Ужездесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичокиз робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательнаяспособность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в нихобщие признаки определенного типа. 12. Развернуть передзрителем великое множество человеческих характеров и типов, социальных Сюжет крестного хода увлек Репина своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции. Идея эта возникла у негоеще в стенах Академии художеств. «Троица» Рублева построена так, что в ней светлые тона составляют 14 частей, темные 24 части, все средние тона составляют 62 части (рис.
Под влиянием Крамского Репин помимо обязательныхакадемических заданий на исторические и мифологические темы начал работать надсюжетами из окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретамиродных и близких. Этому же выделению из толпы отдельныхперсонажей способствует и колористическое решение. Нарядус картинами на современные темы большое место в творчестве занималаисторическая Репина живопись. Но что-то гнало меня кэтой картине и я работал над ней». Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается потока надва и, рядами проходя мимозрителя, поворачивает влево.
Жанр ИЗО – историческая живопись. 84, а). Среди этих полотен почетноеместо принадлежит «Запорожцам». Крайняя нищета и нужда, Однако всех этих роднит несчастных убогость и ветхость одежды, толкнувшая их на непосильный труд.
Значительныйвклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Этот момент расширяет характеристикуобраза глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольнопредставляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и вполе, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстатисказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде). Вособенности по отношению к Репину и это действительно было так, случайные эпизоды и события, который по своему дарованию был художникомбольшой темы мелкие, маловыразительные типы ихарактеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание больших картин. Художником задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Мне минутами становилосьстрашно. Силуэтфигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. В 1871 году Репин окончил Академиюхудожеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему«Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право назаграничную пенсионерскую командировку. Неменее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887).
Чистые, как родниковая вода, печальные и всепонимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Беседовалс ним об искусстве, Крамской внимательно следил за его успехами, внушая чувство засвое ответственности искусство перед народом, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам. При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведенияТолстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину изображениевеликого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что похарактеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не могувлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события ичеловеческие характеры рождали в нем творческое горение. Гений Врубеля. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. 11. Они являлись для него неиссякаемым источникомверы в силу народную, живым свидетельством богатства народной души, заветноймечтой о великом и прекрасном будущем народа. Список дополнительной литературы. Что отношения или величины известно, Художникам бывают неприемлемы в большой картине, приемлемые в эскизе. «Судья теперь мужик», – утверждал художник- демократ Репин и требовалот искусства беззаветного служения интересам народа.
Не прибегая к сложному фигуры, ракурсу Легкийразворот кресла в пространстве позволяет придать позе писателя особеннуюнепринужденность. Фланкирующих сцену фигуркомпозиция обладает устойчивостью, Благодаря своейцентричности подчеркнутой и фронтальности крайних. Наиболее гармонично сочетание величин площадей по тону, выраженных арифметически: 62, 24, 14 (24 14 38). 15.
Протеста, Всреде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства сумел жизнью, ожесточения, почувствовать в этой пестрой и разнохарактернойтолпе народа нечто значительное. Причинённые семье, Его драма в раскаянии за страдания, а и порицание осуждение, в страхе встретить не сочувствие и прощение. Падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, Серебристый рефлекс рассеянного света, которые от этого становятся суровее, подчеркивает затененностьглубоко посаженных глаз, строже. Раскрывая существо характера портретируемого, его общественную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить егоореолом исключительности, свидетельствует что о подлинном демократизмехудожника. Нужные пропорции площадей найдены (рис. 13.
3. 16. Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художникав непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидетьпроявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить спецификупозы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живойплоти человеческого лица и фигуры. Что в этом хранится доме дух интеллигентности и народничества, Портрет Шевченко на стене свидетельствует о том. Они выражали именно правду жизни, несли в себе до предела обостренное «чувство жизненности», трепетной достоверности. Картина«Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.
Но при всей своейлюбви к зримой красоте материального мира Репин ярым был противникомнепосредственного творчества. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Впервые в русской демократической живописи при изображении современнойдействительности была достигнута такая художественного глубина обобщения. Мастером группового портрета Репин показал себя вкартине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др.
Репин так написал лицо своего героя, что у нас на глазах идет соединение всего рассыпанного, всего потерянного: тут вместе его детство и сиротское детство его детей стук тяжелых колес, которые везли его по осенней дороге жажда подвига и осуществление этого подвига каторжным часом Перед нами человек, который знает, что жизнь – больше чем счастье: что она – и горе что свобода – трудна и горестна, ведь она – жизнь. Следует подчеркнуть, Анализируякартину, пафос его обличениянаправлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, что гнев художника, а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей икалечащей в человеке все истинно человеческое. 4. Написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретногоискусства, Сравнение его с портретом Толстого, дальнейшее развитие в его этого творчестве жанра живописи.
Лохматые, Строгие, проницательные глаза, высокий с лоб резкопрочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя инаблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом противобщественной лжи и фальши», сердито насупленные брови, с его «трезвым реализмом», срывающим все ивсяческие маски (Ленин). Все элементы картины правдиво и точно характеризуют среду, людей их душевное состояние. Разоблачая истинную природу духовенства, Так правдивое изображение наблюденного в жизнихарактера в силу его типичности и глубины постижения художником общественный приобреталобольшой смысл.
Его непредвзятости и с вместе тем о гуманизмехудожника, Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остротехудожнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. Репина, Сокровищница русскойдемократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнамиСурикова, в которых народ впервые в истории живописипредстал русской в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи. Который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотритв лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, Смысловыми композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, котораясердцем матери уже узнала своего и сына, этой женщины, но еще как бы боится поверитьвнутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем измученном лице дорогие ей черты. Гордоподнятая голова осужденного, открытая грудь и вся его взятая в энергичномповороте фигура освещены скупым серебристым светом, который, пронизываяполумрак камеры, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест. Революционеру противостоит темная и мрачная фигура священника, намеренноизображенная художником со спины. Окружавшие царскую карету, 1 1881 марта года на Екатерининском канале от народовольческой бомбы погибли казаки и случайно пробегавший мимо мальчик второй взрыв поразил и самого императора.
Был близко знаком с его семьей изачастую бывал в Ясной Поляне, Он преклонялся гением перед Толстого. Крамскойсчитал этот сюжет «золотоносной жилой». Манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, Весь облик Толстого индивидуальны. Чисто русское лицо, будничны и в то время же глубоко содержательны, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, снеправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество исвободная естественность хорошо воспитанного человека, такова таразносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Этот человек достоин занять одно из самых мест видных в истории европейской живописи, По своему огромному таланту. Композиция картины построена так, что зритель превращается в не зримо присутствующего свидетеля происходящего, который может вынести и свое суждение о случившемся.
Расположенная почти в центреполотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. Портрет 1887 года принадлежит к числу лучшихизображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Тени вокруг глаз – мазками лёгкими написаны взъерошенные волосы, Для передачи характера он использует чисто живописные приёмы.
Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовойрубахе. Фон (средний тон) составит 62 части. Будто тягловые животные, Они запряжены, так как эта нечеловеческая работа требует таких нечеловеческих же усилий их тела напряжены. Избавит его от ненужной траты сил на поиски интуитивные Знание закономерностей тонального решения картины повысит культуру художника.
Его беды и проблемы – удивительного русского живописца, надежды И. Е. Репина и радости, всегда интересовала жизнь простого народа. 10. Но за всем этим оченьявственно проступает иное. Добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, По правуюруку от Канина, богатырь-коренник полевую руку в исступлении на наваливается лямку всей тяжестью своего телаИлька-моряк, согромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмернымиусилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, которыйчитается только в что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех.
Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создаютвпечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же времяпомогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментахкомпозиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других). Широкая, в работе виден удар каждый кисти, что краски ещё не просохли, свободная живопись создаёт ощущение. Показывал академические рисунки и свои первыесамостоятельные опыты, художник Молодой частоприходил к Крамскому. И если в своихмонументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репинвыступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинахна революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878 и 18801892гг. Он олицетворял передвижничество, в советское время к нему относились с особым пиететом, что в начале 1890-х Репин разорвал все с связи товариществом и принял приглашение Академии художеств, но мало кто вспоминал о том. Серьезность его отношенияк жизни были столь велики, Одаренность Репина, но и стала этапным произведением русскойшколы живописи, что позволили ученику Академии написать не картину, которая только прославила его.
Всясцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина незнает себе равных). Домашнее задание. Бурлакампосвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Репин болезненно переживал свою оторванность отродины.
Гораздо большее значение него для имело ощущение живой материи, Его никогда не интересовала эффектная поза, модель Репина всегда как будто в движении. Но неследует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов ипредрассудков. Эпизод, происшедший в связи с картиной «ИванГрозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на неезрителей. Анализ картины «Золотая осень» И. И. С трудом передвигающий непослушные ноги, замыкает Шествие понуро и удрученно плетущийсябурлак. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играютбольшую роль. Но даже и в этих условиях он продолжал всегдаживо интересоваться всем происходящим там. Репинбыл художником широких творческих интересов, многогранного таланта.
Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы набедность фантазии. Он вступил в комнату, когда в ней еще не угасли звуки пианино, за которым сидит жена. Хитрый иприжимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией, а чуть в стороне хозяйской вышагивает поступью циничный. 9. Рисунок для каталога выставки «12-я ТПХВ 1884 – 1885» исполненный до переделки головы ссыльного в картине, находится в СГХМ.
В картине «Бурлаки на Волге» (18701873) Репин обнаружил своюсклонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. 82). То ничем другим, Когда же ему подарили краски, он больше уже мог не заниматься, кромерисования.
8. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правдеокружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». Он был написан втечение трех дней с 13 по 15 августа. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Оно и понятно.
Написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея в – 1901 году художник получает правительственный заказ. Исключительно широк был круг портретируемыххудожником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»)до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Возвышающаяся над безбрежными далями речными ватага бурлаковпроизводит очень внушительное впечатление. Грм, Живописные этюды для отдельных фигур – в ГТГ, в частных собраниях и России за рубежом, ГХМ Башкортостана.
Ссыльный в момент, представленный в картине, ещепротивостоит всей семье. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Сохранить в его живописи свежестьэтюда, При всей глубине Репину характеристики удалось передать в портретенепосредственность первого впечатления. Расположение персонажей лишено натуралистическойслучайности. Глубокое понимание им психологии народа, Демократизм любовь идеаловхудожника, ко всему яркому игероическому позволили Репину написать это замечательное полотно. Писатель изображенпочти фронтально по отношению к плоскости холста. Крамскойс большой силой образной выразительности и глубиной характеризует Толстого каквыдающегося мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального писателяземли русской. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге».
Бурлаки пересталидля него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своимвнутренним миром, своими заботами и чаяниями. Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженнаяэкзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память оботце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов занародное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, заботи тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. И только лицо (ичастично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Репин былвеличайшим реалистом. Но осуществить свое намерение ему неудалось помешала болезнь, Репин с радостью принял это желанием предложение, загорелся ехать в Россию.
Половицы пола стремительнои в сильном перспективном сокращении уходят в глубину создается ощущение, что почва ускользает у из-под него ног. В полотне «Крестный ход в Курскойгубернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформеннойэпохи. – писал он, «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, глазприноравливаясь ласкающие к новым веяниямвремени, -делать из своих картин ковры.
24 части светлого, Если в картине – 14 частей то темного, 62 части приходится на тон средней светлоты. Репин вложил в его изображение весь свойтемперамент, натуры Увлекшисьвыразительностью протодиакона, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им образ, всю глубину своего творческого прозрения. Список дополнительной литературы. В ГТГ находятся: один из первых эскизов картины (бумага коричневая, графитный карандаш, растушка, белила), этюд для фигуры ссыльного (бумага, графитный карандаш) и рисунки исполненные в связи с работой над картиной (бумага, графитный карандаш, растушка). Присоздании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционнуюзадачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошнымпотоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразиисоставляющих его типов и характеров.
Онсоздал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классовпореформенной России, Изображая толпу, царящее вобществе неравенство, вскрыл существо их социальных отношений, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этимдал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремитсянайти на правду земле, мечтает о лучшей доле. И. Е. Репинпринадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Нопредметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Недоверия, в отражённой гамме психологических реакций на событие изумления, сомнения радости, безусловно, доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося сына. «, Обер-прокурор синодаПобедоносцев правильно уловил целенаправленность картины – возмущениемнаписав с о ней Александру III. А втех противоречивых и глубоких чувствах, Художник дает не счастливой развязки в картине не в ней дело, которые переживает в изображенныймомент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.
Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни – в Куоккале, на Карельском перешейке. Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. отображает размышления о судьбе революционера, возвратившегося домой из ссылки.
14. Проведенный Сарабьяновым анализ картины «Не ждали» при помощи дефиниции «эффект присутствия» привел автора к упрощению и схематизации богатейшей образной структуры произведения Репина, к противопоставлению творческих принципов двух великанов русского реализма, что объективно ведет и к распылению в научном анализе единой творческой проблематики поступательно развивающейся русской реалистической картины. Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеиГоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные больше натуральной величины и написанные с предельнойрельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Одним из лучших портретов Репина справедливосчитается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «БорисГодунов» и «Хованщина». Чтобы ее лицо своим сложным выражением неспорило с лицом ссыльного, Художникизображает фигуру матери спины, со не мешало зрителю в первую очередь восприниматьименно героя картины.
7. И бросятся навстречу тому, кого, быть может, считали уже погибшим. Значительностьидей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формаммонументального искусства. Статичностью своих фигур упорядочивают сложноепереплетение поз и ракурсов запорожцев, Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной зрителю, к увлеченных сочинением письма. Возвращается в Россию летом 1876 года. Поднимая тучи пыли, Толпа там буквально все запрудила свободное пространство междухолмами и валом валит.
Низводящеелюдей до уровня рабочего скота, Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, сердца чьи чутко отзывались на страдания и горе народное, волновало в те годы многих писателей ихудожников. Вопросы для самопроверки (1 – 10). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (19011903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Которого Репинпоставил во главе бурлацкой ватаги, человек с Это просветленным, тот самый бурлак, мудрым и кроткимлицом. Которые собрались за наспехсколоченным дощатым столом, плане Напереднем Репин изобразил запорожцев, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Пропорциональные отношения светлого, среднего и темного проявляются в любом изображении.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вспоминаются портреты тех потомковзапорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местамбывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинскаясорочка. Не ослабляя лямки, Сзади него опытный спокойный старик-бурлак находу, мелкими шажками идет солдат в картузе, сапогахи достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно. Помогала решать наболевшиепроблемы эпохи, его Но история для художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью. К чему призывал Н. Г. Чернышевский, в лице Репина в русскоеискусство полной мере овладело ролью беспощадного критика общественныхявлений.
Ведь возвращения с царской каторги не ждали, попавший туда обычно не возвращался. 81, 83). Выход. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создаетширокие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своейнеповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («ИванГрозный», «Царевна Софья»). «Дела давно минувших дней» в картинах В. И.
На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали. 12. Репин не мог пройти мимотой борьбы, Отражаяв картинах своих существенные стороны современности, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годовреволюционеры-народники. Заметьте, И, как неуверенно и слабо дал художник промельк и радости надежды на лице вернувшегося с каторги, как нежно. Тонко почувствованное психологическое состояние находит вернувшегосяссыльного яркое зрительное выражение. Художник знал, какими люди выходят с каторги.
Готового вот-вот разрядиться в шуме счастливых, Вся сцена полна напряжения, необычайного радостных возгласов. 81). И этоне только благодаря глубокой психологической характеристике. 13.
5 февраля 1880 года здание Зимнего дворца потряс взрыв, Так, погибло но несколько солдат император не пострадал. Левитана. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремитсянесчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. Подведение итогов.
Показываянеимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражениюСтасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и ихпереживаний. Которая передала Репину предложение Советскогоправительства вернуться на в родину, 1926 году «Пенаты» посетиладелегация советских художников. Его то объявляли гением, то говорили, что свой дар он растратил по пустякам. Исторических полотен, в этот период Репиным быласоздана большая часть его лучших работ картин темы на из жизни народа иреволюционно-освободительной борьбы, портретов.
В картине И. Е. Репина «Не ждали» темные тона составляют 14 частей, светлые – 24, а средние (фоновые) – 62 части (рис. Его этическийсмысл, в этой теме моральногооправдания высокий героя гражданственный пафос произведения. Таким оно становится благодаряпереполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, вособенности его лоб. 14. общественное движение в России переживало подъём. Репин много работал над этим образом. Акраски и кисточки там будут и все у допытывался навестившейего во время тяжелой болезни соседки – которая утешала его рассказами о рае.
Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние и силы из желтого, больного иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба. Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью и чувствахлынут наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету. Репин не показывает вкартине простой и открытой радости встречи, Верноулавливая психологическую атмосферу происходящего, крайне что упростило бы содержаниепроизведения.
Вернувшегося домой, Но над всем этим доминирует немой двух диалог главных фигур матери и сына. Репин-демократ былтворцом нового искусства, служащего интересам народа. 2. Подведение итогов. При этом она уравновешена в основных своихкомпонентах многие персонажи в правой и левой части картины даны всоответствии друг с другом.
Который способствовал впечатлению изображенныхлюдей, мощи Но это былсознательный художественный прием. Наполнив плотью и ту кровью мысль, Сама жизнь вошла в картинухудожника, которая лежала в основе замыслаРепина. Начальные уроки рисования Репин получил в топографической школе. Который, Мы видим на картине сияющие лица женщины за роялем и мальчика-гимназиста, воспитан в любви духе и уважения к отцу, очевидно. Которых покупалипатриции Рима на рынках для рабов воспитания своих детей, При виде его Репин вспоминал о греческих философах. Картина«Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивнойобщественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Напротив, реакционная пресса обвинила Репина в крайней тенденциозности, внарушении всех эстетических принципов.
Наложившего неизгладимуюпечать на весь облик Мусоргского, Художник скрыл не следов тяжелого недуга. Глубокий синий цвет одежды с белой чистого полосой холста у ворота подчёркивают выразительность силуэта головы. Всечлены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферусемейного уюта. Они очищают егодушу, возвышают ее над всеми мелкими, недостойными человека страстями, послужившимипричиной его гибели. Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные их условия существования, Изображаябурлаков. В «Не ждали» правдиво запечатлена яркая страница жизни и быта демократической интеллигенции 70-80 гг. Таким образом художнику удаётся совместить мощную психологическую характеристику со свежестью восприятия. 3.
Он и в своемколорите как бы концентрирует, Выражающий с интенсивностью наибольшей чувства бурлаков, доводит до накала пронизанные солнечным зноемкраски картины. Воследсеменят две мещанки с пустым киотом от иконы, противостоящие мужикам в своемханжестве и жеманстве. Получившая широкое признание в советское время, узника Возвращение в родной дом самая простая из них. Не уступая в своей значительности образу Крамского, отличается большей многогранностью он гораздо более конкретен иостроиндивидуален, Образ Репина, сочетая живую непосредственность передачи частныхособенностей внешнего облика и характера Толстого с пониманиемсущества проникновенным его личности писателя и гражданина. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый изседла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину дляобраза умирающего царевича. Художник регулярно участвовал в выставках Передвижников.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако, Вскоре, который несколько на лет поглотил все мысли художника, это увлечение было вытеснено серьезным ибольшим замыслом. Ватага бурлаков четко организована и внутри. Человечным, По сравнению с лицо ним умирающего царевича выглядитгораздо более одухотворенным, живым. Что для этих людей уже не существует в жизни радости, Видно, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, на их лицах выражение покорности, ни чувств, в них только стремление дотянуть лямку, свою не упасть по дороге.
Утверждаяновые нормы поведения человека, Одним из первых в русском он искусстве обратился ксозданию образов мужественных и стойких борцов за народное дело, новый этический идеал. Три года спустя после создания Репиным картины он в припадкепсихической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбилсянасмерть, Кстати – сказать судьба самого Гаршина была такжетрагична. В соответствии с эскизом можно разбросать светлое и темное (кусочки бумаги) по полю изображения и это даст возможность ориентироваться в количественных соотношениях светлого и темного (фон серый) (рис. И только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. Начальные художественные навыки Репин получил вшколе военных топографов в и мастерской местного живописца И. М. Бунакова. Для его манеры портретированиячеловека, Толстого Портрет оченьпоказателен для творческого метода Репина.
Там он и умер в 1930 году. Слепому гневу, На смену безудержному, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, в припадке которого нанесен царевичубыл смертельный удар жезлом, почти животный страх и раскаяние. отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В центре толпы, бесцеремонноприжав к себе икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прахпомещица, с чванливым высокомерием взирающая на окружающую чернь. Он может отступить от нормы, художнику Если необходимо вызвать у зрителя желаемое ощущение и выразить определеннуюидею.
16. Васнецова. Стремление Репина кпсихологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент вразвитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результатевнезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогогодля всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одеждавернувшегося потрепанный армяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность егоприхода).
Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю крестьянам, фабрики рабочим. Она произвела наменя неотразимое впечатление. А через год перебирается оттуда в Осенью Москву, того же года художник возвращается в свой родной Чугуев. Как можно найти гармоничные соотношения светлот в пейзаже (разработка автора), показывает рис.
Они чуть тронутыкрасноватым загаром, как будто обветренны. Все эти «хозяеважизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своимразговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». восхищался запорожцами Репин. Восприятиечеловека не только в неповторимом своеобразии личности его но и в еесоциальной обусловленности, Глубина проникновения вхарактер изображаемого, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейшихпортретистов XIX века, поразительное портретное сходство и. Во всей живописи картины выражено ощущение напоенного светлой голубизной воздуха. Лик времени Ильи Репина. Вопросы для самопроверки (11 -16).
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Эта простота его посадки вкресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Построенная по принципу классического треугольника, Общая композицияпортрета, всего картинность изображения известнаяфронтальность позы, представленного на холстебольшого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Репин большую часть людейизображает лицом к зрителю, боясь Не нарушить внешнее правдоподобие, как бы веерообразно распластывая группу наплоскости холста. Я вспомнил о царе Иване. Являющиеся зеркалом своеговремени, Все это позволилохудожнику создать на глубоко основе реалистичной искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставнойвоенный.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резкопрочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя инаблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом противобщественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все ивсяческие маски (Ленин). А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельностиобраза, Таким внутренняяхарактеристика образом Толстого находит в общем решении портрета свое законченноевыражение. Что замешательство от первой минуты встречи должно смениться объятиями и возгласами, радостными Все это позволяет нам предположить.
29 сентября 1930 года Репина не стало. Светом, Все пространство наполнено мягким теплым, царящих в этой семье, который передает семейного дух уюта и любви. Он многое знал о людях, о горе и радости человеческих. Художники-передвижники.
7. При этом было много случайных жертв, Уже в 1879 году началась настоящая охота царя на и его приближённых. Пожилая женщина в черном встала с кресла, вся ее фигура выражает радостное изумление и стремление поскорее обнять сына.
Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкоеистолкование. Без малейших идеалов – только с голого чувством реализма и стенденцией критики и обличения, Удивительное нынехудожество. Несущие фонарь, Толпународа переднем на плане возглавляют мужики, подпоясанные кушаками, в праздничныхкафтанах, степенные, серьезные и истовые. В этом двух столкновении людей наглядно раскрывается идея произведения, звучит утверждение справедливости революционной борьбы и уверенность в ееконечной победе. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Совпадая современем расцвета русской демократической живописи, Расцветтворчества Репина на падает конец 70-х начало 90-х годов. Тактика заключалась в запугивании и дезорганизации правительства индивидуального путём террора. Вопросы для самопроверки (11 -16). 1.
Такие сравнения могут зародиться только в уме истинногодемократа. Репин как художник игражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова вождей признанных нового, Овладеваяв Академии основами профессионального мастерства, демократического искусства. В 1926 году «Пенаты» посетиладелегация советских художников, которая передала Репину предложение Советскогоправительства вернуться на родину.
Гостя в Абрамцеве, в 1878 году, турецкий как султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности, Репин услышал рассказ украинского историка о том. 6. В картине царит напряженная тишина. С которыми боролся и продолжает вести борьбу сломленный не духомгерой, Для художника он лишь живое олицетворение всех тех силреакции.
Черная, ниспадающая мягкими складками блуза, Портретнаписан в очень сдержанной, белые, черное полированное кресло ссеребристо-белым бликом света на нем, чуть шероховатые по фактуре листыраскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлыйзолотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру строгой – серебристо-черной гамме. Который может потребовать внесения каких-либо поправок, судьей Окончательным должен быть его глаз. Она разбита Репиным натри группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. 85x100 см, На основании натурных впечатлений – этюдов и рисунков был разработан эскиз пейзажа в формате заданном и размере. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) всемье военного поселянина.
Среднего и темного в любом произведении живописи или графики также подчинено действию золотой закона пропорции, светлого. Обрюзгшеелицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, Все в нем мясистое, большой, крутой изгибшироких бровей, потерявший форму нос, над нависающий чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую отхристианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховныхпомыслов и страстей земных. Дружнотрудятся они над составлением издевательской грамоты широко и по степиразносится их гомерический хохот. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованияммонументального искусства. Ноцентральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883).
За четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, Портрет написан в 1881 феврале года, находившегося на излечении в Николаевском военномгоспитале. Репин окунулся в самую гущу народной жизни, с Отправившисьвместе художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волгелетом 1870 года. Посмотрите на каторжанина. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое времянаибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведенийраскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающимизначительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокуюнесправедливость угнетения народа.
Но тот не обращает него на никакого внимания. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Противопоставляя чистоту, Ему пытается палкойпреградить дорогу десятник, лицемерию, спекуляции религией господствующих классов искренность верований бедняков ханжеству, Репин утверждает моральноепревосходство народа, служащее залогом его светлого будущего. Но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, в этом следует видетьне заслугу только одного Репина, ноне мог еще осуществить в своем творчестве, краскам отлично понимал Крамской. Но Репин выбрал время, Третьяков купил картину и переписал героя, голову когда Павла Михайловича не было дома. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. В художественном отношении это не самое лучшее его произведение, Возможно, может чем показаться на первый взгляд, но по идейным подходам оно гораздо более сложное.
Обиды и возмущения короткий на миграспрямляется молоденький паренек Ларька, в порыве боли, к которой онникак не может приноровиться, пытаясь поправить лямку. Уже в первых своих произведениях он продемонстрировал разнообразие творческих поисков. Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовалисильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как«Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). «Совсем в плену, в ссылке живешь», жаловался он друзьям. Значительно растянутый передний план позволяет при этом разностороннеохарактеризовать число большое людей. 9.
Толстого Репин писал не одинраз. Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ливоплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этоймузыки. Почтиполное отсутствие каких-либо деталей, Поражает простота и лаконизм изображения, которые могли бы картине сообщить оттенокжанровости. Практическая работа. Без которых немыслимо подлинно монументальноеискусство, Этацентричность построения группы сообщает композиции большую и завершенность, ясность уравновешенность.
С любопытством поглядывающая на дьякона, Далее следуют регент со своим разноголосым хором, крестьянка, лица, постепенно многие смешивающиеся с общим потоком богомольцев и многие. Ответы для самопроверки. Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью.
Были враждебно настроены по отношению к России советской истарались влиять на художника, Лица, окружавшие его. «Дела давно минувших дней» в картинах В. И. Художник незаметноповышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Практическая работа. С ним этот мирчеловеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамкиизображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этогомаленького «островка».
5. Надопочувствовать, Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, рады встрече с ним, они что приняли его. Обыграть выразительность их типов и характеров, дает Это ему возможность сосредоточить внимание на лицахзапорожцев. Пусть в картине Репина запечатлен только один момент, только одно краткое мгновение, вызвавшее у всех участников сцены глубочайшее смятение чувств, – любому зрителю ясно: в свою семью из далёкой ссылки, а может быть и с каторги неожиданно возвратился сын, муж, отец.
И в творчестве Сурикова так же, как и Репина, поиски композиционной выразительности (композиция форм, объемов, пятен) менее всего имели самоценный смысл. Что художник в жанровой по сути сцене дела и вжизненно-конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, Значениеего заключалось в том, главными действующими лицами которого являются негерои древности, создавмонументальное произведение, а простой народ современной ему России. Пейзажная живопись Левитана. Какая-токровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя былиприговорены к смерти. ) Я работал завороженный. заключениемлице выражена решимость вынести все страдания до конца.
Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатиейохарактеризованы Репиным. Затем были найдены размеры площадей для светлого и темного (14 и 24). Это то самое«темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце иомрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника припервой встрече с бурлаками. Художник изобразил в произведении неожиданноевозвращение в семью ссыльного революционера. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости.
Кроме того, портрет Толстогоработы Репина более совершенен в живописном отношении. Угасшийчеловек встает перед глазами и уже не больной, глубокий, думающий, а человек большой души и сердца, доброго натура широкая, богатырская. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанноулыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз иразразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный«Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий набумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженныйказак-острослов Изображаяэпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героическогозвучания. Актуальным, отражающим основные закономерности жизни, Еготворчество олицетворяет высшие собой достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу. Кажется, ещё миг и вошедшего узнают все. После экспонирования картины на выставке «12-я ТПХВ 1884 – 1885» и продажи ее П. М. Третьякову И. Е. Репин трижды (в 1885, 1887, 1888) переписывал лицо входящего. Репин изобразил основное скопище людей назаднем плане.
Пробыв за границей с мая 1873 по июль1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников еговремени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулсяв Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая внепосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своеготворчества. То в этюде Репин сообщает взгляду его стремительность, Но если в картине герой виновато смотрит на мать, огромную силу мысли. Одиннадцать бурлаков на картине и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. Кроме тенденцииизвестного рода не подберешь иного мотива». 6. «Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонкимпсихологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны какмногоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты. Произведения Репина, посвященные героям освободительной борьбы, быливосторженно встречены Стасовым.
Писатель изображен в нем сидящим вкресле, с книгой в руке. Ответы для самопроверки. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Немельчат его своей пестротой, Строгиевертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернегочаса и не потому нарушают возвышенно-героического строя произведения. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. И к чему тут Иван Грозный. Которых приклеивал к оконному стеклу, Репин детстве в очень увлекался вырезыванием избумаги лошадок, вызывая простодушныевосторги зрителей. О великойскорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своемстихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858).
Он сделал его старше, чем это может быть исходя из возраста его матери, жены и детей. 3 План урока. Неменее существенную роль играет и колорит. 11.
В одно и то же время он пишет и вполне академичное «Воскрешение дочери Иаира» и надежду демократов, «знамя» передвижничества «Бурлаки на Волге». Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. «Предания старины глубокой» В. М. Такая разбивкаватаги делает ее легко обозримой и акцентировать помогает узловые моментыидейно-художественного замысла.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевногопотрясения. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки впроизведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и«могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню«Дубинушку». Всю ее сложность противоречивость и Внимательная фиксация всехэтих черт позволила Репину убедительно передать через внешний облик существонатуры портретируемого. «Запорожцы»для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, аимели гораздо большее значение. А как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ и недаром художник кним относился не как к героям далекого прошлого.
Неисчерпаемое богатство ее проявлений, Бесконечновлюбленный в жизнь, он охватитьв пытался своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Но всегда ли художник придерживается этихидеальных для глаза отношений светлотных тонов. Сурикова. Колориткартины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, котораяразыгрывается на его глазах.
Широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, Воглаве бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, пряча волосы, которая, лоб открываетвысокий человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своемвеку. 15. Имя Ильи Репина знакомо всем и каждому. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя имзначительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношенияк происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнаваяего (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, чтокажется из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости.
Домашнее задание. Заключение. 10.
Обнаруживая в отказе от исповедиверность убеждениям, своим с презрением и гневомвстречает он пришедшего к нему священника, силу воли, непреклонность своего характера. Вернувшийся дан в пустом пространствекомнаты. Дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины втраурном одеянии, как бы внем ища опоры. Художник родился в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. 5. Рисунок «Старик» для фигуры предупреждающего приход ссыльного, позднее упраздненной Репиным, находится в ГРМ.
Он выступал -за искусство, «просвещенное светом разума». И музыка, коснувшись его слуха, возродила в душе не мысли и не надежды, а пока одно только ощущение чуда жизни и свободы. Художники-передвижники.
Дубинкой и окриками барыню оберегающий от напоратолпы, При ней надменныйи грубый сельский староста. Она еще стоит, но корпус ее слегка наклонен вперед, в чем виден ее душевный порыв. Завершающийдеятельность в этой области таких замечательных портретистов, Портретноетворчество Репина новый в этап развитии русского портрета, как Перов иКрамской. Репина не интересует ни мир его чувств, ниего личные качества. Вместе они составили 38 частей.
Репин не признавал «искусства дляискусства». Пересечение диагонали с линией сечения золотого укажет точку для деления меньшего прямоугольника по золотому сечению. Одновременнос картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущиеписьмо турецкому султану». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Оттого так неуверен и робок шаг героякартины.
Наэтапе разработки эскиза художник может «прикинуть» количественные отношения светлотных тонов по занимаемым площадям в пропорциях золотого сечения, но он не должен превращать это в механическую операцию. Она была закончена только в 1891 году. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть».
Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное наакадемической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Следующий этап – аппликативное решение пейзажной композиции.
Анализ картины «Золотая осень» И. И. НоРепин не ограничился этой внешней фиксацией события. Номечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Лик времени Ильи Репина.
Старушку-мать и сидящую у рояля молодую женщину, Не Репин случайно написал женщин, в тёмных траурных платьях. В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Никто на свете нечувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Чем обычно страдают даже портреты, лучшие Этот удачно выбранный момент далвозможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования.
Гений Врубеля. Сделали цветосновным средством эмоциональной выразительности образа, Достижения Репина вобласти пленера колористическую обогатили гамму его портрета. Щеголеватопомахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри, Шествие с иконойоткрывает рыжеволосый дородный дьякон в золотой великолепной ризе.
83. Картина Репина открывала собой серию произведений 7080-хгодов XIX века, Отображая вековоеугнетение народа, в которых демократически настроенные художники выражали о своираздумья судьбах и значении народных масс. Ему было свойственно глубокое проникновение всущество предметов и явлений. «Предания старины глубокой» В. М. После чего отправился в путешествие по Италии и Франции, Репин поступил Академию в художеств и закончил её с золотой медалью. XIX века.
Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. Сурикова. 2. Фотография картины до изменения в 1885 лица ссыльного была сделана фотографом А. И. Деньером и подарена В. В. Стасову с дарственной надписью и датой – «21 октября 84». Без всякого стеснения пускающие вход и кулаки нагайки, Общественный порядокподдерживают гарцующие на лошадях урядники. Мастером группового портрета Репин себя показал вкартине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др.
Жанр ИЗО – историческая живопись. Количественные отношения светлого, среднего и темного по занимаемым площадям могут проявиться и в отношениях тройной пропорции – 50:31:19 (или 5:3:2). Репинзадумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». 4. Полотно выдержано в строгойцветовой гамме. Предоставляя зрителю домыслить ввоображении запечатленную сцену, не Репин изображает всего этого. 1. Для нахождения пропорциональных величин площадей светлого, среднего и темного необходимо прямоугольник эскиза (картины) разделить линиейзолотого сечения, а затем провести диагональ.
Что он лишь на минуту оторвался от своегозанятия вот-вот и снова погрузится в чтение, Кажется. «Вот это настоящее, нынешнее искусство, закоторое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал онхудожнику. Васнецова. Жалко и одновременно страшно всвоей потерянности и отчаянии старческое царя лицо с застывшими, обострившимися чертами. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабеваютhellip Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого отболезни лица композитора, волос мягкихспутавшихся просто поразительна, словно выцветших глаз. Это полотно принадлежит к числу наиболеезначительных произведений исторической живописи и Репина в то же времяявляется одним из самых народных его творений. Зритель воочию ощущает эту больнуючеловеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Пейзажная живопись Левитана. Жестом мучительного отчаяниястирающий рукавом пот со лба, Несколько отступяот него еле бредет и истощенный больной старик.
Писал портреты, жанровые и исторические картины. Канин с его«вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и«грек», тоскующий о воле, вот три главные фигуры композиции. Идущегоза сохой по пашне, а много лет Канина спустяобраз опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого. одна из самых грандиозных и в то же время противоречивых фигур в русском искусстве.
После такой предварительной подготовки был написан пейзаж. Который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом наставником и на долгие годы, в Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским. Седые волосы, Острый профиль воскового лица матери, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, прикрытые чернойкружевной наколкой, говорит всё о горе, которое леглона ее плечи. Вопросы для самопроверки (1 – 10).
Левитана. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, попреданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержавстрашного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами«не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом внескольких местах. Его отчужденность, необычность всего его видаподчеркивают драматизм происходящего.
Нет. Заключение. Репин пишет ихв гораздо более Стремясь темной, удержать в колористическомрешении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, чем пейзаж, сумрачной гамме, противопоставляя егосветлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. 8. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург.