Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек: рождаясь, он ползает на четвереньках, а встарости опирается на палку». Константин Сомов, бывший большим поклонником художника, писал: «Работая над портретом, часто думаю во время мучительных неудач о второстепенных мастерах – Энгр, Рослен, Г. Моро стоят у меня перед глазами». Родители с ранних лет поддерживали его стремление к живописи. Где хранилось около 1200 картин и акварелей, Художник завещал государству свой особняк вместе с мастерской, а также 10 более 000 рисунков.
Вспыхнувшая в 1870 г., Франко-прусская война, связанные с Парижской коммуной и последующие оказали события, глубокое воздействие на Моро. Направлявшимся в Фивы, Путникам, кто не мог загадку, разгадать он задавал загадку:«Что ходит на четырех ногах, на двух и на трех и чем больше ног, тем онослабее. » Тех, он пожирал. Семела, вдохнувшая ароматы источаемые Божеством, преобразившаяся.
Гюстав Моро родился в Париже в семье архитектора. Моро подсказал Жану Лоррену кровавую сцену «Конца одного дня» : в описании восстания в Византии усыпанная драгоценностями отрубленная голова императрицы, уподобляемая консоли, напоминает голову Орфея с картины Моро «Женщина, несущая голову Орфея» (1865). Художник сумел воспроизвести с помощью красок приглушенный блеск и золотых серебряных нитей старинной шпалеры. В которых наиболее ощущается полно стихийность и многослойность сюжета, Моро выбирает из античных и библейских сказаний мотивы. Среди его учеников были Руо, Матисс и Марке. В своем «Дневнике» Эдмон де Гонкур называл Гюстава Моро поэтомshyювелиром, удивительные акварели которого кажутся написанными блеском и патиной сокровищ «Тысячи и одной ночи».
Трепетный мазок и прозрачный цвет, в них с легкостью непостижимой сливаются эмоция и образ. Художник часто дополняет и усложняет известные мифы, создавая некую вселенскую мифологию. На страницах одноименного журнала Александр Бенуа, высоко ценивший Гюстава Моро, опубликовал его «Источник» (1898). И скалы, будто говорящие и летящий вдали ангел на фоне утренней зари и тончайшие облачные вспышки все создает радостное настроение. Когда же художник вернулся в Салон, то представил две картины «Саломея» и «Явление», с энтузиазмом встреченные молодыми писателями-символистами. Смысл происходящего в картине становится понятен через цвет.
В 1894 г. Моро приступил к своему последнему шедевру «Юпитер и Семела». Он был способен на энтузиазм и увлечения. Почти у горизонта, Далеко-далеко, поднимающиеся по горным тропинкам к видны небу, крошечные фигурки. «Ус-войте, говорил он ученикам, что цвет нужно воображать.
Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Несколько его картин покупает государство, но критики не замечают их. За вратами, отделяющими Орфея от Аида, деревья встают стеной кроваво-красного цвета, символизируя иной мир, который только что покинул Орфей. Он стал любимым художником салонов сенshyжерменского предместья, его восхваляли Робер де Монтескью и Оскар Уайльд, Марсель Пруст вспоминает о нем в «Поисках утраченного времени». греческой мифологии Эдип былцарем Фив.
Звучит тот музыкальный строй, Во всем сохраняется сказочности, ощущение которому все здесь подчинено. Совсем иначе, чем если бы я работал по мгновенному вдохновению. Очевидно, что высказывание «второстепенные» здесь следует трактовать как художники идущие за мастерами эпохи Возрождения – Тицианом, Рафаэлем, Пентуриккио и тогда Гюстав Моро стоит на достаточно высоком пьедестале, в сомовском понимании.
Составляющей с ним гармоническое целое, Эдипа Взор погружен в глаза прекрасной женщины-сфинкса. Ощущение незримого присутствия великого Это мастера, придает уникальность и необычность коллекции. Так как найти правильный ответ на неё не никто мог, Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть. «Ориентальные впечатления», привезенные Шассерио изКонстантины и Алжира, угадываются и в работах его ученика, который во многом пошел дальше Теодора Шассерио, соединяя на полотне образы, взятые из разных культур и эпох и стал предтечей экспрессионизма. Это ему он писал в Париж: «С этого времени и навсегда я собираюсь стать отшельником». И все персонажи как бы тянутся к ней. Сохраняющей духовные ценности живописи прошлых веков, Главным делом своей жизни Моро считал создание и религиозной мифологической картины XIX в., продолжателем которой он себя видел. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей.
Другой любимый ученик мастера, Жорж Руо, в 1903 г. был назначен первым музея смотрителем Г. Моро. С бесчисленными подробностями, в картине Моро сюжет простой превращается в грандиозное зрелище. Никому не рассказывая, Царская семья выдавала Эдипа за своего сына, собственного что он – приёмыш. Этим можно объяснить подробные комментарии, которыми художник сопровождает свои работы. За стенами которого скрывается истинная жизнь без всяких химер, Сквозь просвет в скале далекий виден город.
Тонко чувствующий художник не стремился к показу эффектных мифов сцен и преданий, При всей своей любви к красоте. Прекрасную Елену он то представлял в виде скорбной фигуры, Так, то в виде женщины-идола, склонившейся над разрушенным городом, гордо вознесшейся над толпой и телами погибших героев. Полностью совпадающая с задачами, Об этом говорит творческая его программа, которые решал символизм. Обезумевшие кони поволокли его по земле и отец Эдипа погиб.
На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Летом, с полудня и до вечера, вся мастерская занималась копированием в Лувре. В них присутствует та бесконечность, благодаря которой сложнейшие символистские замыслы художника приобретают трепетность эскиза, непосредственность, недосказанность, которых так не хватает его «законченным» компо-зициям маслом. Все здесь словно окутано роскошью дорогих тканей, наполнено мерцанием драгоценных камней. Изучая картины мастеров прошлого, Моро приходит к убеждению, что художник в своем творчестве должен следовать принципу «необходимого великолепия». Что им было известно наиболее богатого, Художники разных времен в включали свои картины все, даже наиболее странного, редкостного, все, что в их среде считалось драгоценным и роскошным.
Что касается второго принципа «необходимого великолепия», то об этом художник говорит так: «Обратитесь к великим мастерам., умирает, как пораженная молнией. Очень часто источником вдохновения него у становились произведения средневекового искусства. На земле разбросаны кости жертв монстра. Уже в ранней его картине «Эдип и Сфинкс» несмотря на драматический сюжет преобладает атмосфера некоей созерцательности. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною. В его произведениях угадывается не только академический классицизм и отголоски романтизма. Полотно «Юпитер и Семела» (1896, Париж, Музей Гюстава Моро) заполнено аллегорическими фигурами, символизирующими Смерть, Страдание, чудовищ Ночи, Эреба, Гения земной любви, Пана и т. д. Пространство заплетено фантастическими растениями, причудливыми архитектурными формами, скульптурными изваяниями. Достаточно сравнить три акварели, созданные в разное время, чтобы увидеть это: «Эдип и Сфинкс» (1861), «Женщина и стрекоза» (1884) и «Вдохновение» (1893), .
Вот таким образом многие работы незавершенными, оставались Кисть не поспевает за воображением и фантазией живописца, зрителю, а главное, без словесной интерпретации самостоятельно трудно разобраться в этом нагромождении символов. Их непосредственная свободная и манера артистизм покорял современников, в многочисленных эскизах и акварелях художник давал простор своему воображению. В 1857 г. Моро во второй раз едет в Италию, где копирует картины великих мастеров.
Писал Моро, «Вся ценность моих творений, что я приоткрыл дверь, состоит в том, к ведущую таинству. Высоко в небе на одном из выступов похожего на мираж готического храма примостился уставший и скорбный ангел – «Мертвый поэт», в сериях «Пери», «Павлин, жалующийся Юноне», в композициях «Фаэтон», «Вечерние голоса» Моро передал грацию воздушную фигур, богатство нарядов, сказочность пейзажей и архитектуры. Тишиной и созерцательностью наполнена прозрачная, выполненная на одном дыхании изысканная его акварель «Странствующий ангел». В 1880 году Моро последний раз участвует в Салоне, показывая полотна «Елена у стен Трои» и «Галатея». Гордый юноша отказался и возница Лая проехал колесом по его ноге. По поводу своей незаконченной картины «Химеры» художник создает целую легенду о некоем острове, населенном женщинами, находящимися во власти инстинктов и греховных желаний: «Одинокие, потерянные существа, снедаемые гордыней, оседлали своих химер, которые, поднявшись на головокружительную высоту, сбрасывают женщин вниз. Они учат нас не создавать бедного искусства. Отталкивающе прекрасное крылатое чудовище с телом львицы нежным и женским лицом прыгнуло на грудь юноши – они словно в немом оцепенении и в минутном раздумье пристально глядят друг другу в глаза, у Моро в мистическом единении царского сына и мифологического существа отражено одновременно вечное притяжение и взаимное отторжение.
Акварель «Вдохновение» поражает повышенной утонченностью и изысканностью, достигнутыми с помощью тонких, нежных орнаментальных линий, будто творящих мечту и цвета этих тончайших оттенков зеленого, фиолетового, синего и желтого, создающих ощущение спонтанного удара кистью и тщательно продуманных динамичных наплывов жидкой краски. Что в его творчестве рисунок Энгра и цвет Делакруа соединились вместе, Не некоторые случайно современники считали. Художник, по его мнению, должен начинать с легкого наброска, фиксирующего некий образ-воспоминание, а затем постепенно прояснять его. Однако он был художником своего времени, тонко улавливающим его веяния. Что в лучших картинах французского мастера звучит зримая мистическая Можно музыка, сказать.
Поучителен рассказ самого художника о том, как создавалась его картина «Фаэтон». Какие наряды, Посмотрите на их Мадонн, драгоценности, какие короны, резные троны – в воплощена которых мечта о высочайшей красоте. Все особенности формы и в то же время он всегда тщательно и продумывал глубоко цвет и композицию своих картин, никогда не боясь самых смелых экспериментов. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Что именно повседневные вещи, Метерлинк считал, заурядные явления и простые существа являются высшей носителями истины. Гюстав Моро стремился максимально наполнить свои картины подробностями и деталями, называя это «необходимостью роскоши». Мастерство виртуозного «музыканта цвета» наиболее ярко проявилось в акварелях Моро, которые такой ценитель, как Эдмон де Гонкур, сравнивал с сокровищами «Тысячи и одной ночи». Прежде всего особого ритма: его герои словно пребывают в сновидении.
Которые такой ценитель, Мастерство «музыканта цвета» виртуозного наиболее ярко проявилось в акварелях Моро, сравнивал с сокровищами «Тысячи и одной ночи», как Эдмон де Гонкур. Постепенно его живопись более становилась свободной и экспрессивной, в течение жизни стиль Моро менялся. Акварели, наверное, лучшее из созданного Гюставом Моро. Средневековые гобелены, Архивы музея Гюстава Моро дают представление о невероятной широте его интересов – античные вазы, экзотическая индийская японская скульптура, гравюра. Позднесимволистская теория, наиболее полно выраженная в философском эссе М. Метерлинка «Сокровище смиренных» (1896), утверждает, что современная культура, как во времена древности и Средневековья, снова обращается к познанию той невидимой субстанции, которая наполняет весь мир, но обнаруживает себя лишь в редкие мгновения молчания. Они не учат нас создавать бедное искусство.
Которые передают естественные формы искусственным способом, Необходимо подчинить их условным закономерностям, которые они призваны украшать», чтобы не разрушить дух общий и единство произведения. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения и он выколол себе глаза. В «Абстрактной штудии» Моро большие пульсирующие цветовые пятна символизируют какое-то грандиозное космическое действо. Он выглядел чуть ли не революционером, научив нас посещать му-зеи, в то время когда официальное искусство, пробавляющееся жалкими подражаниями и искусство живое, тяготевшее к пленэру, казалось, объединились, чтобы отвратить нас от этого». Крючкова («Символизм в изобразительном искусстве», 1994), Моро считал орнаментику способом отчуждения образа, проявлением абстрагирующей воли.
Не изображая ничего, кроме одной женской фигуры, художник передает драму с помощью цвета, В другой картине «Орфей на могиле Эвридики» герой изображен в одеянии глубокого синего цвета, символизирующего тоску по Эвридике. Поэт утверждает необходимость работы по памяти, но не с натуры. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Уникальной жемчужиной в драгоценном ожерелье работ художника стала картина «Единороги» (1885), написанная по мотиву шпалеры ХV века из музея Клюни. Пример тому большая картина «Юпитер и Семела».
Искусство, постигая Неведомое, сближается с мистическими учениями всех времен и народов. Так, в 1882 г., когда Музей Клюни в Париже приобрел знаменитый гобелен «Женщина с единорогом», Моро был так поражен этим шедевром фламандского искусства, что в его картинах часто стали появляться единороги как символ Непорочного зачатия Девы Марии. В своем дневнике Моро делает такую запись о фресках потолка Сикстинской капеллы, где, как он считает, проявляется «прекрасная инерция»: «Все фигуры Микеланджело кажутся застывшими в жесте идеальных сомнамбул. Здесь же он знакомится с Э. Дега, будущим импрессионистом, ставшим позднее его другом. Одно замечание Гюстава Моро, сделанное Матиссу, стало пророческим: «Вам предстоит упростить живопись».
Этой надреальности образов Моро достигает с помощью тонко продуманных приемов. В них заметно влияние мастеров эпохи Возрождения ипомпеянской настенной живописи, которые художник внимательно изучал во время поездки по Италии (1857 – 1859). Непознанное бессознательное, Здесь легко увидеть мужское и женское Вселенной, начала которую пытается раз-гадать человек, загадку мироздания. Он стал кумиром Андре Бретона и сюрреалистов, вновь его открывших.
«в центре колоссальных воздушных сооружений возвышается священный цветок – обращаясь к мифу о Юпитере и Семеле, Так, темной на лазури звездоносного свода Божество являет себя в великолепии, Моро пишет. Неподвижности, Для своих персонажей Моро всегда состояние выбирает спокойной расслабленности. Восхождение к высшим сферам, то есть земная смерть и апофеоз бессмертия». А в 1891-м стал руководителем мастерской изящных Школы искусств, в 1888 г. он был избран членом Академии изящных искусств. Изящные, Утонченные, разливающимся, бестелесные женские образы будто одухотворены поэтической фантазией и живым насыщенным цветом, подобно утренней заре, этом в неземном мире.
Чего нельзя сказать о произведении Моро, Однако картине в Энгра Эдип – главный и торжествующий герой в центре композиции. В 1898 году художник завещал свою мастерскую со всем, что в ней находилось, государству. Основанный на мысли всемогуществе о судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд, Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф. Главную роль при этом играла символика цвета. Искусство Гюстава Моро и его уроки в Лувре оказали сильнейшее влияние на творчество мастеров, открывших новые горизонты в живописи XX века.
Так, он драпирует тело Вирсавии из одноименной картины в желтое покрывало (желтый цвет цвет зависти). Прекрасную Елену Моро представил в виде одинокой фигуры у стен разрушенной Трои, у Так, ее ног – лики погибших героев. К творениям великих живописцев прошлого добавлялось прекрасное умение Моро их видеть.
Легенда о Семеле (умолившей Юпитера предстать перед ней во всем его грозном могуществе и погибшей, дав жизнь в миг смерти богу виноделия Дионису), превращается в некий мистический трактат. Которых он называет своими учителями, Но Гюстав Моро находит другой источник творчество вдохновения Делакруа и Шассерио. Изучая классическую живопись, художник выдвигает два принципа: «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия». Но затем у него пылкие появились пропагандисты и почитатели сюрреалисты Андре Бретон, Некоторое время в начале XX века имя Моро пребывало в забвении, Макс Эрнст, Сальватор Дали. Гюстав Моро (1826 – 1898) был художником, как заметил искусствовед Мейер – Грефе, «создавшим искусство ldquoпрекрасных душrdquo и не задохнувшимся в бутафории своей символики лишь благодаря воспоминанию о своем учителе». Только в Него я верю. Автор одной из лучших монографий о творчестве Матисса Раймон Эсколье спрашивает: «Не Гюставу ли Моро обязан в какой-то мере декоративизм Матисса блеском и роскошью стиля. » Точное наблюдение.
Поражает разнообразие художественных решений в акварелях Моро. А в листе «Женщина и стрекоза» все превратилось в некий цветовой хаос, живые, темпераментные наплывы водной цветной стихии, обладающей величайшей живописностью. Самые известные ранние картины Руо «Саломея» и «Орфей» стали его данью памяти учителю. У этого монстра были женская голова и грудь, львиное тело, змеиныйхвост и огромные крылья.
Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Куда в 1846 сдал г. успешно экзамены, в мастерской неоклассициста Франсуа Пико молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств. Вырастившим целую плеяду известных живописцев XX столетия Матисса, Кроме того Моро был хорошим педагогом, Марке, Руо, Мангена, которые уважали и ценили Моро как тонкого умного, колориста, всесторонне образованного человека. «Я никогда не искал снов в реальности или реальности в снах. Подмалевка, в акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, крепким, на мощной котором кистью, страстным контуром выделены главные персонажи Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими гармонический контраст борьбы двух начал. Любил рассматривать альбомы с репродукциями шедевров из коллекции Лувра, Гюстав много читал, а в г. по 1844 окончании школы получил степень бакалавра. Трагическая история поиска им правды началась с его противостоянияСфинксу.
«Бог Неизмеримое и я чувствую Его в себе, утверждал художник. «каким чудесным учителем был этот – человек Сам Матисс сохранил о мастерской Моро наилучшие воспоминания. Поль Бэньяр, один из соучеников Матисса изображенный им в картине «Мастерская Гюстава Моро» (1895), вспоминал: «Именно здесь, в Лувре, я ощутил излучаемый Моро свет. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса и тогда само чудовище бросилось со скалы.
Сегодня он заявлял о своем восхищении Рафаэлем, завтра Веронезе. Главный образ здесь сияющая звезда, возносящаяся в небо. Чудовище Фикс, Но уже раньше трагиков, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, с телом льва и головой женщины – была легенда видоизменена влиянием египетской мифологии. Разработанной Бодлером, в раннесимволистской теории, в нужно которое только проникнуть и истолковать его глубинную суть, объективный мир представляет связное произведение. Изысканность колорита, Драгоценное мерцание живописи Моро, любовь к Востоку, мифологичность мышления и некоторая экзальтация – все это было присуще гению и Михаила Врубеля.
К ней устремлены взоры поющих ангелов идущих впереди, трех королей, едущих на лошадях. Решительно отвергая свою принадлежность символизму, к При этом Моро, остается классическим символистом. Пример тому «Три короля». Они будто предвосхищают опыты абстракционистов.
От японской гравюры по дереву до чувственной индийской скульптуры, Архивы Музея Гюстава Моро в Париже позволяют судить о широте поразительной интересов художника от средневековых гобеленов до античных ваз. Охваченная ревностью Гера внушает Семеле попросить мысль Зевса явиться к ней во всем своем божественном величии. В картине проявляется принцип, выводимый Моро из наблюдения над классической живописью, – принцип «прекрасной инерции», который он будет последовательно воплощать в своем творчестве.
Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). В сериях «Пери», «Мертвый поэт», в композициях «Фаэтон», «Павлин, жалующийся Юноне», «Вечерние голоса» Моро передал воздушную грацию фигур, богатство нарядов, сказочность пейзажей и архитектуры. Тишиной и созерцательностью наполнена прозрачная, выполненная на одном дыхании изысканная его акварель «Странствующий ангел» : высоко в небе на одном из выступов похожего на мираж готического храма примостился уставший и скорбный ангел. Педагогическая деятельность Гюстава Моро яркая страница его биографии. Если у вас нет воображения, вы никогда не создадите красивого колорита». Здесь решается судьба каждого. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом.
Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его горе на Кифероне, Желая отвратить исполнение полученного им пророчества. «Усвойте, – учил он, – что цвет нужно мыслить, воображать его. Сколько духовные и мистические, в мастеров произведениях итальянского Возрождения Моро волновали не столько героические и монументальные аспекты их творчества.
При этом все этапы, от начального до завершающего, равноценны, поскольку каждый из них представляет мгновения последовательного развертывания автором воображения: «Гармонично слаженная картина состоит из нескольких наложенных друг на друга картин и каждый последующий слой наделяет мечту большей степенью реальности, вознося ее к совершенству». Его окружают кольцевидные пятна зеленого цвета, цвета успокоения. Кто думает, Это пример для чтобы всех, хорошо изобразить сцену, что, нужно тут же воплотить ее. Там обитают существа наивные, простодушные, верующие, строго исполняющие свои обязанности. Собранные в произведениях старых мастеров в бесценную экспозицию, Великолепная мебель и и аксессуары, мы нередко видим, способствуют абстрагированию темы, как эти великие и простодушные гении включают в свои композиции неведомую и нежную растительность, гирлянды небывалых плодов, благородных и грациозных животных». Те понесли.
Падающая от нее, Синяя которую тень испытывает Вирсавия, цвет тоски, узнав о смерти мужа. Они победят мрак и неврозы человеческой Возможно, жизни, смерть и бесполезную погоню за химерами». Что собрал в своем воображении семена все о прочитанном и обдуманном, я работаю так хорошо потому и все творчество становится видоизмененным воспомина-нием». Одна из лучших картин Моро «Единороги» (1888) является попыткой возродить средневековые традиции и фантастические композиции «школы Фонтенбло». Искусство Гюстава Моро вышло за пределы Франции. Это и сбылось.
Эдип изображается стоящим перед Сфинксом вразмышлении. Открытие «Эдипа и сфинкса» Гюстава Моро пробудило фантазии многих художников – символистов, например, помогло Одилону Редону осознать свое призвание и первые его полотна, в частности «Красный сфинкс» (1912), были навеяны работами Моро. А спустя четыре года 66 – летний художник стал руководителем одной из трех мастерских Школы изящных искусств, в 1888 году избрали Моро членом Академии изящных искусств. Создавая в ней довольно большие, Художник в совершенстве владел техникой акварели, листы, около метра, отображая все богатство светотеневой моделировки, возможна которая в масляной живописи. Зло и смерть станут центральными темами в творчестве Гюстава Моро. Бельгийский художник – символист Фернан Кнопф, покоренный фантазией Моро, создал свой вариант картины «Эдип и сфинкс» (1896), где в изображении прильнувшей к Эдипу женщиныshyтигрицы очевиден отход от классических канонов, которых в определенной мере придерживался Моро.
Которые ограничивались исключительно античными в источниками, отличие от неоклассицистов, заимствованные из разных культур и эпох, Моро смело соединял на своих полотнах образы. Его лучшими учениками были Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке. «Мной владеет одно стремление, писал художник, желание передать в зримой форме те внутренние вспышки, которые трудно к чему-либо отнести в их кажущейся незначительности проступает нечто божественное и, будучи переведенными на язык чисто пластических эффектов, они открывают горизонты подлинно магические, можно сказать величественные». К которому они, Идея иного мира, принадлежат, по-видимому, все поскольку в них тайна для нас».
Напротив. Эти простые проявления жизни и составляют чувственную основу символа в искусстве. Художник создает новую реальность используя образы, хранящиеся в памяти. Полюбивший фиванскую царевну Семелу Зевс спускается к ней с Олимпа покровом под ночи, Согласно греческому мифу. Божественная имматериальная идея. Любил повторять художник, я дал свобо-ду воображению», считая одной фантазию из самых важных сил души. Символизм здесь проявляется в особой многослойности образа. Особую роль в жизни будущего художника играла мать, от нее он унаследовал интерес к музыке (биографы упоминают о дружбе художника с Жоржем Бизе).
Он любил повторять, что «не следует переносить в картину естественные формы в том виде, как их находишь в природе. Учителя и ученика связывала крепкая дружба. Моро оказал влияние на поиски русских художников, особенно на представителей объединения «Мир искусства». Как справедливо подметила В. А.
Картина была за восемь тысяч франков приобретена на аукционе принцем Наполеоном. Как большой мастер, он соединял в своем творчестве многие стили и направления. Восхитительную и причудливую фауну, Великие и простодушные гении включают в свои композиции неведомую и нежную растительность, гирлянды небывалых плодов и грациозных животных» в своих произведениях Моро стремится воплотить идеи и мысли, охапки цветов, находящиеся за порой пределами возможностей живописи искусства пространственного, а не временного он мечтает выразить в пластических образах невыразимое. Склонила его к любовным утехам вскоре и родила сына, Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна. «Обращайтесь к великим мастерам, говорил Моро. Представ перед ней в сверкании молний, Тот, успев выхватить из пламени своего ребенка будущего Диониса, бога испепелил огнем смертную Семелу.
Вплоть до 1876 г., На протяжении нескольких лет, он не выставлялся в Салоне и даже участвовать отказался в украшении Пантеона. Так, в «Танцующей Саломее» (1876) или «Татуированной», в ажурном узоре, которому едва ли можно придать определенный изобразительный смысл, покрывающем как фигуру Саломеи, так и детали интерьера, угадывается усиление призрачности сцены, «которая колеблется, как мираж в потоках горячего воздуха». Гюстав Моро называл свое искусство «страстным молчанием». Роковым эротизмом наполнены произведения Франца фон Штука, неоднократно обращавшегося в своем творчестве к изображению сфинкса в образе женщины, внешне лишенной признаков мифологического существа, но наполненной внутренним демонизмом, как в произведении Штука «Сфинкс» (1895 – 1902). предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. На данный момент музей насчитывает около 1200 холстов и акварелей, 5000 рисунков, которые экспонируются с учетом пожеланий их автора. На которую сами эти мастера вряд ли были способны», говорил Он о каждом из них столь красноречиво и с такой прозорливостью. Вспоминал Моро, «Во время наброска этого великолепного сюжета, что во мне зашевелился образ поэтического Фаэтона, мне вдруг стало ясно, который я носил в себе пятнадцать лет, с того момента, прочел как Овидия.
В раскрытии роковых женских образов Моро был неподражаем и это чувствовали не только художники, но и поэты и писатели. В таких удивительных картинах, как «Сирены» и «Эскиз», напряженные, активные, звучные цветовые пятна образуют формы, поражающие воображение. Гюисманс писал: «Она стоит на фоне ужасного горизонта, забрызганного фосфором и закапанного кровью, одетая в платье, украшенное драгоценными камнями, словно гробницаhellip огромные распахнутые глаза застыли, словно ее сразил столбняк» (Huysmans J. – K. Certains P. Jdem L Art Modern, 1902) С 1881 по 1886 год Моро исполнил серию иллюстраций к басням Лафонтена.
Гюстав Моро обладал редчайшим сочетанием великолепного таланта рисовальщика и выдающегося колориста. Я сочиняю образы и теперь они должны развиваться сами». Что цвет и линия картине, в Точно так же и Гюстав Моро был убежден, ярко выявляют глубинную суть природы, концентрируя в себе духовное содержание, скрытую за ее телесной оболочкой. Кому посчастливилось общаться с этим блистательным художником и выдающимся Предоставим педагогом, слово тем. Что им было известно наиболее богатого, Художники разных времен использовали в своих картинах все, редкостного, блистательного, даже наиболее странного, все, что их в среде считалось роскошным, драгоценным Какие наряды, какие короны, какие драгоценности какие резные троны. В акварели «Эдип и Сфинкс» все объединяет желтовато-бурый тон, подмалевка, на котором мощной кистью, крепким, страстным контуром выделены главные персонажи Эдип, с его удлиненными формами и живым, «дышащим» абрисом и женщина-Сфинкс с ее «звериными», короткими, напряженными, крутящимися линиями, создающими гармонический контраст борьбы двух начал. В последние годы жизни художник ведет большую по работу превращению своего дома в мемориальный музей.
Мой мозг, мой разум кажутся мне лишь краткой и сомнительной реальностью. Что даже сейчас, Это поэтическое описание так глубоко пронизывало и мою возбуждало фантазию, я мог бы слово в слово передать его, столько лет спустя. Иллюстраций из манускриптов, Художник сотни раз копировал сюжеты старых гобеленов, ювелирных украшений, делал зарисовки скульптур, которые он находил не только в залах музеев, но и книгах в и журналах. Одним из шедевров художника стало полотно «Эдип и сфинкс» (1864).
Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Путникам, направлявшимся в Фивы, он задавал загадку:«Что ходит на четырех ногах, на двух и на трех и чем больше ног, тем онослабее. » Тех, кто не мог разгадать загадку, он пожирал. Гюстав Моро владел синестезией слышанием цвета, видением звуков. Блестяще владея рисунком, Моро высоко ценил великолепное произведение Энгра на эту тему и, у перенял Энгра используемый им принцип выразительности силуэтов древнегреческой вазописи.
Что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Решив, решил Эдип не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. Возвратившись в 1859 г. из Италии, Моро выставляет в Салоне большую картину «Эдип и Сфинкс», получившую наконец признание художественной критики. Стремясь к слиянию словесного и визуального, Недаром художник составлял к своим картинам литературные обширные программы. Не сумев выиграть Римский приз (победителей этого конкурса школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), Моро покидает школу и нанимается в Лувр на должность копииста. Если у вас нет воображения, вы никогда не создадите красивого колорита». Рисованию мужской обнаженной натуры и изучению анатомии, Обучение здесь в основном сводилось к копированию слепков гипсовых с античных статуй. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу.
На фоне волшебного пейзажа, в гармоничном соединении с природой существуют девушки и мифические существа. Космические ритмы, неземные мелодии пронизывают другую замечате-льную картину Гюстава Моро «Ангелы летят за тремя королями». Протяженная диагональ, Здесь правят композиция, контраст темнеющих скал и сверкающей звезды светлом на утреннем небе.
Чтобы после смерти его наследие оказалось рассеянным по всему Моро свету, хотел сохранить свои работы для будущих поколений и не желал. Я не верю ни в то, что я осязаю, ни в то, что вижу. «поступая таким образом, Матисс никогда не забывал, господствовавшего в Школе, он спасал нас от духа, где ориентировались на только Салон – что именно Гюстав Моро подтолкнул его к изучению старых мастеров. Выставленное в том же в году Салоне оно было приобретено за 8000 франков принцем Наполеоном. Где его взяли на воспитание бездетный Полиб царь и его жена Перибея, Пастух отнёс Эдипа в Коринф. Там был организован Музей Гюстава Моро, первым хранителем которого был Жорж Руо. Ведь живопись Г. Моро обладает поистине магическим воздействием.
Выступающие из тьмы, Красные пятна, которую она внушила Давиду, царю символизируют страсть. На котором проступают контуры иных духовных сил, в своем безмолвии они как бы становятся пассивным неким экраном. Однако драгоценное искусство Гюстава Моро сложно причислить только к символизму. Благородство колорита, Он был учеником и другом ТеодораШассерио и от него взял не только виртуозное владение рисунком, но и любовь к красоте в ее самых ярких и чувственных оригинальное проявлениях, композиционное построение.
Его скорее интересовал глубокий психологизм иногда подтекст произведений. Он превратил два верхних этажа дома, купленного его родителями еще в 1852, в экспозиционное пространство и завещал государству дом со всеми находившимися там произведениями и всем содержимым квартиры. Только мое внутреннее чувство я считаю вечным и определенным». «Цвет должен быть продуман, вдохновлен, вымечтан», говорил он.