То странные отношения Густава с Эмилией растянулись на жизнь всю до сих пор непонятно, Но если их встречи увенчались стремительной свадьбой, насколько далеко они заходили. Вокруг обычно бродили, Когда хозяин в сандалиях и древнегреческой хламиде на голое тело трудился за холстом, поедая фрукты, лежали и три сидели или четыре обнаженные красотки-натурщицы неиссякаемый источник вдохновения. Но он не изменил себе, следуя по пути, который ему подсказало вдохновение. Готовя ему завтраки, Все годы она тихо и незаметно жила рядом со знаменитым сыном, что ничего не знает о нравах его мастерской, собирая в нечастые и поездки притворяясь. Но и богатство идей, Мы видим здесь не только красоту формы, Климта-символиста, воплощенных в этой открывшего форме, дверь в золотую бездну бессознательного.
Одежду на портретах Климт почти никогда не писал с натуры, а дорисовывал потом. Нравиться многим плохо. Климт писал это полотно 4 года, сделал более 100 набросков. Смерть матери в 1915 году потрясла Климта больше, чем все ужасы мировой войны. Утром один пленэр – после обеда в другой, Вене он работал с десяти утра до восьми вечера и на отдыхе не изменял этой привычке.
Который держала Адель, По официальной версии художник был просто частым гостем салона, но есть и – иная о многолетней связи художника и Адели и дружил с четой миллионеров Блох-Бауэров. Чтобы снять себе студию, После нескольких совместных проектов три художника молодых накопили достаточно средств. Квадраты и треугольники – это знаки мужского начала, самого бытия, спирали – течения жизни круги – – женского, Элементы орнаментов тоже имеют символическое значение. Он вспомнил приобретенные в еще юности ювелирные навыки и начал дополнять свои картины великолепными позолоченными орнаментами, Вдохновленный старинными византийскими мозаиками. А сам Климт свое очередное полотно так и назвал Моим критикам весь передний план картины занимал роскошный женский зад. Что-то нарушилось в некогда крепком организме, к сильным негативным эмоциям он оказался не готов, а две недели спустя добило воспаление легких и в январе года 1918 Климта свалил инсульт. Эрнста и еще одного их однокашника Франца Матча, возникла Так весьма успешная Компания художников в составе Густава.
Это было уже потом, Повторимся, что так Эрнст Климт влюбился в Хелену Флёге вполне бескорыстно. Женщины наперебой рвались к Густаву клиентки, в Короче, а за мужские портреты он предпочитал не браться. Но художник официально заявлял в печати, что его автопортретов не существует, поскольку он не считает себя ни подходящим И для самых упорствующих: сохранились четыреста с лишним открыток, которые Климт посылал Эмилии и несколько ее ответных и ни в одной нет даже намека на какие бы то ни было чувства, только скучные слова о том, как прошел день.
Не любил делать громких заявлений и, Климт не умел произносить речей, пламенных по мере сил избегал публичности, вообще, но именно его творчество, прежде вполне благопристойное, стало теперь скандальным символом нового искусства. Нарочито вульгарная и чувственная, Следующей пощечиной общественному вкусу стала Голая программная правда обнаженная рыжеволосая красотка, зато олицетворявшая жизнь без лицемерных прикрас, бесконечно далекая от привычных классических идеалов. Что он подкупил слугу Ганса Макарта лучшего венского живописца тех лет, Рассказывали, чтобы тайно проникнуть мастерскую в своего кумира и изучить приемы его работы по неоконченным полотнам. Эта дружба была очень тесной и продлилась до конца жизни: именно Эмилия Флеге запечатлена на картине Климта «Поцелуй». Он учился серьезно, прилежно и вдумчиво, поражая преподавателей не только успехами, но и фанатичным желанием постичь как можно больше. Климт никак не принадлежал к числу Абсолютный людей, прагматик в работе и в быту, снедаемых страстями. Большая семья много лет едва сводила концы с концами, постоянно меняя дешевые квартиры. Что новоявленный султан не ограничивался платоническим созерцанием девичьей красы, говорить, Излишне и его модели регулярно производили на свет детей.
Вы только представьте себе разочарование искусствоведов, отыскавших эти открытки. Изысканные мадригалы и все эти портреты по сути, несли в себе неуловимую попытку близости, конца до понятные только самому художнику и его моделям, пьянящий соблазн нарушить извечные запреты. Будет неправильно сказать, что Климт совсем ушел от классических канонов, скорее, ему удалось совместить или, вернее, «сплавить» (учитывая Климтовскую любовь к золотым оттенкам) несовместимое: тонкую, детальную прорисовку лиц и почти полную абстракцию на фоне. Так это просто одна из гипотез, на достоверные портреты Эмилии героиня Поцелуя не очень-то похожа. Высокая талия, воланы на юбке и рукавах все это тогда тоже считалось новаторским сецессионом – корсаж с геометрическим узором, Он разрабатывал по идеям ее модели новомодных платьев. Заменявшего одежду и фон, Теперь он прописывал в портретах только лица и руки в обрамлении фантастического декора, они были точь-в-точь в иконы золотых окладах.
Когда Климт представил Философию, разразился скандал. Эмигрировавший из Моравии в поисках лучшей доли, Гравер и ювелир Эрнст Климт, забывшая ради детей мечты о концертной сцене и его жена Анна, при всей возвышенности своих занятий были людьми и простыми бедными. Названное Венским Сецессионом, в 1897 году сорок венских художников-модернистов создали самое то отделение плебеев собственное объединение, а Климта единогласно избрали президентом. Сплавленная с утонченной, Картина получилась поистине величественной – золотого квинтэссенция на фоне, темной томностью Адели на переднем плане. Стоит обратить внимание на умышленную «плоскость» изображения, а также своеобразный «мозаичный» угол зрения: персонажи написаны так, как они видят друг друга, а не так, как они должны были бы быть написаны по канонам классических пропорций.
А сеанс заканчивал несколькими километрами интенсивной гребли, Иногда ради уединения укреплял мольберт лодке в и выезжал на середину речки. Огонь освещающий и испепеляющий. Однако случилась трагедия – в 1892 году ушли из жизни и отец Густава и его брат Эрнст. Но при этом курила почти непрерывно и в умерла расцвете лет от меннингита, Постоянно жаловалась на слабость и мигрени. Нет, не стоит искать в биографии Климта верную и вечную любовь.
Ответы сецессионистов были куда креативнее. Тем не менее, пейзажи, на которых изображаются преимущественно одни и те же места, замечательно передают трансформирующееся авторское видение: сначала они ближе к классическим канонам, но потом мы видим в них все больше авторского видения, они наполняются осенними красками в золотой период и мозаичной пестротой на позднем этапе творчества. И другое он и то, заслужил самая матрона заурядная превращалась под его волшебной кистью, несомненно. Конечно, Нет и можно придумать, свечку никто там не держал, например (есть и такая версия), что Эмилия постоянно навязывалась Климту в партнерши, а он, опасаясь, что после этого придется жениться, упорно уклонялся. Автор, создавая свои удивительны орнаменты, черпал вдохновение в византийских мозаиках (он познакомился с ними во время своего путешествия по Италии, в Равенне), в ориентальной живописи и в красоте природы.
Что хотел, с тех пор Климт писал, ни не новые были ему указ и никакие идеологи ни старые. Согласитесь, если едешь развеяться с любовницей, так себя не ведешь. Читала классику на четырех языках и удивительным образом сочетала болезненную воздушную хрупкость с спесью горделивой миллионерши, Адель была дамой весьма романтичной. Прекрасным лекарством от тоски послужило раннее замужество.
Марию Циммерман, Особо выделял Густав некую Мицци, ей он покровительствовал всю жизнь, родившую ему сына и помогал дочь, не только деньгами, но и добрыми советами, отговорив однажды от соблазнительной, но опасной карьеры художницы. Что двумя официальными портретами Адели он не ограничился, более Тем что есть серьезные основания считать, написав именно с нее библейскую Юдифь топлесс. Что сначала к ним делали раму, Уникальность основной массы работ Климта в состоит том и лишь потом художник писал полотно. Когда его пригласили расписывать Большой зал университета, Венского Окончательный разрыв с некоммерческими заказами произошел у Климта в тот момент. Многие именуют эту картину «Саломеей», видимо, видя сходство сюжетов в отрубленной голове, хотя, прямо скажем, символику эти два образа предполагают совершенно противоположную. И еще неизвестно, знал ли об этом муж. Что было раньше, Хотя еще неизвестно, ведь эту часть своей теории Фрейд разработал после уже смерти Климта.
Густав Климт, основатель и многолетний лидер Венского Сецессиона знаменитого движения художников-бунтарей, несмотря на то что появился на свет в предместье императорской Вены, тоже был по рождению типичным плебеем – попросившей написать Климта два ее портрета – один из которых должен был быть натурой обнаженной и объяснившей художнику такое свое пожелание тем, Но не могу не согласиться с одной из героинь, что она будет казаться обнаженной, что лишь он способен написать одетую так, женщину а обнаженную – столь целомудренно, что на ее теле не будет акцентироваться внимание зрителя. Где Климт и его братья по учились стипендии, Однако скоро судьба его переменилась к лучшему в Художественно-промышленной школе, обратили внимание на перспективного ученика. Но и там для романа не было времени, Они часто отдыхали вместе на альпийском озере Аттерзее, поскольку трудоголик Густав писал безостановочно пейзажи. В своих ранних работах Климт еще придерживался классического стиля.
А бесстыдные красавицы с полотен Климта продолжали дразнить успешно консервативную публику. А главной святыней этого пантеона стала Золотая Адель портрет молодой красавицы Адели Блох-Бауэр ныне самая картина дорогая в мире. Тоже сделавшего состояние на богатых причудах дам, Приемами менеджмента Климт удивительно напоминал другого прославленного жителя тогдашней Вены Зигмунда Фрейда. А мелкие детали, Общие планы он вырезал из ландшафта с особой помощью рамки из слоновой кости, запечатлевал, придававшие его пейзажам необыкновенную глубину, глядя в бинокль.
Во-первых, Скорее всего, промышленник Фердинанд Блох, жених, был вдвое старше невесты, во-вторых, его в брат те же дни женился на сестре Адели, наконец, обе молодые семьи приняли общую двойную фамилию Блох-Бауэр – это был брак по расчету. А ее возможному соблазнителю и Да странно было бы ему заказывать портрет своей жены не кому-нибудь. А между тем Густав и Эмилия много и плодотворно общались. Но и этот полубредовый вариант полноценным романом назвать трудно. Увидев его картины воочию в дворцовом комплексе Бельведере, где сегодня выставлена коллекция Австрийской галереи XIX – XX веков, я просто утонула в эмоциях, связанных с потрясением цветовыми решениями автора. А вообще-то Климта предлагали и судить, это была еще довольно безобидная реакция, выслать из страны и даже кастрировать. В «золотой» период Климт создал, пожалуй, лучшие свои работы: «Древо жизни» (которая по сути является триптихом из картин «Ожидание, «Древо жизни» и «Упоение», это последняя монументальная работа Климта, в которой перед нами предстает легендарное Древо мира, на ветви которого сидит черный ворон, – вечный союз жизни и смерти) и, конечно, «Поцелуй» (на которой Климт изобразил себя со своей подругой Эмилией Флеге). Впрочем, героиня картины имеющая больше абстрактные черты, в которых не сразу угадываются черты Адель и правда не выглядит чистой и гордой Юдифью, заведомо положительным персонажем.
Густав с его плохо скрываемой эротоманией был настоящей находкой для психоаналитиков, требующей Разумеется, лечения, но вряд ли он сам считал свою слабость болезнью. После того, как ученые мужи увидели две другие картины, недовольство достигло предела. Преимущественно это были виды озера Аттерзее, куда художник ездил практически каждое лето. Ставшее важнейшей вехой не только в творчестве в Климта, 1897 году случилось событие, но и в творчестве многих его современников. Климт, будучи очень умным человеком, не мог не понимать, что дорога новатора весьма и весьма терниста. Тогда же началась близкая дружба Климта с Эмилей Флеге, сестрой своей свояченицы. И тут уже Эмилия помогала ему как эксперт по вопросам моды. Кстати, сходство этим не исчерпывается.
Пользовавшейся неизменной преданностью любовью и Густава на протяжении всей жизни, Единственной женщиной, была его мать Анна Климт. История не хуже детективной, но реальность подчас курьезнее любого вымысла. Младшая дочь банкира и железнодорожного магната Бауэра, Морица Адель, вот только еще девочкой испытала тяжелейший стресс после смерти любимого старшего брата Карла, жила припеваючи. Только на том основании, что кому-то привиделось лицо Эмилии на знаменитом климтовском Поцелуе.
Оформляя то павильон минеральных вод в Карлсбаде, За десять лет они объездили всю страну, то императрицы виллу Сисси, то столичный Бургтеатр. Что Климт был современником Фрейда, Мы не можем забывать о том, как оказалось и фрейдистские вполне идеи, уютно чувствуют себя среди сусального золота. Что университет отказался готового от заказа, Возмущение добропорядочных граждан было настолько велико. В конце концов Климту удалось восстановить душевное равновесие, но многое в нем изменилось бесповоротно. К сожалению, во время Второй Мировой Войны бесценные произведения искусства были утрачены.
Надо отметить, что особняком в творчестве Климта стоят пейзажи. Основал собственный Союз австрийских художников и поменял творческую манеру и вдруг в самый разгар побоища Климт снова сделал крутой поворот оставил главы пост Сецессиона, открыв свой прославленный Золотой период. Что такими являются дамы с известных портретов Климта, Неудивительно, навсегда в запечатленные истории благодаря мастерству художника. Как серенада влюбленного юноши под окном, ласкающая слух даже самой верной жены в мире. Да и кого еще им было избирать.
Конечно, Нет, но именно там, Вена может и не дышит эротичным модерном столь откровенно как работы художника, в атмосфере благопристойности почтенного возраста благородных и манер, а также некой особой романтики, которой было окрашено мое пребывание там, откровенная сексуальность картин Климта выглядит столь естественной и вовсе не чрезмерной. К тому же в Поцелуе участвуют двое и мужчина, ясное дело, должен быть самим Климтом. С удовольствием увивался за молоденькими Наоборот, прелестницами, устроил в своей мастерской настоящий сераль, а когда позволили доходы.
Не в красавицу портретное сходство оставалось почти фотографическим, нет, необъясненной, в а воплощение женской сущности, манящей и недостижимой. Но никаких послаблений себе не позволял, Благодаря урокам отца Густав пришел в школу уже рисовальщиком прекрасным и умелым оформителем. Банкиров и промышленников не только принесла Климту небывалую популярность, Знаменитая Галерея жен портреты дражайших половин миллионеров, но и сделала его обеспеченным весьма человеком. Была ли между художником и Эмилией дружба только или все же нечто большее, Почитатели творчества Климта до сих пор спорят о том. Что их ждет блестящее будущее – признание публики, Все говорило том, о растущее материальное благополучие, новые заказы.
Он, как никто, умел изображать женщин несказанно желанными, но это абсолютно не означает, что его хоть раз в жизни посетило иррациональное чувство влюбленности. Первую он создал в 1900 году, остальные – к 1903 году. И ничто как будто не предвещало крутого виража в его творчестве. Самыми известными, конечно, являются 4 портрета Адели Блох-Бауэр («Юдифь» I и II, «Портрет Адели Блох-Бауэр» I и II). В 1891 году братья Климт познакомились с сестрами Флёге Полиной, Хеленой и Эмилией. Ставший профессиональным декоратором изготовленные им рамы считаются частью неотъемлемой многих работ Климта, Помогал и старший брат Георг. Во всяком случае, это чувство они пронесли через всю жизнь.
Для такой свободы требовалась полная финансовая независимость, Конечно, он легко пренебрег и вторым основополагающим принципом своего движения Художник не должен лавочником, быть и чтобы ее достичь. Всегда трепетно относившийся к своей семье, Густав, впал в затяжную депрессию и почти забросил творчество, перенес двойной этот удар тяжело. Тем самым президент Сецессиона на свел нет главную идею сецессионистов Искусство принадлежит всем. Он заплатил Климту астрономическую сумму и заказал невероятную по сложности картину – «Золотую Адель», «Портрет Адели Блох-Бауэр» -I, полагая, что за время создания произведения художник и натурщица изрядно устанут друг от друга. Понимаю, что картины его «золотого» периода не могут не впечатлять, но и другие работы демонстрируют в Климте потрясающего цветовика, чаще – смелого и страстного, но иногда – тонкого и деликатного: Не менее интересна картина и с точки зрения нравов царивших в разных слоях современного художнику общества не только Вены, но и Парижа, творческой богемы и интеллигенции, столь часто сталкивающихся и по сей день на передовой битвы вкусов и образа жизни.
И все это было сдобрено изрядной порцией неприкрытого эротизма. К тому же он всю жизнь стремился к полной свободе и, очень может быть, сознательно избегал любых длительных привязанностей и глубоких увлечений ему вполне хватало легкодоступных натурщиц и легкомысленных поклонниц. Просто забрав картины себе и вернув заказчикам аванс, Климт не вступать стал с ними в полемику. Они встречаются и в раннем и в позднем его творчестве.
В ней виден характер, Она эмоциональна и так в переносном смысле, она четко прорисована – как в буквальном. Художник взял на себя все заботы о жене и дочери брата. В которой он достиг всех мыслимых вершин, Официальная академическая живопись, выяснилось, как ему давно наскучила и, не только ему. А где правда, Где в картине вымысел, мы можем сегодня лишь и гадать, есть ли она там вообще. Которые в аллегорической форме воплощали бы Медицину, должен Художник был выполнить три картины, Философию и Юриспруденцию.
Как в эту идиллию вписывается якобы страстная любовь Климта и Эмилии Флёге – теперь а разрешите поинтересоваться. Почему-то многих это удивляет. Не считая тех и зарисовывал его впечатлившую позу таких эскизов осталось после Климта несколько тысяч, сочтя уже ненужными, которые он сжигал. Как же было не зачислить и ее, такую странную и нежную, в любовницы Климта. Еще в венском дворце Блох-Бауэров Адель устроила после смерти Климта его мемориальный зал, Ах да, Фердинандом, приобретенные где висели все работы художника. В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Однако ни тогда, ни позже страсть к высокому искусству не мешала Климту оставаться прагматиком еще в школе он научился неплохо зарабатывать, промышляя рисованием портретов по фотографиям.
Художники украсили фресками многие театры – например, в Райхенберге, Риеке. Но, похоже, это его абсолютно не волновало. По-видимому, Сблизила их, а месяца через три абсолютно неожиданно умер от перикардита молодой и перспективный Эрнст, трагедия ужасная в самом начале знакомства в 1892 году Климты потеряли отца. Дочери краснодеревщика Германа Флёге работали портнихами, а позже, когда разбогатевший отец стал первым на всю империю фабрикантом пенковых трубок, перешли в область высокой моды старшая, Полина, возглавила школу от кутюр, меньшие сестры управляли домом моделей, модным салоном и текстильной фабрикой.
На его выставке известный коллекционер граф Ласкоронски, держась за голову, бегал от картины к картине с криком: Какой ужас. Он сделал бы это без труда с его-то фотографической точностью, ведь а пожелай Климт изобразить именно Эмилию. Росписи и дизайн выходили у ребят просто на загляденье. Молва приписывала Климту полтора десятка внебрачных чад, которых он, кстати сказать, охотно признавал своими и давал деньги на их содержание. Началось с трех картин для актового зала Венского университета. Кроме того, Что тут скажешь, кстати, что сходство Адели с климтовской Юдифью, не такое уж и абсолютно бесспорное, не волновало Фердинанда Блох-Бауэра.
Собрав там самые тупые и злобные нападки читатель должен был убедиться, Идеолог Сецессиона Герман Бар провокационную выпустил книгу Против Климта, что Климта ругают одни идиоты. Правда это огонь, гласила надпись на картине. «Юдифь» -II стала настоящим скандалом. Художник основал модернистское общество «Сецессион» по образцу берлинского «Сецессиона», чем обозначил свой разрыв со «старой школой» – поступок во многом бунтарский, учитывая, что к тому моменту ему уже было, что терять: ведь его работы в классическом стиле оценивались публикой очень высоко, он получал различные награды, обрел всеобщее признание. В двадцать восемь императорскую премию, в двадцать шесть получил Климт золотой орден За заслуги. Пронизывающая едва ли не каждое полотно Климта, а Эротика, символическую схватку мировых стихий еще один лейтмотив его творчества традиционно трактуют через фрейдовское же противоборство Эроса и Танатоса, замечательно перекликается с вездесущим фрейдовским либидо. Во время Второй Мировой войны вообще таинственным образом исчезла и казалась навсегда утраченной, у этой картины необычная судьба – она переходила от владельца к владельцу, она много лет считалась Австрии символом и была увезена в США к единственной наследнице рода Блох-Бауэров, однако вдруг явилась в частной коллекции, почти девяностолетней Марии, племяннице Адели – по указаниям таинственного завещания, найденного в Швейцарии.
Если не можешь угодить всем, Голая правда вызвала столько яростных споров, понравься немногим – что Климт счел нужным заменить эти слова известное на высказывание Шиллера. А случилось это гораздо позже и в городе, который уже одной своей атмосферой тому способствует – ведь это была Вена, где автор жил и творил. И голод, Густав вместе с двумя братьями и четырьмя сестрами испытал в детстве и и лишения, презрение богатых сверстников. «Портрет Адели Блох-Бауэр» -I, Он заплатил Климту астрономическую сумму и заказал невероятную по картину сложности – «Золотую Адель», что за время создания произведения художник и натурщица изрядно устанут друг от друга, полагая. Бывал ли Климт на консультациях у Фрейда вопрос, конечно интересный.
И появляется она в его творчестве в разных воплощениях – это женщина-символ, женщина-Вселенная, женщина-идея, женщина-тайна и женщина-разгадка к этой тайне, некий «архетип», за которым стоят многие и многие поколения, а также мудрость и опыт, накопленные этими поколениями. А его младшему Эрнсту брату было и того меньше, Густаву не исполнилось и восемнадцати, когда юные мастера получили свой первый официальный заказ оформление музейного дворика. Он надумал разлучить влюбленных, обманутый муж, сделав так, чтобы они обществом пресытились друг друга – что якобы Блох-Бауэр, Некоторые утверждают даже, задумал поистине изощренную месть.
Мужчина и женщина могут проводить массу вдвоем, времени Оказывается, питать друг к другу неослабевающий интерес и не заморачиваться при этом всякими там нежными чувствами. Лавочником он себя ни в коей мере не считал, но продавать свой труд умел просто виртуозно. В котором требовали отозвать заказ у Климта, Профессора университета написали возмущенное письмо, в отсутствии смысла и над издевательстве наукой, обвиняли его картину одновременно в откровенном эротизме и бесстыдстве. О том, что искреннее сочувствие не помешает и ему самому, первой догадалась восемнадцатилетняя Эмилия. Стиль Климта – поистине нечто беспрецедентное, его формирование завершилось примерно в 1903 году, что ознаменовалось началом знаменитого «золотого периода» в творчестве художника.
Нет, конечно, свечку там никто не держал и можно придумать, например (есть и такая версия), что Эмилия постоянно навязывалась Климту в партнерши, а он, опасаясь, что после этого придется жениться, упорно уклонялся. Но есть и другая героиня творчества Климта – это прекрасная и чувственная, но вполне реальная и земная женщина: женщина – современница, женщина – соседка. Время от времени он кричал какой-нибудь из них Замри. Также они выполняли работу по украшению дворца Штурани в Вене и расписывали потолок павильона минеральных вод в Карлсбаде. Навещая годовалую племянницу и морально поддерживая молодую вдову Хелену, Однако доме в Флёге бывал регулярно.
«Древо жизни» (которая по сути является триптихом из картин «Ожидание, «Древо жизни» и «Упоение», это последняя монументальная работа Климта, в которой перед нами предстает легендарное Древо мира, на ветви которого сидит черный ворон, – вечный союз жизни и смерти) и, «Поцелуй» – (на которой Климт изобразил себя со своей подругой Эмилией Флеге) пожалуй, в «золотой» период Климт создал, конечно, лучшие свои работы. Отношения Климта и Адели окутаны завесой тайны. Философия на его эскизах людей заводила в аллегорический туман, а Юриспруденция в лице трех фурий безжалостно обрушивалась на человека-жертву – что художник в традиционной манере изобразит торжество наук над вселенским хаосом, Предполагалось, Медицина равнодушно отворачивалась от толпы умирающих, но Климт решил по-другому. Изменявшим ей чуть ли не каждый день, Зачем унижать достойную женщину выдуманной близостью сексуальным с маньяком.
Надо отметить раму, в которую вставлено полотно. Правда, в этом дворце-музее было еще несколько таких же залов, посвященных другим авторам. Адель стала часто болеть и они вынуждены были делать большие перерывы между сеансами. Такой предстает женщина, например, на картинах «Водяные змеи» и «Даная». Тайного, в ней слишком много темного, даже порочного и животного – и такая трактовка показалась образа критикам безумно оскорбительной, может быть. Хотя они отчего-то не такими стали знаменитыми, Мы можем увидеть в пейзажах эволюцию всего творчества Климта, как другие его работы. Возможно, вот таким образом центр Вселенной Климта – женщина.