Картина «Водоем» была создана в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной в самое счастливое для художника Виктора Борисова-Мусатова время.
Неоромантиков и символистов философия индивидуализма и пессимистическая поэзия конца XIX века наложили заметный на отпечаток мышление художника и творческую проблематику его произведений, Здесь встречаются имена Ницше и Метерлинка. Как известно З. Фрейд рассматривал как сновидения via regia к скрытым аспектам человеческого существования. Недочитанная книга на подоконнике, Перед нами пустой стул и снова художник приглашает нас за собой, таинственная света аура и тени, только теперь не в глубину пространства дома, а в бесконечную поэзию лунной ночи. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Стояла тишина, Виктор тихо ходил в другой комнате. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись.
Появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, в этой впервые картине начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о абсолютном гармоничном мире, созданную фантазией художника. Систематическом чтении, Одиночество его было наполнено неустанным трудом дни проходили в работе над и картинами в постоянном. Творчество помогает, с одной стороны, компенсировать дефицит понимания со стороны окружающего мира, с другой, выступает способом совладения с тягостными депрессивными мыслями и переживаниями, которые вновь стали доминировать в душе художника. Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством. Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали.
В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Наполненной тонким лирическим чувством, Борисова-Мусатова эта картина тоже стала одновременно главной, монументально-декоративной и поэтически-реальной. Объединяет эти различные точки зрения, Автор картины синтезирует, а бы как создать вторую реальность на полотне, стараясь не списывать реальность с натуры. Он обратился к образам прошлого, принимая Не существующего настоящего России, но прошлого без четких исторических границ и признаков.
Построенный на повторении синих, Строгому подчиняется ритму и цвет, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. В изобразительном искусстве импрессионизм оформился как особое течение. Красноречиво свидетельствующая о характере его интересов, одной в из тетрадей Борисова-Мусатова есть запись. Борисов-мусатов отказывается от масляных красок и работает теперь преимущественно Порывая темперой, с традицией импрессионизма, несколько глухими тонами, с ее глубокими, а также пастелью и акварелью. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. У искусственных прудов и возле барского дома с колоннами проходят мечтательно стройные женщины в старинных нарядах, в аллеях парка. «Призраки» (1903 г. ) самое меланхолическое произведение Борисова-Мусатова, отразившее осознание невозможности полного погружения человека в мир романтической идиллии и грез, ухода из объективной действительности, приносящей страдания и разочарования.
Трехлетним мальчиком он упал и сломал позвоночник. Перед нами «дуэт» двух женщин, в котором улавливается тень каких-то сложных отношений. Сам художник рассматривал свое произведение как «свадебный подарок» невесте. В. Станюкович в своей книге, посвященной жизни и творчеству Борисова-Мусатова, приводит воспоминания одного из зрителя первого частного показа картины «Водоем». Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев.
«Идея психической реальности связана с фрейдовской гипотезой о бессознательных процессах, которые не только не позволяют дать отчет о внешней реальности, но замещают ее реальностью психической» (Лапланш, Понталис, 1996: 416). Мифов, Сюжеты художники-символисты черпали из литературы, больше – собственной из фантазии истории. Организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства", в начале 1903 года Борисов-Мусатов в вступает Союз русских художников. Почему и сейчас Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю. Однако, занятия живописью, все более принимаемой форму ярко выраженного субъективизма и индивидуализма, углубленное проникновение в пространство собственного «Я», в уединении своей Саратовской мастерской, полностью не удовлетворяли Борисова-Мусатова. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Спасением становится собственный мир, творимый в живописи, мир идеальный, гармоничный » (Виктор Борисов-Мусатов, 2007: 11). Сохраняя и заостряя изысканную гармонию колорита монументальное и обобщение формы, Не утрачивая ничего из прежних достижений своего искусства, Борисов-Мусатов вновь обращается к впечатлениям непосредственно воспринимаемой натуры и достигает большой силы творческого выражения.
Сходные процессы протекали и в изобразительном искусстве – русском и мировом. Чем объяснить, что обыватель активно не принимал творений талантливого художника. Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова и невеста, Е. Александрова именно тогда согласившаяся стать его женой (спустя семь лет после первого предложения). Открытое окно» мы видим лишь очертания комнаты, освященной лунным светом, лишь намек на ее материальность. В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний план. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса».
Переработать их в соответствии со специфическими задачами своего творчества, в последние годы жизни Борисов-Мусатов стремился преодолеть преобладающее влияние приемов но импрессионизма, отпечаток импрессионистской техники отчетливо заметен далее в самых поздних его произведениях. была твоим свадебным подарком». Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Крестьянские волнения революционной осенью 1905 года охватили все Поволжье. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться.
Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Красота словно чудо, свидетелем которого невольно становится человек. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби».
Владивостока, Работы Б. – М. имеются также в музеях Астрахани, Иванова, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Кирова, Краснодара, Н. Новгорода, Омска, Саратова, Перми, Севастополя, Смоленска, Хабаровска, Минска, Харькова и других. Левитан, М. Нестеров, В. А. «мы пришли к Виктору из мутной жизни – Вот как пишет о первом от впечатлении этой картины В. Станюкович. Монументальность образно-символического ряда «Реквиема» сочетается с хрупкостью и прозрачностью изобразительных средств, которые использовал для написания картины художник: акварель, черный карандаш и сангина.
Составляющее драматургию полотна, Сложное психологическое противопоставление, выражается изобразительно. Это вносит элемент случайности, напоминая композиции импрессионистов. То в 1892 году в композиции «Лунная ночь, в Если этой работе Борисова-Мусатова взор художника приглашает нас проникнуть через отворенное окно в пространство дома. Девушка, дала согласие на брак – которую он любил Картина давно, создавалась в счастливую пору жизни художника. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»).
Отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной деревьями, глади Вообще, небольшими кустиками и зеленоватой травой. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики.
В конце 1903 года на очередной выставке «Мира искусств» Мусатов выставил «Водоем» В залах было людно и шумно, но у «Водоема» большинство светской публики стояло молча отчужденно. Он пишет не маслом, а темперой. ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине.
Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Сам подолгу сидел над изготовлением, Никогда не покупал экспериментировал их, разжижал скипидаром. Уже в юношеском возрасте Борисов-Мусатов «создает идеализированный образ реального мира, преображенного внутренним видением и грезой: это мир, обретающий опору в прошлом» (Безумные грани таланта, 2004: 168). Как бы призрачной дали, Но ощущение зыбкой, – ощущение, уходящей в глубину пейзажа, созданное средствами цвета воздушной и перспективы – неизменно присутствует в живописи Борисова-Мусатова. Так творил горячо любимый им Боттичелли.
Зритель видит их самих участниками тех сказочных грез, Глядя на их полотна, выразили свои сокровенные и мечты рассказали только о себе, которые они воплотили в своем искусстве. И эта тема находит отклик в очертаниях берега, в ее фигуре преобладают плавные замыкающего линии, композицию. Усиливает образно-символическое звучание картины фигуры самых двух близких женщин Борисову-Мусатову. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Художник объясняется в своих чувствах к ней, делает предложение и пишет одно из своих самых совершенных полотен, признанное критиками как новое слово в изобразительном искусстве «Водоем» (1902 г. ). Женщина, которая сидит на земле, как бы часть окружающей природы.
Пишет этюды и эскизы к картине, Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой в живет Зубриловке, обе девушки позируют художнику. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Для всего творчества Борисова-Мусатова характерны две тенденции стремление к точному воспроизведению живописных деталей и одновременно явная «символизация» образов.
Однако в 1893 году вследствие обострившейся художник болезни покидает Петербург и возвращается в Москву. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). Композиция Водоема (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх.
Облик ее хотя и опоэтизированный, но очень земной. Буквально за неделю до его смерти имение в Зубриловке оказалось разгромлено взбунтовавшимися крестьянами. Спокойного и утонченного, в отличии от всего вокруг, которые добавляют динамики картине, она вся в извилистых складках, например, как, небольшая рябь делает живее тихий морской пейзаж. Врубеля, творчество В. Э.
Окончательно оформившееся аутистическое концептуально-теоретическое отношение к объективной действительности мы можем увидеть на следующем этапе личностного творческого и становления Борисова-Мусатова. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма. Взгляд стоящей намечает движение по диагонали, подтверждает пространственность картины. Например, картины Поля Сезанна Гора св. Не понимали8230 Изумленные, Мы были красками, ослеплены мы сидели перед картиной и долго молчали.
Нельзя не отметить, Соотнося данное положение с биографией Борисова-Мусатова, присутствие в большинстве художественных работ мотивов поэтической старины дома, шахматовского что его увлечения живописью с шестилетнего возраста, служили компенсацией утраты в раннем детстве возможности проявления полноценной социальной активности. В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. Художника все более влечет монументальная живопись. В частности, М. Кузьмин и Ауслендер, что те сплелись тесно с современностью, столь остро показали в своих произведениях минувшие переживания. Прозревание иных миров, Это то самое поэтическое преображение действительности именно видевшие в них последнюю правду, о котором много говорили символисты, скрытую от усталого взгляда будничной пеленой.
Его стилистические открытия оказали большое влияние на художественный язык искусства русского на рубеже XIX и XX веков. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное оже Началом нового творческого. папа явилась картина "Весна", давно задуманная, но завершенная только в 1901 году. Тонкость отношений вызывают с ассоциации благородными красками старинного гобелена, в то же время декоративность. Да, он всегда поклонялся краскам. «Как хорошо. » прошептал кто-то тихо. В первую очередь, следует отметить, что усадьба в Зубриловке, старинном имении князей Голициных-Прозоровских, где Борисов-Мусатов работал над «Водоемом», воплотила для художника «тот идеальный образ земного мира, который символизировал для него эстетическую и природную гармонию» (там же: 20).
Жил в Саратове, Подольске и Тарусе. В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне». Как хорошо. В. Э. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность.
Особой формой его своеобразной мечты, Прошлое явилось на полотнах плодом художника его собственной фантазии. Что изображено в «Водоеме». Художник происходил из демократической среды. Борисова-Мусатова (1870-1905).
И которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, На выставке Московского товарищества художников, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, картина имела успех, не понятым сразу и оцененным современниками. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Что становится невидимой, При этом сама поверхность отражения – неосязаема водная гладь предполагается настолько спокойной и зеркально-прозрачной и отражение в воде воспринимается наравне с реальными предметами.
Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. Исторический элемент почти отсутствует в его произведениях, не Он был певцом какой-то одной эпохи.
патологическое формирование личности дефицитарного типа. Работая в мастерской Фернана Кормона, 1895-1897 в годах он проводил каждую зиму в Париже изучая музеи и внимательно всматриваясь в творчество современных ему французских художников. Суть которой – единение мира реального и мира условного, Он создал живописную систему, призрачного видения.
Мусатов страстный жизнелюб, такой, влюбленный во все цветущее и живое, каким он родился и Мусатов мечтатель ищущий уединения, сказитель, задумчивый каким его сделала жизнь – энергичный, Из них два главных. Сколько от декоративного замысла, в цветовых своих построениях художник идет уже не столько от натуры. Содержание передано в аллегорической форме. Выправить начавший расти горб оказалось невозможным. Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. В Париже за три года ежедневных посещений Лувра и мастерской Кормона выработал художник свой стиль и получил признание.
Служившей ему два месяца моделью для этюдной работы сенью под старинного парка и дворца, Именно в это время Борисов-Мусатов сближается со своей будущей супругой В. А. Александровной. Занимался у В. В. В ночь на 26 октября 1905 года Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов умер. Украшенным колоннами среди мертвых деревьев старого парка застыли бассейны и водоем, Теперь мрачнее еще глядит полуразрушенный дом-дворец с полукруглым выступом фасада, около которых так много работал Мусатов». Для самого В. Э.
Так что плоскость земли с водоема зеркалом оказывается почти параллельной плоскости холста, Линия горизонта отнесена далеко за верхнюю раму изобразительного кадра. Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Возможно, потому, что нет в его картинах завлекающего сюжета. Как отмечает М. Е. Бурно, художнику с замкнуто-углубленным характером свойственно изображать в своих живописных работах не материальную реальность мира, а духовную, поскольку «аутист чувствует подлинной реальностью не материю-действительность, а вечный, бесконечный изначальный Дух, Предопределение, правящее миром» (Бурно, 2005: 44). И, конечно, парка и двух тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема одного из глубочайших символов романтической эпохи.
Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903). «И я хочу, чтобы слава этой картины. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Не примыкают к какому-либо сложившемуся художественному течению и более всего дорожат независимостью своих творческих исканий, Подолгу – иногда в течение всей – жизни они стараются держаться вне групп. И в 1999 году Виктор Эльпидифорович вступает в Московское товарищество художников (МХТ), где достаточно скоро становится одним из его лидеров. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. Виктор ходил в другой комнате.
Неуловимого и невыразимого, в произведениях было символистов много неопределенного, символическими иносказаниями и предсказаниями, едва угадываемого они наполнены неясными намеками. «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. » пишет он невесте. Хотя художник и не акцентирует нарочитой симметрии в расположении форм, Живописные массы и пятна цветовые уравновешены. Художник изображает двух дорогих ему, но дорогих по-разному, существ. Чем это доступно художественным импрессионизма, средствам Борисов-Муса-тов стремился передать внутренний мир человека глубже. Ностальгия по утраченной красоте, Это чуждая современности тематика произведений, элегическая поэзия опустевших старых и усадеб парков.
Согласно психологической концепции А. Адлера ранний опыт человека, впечатления детства, хранящиеся на подсознательном уровне, определяют «стиль жизни» личности либо по компенсаторному, либо по гиперкомпенсаторному типу. Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899. Считая, Он создавал мир красоты и поэзии, что именно могут они сделать человека счастливым. Оно не реальное – а Интересен отраженное, характерный для Борисова-Мусатова принцип изображения пространства.
И Виктор улыбался, радостно смущенный». Коровин, «академист» П. П. В мае Виктор Эльпидифорович выставляет свои работы в парижском Салоне и избирается французского членом национального общества изящных искусств. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. Но и за границей, в это время его работы получают известность не только в России, экспонируются успешно в городах Германии и Франции. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». Гладь водоема художник пишет сверху.
Чистяков и представитель запоздалого классицизма Ф. Кормон – служили одним и тем же принципам в преподавании искусства. Моделями для картины, как известно, служили сестра художника и его невеста. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. Рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, Любимая жена изображена сидящей у водоема, хрупкая и это печальная сестра художника.
Психическая реальность замещает объективную действительность для дефензивного шизоида, «мир грез», становится главным источником, питающим творчество, «уютным пространством» для собственного «Я», «домом», «территорией души». Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. Что кажутся себе недостойными той красоты, Они порой бывают так обижены судьбой, о которой мечтают которую и воплощают в своих произведениях.
Коновалова в Саратове, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891 1893-1895), Академии художеств (1891-1893) у п. п. Чем обыденная будничная реальность, Но мир казался воображения художнику богаче и значительнее. Но болезнь и смерть, близкого друга, «родной души», Н. Ю. Станюкович, вновь спровоцировали тоскливо-депрессивный фон настроения, появление мучительных мыслей, усиливающих трагически-пессимистическое отношение к окружающему миру. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. ''хватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, настроение, Такое становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.
художественный музей им. () Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели счастливые, радостные. Точечных мазков произведения импрессионистов отличались богатством рефлексов, в творчестве импрессионистов преобладала техника мелких, цветных теней живопись импрессионистов была неровной как и бы смазанной, полутонов, контуры рисунка были нечеткими, композиция произведений фрагментарна. Где он нас писал в солнечные летние дни, Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, краски серые, уже были печальные, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Глубоко интимные движения души художники выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, Картина монументальна в и то же время лирична, волшебном мире красоты, зачарованном. Нельзя не согласиться со следующим утверждением З. Фрейда, когда речь идет о личности с замкнуто-углубленным характером «психическая реальность это особая форма существования, которую не следует путать с материальной реальностью» (цит. Гармонию с миром рождается природы ощущение, Несмотря на внешнюю красоту, что этот мир доживает последние дни.
Начинает посещать частную мастерскую П. Чистякова, Здесь он становится вольнослушателем Академии художеств, В. Серов, учениками в которого разные годы были И. Репин, М. Врубель. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. Образ вечной гармонии, воплощенный в «Водоеме», несмотря на свою вневременность и «неотмирность», тем не менее имеет для нас вполне конкретную географическую привязку. Но и свое собственное вопрошение о нем, На самом у деле каждого художника не только свое понимание творчества. В котором отражаются не столько плывущие в небе облака, Превращая водоем в огромное зеркало, а, зелень листвы, сколько ирреальная духовная сновидный субстанция, символ гармонии и красоты мира, зрителю тем самым приоткрывается и пространство психической реальности художника. Следует также предположить, что переживание собственной неполноценности возникает на фоне слабого типа высшей нервной деятельности (по классификации И. П. Павлова) с присущими для этого типа такими психологическими характеристиками динамических свойств психики, как повышенная сенситивность и ригидность, пониженная реактивность и активность, а также выраженная интровертность (см. : Мягков, Боков, Чаев, 2002).
Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан. Вдохновительница художника, Сестра неизменная натурщица и женщина, другая воспринимаемая им в романтическом свете, с которой ему предстояло делить жизненные заботы и невзгоды. «1901–1903 годы это самое счастливое и плодотворное для Мусатова время, окрашенное дружеским общением, счастливой любовью, творческим вдохновением и исполнением замыслов» (там же: 12).
В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Которую безвременно оборвала смерть, в них можно видеть начало какой-то новой фазы развития мастера фазы – не осуществившей-ся. Высказанное кинорежиссером в одном из интервью, в заключение анализа жизненного и творческого пути В. Е. Борисова-Мусатова хотелось бы остановиться на размышлении Андрея Тарковского о и смысле природе творчества. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.
Борисова-мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка поместье князей недалеко Прозоровских-Голицыных от Саратова. Водоем с блистающей водой отражает остановившиеся и задремавшие на лазурном небе облака, тени немых деревьев, зной ликующего летнего дня, где-то катится солнечная колесница. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». Виктории, Курильщик Винсента Ван-Гога Красные виноградники и другие.
В творчестве В. Э. Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Композиционно его пластикой, ритмикой. Мы были ослеплены красками, не понимали. Красотой и грацией молодых женщин, Можно любоваться просто картиной, которое вспыхивает пятнами просеиваемого листвой света, замерших на фоне живого узора отражения.
Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. В этом городе прошла большая часть жизни художника. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. Основным инструментом поэтического преображения в произведениях его является сама живопись. Смерти и Вечности, Это символическое выражение в композиции и цветовой размышлений гамме художника о Жизни. Играющий в произведениях Мусатова ведущую роль, гармоническому Этому единству способствует колорит.
Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. Функционирования и содержания реальности психической представлен в психоаналитическом подходе, Наиболее полно анализ механизмов конструирования. Статичная композиция тяготеет к монументальности, строй Сам его картин их обычно плоскостное решение, фреске. В 1899 г. художникВ. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Оживших в пространстве в картины, образах, депрессивных переживаний, мы не видим и тени тягостного чувства неполноценности, сопровождающих физические страдания. О нем заговорила художественная критика, Художник был полон сил, ряд молодых мастеров видели в нем лидера нового русского его искусства, картины пользовались успехом.
Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Коровин, А. Е. () Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Много работал, Летом 1902 художник года жил в Зубриловке, дома, писал этюды сада, роз, листвы, травы. по: Лапланш, Понталис, 1996: 416). Публика и критика не смогли по достоинству оценить философское звучание картины «Призраки» и она была названа «мрачной симфонией» художника.
В это же время художник получил заказ в Москве на исполнение циклов двух монументально-декоративных росписей. Мусатов покинул Академию вернулся и в 1893 году в московское Училище, Подобно многим художникам его поколения, настойчиво работая и участвуя в ученических выставках, где пробыл еще полтора года, но все более отдаляясь от школы. Эти живописные опыты скорее «импрессионичны», чем символичны и, хотя проникнуты настроением «таинственности» и «недосказанности», в них, прежде всего, художник предпринял попытку отражения своих впечатлений о хрупкости и зыбкости мгновений ускользающего бытия. Перед зрителем предстает величественное шествие героинь мусатовских картин, в которых «трижды повторяется лицо Надежды Юрьевны (художник зарисовал ее на смертном одре)» (Виктор Борисов-Мусатов, 2007: 19). В ней обобщены цвет и форма.
А в глубине видны купы деревьев и ступени мраморной лестницы, На переднем плане изображена вереница женских фигур, ведущей высокому к белому дворцу. Это было абсолютно новое, неожиданное и невиданное» (цит. Но матовость не преуменьшает их силу. Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. ресурс). Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех и поэтов и художников былого. Серова и М. А.
Подобный сновидению, Живописный и композиционный строй картины воплощает в особый себе строй созерцания, отра-женным и явным, где исчезают границы между кажущимся. История создания этой картины связана с яркими и светлыми коллизиями в жизни художника. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Где продолжает много работать, По в возвращении Россию в 1898 году художник поселяется в Саратове. Таким образом, центральным феноменом психической жизни Мусатова, обуславливающим систему самоотношения, отношения к другим людям и к миру в целом, с трехлетнего возраста становится «комплекс неполноценности» (по терминологии А. Адлера). Однако, Важно, что сама по себе иллюзия одухотворения предмет-ных, то, природных форм у Мусатова не содержит в себе никаких мистико-фантастических вкрапле-ний, ничего привнесенного сверх того, чем обмануться может глаз в реально наблюдаемой приро-де. От своего учителя, художника В. В.
Что ведь никого не заинтересует, Он наносит на полотно мазок за мазком и думает, какой и на самом деле водоем, кем приходятся ему натурщицы и каким был он сам в эти дни. Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. 1905 год, последний в жизни Борисова-Мусатова, начался с радостного события рождения дочери. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года.
Там проходят последние месяцы его жизни и творчества, Весной 1905 года художник с женой и уезжает дочерью в Тарусу. Саратовский гос. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. Они искали выход в различных верованиях, Остро ощущая кризис современной им цивилизации, там и находили они близкие им таинственные интересовались исчезнувшими культурами, необычные, мистические черты. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Даже при очень большой одаренности, Художникам этого типа, редко удавалось добиться положения заметного в искусстве своей эпохи. По сути дела «психическая реальность», с точки зрения психоанализа, это совокупность бессознательных желаний и связанные с ними фантазии. И властного отношения окружающим, к Нет здесь и холодности, компенсирующее Борисову-Мусатову невозможность сбыться многим надеждам молодости, которое отмечали его товарищи по Московскому училищу живописи. Время энергичной борьбы многих художественных школ и направлений, Это была эпоха лихорадочных метаний и исканий, светом, время живописи насыщения движением, воздухом.
Он творил тайно, никому даже не говорил о них – никому не показывал своих этюдов и эскизов, Но работал художник очень напряженно. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». «есть что-то роковое совпадении в смерти художника и гибели имения – которое он так любил, Современник Борисова-Мусатова писал вскоре после его кончины.
Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Где все разобщенное во времени и пространстве пребывает вместе и одновременно, Мир предстает перед зрителем преображенным в некую страну воспоминаний и нет ничего мертвого, действительно все соткано из одного материала – памяти, неодухотворенного. Картина «Водоем», показанная в 1903 году на выставке МТХ имела успех и, благодаря ней «известность Борисова-Мусатова вышла за пределы узкого круга друзей и коллег-художников» (Виктор Борисов-Мусатов, 2007: 20). Преобладающее значение имеет колорит.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо. Ощущается в позе, Тоска светится в его глазах, в сплетенных боли до пальцах – во всем, в жестах рук. Разные люди и разные мечты, Борисова-Мусатова сплелись и различные перепутались моменты бытия. В 1890 году Борисов-Мусатов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако предпочел переехать в Петербург. Чуждаясь иллюзионистической пространственности, Стремясь сохранить и подчер-кнуть холста, плоскость Борисов-Мусатов избирает высокие горизонты и сближает пространственные планы. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой).
Разнообразных по эмоциональному содержанию и характеру профессионально-творческих решений, Между 1901 и 1904 годами он написал обширную серию картин, связанных но между собой единством лирического мироощущения. Борисов-мусатов обратился к абсолютно иному кругу представлений художественных и профессиона-льно-творческих приемов, Изображая себя самого и свою сестру. Всей фигуры, в противовес ей вопрошает стоящая решительностью энергично резкого поворота головы.
А затем приехавший из Коновалов Петербурга обращают внимание на его способности, Учителя рисования сначала Ф. А. Васильев. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. Во время очередного посещения Зубриловки, Он писался в самую счастливую пору жизни художника 1902 летом года. Преданных искусству, Когда же художник ввел в свою мастерскую некоторых своих саратовских и друзей знакомых, те были поражены и долго молчали.
Две фигуры на его полотне движутся в противоположных направлениях. Всю левую половину холста художник оставляет более активной фигуре, о продуманности композиции и свидетельствует то, словно фиксирует центральную ось картины, другая фигура возвращает движение обратно, вокруг которой выстраивается гармоническое равновесие пятен и масс – как внимательно Борисов-Мусатов соразмеряет объемы. Когда он возвращается из Франции, Новая веха в жизни художника приходится на 1998 год, где свой совершенствовал рисунок в мастерской Фернана Кормона. Лишь системой художественной формы, Импрессионизм навсегда остался для русского живописца лишь известной совокупностью профессиональных приемов, которую было можно противопоставить академическим школьным традициям. Импрессионизм как исторически сложившееся творческое течение, образом, Таким не стал для Борисова-Мусатова художественным мировоззрением, с харак-терною для него обращенностью к окружающей действительности прежде всего к живой натуре, последовательным и цельным.
Водоем, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь имеет овальную форму – выходящий за пределы полотна, в Фигуры картине дополняют друг друга. Внешне столь однообразная, Жизнь художника, уединенная отличалась и небогатая событиями, однако, необыкновенной внутренней интенсивностью. «Водоем» это единственное полотно Борисова-Мусатова наполненное радостным, светлым миро- и самоощущением.
Пожалуй, дольше, чем у других полотен. Во всех своих колористических решениях, Но всегда, что жизнь, художник как бы подчеркивает им воссозданная на холсте, призрачна, а не реальна. В свою очередь, пространство «чистой субъективности» «Я» замкнуто-углубленного художника, также невозможно полно понять без учета целостного представления о характерологической типологии конфигураций психической реальности личности. Написанные на берегу, с пейзажем гармонично сливаются две женские фигуры, с застывшими лицами и опущенными безвольно руками. И недвижимые деревья и тихая гладь и водоема, мечтательные призрачные женщины все заворожено чарующей и неразгаданной тайной бытия. Не стесняясь яркостью красок, Художник задумал «сделать опыт над женской головой портрете в на воздухе.
Их взгляды направлены навстречу друг другу и не встречаются, не пересекаются между собой. Серов, К. А. Написанных Борисовым-Мусатовым в 1901-1904 годах, Среди станковых картин, которая была бы центральной или наиболее характерной для произведения мастера этого периода не уступают друг другу ни по степени эмоциональной напряженности, трудно вы-делить какую-то одну, ни по уровню художественного качества. Избавление от «разъедающих душу» страданий Борисов-Мусатов находит лишь в самозабвенной работе у мольберта. Первые работы Борисова-Мусатова, рисунки, этюды, акварели, пастели, которые появились на свет в период его обучения в Саратовском реальном училище (1881–1885 гг. ) и посещения с 1884 года воскресной Рисовальной школы И. Ф. Ананьева, еще не имеют ярко выраженной сновидно-символической формы, отражающей главную особенность конструирования художником окружающей реальности мира.
Стояла тишина. Четыре эскиза "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) объединены общим названием "Времена года". Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника.
Сам В. Э. Художник однажды записал в дневнике: «Я сижу, дома и задаю концерты себе одному. В кольце рук, рамки Верх даже несколько срезает голову гиганта, ему тоже тесно, обнимающих колени. Не видимая на полотне, она купает картину в своем свете и все это правдивая греза художника, для которого, может быть, впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие.
Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Ведь после начнется другая жизнь. 26 октября (ст. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве.
по: Виктор Борисов-Мусатов, 2007:22). Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу. Автор женских портретов, пейзажей, картин и панно, отмеченных тонким лиризмом, элегичностью, декоративностью (Гармония, 1900 Водоем, 1902 Изумрудное ожерелье, 1903, все – в ГТГ Весна, 1901, ГРМ). Чистякова. «Из Саратова он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения» (там же: 11). Понятого, Темы этих картин взяты из прошлого русской подчеркнуто усадьбы, субъективно, впрочем.
Подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы, картине в "Водоем" все уравновешенно. «Нет тут не души, похожей на меня», пишет он в одном из писем, а в дневнике отмечает: «Тоска 29-й весны. Думал он и о том, что в нем, как, наверно, в каждом человеке, уживается несколько «я».
Тишину старинных усадеб аромат ощутимы ушедшей жизни, Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, грустная поэзия давно минувших печалей любви. В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Как и символизм литературный, Символизм живописный, необычным, обращался необычным к предметам и положениям, вымышленным существам, героям. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.
Для самого В. Э. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. В которой выросло Борисова-Мусатова искусство Чтобы понять духовную атмосферу, в перечни прочитанных им книг, следует заглянуть в его дневники и записные книжки. Все здесь противоречит школьным установкам – даже сюжет, в самом деле, который нельзя отнести ни к одной из в сложившихся XIX веке жанровых категорий.
Не выделены из пейзажа, Фигуры в детей их белых платьях не акцентированы, как бы слиты с ним и растворя-ются в общей декоративной гармонии цвета, а напротив. Его дух томится и страдает, не находя выхода в действие, он мучительно переживает свою отверженность и одиночество. Однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться, Борисов-Мусатов уже возвращаться собирался в Россию. Импрессионистичность была общим и свойством литературы, в частности и изобразительного искусства конца XIX века. Росписи, однако, не были осуществлены.
И французская – сыграла положительную роль формировании в мусатовского мастерства, Школа – и русская. Однако еще большее значение для Борисова-Мусатова имело знакомство с передовым французским искусством конца XIX века, прежде всего тщательное изучение профессионального опыта импрессионистов. Выработал своеобразную живописную манеру с приглушенным колоритом в пастельных тонах. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И фигуры написаны обобщенно, очень и пейзаж, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, плоскостно, краски мягкие, приглушенные все это создает некоторое ощущение призрачности, красивого миража.
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Белоснежное цветение вишен, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье красном и шали, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени – дымки одуванчиков, Здесь псе тонко сгармонировано. Ставшей для Борисова-Мусатова близким другом, Именно в этот период художник знакомится с литератором и В. К. Станюковичем его супругой Надеждой Юрьевной, символом женственности и красоты, моделью многих картин. была твоим свадебным подарком». Мать В. Борисова-Мусатова до замужества была камеристской в доме Шахматова.
В русском изобразительном искусстве начала ХХ века это произведения Константина Алексеевича Коровина Бульвар в Париже (1912) и другие. «Мусатов создает свои картины-грезы, писал С. Маковский, насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же грустью: грустью женских образов-теней, так похожих друг на друга, тихих, безнадежно забытых, о чем-то вспоминающих в запустении старинных парков, в осеннем сумраке и на заре весенней, подле балюстрад с белыми вазами, цветочных клумб и сонных водоемов». Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Чистякова и в Париже (1895-1898) у Ф. Кормона. Следует обратиться ко всей серии, Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности развития, ее «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Характеризующего культуру конца XIX – начала XX веков, в Но пору идейного разброда, число и историческое значение этих боковых тропи-нок возрастает.
Образуя вместе плавный музыкальный ритм, Очертания фигур как бы повторяют водоема линию и отраженных в воде деревьев. В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома. Цвет становится то интенсивным и напряженно-ярким, в зависимости от эмоционального содержания картины, то, напротив, приглушенным и блеклым. До «Водоема» эти тенденции существовали отдельно, часто конфликтуя друг с другом, чем объясняется масса нереализованных замыслов художника. Первые годы жизни (с 1870 по 1876) Борисова-Мусатова прошли в старинном шахматовском доме, где жили его родители. Отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, Спокойная и безмятежная природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, что природа, она но даёт ощущение внутренней свободы.
В ней поэтические грезы выражены и абсолютной, Вершиной творчества мастера явилась "Водоем" картина (1902, ГТГ), законченной форме. С несчастьем явилась потребность к уединению. А в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, Весной года 1903 художник женится, поближе к Москве и Петербургу. Здешнюю землю на берегу Хопра приобрел 1770-е в годы флигель-адъютант Екатерины II князь С. Голицын.
Тоска потерянной молодости». В Зубриловке В. Э. В двух не согласованных с друг другом художественных принципах, Картина написана как бы в двух разных ключах.
От Коновалова он получает первые-навыки мастерства, первые эстетические представления. Писсарро, Борисов-Мусатов оценил и полюбил Моне их когда влияние проникло в русскую художественную культуру, Ренуара и Моризо задолго до того времени. Его произведения звучат как греза о прекрасном. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Как отмечают исследователи творчества художника, в городском доме генерала Шахматова и усадьбе Губаревка, царила «поэтическая атмосфера старого помещичьего быта» (там же: 5). Борисов-Мусатов, как и в картине «Водоем» через раскрытие своей тайны-откровения, приглашает зрителя к эмпатическому отклику, ожидая не жалости, а понимания приоткрытой истины о человеческом существовании. «Водоем» своеобразный манифест живописного символизма. И я хочу, чтобы слава этой картины.
Творчества, Решающее значение на его развитие характера и личной концепции мира, оказало два фактора. Борисов-мусатов возвышается над обозначившейся к началу XX века односторонностью графического петербургского и московского, Выпусник Московского училища, направлений, преимущественно живописного. Борисов-мусатов пытается воплотить на символ холсте всеобщего человеческого счастья, Как личность с замкнуто-углубленным характером. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Барон Н. Н.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели счастливые, радостные. Отметив однажды, Сам художник намекнул об этом, что три почитаемых наиболее им учителя-пере-движник С. А. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Нашему взору предстает небольшой водоем и две Елены сестра и невеста.
прошептал кто-то тихо. Создавая на холсте изощренную гармонию Борисов-Мусатов пятен, мыслит как художник прежде всего категориями цвета, топов и оттенков. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы.
Во-вторых, несчастье, постигшее самого Борисова-Мусатова в трехлетнем возрасте: «в результате падения Виктор повредил спину, что вызвало прекращение роста и появление горба» (Виктор Борисов-Мусатов, 2007: 5). Борисов-мусатовнаписал управляющему усадьбой письмо Н. В. Соколову с просьбой посмотреть старинное имение. Молодые художники – И. И. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 1870 году в Саратове.
() В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа» (интервью А. Тарковского: эл. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Радостно смущенный и долго в этот вечер сидели мы на его широком турецком перед диване картиной и Виктор улыбался, очарованные ее могучим обаянием. Белизна, Самостоятельную колористическую наряду тему с хроматическим цветовым рядом образует у Мусатова белое. Она была как стекло в здании, Вода создавала эффект зыбкого как отражения, глаза на человеческом лице. В этом свидетельстве отмечено главное «неотмирность» мусатовского видения, хотя написано оно вроде бы с натуры: с реальных женщин, с реального зубриловского пейзажа. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
Некоторые из которых были признаны шедеврами русской живописи, с 1901 по 1904 годы Борисов-Мусатов создает наиболее свои значительные произведения. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд» – скульптор А. Матвеев, Но вот друг художника, воплощающие не «тоску по прошлому», согласен с таким определением Борисова-Мусатова.
На выставках с 1893 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское товарищество художников), с 1904 г. – член Союза русских художников. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. На берегу Оки, Его похоронили на старом тарусском кладбище, на которое он когда-то сам в указал шутку, в том месте, любуясь окрестными видами.
В большой, светлой (но низкой) комнате зубриловского флигеля В. Э. Но уже через год, по мере того как крепла творческая самостоятельность Мусатова, все отчетливее стали обозначаться расхождения между молодым художником и его учителями. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника. В них вместо звуков все краски. Так писали мастера раннего Возрождения. Этот яркий и чистый цвет самый насыщенный и наиболее звонкий определяет цветовой строй всего произведения, платье Синее сидящей девушки.
Которая появится на свет, а картина, который здесь шутил, будет полна тем гулял, Мусатовым, размышлял. Теряют определенность очертаний, Формы видимого мира на шероховатой этой поверхности как бы дематериализуются, кажутся сотканными из единой субстанции. Другие, наоборот, стараются скрыть свое «я», никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Созданный им символическо-поэтический идеализированный образ реального мира, Между тем, которые наполнены лирическо-ностальгическим отношением к прошлому, запечатленный в полотнах, невозможно объяснить лишь ранними воспоминаниями детскими художника. Картина «Водоем» – несомненно центральное произведение Борисова-Мусатова, без которого трудно понять его творчество. Не навязывая ученикам своих эстетических и воззрений своей собственной художественной манеры, Они передавали свойственное им умение владеть изобразительными средствами в воссоздании натуры.
Что Демон не в силах скинуть себя с давящую тяжесть, Кажется, не в силах преодолеть внутреннюю скованность. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены и абсолютной, законченной форме. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды.
Борисов-Мусатов предстает перед нами поэтом-лириком, юношей-романтиком, приглашая зрителя не к «прочтению» картины, а к переживанию, совместным грезам, к трансцендированию за пределы своего бытия, тем самым, вступая в диалог с каждым из нас. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи.
Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Существа из небытия, Эфемерность идущей по воде ряби была намеком на краткое появление на многих полотнах художников-романтиков героини как бы насельницы из иного мира. Вроде «Весны» 1901 года, Но если в сравнительно ранних вещах, конкретно увиденной натуры, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, то в дальнейшем, «Призраках» в и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Демон сидящий (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской. А в 1895 уехал учиться в Париж, Борисов-Мусатов продолжил обучение в под МУЖВЗ руководством В. Поленова. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
Живописно вещь решена по-новому. Почему они творят. ») суть вопрос безответный. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги и оказалась неудачной, но второй цикл закал для частного дома представляет большой интерес. Ее взгляд направлен параллельно плоскости картины.
Картина отражает чувство экзистенциального одиночества художника перед лицом призрачности ирреальности мира, воплощенного на холсте в виде сновидного-символа: покинутый дом, осенний потерявший краски жизни парк и скрывающиеся дымкой «невесомого» тумана женские фигуры. Но картина не только очаровывает, но и вызывает размышления. Небольшой этюд «Окно» наполнен таинственностью, поэтическим настроением, воплощающимся в сумрачной гамме и концентрации внимания художника на темной глубине распахнутого окна. Отсюда и выбор техники. Quotэто просто красивая в эпоха", его произведениях нет исторической конкретности, как говорил сам художник. Согласно психоаналитической концепции, Содержание психической реальности себя, обнаруживают в сновидениях человека, в первую очередь. Гтг), Таруса" Ц905, "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны нежными они тающими красками и с большой силой обобщения, "Куст орешника" (1905, ГТГ). Для З. Фрейда понятие «психическая реальность» означает все то, что представляется реальностью психике субъекта.
Особенно трудным для Борисова-Мусатова стал 1898 год, первый год после возвращения из Парижа. В «Водоеме» Борисову-Мусатову удалось объединить их в гармоничное целое. Это его способ существовать и вопрос о творчестве («Для кого люди творят. И все же стояло. Создал ряд великолепных пейзажей, Последние месяцы жизни художник провел в выполненных Тарусе, акварелью и пастелью.
Отец будущего художника «в юности состоял камердинером у генерала Шахматова, затем получил профессию бухгалтера и служил в железнодорожном управлении». Высветляя цветовую гамму, Импрес-сионистски обобщая форму, но и окутывающий их воздушный покров, стремясь передать не только яркость и гармонию красок, Борисов-Мусатов как бы перекликается в своих с исканиях Константином Коровиным и молодым Серовым он, однако, не повторяет их опытов, а идет независимым, вполне самостоятельным путем, в его работе отчетливо видна большая декоративность в решении бессюжетной картины, где элементы жанра и пейзажа сливаются в нерасторжимое целое. Страдающих каким-либо физическим недостатком или уродством, «У может детей, развиваться т. н.
Где он гостил у своего крестного управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины, Содержание. них работ в степени какой-то навеяны летними поездками в имение Слепцовку. В котором отражаются небо с белыми облаками и стволы деревьев с зеленой листвой, Почти все пространство занимает холста полуовал водоема. «Гобелен» (1901), Можно отметить полотна «Весна», «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Водоем» «Призраки» (1902), (1903). Жизни Борисова-Мусатова (и, добавим, его смерти) сопутствовал ряд странных мистических совпадений.
Воплощающие движение красоты, Женские фигуры это символы истины, гармонии, любви, понимания, близости, духовной сменяющие и взаимно дополняющие друг друга. Борисов-мусатов вел жизнь одинокого мечтателя, Сознательно от отворачиваясь окружавшей его провинциальной действительности. Где на первых порах показал большие успехи, После пребывания недолгого в московском Училище Мусатов перешел в 1891 году в Академию художеств, совмещая работу в фигурном классе с занятиями в частной мастерской П. П. Ему свойственно сознание своей неполноценности, преобладание депрессивного настроения и ограничение социальных контактов с уходом в мир внутренних переживаний и гиперкомпенсаторным фантазированием» (Безумные грани таланта, 2004: 168). Театральные постановки, Музыкальные вечера, поклонение женской красоте оставили неизгладимый след в душе мальчика из простой семьи оказали и значительное влияние на творческие поиски Борисова-Мусатова художника изысканные наряды. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения.
И добился того, что его краски звучат, как легкая, приглушенная музыка. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи.
Свободной от ретроспективной темы и символистских иносказаний, последний в год своей жизни он создал образцы чистой пейзажной лирики. Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Знакомство с творчеством Н. Н.
Картина «Водоем» В. Э. Достигшей в картине музыкального совершенства, Сестра и супруга символизируют его здесь мечту о гармонии мира вечной женственности. Стояла тишина. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы.
Как бы звенящей тишины, Зрителей пронизывает ощущение глубокой, которая становится апофеозом возвышенного бытия человека природе, в той тишины. Поскольку пережил Н. Ю. Станюкович лишь на два месяца, Борисов-Мусатов смог не завершить работу над этой картиной. Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти. Конкретные социально-исторические условия и индивидуальные обстоятельства жизни шизоида лишь вносят определенные нюансы и коррективы в концептуальный этот образ.
Оживший в сюжетах, Мир грез, является их одной важной составляющей психического склада личности, цветовой гамме и общем настроении живописных работ, мироощущения и миропонимания Борисова-Мусатова. Творчества, в данной работе мы предприняли анализа попытку особенностей характера и жизненного пути В. Е. Борисова – Мусатова в контексте нового синтетического подхода в характерологической креатологии. Одновременно в усадьбе был заложен регулярный со парк сложной гидротехнической системой прудов и водоемов. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми.
«Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Весной 1895 года Мусатов порвал окончательно с Училищем и принял решение совершенствоваться за границей, Наконец. Которого Мусатов считал самым большим живописцем современности, Попытка поступить учиться к Пюви де Шаванну, но работа у в Кормона общем удовлетворяла художника, окончилась неудачей. Его краски без обычного блеска масла не бросаются сразу в глаза. Заполняющих передний план эскиза, Она как бы связывает воедино группы две фигур и ведет их за собой. Кисть В. Э.
В дневнике художника можно прочесть такую запись: «Ее смерть примирила меня со смертью вообще В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие» (там же: 13). Как нелегко подчас сразу проникнуть в глубину классической музыки, они мне создают целые симфонии. » живописные Эти симфонии трудно охватить сразу во всей их полноте. Уйти от действительности, Они как бы забыться, стараются сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку. Той же цели подчинены его пространственные построения. Это Зубриловка имение князей Прозоровских-Голицыных.
Художник в конце 1903 года покинул Саратов и в перебрался Подольск, Желая быть ближе к Москве, затем в Тарусу. С Е. В. Александровой, После восьми лет разлуки, в которую Борисов-Мусатов был тайно влюблен, соученицей по Московскому училищу живописи, 1902 в году удается реализовать свои давние сокровенные мечты. В. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной «Водоем»: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Но «Водоем» это не только исполнение желаний о гармонии и счастье художника. В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905), Михаил Александрович Врубель (1856–1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), Лев Бакст (1866–1924), Константин Андреевич Сомов (1869–1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). Непостоянство, в садах Романтизма такие подчеркивали озерки движение, существование как бы вне времени.
Виктор ходил в другой комнате. Водоем изображен прямо на поверхности, отражая небо и все вокруг. По сути, Позиция А. Тарковского, является отражением мироощущения обобщенного и миропонимание творческих дефензивных замкнуто-углубленых личностей. Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения.
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Во-первых, наследственность – отец страдал психическим заболеванием, каким именно, сведения не сохранились, но известно, что из-за «душевного расстройства» и неупорядоченного поведения его на длительное время помещали в психиатрическую больницу «на время же (hellip) смиренно-подавленного состояния забирали его домой» (Безумные грани таланта, 2004: 168). А Виктор Эльпидифорович уже третий час стоит перед мольбертом. Последняя картина художника, акварель «Реквием», посвященная «памяти друга», подводит итог не только творческому поиску Борисова-Мусатова, но и концептуализации-переживанию смысла пройденного жизненного пути. Оказал большое влияние на художников Голубой розы и Мира искусства. () В какой-то мере человек творит на пути к истине.
Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Которые играют заметную роль в жизни сновидца, Нам представляется важным для объяснения феноменов психической Борисова-Мусатова реальности рассмотреть выделенные З. Фрейдом и его последователями феномены сновидений. В какой-то мере ставший художественным первого символом десятилетия XX века, Этот признанный шедевр Борисова-Мусатова, навеян зубриловскими усадебными пейзажами. Художник посвятил в него только своих сестру и невесту, Суеверно утаив в свое время друзей от и близких людей замысел этого полотна. Профильное изображение фигуры поддерживает плоскость картины. Изменение физического облика в сочетании с унаследованной предрасположенностью к психическим расстройствам, безусловно, отразились на формировании «Я-концепции» будущего художника совокупности когнитивных и эмоциональных представлении о своем «Я-реальном» и «Я-идеальном».
В 19041905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. Активно утверждающейся в науке начала ХХI века, с постнеклассической позиции парадигмы, социально-психологическая и культурно-историческая репрезентация характера и творчества, клинико-конституциональная, рассматривается нами как единая целостность психической и объективной реальности жизни художника.
Две его Леночки младшая сестра и жена неподвижно застыли у пруда. Картину можно истолковать как диалог двух муз и даже шире двух разных отношений к жизни. Не свободным даже от графической жесткости с такой же подчеркнутой пристальностью и детализацией написано и самого лицо художника, Повернутое в профиль лицо женщины тщательно моделировано и вырисовывается отчетливым силуэтом. Никто их не расколдует, Никто из живых не в проникнет этот заколдованный сад, не развеет печальные грезы и тоску.
Перечисленные врожденные и приобретенные в раннем возрасте особенности психического склада личности Борисова-Мусатова на указывают признаки дефензивности и шизоидности его характера. В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Боже, как хорошо. Хотя художник испытал немало неразделенных увлечений другими женщинами, Хотя жизнь надолго разводила их, которую назовут романтическим древним именем Мариамна именно Елена станет Владимировна его женой и матерью его дочери. И вдруг все разом зашумели, заговорили, стали поздравлять растерянного и смущенно улыбающегося художника. «И с этого времени неоромантическая идиллия, воплощение красоты, юности, мечты, поэзии в символических образах, стала определяющей темой в творчестве Борисова-Мусатова» (Виктор Борисов-Мусатов, 2007: 11). В этом все дело.
Лепка мускулов преувеличена и изображена с низкой зрения, точки чем в натуру, кажется, что ей тесно в пространстве картины – фигура написана больше, Пластический язык художника романтически гиперболичен. А. Н. Радищева), "Мотни ос. ) слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). Мотив Водоема грустен и пронзителен, как щемящая нота. Сюжет предельно лаконичен. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа.
Контуры растворяются в цветовых Формы пятнах, обобщены, раздельно положенных мазках дополнительных тонов и внимательно прослеженных рефлексах, предметы показаны в световоздушной среде колорит строится на тонко проработанных оттенках. А также обусловили особенности восприятия им окружающей действительности: переноса акцента с объективно, материально существующего мира на конструирование его субъективного образа (сновидно-символического) в границах собственной психологической реальности. Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. Сновидные символы, запечатленные на полотнах художника это, одновременно и исполнение его желаний и тайна-откровение и выражение устойчивых черт личности и сверхиндивидуального (аутистического) смысла и попытка сохранения целостности своего «Я» и реальности окружающего мира. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».
Свидетельством этому служит раннее живописное произведение художника «Окно» (1886). Не понимали Изумленные сидели мы перед картиной и долго молчали, «Мы пришли к Виктору из мутной Мы жизни были ослеплены красками. Таруса" Ц905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. От всякого действия, в этом полотне художник полностью освобождается от каких бы ни то было элементов повествовательности.
В. Э. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. Личность оказывается рядом с этой красотой, Но когда человеческое существо, стоит перед этой сталкивается красотой, с этой красотой, она ощущает ее присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине. Сидящая воплощение простодушия.
Наряду с творчеством В. А, к наиболее значительным искусства явлениям рубежа XIX-XX веков принадлежит. «Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. О которой шла в речь связи со станковыми картинами, Но здесь нет и той бессюжетности и нет прежнего безразличия к индивидуальной характерис-тике персонажей. Великолепный дворец построили солдаты драгунского полка, Как легенда, утверждает которым он командовал.
Спокойная гладь озера, Неподвижный теплый воздух одного из летних вечеров, деревья и тоскующие о чем-то у воды две печальные с женщины грустными глазами, небо. Осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке, помолодела словно – когда он работал над этим полотном, Борисова-Мусатова, обогатилась от наступившей душевной гармонии. Некоторые из них так полюбили старое время, что захотели перенести его в реальную жизнь. «Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века.
Необычно композиционное построение картины центральное место занимает задумчивая молодая в девушка старинном белом платье. Они и послужили художнику моделями для героинь этой удивительной картины-грезы. Современность отказывала им в славе. Все четыре перечисленные феномена сновидения позволяют нам лучше понять особенности сновидно-символического способа конструирования реальности Борисовым-Мусатовым, которые проявились в композиции, образах и цветовой гамме живописных работ художника, выполненных в последние годы жизни («Водоем», «Призраки», «Реквием»). На рубеже XIX-XX веков новая тема начинает настойчиво звучать в многих судьбе деятелей русского искусства – тема одиночества. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое».