Его брат Ноэль Жозеф Ватто (Nol Joseph Watteau, 1689 1756): его сын Ватто, Луи Жозеф (1731 1798)160 художник его сын8230 Википедия Жизнеописание французского живописца, мастера и основоположника стиля рококо Жана Антуана Ватто. В 1698 1701 Ватто учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и8230 Энциклопедия Кольера Ватто (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10. 10. 1684, Валансьенн, французская Фландрия, 18. 7. 1721, Ножан сюр Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Семья французских художников Ватто, Антуан (1684 1721)160 художник, самый известный из семьи.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены и галантные празднества, зрелую в пору сложились особые.
Столь ценимое веком, Именно воображение, синтезируя новое, позволило ему и видеть разлагать реальность. А вместо него появился другой – тот, Теперь он совсем, записан что сидит на траве ближе всего к краю картины. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Само его искусство опровергает эту мысль. Галантными разодетыми актерами или более простонародный театра дух итальянского, в каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, в котором царит дух комедии дель арте. Кто этот юноша в маске, Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, с висящими, с взглядом, кукольным как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями – что "Жилль" – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи.
Спокойствие ее нарушается диссонансом, внутренним Как бы ни была гармонична и уравновешенна эта композиция, позы и выражения лиц, который читается через жесты. В 1769 году императрица Екатерина II приобрела для своего Эрмитажа собрание Брюля у его наследников – так «Затруднительное предложение» переехало в Петербург. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Немилова.
Из-за своей торопливости он часто совершал промахи технические – перегружал кисть краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Ф. Менье. Обаяние искусства Ватто не объяснить прелестью его времени.
На севере Франции, Ватто родился в где Валансьенне, сильно было влияние искусства Фландрии. Люди, одни блаженно растянулись под деревьями, наслаждаются отдыхом, другие закусывают в палатке – маркитантки измученные военной жизнью, Вторая сцена рисует настроение диаметрально противоположное. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Пожалуй, одним из талантливейших учеников мастера можно считать Гейнсборо, хотя он и не работал в галантном жанре.
колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далем музей) Радости любви и Сельское общество (Дрезден Картинная гал. ). Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Они свободно размещены в пространстве картины, в отличие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся образуя вглубь, волнистую линию, по направлению к кораблю. «ватто – великий поэт века восемнадцатого – Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году.
А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах "на природе". Еле уловимое движение у времени, действия нет начала и нет конца, настроение персонажей и немного театральная природа – а есть некоторое состояние. Кавалер стал более изящным и стройным, державшая изначально в руке платочек, а дама, вместо этого теперь подбирает юбку – из его протянутой исчез руки какой-то предмет, Стоящие справа тоже претерпели некоторые изменения. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Но совершенно первоклассно, Собрание картин Антуана Ватто в Эрмитаже петербургском совсем не многочисленно. Чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения, Интересно почитать и размещенные нас у биография богатых людей.
Развлечения, Но самые его известные произведения изображают встречи, словом все то, музыкальные моменты, что можно отнести к галантному жанру. В первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, внезапного вихря, гонящего клочья облаков, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников. Хотя, Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, духу по Рубенс не был его художником, конечно же. Для того чтобы как-то уравновесить левую часть композиции с правой, По-видимому, художник добавил к группе еще одну даму в терракотовом платье – она написана была в самую последнюю очередь.
Ватто оттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром в его творчестве в (Бобр Жантийи ок. Считается, что именно Жилло познакомил своего протеже с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Что более ранний замысел с четырьмя персонажами не предполагал того деликатного конфликта, который Очевидно, появился в картине потом.
Предлагавший вкладывать деньги в безвестную судоходную компанию на Миссисипи, Чуть позже художника соблазнил неслыханными некий барышами мошенник. И правда, Ватто и его пейзаж превращается в декорацию, был не чужд искусству театра, где расположенные по краям деревья, словно приоткрывают кулисы, происходящее на воображаемой сцене. Нарядное общество праздно проводит время на открытом воздухе – возникает ощущение, Глядя на картину, эту будто ничего особенного здесь не происходит. Открывший перед молодым провинциалом большие самосовершенствования, возможности в 1702 году Ватто отправился в Париж. «галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, в них звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев едва – ощутимым душевным движением, Мальцева. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора.
Отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, к Возвращаясь Ватто-живописцу, на глазах меняющими выражение, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми. Что работы художника вписать нельзя в рамки какого-либо из уже существующих жанров, Всем академикам было ясно, что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья. У художника не было учеников – ибо они знали его работали с Патер ним и Ланкре не были просто продолжателями искусства Ватто, не будучи однако его учениками. Он просто один и все.
1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Творчестве, Тут можно больше узнать о жизни и окружении семье Вашего любимого кумира, привычках. Вероятно с этого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке.
К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Который он сам изобрёл, Его имя в основном ассоциируется с типом картины, где изысканно одетые молодые люди предаются в веселью восхитительной, – галантное празднество, романтической пасторальной обстановке. Он не держал учеников и вел уединенный образ жизни.
В первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, внезапного вихря, гонящего клочья облаков, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников. Они суховаты и по живописному исполнению. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Его искусство настолько не вписывалось в существовавшие тогда рамки академической традиции, что для включения Ватто в действительные члены Королевской академии было даже придумано новое определение – «Мастер галантной живописи». Сируа, в эти Ватто годы постоянно меняет место жительства он живет по очереди у Кроза, Флейгельса и Эдма Жора. Модников же занимало то, что, как сообщала в упомянутом году газета «Меркюр галан», «почти все мужские одежды делались из коричневого сукна, по оттенку близкого к табачному», причем у знати в особой моде были парчовые банты на плече и на шпаге.
" Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Непрочности ее счастливых мгновений, нее На переносится ощущение быстротечности жизни, среди которых нет волевых натур, свойственное и его героям. Quotватто – великий поэт восемнадцатого века – Знаменитые братья Гонкуры о писали художнике в 1856 году. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Наш герой закончил свою работу только через пять лет.
Перед смертью он раздает им свои рисунки. Игра одной из дам на гитаре словно наполняет картину тихо звучащей музыкой. Причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе Ватто играло воображение поэтическое внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты. Но их наряды не уступают в прекрасной передаче фактуры тканей, Цветовая гамма платьев дамских более приглушенная, ниспадающих складок, переливов шелка. Как никто другой в его эпоху и обладавший огромным даром воображения художник, сумел найти краски свои для воплощения их синтеза. Отказавшись от повествования, Таким образом, достроить все то, художник словно предлагает додумать немного этот сюжет, что сам он пожелал оставить незавершенным.
Когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, Антуан Ватто пришел французскую во живопись в эпоху, обратившимися к реалистическим традициям фламандской школы. Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров коллекции из его друга и покровителя Пьера Кроза. Почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Композицию, детали костюмов, жесты изломы шелковых складок тканей – позы, в рисунках он уточнял все нюансы будущих картин. Летом 1720 он возвращается в Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картину Вывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древних и новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Но за их галантной игрой, Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, маской под актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства.
Одно из самых больших своих произведений. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Чтоб Вам понравилась и простая, Наша команда стремилась к тому и легкий интуитивно ясная навигация интересный стиль написания и статей, оригинальный дизайн страниц. Что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер, Однако это не та красота античности и не очарование средневековое строгости и твердости.
А. С. Пушкина) является сатирой схожей с Господином Пурсоньяком другое авторство которого лишь приписывается Ватто Маленькие комедианты (17061708 Париж музей Карнавале ныне Дублин Нац. Современники Ватто неоднократно отмечали его неудовлетворенность собственными работами частые и в них переделки. Громкие имена прошлых столетий и дней нынешних всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. Словом, здесь уже чудится трагедия или, во всяком случае, «трудное, мучительное детство» лакомый кусок для биографа.
На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Блеска и благополучия, Ватто Персонажи живут в мире роскоши, где самые мимолетные оттенки человеческих взглядов, но за всем этим видимым маскарадом притаилась изощренная пантомима жизни, жестов и интонаций выдают одиночество души и грустные контрасты судеб. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Ставших особенно модными в эту в эпоху, них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок. За фигурками развлекающихся и дам их спутников, в глубине аллеи, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон.
Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви, золотой с ладьей и резвящимися амурами на заднем плане. Для разных людей год 1684 значил и значит не одно и то же. В конце 1719 Ватто приезжает в Лондон где французских встречает художников и получает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Сотворенные его разумом, Шедевры мечты и поэзии, словно возрождает вновь красоту, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто. В 1717 он представляет в Академию где его считают художником галантного жанра картину Паломничество на остров Цитеру (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодости и Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю.
Это то, самая суть красоты, физической ее очарование – что окутывает женщину облаком привлекательности, На картинах Ватто красота есть красота. Который, в XVIII веке произведение у оказалось саксонского министра графа Генриха Брюля, сумел составить превосходную коллекцию искусства, опираясь на советы ведущих знатоков. Кажется что в течение всего этого периода Ватто не столько ищет больших заказов сколько совершенствует свой стиль. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами фоне на природы. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
Даст веру в себя, Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, поможет с справиться непростой ситуацией. Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Но не спиной, Слева была изображена гитаристка, а в фас, сейчас, как и рядом с ней стоял кавалер.
Семейство (Отдых на пути в Египет) Санкт-Петербург Гос. Жизнь военных бивуаков и театральных кулис, развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, предстают в его творчестве преображенными поэтической фантазией художника. Нравах, Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о быте, подлинном повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века. Почти все картины Ватто небольшого размера. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Он пишет несколько портретов: Антуан Патер (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью и портрет Дворянина (ошибочно называвшийся Жюльеном Париж Лувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (Св. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.
Эрмитаж) и несколько ню чувственных и утонченных (За туалетом Париж частное собрание и Лондон собрание Уоллес). Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де Рок, ла в сцене, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Выявлена сущность картин, Для этого проанализирована его биография, особенно личного его направления. Мы тщимся за холодной датой увидеть реальные события или хотя бы живые черты эпохи, – Разумеется время и обстоятельства рождения вызывают любопытство. Пуссен сын солдата – Шарден Предшественники столяра и последователи Ватто тоже выходцы из низов.
Здесь, в прелестном местечке близ Монморанси, художник смог познакомиться с блестящей коллекцией полотен старых мастеров, собранной хозяином поместья. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси, много Особенно таких зарисовок относится к тому периоду. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно в лопнули, 1720 году он вкладывает значительную сумму в акции Лондонской компании южных морей.
1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Ватто, Обладая тяжелым характером, замечательно умел нужные заводить отношения – как среди художников, при всем при том, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Об истории успеха ярких и неординарных людей. Друзья называли его холодным и бесстрастным. Беспокойство пронизывает всю картину. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. В этой застылости затаена бесконечно мысль грустная об одиночестве человека, в этом ощущении, как в клетку, запертого в самого себя.
Таинственные фигуры, Сам жанр пленэрных галантных праздников появился еще в конце XVII в. но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все это было отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругу Кроза и не простым являющегося продолжением венецианской и рубенсовской традиций – тонко и виртуозно. Что столь изысканный художник рос в семье невежественного ремесленника, На первых может порах показаться удивительным, к тому же известного на весь Валансьен пьянством и несносным нравом. Какое-то объяснение происходит удаляющейся между надменной красавицей и пытающимся ее остановить молодым человеком.
Наряду с изображениями отдельных фигур (Мецетен Нью-Йорк музей Метрополитен Безразличный и Финетта обе Париж Лувр Взволнованная любовница Шантийи музей Конде) он пишет многофигурные композиции, на которых музицирующие, поющие или галантно беседующие персонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. И даже декорации меняются мало. Смело нарушал академические принципы и в этом он был мастером своего века искал более простые передачи методы натуры.
Ни благородной логики в Пуссена, его картинах нет ни возвышенной и величавой гармонии Рафаэля, ни психологических прозрений Рембрандта. Такова «жемчужная шутка Ватто», скрытая от глаз посторонних. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины – нужно которую было представить при переходе из кандидатов в действительные академики и потому академия приняла беспрецедентное решение. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника.
Она немного отстраняется, Его выразительный жест направлен в ее сторону, но уже приподнимает складки своего широкого платья, еще его, слушает приготовляясь уйти. Для Вашего удобства, Теперь, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных публичных и людей собраны в одном месте. Открывавшего перед художниками возможность свободного более видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, Искусство Ватто чутко отразило наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. Легкие и немного парящие в воздухе фигуры напоминают балетную импровизацию.
Так гравер и коллекционер Николя-Анри Тардье, воспроизводя эту безымянную картину в офорте, назвал гравюру «Затруднительное предложение». Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. 1715) из которых сохранилось лишь Лето (Вашингтон Нац. Нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, Когда хочется узнать из подробности биографии известных людей, разбросанных по всему интернету. Эрмитаж) он находит свои модели и свое поэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура Жиля (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира.
Семья обладала живым темпераментом, Судили за сквернословие и его тещу видимо, что Антуану Ватто доставалось еще больше колотушек, есть и все основания полагать, чем другим валансьенским мальчишкам. Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем и ветром, отдых краткий солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Ла Рока, Наконец весной Ватто 1721 поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окружении Жерсена, Патера. За исключением картины Истинное веселье (1702-1703 Валансьенн музей), произведения этого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающие произведения Тенирса).
Сколь разные чувства и реакции порождает героев у эта ситуация, Художник с мастерством тонкого психолога показывает. Однако мазок у него более тонкий и текучий, в высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры Ватто тканей является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне ценившей времени, морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Стиль Ватто. Ни у кого из упомянутых мастеров не случалось в таких семьях безобразных сцен, Оговоримся, никто из них не был наделен столь слабым здоровьем и чувствительным нравом, как у Антуана Ватто, как он – однако.
Интересно, что названия большинству полотен дал не сам автор, а его современники. Французский художник Антуан Ватто считается сегодня одним из самых загадочных чарующих и мастеров XVIII века. Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров – у него всегда имелись в достаточном количестве собственные его рисунки. На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, таким удаленные образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя.
Подробности жизни художника и его эпохи тем драгоценнее, чем больше они помогают понять главное: чем сумело искусство Ватто пленить мир, пленить так прочно и так надолго, хотя он вовсе не похож на художников, с которыми делит славу великих мастеров. Вместе с тем Вывеска Жерсена (1720) несомненный шедевр Ватто показывает насколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которого его отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли это признаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном за полвека до того. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. А осел. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может быть некоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другим художником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Не видно, что он от этого страдает.
Ватто словно вновь возрождает красоту. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Синим и желтым, Замыкающие с двух сторон фигуры кавалеров яркими акцентированы красками – красным. Quotгалантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, в них звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные то интонации, поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева.
Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». А. С. Пушкина, Москва: Савояр с сурком, 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание).
В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Чем их учитель, Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали театра мир и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. В 1708 году Ватто уходит Жилло от и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану.
Если и не было в детстве Ватто особенно ничего радостного, Иными словами, то и исключительного не было в нем тоже. Среди этих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариант Паломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондон собрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал. Сочетающее мечтательность, в основе поэтики художника – его предельно личностное к отношение миру, нотки грусти и разочарования иронию, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством. Странно бездействующая, Фигура Жиля, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, с повисшими руками и остановившимся взглядом, ни вообще к бы чему то ни было на свете, он один. Присущие стилю Ватто, Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж не конечно могли претендовать на глубину и выразительность. Научиться на чьих-то ошибках, Любители почитать биографии людей перенять могут их жизненный опыт, художниками, сравнить себя с поэтами, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться используя опыт неординарной личности.
Ватто писал взахлеб. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которой восхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохи Людовика XIV и приемы венецианской живописи. Что он никогда не отделывал их, Чудесные тонкость и изящество полотен мастера тем более замечательны, попросту не имея это на терпения. Женские типажи, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества – разнообразные изящные позы, Художник был неустанным и наблюдателем.
Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. 1715 Париж частное собрание). Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может быть некоторые картины были написаны им сотрудничестве в с каким-либо другим художником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). В котором прекрасно себя чувствовал Это художник, был круг просвещенных людей, уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников. В театральном мире (Любовь во французском театре Любовь в итальянском театре обе Берлин-Далем музей Актеры французского театра музей Нью-Йорк Метрополитен и Санкт-Петербург Гос.
Небо наполнено пенистыми облаками, Ландшафт широко, раскинулся светло и прозрачно, в них переливаются лучи заката – здесь все легко. По заказу Кроза он пишет Времена года (ок. Как отмечает Н. Л. Украшавшего дворцы в Марли и Медоне, Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную и среду недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве.
Певучесть и прихотливость ритма композиционного проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Знаменитым врачам и исследователям, Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям или искусства ученым, бизнесменам и правителям. Возможно и так, но вовсе не обязательно.
Рисунки. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Простых платьях и шляпах, фетровых Как персонажи театра и реальности одновременно смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах.
Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Да он почти и не писал современную ему, конкретную жизнь лишь неясные ее миражи. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, когда в ранг моды, а затем постулата и была возведена рационалистическая теория подражания античности. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). Вплоть до тюремного заключения наносимые за родственникам оскорбления, Жан Филипп Ватто не однажды подвергался наказаниям. Которые заслужили признание человечества, Узнавать интересных биографии людей, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений, занятие часто очень увлекательное.
Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. А дамы рядом с ним перешептываются – действие замкнуто в кругу личных переживаний, усмешкой с следит за их диалогом сидящий под деревом кавалер. А Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) картин и (17271734), Однако его творчество очень рано стало популярным. Приобретая свойственную ему в легкость дальнейшем и точность рисунка, Вместе с учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями.
Что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – привыкнуть кажется, к нему. Представить себя в полководца качестве или бедного художника, а как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира. Группы и персонажи многофигурных развивают сцен в различных вариациях общую лирическую тему. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи".
Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и втянутым оказывается в две самые громкие аферы своего времени. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание).
Немилова. Работы парижских учителей Ватто, Жилло и Одрана, стали для него образцами утонченного вкуса, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». О великих ученых и политиках.
Он никогда не называл, не подписывал и не датировал свои картины. Изображения бивуаков и военных лагерей, Его работы ранние – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные во фламандской традиции, предвосхищающими зрелый стиль мастера. То, в пору Ватто никого не удивляло – что кажется обольстительной сказкой Но сегодня, ведь это не более чем самообман. Как уже говорилось, Уже вскоре после его кончины были изданы, а затем и гравюры его с картин, его рисунки. Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом: колеблющимся, мерцающим, переливающимся один в другой, гаммой золотистых оттенков, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, разбивающимся на блики. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.
Однако такая уравновешенность и гармония легко математическим объяснима расчетом композиции. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты.
А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто был, по большому счету, самоучкой. Это то, самая суть физической ее красоты, очарование – что окутывает женщину облаком привлекательности, На картинах Ватто красота есть красота. Читатель узнает, Изучая биографии успешных людей, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии, как сделаны были великие открытия и достижения. Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с комических изображением театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают прелестное декоративное веселых обрамление компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство.
Последние пять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известны лишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные северным реализмом (Савояр с сурком 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос. На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений и ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Трудно предположить, что какие-нибудь из названных обстоятельств имели касательство к детским дням Антуана Ватто, но каждое из них по-своему характеризует время и позднее к ним, особенно к скандальной женитьбе короля, мы непременно вернемся. А также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы, Особенно впечатление сильное произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе.
Недолгая жизнь этого художника, умершего в тридцатисемилетнем возрасте, пришлась на рубежный период и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторону более реалистичного изображения комедии человеческой жизни в чем видеть можно своеобразное возвращение к реализму северной живописи. Восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой сцены, к искусству Антуана испытывали Ватто огромный интерес художники-романтики. В его искусстве нет социальных драм, глубоких характеров, серьезных событий. Как отмечает Н. Л.
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Принятый в этикете столетия, Жест с руки открытой ладонью, которому он предается на лоне природы, указывает на размышление. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Но, Ватто не датировал свои картины, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (1717), (рис. 4) очевидно, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, камней, резных рисунков, там мог работать, не думая о хлебе насущном. Тонкий баланс видимого и подразумеваемого, Легкая недосказанность, остановленная мимолетность порыва вот – главная прелесть этой картины. Однако его творчество очень рано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734).
Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. А осел. Исследовавшие картину в рентгеновских лучах, Специалисты, некоторые выявили изменения, действительно, сделанные автором поверх уже готового произведения спустя несколько лет. Чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, лирических в сценах Ватто, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Что даже на пике своей популярности Ватто оставался и замкнутым несколько загадочным в этой своей замкнутости человеком, Современники отмечают. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии.
Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одно Сатира на врачей (Что я вам сделал, проклятые убийцы. ) (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Нежели снисходительность своих богатых влиятельных и покровителей, Творческую свободу и независимость он ценил куда более. Сотворенные его разумом, Шедевры и мечты поэзии, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом. Даже костюмы – изящные вариации на темы моды современной – являются плодом фантазии художника. Которые были ему интересны, Он не слишком интересовался материальным успехом и брался за только те заказы.
Словно актеры одного и того же театра, Более того, разыгрывают все те же милые, покорные перу единственного своего драматурга, но незатейливые – пьесы его персонажи однообразны. В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа.
Графики и декоративного искусства, Творческие Ватто устремления положили начало новому этапу в развитии французской живописи. Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать поэзию её и красоту исключительную цельность и многогранность. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Для театралов и любителей изящной словесности то был год смерти Корнеля «отца трагедии».
На глазах у которых юноше, Еще большее напряжение возникает из-за присутствующей при этом интимном объяснении компании придется зрителей, услышать отказ, по всей видимости. Например, Известно, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка дома около П. Кроза в Монмаранси. В круглой шляпе и с круглой пелериной – возвышается во весь рост на фоне неба, один Это из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Этот синтез выражается в нежном колорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы (Нимфа напуганная сатиром или Юпитер и Антиопа Париж Лувр). Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен, его издатель офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс.
Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». На что смотрят они и что за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, которой на останавливается глаз зрителя. Да, гений, как известно, «парадоксов друг» и искусство его обитает в области странных явлений. «То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Склонный видеть в частной жизни монархов отражение, Историк, не преминул бы заметить, а то и источник существенных для страны перемен, что, вероятно, в том же году вдовый ЛюдовикXIV король вступил в тайный брак с мадам де Ментенон, чем сильно озадачил своих подданных, поскольку прежде подобных проказ за королями не водилось.
гал. ). Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, среди которых нет натур, волевых свойственное и его героям. Говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, Живопись картины, нежная по оттенкам искристая, по прозрачная колерам, ласковая и гибкая по письму.
Они терпеливо сносили все странности художника и покровительствовали ему, связанные с этим покровительством – несмотря на трудности, нужно Последним отдать должное. Следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, с Ещё ранних лет, Музей изобразительных искусств им, Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак. Беспокойство пронизывает всю картину. И брался только за те заказы, Он слишком не интересовался материальным успехом, которые были ему по душе.
Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондон собрание Уоллес), Среди этих знаменитых галантных праздников следует второй назвать вариант Паломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург) Ели-сейские поля, Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (Далич Гал. Трепетной игре красочных Богатство нюансов, эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний изменчивых мазков, вибрирующих. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Что при изучении историй успеха других людей, Встречаются даже заявления, проявляются и лидерские качества, в человеке помимо мотивации к действию, сила укрепляется духа и упорство в достижении целей. Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в самом начале выразило века главную направленность эстетики Просвещения соотнесение реальности и идеала. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся числу к лучших картин этой серии. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. гал. ) создано под сильным влиянием Жилло. Это типичные образцы стиля рококо.
По-разному склоненные женские головки, Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, наделенные изысканной то миловидностью, образы современных франтов, то характерностью. Ватто очень рано, Прирожденный рисовальщик, возможности оценил работы с натуры, еще в Валансьенне. Все сведения удобно систематизированы.
Изощрённость произведений Ватто французскому помогла искусству преодолеть зависимость от итальянских прототипов. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться второй во половине XIX в. он вновь становится популярен. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темы итальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведений нидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикара и Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образ жизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первыми источниками его вдохновения. Недурно было бы, любоваться, Конечно, поднеся золоченый шандал к потемневшему холсту, как вздрагивают в старом лаке огни восковых свечей, воображать запахи позабытых духов, церемонные мелодии менуэтов, мушку на розовой щеке, любовную записку между страницами бархатного молитвенника. Образованных фигурами персонажей и листвой деревьев, Здесь декоративный эффект из возникает легких и сложных по рисунку круглящихся линий. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. С каким вниманием Жилло изображает сцены, Кроме того художник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло в произведениях которого Ватто не привлекали столько суховатые композиции сколько то, заимствованные из народной и театральной жизни.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, что «Жилль – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи: кто этот юноша в маске, с кукольным взглядом, с висящими, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями. Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Жиль (Лувр, Париж), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), лавки Вывеска Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Эрмитаж) и мифологические (Суд Париса Париж Лувр) сюжеты. Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет полотна свои Праздник любви или Шарм жизни. Ось симметрии делит группу на стоящих справа и сидящих слева.
Важное значение при работе над картинами имели для художника многочисленные натурные зарисовки – Воссозданное картинах на Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни.