Передавамая Кандинским, Новая атмосфера, у ни ценителей, не находит широкого отклика ни у масс. Тарту). В 1921 году Кандинский разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. А также впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», На этот шаг повлияло сильное потрясение картиной Клода Моне «Стог сена» выставке на французских импрессионистов в Москве, прошедшей в Большом театре.
Где селятся в новом впарижском доме предместье Нейи-сюр-Сен, Кандинский с женой эмигрируют воФранцию. Ее наивысшим воплощением стала абстракция, хотя художник пришел к ней не сразу. С 1909 года Кандинский делит свои работы на «импрессии» (выражение впечатлений от природы), «импровизации» (выражение впечатлений он «внутренней природы») и «композиции» (пик сознательных творческих амбиций). Осень. С 1918 по 1921 год сотрудничаетс он ИЗО Наркомпроса в области художественнойпедагогики и музейной реформы. Между1919 и 1921 годами публикует шесть большихстатей.
В то же время «внутренняя необходимость» абсолютно недоказуема и в этом и состоит новация: зритель не может измерить ее, поскольку она есть не что иное, как форма манипуляции его, зрительским, восприятием. Я называю эти картины импрессиями 2. Значение творчества Кандинского выходит за рамки открытия абстрактной «манеры» : он, наряду с Малевичем, является создателем основ современного искусства. Сбиваются в кучи, Линии наползают на друг друга, происходящее начинает напоминать побоище мохнатых инфузорий в питательном растворе. В 1896 году в возрасте тридцати лет Кандинский бросил карьеру и юриста уехал из Москвы в Мюнхен учиться искусству.
Он снова преподаети развивает свои идеи. Вместе с Явленским, 1909 в годуон, Мюнтер и другими, Канольдтом, Кубином, основываетНовоеобъединение художников, Мюнхениберет на себя председательство. Основаввместе с Фейнингером, Также Кандинский ведет лекционнуюи выставочную деятельность в Клее США и Явленскимобъединение Синяя четверка. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую Художник душу», есть рука. Несмотря на столь активную общественную деятельность (писал он по-прежнему мало) к началу 1920-х годов бесплодность попыток «влиться» в новое общество стала очевидной.
Того же «вращения» художник требует и от зрителя. Здесь художник шел от цвета к форме. Сам художник назвал этот периодтворчества поистине живописнойсказкой. Двор замка, 1908). Степанова и Попова – за точныйанализ материалов, Противники Кандинского -Родченко, конструктивноерасположение их и оформление.
– передача чувств и настроений путем верного/нарочито искаженного изображения предметов), либо через знание семантики конкретной эпохи (разрез рукава платья на картинах раннего Возрождения). В абстрактныхкартинах усиливается геометризацияотдельных элементов, причиной чему, во-первых, собственный процесс упрощения, а во-вторых – авангардистско-художественнаяатмосфера Москвы того времени. В переломные моменты истории сама жизнь также властно заявляет свои права, Однако не только искусство способно в вовлечь орбиту своего «вращения». В качестве председателяГосударственной закупочной комиссиипри Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпросаучаствует в двадцати организации двухпровинциальных музеев. Рисунок Кандинского плотный и интенсивный. Отдельные геометрическиеэлементы все более выступают на первыйплан, порой, воспринимаются как диссонанс, которые, особоиспользуется круг, как чувственныйсимвол абсолютной формы. КомпозицияVIII, 1923 – главная работа веймарского периода. Наряду с концептуальными работами, вэто время он создает богатые фантазиейМаленькие миры для издательстваПропилеи и несколько картин, камерных, интимных таких какМаленькаямечта в красном, 1925 – палитра насыщается холоднымицветовыми гармониями, Также Кандинский многоработает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученныевыводы в преподавательской деятельности. Творчество Кандинского вновь претерпеваетизменения. Хотя Вечеру (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, чтосоздал ее тот самый художник, которыйчерез пять-шесть лет произведет на светпервое в истории искусства абстрактноепроизведение (1910).
После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции. Там Кандинский стал активным участником местной художественной сцены, организатором (совместно с Ф. Марком) объединения «Синий всадник» (1911) – главного оплота раннего немецкого экспрессионизма и одним из пионеров абстрактного искусства. Создающиеся весьма сходным образом, Выражения, но исключительно складывающиеся медленно во мне они долго и почти педантически изучаются и вырабатываются мною по первым наброскам. Как раз в это время немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать в новой школе искусств «Баухауз», открытой в Веймаре (в 1926 году школа переехала в Дессау). Большой темный круг в верхней левой части и сеть сопряженных линий в правой желтый круг с голубым ореолом и голубой желтым с и так далее – Теперь формы создают композицию. «импровизации» (выражение впечатлений он «внутренней природы») и «композиции» (пик сознательных творческих амбиций), с 1909 года Кандинский делит работы свои на «импрессии» (выражение впечатлений от природы). Величие художника и значение шедевра определяются -подтверждаются.
Умер Василий Васильевич 13 Кандинский декабря 1944. Посмертная слава художника несоизмерима с его славой прижизненной. ЖивописьКандинского последних лет Баухаусапронизана легкостью странным и юмором, которые вновь проявятся в его позднихпарижских работах. Кандинский характеризовал это как «хор красок, врывающихся в душу из природы».
Предложение было немедленно принято. Творения мастера занимают первые строки продаж рейтингов на мировых художественных аукционах. Игра цветовыхпятен и линий постепенно вытесняетобразы реальной действительности (Ахтырка. В 1919 – 21 гг, Он был членом художественной коллегии и председателем Всероссийской закупочной при комиссии Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса.
Следующий шаг – геометризм. Как известно, Впрочем, лишьнемногим художникам даноодновременно бывает проявлять оригинальностьв форме и в содержании. Дальше – больше. Туда он поступил в возрасте уже тридцати четырех лет (1900 г. ), после того как оставил науку, отказавшись от предложенного ему места профессора юриспруденции в Дерптском университете (г. Гдепоступает на юридический факультетМосковского университета, в году 1886 он едет в Москву. На первыйплан выходят Одновременно, новые, словно плаваяпо всей поверхности холста, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себяв пространстве картины – он дополняет иусложняет репертуар форм. Кандинский поступает в Мюнхенскуюакадемию художеств, . В 1900 г. после неудачной попытки предыдущегогода, но считаетего палитру слишком яркой, в класс Ф. Штука, первого немецкого рисовальщика. Мастер своим доволен учеником.
Кандинский уехал из России, чтобы в 1920 – 1930-е годы стать единственным (наряду с Марком Шагалом) всемирно знаменитым художником российского происхождения. Прямое впечатление от внешней природы, получающее выражение в рисуночно-живописной форме. Сначала Кандинскомубыло важно испытать собственныевозможности выражения. Нога отрывается от лошади и уже становится не столько ногой, Картинки зримо утрачивают связность, сколько изогнутой линией. Абстрактное искусство было объявлено упадочническим, а сам художник получил ярлык «приспешника буржуазии».
Его абстрактные импровизации активно действуют на эмоции благодаря продуманному тонко колористическому решению. Мюнхен он выбрал сознательно. Активнаятворческая деятельность, организующееначало всегда делали Кандинского центромпритяжения всего интеллектуального, неспокойного ищущего, что было в миреискусства того времени. Вплоть до тогомомента, в последующие военные годыиз-за материалов нехватки форматы картинстановятся все меньше, когда художник вынуждендовольствоваться работой гуашью накартонах небольшого формата. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают.
Следующие пять лет онивместе с Габриэль путешествуют поЕвропе, занимаясь живописью и участвуяв выставках. Вернувшись в Баварию, селятсяв маленьком городке Мурнау у подножияАльп. Но самое большоевлияние Кандинский оказывает какпреподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором с октября 1918года, он составляет специальный учебныйплан, основанный на анализе цвета иформы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге О духовном вискусстве. Вэтот период Кандинский знакомится смолодой художницейГабриэльМюнтер, а в 1903 году со расстается своей женойАнной Чемякиной. Около 1931 годаразворачивается масштабная кампаниянационал-социалистов против приводит Баухауса, которая к его закрытию в 1932году.
По сути, степень абстрактности определяется здесь не намерениями художника, а способностью зрителя к аналогичному отвлечению, способностью «прозевывать предмет» (слова художника). Где в товремя происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскомуместо профессора юриспруденции, в 1896 году знаменитыйДерптский в университет Тарту, ноименно в это время он решает оставитьмногообещающую карьеру и полностьюпосвятить себя живописи. – простым и всем доступным способом: вы смотрите на творение и не можете отвести от него взгляд, оно вас завораживает.
Во вторую 8212 со значительным изображаемых изменением Кандинских форм, Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма. В которой руководил также физико-психологическим отделением, в этом же году он был избран вице-президентом созданной вновь Российской Академии художественных наук. И вновьон сталкивается в неприятием публикойи коллегами своего искусства. Активно вел педагогическую деятельность: преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918 – 21 гг. ), состоял профессором Московского университета. Работы этих лет- в основном пейзажи, построенные нацветовых диссонансах. Он был одним немногих из русских художников начала ХХ века – кто пренебрег эффектным кубистическим приемом, Путь Кандинского к абстракции лежал через символизм и экспрессионизм.
Жутковая органическая пластика абсолютно исчезает. К ноябрю этого же года онирасстаются. Картины Кандинского вплоть до 1920-х годов сохраняют на намеки изображения даже в самых радикальных работах. КартиныКандинского этого периода далеки отощущения холодной романтики, вних кипит и бурлит жизнь (см. картиныНебесно-голубое, 1940, Сложное-простое, 1939, Пестрыйансамбль, 1938 и др. ).
К этому направлению и относится живопись В. Кандинского 4 О трех видах картин Кандинского 1. с Коричневатое), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (Белая линия – 1936, Три треугольника – 1938). ВДессау Кандинского с новой силой увлекаютромантические идеигезамткунстверк (идеясинтеза искусств в одном произведении). Эти идеи воплощаются в произведенииЖелтый звук и изобразительномсопровождении Картинок к выставкеМусоргского. Геометрический абстракционизм так и остался последним словом Кандинского. Здесь преобладающую роль играет разум, сознание, намеренность, целесообразность. Пересекаемая неправильным прямоугольником воспринимается как центр, мотив Главный – овальная форма, окруженный вихрем цветов и форм. Начинается этап интенсивного иплодотворного поиска.
Зритель был абсолютно шокирован от переходом апокалипсических эмоций Седьмой композиции к геометрическому ритму Восьмой. 1913 г Седьмую композицию по праву называют вершиной художественного творчества в Кандинского период до Первой мировой войны. Какая великая творческаясила должна была действовать в Кандинском. Первые самостоятельные работы были созданы им в 1908 – 1909 годах в Мурнау (городке у подножия Баварских Альп). Искусство говорит с человеком на языке символов импрессионизм и т. д, академизм – значение которых понятно либо само себе по (реализм и вновьразвивает и совершенствует свою теориюбазу.
А Кандинский едет в Москву. Осенью 1916 года Кандинский знакомитсясНинойАндреевской, дочерью генерала русского на которойон женится в феврале 1917 года, Габриэль возвращается вМюнхен. В этикризисные годы Кандинскийколеблется революции между языком полуабстракций, импрессионистическими пейзажами иромантическими фантазиями. Кандинскому всегда хотелось «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Где Кандинскийприступает к работе над книгой о точкеи линии, 3 августа 1914 они года с Габриэльпереезжают в Швейцарию. 12 Кандинский – великий художник, он совершил революцию в живописи. Особое направление в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны: отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др. ), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах. Это копошение мелких форм похоже не столько абстракционизм, на Конечно, сколько на сюрреализм. Причинытому – ее обособленность иностранныхколлег от и отсутствие признания абстрактнойживописи как таковой.
В искусстве авангарда художник приобретает неограниченную власть над зрителем и Кандинский первым взял эту власть. Выглядит это жутковато, но не без шарма. Как чуть позднее для Малевича и его последователей, Абстракция для Кандинского не была однажды решением принятым о строительстве нового мира. Однако не только искусство способно вовлечь в орбиту своего «вращения», в переломные моменты истории сама жизнь также властно заявляет свои права.
Моне Стога сена и впечатлениеот оперы Рихарда Вагнера Лоэнгринв Большом театре. Существуют, однако, в нем направления, апеллирующие не к знанию, а к чувствам человека, требующие самостоятельного осмысления для понимания идеи автора или даже – выстраивания своего собственного умозаключения. Например, к ним, навевающую космически – египетскиеассоциации и наполненную сказочнымисимволическими образами в ПауляКлее, духе можноотнести картинуПричудливое, 1930, художника, с которым Кандинскийдружен в эти годы.
В это время происходит последнеепреобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетанияосновных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыминюансами. Любоепроявление иррациональности в творческомпроцессе решительно отрицается. Кандинский, в свою очередь, энергичновыступает против своихоппонентов-конструктивистов: Повозвращении в Германию, Кандинскийпринимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитогоБаухауса (Высшая школа строительства ихудожественного конструирования)иони с Ниной переезжают в Веймар, гдеКандинский возглавляет мастерскуюнастенной живописи. Через шесть лет Василийженится на своей кузине Чемякиной. В Анне 1893 году он становится доцентомюридического факультета и остаетсяпреподавать, Блестящеокончив обучение.
На этот шаг повлияло сильное потрясение картиной Клода Моне «Стог сена» на выставке французских импрессионистов в Москве, а также впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», прошедшей в Большом театре. В котором плавают изогнутые черные кочерги и и красные синие пятна, Картина превращается в аквариум. 1901 Шлюз, 1901 Старый город, Этюд, 1902Синийвсадник, 1903 Берег залива Голландии, 1904 в Мурнау. В 1923-м, Написанная десятью годами позже, впитанного Кандинским в и России в Баухаусе, она отражает влияние супрематизма и конструктивизма. Парижскаяхудожественная среда на появлениеКандинского реагирует сдержанно. Треугольники, Кривые линии постепенно распрямляются, круги, квадраты, висящие в – пустоте появляются жесткие геометрические формы. Если это происходит, то вы созерцаете шедевр. 5 «От предметного к абстрактному» В самом начале пути Кандинский рисовал вполне иллюстративные картинки: рыцари, девы, парки, реки, паруса.
Кредообщества: Каждый из участников нетолько знает, как сказать, но знает ичто сказать. Картины этого рода я называю композициями. «Кандинский, – пишет историк искусства и художественный критик Екатерина Деготь, – первый приструнил зрителя нового века, запретив ему ждать от искусства исполнения его обывательских желаний и потребовав судить творца по его намерениям, по степени «внутренней необходимости» его работ». 1902 К городу, ок. 1903). Фигуры, с течением времени контурные линии рисунков Кандинского стали отползать друг от друга, растворяются в которые фоне ими ограничивались. 10 Композиции «Композиция VIII»1923 г Композиция VII.
Композиция, для Кандинского, синоним творчества. Между1926 и 1933 годами Кандинский написал 159картин маслом и 300 акварелей. Между средствами искусства и их воздействием художником устанавливается «планомерная» связь: «Цвет – это клавиш, – писал Кандинский, – глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Усиленного аналитическогоизучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет году в1926 в сочинении Точка и линия наплоскости, Это касается, прежде всего.
Этот вид я называюимпровизациями 3. Вследствие нападков правыхпартий, В1925 году, помимо преподавания, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинаетсяв весьма благоприятных условиях:Кандинский и другие художники получаютнесколько свободных классов живописи, где могутзаниматься они, собственнымтворчеством. Желтое-Красное-Синее, 1925 – одна из знаковых работ, характеризующихэтап холодной романтики в живописиКандинского. Хотя позднее творчество художника представляется не менее важным и сейчас, благодаря которым абстракционизм в России в и мире стал одним из распространеннейших стилей живописи исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов. Кандинский использовал эффекты народного лубка. Хотя идерзких уже по цвету и форме, Какая стремительная эволюция с 1908 по1914 год от – пейзажных картин, как Сначалом мировой войны Кандинский какгражданин России, но все ещеверных наблюдениям натуры, вынужден покинутьГерманию. ВРоссии Кандинский находится в руслепослереволюционного культурно-политическогоразвития. В этиже годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающиеобразы (Русский всадник, 1902Русская красавица в пейзаже, 1904), превратив в зримое таинственныепредания о славянских деревянных городах (Русская деревня на реке с ладьями, ок.
После революции Кандинский искренне пытался ужиться с новой властью. Большей частью внезапно возникшие процессов выражения внутреннего характера, Главным образом бессознательно, т. е. впечатления от внутренней природы. Картины Кандинского воздействуют именно так. За четыре года Кандинскийустраивает двенадцать выставок состоящихв Фаланге живописцев. Они похожи на иллюстрации Билибина к русским сказкам, только сделаны куда более грубо. Особыми возможностями линии, Картина фактически строится средствами чистой живописи, сочетаниями цветов, пятна. Один из основоположников и абстрактного теоретиков искусства Автор экспрессивных, 2 Василий Кандинский Русский художник и график, построенных на сочетании красочных пятен и ломанных линий Окончил Академию художеств в Мюнхене, динамичных композиций, в одном из центров европейского искусства.
Кандинский целый год пишетисключительно в гамме, изучая черно-белой форму как таковую, Выполняя еготребования. Мире образов, Кандинский до самого конца не усомнился в своем внутреннем мире, а язык форм мертворожденным они возникали из воли к содержательности жизненности и где абстракция не была самоцелью. «Уже одно слово композиция звучала для меня как молитва», – писал Кандинский. Например, Отдельные абстрактные детали картины могут вызывать ассоциации, но главный акцент переносится на колористическую и композиционную драматургию, с вдаль убегающей дорогой. Благодаря записям и изучая некоторые работы, Искусствоведы, Судного Дня, определили что Седьмая композиция является комбинацией нескольких тем – Воскрешения из мертвых, Всемирного Потопа и Райского Сада, выраженной как чистой симбиоз живописи.
Его книга «О духовном в искусстве» (1911) – без преувеличения самая влиятельная художественная теория столетия. Насколько труден был для него «российский» период, свидетельствует то, что первые два года он почти не писал (за исключением нескольких рисунков, этюдов и гравюр на дереве). При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Синие пятна тянутся к синим пятнам, синие пятна уже ничего не изображают. С 1900 г. Кандинскийучаствует в выставках Московскоготоварищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественногообъединенияБубновыйвалет. Также, он публикует художественно-критическиеПисьма из Мюнхена в журналах Мирискусства и Аполлон (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своимдругом, художником Францем Марком, организовывает группу Синий всадник. По словам самого художника, Пороюнелегко бывает понять, почему основательабстрактной живописи вначале избиралсюжеты, типичные для бидермейера – веера, кринолины, всадники. Но в них ничего еще непредвещало радикального обновленияживописи, Стиль его раннихпроизведений не назовешь ни условным, ни манерным.
заведовал московским Музеем живописной культуры. Контуры утекают в одну сторону, Картинка как бы расслаивается, пятна цвета – другую в – живет на нескольких этажах. В 1960-е годы, Правда, его оказалось творчество в тени супрематизма Малевича, уже после смерти Кандинского, получившего тогда мировую известность. Но решающее значение придается всегда не расчету, а чувству. В результатехудожник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением со лишь старымидрузьями.
Уже в 1901 основывает г. он в Мюнхене художественноеобъединениеФалангаиорганизует при нем школу, Так, в которой самже и преподает. Также, участвуя в организациии управлении московским Институтомхудожественной культуры (Инхук) онсоставляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Однакоздесь мнения с коллегией институтарасходятся. Художник так и проработал всю жизнь в Европе, за исключением периода с 1914 по 1921 год. Посещениевыставки французских импрессионистовв Москве в году 1895 и потрясение картинойК – ВпоследствииКандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение. Что главное в картинах не приближенность к фотографии, Он показал и доказал нам, работа а цветом.
Однако не это главное. Хлопушка, На картинах угадываются предметы (Композиция X – – 1939 воздушный шар, ср, книга. Столица Баварии считалась тогда одним из центров европейского искусства. К сожалению, Многие изних были, как нацисты живописьКандинского объявили и многих другиххудожниковдегенеративной, утрачены послетого.