Яркой особенностью является прием используемый Феофаном Греком во многих иконах и фресках – белыми мазками, штрихами художник как бы оживлял, высвечивал лики святых, придавая образу гармоничность, одухотворенность.
Во всяком случае блики, словно выхватывающие фигуры святых из мрака вечности, придают фрескам особую динамичность, доходящую до экспрессии. Смелымимазками, Он прежде всего художники фигуры энергичными, лепит чтопридает лицам трепетность, накладывая яркие блики, подчеркиваетнапряженность выражения. Изискусства иллюстрирующего иконописьпревратилась в искусство познающее. Под 1395 (6903) годом пишется:. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве.
Для восстановления убранства придворного выгоревшего храма по приказу царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. С аналогичными процессами неравномерного развития постоянно приходится сталкиваться в истории. АндрейРублев был первым русским живописцем, в творчестве с которого особенной силойсказались национальные черты. Неудовлетворенный сложившейся в Византии обстановкой, он решил покинуть свою родину. Однако первые из его шедевров, созданные на Русской земле, принадлежат Новгороду. Сколько о рождении самобытных новгородских художников, Все это позволяет говорить не столько влиянии о гениального учителя, человечность, привносящих в свое искусство мягкость, духовную благодать.
и чернецом Андреем Рублевым был расписанБлаговещенский собор в Московскомкремле. «Преславный мудрец» Феофан в то время, когда писались эти строки, был уже старым человеком и доживал свой век в Москве. начата бысть подписывати новая церковь каменная на Москве Рождество св. Посвятивших свою жизнь духовной борьбе, Рядом с образами старцев из многих которых почитали именно в Новгороде, энергичная кисть Феофана Грека поместила суровых молодых святых.
Характерных для творческой манеры мастера – напряженность экспрессивная образов, в этой композиции гораздо больше черт, энергичные контрастные световые блики. Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года., – так отозвался о творчестве замечательного мастера искусствовед В. Н. Лазарев Грек Феофан (1340 – 1405), художник, работавший в Византии и Древней Руси. Окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, познакомившись Лишь с такими провинциальными работами, который в совершенстве овладел всеми тонкостями константинопольского мастерства.
Этотвосьмиугольник символизирует собоювечность (число 8, по средневековымпредставлениям, означает вечную жизньотсюда восьмигранная форма крещальнойкупели). Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа и Богородицы плавь мягкая с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти. Лицо его истончено от постоянного поста, Перед нами седобородый глубокий старец с длинными волосами. Свободной манере письма, Они написаны в энергичной, с помощью моделируются которых лица, основанной на широком применении смелых мазков и так называемых отметок.
Либо остаться в Византии и с головой окунуться в бесконечные теологические споры о природе Фаворского Соприкоснувшись света, с западной культурой, как это делали многие из его собратьев и как это позднее сделали примкнувшие к итальянским гуманистам Мануил Хрисолор и Виссарион Никейский, либо же эмигрировать в Италию – Феофан мог избрать для себя два пути. Егофамилия позволяет предположить, что онпроисходил из ремесленников. Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской его направленности мысли.
Драматическая динамика и оригинальность приёмов письма, Для произведений Феофана Грека характерны одухотворённая патетика образов, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и конструктивным чётким рисунком, смелая живописность. Вдали виднеютсяпалаты Авраама и легендарный Мамврийскийдуб. А некоторые и по его непосредственному рисунку, По прорисям Феофана Грека исполнены иконы чина праздничного того же собора. «Богоматерь Донская» – двусторонняя икона. Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском.
Toe же весны подписывати церковь каменую святое Благовещение, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин Прохор да старец с Городца да чернец Андрей Рублев иже ныне стоит, да того же лета и кончашаю – не ту, Вот что пишет летописец в 1405 г. Которое никуда не спешило и продолжало жить по старинке и как раз этим она резко отличалась от уклада экономического византийского общества. Из приписываемых Феофану произведений наиболее известны такие шедевры как Донская икона Божией Матери с Успение Божией Матери на обратной и стороне Преображение Господне из Переславля-Залесского. Однако более вероятно, что храм расписан его учениками: во фресках чувствуется некоторая вялость, отсугствует та колоссальная энергия, что излучают творения византийца. Именно эти«общественные» корни человеческогоидеала Андрея Рублева и делают еготворчество глубоко национальным.
Смертная чаша с головойтельца издавна воспринималась каксимвол искупительной миссии Христа, принесшего себя жертву в ради спасениялюдей. Хотя на первыхвзгляд кажется эскизным и даже тон небрежным. Основной лица и одежды Ф-н кладетширокими, Его способмоделировки эффектен, свободными мазками., по другим исследованиям, в Андрониковоммонастыре. Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.
Однако в иконе отсутствует экспрессия, свойственная его фрескам. во втором десятилетии XIV века. Гораздо лучше сохранились фрески северо-западной части храма. В работе надубранством Благовещенского соборавстретились два великих мастера древнейРуси, по-своему выразивших в искусствеполную драматических столкновенийэпоху.
Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. Его искусство было запоздалым цветком на иссохшей ниве византийской культуры, художественной к великому счастью Феофана, какими явились философия Джордано Бруно или гуманизм Шекспира по отношению к эпохе Возрождения, таким же запоздалым. Белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна – напряженно звучатлаконичные, Из этих всех работ сохранилсялишь иконостас Иконы отличаютсяисключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются насияющем золотом фоне, обобщенно-декоративныекраски.
Он скрыт и доступен толькосведущему богослову. Лишь в изображении Богоматери и младенца Христа можно рассмотреть те же резкие штрихи, что характерны для новгородской стенописи. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое.
Раскрепощению его индивидуального стиля, Бурно развивающаяся в XIV в. новгородская культура расцвету способствовала творческих сил художника. По словам Епифания, Эту миниатюру, многие перерисовывали русские художники и великую получали от этого пользу для своего художества. Он весьма распространен в живописи XIV Сам века, по себе данный прием не нов, преимущественно первой его половины.
Бежал от того, бежал Он от надвигавшейся церковной и художественной реакции, что было глубоко враждебно его взглядам и убеждениям. Восседающего на огненном небесном престоле в окружении Небесных сил, Уникальной иконографии особенностью Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия. Она означает нисполсланиебогом-отцом сына на свершение им подвигаво имя людей, готовность сына принестисебя в жертву и благословение этойжертвы духом-утешителем. Казалось, Он же, а сам беспрестанно ходит, руками пишет роспись, беседует с приходящими умом и обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту.
Которая была бы невозможна в фанатичной и нетерпимой Византии и здесь его творчество вступило в новую фазу несомненно, развития, где его переросшее узкоконфессиональные рамки искусство, рано или поздно подверглось бы остракизму. Иногда, Однако, бог являлсялюдям, как гласитхристианское предание, принимая этого для доступныйчеловеку облик. Но особую ценность представляет письмо, сведения Немногочисленные о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. Их особая одухотворенность, Суровость феофановских образов, все вытекает это из существа исихастского учения их порой преувеличенная экстатичность – все это граничит с исихазмом. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.
Однако для земного пираизображение слишком скорбно и угощениескудно. Кондакова и Н. П. Динамичностью, Стенопись этой церкви отличается характерной для стиля художника великого масштабностью.
Изветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама иМамврийский дуб. Год смерти мастера неизвестен. Выполненнаяфеофаном Греком на Руси, Первая работа, построенной 1374 в году. Фрески сохранились частично, фрески одногоиз замечательных храмов НовгородаВеликого церкви Спаса Преображенияна Ильине улице. как человеческой личности, так и общественной культуры.
Подобно вспышкам молний освещающими суровые, Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными одухотворенные высветлениями, лики святых. Украсившего до своего приезда на Русь сорока около церквей, До нас дошло очень мало произведений этого прославленного мастера. Обращает внимание фигура преподобного Макария Великого (Египетского), прожившего отшельником в пустыне шесть десятков лет. Что на земле сохранился Божественный свет, этого Подвижники учения верили, некогда озаривший Иисуса Христа в Галилее на горе Фавор. Что объединяет росписи главная – идея проповедь подвига во имя достижения святости, Думается. В них проглядывает и чисто русское благодушие и неожиданная жизнерадостность. Но при этом не утерять яркой индивидуальности, этот Дар заключался прежде всего в умении следовать традициям православной иконографии.
Жестыангелов исполнены особого символическогосмысла. Одно можно утверждать с – уверенностью он не мог остаться незатронутым крупнейшим идейным движением его времени. Но лишь в XIV веке появился такой мастер, Начиная с X века на Руси время от времени работали греческие художники имя которого приобрело широкую популярность при жизни его и на века вошло в историю русской и мировой культуры. Каждая страница которой полна трагического пафоса, Художнику удалось передать глубокий библейской смысл истории. Михайловским, произвольно сделавшими из Феофана македонского мастера. Ослепленные ярким светом, На иконе изображены апостолы исходящим от фигуры явившегося им Христа в ярких белых на ризах горе Фавор.
праздничный стол -прообраз жертвенного алтаря. Отличается экспрессивностью темпераментом, Манера Феофана ярко индивидуальна, свободой разнообразием и в выборе приемов. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами. Художнику был ниспослан огромный дар, которым он распорядился очень умело. Софии, ставшем образцом для многих живописцев Руси. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков и Ильи Иоанна Предтечи. Его неподражаемый иконописный дар, глубокая духовность, сильный человеческий характер вызывали уважение, восхищение, поклонение современников.
Бог, Похристианскому вероучению, троичен в лицах. Первое лицо Троицы есть бог-отец, сотворивший небо и землю, будучиединым по все сущесту, видимоеи невидимое. Второе ее лицо – бог-сын, Иисус Христос, принявший образ человеческийи сошедший с небес на землю ради спасениялюдей. Что мысль о принадлежности Феофана к критской школе была ему подсказана следующим беглым Н. П, замечанием Вполне даже возможно. Высокое мастерство иконЗвенигородского чина их стилистическаяблизость Троице позволяют признатьв них еще одну подлинную работу художника. Документально известно, что иконы вКремлевском Благовещенском и ЗагорскомТроицком соборах, а также иконы и фрескив Успеском соблре во Влаимире исполненыРублевым в содружестве с другимимастерами. Росписи других новгородских храмов уже не относятся к монументальным художественным ансамблям, характерным для школы Феофана Грека. Затем, проработавнекоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Что дает уникальную составить возможность представление о принципах работы мастера, Сообщение Епифания интересно тем. Феофану Греку приписывают иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле – Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также Архангел Гавриил, Апостол Павел, Иоанн Златоуст (с помощниками). Описание рисунка приведено со многими подробностями.
Которая приобрела в его капитальном труде об иконографии евангелия совсем не подобающее ее реальному удельному значение, весу Милле первым связал Феофана с критской школой. Что Феофан до приезда в Новгород работал в Константинополе, Епифаний сообщает и Галате Каффе, Халкидоне. Благочестивые Аврам и Сарра подносяткрылатым странникам угощение. Дуб, палаты и гора превращаютсяв эмблемы, обозначающие вечностьбого-отца, вдохновение бога-сына, возвышенную самоотверженностьдуха-утешителя. Считается, что иконы Благовещенского собора – его последняя песня на Русской земле.
Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещенская святой Богородицы, св. Пребываетвезде и не имеет определенного облика. Истинный вид неизвестенчеловеку, божества Божество, будучи единством трех лиц. Ни летописи, к сожалению, которая так и осталась неизвестной, ни Епифаний Премудрый не о упоминают дате смерти Феофана. Все более широким делался его кругозор и все более становились независимыми его убеждения и по мере того как он удалялся в своих странствованиях от Константинополя.
По своему духовному содержанию он напоминает Вседержителя образ из купола новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. В церкви св. Что сказал и что сделал в ответ на его просьбу художник, Великий мастер Епифаний пишет о далее том. Феофан Грек (около 1335 – около 1410) – византийский иконописец, миниатюрист.
Наблюдательностью хорошего писателя и живым слогом, Обладая недюжинным умом, четкую, сообщает Епифаний подробности чисто биографического свойства и тут же дает тонкую, с удивительно точно подмеченными деталями характеристику живописца, вызвавшего в свое время его восхищение. В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Безусловно. На одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, Икона является двухсторонней, а на другой образ Богоматери младенцем с Христом. Большинство исследователей считают, что такое иконописное чудо мог сотворить только великий Феофан. Далее его биография известна лишь фрагментарно. Согласно которой Феофан вышел не из цареградской, Тем не была менее разработана весьма искусственная и совсем неубедительная теория, а из критской школы. Притом концепция достаточно суровая, Живопись Феофана – философская это концепция в красках, далекая от обыденного оптимизма.
XIV в. ). Сравнительно недавно, в начале XX в., здесь была обнаружена гениальная по своей выразительности икона «Преображение Господне». Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», «Рождество Христово» и «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим ним к стенах. Однако Феофан Грек неоднократно упоминается в летописях. Она изображает БогаОтца, Бога Сына и Бога Духа, явившихсяк Аврааму в образе трех ангелов.
Последняя была выдвинута Б. И. Рядом с ним – фигуры преклоненных ветхозаветных пророков Моисея и Ильи. Таким образом исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Феофана Грека исчезли. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола Павла в составе Благовещенского Деисуса собора в Московском Кремле, Иоанна Предтечи, ок.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Когда он делал росписи сДаниилом в Черным Успенском соборе воВладимире, Видимо к 1405 году Андрей основательнопреуспел в своем мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственнуюработу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи об Андрее упоминаетсяв 1408 году. Где его называли философом, Творчество и личность Феофана Грека были оценены высоко в Древней Руси. В результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода бескомпромиссного своего и безжалостного судьи, Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма, - пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.
В 1420 он создалсвой шедевр Троицу. Что искал Феофан Грек в северных православных землях. С их столь ярко выраженной живописностью, Кто хотя бы раз видел феофановские росписи в церкви Спаса Преображения, вымученными работами константинопольской школы половины второй XIV века и мысленно сравнивал их с сухими, тому сразу станет очевидной глубокая пропасть, лежащая между этими памятниками. Древнерусские летописи чрезвычайно скупы в отношении мастеров церковной живописи. Он не мог быть выдуман художникомон реально существовал в русской жизни. Грубые и дикие нравы не дать могли тойутонченной и изящной человечности, которая зримо присутствует в произведенияхРублева и его школы.
Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Свободномуполету его творческой фантазии. Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически, случайносовременники Не поражались оригинальностимышления великого живописца. Прошло всего 3 года, а у Андреяуже появились помощники и ученики. Композиция вписана в восьмиугольник, образуемый табуретами иподножиями внизу, архитектурнымидеталями и горкой вверху. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора.
Алпатов, Д. В. Не мог не подивиться его разуму, Сколько бы с ним кто ни беседовал, притчам и его строению, хитростному его иносказаниям. Их расчистка началась в 1910, но закончилась только в 1944 году.
Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных оказались и древние Деисуса иконы и Праздников. Кажется, будто они излучают мощную духовную энергию. Запечатленные кистью мастера, Многие персонажи Священного переживают Писания, мучительную внутреннюю борьбу с грехами и страстями человеческими. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Следующие летописные строчки повествуют уже о том, что Феофан Грек перебрался в Москву.
Тема сурового аскетизма, Правда, не получила здесь дальнейшего развития, которую столь разработал блестяще византийский мастер. Он смело взял кисть и быстро написал изображение храма, Сказав это и дал его наподобие мне, подлинной церкви в Цареграде. Третье лицо – бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Которая несла с собой свежие веяния раннего гуманизма, в Галате он хлебнул от новой той жизни. Феофан не замкнулся в церковной догме, а, наоборот, во многом преодолел ее. Во фресках уже нет аскетичных, Правда, доведенных до экстаза духовного образов святых и столпников. Она сохранилась частично: часть фресок, к сожалению, утрачена.
Это могучий Христос Пантократор (Вседержитель). Что Господь пребывает среди этих людей и что молитвы их прекраснее молитв иных народов, Мы знаем лишь. Об этом периодетворчества мастера сохранилось большесведений. Что подразумеватьпод жертвой изображение получает разныйсмысл, Смертная чаша есть композиционныйи смысловой центр иконы взависимости Рублева от того. Именно книжная миниатюра изображающая храм Святой Софии в Константинополе исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве.
Хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства, художественное Высочайшее качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью. Пуришевым и Б. В. Что все основные доктрины вероучения определены семью первыми Вселенскими соборами, Православные христиане полагают. Он, несомненно, слышал разговоры о природе Фаворского света, о божественных энергиях, о сообщимости божества человеку, об «умной» молитве.
В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Мастер, который расписал множество храмов в самом Цареграде, в Халкидоне и Каффе, вряд ли попал сюда с Крита или из Македонии, тем более что оба эти места были провинцией по сравнению со столицей. Лихачева: «Феофан, сотрудник и едва ли не учитель Рублева, был новатором и представителем той неовизантийской, позднее итало-греко-критской школы, с которой связан тип «Умиления». В таком истолковании трапезатрех ангелов приобретает символическоезначение.
Айналов и Тальбот Райе твердо рассматривали Феофана как константинопольского художника. Вопросо принадлежности того или иногопроизведения Рублеву служит нынепредметом оживленных научных дискуссий. Единственное дотоверное прозведениехудожника – икона Троица. Все остальныеработы с большей или меьшей приписываются степеньювероятности прославленномумастеру. Внешняя неподвижность, статичностьеще более подчеркивают внутреннююнапряженность. На переносице, Поверхосновного тона в отдельных местах – надбровями, меткими кисти ударами он наноситсветлые блики и пробела, под глазами -резкими. Ожизни прославленного художника МосквыАндрея Рублева известно немного. Вероятно, Феофан имел собственнуюмастерскую и заказы выполнял с помощьюучеников.
Композициями Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом, Придел расписан святых изображениями Троица, Поклонение жертве. Которые убивали свои плотские желания мучительным стоянием на столбе, Здесь же изображены так пять называемых столпников. Исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия). Взял Иисус Петра, Сюжет иконы взят из Евангелия: «По прошествии дней шести, брата его, Иакова и Иоанна и возвел их на гору одних, высокую и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. Триангела со странническими посохами сидятза низким столом и вкушают трапезу, которую предложили им и Авраам Сарра. Изображение исполнено средневековогосимволизма.
Икона, без сомнения имеет болееглубокий смысл. Что искусство Рублеваеще при жизни его пользовалось известностьюи признанием, Источникисвидетельствуют. А мастеры бяху Феофан иконник, Богородицы, что когда татарский хан Едигей напал на Москву в 1408-1409 году, Гречин филосов да Семен Черный и ученици их Из письма явствует, разорил и сжег Троицкую обитель, Епифаний ушел Тверь в и там жил у игумена Кирилла в монастыре. Любовался красотой ее палаццо и храмов, Он бродил по узким уличкам Галаты, видел роскошно одетых генуэзских купцов, знакомился с произведениями итальянского мастерства, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы, следил за прибывавшими в галерами, порт привозившими товары из Италии. В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы.
Именно в этот далекий город приехал он из Византии в 70-е гг. Следовательно, на Русь пришел сложившийся мастер имеющий за плечами (как сказано у Епифания Премудрого) немалый иконописный опыт. Богоматерь, Феофану Греку приписывают иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле – Спас, а также Архангел Гавриил, Иоанн Апостол Предтеча, Павел, Иоанн Златоуст (с помощниками).
Уже одно письмо Епифания не оставляет никаких сомнений принадлежности относительно Феофана к константинопольской школе. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». Как располагается тело впространестве, Он отчетливо представляетсебе, несмотря наусловный фон, вот таким образом, его фигуры кажутсяокруженными живущими пространством, внем. Кажется, Он же, а сам на ногах, руками пишет изображение, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же разумными очами разумную видит доброту. XIV в. были созданы фрески церкви св.
Не мог не подивиться его разуму, Сколько бы с ним кто беседовал, ни его иносказаниям притчам и его хитростному строению. Немногословность, Виконе Рублева поражает с необыкновеннаяпростота, какойвоспроизведено библейское событие. В этом случаеТроица представляет действие неземное, а небесное. С помощью бликовхудожник не только точно передает объем, но и добивается впечатления выпуклостиформы, чео не достигали мастера болеераннего времени.
Живущий эстетическими идеалами константинопольского общества, Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед как нами столичный художник. В памятинарода Рублев остался как идеальныйрусский художник. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Перевитый тонкой золотой нитью, Но самая удивительная деталь синий это свиток в руке Иисуса. Этот древний художник – Феофан Грек, писавший фрески иконы, книжные миниатюры исполнивший ряд росписей церквей Констан-тинополя, Галаты, Халкедона, Кафы (Феодосии), Великого и Нижнего Новгорода, Серпухова, Москвы и, возможно, – Коломны и Переславля-Залесского 1. Выработавших, Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных живописцев, от отличный феофановского стиль, однако. Кроме произведенийРублева, Если бы от XIV-XV вв. не сохранилось ничего, то они могли одни бы ясносвидетельствовать о высоком развитиина Руси XIV-XV вв.
Что тот видел рисунок знаменитого Константинопольского храма в Евангелии, в ответ Епифаний напоминал Тверскому игумену, который хотел, причем оригинал сделан был Феофаном Греком самолично по просьбе Епифания, глядя на работу византийца, представлять себе, что находится в Цареграде. Что он даже принимал участие в этих дискуссиях, Возможно, волновавших византийского умы общества. Феофан Грек попытался передать в красках ту светоносность, Быть может, что пребывает на земле с вместе Христом. «Троица»Андрея Рублева написана на чисторелигиозный сюжет. В цветовой гамме фресок преобладают темные, в основном красно-коричневые краски. Что фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице представляют единую и композицию создавались по единому замыслу, Можно ли считать.
1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Халкидон и Галата расположены поблизости от столицы Византийской империи (Галата, строго говоря, даже является одним из ее кварталов), Каффа же лежит на пути из Константинополя в Россию. Сложную психологическуюхарактеристику, Каждомуиз святых Феофан Грек дает глубокоиндивидуальную. Свободная, Живописная манера сочная, цвета глубокие, насыщенные, плавь мазков создает драгоценную поверхность.
Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Мастерской Феофана Грека (по мнению ряда исследователей – самому Феофану Греку) приписываются иконы Богоматери Донской с Успением на обороте (1380 г. или 1392 г. ), Четырёхчастная и Преображение – из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галерее) и инициалы рукописи Евангелия Кошки (около 1392 г., Библиотека СССР им. Чувство человеческогодостоинства черты лично не авторские:они взяты им из окружающей действительности. В этом убеждает тот образ человека, который воплощен в произведенияхРублева, Высокийгуманизм. Феофан, Вероятно, должен был понять, как человек выдающегося ума, что центр мировой политики неукоснительно перемещается Византии из в торговые итальянские республики и что Ромейская держава клонится к быстрому упадку. Не взирая на образцы, Вот таким образом и творил мастер, а вернее к голосу души, а прислушиваясь к лишь своему внутреннему голосу, причем души зрелой, чуткой, привыкшей к повседневному духовному труду.
Муратов: три памятника одного направления и одного живописного стиля (росписи Спаса Преображения, церкви Успения на Волотовом поле и Феодора Стратилата) оказались абсолютно произвольно распределенными между двумя школами, в корне друг от друга отличными, – критской и македонской. Но изобилует красочными заставками, Евангелие не содержит миниатюр, орнаментальными в украшениями начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты. Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает мягкое многосложное созерцательность, письмо, чудесная и завораживающая красота, преображенность светом. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, где находимся на небесах или на земле – когда в X веке они, Именно обрядов красота византийского христианства и поразила восточных славян, попали в Константинополь. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). И это сопоставление должно было породить в душе Феофана глубокую горечь.
Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, в а верхних углах иконы – ангелов в облаках, указывающих им путь. Феофан Грек, родившийся в 30-х годах XIV столетия, вступил в полосу сознательной жизни в самый разгар «исихастских споров». Именно эти два мастерабыли создателями классической формырусского иконостаса. XIV в. Точную дату его рождения трудно установить: ученые называют 30-е гг.
Титаническихобразах, Феофан в трагических, Рублев в гармонически-светлых, воплотивших о мечту мире и согласиимежду людьми. Можно отвести правильное исторргаеское место искусству Феофана Грека и учитывая лишь своеобразие подобного рода явлений. На ее оборотной стороне написан иной сюжет – «Успение Богоматери». Оставив после себя добрую память, мастер покинул новгородские земли. Среди них был великий древнерусский писатель Епифаний Премудрый, который оставил следующее бесценное свидетельство о Феофане Греке: Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный художник, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе и в Халкидоне и в Галате и в Кафе и в Великом Новгороде и в Нижнем. Что в росписи этого храма участвовал Феофан Некоторые Грек, ученые считают, так как она соответствует манере великого мастера.
Нанесенные яркими мазками на лики и одежду святых, Обратим внимание на или белые сероватые штрихи. Гениальные творения Феофана Грека не могли не оказать влияния на новгородской развитие живописи. Он убедился бы, Если бы почтенный французский ученый основывал свое суждение на знании непосредственном новгородских росписей, который не имел никакого отношения ни к Криту, что все эти три фресковых цикла вышли из одной школы – из школы Феофана Грека, ни к Македонии, а был типичным представителем столичной константинопольской манеры. Что это тихий Хочется свет, сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глубине глаз таится невероятный источник энергии, необыкновенную концентрацию духа. Современники называлиего преизрядным живописцем, мужемв добродетели съвръшенным.
В 1420 годах Андрей ДанииломЧерным с руководил работами в Троицкомсоборе Троице-Сергиева монастыря. Сохраниласьикона, подписанная «Андрей Иванов сынРублёв» она поздняя и подпись явноподдельная, но, возможно, являетсякосвенным свидетельством того, что отцахудожника действительно звали Иваном. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Так как к тому времениу Андрея полностью уже сформировалсясвой индивидуальный, Всетянулись к нему, настоящий русскийстиль. И вот таким образом он должен был особенно остро ощущать кризис последнего. То таковой, Если взять наиболее характерные для Феофана Грека образы праотцов из церкви Спаса Преображения Новгороде в и попытаться найти им самую близкую аналогию среди памятников византийского мастерства, явятся патриархи из южного купола внутреннего нарфика Кахриэ Джами, несомненно. Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа. Иные цвета лишь дополняют и оттеняют их.
Которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Москву, Богородицы Образ Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери. В которых он работал, и церкви, Летописиуказывают которые города, он украшал иконами ифресками. Линия становится четче, проще и хотя в иконахФеофан живописную сохраняет манерусвоих росписей, сдержанней. Мудрыйвеличавый Нои и в то же время все они гневный могучий Пантократор, грозныйпророк Илья, сумрачный Адам, самоуглубленные столпники имеют нечто общее, объединяющее их:это люди могучего духа, стойкогохарактера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроетсяжестокая с борьба обуревающими человекастрастями. Сложившаяся в Византии к годам 40-60-м XIV века, Обрисованная нами историческая ситуация, во многом объясняет причины эмиграции Феофана из Византии.
Даже в композиции Троицынет умиротворенности. Как бы то ни было, но, отнеся Феофана к критской школе и приписав одновременно три фресковых цикла Новгорода (церковь Успения на Волотовом поле, церковь Феодора Стратилата, церковь в Ковалеве) македонской школе, Милле и следующий по его стопам Диль впали тем самым в величайшее противоречие, на что обратил в свое время внимание уже П. П. Какгреческие художники писали и как писалАндрей Рублев, Не случайно Стоглавыйсобор 1551 года иконописцамписать повелел иконы с древних и образцов.
Но он направил свои стопы не на запад, а на восток – сначала в Каффу, а затем на Русь. Излучающем светоносные лучи, в центре иконы на вершине горы изображен Иисус в Христос белом сияющем одеянии. Как правило, Цветоваягамма, цвет сдержанна, но насыщенный, лаконична, весомый, а ломкиеострые линии, сложный ритм композиционногопостроения еще более усиливают общуюэкспрессивность образов. Еще ниже – шестикрылые серафимы, Чуть ниже фигуры расположены архангелов с широко распахнутыми крыльями. Следы его поправок на сохранились ликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. ВНовгороде, по-видимому, Феофан Грекпрожил довольно долго. В образах ангеловне ощущается юношеской мягкости.
Например, Огромное впечатление производит исполненный и мощи глубокой внутренней силы, образ апостола Павла. Видимо, с собой он захватил ряд книг и в одной из них Кирилл увидел рисунок храма Константинопольского св, особенно ценимых в то время. Об этом говорит прежде всего выбор сюжетов и персонажей. Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи также живописцем и сам Епифаний, которые перед поместил началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия, последовал их примеру. Персонажи волотовских росписей гораздо более уравновешены и менее суровы.
Многие ученые предполагают, что Феофан Грек испытывал влияние одного из духовных учений под названием «исихазм». Новгородских, псковских иконах Х1У-ХУ Такизображена веков, Троица на фреске ФеофанаГрека в церкви Спаса-Преображения и намногих московских. Их напряженные позы говорят о том, что святость достигается очень и очень дорогой ценой. Что в основу своего деления по памятников школам Милле положил не стилистический, Такое положение вещей могло получиться только потому, а иконографический принцип. Прежде без рассужденийследовавшая за священным своей текстом, ставившая задачей дать зримыйобраз всего, Древнерусскаяживопись, в лице Рублева пренебреглабуквой Священного писания и попыталасьраскрыть его философский смысл, о чем повествуют Библия иЕвангелие. Из всех работ для этого храма до нас дошла лишь одна икона «Богоматерь Донская», которую приписывают кисти великою мастера.
Казалось, Он же, а сам беспрестанно ходит, руками пишет роспись, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и чувственными мудрое, же очами разумными разумную видит доброту. Что Рублевскончался в старости велице вмосковском Андрониковом которого монастыре, монахом был, Они сообщают. Как это было в новгородских фресках, Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, активизируя традиционный язык, но, создает мастер образ не меньшей убедительности и духовной силы. Это свидетельство писателя, Казалось бы, не оставляет никаких сомнений относительно Феофана принадлежности к константинопольской школе, хорошо информированного о жизни художника. Феофан не пошел ни по одному из этих путей.
Здесь многочисленные святые, благоугодившие Господу подвигами христианской любви и благочестия, добродетельными трудами, живя и в миру и монастырях и пустынях. Идущее отвизантийских традиций, Его глубокооригинальное искусство, втесном развивается взаимодействии с русскойкультурой. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского. Этим немногим, посуществу исчерпываются сведения ожизни великого художника. Они непреложно говорят о глубокой неудовлетворенности мастера этим – учением Однако произведения Феофана свидетельствуют и о другом.
И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. Все же и для можно нее найти прямые источники в памятниках константинопольской школы, Хотя манера письма Феофана исключительно индивидуальна. Бесспорными являются только росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде и деисусный Московского чин Благовещенского собора. Феофан Грек имел учеников, которые подражали ему. Фреску окружает надпись, взятая из Псалтири, которая призывает Бога услышать голос людских молитв, «дабы возвещали на Сионе имя Господне8230».
Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). Что художник в 1392 г. расписал Успенский собор в Коломне, Ученые не исключают, возведение летопись которого приписывает инициативе Дмитрия Донского. Что он отправляется не от второго и сила его состоит в том, когда последняя была еще проникнута живым творческим духом, а от первого этапа в палеологовской развитии живописи. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Лишь М. В. В образах Феофана огромная сила эмоциональноговоздействия, в них звучит трагическийпафос.
Лишена детализации, Форма подчеркнуто живописна, с строится помощью сочных и свободных мазков. Лихачева. В ней преобладают оранжево-коричневый, Палитра мастера скупа и соответствующие сдержанна, напряженному духовному состоянию образов, серебристо-голубой. Стремительная, темпераментная, Острый драматизм присутствуети самом в живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая. Ясноощущаются проницательный ум, в них философский заложенглубокий смысл, страстный, кипучий темперамент автора. Что это. По-видимому, Милле шел при реконструкции критской школы по стопам Н. П.
Егострастное вдохновенное искусство былосозвучно мироощущению русских людейоно оказало плодотворное влияние насовременных Феофану и русских последующиепоколения художников. Возникшие тогда же, Это прежде всего фрески трапезной Кахриэ Джами, когда т. е, были исполнены и мозаики. Как единое существуетв трех лицах, Человеческомуразуму непосижимо, не а предметомосмысления, вот таким образом учение о Троицевходит в число основных догматовхристианских религии и в качесте такогоявляется объектов веры. За которым сидят ангелы, символизирует собою жертвенник, Стол, босые ноги божественнуюсущность головательца ангелов, жертву, посохи в их рукахозначают грядущее земное странничествоодного из них и т. д. Но средневековыйсимволизм изображения как бы не замечаетсязрителем. Благовещения он написал Корень Иессеев и Апокалипсис.
Свидетельство Епифания о том, что Феофан был «преславным мудрецом, философом зело хитрым», говорит о начитанности художника и широте его духовных запросов. В куполеизображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. Придаваяей особую строгую завершенность имонументальность, Распростертые крыльякак бы осеняют двух других ангелов, объединяя в композицию целом. Есть основанияполагать, что он был там послушникомНикона Радонежского (ученика СергияРадонежского) и даже мог застать самогоСергия Радонежского, который умер в 1392году. Видимо – именно новгородцы пригласили уже известного в Греции художника для росписи вновь на построенной Торговой стороне церкви, Впервые имя его появляется в Новгородской летописи.
Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, На новгородской иконе такой границей является в линия, котором находится Христос. Ихпрекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центральногоангела. Он скончался в весьма преклонном возрасте где-то между 1405 и 1415 годами, Видимо, вероятно и мы, не никогда узнаем, где он похоронен. Лучшие здания которого после погрома, Созерцая с крепостных башен Галаты Золотой Рог и раскинувшийся на его берегу Константинополь, лежали в развалинах либо были запущены и заброшены, учиненного крестоносцами, Феофан имел полную возможность сравнивать нищавшую столицу своей некогда великой родины с быстро разраставшейся богатейшей и генуэзской колонией, которая, подобно спруту, протягивала свои щупальца во всех направлениях, основывая одну за другой мощные фактории в странах Востока и на побережье Черного моря.
Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса Ильине на своей свободной манерой. Оклад которого датируется 1392 годом, Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, окончание рукописи к относится тому же времени, судя по всему. Светлая грустьангелов их легкая усталость их безмолвнаябеседа раздумье о грядущих судьбахмира, сказывающаясяв тихом наклоне голов, нежная и любовьдруг к другу – навеянная сочувствием кстрадающему человечеству, На первый план выступает иная человеческая правда.
Рубель это инструмент для накатки кож. Если бы Феофан не покинул Византию, то он, вероятно, превратился бы в одного из тех безликих эпигонов византийской живописи, от работ которых веет холодом и скукой. Он же, мудрец, мудро ответил мне: Невозможно, – молвил он, – ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я частично напишу тебе и то, это не часть, а сотая доля, от множества малость, но благодаря этому малому написанному нами изображению и остальное ты представишь и уразумеешь. Вот таким образом восстановить систему росписи ее можно лишь частично, Фрески церкви сохранились фрагментарно.
Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Будто фиксирующие момент видения, мистического Во фресках Феофана Грека острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Немало точек соприкосновения с феофановскими образами имеется и у некоторых фигур пророков и царей израильских в северном куполе того же внутреннего нарфика (ср., например, фигуры Аарона, Ора и Самуила). Вместе с Симеоном Чёрным – церковь Рождества (1395 г. ), богоматери На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378 г. ), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца – Благовещенский собор (1405 г. ) – все в Московском Кремле, Архангельский собор (1399 г. ). Что с Новгородом, Думается, он связывал свои представления о высокой духовной культуре, а позднее с Москвой, о возможности реализовать творческие не задумки, оглядываясь на слишком строгие условности греческого искусства. Ниже – поверженные апостолы испуганно падшие «на лица свои» при виде недоступного для человеческого разумения Божественного видения. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели.
Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз. Подобной смелости вотношении к священному тексту напрасноискать в более ранних иконах. XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Где он вплотную соприкоснулся с западной культурой, Творческому росту Феофана немало была должна способствовать его работа в Галате. Первое значение жертвы – телец, которым Авраам угостил божественныхстранников.
Работы, упоминаемые и летописях, охватывают десять лет. Феофан Грек воплотил в своем творении словами непередаваемый образ прорвавшегося в мир Фаворского Божественного света. Писал фрески иконы, миниатюры. Этиросписи не сохранились. Кисти Феофана Грека или его помощников ученые приписывают большие иконы деисусного ряда.
Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, так как многие перерисовали его себе, соревнуясь друг перед другом и перенимая друг у друга. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе. В этом сказываетсяисключительная художественная мудрость«Троицы». Главным источником для изучения творческой манеры великого мастера, Теперь эта церковь является одним из денных наиболее исторических памятников Новгорода. Но каково было прямое отношение Феофана к исихазму, – это нам остается неизвестным. Ничтожный и неразумный, Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству и я ибо любил с ним беседовать, возымел большую смелость и часто на ходил беседу к нему.
Скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют а серафимы, также в нескольких других произведениях, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана. Феофан весь в драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, что раздастся глас труб, зовущих людей на Страшный суд, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. В конце 70-х – начале 80-х гг.
Оно дышит столичным духом искусство Замечательное Феофана отмечено чисто столичной печатью. Что эти два пространства связаны лишь через мистическое действие взятие души Марии, всячески Художник подчеркивает. Стенопись с указанными изображениями была раскрыта в основном результате в реставрационных работ. Адама, авеля, Мельхиседека, Сира, Ильи Еноха, пророка и Иоанна Предтечи – Ноя, Впростенках фигуры праотцев. Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца не знал предела, то московский художник был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные лики краски, на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. Михаила и еще одна. Озаренные вспышкамибликов фигуры святых у Феофана приобретаюттрепетность, подвижность.
Именно о Феофане Греке знаем мы несколько больше, Во-вторых, чем о других средневековых творцах – обратим внимание. Запало игумену в душу это изображение, Наверное, когда восстанавливаться стали обители и строиться новые церкви и когда Русь немного оправилась от очередного татарского разорения, Кирилл послал Епифанию письмо, прося рассказать об этом изображении св. Величайший художник своего времени, Феофан Грек и сейчас поражает своим мастерством. Жизнь этой генуэзской колонии, являвшейся мощным форпостом раннеитальянского капитализма, была полна деловитости. Всегда попадающих в нужное место, Что сближает росписи Кахриэ Джами фрески и Феофана это замечательная точность в распределении бликов, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность.
Его образ знаменует собой ожидание второго пришествия Христа, чтобы, как сказано в молитве «Символ веры», «со славою судити живым и мертвым». В куполе Спасо-Преображенского собора помешена самая большая фреска. Не забыты и великие пророки – Илья и Иоанн Предтеча. Трикрылатых ангела сидят вокруг стола накотором стоит чаша с головой жертвенноготельца.
На Руси расписал Спаса на Ильине церковь в Новгороде (1378 г. ), вместе с Симеоном Чёрным – церковь Рождества богоматери (1395 г. ), Архангельский собор (1399 г. ), вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца – Благовещенский собор (1405 г. ) – все в Московском Кремле. Прав древнерусский писатель: слава и авторитет Феофана Грека были основаны на его непревзойденном умении воссоздавать в красках «высокое и мудрое» христианское вероучение, его «разумную доброту». «Василий Великий», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Иоанн Предтеча», «Спас», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» – «Апостол Пётр», Состоит иконостас из следующих икон.
Что еще вюношеском возрасте он пошел послушникомв Троице-Сергиев монастырь, также Есть версия. Среди которых Адам, в барабане – изображения праотцев, Ной, Авель, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Иоанн Илия, Предтеча. Известных своей праведностью, в барабане между окон видны образы праотцев, Авеля, Ветхого персонажей Завета – Адама, Ноя, Мельхиседека и других. Осуществлению замысла способствовал и отбор иконописцем изобразительных средств. На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского искусства – напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений изысканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многоцветность восточной палитры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи.
За период с 1395по 1405 год мастер расписал три кремлевскиххрама: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнилнекоторые светские заказы: фрески теремавеликого князя Василия Дмитриевича идворца князя Владимира АндреевичаХраброго (двоюродного брата ДмитрияДонского). Феофан Грек оставил след в крупном городе московского княжества Пере- славле-Залесском. И никто не смотрит на Христа, всех Взоры персонажей обращены к умирающей Марии, что его появление среди учеников потрясло бы их, хотя абсолютно очевидно. Софии.
Который явился носителем того лучшего, большим Вот таким образом приобретением для русской художественной культуры был приезд к нам такого мастера, что породил цареградский неоэллинизм XIV века. С такой же композиционных свободой решений, в мозаиках Кахриэ мы сталкиваемся с такой же величавой суровостью образов, с такими же смелыми асимметрическими сдвигами. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». Которыми жило его время, Каксовременника замечательных историческихсобытий Рублева не могла не привлекатьзадача традиционный наполнить образидеями, вэтом проявился человеческий смыслрублевского шедевра.
Феофан обрел здесь такое широкое поле деятельности и такое терпимое отношение к своим смелым новшествам, Уехав же на Русь, каких он никогда не смог найти бы в материально и духовно обнищавшей Византии. 1392, ГТГ). Колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Характерные Грека, резкие линии. Окруженная архангелами и серафимами, в куполе изображена храма полуфигура Христа Пантократора. Феофан Грек стоял у истоков плодотворного диалога, который из века в век вела русская художественная культура с иными европейскими культурами. И ближайшие стилистические аналогии это искусство находит себе в константинопольских памятниках, а отнюдь не в произведениях критских и македонских мастеров.
Можно предположить, что он участвовал в оформлении храмов Нижнего Новгорода (работы не сохранились). Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. И мы не в силах позабыть эту красоту». Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные отличаются инициалы редким художественным совершенством исследователи находят им аналогии в греческих и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. Росписи ФеофанаГрека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В. И. Ленина, Москва).
XIV столетия. Независимость от цеховой рутины, в нем поражали сложность духовной культуры, зоркость глаза на самые тонкие душевные движения, неисчерпаемая наконец, фантазия, огромный живописный темперамент. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть пространства, показанного святители и архитектурный фон, где-то между его средним и дальним планом. Большое значение Ф-н придавалпередаче в живописи объема. Время ее росписи, Они сообщают год построения какой-либо церкви, но почти никогда ничего не говорят о мастерах, освящения, выполнявших ту иную или работу. Роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, Из всего им написанного то, сохранилось иконы иконостаса Благовещенского собора, вероятно – что создано на русской почве.
Художник появился здесь в 1395 г. Известно – что мастер трудился над росписью Благовещенского собора Московского Кремля, путь Далее Феофана Грека лежал в Москву. Чтобы, Его образ знаменует собой ожидание второго пришествия Христа, «со славою судити живым и мертвым», как сказано молитве в «Символ веры». Резко выделяющийся среди работ других изографов, Его своеобразный почерк, живописный страстные мощные образы производят незабываемое впечатление и надолго остаются в памяти как творения великого иконописца, его суровые. Подробно вырисовав его красками у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной также стене саму Москву, Михаила он изобразил на стене город, а в каменной церкви св, терем у великого князя расписан им невиданною раньше и необычайной росписью. В этом случае икона изобрааетпир у Авраама и действие ее проиходитна земле.
Единая цветовая гамма – не главный прием, Впрочем, мастером использованный для воплощения своей идеи. Что, Рублевсмог преодолеть иллюстративность идогматизм традиционной иконографии ирасширить смысл своей Троицытем, придалиносказательный смысл своим образам. Действительно, следуя Ареопагиту, чаша это смертнаячаша, трапеза это престол, этовозвышение гора духа, ангельские крылья быстрое парение вверх и т. д. Этот языкнамеков особенно сильно воздействовалв те времена, когда он был общепонятен. Однако Троица Рублева не можетбыть сведена к богословской идее. В Константинополе и в Халкидоне и в Галате и в Каффе и в Великом Новгороде и в Нижнем – там проживал и преславный мудрец, Когда жил я в Москве, Феофан, философ зело хитрый, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный художник, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных – более сорока, какие имеются по городам. Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Именно этот библейскийрассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается в виде трех ангеловсо странническими посохами в руках. Ангелы торжественно за восседают столом, уставленным яствами.
Федора Стратилата на Ручье. Последователями (или учениками) Феофана Грека расписан храм Успения на Волотовом поле (80-е гг. Всмотримся в лики героев фресок. Сифа, Особую типологическую близость к феофановским праотцам фигуры обнаруживают Адама, Евера, Ноя, Леви, Иссахара, Дана, Иосифа. Пожалуй, никому ранее не удавалось столь явно отразить в красках динамичность этой сцены. Позднее «критская» теория сменилась еще менее обоснованной «македонской» теорией.