Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. А всё своё богатство и живописное мастерство он передал своему сыну Лукасу Кранаху Младшему, который тоже стал известным художником. 2 Лукас Кранах Старший знаменитый немецкий художник эпохи Возрождении. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» (Penance of Saint Jerome, 1503),, 1504) привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца.
В 1505160году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45160лет) в качестве придворного художника. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. «в трактовке образа Мадонны можно заметить лишь близость относительную к мастерам итальянского Ренессанса – Никулин пишет. Такие своеобразные лица с широкими скулами, заостренным подбородком и узкими широко расставленными глазами встречаются и в других картинах Кранаха.
Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Как «Венера», Не случайно Кранах выбирает для них темы, такие «Суд Париса», «Лукреция», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). Вероятно, о годах его детства и юности почти ничего не известно самые ранние из дошедших до нас картин и ксилографий Кранаха датируются временем между 1501 и и, 1504 были выполнены в Вене.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Иоганн Фридрих освобождён заточения из как то позировал ему ещё в младенчестве, но отправлен в изгнание – который напомнил императору, Благодаря заступничеству Кранаха, в 1551 году Карл смягчается. Образованной ее одеждами через всю картину тянется вереница обращенных к младенцу Христу фигурок ангелов, Мария как бы находится в широкой раковине, прислонившегося к сосне, чьи беспокойные уравновешиваются движения позой Иосифа.
Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре в переросло тесную дружбу. Этот портрет как бы суммирует все завоевания его в области передачи реальной действительности. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Изображения Мадонны, После поездки этой в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы. Картины были важным шагом в формировании жанра, бытового Несмотря на надуманность и гротескность образов. О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера – Лукас Кранах Младший. Поселился в Виттенберге и оставался там до конца жизни, в 1505 принял Кранах приглашение курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого стать придворным художником. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха".
Однако это приносит и неожиданные результаты. Для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, Дунайская школа живописи160 направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, эмоциональность, свобода фантазии интерес к природе, фантастическим персонажам, свету пространству и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520 – 1521, гравюра на меди). В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Умер Кранах 16 октября 1553. Серьезное изображение человека, создает Художник в нем такое простое, какое больше не встречается в его искусстве.
Мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, Фридрих Мудрый, ценит высоко художника. Чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Фридрихом Иоганном и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской, в 1526160году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха160 одним из ее основателей. Никулин). На фоне цветущего пейзажа с игрушечными горами, смешные, деревьями резвятся крохотные, хрупкие фигурки людей и животных изображенные художником совсем в иной плоскости» (Н. Н – домиками, Построение пространства в этих нарочито картинах упрощенное. Которыми изобилует эта работа, Поиски области в формы приводят художника к счастливым находкам. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины160 высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. В этой работе ренессансное отношение красоте к соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Учился он, по-видимому, у своего отца.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В 1509160году он пишет «Венеру и Амура»160 первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой160 крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Особенно складок одежды, Динамичный рисунок, острый характерную для присущего немецким мастерам чувства формы, дробная трактовка листвы и резкие очертания устремленных ввысь скал создают напряженность. Но и как верного и преданного слугу, Фридрих Мудрый ценил Кранаха не только как художника, способного выполнять даже самые деликатные частного поручения характера.
Н. Н. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными. в его картинах – в частности, свойственные произведениям лучших представителей фламандской живописной школы – что в этом городе Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, Известно, в композиционных решениях и типах лиц персонажей заметны черты императора будущего Карла V. Посещение Нидерландов повлияло на формирование художественной манеры Кранаха. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует на остановиться полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546).
Трижды в разное время исполняет должность его казначея, Со Кранах временем становится членом городского совета, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. Связанные в первую очередь с изображением природы, Его художественные искания лет, этих сближают его с мастерами дунайской школы. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). В 1508160году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532) – "Влюбленный старик" уродливая ищет старуха взаимности юноши – "Влюбленная старуха", Это жанровые сценки. Да еще в натуральную величину, Для самого Кранаха первая это попытка изобразить обнаженное тело.
Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно почти искусством160 все его время занято выполнением дипломатических поручений. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин160 в основном на мифологические и библейские сюжеты. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример160 дипломатическая карьера Рубенса). Эти кабинетные картины предназначаются для украшения интерьеров в вельмож домах или патрициев. Этому способствуют общие религиозные устремления160 оба они поддерживают Реформацию и знакомы Мартином с Лютером, Возможно.
В кранаховских картинах 1502 – 1503 годов ощущается цветовое единство. Отличающую его от других портретов художника, Сопоставлением более светлых поверхностей лица и одежды с серебристыми тенями и темным он фоном придает образу особенную живость. По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом. Отражавшими те или иные догмы лютеранства, «Наряду с сухими и скучными произведениями, "Грехопадение спасение" и – "Христианские заповеди", он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества. В том же 1508 году, по возвращении Мастера из Нидерландов, курфюрст пожаловал ему дворянство и личный герб (змея с крыльями летучей мыши), который стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно. Где он пробудет до 1509160года, в этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи I Максимилиану в Нидерланды.
Житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи, Такими были многочисленные его библейские (Ева, Юдифь, Мария). Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Кранах последовал за ним.
В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Мартина Лютера. Лубок, Они напоминают рисунок, детский но подкупающее своей наивностью и своеобразной, нечто нереальное, сказочной поэтичностью.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»160 сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. С момента рождения наследника саксонского называвший престола его "мой 3-ий сын", Кранах, спешно отправляется вслед за Иоганном Фридрихом. Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график родился в 1472г. Среди принадлежащих его кисти портретов – изображения нескольких друзей, в т. ч. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам героям и античной мифологии.