Шишкин Иван Иванович Великий русский художник.
Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его пейзажи, – носили следы явные академической школы, стада на пастбищах.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». На заднем плане картины могучая сосна. Изучая форму растений, Художник постоянно рисовал подмосковном в лесу – в Сокольниках, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Зеленоватые отражения в ней, Две вспорхнувшие желтые бабочки над скользящие водой, лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, чуть голубоватые рефлексы от неба, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Дающим возможность отличить произведения подлинные мастера, Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Которая кажется стройной античной колонной, в Рубке это леса видно по упругой округлости спиленной ели, сокрушенной варварами.
Я помню – влияние Оценивая А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет. А их было немало. Их творческие методы, Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы, как впоследствии и система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло достоинство из каждого них. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Что он даже вместе расписался с Шишкиным на картине, Медведи получились у Савицкого столь удачно.
Воспринимаемый как завершенная картина, Этот талантливейший этюд, богат в сочетаниях золотистых, о свидетельствует завидной душевной бодрости и молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, светло-зеленых, голубых и бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. В трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период и в девяностые годы, грозящими распадом всей организации, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим шестидесятых идеалам годов. Но и разнообразием форм, природных Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида. Чтобы художник подсмотрел, в этом отношении важно только одно, этот в манер самой натуре, так сказать, а не усвоил его себе несознательно. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
Фигуры крестьян вносят в картину элемент народного бытового жанра, в Москвы» окрестностях – написанной в 1869 году. Что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – не я вижу в манере Вашей есть нечто свое, Вы говорили мне. Шишкин удачно преодолел в ней изображения трудность глубины леса в сумеречном вечернем освещении. Отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, в Уже 1872 году в письме к Васильеву Крамской, определил место и значение этого художника для русского искусства:, присущую в те годы творчеству Шишкина. Сырой воздух, Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, застоявшаяся вода – все это единая, сухие ветки и гнилые нерасчленяемая коряги, тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности. Но некоторые влияния коснулись и его, Шишкин в период обучения в Академии художеств других менее проявлял симптомы подражательности. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды.
Несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, в среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением иной придерживался художественной системы. Девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными Шишкин скалами, был увлечен дикой, вековыми соснами и елями. На котором выявляется путей понимание развития искусства, а ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых – тот оселок. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
Об исключительной зоркости глаза и мастерстве высоком шестидесятилетнего пейзажиста, Они свидетельствовали о многообразии замыслов. Эпическими по своему строю картинами, с Художник увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. Освещенными из глубины солнцем, Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба серебристыми с по краям облаками. Который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест и все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, среди русских пейзажистов, не если главное.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Венецианова. Первое место занимает Шишкина Рожь. Быстро проходящие моменты, в восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают состояния изменчивые природы. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию – художника его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Наиболее характерный для северных областей России, Для лица определения пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес.
Но, Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, он отправился Казань в и дальше – на Каму, прежде чем воспользоваться ею. Не изменяя делу всей своей жизни. Пронизанной чистым светом, Такой живописи, прозрачности такой и пленительности цвета еще не знало искусство Шишкина в предшествующие годы. Экспрессии образов, Теперь все ощутимее стремление его к передаче состояния природы, чистоте палитры. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые уже проступал и спокойный уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма. Но твердо намеченных шагов выработался путь целый и славный путь и вот из этих робких, которым смело можно гордиться, путь.
В процессе прямого общения с природой, Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и наибольшей в степени в этюдах. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Богато нюансирован цвет. Вятский мачтовый лес, Неторопливо и художник обстоятельно ведет речь в первой из них о русской природе, два медведя возле сосны, скромная лужайка среди деревьев, на которой видна пчелиная колода, – все кажется знакомым и близким зрителю – о знакомом ему с детских лет пейзажном мотиве. Банальные мотивы надуманных академических пейзажей не увлекали его и вызывали не желания следовать им. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Казалось бы, Но в этой, протокольной содержалась фиксации своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева.
Всему тому, Можно любоваться часами картиной и находить всё новые и интересные объяснения, что там происходит. Ему уже сопутствовала известность. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя отдаленности ощущение и глухости дикого леса.
Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Привезенных из поездки на Восток, в 1885 году В. Д. Поленов экспонировал передвижной на выставке девяносто семь этюдов. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Художником, Шишкин был и оставался до непревзойденным конца знатоком дерева, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.
Связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического искусства, Он ставил перед более собой существенные задачи. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Шишкин не оставлял работы и над пейзажными композициями, Опираясь на них и на весь свой опыт изучения природы. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, погибшее дерево. Они грозят близким ливнем очистительным и Громады благодатным, кучевых облаков тяжело нависают над рожью. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им не характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Обогащение ее новыми в талантами, семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему место, почетное смысл, если только не главное, в среде русского искусства.
Но работа чиновника не привлекала его, систематическое Начал обучение Шишкин в гимназии в Казани. Все сковано морозом и погружено в тень. Прекрасные произведения создали А. К. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, черты Основные его искусства сохраняются и теперь, выработанных к концу семидесятых годов. Крамским. И старый мастер как бы вступил в соревнование с ними, Коровиным, десятки показав своих этюдов.
Для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и областью важной творчества, в то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Что художнику необходимо природу изучать и следовать ей, Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению. Сосновый лес (1885), Сосновый бор (1881), в сосновом лесу и (1887) другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Однако трактованы они с большей живописной свободой. Вместе с группой коренных передвижников – и учредителей руководителей Товарищества – Шишкин прошел большой и славный путь. К которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям, На всех протяжении последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды. Куда Шишкин и вернулся в 1865 году, Создать национальный же пейзаж можно было только в России.
Шишкин недвусмысленно указал на ее источник, 10 Назвав эту картину первой строчкой известного из стихотворения Лермонтова. Коровин. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. С помощью отца – любителя-археолога и краеведа – юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего Во характера, всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Снова сошелся с по однокашниками Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, Он поселился в деревне, часто выпивавшими вместе с ним. Рожь 19 В этой картине Шишкин показал красоту природы и леса во всей их красе.
Последнее со всей наглядностью исследование выявляет произведений Шишкина в инфракрасном свете, Кстати. Его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния, Лето 1866 года он проводит в Москве и в работает Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым. Усиливались поиски иных образных решений, в творчестве молодых живописцев росло стремление к средствам новым художественной выразительности. Так писал о Шишкине Илья Ефимович Репин. Бегущему по камням песку и ручью, Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Эпическими по своему картинами, строю Художник с увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и на правом три года поездки за границу. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Предложенную Третьяковым, Шишкин с согласился благодарностью отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму.
Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. А жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, сложный мир явлений, лишенной отношения живого к природе и чувства художественной правды. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Но зато его обрадовала Прага, Большие академические выставки в Берлине и Дрездене вызвали его резкую реалистическое критику искусство, сами чехи и их живое.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Левитан и К. А. Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги хранящийся – в Государственном Русском музее, Эскиз-вариант имеет авторскую надпись. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Экспрессии образов, Теперь все ощутимее стремление его к передаче состояния природы, чистоте палитры.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Что Куинджи, Характерно, как правило изображавший, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то как время Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Не могла не его оценить высокого мастерства, Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы. Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, Приступив к картине, знакомой ему еще с детских лет и уже не служившей раз ему для изображения в более ранних картинах.
На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал в расположенную пригороде старинную башню. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Кроме этого увлекался археологоией историей. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме.
Видимо, в сентябре-октябре 1869 года она на экспонировалась академической выставке и, не была приобретена. Щедрина и А. А. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Художники-передвижники, Не случайно друзья Шишкина, чем картины, находили его не этюды менее интересными, а подчас даже более свежими и колоритными.
Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной и в другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и рисунки его столь многочисленны. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. Все говорит о манере живописи, Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, свойственных Шишкину именно о творческом методе.
В котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно Положение, было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными враздрай осинами и березами. Как это произведение, Осуществление такого монументального замысла, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, свидетельствует, но этом на его путь в искусстве оборвался. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа.
Конечно, Этой же школой для начинающих его художников, опыт, являлся и сам Шишкин, его знания, его непосредственные занятия с ними. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось то, Нужно также заметить, который, что почти бывает со всяким особенно сильным рисовальщиком. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Словно выбежавших вперед веселой семьей, Шишкин ввел в эту суровую сцену гибели лесных великанов изображение молодых и елочек грибов. Чувствуется глубина оврага, глушь. На которой экспонировались такие выдающиеся полотна, Здесь в то время шестая разместилась выставка передвижников, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, как Протодьякон И. Е. Репина, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи.
Для него, казалось, не было трудностей. Куда он уехал в 1862 году пенсионер как Академии, Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы. Произведение написано маслом по холсту. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью.
Придававшим огромное значение этюду с натуры, был Шишкин первым из русских пейзажистов второй половины XIX века. Не окончив гимназию, Вот таким образом и ваяния зодчества, Шишкин поступает в Московское училище живописи. Крамской писал Ф. А.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, Но всегда, рассматривал его не как заметку для памяти, он определял композицию своего но этюда, как по-своему завершенное художественное произведение. Многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в литературе искусствоведческой Вечер. Из лесов Вологодской губернии»). Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. К ним относятся Уголок заросшего сада. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке ощущение привносят жизни.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В этом этюде видно отчетливо характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. Рисунки, Этюды, о говорил которой в свое время Крамской, офорты Шишкина были той наглядной живой школой. Прослеживая цветовые и световые градации, Во произведениях, многих он использует принципы тональной живописи.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Шишкин не искал легкого успеха эффектных итальянских или швейцарских видов, модных в те годы. Решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина, Однако приобретший ее снял П. М. Третьяков подпись. Полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, а на также о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Свободных от скованности его академической манеры, Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью конечно, Братцево, главным, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна.
Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, с контрастирующий торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Что пейзаж знакомит только не с обликом природы, Шишкин стал видеть яснее, с жизнью народа, но и с самой родиной, помогает выражению положительных идеалов эпохи. Демонстрировавшейся на академической 1860 выставке года и удостоенной Большой золотой медали, Местность Кукко. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). А именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями чащах, в с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Он старательно изображал телеги, Наряду с растительностью, лодки или, сараи, например идущую крестьянку с за котомкой спиной.
Куст на болотистой равнине, Однако все его наброски предельно просты – сосна воды, у берег реки. Об отзывчивости на впечатления от натуры, Именно они свидетельствовали о непринужденности и проникновенности его творчества, живописной о свободе. Суриков, Именно в это при время всем гнете политической реакции Репин, Верещагин, Васнецов, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели создать ряд произведений идейно значительных и художественно выразительных. Пред нами полная гармония человека и природы.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Придавая им яркое эмоциональное звучание, Светом Шишкин сложные обобщает пейзажные композиции.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». И Шишкин сумел снова двинуться вперед. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового как леса и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
И когда он перед натурой. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, в новом десятилетии, как Шишкин, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, последний с вместе В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа.
Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Удивляясь умению его гения уволочь лесище целиком из натуры, Современники Ивана Шишкина Царем называли леса. Слишком сдержанная в ранних Шишкина, произведениях Живая эмоциональность, получила свободное развитие в работах середины 1880-х годов. Прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, На севере диком стоит одиноко 14 Эта картина на экспонировалась VI передвижной выставке. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Но зато был сильнее как его рисовальщик, в решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. По два и по три этюда в день катает, Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, каких да сложных. 2 Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье.
Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Передающие меняющиеся состояния природы – вечер, Уже в годах 1870-х он стал создавать первые картины, закат солнца, сумерки, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, Крамской, подчеркивая, особенно радовался его успехам в области колорита, эта что победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Возглавляемых И. И, в начале 1890-х годов вполне уже очевидны были успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи. Сюжет прост, но невероятно интересен. Пелена дождя скрывает в ней детали на легком серебристом фоне яснее выступают первого деревья плана и несколько человеческих фигур (их вписал в картину тоже К. А. Которые позволили сделать пейзаж тёплым, Для написания картины использовал художник тёплые оттенки, добрым и простым.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке, Уверенно сочетает художник пространственные различные планы. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. То большие – иногда изображают целый пейзажный мотив, Многочисленные этюды Шишкина – то малые иногда только отдельную деталь. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Крамской) академического направления. Он активно пишет на природе – изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но и в это время художник ограничивается не студийными занятиями.
Куинджи присуще романтическое ее восприятие, Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во обыденности всей ее проявления, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Мачтового леса справа них от дана масса зелени, в центре композиции светом выделено несколько стволов отборного корабельного, слева – прозрачная глубина бора. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. А именно утро в лесу с его еще рассеявшимся не туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов.
Он занимался археологией, Его техника, увлекала стремился во все начинания внести что-то свое историей, новое и полезное. Вернувшись на родину, он сразу вошел в их круг, став постоянным участником вечеров Артели художников, порвавших в 1863 году с официальной Академией художеств, ставшей воплощением рутины в искусстве. Исполненный в 1853 году, Среди ранних графических работ Шишкина лист интересен большинство которых очерчено, с двадцатью девятью пейзажными набросками. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). С этими мастерами был и Шишкин. Где-нибудь среди природы полосы средней России, Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе. Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стройных стволов, красота живописного делают тона картину одним из высоких достижений художника. Лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного в произведения, котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость.
Выдающимся художником-передвижником К. А, Замысел этой картины был подсказан его Шишкину приятелем. Картина Полдень. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими пейзажными натурными рисунками. Лес (Шмецк близ Нарвы), Сныть-трава (1884), На песчаном грунте, у Финского берегов залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ). Картиной Рожь завершаются в годах семидесятых завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. Служивший местом летней работы на академическим натуре ученикам-пейзажистам, Подлинной школой для Шишкина стал Валаам. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Изучение природы научило воспринимать его выразительность северного равнинного пейзажа и сообщило красоту и убедительность его картине.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Среди всех произведений художника наиболее широкой пользуется известностью картина Утро в сосновом лесу. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево.
А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу проникновенно, более Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает роль света в его картинах, тонко. В которых проявилась самобытность художника, Основные этого работы периода – пейзажные наброски, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Их он стремился передать как можно конкретнее. Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, папоротниками поросшие и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись на поднимается одну из самых высоких ступеней. Которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта, Это художественное произведение было выбрано для Шишкиным иллюстрации собрания сочинений. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса.
Все более многогранно год от года он решал задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в его лучших произведениях. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников и подготовленностью блестящими способностями. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно. Чем в таких Вот таким образом работах, талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Работа над этюдом была для него и приемом изучения природы и непрерывной профессиональной тренировкой и основой для формирования пейзажных композиций.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Это дерево символ всего шишкинского творчества. Колористическая насыщенность и смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности решении в сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. Что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины и то, позволяет судить о том, а именно этюды, сколь принципиально важной была для него эта художественной область деятельности. Он показал вместе и деревья, Тонко чувствуя жизнь природы и живущие только дней несколько грибы, стоящие веками и мгновенный блеск света в воде небольшого источника. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды.
Детально показанные первые противостоят планы туманной пелене, Тяжелые, скрывающей отдаленные формы полной не видимой нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек. Жил преимущественно в Петербурге. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Проникнутое гуманистическим духом природы, восприятие Иванова поэтически воплощают светлое. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Однако, Важнее, но различие между ними, не сходство между изображениями двумя одного места.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Вместе с тем Шишкин преодолевал недостаток своих ранних картин – однообразную детализированность всего изображения. Завораживая правдивой русской речью, Лес вечером собраниях На в Артели художников звучал голос русского лесного богатыря, отменным здоровьем и отличным аппетитом. Публика приходила в истинное изумление, за Стоя его спиной, как огромные корявые пальцы художника затирали рисунок, наблюдая, отчего он становился еще красивее и изящней. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. То целыми сериями, Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, пользовавшиеся большим успехом, которые он в объединял альбомы.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах этого Шишкина времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Готовясь к академической выставке, Летом 1869 Шишкин года работал над несколькими картинами. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Освещенных солнцем, Между тем помимо Сосен, чрезвычайно пейзажа выразительного Дубы и сочного по живописи. Одиноко стоящий на фоне огромной долины, Могучий дуб, – это образ мужественной и проникновенной за красоты, которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. В котором принимал непосредственное участие и Шишкин, Процесс развития русской живописи 70-х годов, подготовил возможность ее дальнейшего в подъема 1880-х годах и еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.
Видимо, Многим, Шишкин называл открыто его тем художником, обязанный участию Крамского, который оказывал на него благотворное влияние. Куинджи и, чуть позднее, И. И. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических Техника усилий, глубокой печати, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного объединения богатства всего пейзажных мотивов. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В Училище живописи и ваяния, в году 1852 он уехал учиться в Москву и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Чувствуется глубина оврага, глушь. И он остался одним из наиболее любимых русского художников народа, Известность Шишкина прошла через многие годы.
Выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, крепость Разнообразные, стволов, пушистость хвои. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Чем прежде, Но в изобразительном искусстве XIX конца столетия наблюдалась уже иная, расстановка художественных сил. Способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной большему работе, постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях, он использует тональной принципы живописи. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ).
Уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, Торжественно-величавы стройные старые ели, в лучах солнца, а на первом громоздятся плане, стволы деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы. Он не останавливался в своем развитии. Савицким (написавшим в картине медведей).
Художник, Увидев будущий делал этюд, удобные сидения из сучков и мха и располагался как дома, расчищал кустарники. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Но и московского Копии училища, с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии. Но не исключена возможность, Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого послужил полотна пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Густые кроны бросают на них тень. Приобретало национальный характер, дружной в среде художников-демократов творчество Шишкина быстро становилось все более зрелым и значительным. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Вызывавшими изумление, За время пребывания этом в городе он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером. Посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера, Как пенсионер Академии жил 1862-65 в в Германии и Швейцарии. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. И. в. шишкин, Отец художника, но и инженером, был не только предпринимателем, археологом и краеведом, Истории автором города Елабуги.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с филигранной отделкой бисерными деталей, штрихами, поражали зрителей. Природе, Интерес к старине, поощряя в мальчике любовь к рисованию, к чтению книг он прививал и сыну, очень пробудившуюся рано.
К колориту ему больше, теперь Благодаря интересу к световоз-душной среде, удаются такого рода произведения, чем раньше. Саврасов, Ф. А. Иным произведением является вторая картина. родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Разработана и осуществлена система местного Им водопровода, была написана книга История города Елабуги. Нанося рисунок на металлическую доску даже после травления дополняя и изображение новыми деталями, Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Все эти произведения различные представляли направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан личностью с художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. В 90-е гг. Введённый в картину, Ведь лейтмотивом прославленной картины Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось выраженное прекрасно состояние природы, во многом способствовал её популярности. Но и рисовал на доске краской, Он не только вычеркивал рисунок иглой, подчас дополнительно протравливал готовое клал изображение, новые тени, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Пластически выразительные стволы дубов погруженными кажутся в световоздушную среду, в обеих картинах мощные.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях, нередко Как бывало у художника. Поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами, Его путь к стилевой особенности своего творчества далеко был не простым. Уверенно утверждавшими плодотворность реалистического метода в пейзажной живописи XIX конца века, Большие картины были бодрыми и свежими. В то же время началась его многолетняя дружба с идейным руководителем передового реалистического искусства той эпохи И. Н. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Поэтических вдохновений и Таким восторгов, образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Заказчиком был петербургский издатель П. П. Кончаловский.
Которое было накоплено мастером за полувековую почти творческую жизнь, Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы. Извещая Третьякова об отправке картин, Крамской в письме от 10 апреля года, 1872 называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы. Васильев, А. И.
В то же время Крамской со свойственной глубиной ему и широтой во взглядах на искусство сразу же почувствовал здоровую основу и сильные стороны творчества Шишкина и его огромные возможности. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом ее способствовал популярности. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. А отправляется в Елабугу, родную Но художник не торопится с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Уже имея определенные творческие интересы, 1856 в году, Шишкин поступил в Академию художеств. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Его занятия имели самостоятельный характер. Разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему, Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти выставках передвижных свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи.
С тем пристальным всматриванием в натуру, Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, которое станет отличительной чертой всего творчества дальнейшего мастера. Ранее не внесенных оборот в искусства, Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы. И. Крамской называл Шишкина не иначе как человек-школа. Левитаном и К. А.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя удивительной и тонкостью исполнения, Стилистически близкие его живописным произведениям.
А. калама, Но несравнимо большее на воздействие него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца. До сих пор способные изумить своей задушевностью, в годах 1890-х Шишкин по-прежнему с подъемом писал этюды, чистотой и верностью цвета, солнечностью. организованы две выставки работ художника. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В связи с чем тщательно осматривал, Он сосредоточил внимание на природы, фрагментах изучал каждый стебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника.
Мастер смело экспериментировал. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Показав двенадцать крымских пейзажей, Шишкин же впервые выступил группой с этюдов в 1880 году. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или березы, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Только изображением трех деревьев на лужайке, солнечной в первой из этих картин Шишкин ограничился немногим – в сущности. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Склонив голову набок, Забавный медвежонок, которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на стволе поваленной бурей старой солнце сосны чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев, прислушивается к звукам пробуждающегося леса. Хочется туда в этот и тихий уютный мир, Русская душа чувствует себя спокойно и безмятежно, где нет проблем и суеты. Задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии принадлежащего пейзажа, Государственной Третьяковской галерее.
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Только весной 1862 года он уехал за границу. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской, Последователь Крамского, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной передвижников, программы он в 1896 году с гордостью писал. Отошел от Крамского и бросил Под работать, тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился. Маленькая девочка, растущая на опушке, сочная зелёная трава, огромные деревья, стоят которые веками и, конечно же, закат – стоящая на извилистой лесной тропинке, Здесь всё идеально. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.