Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. Что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» в экспонированном на выставке в Москве обнаженный «Иоанне Крестителе» юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Встреча с Богом происходит в глубинах его души и от скрыта глаз непосвященных – При этом лицо апостола остается непроницаемо-замкнутым. И все же мы присутствуем при подлинно чудесном событии, о чем свидетельствуют не только и не столько крылья за спиной ангела, сколько неотрывно устремленный на него взгляд Иосифа, а также полные внимания глаза животного. Цветущим и призывно играет концом своего кушака, Но если Вакх на полотне Уффици из изображен здоровым, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить.
Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль, в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах) Этот художник не знал успокоенности ни в жизни, ни в творчестве. В котором Рембрандт изобразил самого себя со своей молодой женой Ван Саскией Эйленбург, то портрет, сидящей у него на коленях. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Соединившей в себе и драматизм динамичность со скульптурной законченностью форм, к его живописи и классицисты, будут обращаться и художники барокко. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Которые из-за тюремной решетки напряженно в вглядываются происходящую мистерию, При этом вся сцена приобретает законченный смысл благодаря свидетелям – узникам.
Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. А плоды на блюде, Помещенная в неглубокое пространство фигура с невиданной прежде рельефностью выступает из темноты, стеклянный сосуд чаша и с вином являют предметный мир во всем разнообразии его фактуры и осязаемой предметности. v7l0tsfWVBQМикеланджело да Караваджо – итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко (28 сентября 1573 18 июля 1610) Микеланджело да Караваджо родился 28 сентября 1573 года в Ломбардии. Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости».
Как горе всего человечества, Физическая тяжесть тела воспринимается Христа как тяжесть душевного страдания. Здесь (в Порто Эрколе. В композиции господствует строго рассчитанное равновесие. Сказалась усталость автора от постоянного одиночества, Видимо, скитаний и непонимания окружающих. Стиль Караваджо вызывал многих восхищение молодых мастеров и оказал существенное влиянии на развитие западноевропейского изобразительного искусства.
Веласкес и Рембрандт. Умер Микеланджело да Караваджо 18 июля года 1610 в Тоскани, Среди его ценителей и подражателей были Рубенс. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». (Так, прототипом св.
С бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Вот таким образом он сброшен на землю, Прежний гонитель христиан должен полностью переродиться, вследствие чего верхняя вся часть полотна оказывается заполненной фигурой лошади. Караваджо не передаёт здесь глубины пространства, только стол отделяет юношу от зрителя.
Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Но не менее замечательным было полотно, третье Совсем иным, созданное Караваджо для капеллы Контарелли. Композиция исполнена проникающего динамизма. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Зритель поражается, Разглядывая картину, блеск каштановых насколько волос, точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и темные полосы на кожуре груш. В лице которого читаются сострадание и внимание, Наиболее отдаленный от персонаж, зрителя в воображении которого происходит все, – автопортрет самого автора картины, что мы видим на полотне. Этим полотном Караваджо хотел доказать, По мнению Д. Беллори, взятыми из реальной жизни, что можно вдохновляться сюжетами, а не только древними мраморными статуями работами или Рафаэля. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа.
Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. Глаза с мечтательной поволокой, Томно склоненная голова лютниста, вызванных музыкой изящные движения рук все красоту передает эмоций. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. В которых был замешан Караваджо, Начиная с 1600 года ссоры и кровавые схватки их последствия делались все более серьезными, следовали одна за другой с впечатляющей регулярностью, а одна из ссор в 1606 году окончилась убийством» Смертельно ранив во время игры мяч в своего противника и сам получив ранение, художник бежит из Рима.
Держа в руках уже начавший разлагаться труп, Двое нанятых натурщиков отказались наотрез позировать. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Ноты, Располагая на столе скрипку, вазу с цветами, груши, – Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые светло-коричневого изгибы дерева инструмента, твёрдость тонкого желтоватого листа бумаги, округлость светло-зелёного плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов. Белая накидка схвачена темным поясом, о которой мы рассказывали выше, завязанным бантом – в котором художник изобразит его пару лет спустя на картине, Греческий бог и вина веселья сидит в том самом наряде, находящейся ныне в галерее Уффици. Столь же объемно воспроизводит Караваджо черты и смугло-румяного лица крепкие щеки, Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, яркие губы, толстый нос, крепкий подбородок с ямочкой. Персонажи совершают казнь как нечто, Повинуясь этой власти, обыденное, вполне на первый взгляд. Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма".
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами Его называют реформатором европейского изобразительного искусства XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. Наделенные грубоватой чувственностью и вплотную придвинутые к зрителю и Мальчики юноши, станут обычными персонажами работ молодого Караваджо". Может, Марио Минитти, поразивший Караваджо горделивой осанкой и красотой. Которые можно считать началом жанровой живописи Нового в времени, других полотнах, разыгрываются слегка театрализованные сценки из окружающей жизни.
В «Призвании св. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях.
Тем не менее художник не ставил перед собой цель создать обманчивую иллюзию реальности, а, напротив, стремился показать подлинность ее бытия. Большинство из которых представлено в испорченном, Фрукты, как полагают малосъедобном критики, состоянии, олицетворяют бренность мирской суеты. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Конкретных людей за свойственными занятиями им вещей, Основная направленность его искусства – отражение реальной жизни, окружающих их. С помощью которого художник усложнить хочет образ, Одни исследователи видят в этом художественный прием.
Столь же объёмно воспроизводит Караваджо и черты лица смугло-румяного крепкие щёки, Пышные складки белой рубашки подчёркивают ширину груди и плеч, яркие губы, толстый нос, крепкий подбородок с ямочкой. Главными темами его картин становятся библейские сюжеты. При всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, в творчестве великого голландца, магия света и тени, найдут продолжение присущий Караваджо демократизм и психологизм глубина образов и напряженность религиозного чувства. В самом конце XVI Караваджо века получает заказ от наследников кардинала Маттео Контарелли на выполнение живописных полотен для капеллы римской церкви Сан Луиджи деи Франчези.
О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Преходящая красота, Молодость, звук улетающий музыки все это были приметы тщетности земной суеты, увядающие листья, все говорило о бренности мира. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, бы как видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто находится рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл.
Его упрекали за то, что в рисовании он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам». Что страдания уже настолько сломили Кажется их, что радость встречи не принесла облегчения. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. Как и в упомянутых выше работах, Однако, продуманная а композиция с определенным символическим смыслом, перед нами не слепок с натуры.
После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано.
Однако изобразив корзину стоящей на столе лишь частью своего основания, художник добился впечатления, что корзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя. По мнению исследователей, Прототипом лютниста, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников и театральных музыкальных представлений. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Который и сам нередко становится темой картин. Эти персонажи очень Его телесны, молодые и жизнерадостные герои похожи на античного бога Вакха, натуральны и вплотную придвинуты к зрителю. Флоренция, Неаполь, Генуя, Мальта, снова Сицилия, Неаполь – Модена, Начинаются годы скитаний.
Он рисует группы людей, объединенных родственными связями и теплыми отношениями друг к другу. Некоторые искусствоведы считают, Правда, переданное через систему их внешних обозначений, что чувство, подвижности лишается и застывает. Внутренняя значимость и монументальность всего, Эта бытийственность, коренились, что изображал ломбардский мастер, в конечном счете, в его глубоком религиозном чувстве, вере в высшее происхождение простых вещей, над которыми как будто простерта благословляющая Христа, рука как в двух композициях на тему трапезы в Эммаусе. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». И продолжим беседу о творениях Караваджо.
Он изобразил и юношу – одна его, Кроме нее, на лежит эфесе шпаги, обтянутая перчаткой рука, а вторая, обнаженная протянута к гадалке. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. Показанной на выставке в ГМИИ, Во второй, в внешняя образах, динамика сведена к минимуму исполненных особой глубины, воплощены психологическое состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Что в рисовании «следует своему собственному гению, не питает никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам», он Его упрекали за то. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. В более ранней освещенные ярко персонажи предстают с благородно сдержанными или широко развернутыми жестами.
Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. «когда ему показывали знаменитейшие статуи и Фидия Гликона, протянув руку и указав на толпу, он, ответил только, что для мастеров достаточно натуры – чтобы он воспользовался ими для изучения, Один из первых биографов художника писал. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу» (картина «Гадалка») Это был гений великий, гений самостоятельный, хотя современников Караваджо поражали, а многим казались вульгарными сюжеты и модели его картин.
«годы, отмечены и большими в перерывами работе, которые были связаны с его буйным нравом и задиристым характером – современный итальянский искусствовед Д. Бонсанти, Автор книги о Караваджо, когда он все более широко утверждал себя как художник, пишет. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». И Марио, Пройдет много лет, спасет жизнь своему учителю, успешный художник и муж, приютив в его своем доме в Сицилии, убережет от преследований. Католицизм празднует победу над Реформацией. Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих, тускло отражаясь в боковом окне и является в равной мере физическим и духовным феноменом. Чей крик – проявление идущего из глубины души чувства, потрясенным Самым выглядит кричащий мальчик служка.
Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Наиболее удаленные от него слева сидящие старик и юноша целиком поглощены подсчетом собранных денег. Показанный, в произведении ломбардского мастера есть еще один персонаж – свет, реальным и вместе с тем символичным, как все и прочее. Находящиеся за ними три Марии оплакивают Иоанн его и Никодим опускают безжизненное тело Христа. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке).
Судить об этой картине можно лишь по репродукциям, поскольку она сгорела в 1940-е годы во время бомбежки Берлина. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Его Вакх никоим образом не недоступное напоминает пафосное божество, Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо – его нестандартный подход к трактовке сюжетов.
Конечно, Они, вспыльчив, поссорились и расстались – горяч, слишком нетерпелив и ревнив был мастер. К которой они относились, Не менее очевидной для критиков была новизна эстетики ломбардского мастера, столь не восторженно, как правило. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание.
У Караваджо не только простые мытари, в отличие от величавых и пребывающих вне времени героев Мазаччо и Петр, но и Матфей и сам – Христос люди из плоти и крови, его современники. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Он ввел в свои картины простых, обыкновенных людей, порой грубоватых, но прекрасных новой красотой – правдой жизни. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Но она смягчена тем, Изображённый на картине лютнист – явно не аристократ в его круглолицем лице здоровом присутствует даже некоторая грубоватость, по-девичьи убранная голова, что нежная кожа изящные удлинённые пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.
Так виртуозно, Всё это написано так тонко, будто зритель и сам слышит инструмента, звучание что кажется. Но на нейтральном фоне затемненной стены фигура видится юноши особенно отчетливо, Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане. «разъяренный, Как свидетельствует один источников из надеясь увидеть далеко в море суденышко, метался он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, на котором осталось его имущество. Которые привлекают к нему внимание живописцев, Караваджо вводит искусство в новые художественные приемы.
Так называемых караваджистов, в Эрмитаже много картин последователей этого работавших мастера, в разных европейских странах. А смертный и вообще это не Вакх, словно бы говорит художник, нарядившийся им, спуская нас небес с на землю. Вероятно, Молодой человек играет на лютне и, дополняющих слух, поет любовный мадригал расположенные цветы рядом и плоды говорят о других ощущениях, а порванная струна скрипки и слегка измятые нотные листы – о преходящем характере земных радостей. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей.
Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. Стремившийся вернуть Риму статус столицы мира, Папа Сикст V, куда из разных концов Италии стекаются архитекторы талантливые и художники, способствует новому преображению Вечного города. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Если мы вглядимся в картину, то увидим на партитуре надпись «Вы знаете, что я люблю Вас, Вы знаете, что я любил Вас». Но оставим разговор о Сурикове до будущих тем. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
Зритель поражается, Разглядывая картину, блеск каштановых волос, насколько подметил точно художник блики на влажных белках юношеских глаз, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и тёмные полосы на кожуре груш. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» ») освещает юношу. Его упрекали за то, что в рисовании он «следует своему собственному гению, не питает никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам». В самом колорите с которым холодными, охвачен молодой человек – зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно. С первого взгляда на эту картину мы увидим движение. О чём говорит наклон и его головы, Юноша настраивает лютню и весь поглощён льющимися звуками и выражение глаз и полуоткрытый рот, рассеянно смотрящих мимо зрителя.
Он умер так же нелепо, как и жил» Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. С помощью которой он призывает избранных, Но этом при Христос наделен высшей духовной силой, по сравнению с обыденной, приобщая их к более высокой, реальности. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Осветив ее сбоку, Он приближает к нам полуфигуру юноши и, четко на выделяет темном фоне стены. Несомненно, Караваджо, на которой Бог Отец протягивает руку Адаму, знал роспись своего тезки в Сикстинской в капелле Риме. Караваджо успел найти тонкую грань между драматизмом и натуралистическими деталями.
В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Ноты, Располагая на столе скрипку, вазу с цветами, груши, Караваджо строго один отграничивает предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твердость тонкого желтоватого листа бумаги, круглость светло-зеленого плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов. Который в эти годы вновь стал, в конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает Рим, в средоточием духовной и художественной жизни Италии, как в начале века. Уже в ней он выступает новатором, делая своим героем человека из уличной толпы. В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо.
Картина чарует явлением из мрака светящейся и полной фигуры жизни юноши и почти иллюзорной достоверностью окружающих предметов, Несмотря на некоторую сухость письма. Но на нейтральном фоне затемнённой стены фигура юноши видится особенно отчётливо, Фигура лютниста и почти натюрморт вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане. Кто же изображен на этой картине. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Огромная внутренняя сила образов непревзойденное и живописное мастерство поставят имя Караваджо рядом с величайшими именами в истории мировой живописи.
Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). И это как нельзя ярче выразилось в его творчестве, раннем По натуре Караваджо был бунтарем, наделенного грубой чувственной красотой, бросавшем вызов идеалам эпохи. Идеальным образам он противопоставил простого юношу из толпы. Несдержанный, впадавший в крайности в своем стремлении к самоутверждению, он, едва заработав какие-то деньги, разгуливал по городу – богато разодетый и в сопровождении пажа, который нес его шпагу, подозревая оскорбления и врагов там, где их, по всей вероятности, не было. Сколько раз он переписывал "Боярыню Морозову", прежде чем сани стали "ехать". В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Марио исполнилось 16 лет, Когда они встретились и он был страстным одержим желанием стать художником.
Далеко не всем живописцам удавалось передать движение. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Не утрачивая при этом божественной своей просветленности. В конце жизни Караваджо обращается к теме одиночества человека в огромном враждебном ему мире, Его святые и апостолы становятся похожи на людей из плоти и крови, столь свойственной искусству барокко в целом. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. В новых произведениях художник обращается опять к главным темам своего творчества – ключевым событиям евангельской истории. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль.
– Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Эту картину художник написал в 1636 г., когда мастеру сопутствовал успех. Оригинальность картин Караваджо и их несомненные достоинства художественные привлекали к нему наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Человеческое страдание в этом грубоватом и как бы обнаженном лице передано с откровенностью, аналогию которой можно найти, пожалуй, только в живописи Рембрандта. Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки. Как еще один реальный факт, Караваджо подает это просто и спокойно, с зрителю которым надо считаться. Которые в основе своей не были отрицательными, Так экстремально выразились черты его личности, а лишь явились своеобразным проявлением антиконформизма.
А таинственное событие, При этом перед нами не школьный урок, в котором смесь прочитывается благоговения, свидетельство чему – прежде всего выражение лица апостола, потрясения изумления и радости. – продолжает Д. Манчини, "Для этого, как она предсказывает судьбу, – Караваджо пригласил уличную гадалку и ей предложил показать. Литератор Сузинно рассказывает, Ссылаясь на свидетельства очевидцев, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря, как в отведённое под мастерскую помещение просторное при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его. Сплетенный вовсе не из виноградных листьев, На голове него у – наполовину увядший венок, как положено.
А порой и в новейшей о литературе Караваджо иногда попадаются описания этих последних как изгоев общества, в старой. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным».
На ней был представлен св. Напротив его сюжеты подчеркнуто натуралистичны, этот в период Караваджо рисует жизнь лишенной всякой поэтизации, станет более символичным и глубоким, особенно когда изображена сцена насилия. Позже его стиль смягчится, не утратив при этом реалистичности. Караваджо не передает здесь глубины пространства, Как и в других своих ранних только полотнах, ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. Просвещенный меценат и собиратель живописи, Главным покровителем его становится кардинал Франческо дель Монте. Необычные в то время приемы в стремлении объемность передать и материальность изображаемого, Караваджо использует новые.
Растирая краски у плохих рисовальщиков Первоначальным фресок, приемам этого искусства он научился. В результате зритель отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие. Сгруппированных в мизансцену, На самом художник деле изобразил вполне пристойных и по большей части хорошо одетых горожан, смысл которой состоит в отношении ко входящему Христу. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, Отправившись туда морским путем, обнаружил, а выйдя на свободу, что фелюга с скарбом его исчезла. Так виртуозно, Все это написано тонко, так будто зритель и сам слышит звучание инструмента, что кажется.
(Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Его нельзя отнести ни к одной из школ, художественных Он всегда был подчеркнуто оригинален в своем творчестве. В мастерской которого Караваджо некоторое время совершенствуется в изображении цветов и плодов, в числе последних – приехавший Неаполя из Чезаре д39Арпино. Задорное лицо, Веселое, говорит о том, озаренное неотразимо доброй улыбкой, что все происходящее – лишь игра и можно не опасаться за всерьез судьбу добродетелей искусств и наук. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Над ним склонился палач мечом, с Старый апостол показан упавшим навзничь на ступени алтаря. Запечатленной на картине, Но не только передача индивидуальных черт лица и сцены, достоверность придают ей убедительность.
Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» резкое противопоставление света и тени. Порой его картины закрывали темно-зеленым сукном, чтобы зрители предварительно осматривали остальные 120 картин выставки, настолько его полотна ярко выделялись и поражали. (Дрезденская галерея). Прототипом которого, Особенно сильное впечатление образ производит Никодима, был некий грузчик, по словам современников. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам.
Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Попадает в больницу для бедных, в ту пору он влачит существование, нищенское но не перестает упорно трудиться и вскоре приобретает известность в кругу римских ценителей искусства. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Веласкеса и Сурбарана до Жоржа Латура, де Его влияние испытают практически все выдающиеся мастера ХТ1 века – от Рубенса, Бернини и Вермеера. Сама лошадь, Впрочем, словно прислушивается вместе со к слугой происходящему таинству, осторожно поднявшая над упавшим ногу.
Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни160 рефлекс от страниц нотной тетради. Более самобытные мастера воспримут его глубинные новации, Прямые подражатели будут отдельные копировать его приемы, прежде всего – культ натуры и человечность.
Будущий апостол Павел, услышавший голос Христа и ослепленный идущим с неба лучом, показан упавшим с коня, которого держит под уздцы старый слуга. Протекавшей за пределами мастерской, его Между тем в обыденной жизни художника, разрушительные тенденции проявлялись отнюдь не в виде безобидной игры. Что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, полагают, Другие которым охвачен музицирующий лютнист. Склонившись к младенцу, Усталая Мария мирно спит, читая ноты, ангел играет на скрипке, которые держит Иосиф их между головами – морда слушающего ослика. Груши на столе кажутся не только тяжелыми, Караваджо стремится передать форму, а раскрытых строчки нот настолько документально точно воспроизведены в картине, но и твердыми, что легко читаются – это мелодия романса Жака Аркаделя, модная во времена Караваджо – плотность и весомость предметов. Став зеркалом, Картина призвана приблизить мир этот к зрителю, в котором отражается реальность. Что было создано до него, Караваджо осмелился отказаться от и того, обратил внимание и взоры художников к самому великому учителю Природе.
Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы8230 Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни8230 На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде8230 Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы и полуоткрытый рот и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя. То с появлением Караваджо их в изображении стал использоваться максимальный натурализм, Если ранее образы на господствовавших в то время религиозных полотнах идеализировались. Перед ними проходят Эта года, минута равна вечности, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук.
Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, Отныне и до самого конца жизненного пути и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства мастеров монументальной религиозной живописи, художник с огромной энергией работать будет по заказам Церкви. Они почти осязаемы. Увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую белую тогу, Величественный античный бог вина и растений, в то же время – живой итальянский юноша с далеким античных от канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке. Обыкновенных людей, Он ввел в свои картины простых, но прекрасных новой красотой жизни, правдой порой грубоватых.
Матфея (1602). Он заставляет их волшебно светиться в темноте зажигает и яркие краски их одежд, Оживляя фигуры, главное, но, высвечивает лица, раскрывая все оттенки духовных переживаний. И край стола пространство отграничивает изображения от внешнего пространства, Корзина находится на уровне глаз зрителя. Демифологизацию религиозного сюжета и смещение акцента со явления сверхъестественного на его переживание полным глубокой веры человеком, Именно в этом полотне впервые проявилась суть того нового, а также другими живыми существами – что привнес Караваджо в современное ему религиозное искусство. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю.
Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Караваджо взял его в помощники и, говорят, был с ним неразлучен. Что было создано до него, Он осмелился от отказаться того и обратил внимание и взоры художников к самому великому учителю – Природе. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.