Этот суховатый по живописи, но о свидетельствующий хорошем владениирисунком этюд лег в основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, в 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию и он после каникул летних 1848 года решил в гимназию не возвращаться. В сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, в 80-е годы Шишкин создаетмного картин, впрочем, русских лугов иполей, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но отнюдь художник не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чем говорят такие картины, как «Среди долины ровныя», «Лесные дали» и «Дубовая роща».
Которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, Местность Кукко», была удостоена золотой Большой медали. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных деревьевда птица на ветке привносят ощущениежизни. Ранее не внесенныхв оборот искусства, обширный Художникоткрывал мир непримечательныхсоставляющих природы. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. К чтению книг он исыну, прививал Интерес к старине, природе, пробудившуюся очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию.
– Он мог создать подряд несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Картина Рожь отличается от многих других работ Шишкинских душевным равновесием и спокойствием.
Он активно пишет природе на – изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас удавшейся особенно живописью неба ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера, Лежащийв основе работ четкий художника рисунокявляется существенным признаком. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина жаждахудожественного влекла исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи. Выявляющиеформу и фактуру мазки травы, подчеркиваютмягкость Разнообразные, крепостьстволов, пушистость хвои. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление воспринимать содержательно природу.
Стасов писал «Наши представили пейзажисты на передвижную выставку несколько прекрасных вещей. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника все чаще состояния привлекаютизменчивые природы. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло каждого достоинство изних. Чувствуется глубина оврага, глушь.
В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества и Шишкина его огромныевозможности. Васильева. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». У горизонта скопились тучи. Так как гонорар за картину оплачен был Шишкину, Все это в последствии послужило яблоком раздора между дружбой Шишкина и Савицким. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается Первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи руководителей Товарищества – Шишкинпрошел большой славный и путь. Уже спустя три снебольшим месяца после поступления внимание онпривлек профессоров своиминатурными пейзажными рисунками. Роскошная она наполняет золотистыми отливами всю картину и только в середине разгибается в стороны, обе Эта рожь – такая она тучная, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянками. Смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность, Мотив круговорота естественного в природе. «Его отец считался в своем городе ученым человеком и хотел, чтоб его сын получил по возможности хорошее образование, почему сначала, кроме уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию, – вспоминает А. Т. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Разработана и осуществлена система местного Им водопровода, была написана книга История города Елабуги. Розовыми кудрями лепятся вечерние облака. Первое место занимает Шишкина"Рожь". В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858).
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Картина "Полдень. Организация, Идея, цель и стремления создали Товарищества ему почетное место, смысл, если только не главное, в среде русского искусства. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками.
Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это по видно упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в натурнойработе, способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения возникающими и в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Картина Рожь многим знакома с самого детства, так как является русским живописным пейзажным шедевром, ее часто можно увидеть на различных репродукциях, календарях и на красивых упаковках. В 1885 году В. Д. Поленовэкспонировал на передвижной выставкедевяносто семь этюдов, привезенных изпоездки на Восток. Который занял вконце семидесятых годов из одно самыхвидных мест и все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное.
Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его пейзажи, – носили явные следы школы, академической стада на пастбищах. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее русской знание природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". «Лесная глушь» и в особенности «Сосновый бор» с парою медведей под сосной останутся навсегда славным памятником этой деятельности, глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой, как сама северная природа. А могучий дуб чуть дремучею шевелит силой ветвей навстречу грядущим бурям, Издалека слышатся раскаты приближающейся грозы. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, семидесятых в годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Художником, Шишкин был и конца оставалсядо непревзойденным знатокомдерева, не имевшим соперниковв изображении хвойного леса.
Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые уже проступал и спокойный уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма. Рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы», Природу искать должно во всей ее простоте. Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее для характерный северныхобластей России.
Что Шишкин совсем не умел рисовать животных, Сказать, это не верно иногда Шишкин рисовал различных коров и овечек. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном "У грунте, берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с проработкойдеталей, тщательной которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. В этом произведении художник выбрал мотив, Картина Шишкина Рожь была написана в 1878, но все таки опять с его любимыми могучими соснами, как бы и не лесной, которые многие украшают картины Шишкина. Лето 1866года он проводит в Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым, еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния.
В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается одну на из самых высокихступеней. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было и наблюдать втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения. Многим, видимо, обязанный участиюКрамского, Шишкин открыто называл еготем художником, который оказывал нанего благотворное влияние. Несмотря на то исповедовалиные что эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами.
В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди средней природы полосы России. В передаче световоздушной среды, в последнее десятилетие своего творчества Шишкин добился в успехов области колорита. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца XIXстолетия уже наблюдалась иная, расстановка художественныхсил. Обычно из года в год обахудожника по летам селились среди вместе, где-нибудь природы средней полосыРоссии.
8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Выполненные в течении последнего лета, другой На выставке в 1893 г. демонстрировались произведения. Неразрывно связанной с России, образом Тема леса как главной принадлежности русской природы, была одной из главных в творчестве Шишкина, ее народом. Мастерсмело экспериментировал. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения природе к и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи.
В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него о изгородьговорит близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью явилось произведения прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. Хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего, Средства уже иметь позволяли скромный комфорт.
Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает над поразмаху, широкими воспевающими просторы роднойземли. Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, аименно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Кроме этого увлекался археологоией историей.
предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны в не учебнойпрактике только Академии. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он изображал старательно телеги идущую крестьянкус котомкой за спиной, например. Девственной природой живописногои сурового архипелага с валаамскихостровов его гранитными скалами, вековыми соснами и елями, Шишкин был увлечендикой. Что художник, То, основывался живых, на создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. «С ее смертью начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича, – вспоминает А. Т. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Извещая Третьяковаоб отправке Крамской картин, в письмеот 10 апреля 1872 года, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы". Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Возможно после этой работы родилась идея написания картины Утро в Годом бору, ранее Шишкин написал картину Туман в сосновом лесу, что идея ее написания была подана Савицким, вполне вероятно.
Через ручей проходит оградка сплетенная из веток, красиво Очень прописан ручей с легким отражением деревьев в воде, а где плесенью, правый берег ручья местами покрыт где травой, выразительно отражая прелесть восприятия. Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. И работа спорилась. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. И главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, Тогда уже складывается творческое кредо художника «Одно только безусловное подражание природе может вполне требованиям удовлетворить ландшафтного живописца. Которые Шишкин мастерски распределил по Разбавляют картине, все это несколько холодных оттенков. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Ихон стремился передать как можноконкретнее. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в деревне, снова сошелся с поМосковскому однокашниками Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Что в этой картине изображены медведица с тремя медвежатами, Утро сосновом в лесу отличается от многих других картин Шишкина тем. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя.
В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие русскогоизобразительного для искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Сообщавших о происходящих событиях, Письма друзей, тому к же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Крамским. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, зато но был сильнееего как рисовальщик. – Сверх любви к чтению Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию и всю бумагу, которая ему попадалась под руку, покрывал рисунками и изображениями того, что видел дома и в училище.
Художник увлечен не толькокрасотой перед открывшегося ним вида, но и разнообразием природных форм. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Исполинские, Прахов писал «Настоящая краса пейзажа, всероссийского позднее завоевывают себе почетное место в русском искусстве, почти девственные леса, благодаря классической деятельности И. И. А отправляется в родную Елабугу, Но художник не торопится с поездкой, только и в апреле 1862 года уезжает за границу.
Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший П. М. Третьяковснял ее подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина. В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне не могла признавать в нем глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю оврага, порождает этого у зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса.
Большую часть картины занимают серые облака. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными и елями растущими наклоненными осинами и березами. Которые пыталисьотойти от устоявшихся Тогда-то традицийпередвижников, в среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый покосившийся крест – создаетопределенный элегический настрой. Они расположены композиционно так – чтобы не сбить зрителя с главного в картине, виднеются Вдали еще три сосны. Богато нюансирован цвет.
Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. – Он начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно и его некому было удержать. Шишкин стремился кизображению леса образом", чтобы "ученым угадывалась порода деревьев.
Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая анатомию в природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору. описывающих родные окрестности. То целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся успехом, большим Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения.
Она легко воспринимается всеми любителями лесной природы, Картина Корабельная роща навеяна лиризмом и любви художника к лесу с его неиссякаемым богатством, которые очень хорошо знакомы по репродукциям с этой сказочной работой, красоты даже детьми, что в наследство оставил великий маэстро. Главная энергия существования хлеб, Рожь это символ жизни, трудно так порой достающийся, ухоженный руками человека. Выполненные на пленэре, стоит Особо отметить этюды Шишкина, среди которых «Уголок заросшего сада. Воробьев. В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. К непрерывномудвижению вперед, этом в отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно.
Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных натурных в этюдов, товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Обогащение ее новымиталантами, в семидесятых годахидет стремительный развитияпейзажной процесс живописи. Шишкинскую Рожь можно сравнить, с поэмой великих писателей. Занимательный жанровыймотив, введенный в картину, во многомспособствовал ее популярности, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Образцовым совершенством, Он отнесся первый к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, со стороны рисунка, по крайней мере. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Что основная работа все таки была сделана Коллекционер Шишкиным, считал, медведицу с медвежатами он не считал главными в этой картине. Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с девятью двадцатью пейзажныминабросками, достойныекартины.
Куда Шишкин и вернулся 1865 в году, Создать же национальный пейзаж можно было только в России. Quot, присущую в те Шишкина годытворчеству – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение этого художника для русскогоискусства. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Quotяпомню – Калама на письма манеру молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Рядом с экспонируетна Шишкиным пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Его характер портился, Он начал опускаться нравственно, как водка, как так ничто не влияло на него так ужасно. «90-е годы Шишкин встретил полный сил. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
Куда он уехал в 1862 годукак Академии, пенсионер Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы. И годы ее жизни с Иваном Ивановичем в прошли тихой и мирной работе, Евгения Александровна была простая и хорошая женщина. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. И уже через месяца три после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И.
Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения тесно искусстваи связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие семейства, медвежьего порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. А именно утро в лесу его с еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен.
В 90-е гг. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. Офорты, Его многочисленные рисунки пером карандашом и остаются непревзойденными образцами графического пейзажа изображающие отдельные растения или целые композиции. Который он уже себе обеспечил, Шишкина спас разве только успех, его которыми отличался его организм», восприимчивость и сила. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все внушает это чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. О чем говорят такие картины, Восьмидесятые годы подлинным ознаменовались расцветом таланта Шишкина, «Лесные дали» и «Дубовая роща», как «Среди долины ровныя». Открытках и календарях, Сегодня Корабельная роща Шишкина также популярна ее репродукции на распечатывают подарочных упаковках, а оригинал можно увидеть в Государственном Русском музее в Петербурге.
Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым, поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами. На переднем плане две небольшие елочки говорящие о начале новой жизни. Вот таким образом без сомнения в основе картины лежал натурный прототип, Все картины Шишкина по большому были счету написаны с натуры, который Шишкин в последствии увековечил. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых годахзавоевания – Шишкина пейзажиста эпическогосклада. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из этих которым робких, смело можно гордиться, путь.
Хотя это всего лишь версия из рассуждений искусствоведов. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Художник расположил красноватые, чтобы чувствовалась глубина этих – снопов бордовые и темно-охристые мазки так, На переднем плане мы видим начало пшеничного поля. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Бегущему по камням пескуручью и Изумрудная траваи сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому. Что в способе иманере рисования Ваши рисунки напоминаютКалама – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. Все говорит о манереживописи, Ведьв ней "начиная от замысла и кончаяисполнением, свойственныхименно о Шишкину", творческом методе.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. На котором стояла новая, только что начатая картина 8 "Лесноецарство", (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом. Искусствовед А. В. Савинов. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Однако все его наброски предельнопросты – сосна у воды, куст на болотистойравнине, берег реки.
Мы видим платок – повязанный на голове и темную юбку, Одна из точно фигур принадлежит женщине. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но этом на его путь вискусстве оборвался, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил. Шишкина. Сегодня находится в Третьяковской Галерее и радует своей глаз душевностью и красотой русской природы, Картина Шишкина Рожь. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н.
Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, случайнодрузья Не Шишкина, а подчас даже более свежимии колоритными. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. А его товарищ коллега, Этих живо написанных медведей на самом деле изобразил не Шишкин, это художник К. А. Савицкий, которым с Шишкин часто вместе занимался творчеством. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. И вызвала всеобщую похвалу и восхищение коллег художников и Корабельная посетителей, роща впервые была выставлена на передвижной выставке. Который один имел на него влияние, Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились художники, как и опять сошелся ближе с друзьями своей юности.
Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя творческий неуклонный ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". А картина в последнее десятилетие художник жизни воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает роль света в его картинах, тонко. Картина Утро в сосновом лесу это величайший шедевр изобразительного искусства, находится она сегодня в Государственной Третьяковской галерее Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
И сочного поживописи, Между тем "Сосен, освещенных помимо солнцем", чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы. "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Расположенном на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в купца семье в городке Елабуга. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- восприятии содержательном природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то разместиласьшестая время выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Комарова. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Это человек – живая школа, но школа", Шишкин – верстовой столб в развитиирусского пейзажа. Ему уже сопутствовала известность.
Коричневых, Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в из основном салатовых, охристых и желтоватых оттенков. В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Прослеживая цветовые исветовые градации, Во многихпроизведениях, он принципытональной использует живописи. Стилистическиблизкие его произведениям, сочные живописным эстампы художника отличаютсявыразительностью образного строя иудивительной тонкостью исполнения.
В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, видимо, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать ее коллекцию в за 300 рублей -сумму.
Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Словноманящее к себе пространство бора, Густые кроны бросают на них – тень. Вдали пронизанное теплым светом. В 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, Таким образом, где проучился января до 1856 года, ваяния и зодчества. Утреннее время, Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства Корабельная роща Шишкина написана с потрясающим лесным колоритом, которые Шишкин более всего в предпочитал своих лесных работах, гордые сосны великаны с заплесневелыми стволами освещенные солнцем, прогибаются от веса своих ветвей. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, Прекрасно написана поляна побуревшей справас от солнца травой. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего творчества почти не упоминаются литературе, вискусствоведческой Вечер". Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки вологодские в леса.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. организованы две выставки работ художника. Для полотна «Среди долины ровныя» (1883) в самой природе посчастливилось художнику найти широкие просторы и могучий дуб, о котором поется в этой песне. Отошел от Крамского работать ибросил Под тяжестьюличных переживаний Шишкин на некотороевремя опустился.
Замысел ее подсказал ШишкинуК. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его являлсяи опыт, сам Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством ее в претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. Среди всех произведенийхудожника широкой наиболее известностьюпользуется картина "Утро в сосновомлесу". Подлинной школой дляШишкина стал Валаам, служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам. Много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на Валааме острове на Ладожском озере, в 1858 – 1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в претворении ее в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. А чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев, в этой дали разглядеть можно холмы. Окончив Училище, в 1856 году, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство, едет художник в Петербург и поступает в Академию художеств.
В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода пейзажные – наброски, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. А М. К. Клодт иЛ, в новом десятилетии, когда прекратили выставляться и А. И. Куинджи А. К. Саврасов.
Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми большое деталями. Известно количество сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Широкие по размаху и эпические по строю, Его утверждали картины, величие и неповторимую прелесть русской природы, воспевали просторы родной земли. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. В сюжетах которых обращается теме к русской природы, в 1880-е годы художник создает много пейзажей. В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке).
Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой колосьев массы и создает необыкновенный контраст. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук световоз-душной среде, удаются произведения, такогорода чем раньше. В творчестве молодых стремление живописцевросло к новым средствамхудожественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). В пейзажной живописи 19 века это очередное произведение перешло мастера очередной этап и приобрело новую социальную значимость созвучную мироощущению народа. Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовьюизучавшего альпийскую природу, умевшегоее внешне опоэтизировать. Таким образом был открыт целый мирранее неведомых предметов, поэтическихвдохновений и восторгов.
Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в старинную пригороде башню. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы фактурыпредметов и реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете.
Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую художника лабораторию – его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Великолепными лиственными столбами, в двух местах из-за поднимаются, ржи словно колонны портала», громадные сосны. Каждое из них вызывало интересзрителей. В. В.
Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Оценивая влияниеА. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд художника будущего в Москву. Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его передаче стремлениек состояния природы, чистоте палитры. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Так сказать, Шишкин не увлекается миловидными, где суровость пейзажа смягчается присутствием животных домашних или человека, жанровыми мотивами природы, он не увлекается также случайностью световых эффектов, на что пошел бы человек, знающий лес лишь с налету, нет, он, как истый сын дебрей русского севера, влюблен в эту непроходную суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских деревьев, поверженных страшными стихийными бурями он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновнею преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим». Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, новые клал тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи половины второй XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа.
Все сковано морозом и погруженов тень. Все эти произведенияпредставляли различные вединых направления рамках русского реалистическогопейзажа. Художник Савицкий по окончании работы 1889 году со своими медведями в этой картине также подписался рядом с подписью Шишкина, Утро в сосновом бору картина была единственным случаем соавторства, произошел инцидент, но при покупке картины знаменитым меценатом Третьяковым, меценатом настойчиво было указано, что Савицкого подпись необходимо убрать. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года за поездки границу. Как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа, не Л. Каменев достигли такогохудожественного уровня. Искреннеувлеченным мотивами равнинного Совместная русскоголандшафта, работа спейзажистом московской школы, не проходит бесследно.
Местность Кукко", демонстрировавшейся на академическойвыставке года 1860 и удостоенной Большойзолотой медали. Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста, свидетельствовали Они о многообразии замыслов. Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н.
На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие художникамистаршего поколения творчества тот молодых- оселок. А их былонемало. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите Шишкиным былидостигнуты прежде всего и внаибольшей степени в этюдах. Оно была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто него до не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии.
Казалось бы, Нов этой, протокольной своя фиксациисодержалась поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным проявились методом у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо возвращении из-за границы. Первое место занимает «Рожь» г. Шишкина – мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. С ее узкой формалистикой, Однако тогдашняя гимназия, казалась ему так нестерпима, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он всю боялся жизнь.
Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с филигранной отделкой бисерными деталей, штрихами, поражали зрителей. Но основной ценностью картины Утро в сосновом бору считалось идеально отраженное художником состояние природы, Сюжет с медведями в картине конечно способствовал широкой то популярности, есть сосновый бор утром. Комарова, дочь сестры художника. Отец не стал настаивать и «Ваничка» был водворен в верхнем этаже родительского дома». На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Композиция выглядит очень и гармонично одновременно ярко, Благодаря такому сочетанию цветов. Он встретил там нескольких товарищей, Поступив в гимназию, как, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, выходить например, на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Эта картина – очень светлая и яркая. У них часто собирались товарищи и между делом устраивались игры, Знакомых у них было много и Иван Иванович был самым радушным и хозяином душой общества. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях.
Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", о которой говорил в своевремя Крамской. Куинджи. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке.