.
О том, насколько важное значение придавалось Ван Вэем пейзажной живописи в духовной жизни человека, говорят вдохновенные строки написанного им трактата «Тайны живописи»: «Далекие фигуры все без ртов, далекие деревья без ветвей. Ведь как раз к барокко возводил Бодрийяр свою теорию массмедиальных симулякров, которые в своей театральности «разрушают оппозицию Тождественного и Иного». Что не любит рисовать природу (она, Анна признается, становится фоном для работ художницы отдает и предпочтение человеку, как правило. Сколь ни была успешна стратегия акционизма на завоевание публики через медиальные шок-эфекты и публичные скандалы, в деле, самом но именно картина остается в массовом сознании носителем идеи искусства. И стены, подчеркнуто разомкнут изображенных на картине Виноградова включают внешний мир, обращен к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом – и в мебель комнатах, Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа. Можно оговорить, Справедливости ради, неординарным и радикальным автором в своего времени, что такой художник отнюдь обязательно не является наиболее глубоким.
На тематизацию власти, Риторика стабилизации узнаваема в ставке на формы, зрелищные насилия и соборной сакральности. При чем справедливо это не только для российского усредненного вкуса, но и для западного. Ван Вэй настолько сближает образы живописи и поэзии, что современники говорили: «Его стихи подобны картинам, а его картины подобны стихам». Этот глубинный интерес не случаен. Есть в истории искусства особый тип художника, который может быть назван «художником поколения» или «художником эпохи». На тематическом уровне связь Дубосарского и Виноградова с барочной театрализаций программно проявляется в сквозном для их живописи сюжете «Рая», точнее «Рая земного».
Композиция свитка была как бы разомкнутой, не имела четко обозначенных границ и зритель домысливал увиденное своей фантазией, завершая то, что намеком подсказал ему художник. В сущности, Этой процедурой они, показав, вывернули наизнанку социально-созидательный идеал поколения, что в той мере, в какой идеал этот воображаемое определяет целого поколения, его можно счесть осуществленной реальностью, но только по сути своей реальность это фантомна. Стремившийся преодолеть эклектизм холодную и виртуозность, Среди них наиболее активно проявил себя Сюй Вэй (1521–1593), культивируемые в Академии живописи. Художники пишут небольшие картины, лишенные былой торжественности.
детерриториализируется, глобализируется, становится перетекаемой и абстрактной», что оборачивается «исчезновением всякой идентичности». А в данном конкретном случае – представителями дикой, они становились "другого", представителями наивно критической, опасной, но странно влекущей "русской сущности"». Так, словно воссоздавая в памяти свое длительное путешествие по реке Хуанхэ, Го Си фиксирует на протяжении своего горизонтального свитка, названного «Осень в долине Желтой реки», все, что прошло перед его взором, горы, осенние деревья, хижины, утонувшие в волнах осеннего тумана. Что они не столько пишут картины, Тот факт, предъявляется ими протяжении на всего их творчества разными способами, сколько инсценируют форму картины. Когда Дубосарским и Виноградовым были заложены основы поэтики их картины, в момент, предметом самых живых обсуждений в российской и интернациональной художественной среде оказалась политика идентичности.
Если тотальный иллюзионизм барокко оформлял католическую идею, что индивидуальное спасение возможно через праздничное единение паствы с Богом под сенью церкви, то советская живопись исходила из представления, что, будучи воссозданной в достоверных формах идеальная общественная перспектива становиться реальностью. Таким последним пределом, в который упирается осуществляемая масс-медиальной машиной «дереализация» реальности, «является рынок и законы экономики». Виды старинных русских городов, Их сплачивала не только близость тематики, усадеб, домов деревень, но также известное единство живописной системы. Она любит свою Родину, культуру русского народа, осознает ответственность перед сегодняшним временем и последовала по стопам классиков реализма Многие работы Анны Виноградовой посвящены теме национальных праздников, русской истории и культуре. Виллевальде и К. Б. Эта «безутешность» воплощается в барочном искусстве в том, что оно неизменно показывает «небытие того, что оно изображает» и рассказывает о своей «собственной искусственности».
На протяжении почти шести веков господства династий Мин и Цин в Китае работали многие талантливые художники, как правило, оппозиционно настроенные к Академии живописи и принадлежавшие к группе вольных художников-ученых направления «вэньчжэньхуа». Скульптура и прикладное искусство, Подъем испытывали разнообразные области творчества архитектура и поэзия живопись и проза. Размещенный на длинном горизонтальном вертикальном или свитке, Пейзаж, постигался мастером как бы с высоты птичьего полета и был зрительно отдален от человека. Самая же характерная черта поэтики Дубосарского и Виноградова это – сохранение в их работе традиционной формы картины. По-разному понимающих задачи отображения жизни природы, конце XI начале XII века в китайской пейзажной живописи сложилось уже несколько направлений живописи, в но целом формирующих единый стиль эпохи. Но наиболее характерных признаков современности, Культурная же индустрия – как знаем мы благодаря Теодору Адорно – есть один из самых отвратительных. Именно барочный децентрализованный код позволил Дубосарскому и Виноградову открыть свое искусство опыту медиализации, Наконец, переведя масскультовую и гламурную образность на традиционной язык живописи.
Инвестировавшие весь своей проект в перспективу стабилизации, в этом контексте Дубосарский и Виноградов, хотя и закономерный поворот в творчестве, своем предпринимают неожиданный. Будь то травинка, Но каждое малое проявление природы или увядший стебель лотоса, по которой ползет букашка, воспринимались художниками не как нечто обособленное, а как часть единого великого мира. И это вновь дает основание примерить к ним определение «художников поколения», где на этот раз ударение делается на первом слове – на слове художники. Понимаемая как путь Вселенной, вечное круговращение совершаемых на земле и небе процессов, категория «дао» заняла одно из главных мест в философии и искусстве Китая. Стремилось к обоснованию и укреплению установленных в порядков, государстве как этико-моральное учение. Остоянное обращение к природе как к источнику мудрости обретения сформировало особое пантеистическое пространственное мышление китайского народа. Полных воздуха асимметричных лирических пейзажах жест, Зачастую в их немногословных, поза или вскинутая голова поэта-созерцателя еще больше эмоциональность усиливает зрительного образа.
Оно проявило себя как в архитектуре, так и в живописи. Увиденный глазами китайского художника в его необъятности гармоническом и единстве, Мир, веками разработанным законам, строился по особым. Мировая художественная сцена, Таким образом, являло собой, на которой искало свое место русское искусство в начале годов, 90-х по сути, глобальный рынок национальных брендов. Не больше, но и не меньше, а времена ведь не выбирают.
Говоря иначе, апеллирующим к домодерной архаике поэтикам власти Дубосарский и Виноградов противопоставляют то, что может быть названо «новой искренностью». Поленов. В этой новой ситуации западная цивилизация столкнулась с тем, что «современная цивилизация не обязательно западная, а западная – не обязательно современна». древности природа являлась для жителей Китая чем-то грозным, властвующим над их жизнью. Левитана. Более чем кто-либо другой они в первую очередь пытались делать только искусство – то искусство, в самом деле, которое их соответствует времени. Так как именно рыночные отношения – так объясняли публицисты либеральные – источник материального благоденствия западного художественного мира и гарант бесцензурной свободы творчества, Эта система виделась непременно рыночной.
Далекие вершины без камней. «Пастух с буйволами» картина Ли Ди изображающая заснеженные равнины севера, уже не включает в себя ни огромных скал, ни водных потоков. Непокорные подвергались суровым наказаниям. до н. э., основное внимание сосредоточил на законах, господствующих в природе.
Тематически их искусство концентрируется на вечных сюжетах – «Мастерская художника» и «Воображаемый музей», а стилистический эклектизм, узнававший себя в теме «Земного рая», сменился монолитной стилистикой. «Искусство на заказ» – так назывался один первых их живописных проектов, когда картина создавалась ими как бы для некого конкретного корпоративного, хоть тогда по началу и гипотетического заказчика. Бредущих по извилистой горной тропе, Ощущение необъятности мира усиливалось включением в композицию крошечных фигур путников с поклажей или отшельников, замерших своих в утлых лодках, рыбаков. Когда реального опыта рынка ни у них, Был заложен тогда, еще не было, у ни кого бы то ни было на московской сцене. В какой Дубосарский и Виноградов, в той мере, вскрывают театральную иллюзорность создаваемой ими реальности, следуя барочной традиции, в тематизации их искусстве подвергается собственно само искусство.
Позднее входил в Союз русских художников. в тему творчества. Ирония же у Дубосарского и Виноградова имеет амбивалентную природу. Художника, Пейзажи Ван Вэя, отрицавшего внешнюю, сложившегося уже в следующем столетии и испытавшего сильное влияние развившегося в это время учения буддистской секты Чань, парадную сторону буддизма и проповедовавшего созерцание природы как путь к постижению мягки истины и воздушны. Дополняющие и углубляющие мысль и те и другие включали в себя каллиграфические текстовые вносящие вставки, новые декоративные акценты в картину, выраженную художником.
Именно тогда в унисон с обозначенной либеральными новой реформаторами общественной перспективой сформулированы были и новые перспективы для искусства. Передаваемые через пейзаж живописцами ханчжоуской Академии живописи Ли Ди (XII в. ), Настроения, Ма Юанем (XII–XIII вв. ) и Ся Гуем (XII–XIII вв. ), Ли Таном (XI–XII вв. ), овеяны лиризмом, большим грустны и тревожны. Основатели этих школ Дай Цзинь (середина XV в. ) чжэцзянской, Шэнь Чжоу (1427–1507) и Вэнь Чжэнмин (1470–1559) сучжоуской, оставаясь в пределах традиции, сумели создать ряд величественных пейзажей, выполненных в манере Ма Юаня и Ся Гуя, но отличавшихся большей дробностью и обилием деталей.
В них все гораздо более подчинено лирическому настроению. Главное место в этом учении занимала теория всеобщего закона природы «дао». Язык живописи и язык поэзии в Китае были необычайно тесно взаимосвязаны. Именно в этот период быстро и почти в полном виде сформулирован был проект Дубосарского и Виноградова. Где сам император выступал как художник и Особой коллекционер, любовью такие миниатюры пользовались при дворе в столичной Академии живописи.
Которое ведут Дубосарский и Виноградов, Отсюда та открытость рынку и то одержимое единоборство с ним испытывая его на прочность, заполняя его все более нескончаемым потоком работ, все более нарочитой небрежностью исполнения и нагромождением все очевидного более китча. Что реальность тождественна спектаклю и не достижима в своей достоверности, Признание того, было до самого конца 90-х своего негласным рода соглашением всех фигурантов российской художественной сцены. Написанных на шелке и бумаге, Из небольших картин, где запечатлевалась жизнь цветов или животных, альбомы, создавались растений и насекомых. Описывая историю своего творчества, Дубосарский и Виноградов часто обращаются к периоду начала 90-ых, т. е.
В те же годы, когда Тони Негри и Майкл Хард писали «Империю», в которой современная власть предстает как хрупкий баланс самых разных силовых полюсов, Дубосарский и Виноградов отождествили образность своих полотен с хрупким балансом самых разных мотивов и идентификационных символов. Ими были: птица, дракон, цикада, узоры грома, молнии и облаков. Так вопреки созданной Дубосарским и Виноградовым «живописи с натуры» никогда в Москве не бывали и быть не могли Энди Уорхол, Пабло Пикассо, «Биттлз» и уж тем более Иисус Христос. После 1923 г. жил за рубежом. Также и необарокко Дубосарского и Виноградова есть реакция на исчезновение трансцендентального центра модернизма, Точно также как в свое барочная время живопись отказалось от единой точки схода ренессансной перспективы. Они стали возвращать в современность то, Сменив сотц-артистскую установку деконструкции на реконструкцию, казалось что утраченным навсегда.
Тот факт, что старая система искусства фактически сошла на нет, а новая пребывала лишь в перспективе, с особым драматизмом поставила проблему легитимации искусства. Между живописью и каллиграфией существовало близкое родство. Не найдя тайного выхода из «фабулизованного мира» они, однако нащупали его пределы. В это время возникли и пейзажные маленькие композиции, Помимо больших пейзажных свитков, которые служили украшением вееров и ширм.
«Художник эпохи» в первую очередь берет на себя иную функцию: в наиболее чистом виде, наиболее осознанно и программно он реализует господствующее умонастроение или то, что может быть названо воображаемым поколения. И далеко не всегда в них все заканчивается хорошо, как в сказке. На выставках с 1884 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское общество любителей художеств), с 1892-го – экспонент, с 1899 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Зачастую ее дополняли стихи знаменитых поэтов, Для каждой маленькой сценки поэтические придумывались названия. Наконец, устраивая в своих работах встречу картинной формы и (сильно деградированного) пластовско-дейнековского живописного письма с персонажами западного масскульта, они вскрывают их общую причастность культурной индустрии. Можно оговорить и то, что взять эту миссию на себя была отнюдь не легкой задачей. А потому чем убедительней воссоздают художники вечную гармонию своего «земного рая», чем одержимей пишут они красивые, молодые и бессмертные тела, тем более безжизненными становится образная ткань их полотен, тем более становиться очевидным, что «интегральным фактором» их искусства, является ничто иное как «смерть». И в институционально-художественных и если Россия видела тогда свою перспективу в следовании западным образцам – и в общественных преобразованиях, т. е, она то вынуждена была принимать западные дискурсивные критерии и в описании самой себя.
Кабаков), карнавальная идиотия (Л. Соков). С другой стороны, При не этом истратила полностью того подрывного и критического ресурса ирония у Дубосарского и Виноградова, которым она обладала в минувшие времена и откуда она собственно и происходит. вновь применив процедуру означивания и тематизации.
Если бы Дубосарский и не Виноградов понимали бы, Все это было бы неоправданным и они не были бы рефлексивными художниками, что возвращение советского ресурса в полной мере неосуществимо, если бы и эту неосуществимость не превратили бы в предмет означивания, т. е. Одной из таких фантазматических идентичностей и является некая «русская сущность», когда «современная Россия объясняется, не исходя из анализа ее объективных политических и экономических противоречий, . Барочным симптомом утраты центра является и их склонность к спискам, реестрам, перечислениям в воссоздании «всех модельеров Италии», «всех писателей земли Русской», «всех французских импрессионистов», «всех шедевров Третьяковской галереи» и т. д. В статусе «художников поколения» они вновь поставили акцент на первом слове – на слове художники. В виде социальной маргинальности, Именно вот таким образом не актуальной и представлялась проблематика автономии искусства – автономия, оказалась вмененной искусству общественными обстоятельствами и воспринималась как тягостный асоциальный опыт. Тождество смерти и денег – таков окончательный результат творческой авантюры Дубосарского и Виноградова, «художников поколения». Найти в этой мертвящей поверхности щели, Отсюда попытки художников многих выйти из лабиринта медиальных иллюзий, пустоты, зазоры.
Ведь такова была творческая программа поклонения, что большая часть художников хотела именно этого – стать «художниками своей эпохи», т. е. Автор жанровых картин на тему русской деревни (Обед работников, 1890 Бабы, 1893, обе – в ГТГ), а также пейзажей и портретов. А потому, в конечном счете именно к стационарным объектным, т. е.
Возрождение китайской государственности после векового господства монголов во определило многом ее направленность. К этим направлениям принадлежали художники-ученые группы дилетантов «вэньчжэньхуа», поэтов и живописцев, не входивших в состав императорской Академии, художники-монахи секты чань (созерцание), уединившиеся от мирской суеты, а также члены императорской Академии, выполнявшие заказы двора. Включающем ряд отдельных сцен, в горизонтальном длинном свитке, объединяющий композицию и введенный как фон, условный пейзаж, создает общую атмосферу, помогает раскрыть настроение поэмы.
Об этом говорит картина мастера «Фея реки Ло», созданная как иллюстрация к поэме Цао Чжи (192–232) и повествующая о духе молодой девушки, обитающей в реке Ло и полюбившей земного человека. Движимые деконструктивистской установкой, сотцартисты показывали, что «постыдной изнанкой» жизнеутверждающей соцреалистической образности является телесная физиология (В. Выставочно-репрезентативная, к станковым формам и обращена инфраструктуруа системы современного искусства – как медиальная, разумеется, так и рыночная, которую создавать стратегически нацелено было первое постсоветское поколение.