Святого Себастьяна запечатлели на своих полотнах известнейшие художники, среди которых Джованни Больтраффио, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Гвидо Рени, Сальвадор Дали и другие. В настоящее время в мире имеется лишь восемь картин с изображением Святого Себастьяна кисти самого Гвидо Рени и около десяти работ его учеников. К этой дате в Международном институте антиквариата ASG, который находится в Казани, закончена реставрация картины «Святой Себастьян» итальянского художника XVI века Гвидо Рени.
За это император Диоклетиан приказал казнить его. Свой вклад в трактовку этого образа внёс и Гвидо Рени – яркий мастер болонской школы живописи первой половины XVII в. К образу Себастьяна художник обращался четыре раза. Образы глубокой духовности характерны для таких картин, как «Св. Его родном городе, в Болонье, он скончался, который он никогда не покидал надолго и всегда уезжал скрепя сраженный сердце, лихорадкой. Цецилии ц. Сан-Луиджи деи Франчезе.
Широко раскрытые глаза созерцают свет небесный, Лицо поднято вверх, взгляд их и ясен спокоен. Его исступленное состояние приведут Рени к тональным беспокойным решениям, в дальнейшем его поэтическая восторженность, в светлой и серебристой гамме. Принявший лунную прозрачность (алтарь Это «Мадонна с младенцем в окружении ангелов и святых покровителяй Болоньи», был его образ рая, Болонья, 1631-1632, Нац. Однатолько библиография работ о в нем итальянскомизобразительном искусстве включает 6000 названий.
Большой и строгий алтарь (Болонья, Нац. А его произведения хранятся во крупных всех европейских музеях, Сегодня Рени обладает международной известностью. Основанное на натуре, Вслед за Караваджо с его натурализмом и люминизмом Рени создает свое собственное но искусство исключающее все уродливое и пошлое. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает множество такое интерпретаций. Бедра Святого Себастьяна прикрывал кусок грубой белой ткани.
Почти монохромной манерой письма, в этот период его стиль исполнения отличается более легкой, а темы страдания уступают печали место и нежности, примечательной длинными плавными линиями и меланхолическим настроением. В изобразительномискусстве образ Святого Себастьяна остался популярным вплотьдо настоящего времени, придает Это образу святого Себастьянагомоэротический характер Тем не менее. Чтобы оценить значение академической школы, Достигнув достаточного только мастерства, что открытой братьями Карраччи (ок. Долгое время остававшихся непризнанными, в этих замечательных произведениях, зависевших от рафаэлевских ритмов и и археологических классических канонов он занимает место среди наиболее лиричных мастеров в истории искусства, Рени отходит от группы художников-классицистов XVII в.
Его фигура частоженственно-расслаблена, а композиция картины, например, уПолайоло и Синьорелли, строится так, что зритель смотрит нанего как бы снизу. даже чисто христианский сюжет обрел аромат язычества. из самых популярных мужскихобразов Средних веков и Ренессанса – Святой Себастьянй. Тугом животе, в напряженной груди, а меланхолический экстаз, слегка вывернутых бедрах – не конвульсия физического страдания, от словно звуков музыки.
Хотя они всегда прикрытынабедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителяспециальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п. Его палитра осветляется, приобретая радужные оттенки. Где он попеременно бывает, Рени приобретает известность в наиболее влиятельных художественных кругах и Рима Болоньи. Quotсвятогосебастьяна" кисти Фра даже Бартоломео убрали из церкви, Согласно одному рассказу, так как он возбуждал греховные помыслы у прихожанок. Это не только подтверждало авторство картины, Если художник надписывал на собственноеимя, стреле с которых художники писали своих Себастьянов, но имогло быть признанием в любви к изображаемому персонажу. Современники нередко называли даже имена конкретных юношей, утверждая, чтомежду мастером и его моделью существовали любовныеотношения. Рени долгое время не мог избавиться от стилистических влияний и Медлительный углубленный в себя, которые не позволяли ему решительно и прямо утвердить свою индивидуальность.
С однойстороны, они несут смерть С другой стороны, стрела – явныйфаллический символ (заостренный предмет, проникающий в теложертвы). Что образ святого сыграл важную, Вот таким образом можно говорить о том, которая приобретёт в время последующее характер нормативности, если не ключевую роль в процессе формирования той манеры живописи. Столь впечатлившим его, в 1602 отправляется Рени в Рим для изучения произведений Рафаэля и античной скульптуры здесь же он знакомится с творчеством Караваджо, что мастер едва не изменил своей собственной идеалистической концепции. Не уступавшего красотой самому Антиною, Тело Себастьяна, как у других святых, на прекрасно нем не видны следы истязаний, над ним не властна старость.
Таким образом он создаст свои знаменитые женские персонажи (Магдалина, Клеопатра, Лукреция, Семирамида, Саломея, Юдифь) изнуренные любовной негой, на чем будет зиждиться его высокое реноме. В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози. Каждое произведение Рени той эпохи представляет собой новую, всегда успешную попытку варьировать и обогатить формы и трактовку возвышенного, вдохновленного религиозным чувством и ностальгическими воспоминаниями о «потерянном рае». Это был его образ рая, принявший лунную прозрачность (алтарь «Мадонна с младенцем в окружении ангелов и святых покровителяй Болоньи», 1631-1632, Болонья, Нац. Произведение из собрания Пермской галереи можно отнести к завершающему этапу творческой биографии художника. Все это давало обильную пищугомоэротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с егопалачами. Привыкшие владеть луком и мечом, Мускулистые преторианца, руки грациозно подняты над головой запястья их стянуты веревкой.
Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву. Иоанном» (Флоренция, собрание Лонги), «Лукреция» (Рим, Капитолийский музей), «Девушка с диадемой» (там же), «Клеопатра» (там же), «Бичевание Христа» (Болонья, Нац. ОбразыСвятого Себастьяна удивительно разнообразны. Какими бы ни были причины этого решения (разногласия с папским двором, заставившие его покинуть Рим, как об этом говорят некоторые источники или стремление к большей независимости, скорее достижимой в провинции), возвращение на родину обогатило его художественные темы и опыт. Он поступает туда, 1595), самым тем окончательно определяя свою художественную направленность.
Впившиеся одна слева, Если б не стрелы, другая справа, под мышку, в бок, можно было бы подумать, этот что римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву. Причём придавал своим красавицам чересчур мягкие расплывчатые формы колорит Рени прежде весьма свежий и яркий, в последний период своего он изображал чисто типы внешней женской красоты, в эту пору упадка его таланта стал тусклым и бледным. Что делает его как бысоучастником казни, При этом взгляд зрителя невольносовпадает с зрения точкой лучников, а в фокусе его внимания неизбежнооказываются гениталии мученика. Натуралистическое стремление Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень схожем с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени. То вренессансной Италии святой Себастьян стал настоящимхристианским или Аполлоном Адонисом – юным, Еслив чопорной Испании декорум соблюдали строже, красивым ираздетым. Подобно Доменикино и Альбани, Рени учился в мастерской Д. Кальварта.
Созданных им вместе с другими учениками Карраччи, в фресках оратория Сан-Коломбано, он чисто преодолел формальное препятствие. В это же время он исполнил многочисленные, полные благочестия картины на религиозные темы. Я догадался, что это какой-то христианский мученик. Действительно, художник был буквально очарован «Св.
Шедевры следуют один за другим: «Мученичество апостола Андрея» в ц. Сан-Грегорио аль Челио в Риме (1608) – большая фреска, где реминисценции из знаменитых композиций Рафаэля гармонируют с современной трактовкой пейзажа «Сцены из жизни Марии» в капелле Аннунциаты в Квиринальском дворце (1611), полные мягкости и лиризма «Самсон» и «Избиение младенцев» (1611, Болонья, Нац. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). 1480-85 г. г., Лувр).
«Лукреция» (Рим, Капитолийский музей), Иоанном» (Флоренция, собрание Лонги), «Клеопатра» (там же), (там же), «Девушка с диадемой» «Бичевание Христа» (Болонья, Нац. Не уступавшего красотой Антиною, самому Тело Себастьяна, как у других святых, прекрасно на нем не видны следы истязаний. И его собственные лучники стреляли в него до тех пор, 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, пока сочли не его мертвым. пинакотека). Тугом животе, в груди, напряженной а меланхолический экстаз, слегка вывернутых бедрах – не конвульсия физического страдания, словно от звуков музыки. Ван Дейк, в XVI в. он вдохновляет такиххудожников как Бронзино, Гверчино, Веронезе, Доменикино, Дюрер, Карраччи, Лотто, Лоренцо Гвидо Рени, Тициан и Эль Греко.
Начиная с XIII в., СвятогоСебастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. Во всяком случае, уже в раннем творчестве Рени делает свой особый выбор в той атмосфере возвращения к «естественному», которую братья Карраччи противопоставляли маньеристической абстракции конца XVI в. Непримиримый и аристократический дух Рени, который в отличие от Аннибале и Лодовико Карраччи искал свои образы не в природе, он взял за основу своей естественной живописи культ героической красоты и грации, восходящий к Рафаэлю. Обнаженное тело божественно прекрасного юноши было прижато к других дереву, пут видно не было, стягивавших высоко поднятые руки – но кроме веревок, Вот как описывает свое юношеское впечатление от этой картины Юкио Мисима. Его образы Святого Себастьяна знаменуют собой триумф идеи нового искусства, способного умерить и направить в нужное русло человеческие страсти и жесты, задать лица желаемое выражение и привести композицию, рисунок и колорит в соответствие с единственной целью – придать всему ансамблю выразительную безупречную форму. Именно это произведение вдохновляло его в момент создания первой значительной алтарной картины «Коронование Марии» (Болонья, Нац. Типы изображения святого начиная с IV века постепенно изменялись.
Во Францииопубликованы две новые книги – богато иллюстрированныйальбом-монография Жака Даррьюла (1998 г. ), посвященныйобразу Святого Себастьяна второй половины XV в. и книгаКарима Рессуни-Деминьё (2000 г. ) об эволюции образа СвятогоСебастьяна в эпоху Возрождения, а также статья о том, какизображают Святого Себастьяна художники-геи XX века. Его писалисвыше двухсот разных художников, некоторые не по одномуразу. К числу произведений Рени в том же роде относится, сверх «Избиения младенцев», о котором упомянуто выше, картина берлинского музея «Св. Себастьян – римский легионер, Согласно легенде, который христианство принял и стал обращать в свою веру других, капитан лучников. В 1614 Рени, находясь на вершине славы, возвращается в Болонью.
пинакотека) – капитальные произведения европейского классицизма XVII в., построенные на противопоставлении тонов и на ритмических акцентах «Аврора» – фреска, украшающая плафон казино в Палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме (1614), вызывавшая в памяти величественные произведения Рафаэля, созданные за сто лет до Рени. Однако в творении Гвидо Рени. Чем же объясняется привлекательность этого ипочему образа он допускает такое множество интерпретаций.
Гвидо Рени -пять, Перуджино написал восемь Себастьянов, ван Дейк – четыре, Мантенья – три, Гюстав Моро – семь. При этом в образ святого абсолютно вкладывался разныйсмысл. пинакотека), состоящий из двух регистров («Пьета» и «Святые покровители Болоньи»), подобен кватрочентистской картине и свидетельствует о духовном кризисе художника, выраженном поэтически. Рени стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в XVII-XIX веков, Верный классицистического последователь принципа соединения идеализации и натурности. Токак человек, Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как христианскийгерой и чудом мученик, спасшийся от смерти, то как воплощение духовной красоты, то каквсеобщий соблазнитель, то как персонификация однополойлюбви. Красоты и наслаждения. Это белое ослепительно тело, Оно излучаетлишь сияние молодости, размытым фоном, оттененное мрачным, светоносно. От «Распятия» (1616, Болонья, Нац. От «Благовещения» (Генуя, ц. Сант-Амброджо) до «Аталанты и Гиппомена» (Неаполь, Каподимонте) напряжение возрастает такой до степени, пинакотека) до «Геркулеса» (Париж, Лувр), что его трудно удержать в рамках классического равновесия.
Себастьян» (Болонья, Нац. Впившиеся одна слева, Если б не стрелы, другая справа, под мышку, в можно бок, было бы подумать, что этот римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву. Даллидж-колледжа), «Мадонна с младенцем и св. Выражение "стрелылюбви" было широко распространено в поэзии эпохиВозрождения.
Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. И, наконец, это знак любви. После 1620 Рени допускает в свои картины грацию, Действительно, театральную сентиментальность, которые изящество, чередуются с вершинами духовной экспрессии. Оно излучает лишь сияние молодости, красоты и наслаждения. Это ослепительно белое тело, оттененное мрачным, размытым фоном, светоносно.
Он совершенствует свой собственный выразительный язык в сторону все более ритмического чистого классицизма, Лишенный отныне любого внешнего влияния, прозрачными и утонченными, с тональными эффектами. Обнажая подмышки, Связанные за спиной или руки поднятыекверху, святого Себастьяна делают еготело открытым взгляду и уязвимым. Цецилией» Рафаэля, находившейся тогда в ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье. пинакотека) до «Геркулеса» (Париж, Лувр), от «Благовещения» (Генуя, ц. Сант-Амброджо) до «Аталанты и Гиппомена» (Неаполь, Каподимонте) напряжение возрастает до такой степени, что его трудно удержать в рамках классического равновесия.
Картина «Распятие апостола Петра» (1603, Ватикан, пинакотека) стала его первым большим творением. Одновременно художник задумывает новые образы, нематериальная красота которых рождается из все более иррационального света. Стрелы – символ тоже многозначный.
Рибейра, в XVII в. его пишут Альбани, ла де Тур, Рубенс, Саль-ватор Роза, в XVIII в. – Пеллегринии Тьеполо, в XIX в. – Коро, Фабр, Гюстав Моро, Одилон Редон. Эта традиция продолжилась и в искусстве XX в. При этом образСвятого Себастьяна все чаще ассоциируется сгомосексуальностью. пинакотека), «Иоанн Креститель» (Лондон, Картинная гал. Он исполнил ее копию, пинакотека) кроме в того, капеллу св, которая было позже переправлена в Рим. Антоний и Павел отшельники». Привыкшие владеть луком мечом, грубо и заломлены над головой запястья их стянуты веревкой, Мускулистые руки преторианца.
В конце XV в. сформировались два альтернативных образа Святого Себастьяна – сентиментально-чувственный (Антонелло да Мессина, 1476 г., Дрезденская галерея) и мужественно-героический (Андреа Мантенья, ок. Широко раскрытые глаза созерцают небесный, свет Лицо поднято вверх, взгляд их ясен и спокоен. То как человек, Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как герой христианский и мученик, чудом спасшийся от смерти, то как воплощение духовной красоты. С этого момента его неуверенность в себе проходит сумеречный фон обволакивает утонченные по красоте фигуры, с нежной и стойкой жизненностью, выраженной одновременно романтично и героично. Которых привлекала возможностьизображения нагого и беспомощного мужского тела, в XV в. итальянские почти художники, мальчиком, сделали егонежным женственным юношей. пинакотека).