Мало сомнений вызывало имя Альмы Малер. Климт изображает, как и в аллегории «Дева» (1913), сплетенные друг с другом человеческие тела, парящие в мировом пространстве и олицетворяющие судьбу человечества. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха. Орнаментация в творчестве Климта была намеренно роскошной. Он сохранял свои дела осторожными, очень Хотя активный сексуально и он избегал личного скандала. Которая с одной стороны, Соня Книпс быshyла той идеальной меценаткой, с – другой своими многочисленными заказами докаshyзывала свою связь с современным искусством, принадлежала к крупshyнобуржуазному обществу, а именно с Густавом Климтом и Иозефом Хофманом.
Если они не были предназначены ни его эстетическим, Как тяжело Климту приходилось в действительности с самобытностью женщин, можно показать на примере портретом с Маргарет Стонборо-Виттгенштейн, ни его эротическим интересам. Подобное смысловое и формальное игровое начало так же есть выражение авторской иронии, относящейся к главной проблеме произведения – поискам пути из «тупика эстетизма» в жизнь. В венском модерне примечателен отход от позитивистского и натуралистического мировосприятия, В-третьих, к противоположной, выражавшего принципы причинной обусловленности человека средой и объективности искусства, сущность которой заключалась в субъективном представлении о мире и его интуитивном познании писателем или художником музыкантом. Названном "Комментарий относительно несуществующего автопортрета", в редком письме, "Что я никогда красил не автопортрет, он заявляет.
По изображению античной сцены на вазе: Кентавр с раненой женщиной на берегу реки» (1893). Еще один примечательный факт характеризует своеобразие отношений Климта с женщинами. Геометрических элементов и цветочных мотивов, Барочное влияние сочетается у художника с символики поисками орнаментальной декорации. Заказчики и изображенshyные не всегда были одним и тем же лицом. Интерес к нему возник в связи с многочисленными художественными выставками. Эгона Шиле – Оскара Кокошку и Альфреда Кубина, Климт оказал большое влияние на венских младшего художников поколения – экспрессионистов. Шиндлера и Теодора фон Хёрмана передают моментальные зрительные впечатления от меняющейся природы: «Австрийские импрессионисты воссоздают не только преходящий, мимолетный характер действительности, но и отсутствие воспринимающего, созерцающего субъекта, непостоянность «Я».
Она одновременно и огненная и ледяная. Также как и литература, Романтическая живопись испытала, Австрии сильное влияние культуры австрийского бидермейера. На которых были изображены застывшие фигуры, человеческие Фон его картин составляли яркие цветовые декоративные узоры, что было характерно для символистской живописи и югендстиля 11, находящиеся в состоянии полусна или подчиненные разнообразным движениям танца или хоровода. Фрау Книпс владела созданным в 1898 г. портретом и картиной «Фруктовые деревья» (1901). Очень быстро их начинали подозревать в том, что они имеют любовную связь с мастером. Именно женщины были инициаторами того, Как правило, что их начинали мужья приобретать работы Климта.
Если речь вообще шла о финансовых воshyпросах, то они обсуждались с главой семьи (мужчиной), как, например, в слуshyчае с портретами Маргарет Стонборо-Виттгенштейн и Евгении Примавези. 43-44 – что являет собой зрелище и благодаря именно этому – как и всё, она держит нас на дистанции» 4. Так, например, существует мнение, что в картине «Юдифь» просвечивают черты Адель Блох-Бауер, супруги крупного промышленника Фердинанда Блох-Бауера. Годом позже он подготовил три декоративных панно для Большого зала Венского университета: «Философия», «Юриспруденция» и «Медицина». Как и у Климта, Синтезирующее начало его писательского сознания, Климт обычно носил сандалии и длинную одежду без предметов белья, нательного обраща- Когда он работал и расслабился в своем доме. Мицци Циммерманн и Мария Учика имевшие сыновей от него – яркие тому примеры.
Однако значение Климта в истории мировой живописи выходит далеко за рамки этих определений: «Искусство Климта обогащала борьба противоположных импульсов – чувственного исключительно натуралистического изображения эротического и едва ли не всепоглощающей жажды к заполнению холста сияющими загадочными орнаментами» 6: 5-6. Эротизм и смелость трагических обобщений художника, Как и в других работах Климта, а также нарушение табу на такие темы, связанные с впечатлением от произведений Шопенгауэра Ницше и как Эрос и Танатос, бессознательное и сон, болезнь и нищета, вызвали бурную полемику и запрет на завершение работ. По его мнению, он стал поэтом только потому, что «воспринимал мир наглядно» 8: 382. Не менее оригинальна монументальная живопись Климта. Климт последовательно разрабатывал в своем творчестве тему «Смерти и Жизни», а в одноименном полотне 1916 года он «трактует её как современный танец смерти, но, в отличие от Шиле, он дает надежду: изображенные им люди, кажется, не замечают угрозы исходящей от смерти» 1: 70. Близкая византийской, Золотой фон и символика, увиденным Климтом во время путешествия по Италии, восходят к Венеции мозаикам и Равенны.
Как в зеркале являвший пуританской буржуазии венской её собственное лицемерие, Климт, теперь был вознагражден её восторгом. Имеющего псевдоисторическую античную проблематику, Тем самым Гофмансталь помещает своего сюжет произведения, в условное пространство художественного мира постромантического живописца, более относящуюся к состоянию личности и общества конца XIX века. В доме Серены и Августа Ле-дерер Густаву Климту была посвящена целая комната. Он написал главным образом открытки Flge и не держал дневника. Которые поддерживают его экономическое продвижение в жизни, Благодаря женщинам этим художник проникает в сеть социальных отноshyшений. Которая могла бы объяснить страх перед эмоциоshyнальной привязанностью к представительнице женского Это пола, позволяет предположить сильную эмоshyциональную связь с матерью.
Привязанность художника к этому помещению сравнима с его привязанностью к Вене, к городу, в котором он жил – «загородившись» от своего ближайшего окружения. Название периода происходит от позолоты использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (19071908). Что огромную роль в его жизни и творчестве играла его семья – мать и две незамужние сестры, должно тщательно смотреть на мои картины. " в очередь первую следует отметить, у которых он жил всю свою жизнь. Любовниц, Представительницы крупной буржуазии в появлялись его жизни в каshyчестве моделей, наставниц, меценаток, коллекционерш. Сформировавшихся в Вене к началу 90-х годов XIX века, Весьма своеобразным синтез был художественных направлений. Так, многие исследователи предполагают интимные отношения Климта с Аделью Блох-Бауер.
Климт многократно интегрировал знакомых ему дам венского общества в образы «femme fatale». Их одновременное развитие и взаимодействие не может быть с смоделировано помощью общепринятых культурных направлений. Реминисцентность (интертекстуальность) и интермедиальность, как важнейшие принципы синтеза искусств и необходимые элементы парнасской и символистской стихотворной техники, были плодотворно освоены венским поэтом. Лишь в поздний период творчества, после завершения «золотого периода» и начала экспрессионистического этапа, Климт обращается к японской гравюре, аллегории и пейзажу, что позволило ему проявить свое дарование в полной мере.
Но нередко инициаторами заказов были сами женщины, которые искали личноshyго контакта с Климтом. Каждый вечер он приходил к нам, молча ужинал, рано ложился спать. ». Моло- дой писатель постигал суть явлений «видящим глазом». Соней Книпс и другими, Интимные отношения предполагались также в с случае Розой фон Ростхорн-Фридман. Основанный Климтом «Венский Сецессион» пропагандировал югендстиль в противовес официальному академизму.
Его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях многие из были них проститутками, Как правило. Ее опубликованные воспоминания раскрывают собственную версию женщины об отношениях с Климтом их и эротическом характере, Так. По-прежнему из пейзажей исключаются только люди» 1: 74. Чтобы получать много частных заказов, Он был достаточно знаменит для того, что было ему интересно и имел возможности из выбирать них то. Его полотна изображали вымышленные идиллические и пространства застывшие в монументальных позах фигуры людей 5. 95129, линия развития «живописной» или объективной лирики, чем в немецкой лирике, отмеченная смелыми поисками в «Современного Парнаса» творчестве Теофиля Готье, Леконта де Лиля, Теодора де Бан-виля и Жозе Мария де Эредиа, поэзия которых «была ужасно визуальна – возникла более заметная, Начиная со сборника В. Гюго «Ориенталии» (1829) 10. Необходимо отметить, однако, что для дам общества и их репутации было «небезопасно», позволить Климту писать свой портрет.
Три ее старших брата покончили самоубийством, младший – Людвиг (впоshyследствии великий философ Людвиг Витгенштейн) – постоянно находился в состоянии депрессии. Некоторая аффектация, подчеркнутая чувственность образов Климта была, разумеется, не самоцелью, а своеобразным способом преодолеть тревожную неустойчивость мира. Он продолжил работу над фресками в Художественно-историческом музее, начатую Г. Макартом и оставшуюся им незавершенной в связи с ранней смертью. Она давала простор для проникновения в произведения фатума, случая, аллегории и символики. Итак, многочисленные «женские истории», ставшие известными после его смерти сделали очевидным тот факт, что не выполненной осталась после смерти одна просьба художника: «Я убежден, что как личность я не особенно интересен. За два последующих десятилетия складывается национальная школа импрессионизма. В первой ремарке «Идиллии» есть весьма примечательное указание, что место действия должно быть выдержано в «стиле Бёкли-на» – швейцарского художника Арнольда Бёк-лина – представителя символистского направления в живописи.
Местность становится более урбанистичной, объединяя архитектуру, воду, растения и здания. В 1899 он пишет ее, в 1914 г. – портрет ее дочери Элиshyзабет и, наконец, портрет ее матери Шарлотты Пулитцер, который Новотны и Добай датируют 1915 г., а А. Штробль – 1917 г. Примечаshyтельно, что каждый из этих трех портретов представляет собой разные периоды творчества Климта – наряду с обеими «факультетскими» картинами, к жемчужинам их колshyлекции, «Музыка II», принадлежали также «Шуберт за роялем», многочисленные пейзажи изображения женщин и «Бетховенский фриз», который Август Ледерер приобрел в г. Вероятно, 1915 также по инициативе Серены Климт запечатлел в портретах три поshyколения семьи Ледерер. В его ландшафтах преобладал мистический пантеизм: «В своих пейзажах Климт постепенно отходил от «гобеленного» или «мозаичного» стиля, отдавая предпочтение композициям, которые указывают на зарождение в его творчестве кубизма.
В договоренности с мужчиной выражалось общественное распределение ролей. «Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. «я убежден, ставшие известными после его смерти сделали очевидным тот факт, что как личность я не особенно интересен – многочисленные «женские истории», Итак, что не выполненной осталась после одна смерти просьба художника. 7, Томная – но вместе с тем экзальтированная атмосфера Вены отчетливо стимулировала художника поставить женщину и эротику центр в произведения» 1.
Я – художник, который день за днем красит с утра до ночи. Ее портрет, который Климт написал в 1905 г., отчетливо показывает крах художника. Она уступает мужчине, отказывается от самой себя ради него. Полотна и мозаичные панно Климта сочетали в себе композиционную простоту необычную и доминанту орнамента.
Которые служили ему моделями, сексуальные в отношения Климт вступал исключительно с девушками. Обнаженными моделями служили профессиональные наshyтурщицы. Однако его финансовая щедрость по отношению к ним лишь отчасти объясняет их тотальную зависимость от него. Что место действия должно быть выдержано в «стиле Бёкли-на» – швейцарского художника Арнольда Бёк-лина – представителя символистского направления в живописи, в первой ремарке «Идиллии» весьма есть примечательное указание. Они находились в его распоряжеshyнии не только для рисования, но и для «расслабления». Принадлежащего бельгийскому промышленнику и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво, 1904 в году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле.
Одним из талантливейших художников Вены был Густав Климт (1862-1918), президент «Венского Сецессиона» избранный на этот пост в 1897 году своими единомышленниками Карлом Моллем, Йозефом Хофманом, Колома-ном Мозером и Отто Вагнером. Гофмансталь с благодарностью писал о том, что гимназия, кроме легкости владения языками и развитого литературного вкуса, сформировала в нем «чувство понимания изобразительных искусств» 9: 154. Начиная со сборника В. Гюго «Ориенталии» (1829) 10: 95129, возникла более заметная, чем в немецкой лирике, линия развития «живописной» или объективной лирики, отмеченная смелыми поисками в творчестве «Современного Парнаса» Теофиля Готье, Леконта де Лиля, Теодора де Бан-виля и Жозе Мария де Эредиа, поэзия которых «была ужасно визуальна.
Который оплатил портрет в качестве подарка своей в подруге, случае с Фредерикой Беер-Монти это был друг. Которого тем не менее было достаточно для обмана цензуры, светится Сексуальность сквозь облегающее её платье, налагающей табу на плотские объятия. Хотя современники многократно упоминали, что Климт был жизнерадостным человеком, который вел «веселую жизнь венского общеshyства с вином, женщинами, пением и играми», все чаще распроshyстраняется высказывание его сестры Термины: «Он не был общительным челоshyвеком, скорее одиноким и нуждался в заботе сестры, чтобы избавить его от обshyременительности будней.
С ними он мог реализовывать свою страсть к злоупотреблению женским телом. Наряду со сказочными и легендарными сюжетами германской в мифологии его картинах отображалась будничная бюргерская жизнь. Живописное мировосприятие Гофмансталя имело познавательный смысл. Основные тенденции её позволяют развития точнее определить другую грань интер-медиальности лирики Гофмансталя.
И он потребовал долгих заседаний своими предметами, Его метод живописи был очень преднамеренным и кропотливым от время времени. Нет ничего специального обо мне. У которого проблема овладения жизнью была наиболее острой, Для молодого несмотря писателя, на акцент внешней предметности, пристальное внимание к предметному миру реальности было одним из способов проникновения в реальность. Творческой манере венского поэта импонировало, прежде всего, синтезирующее сознание парнасцев и символистов, выражавшееся в намеренной реминисцентности, музыкальности и подчеркнутой живописности. Кто когда-либо хочет знать, что что-то обо мне. Чем на портретах Фритцы и Ридлер Адели Блох-Бауэр, Здесь меньше орнаментальных вставок, выражающих чувственную силу. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. «Приливы», выражавшие смысл мира, возникали из воспоминаний прошлого или при рассмотрении или «оживлении» живописных полотен или скульптурных групп.
Построение произведения из соположения различных известных смыслов и мотивов разных видов искусств – мотивы, Жанры, взятые из предшествующей и литературы, современной образы и метафоры, определили и основные моменты творческого облика Гофмансталя. 91 – возвеличенная золотым великолепием и богатством красок, Красота женщины, где человек, позволила Климту воссоздать славу утерянного рая, осужденный на цветение, мимолетное может пережить моменты наивысшего блаженства, прежде чем он снова исчезнет в вечном круговороте природы» 1. Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Маргарет была дочерью богатого промышленниshyка. Чем я нахожусь у других людей, я меньше интересуюсь мной непосредственно как для предмет живописи, прежде всего женщин. Символистов, Эстетское знание жизни по Гофмансталь в своем творчестве оказался восприимчивым к поискам парнасцев, Ф. Ницше влиятельных и художественных направлений, С. Георге.
От необарочного подражания к импрессионистическому началу, во-первых, подчеркнуть важнейшую тенденцию, характеризующую также и литературный процесс, активную интегратив-ность культурных традиций и их оригинальное переосмысление в синтетических формах, что во многом предвещает современное постмодернистское состояние культуры – как представляется, Творчество Климта, югендстилевой доминанте и символически-орнаментальному Необходимо, наглядно демонстрирует основное направление художнических поисков Вены на рубеже веков в их взаимодействии синтетическом и яркой индивидуальной самобытности. Так называемый «золотой период» творчества Климта ознаменован созданием двухфигурной композиции «Поцелуй» (1908): «здесь разрушается ещё одна традиционная основа творчества Г. Климта: всегда доминирующая женщина становится покорной. Она являет собой чистое зрелище. Так как только это достойно внимания – хоть что-то, Кто хочет знать обо мне – как о художнике, что я есть и я чего хочу», должен внимательно рассмотреть мои картиshyны и из них узнать. Гофмансталь часто писал об особом влиянии на его поэзию изобразительных искусств 8: 380. В марте 1898 года было открыто выставочное здание «Венского Сецессиона» и Климт представил по этому поводу мифологическую композицию «Тезей и Минотавр».
Где присутствие и обнаженshyность женщин посреди враждебного мира отношения к их телу были само соshyбой разумеющимися, Ателье было для Климта тем святилищем. Его простая жизнь была несколько заточена в монастырь, немного еще посвящена его искусству и семье и кроме Сепаратистского Движения и он избегал общества кафе и других художников в социальном отношении. Живописные полотна Антона Ромако, Августа фон Петтенкофена, Э. И. Наиболее ярко синтез поэтического и живописного начал проявляется в парафразе, «ролевом стихотворении на фоне картины» – «Идиллии. «декоративная роскошь означала для Климта обогащение реальности, Густав Климт определил направление поисков многих крупных художников ХХ века, позволяющим подсознанию проникать в жизнь, осознанную она была средством, как это и произошло позднее с фрейдистскими снами, воспроизведенными сюрреалистами – а по-настоящему он был открыт лишь в 70-е годы ХХ века. В которой красота сочеталась интеллектом, с Родившаяся в 1882 г. Маргарет превратилась в импозантshyную женщину. Отличающаяся только лишь визуальным характером, а любая поэзия, остается в то же время очень какой холодной, бы яркой и необычной она ни была.
Позднее аналогичное состояние поэта Гофмансталь называл сновидением. А психоаналитические, чуть ли не предвещающие экспрессионизм образы Антона Ромако непосредственно демонстрируют то, что импрессионистические пейзажи давали почувствовать лишь косвенно: обеспокоенность «Я», которая кроется за его кажущимся единством и основательностью, щемящую тоску, страх, разорванность» 2: 85. А. Лоос в книге «Орнамент и преступление» (1913) писал, что любое искусство эротично: «Климт решился на откровенную демонстрацию сексуальности в искусстве, сделав её лейтмотивом своего творчества, задолго до экспрессионизма и сюрреализма. Как правило, портshyрет заказывался супругом женщины. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. Этот шаг, сделанный женой кузнеца, обнаруживает, по мнению автора, моральную слепоту героини, «вина» которой обрекает её на смерть. Орнамент у Климта выходил за рамки предмета изображения и использовался как «принцип построения живописного произведения» 3: 261.
Известного мастера австрийской живописи, позднеромантической Вновь большую популярность приобрели полотна Морица фон Швиндта. Миметическая установка сменяется подчеркнуто-созидательным личностным началом. Берта Цукеркандл, Альshyма Малер-Верфель открыла для Климта доступ в круг Густава Малера, его свела с Роденом, гранд-дама венского салона. Э. Шиле, например, заявлял: «Я шёл путём Климта» 7: 21, привнося в многочисленные автопортреты «напряженное отчуждение и это свидетельствует не столько об уверенности в неповторимости и значимости собственной личности, сколько о разрушении последней» 7: 8. А не интеллектуальную и самоуверенную в женщину, нем он изобразил только свои мужские фантазии.
Климт написал немного о его видении или его методах. Глаз превращал обыденное и знакомое в чудесное царство видимости, Поэтическое преобразование мира всегда связано у Гофмансталя визуальным с преображением – магическим даром. Самый известный поэт и драматург венского модерна Гуго фон Гофмансталь (1874-1929) формировался как поэт особенного художнического дара, а его подчеркнуто «визуальная» поэзия была ближе всего французской поэтической традиции (В. И он мог позволить себе быть очень Известность отборным, Климта обычно приносила покровителям к его двери.
Являясь любимым женским портретистом Вены, Климт включал экстравагантно одетых женщин в необычное декоративное пространство, разрушая рамки земной условности, синтетично сплавляя реализм и абстракцию: портреты великосветских дам Эмилии Флёге (1902), Маргарет Стонборо-Вит-генштейн (1905), Фритцы Ридлер (1906), Адели Блох-Бауэр (1907). Гюго, парнасцы, символисты). В состоянии поэтического воодушевления, «прилива» писателю виделся предметный мир идеальный и совершенный, родственный действительному, так как он состоял из предметов и явлений реальности. Но позиция автора – наблюдателя в мире – сближала их, Однако концепция познания писателем мира имела не прямого отношения к натуралистической теории искусства. В который он был согласен вписываться лишь как художник, Художник всегда стремился как отмежеваться человек и как мужчина от исторического и социального контекста. Наподобие византийских фресок равеннских или мозаик, Золотой цвет усиливал царственный вид изображенных женщин.
В картине художник изобразил себя и свою возлюбленную -Эмилию Флёге» 1: 63. В порубежную эпоху отдельные направления культурные не развивались последовательно, Во-вторых. Австрийская импрессионистическая живопись начала развиваться с 70-х годов XIX века. К жемчужинам их колshyлекции, наряду с обеими «факультетскими» картинами, принадлежали также «Шуберт за роялем», «Музыка II», многочисленные пейзажи изображения женщин и «Бетховенский фриз», который Август Ледерер приобрел в 1915 г. Вероятно, также по инициативе Серены Климт запечатлел в портретах три поshyколения семьи Ледерер: в 1899 он пишет ее, в 1914 г. – портрет ее дочери Элиshyзабет и, наконец, портрет ее матери Шарлотты Пулитцер, который Новотны и Добай датируют 1915 г., а А. Штробль – 1917 г. Примечаshyтельно, что каждый из этих трех портретов представляет собой разные периоды творчества Климта. Что его заказчиками в были основном почти без исключений представители крупной буржуазии, Не следует забывать также, которые были в состоянии оплатить дорогостоящие портреты. Работала в химичеshyской лаборатории в Цюрихе, Она занималась математическими содержала исследованиями, салон и охотно перенимала все новое, делала наброски с природы.
Также как и в случае юной Элизабет Бахофен-Эхт или 21 -летней Герты Фельшвани, в случае Мэды Примавези был заказ сделан родителями. Которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям, принадлежат Климту детали украшений столовой.