Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Бюргеры, на стороне последних егоособенные симпатии, представители низовобщества, а в их изображенияхон проявил мощного глубину полнокровногодарования – стрелки, ремесленники, в портретах Хальса представленывсе слои общества. Наряду с пейзажнойживописью значительное распространениеполучил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали длясвоих натюрмортов самые разнообразныепредметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предметаи его внутреннюю жизнь, неразрывносвязанную с жизнью человека. Голландскиехудожники 17 века Питер Клас (около 1597 1661) и Виллем Хеда (15941680/1682) писалимногочисленные варианты «завтраков», изображая на столе окорока, румяныебулочки, ежевичные пироги, хрупкиестеклянные бокалы, наполовину наполненныевином, с удивительным мастерствомпередавая цвет, объем, фактуру каждогопредмета.
Когда одна из рот милиции амстердамской попросила его написать свой групповой портрет, Например, что головы он начнет писать в Амстердаме, Хальс заявил, а все остальное закончит дома. Многие художники работали только одной в узкой области – Между ними было как бы разделение труда. Композиция сталаспокойной и строгой. В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаковчувствуется симпатия и уважение автора. Замечательна его «Цыганка».
Елизаветы» в Харлеме. Первая их дочь по имени Сара появилась на спустя свет всего девять дней после свадьбы – Любопытный факт. Сам сюжет его композиций, например, «Банкет офицеров стрелковой роты св. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Картина выполнена около 1628-1630 годов.
Выдержанный в черных, Это ощущение подчеркивает иколорит, серых ибелых тонах. Умер в Халс 1666 г. в глубокойбедности. Халс, как и многие его современники (Б. О жизни Халса известнонемногое. Созвучный характеру модели, Впервые в голландском искусстве в появляется портрете образ природы. Так в его картинах появляется непосредственность поз и экспрессий, которую ни один другой портретист не мог уловить столь живо. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Если бы не протрясающая жизненная достоверность воплощенного мастерством причудливого образа, Малле Портрет Бабе можно было бы назвать гротесковым.
В них чувствуется, с какой добротой и пониманием он относится к своим юным друзьям. Была неграмотной и, Вторая Хальса жена происходила из самых низов, отличалась скандальным характером, ко всему. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Мрачным силуэтомвырисовывается на ее плече зловещаясова.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Веселое, с оттенкомюмора настроение объединяет разных похарактерам и манерам офицеров. В живописи этого периодапоявляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Строже и спокойнее становится егопалитра. В возрасте 84 лет Халс создаетдва своих шедевра: групповые портретырегентов (попечителей) и регентш приютадля престарелых (1664). Не зря его через пару с лишним столетий так полюбили французские импрессионисты. Как сейчас снимают мобильником – лету, на Франс Хальс же стал писать групповые портреты так. Очень быстро Халсстал одним из самых известных портретистовХарлема. В XV–XVI вв. Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Георгия», 1639, там же). Это применяется, конечно, особенно к его несколько позже, зрелым работам. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Картина «Супружеская пара в парке» (ок. Его первые произведения относятся примерно к 1610 («Портрет Якобуса Заффиуса», 1611, Харлем, музей Ф. Халса портрет человека, держащего череп (Бирмингем, Барберовский Институт искусства) в них еще сохраняется некоторая напряженность, присущая художникам XVI столетия, таким, как Корнелис Кетел, Антонио Моро или Дирк Барендс.
Красочнуюгамму, в которой господствуют черныекостюмы и белые воротники, оживляютзвучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинстваи в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландскиебюргеры с портретов Хальса, передающегомгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбаетсяофицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Георгия» (1616, Харлем, музей Ф. Халса), оставался традиционным, близким картине того же содержания исполненной К. Корнелисом ван Харлемом. В грубости Малле Бабе есть энергия и сила самозащиты. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. Здесь сказалось влияние Рембрандта – в игре косых лучей света и, особенно, в большей напряженности и сосредоточенности атмосферы, в большей выразительной силе палитра Халса не меняется, он лишь придает тонам серебристые оттенки и усиливает черный цвет: два «Мужских портрета» (Лондон, Нац.
И в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, – здесь был крещен третий Хальсов сын Дирк. Его неказистая фигурка выделяется на фоне сумрачного неприветливого моря и истрепанных ветром дюн. У них было одиннадцать детей.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. («Регенты госпиталя св. Исполненная достоинства, Величавая поза, который смотрит мир на решительно и властно, умное открытое лицо человека. То есть запечатлевал мгновение, настроение, характеры. Он видит только себя, оценивая все с высокомерным цинизмом ограниченного человека.
музей), «Цыганка» (ок. Роль народной милиции была вполне декоративной – служили роты скорее клубом для зажиточных горожан, Правда. Выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины, едва уловимая лица мимика отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие. Уродливаястаруха с горящим хитрецой взглядом, резко и обернувшись широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаевсвоего кабачка.
В 1610 году Халс вступил в гильдию св. В освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые жанровые и сценки, Кроме того. Это был веселый, общительныйчеловек, добрый и беспечный.
Главным положительным качеством любого уважающего себя признавалась бюргера благопристойность. Таковы изображениядетей, поющих или играющих на музыкальныхинструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). Он был виртуозом с начала, Действительно кажется – что обычно Халс применял свой underpainting очень свободно. Полны тщеславияхолодные и опустошенные, властолюбивыеи чванливые, сидящие за столом старухипопечительницы с группового «Портретарегентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Он каждый вечер наливался спиртным самое по горло – Арнольд Хаубракен, Его первый биограф, писал о художнике.
В ее осанке, гордо поднятой голове – независимость и свободолюбие. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Однако есть несколько произведений, Художник создал немало заказных работ, которые стоят в особняком его творчестве. Он писал портреты, жанровые сцены, пейзажи, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка офорта и – натюрморты, Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Праздник отличался размахом и длительностью. В ее облике есть что-то отталкивающее, злобное и вместе с тем привлекательное своей оригинальностью. Детские портреты Халса часто имеют жанровый оттенок. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Кажется, Образы Халсаживые и динамичные, что людина портретах разговаривают с или невидимымсобеседником же обращаются кзрителю. Яркой выразительностью инепосредственностью отличаютсяпредставители народной среды на портретахХалса. Во всяком случае, городские власти Хаарлема были вынуждены издать в 1621 году специальное постановление, которое предписывало ограничить офицерский банкет сроком не «долее трех или, в крайнем случае, четырех дней». Горечью, Изменилось отношение буржуазныхзаказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которогостало перерождавшейся чуждым буржуазии, устремившейся за аристократическоймодой. Жизнеутверждающий оптимизммастера сменился глубоким раздумьем, иронией, скептицизмом. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. А в мирное время поддерживали – в нем порядок, в военное время гвардейцы роты Святого Георгия обороняли город.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. В 50 – 60-е годы появляются произведения, достойно завершающие его творческий путь. Халс все больше играет на контрасте белого и черного и смягчает очертания форм («Мужские портреты», Париж, музей ЖакмарАндре Кассель, музей Гаага, Маурицхёйс, 1660 «Портрет В. Круса» (Мюнхен, Старая пинакотека). Хальс нетолько реформировал единичный заказнойи групповой портреты, но явился создателемпортрета, граничащего с бытовымжанром. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожилвсю жизнь. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Портреты государственных лиц, обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в белых чепцах, решающих государственные дела портреты матрон с розовой или желтой кожей, в шерстяных черных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни – в привычной ситуации. Сколько сражений и подвигов на счету у каждого.
Пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского по народа, существу историческую картину. В 1600-1603 Франс учится у художника Карела ван Мандера, прославившегося своей «Книгой о художниках» изданной в 1604. Вскоре, отказавшись от итальянизма харлемских мастеров, Халс стремится к максимальной объективности по отношению к модели: «При этом умирает итальянский образ человека» (Андре Мальро). ('живопись по сырому'), но большинство работ было создано в последовательных слоях, как было общепринятым тогда. Много места (примернодве трети картины) Ян ван Гойен оставлялнебу с клубящимися облаками, насыщеннымивлагой. А буржуазия ужеперестала быть прогрессивным классом, опирающимся на демократические традиции. Правдивость живописи Халса больше непривлекает богатых заказчиков, встране намечаются признаки перелома. Прошло всего несколько десятилетийпосле победы революции, которыехотят видеть себя на портретах лучше, чем они на есть самом деле. Что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, думается, Известно и здесь, не обошлось без покровительства Гибланта.
Он выиграл много комиссий для свадебных портретов (муж традиционно расположен слева и жена, расположенная справа): Поскольку эта тенденция совпадает с периодом, что он был менее популярным среди богача, некоторые историки предположили, что причиной его склонности к черно-белому пигменту была низкая цена этих цветов по сравнению с дорогостоящими озерами и карминами. Шло время, менялись люди и сам художник. Так как он был исключительно и быстр эффективен в своей собственной хорошо подогнанной студии, Это было хорошо для бизнеса, когда Харлем оказывался в затруднительном положении, но это было плохо для бизнеса. Принимавшие активноеучастие в освободительной противиспанских борьбе завоевателей, Сильные, энергичные люди, представленыво время пирушки.
Вероятно, Оба заключения, однако, правильны, так как в отличие от его современников, Халс ехал не в своих пассажиров, но позволяет им прибывать к нему. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Торчащих во все стороны и как бы колющих глаза, Ее неуживчивый передан нрав экспрессией быстрых и резких мазков.
Все дело испортила сама же Сара – на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка. Беззаветно сражавшихся за родину, Это героев, образы знакомых с запахом пороха и звоном оружия. Питер, в 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, его и пришлось поместить в сумасшедший дом, помешался окончательно. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» Между 1600 и 1603 годами учился в Харлеме в мастерской Карела Ван Мандера, знаменитого живописца и первого историка искусства в Голландии. Насчет самого застолья. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Париж, 1628-1630, тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), «Мулат» Лувр), (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена).
Творческоелицо Хальса сложилось к началу 20-х годов17 века. С. Пушкина), выдержанный в тонкойкоричнево-серой гамме красок. Особыйвид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал ПаульПоттер (16251654). Но и упрямый, Зарабатывать деньги Хальсу мешала не художническая только безалаберность, заносчивый характер. Эти последниеработы голландского мастера отличаютсяэмоциональностью и яркой индивидуальностьюобразов. Сдержаннаясеровато-золотистая, оливковая тональнаягамма объединяет предметы и придаетособую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть толькочто разрезанного лимона или мягкий шелкголубой ленточки. Со временем «завтраки»мастеров натюрморта, живописцев Класаи Хеды уступают место «десертам»голландских художников Абрахама ванБейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Голландия утрачивает своеположение торговой великой державы икрупнейшего художественного центра, Сильно истощенная в войнах сАнглией. В 1616 Халс получил первый крупный заказ на картину «Банкет офицеров стрелковой роты св. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.
Изображенный согласно своемуобщественному положению ввеличественно-торжественной позе костюме ипарадном Его интересовал нечеловек, характерности, со своими чувствами, но человек во всейсвоей естественной сущности интеллектом, эмоциями. Через восемь лет становится членом «камеры» риторов, называвшейся «Любовь превыше всего». Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Халс, Хотя композиционные связи здесь еще не достаточно прочны, уже отходит от статики персонажей, однако, что было характерно для его предшественников и передает некое воодушевление и пространственную свежесть – наклоном поз, большими диагоналями в композиции построении и иногда смелыми и мощными мазками. Широкую популярность снискалиему групповые портреты офицеровстрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковойроты святого Адриана (1633, там же). гал., Нью-Йорк, музей Метрополитен) портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства) портрет Стефануса Герардтса (Антверпен, Кор.
Молодая девушка в сарафане с высоким корсажем, простой белой рубашке, распахнутой на груди, слегка обернувшись, бросает кому-то лукавый взгляд. Одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые по изысканные мастерству произведения, Так на девятом десятке лет больной. Но, конечно, не столько в роли голландских «околоточных», сколько в статусном смысле 8212 в роли почетной милиции, обязанности которой сводились больше к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. 1620, Берлин-Далем, музей) отсутствует та болезненность детского облика, которая была характерна для «инфантов» Веласкеса.
Городского ополчения, Это нечто вроде добровольного военного объединения народной граждан, гвардии. В архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, в самом деле, тиранившем жену детей и дебошире и пьянице. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Этот весьма условный и угрюмый задний план был, Здесь вновь вводит Халс пейзажный фон однако, написан учеником Халса (как пейзаж в портрете «Офицеров стрелковой роты св, возможно.
Подход художников XVI века к таким композициям был однозначен и прост. Кстати, у него, чем композиция – поверхность его холстов представляет собой весьма нескучный рельеф, масляный и мазок был не менее живым. Демократизм его искусстваобусловлен связями с традициями эпохинидерландской революции.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Люди на картине – это просто бюргеры и одновременно – не просто бюргеры. «Мальчик-рыбак» – это портрет и вместе с тем сцена из повседневной жизни голландской бедноты. Здесьнет главного героя. Кроме того, объективность, бывшая его характерной чертой, уступает свое место экспрессионистской тенденции, внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал: «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона».
Таковы картины«Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собакана цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Нью-йорк, гал., Кор, музей Метрополитен) портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и супруги его (Балтимор, Музей искусства) портрет Стефануса Герардтса (Антверпен. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Но Халс неотказался от реализма и его популярностьрезко упала.
Лаконична цветовая гаммас преобладанием черных, белых и серыхтонов. Хальс художниксмеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художниклица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, ониобращают взгляды и жесты кзрителю. Вольнолюбивым дыханием овеянобраз «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ееголовы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорнымблеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящиелучи света, бегущие облака, на фонекоторых изображена цыганка, наполняютобраз трепетом жизни. В 1640-х годах конфликт назревает между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. «Цыганка» – одно из самых выдающихся созданий подобного рода.
Расположение фигур, Разреженностьпространства, одинаково освещающийвсех изображенных, ровныйрассеянный свет, способствуютсосредоточению на внимания характеристикекаждой из них. История не сохранила названия, которое автор дал картине. И был тогда более или менее заполнен в, рисунок Иногда был сделан с мелом или краской сверху серой или розовой грунтовки, шаг за шагом. Искусствоведы ценят эту картину за новаторство композиции. Халс писал не только портреты, но и жанровые сцены, пейзажи. Безошибочно метконаносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. 1639)»1 Не желая покидать Харлем, Георгия», если для этого необходимо было ехать в Хальс Амстердам, отказывался от заказов. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Показанную в тот момент, Какую природу и с мастерством каждой по форме выражения, он воспроизвел полностью в тонком масштабе цвета. В 1644 Халс входит в совет гильдии художников Харлема. Круг изображенных им людей позволяет познакомиться с разными слоями голландского общества. Художник оценивает личные качества портретируемого вне сословных предрассудков или идеальных о представлений его предназначении.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданногоим образа. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.
Свободные, Легкие, трепетную живописную ткань, пронизанные мазки светом создают одухотворенную. Луки, объединявшую художников разных возрастов. Кроме того, к 1615 году он был уже довольно портретистом известным и, писал жанровые сценки. Жизнеутверждающееискусство оказало большое влияние намногих голландских Его художников, правдивое. Хальс изображалсвоих героев без прикрас, с их бесцеремонныминравами, могучим жизнелюбием. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилосьчувство глубокого пессимизма («Регентыприюта для престарелых», «Регентшиприюта для престарелых», обе 1664)» Основоположником голландскогореалистического портрета был ФрансХальс (Халс) (около 15801666), чье художественноенаследие своей остротой и мощью охватавнутреннего мира человека выходитдалеко за рамки национальной голландскойкультуры. Портрет МаллеБаббе (начало 1630-х годов, Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницытрактира, не случайно прозванной«гарлемской ведьмой», перерастает внебольшую жанровую сцену.
Отблески света накладываются здесь на несколько и холодную монотонную карнацию предшественников художника. А в 1641 – «Регентов госпиталя св, в 1633 пишет он групповой портрет членов амстердамской стрелковой корпорации полковника Рейнера Реада. Наполненные для Рембрандта жизненными тяжкими испытаниями, 1650-е годы, открывают период творческой зрелости художника. В Голландии работало множество живописцев. Как в советских школах раньше снимали фото класса – все вставали стройные в рядочки по типу Краснознаменного армейского хора и натужно улыбались в камеру, До Хальса групповые портреты писались так.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Художник полон оптимистической веры в жизнь. Его осанка горделива и взгляд надменен. Но прикосновения к различным ключам Рембрандт басом, был Оба мужчины были живописцами прикосновения, Халс тройное. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Но это – если углубляться в искусствоведческие дебри. Его вельможи держатсебя так же раскованно, как и представителинизших слоев общества, которые накартинах Халса изображены жизнерадостнымилюдьми, не лишенными чувства собственногодостоинства. Большое место в творчествеживописца занимает групповой портрет. Лучшими работами этого жанра сталипортреты офицеров стрелковой роты Св. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). в живописи Нидерландовсуществовала традиция писать портретылишь представителей кругов, известных правящих людей и художников.
Но большинство работ было создано в последовательных ('живопись по сырому'), слоях, как было общепринятым тогда. От изображений регентов стариков и старух веет печалью исмертью. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Это содержательница портовой таверны, похожая на старую ведьму. 1622, Амстердам, Гос. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Вместо условных канонов иидеализированной, придуманной природыв картинах мастеров итальянизирующегонаправления создатели реалистическогопейзажа обратились к изображениюдействительной природы Голландии с еедюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характерместности со всеми приметами, создаваятипические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу временигода, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональнойживописи, подчинению всех компонентовкартины единому тону. Одним из крупнейшихпредставителей голландского реалистическогопейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). С большой корзиной за плечами идет среди дюн по берегу моря, Мальчуган в широкой с плеча чужого одежде.
И хотя Фромантен в своей книге «Старые мастера» исключительно осторожен в отношении этих последних шедевров Халса (была ли то безграничная отвага художника или же рука более чем восьмидесятилетнего мастера просто ослабела) их можно считать предвестниками новой живописи. Непринужденной свободойрасположения фигур, Единствоасимметричной композиции достигнутоживым общением, объединенныхволнообразным ритмом. С блеском исилой энергичная художника кисть лепитобъемы форм. А выраженные в них идеалы молодой республики, в этих портретах нас пленяет не портретное сходство, равноправия, свободы, чувства товарищества. Адриана» (1633, там же) лишь наклон голов и фигур оживляют горизонтальную, длинную и очень статичную композицию.
Эти позы никогда не повторяются. Лиловые с оранжевыми и белыми бликами и зеленые с серым – Единственное пятно красочное – ленточки в нижней части камзола. Старую торговку рыбой, Писал во пьянчужку хмелю, красивую шлюху цыганку, ухмыляющуюся как ведьма, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Молодых влюбленных, Он писал себя и свою жену, первой после брачной ночи, на дерновой скамье в саду. Когда Голландия лидировала мореходстве, в Время, развитии промышленности и всякого рода предпринимательстве, торговле. Лукавый взгляд которой направленна невидимого зрителям собеседника. Халс не идеализирует модель, свою Удивительноживой кажется улыбающаяся молодаяженщина, растрепанной цыганкивосхищает своим задорным очарованием. Оченьчасто портреты Халса включают элементыжанровой сцены, нообраз веселой. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Адриана» (Харлем, музей Ф. Халса). Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Торчащие вихрами волосы, покрасневшее огрубевшее от ветра лицо – косящие глаза, в нет нем детской миловидности. Его влияние на юного ученика, возможно, не было определяющим Халс никогда не ездил в Италию, как того требовали харлемские приверженцы маньеризма.
Более двадцати лет прожившего в Голландии, в это время Хальс портрет пишет знаменитого французского философа Рене Декарта. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Георгия». Это впечатление усиливает изломанный контур фигуры и живопись лица, напоминающего маску. Когда в возрасте около 30 лет художник стал членом гильдии Первые св известные нам работы Халса относятся примерно к 1610. ИскусствоХалса глубоко демократично: на егопортретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленникаи даже человека из самых низов.
В таком же духе исполненазнаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлемесодержательницу харчевни, которуюпосетители за глаза называли харлемскойведьмой. Начатый им в Единственный Амстердаме, групповой портрет, пришлось заканчивать другому художнику. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Художник почти гротескноизобразил женщину с огромной пивнойкружкой и совой на 1640-х плече. В гг.
Острота характеристики, высочайшее мастерство использованияконтраста белого черного и вживописи. Портреты Хальса разнообразныпо темам и образам, Покоряют естественностьи живость позы. В очаровательной работе «Ребенок с кормилицей» (ок. Но портретируемыхобъединяют общие черты: цельностьнатуры, жизнелюбие. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание.
ван дер Хелст, Я. А. ван Равестейн и другие), был живописцем голландской буржуазии XVII в. В своих больших патриотических композициях («Регенты»), а так же в портретах-характерах он не стремится выйти за рамки физического сходства модели его гений проявляется лишь в новой живописной свободе, в индивидуальной палитре, в концепции колорита, освещения, мазков. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Случайностирасположения только что служивших емувещей, Недавнее присутствие в человекаощутимо беспорядке. Подлинным шедевром поздних лет можно считать мужской портрет из музея в метрополитен Нью-Йорке. Елизаветы» (1641, Харлем, музей Ф. Халса) отмечает последнюю перемену в манере художника и предвещает его поздние работы.
Во всем облике ощущается твердость воли и сознание своей правоты. Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – Регенты приюта престарелых для и Регентши приюта для престарелых, Словно в ответ на эти вздорные обвинения. Его телесность и материальность, уже Однако в них Халс порывает с маньеризмом и находит основу своего стиля. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.
В пределах скупых – цветов черного и белого – художник разрабатывает сложнейшую красочную гамму. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Порвав с условными системами композиции, «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св, в вводя произведения элементы жизненных ситуаций. Хальс и его жена предъявили владельцу иск мануфактуры, Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, что он совратил их дочь, обвинив его в том. Долиныи водная гладь широких рек с городамии селениями на их берегах серые, пасмурные в дни – Излюбленныемотивы художника Яна ван Гойена в егонебольших по размерам пейзажах. Которую иногда ошибочно рассматривают автопортрет как художника, музей), представляет собой один из редких пейзажных опытов Халса.
Амстердам). В «Групповом портрете стрелков роты св. Несмотря на то, Исследователи Халса творчества уже давно сами присвоили полотну существующее наименование, характеру одежды перед нами не цыганка, что по типу лица, а голландская девушка, молочница или служанка. Халс – очевидец этой знаменательной эпохи.
Он показал себя настоящим реформатором живописи, в Приступив к выполнению заказа на групповой портрет. Возможно, под конец праздника, который зачастую длился целую неделю, почетные граждане выглядели уже не столь впечатляюще. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. 1628-1630, Париж, Лувр), тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Возвестившим о начале века золотого голландской живописи, Эту работу впоследствии стали называть пушечным выстрелом.
Актеров-любителей, Они принимали в свой состав поэтов, куплеты, которые стихи, сочиняли поэмы и фарсы. Куда он был приглашен королевой Христиной, Продолжения знакомства у них не получилось Хальс – закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию. Его желание оживить картину иногда приводит к полной беспорядочности, Композиции Халса не всегда например, удачны, как, в групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. «Психологическиехарактеристики углубляются в портретах1640-х гг. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Он стал популярным живописцем портрета и нарисовал богача Харлема в особых случаях.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни, Он переселился еврейский в квартал Амстердама. Своимпсихологизмом они близки портретамвеличайшего из голландских живописцев Рембрандта, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкойголландского общества, так же иХальс как – который, Поздние портреты Хальса стоятрядом с самыми замечательными творениямимировой портретной живописи. Защитники голландского отечества, Эти достойные мужи, при орденах и перевязях, выглядящие весьма торжественно 8212 под знаменами, при полном – параде были, тем не менее, мастера погудеть. музей изящных искусств) и его супруги (Париж, собрание Ротшильда). Характерную для портретовего предшественников, Все присутствующие равноправные участники праздника. Хальс преодолел внешнюю чисто связьперсонажей.
Историки ошибочно сообщили, что он плохо обращался со своей первой женой, Anneke Хермэнсз (Аннетдж Харменсдочтер Абил), основанный на отчетах, что Франс Халс был обвинен в домашнем насилии в Харлеме в 1616. Где и жил почтибезвыездно до самой смерти (в 1616 г. онпосетил Антверпен, в юношеском возрасте онприехал в а Харлем, в середине 1630-х гг. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около1645) в колорите этих произведений начинаетпреобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполненыв очень свободной манере и решены вскупой цветовой гамме, построенной наконтрастах чёрных и белых тонов («Мужчинав чёрной одежде», около 1650-52, «В. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. в камеру риторов (актеров-любителей). Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог размышлениям его о смысле человеческой жизни.
Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Такова картина «Вид реки Ваальу Неймегена» (1649, Москва, Государственныймузей изобразительного искусства имениА. Считалось, Наконец, чтобы себя обеспечивать и свою семью, что каждый человек обязан уметь трудиться так. Онработал в Лейдене и Гааге.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Каждый персонаж на картинах имеетсвою яркую индивидуальность и в то жевремя эти произведения отличаютсяцелостностью. Халс писал также заказныепортреты, на которых в непринужденныхпозах размещены состоятельные бюргерыи их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626«Портрет Хетхейсена», 1637). То вспыхивающая, Горячая красно-коричневая, как бы согревая их теплым человеческим чувством, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную произведений выразительность Рембрандта. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Чаще всего изображенные располагались на полотне в фронтальном строго положении в два-три ряда. Принципыголландского реалистического пейзажаскладывались на протяжении первой трети17 века. Как быстро росло мастерство Хальса, о том, свидетельствует его картина Банкет роты офицеров св. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Сочность угловатого мазкаусиливают тревожность сцены. К середине17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе помере укрепления в позиций нем буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативныйхарактер, Асимметричность композиции, динамика. Примерно с 1620-1625 и до 1630 Халс исполняет большую серию портретов-характеров – «Шут играющий на лютне» (Париж, Лувр), «Веселый пьяница» (Амстердам, Гос. Что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной в гравюрой этом роде, Многие путешественники того времени с удивлением отмечали.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Луки. А именно, Точно так же исторические счета склонности Халса к напитку были в значительной степени основаны на украшенных анекдотах его ранних биографов, в то время Рембрандт как использовал золотые эффекты жара, Халс любил дневной свет и серебристый блеск, основанные на искусственных контрастах недостаточной освещенности в неизмеримом мраке. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
С ее помощью было нельзя даже покрыть долги, Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную. Так многие из его современников сделали, Он 'не красил их до смерти', требуемый ли клиентами их или нет, в их большой точности и усердии. Художник часто давал их крупнымпланом, Прекрасно изучив повадкиживотных, мягкой подробности, шерсти, мельчайшие тщательно выписывая фактурукаждого материала. Художникне пытается идеализировать изображаемых, главное для него естественностьи их неповторимость. Эти темы заимствованы Халсом у утрехтских караваджистов.
Сделать их менее случайными фон становится темнее, Вот таким образом 1630-1635 с художник стремится упростить свои композиции и палитра – более яркой. Луки в Харлеме. В палитре Халса темные тона дают цветные блики и допускают светлые тона («Улыбающийся кавалер», 1624, Лондон, собрание Уоллес «Портрет Исаака Масса», Торонто, музей «Портрет Виллема Ван Хейтхейсена», Мюнхен, Старая пинакотека). В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Натюрморты Бейерена строги покомпозициям, эмоционально насыщены, красочны. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Широкополой шляпе, Молодой человек изображен в костюме, роскошном не без кокетства сдвинутой набок, элегантно. Портреты-характеры. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпенев семье ткача. Скорее всего портрет «Смеющийся кавалер» понравился заказчику.
Во время этих обвинений, Действительно, чтобы плохо обращаться, художника у не было никакой жены, поскольку Anneke умер во время рабочей силы ранее в 1616. Нищета брала за горло. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Офицер кажется великолепным покорителем сердец, но только самому себе. Халс много работает в жанре группового портрета. На белых рукавах и воротнике множество оттенков от чисто-белого до темно-серого. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Можно предположить, что на картине запечатлено лишь самое начало «торжеств». Но предстают перед в художником своих естественных позах, Модели не позируют Хаясу, соответствующих их темпераменту.
Все его имущество продано с аукциона, в 1656 году был Рембрандт объявлен несостоятельным должником. Немногим позже появляется один из острых по социальной характеристике образов – «Малле Баббе». Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрмортастрожайше и продумана найдена. Чувство горечи, разочарованияощутимо в «Портрете мужчины в чернойодежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочныеоттенки лица обогащаются и оживаютрядом со сдержанными, почти монохромнымичерными и белыми тонами. Высшеедостижение Хальса его последниегрупповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года досмерти художника, одиноко окончившегожизненный путь в приюте. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Запечатлеваяпортретируемых в действии, Хальсрасширил рамки портрета введениемсюжетных элементов, акцентируя мимику, жест, в конкретнойжизненной ситуации, позу, мгновенно и схваченные. Художник точно добивался эмоциональной сипыи жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Эти «камеры» не были профессиональными объединениями подобно гильдии св.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Халс смело нарушает симметрию построения, связывая портретируемых единством действия. Это было героическое время создания независимого голландского государства. Его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии, Приток Рембрандта заказов сокращается.
Это в основном изображение стрелковых гильдий корпораций – офицеров для обороны и охраны городов. Освобождения от ненавистных правителей-католиков, переживала Голландия этап становления нации. Веселя на ярмарках народ Они песнями, бродили по деревням и городам Голландии, назидательные представления, разыгрывая.
Где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх, 1632 в году Рембрандтпереехал в Амстердам. Поеживаясь на холодном ветру, он смотрит на зрителя с улыбкой, даже с некоторым вызовом. «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона» – объективность, Кроме того, уступает свое место экспрессионистской тенденции, бывшая его чертой, характерной внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. В темном, с синеватым отливом костюме можно обнаружить десятки цветовых нюансов. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Виллем Кальф на протяжениивсей жизни писал в свободной манере идемократические «кухни» кастрюли, овощи и аристократические по подборуизысканных драгоценных предметовнатюрморты, полные сдержанногоблагородства, словно насыщенныевнутренним горением красок серебряныесосуды, кубки, раковины. В дальнейшемразвитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, своюодухотворенность и поэзию, свое обаяние. Натюрморт превращается в украшениежилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерствеисполнения поздние натюрмортыпредвосхищают закат голландскойживописи. Социальное перерождение, известная аристократизация голландскойбуржуазии в последней трети 17 столетияпорождают тенденцию к сближению сэстетическими воззрениями французскогодворянства, приводят к идеализациихудожественных образов их измельчанию. Искусство теряет связи с демократическойтрадицией, утрачивает реалистическуюоснову и вступает в полосу длительногоупадка. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. («Регенты госпиталя св. Портрет «Регентов госпиталя св. Рыбачек, в 30-е художник годы пишет серию жанровых портретов маленьких рыбаков, полунищих бродяжек. Родившийся примерно за 20 лет до Рембрандта, Халс, в соприкосновении с гравюрами X. Голциуса и, поступает в мастерскую Карела ван Мандера и обучается в кругу харлемских маньеристов, главное, первыми корпоративными картинами К. Корнелиса ван Харлема, родоначальника традиции групповых поясных в портретов, которых персонажи нагромождаются друг на друга.
Хармен, в 1611 был крещен его первый сын, ставший художником впоследствии от второго брака у него будет еще восемь детей. Потоки солнечного светаскользят по лицам, сверкают в кружевахи шелке искрятся в бокалах. Недалекий ум, которые сочетаются с сознанием превосходства богатого человека – мы постепенно проникаем в глубь образа, Рассматриваемая самодовольство портрет и самовлюбленность, обнаруживая за внешними признаками красоты и мужественности иное. Халс захватил, с редкой интуицией, момент в жизни его предметов. Как Сеймур Слайв указал, Однако, но другим Харлемским жителем того же самого имени, рассматриваемый Франс Халс был не художником. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиесядо него каноны сословного (дворянского)портрета 16 века.
Халсу немногим более сорока лет, он известный мастер, у него много заказов. Луки. Естественных, Он показывает стрелков в праздничной обстановке, отделенными не от зрителя, непринужденных позах, а приближенными к нему. Состоящее исключительно из портретов, Его творчество, благодаря множеству подписных и датированных можно картин, точно проследить. Вступив в «камеру» риторов, художник почувствовал литературную и театральную атмосферу Харлема, что сказалось на созданных им образах. Однако маленький труженик полон бодрости и уверенности. Локальный тон, Быстрая кисть здесь художника способна одновременно передать освещение, одушевление и телесность персонажей. Большую храбрость и виртуозность, Халс показал огромную смелость или группу имел и большую способность задержать его руки от холста, в момент большинства выразительного заявления.
Что точный тон, Он стал настолько умным и моделирование были получены с несколькими отмеченными жидкими и ударами щетки, свет и оттенок. Его мастерство более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, Егореализм стал более психологическиуглубленным и критическим, холодной тональнойгамме, обретаябольшую сдержанность в преобладающейсеребристо-серой, среди черного и белого особуюзвучность приобретают небольшие, точнонайденные пятна или розоватого красногоцвета. Члены которых наблюдали порядком за в городе, Всего в Харлеме было две роты народной милиции. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
Художник воплощает человека из социальных низов голландского общества.