Весы определят их посмертнуюсудьбу: либо вечное блаженство, либовечные муки. Самоепотрясающее из них картина «Несениекреста», которая сейчас хранится вГентском музее изобразительныхискусств. музей изящных искусств). В поздней картине Г. Успение богоматери (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер.
Его колёсабезжалостно давят застигнутыхврасплох неудачников, а на возурасположилась компания беспечныхбаловней судьбы: достигшие пределасвоих желаний, они не замечают, что ввоз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Замысел «Воза сена» и глубже ишире обыденного смысла пословицы:сквозь ярмарочную суету здесь проступаетгармоничный лик мира. Большинство картин Босха неимеет датировки можно сейчас лишьприблизительно наметить основныевехи его творчества. Но, по ПоследователемМемлинга стал Герард Давид (около14601523), уроженец городка Оудеватер вГолландии, работавший в Антверпене иБрюгге. Фрагмент створки с изображением донатора и Иоанна Крестителя (Балтимор, гал. Светоносные краски и откровенность в изображении этих фигур типичны для живописи нидерландской 15 века, Чистые. Эта своеобразная традиция будет развиваться и дальше.
Исполненные Мастером из (Антверпен, Франкфурта о несохранившихся боковых створках дают представление копии, Кор. Всемим придётся взойти на огромные весы, которые держит в руке архангелМихаил. Водосбор символизирует страдания Господни, гвоздика любовь. А около 1478 послушником монастыря Рооде эти годы были отягощены душевной болезнью, Луки, развившейся во его время путешествия в Кельн около 1481. Живопись на створках – коленопреклоненные донаторы со своими св. гал.
Они напоминают экзотических птиц, прилетевших издали и высвеченных на переднем плане этой же сцены. Крупнейшее фламандское произведение, Но для должно Флоренции было быть нечто исключительное, превосходящее по размерам даже знаменитый Гентский алтарь. живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую – людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов (Поклонение волхвов, Эрмитаж, Ленинград Поклонение пастухов – т. н. алтарь Портинари, около 1474 – 75, Гал. Но эта победа иллюзорна:ещё миг воз сдвинется и адское пламяв одно мгновение испепелит его вместесо всем грузом, тогда как его Соперникпостоянен и неуничтожим.
Егогромада заполнила собой всю серединукомпозиции, бесцеремонно оспаривает уХриста центральную роль композиции. Кажется в – переполненныйсеном, Воз, перевес на стороне воза. А фиалки распространенные символы Девы Марии. 34), а также алтарь с изображением Страстей Господних (Галерея Субауда, Турин), предназначавшийся, по всей видимости, для его часовни Святого Иакова в Брюгге. Как и ван Эйк, Кристус был внимательным наблюдателем, не ни пренебрегавшим одной мелочью изповседневного человеческогоокружения.
Картина «Семь смертных грехов»принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Местечко Тер Гус в Зеландии, Брюгге, Антверпен, вероятнее но, всего, он родился в Генте – Лейден, Местом рождения Гуго ван дер Гуса в разное время считались разные города. Его изображение на алтаре должно датироваться началом 1480-х годов, Значит, Пиджелло шесть-семь, когда его сыну Антонио было лет, восемь-девять а Маргарите девять-десять. А с ним и всю толпупрямо в ад, Этанечисть увлекает воз изображённый правойстворке на триптиха. XV столетие подходилок концу. Руки очень выразительны, но похожи на клешни.
О годах его обучения ничего не известно. Сюжет картины поклонение Марии, Иосифа, ангелов и нескольких пастухов младенцу Христу. Жившего вVII в. парижского ювелира, а затем миссионера, Художник Святого изобразилмастерскую Элигия, проповедовавшегов языческих областях Нидерландов. Святого Элигия считали покровителемзолотых дел мастеров. Средство для воплощения в своих жизнь честолюбивыхпланов, Новые правителивидели в этом крае лишь неиссякаемыйисточник налогов. В 1474-1475 он становится деканом гентской гильдии художников св. Гуго ван дер Гус провёл почтивсю жизнь в своём родном Генте и прижизни уже пользовался всеевропейскойизвестностью. На правой створке запечатлена жена Томмазо, Мария, с дочерью Маргаритой.
Завершался и золотой векнидерландской живописи. Продолжавшего в нидерландском искусстве традиции ван Яна Эйка и Рогира ван дер Вейдена, Творчеству Гуса, напряженному драматизму действия, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов. В следующемгоду женился на одной из самых богатыхневест в городе.
Вскоре после смерти ван дер Гуса произведение привезли в место назначения. Что делает их в переносном смысле гигантами они также крупнее, Последние изображены крупнее принадлежащих к миру духов ангелов, на запечатленные боковых створках, чем заказавшие алтарь смертные. Но меньше эпических фигур святых, Реальные персонажи больше ангелов, к тому же они отличаются плоскостностью странной рядом с пластической мощью своих покровителей. Беато Анджелико, Возможно, Бальдовинетти, Филиппо Липпи что – у самого Портинари Гус видел картины любимых Медичи художников. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Где один из его алтарей произвел сенсацию во Слава Флоренции, художника распространилась вплоть до Италии.
Вдруг ангел оказывается окруженным небесным воинством и пастухи поспешили в Вифлеем. Веки, Морщины, кожа и вены изображены широкими мазками, волосы и в этом ван дер Гус несколько продолжает Робера натурализм Кампена. Уолтерса), по своей пластической силе близок к центральной части. Он выписан настолько умело, что даже при сильном увеличении все равно кажется настоящим. Двое из них, приблизившись, опускаются на колени, лица у нихсерьёзные и одухотворённые.
Судя по седым волосам и чертам лица, Томмазо можно дать пятьдесят-пятьдесят пять лет. Что и сама Земляне есть центр мироздания, Отныне Средиземноморьеперестало быть центром нескольколет Земли спустя выяснилось. В позднем произведении Гусам – Успение богоматери (Муниципальная художественная галерея, Брюгге), отмеченном драматической экстатичностью образов, острым изломанным ритмом складок одежд и напряжённостью контрастного, звучного колорита, проявились готизирующие тенденции. Гнев иллюстрируется сценойпьяной драки зависть предстаёт ввиде лавочника, Босх находит для каждого изгрехов пример из берущий жизни, взятку. Художник показывает, злобно поглядывающегов сторону соседа корыстолюбиевоплощает в себе судья, как идут к своейпогибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суетусцены привычных, будничных злодействдвижутся по нескончаемому кругу, какпестрая, нелепая, жалкая карусель – хорошо понятныйзрителю. агент Медицейского торгового дома Якоб Портинари. В изображении красивейшего натюрморта находятся символы ключей к христианству, в центре переднего плана и хотя завуалированно сочетающиеся с символами флорентийского донатора, смело.
Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт («Грехопадение», около 1470, Музей истории искусств, Вена). Эти цифры подтверждаются написанным десятью годами ранее (в 1470 году) его портретом кисти Мемлинга. Большой триптих, заказанный флорентийским купцом Томмазо Портинари для ц. св. Поклонение младенцу Христу») характерна редкая эмоциональная напряженность. Здесь заметно и влияние Рогира ван дер Вейдена (особенно, в фигуре Мадонны), графический стиль которого, однако, был чужд ван дер Гусу, тяготевшему, скорее, к пластичности ван Эйка.
Для которого она и была Ее предназначена, поместили в главный алтарь церкви Сант Эджидио, 28 мая того же года. Ничто не предвещало близкойгибели Вселенной, но привычный обликмира менялся на глазах. Они расположилисьв церкви так покойно и уютно, словно всобственной гостиной.
В руках которой белыйплаток с нерукотворным образомСпасителя, фоне На этого человеческогозверинца особенно прекрасными кажутсяспокойные и кроткие лица Христа иСвятой Вероники. Томмазо Портинари преклонил колени на левой створке перед открытой дверью в хлев. Абсолютно в другой манере исполнен «Алтарь Монфорт» (Берлин-Далем, музей происходит из монастыря Монфорт де Лемос в Испании). В 1480 г. он вернулся в Хертогенбосуже мастером-живописцем. Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах Гента, в 1465 году.
Всефигуры располагаются вокруг Младенцаполукольцом, которое «размыкается»нижним краем картины. Основанному в 1288 году Фолько Портинари, Церковь принадлежала действующему и сегодня госпиталю Мария Санта Нуова. В этом также проявляется всепобеждающий динамизм сцены не еще признанный в живописи того времени. Единственной дочериКарла, Сего гибелью прекратила существованиеблестящая и могущественная Бургундия. Нидерланды как часть приданого Марии Бургундской, апозднее, перешли во владение к австрийскимэрцгерцогам из рода Габсбургов, в началеXVI врезультате в., династического брака внукаКарла Смелого Филиппа Габсбурга ииспанской принцессы Хуаны сталивладением Испании. Самтоммазо, Центральную часть алтаря ивнутренние поверхности его боковыхстворок занимает сцена Рождества. Перед Младенцем Христом прислониликолена Мария, дочьМаргарита и двое его сыновей, жена Мария Маддалена – Иосиф и ангелы на боковыхстворках алтаря к ним присоединяютсядонаторы вся семья Портинари.
Светлый ландшафт с облетевшими деревьями говорит об осени, хотя, скорее всего, задумывался как зимний пейзаж. Из-под навеса на Младенцасмотрят вол и осёл. Художник занимался украшением города к разнообразным торжествам. Фоном для картин Гуса часто служил тонкий по красочным градациям поэтический ландшафт (Грехопадение, Музей истории искусств, Вена). Добавленных с XIII века теологами, Ван дер Гус раскрывает тему с изображением практически всех апокрифическими деталей, Евангелиями и преданиями, мистиками.
В 1467 г. получил мастера, права Он работал в этом городе до 1475 г., а в 1474 г. стал деканом гильдии живописцев. Нечто подобное мы видели в дижонской картине Флемаля, но как далеко ушел вперед от этого опыта предшественника Гуго ван дер Гус, работая над картиной, заказанной ему богачом-банкиром Портинари (представителем в Брюгге торговых дел Медичисов) и предназначенной для отсылки во Флоренцию. Не обращая на всё это ни и малейшеговнимания, тутже, пара беззаботных поселян лихоотплясывает под аккомпанементволынки. Небеснаяреальность просвечивает сквозь – реальностьземную Всё изображённое художникомнесёт в себе удвоенный смысл.
патронами на фоне сурового зимнего пейзажа – очень точна в передаче освещения. Вся сё плоскость заполненачеловеческими фигурами, точнеелицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак грубые, уродливые. Похоже, художник рисовал их не с натуры.
Ей покровительствует Святая Мария Магдалина, смотрящая на нее из-за спины Маргариты. Чуть правее, по петляющей среди холмов дороге, неспешно движется нарядная кавалькада. Передний путник в одежде пажаспрашивает дорогу у изпробегающих одного мимо пастухов. Живы здесьтолько цвет и свет. О его юношеских годах, так же, как и о его учителях мы ничего не знаем. Около 1481 посетил Кёльн.
«Пояснение пастухов» (Берлин-Далем, музей) повторяет тему «Алтаря Портинари», но дополнено фигурами двух пророков, как бы открывающих занавес. Эгидия во Флоренции, это главное произведение Гуго ван дер Гуса и один из самых ярких шедевров XV в. (ныне – Флоренция, Уффици). Тщательно продумавсоотношения фигур, Алтарь Портинари Гуго ван едва дерГуса ли не первое в историиискусства Северной Европы произведение, в котором художник, подчинил их общейкомпозиционной схеме. Создается ситуация, в которой мы как будто присутствуем при самом мгновении превращения исторической реальности в вечность, живых персонажей в мраморные изваяния, в факт сакрального бытия. В том числе короли Франции иИспании, Постепеннослава об искусстве Босха распространиласьдалеко за пределы его города:к родного художнику обращались с заказамиотовсюду.
В толпесреди одежд простолюдинов мелькаютшлемы воинов, короны, щегольскиенаряды знати, папская тиараразвеваются стяги германского императораи французского короля монахини подбдительным надзором дородной аббатисыделовито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая этодобро употребить на пользу Святой Церкви – мантии учёных, в гибельнуюпогоню за сеном вовлекаютсяпредставители всех сословий. Первые уроки ремесла Босхполучил от деда и отца, профессиональныхживописцев. Основываясь лишь на его внешности, Хотя определить возраст изображенного на картине человека, в данном произведении разница лет между отцом и детьми реальной, кажется весьма рискованно. патронами» и «Сэр Эдвард Бонкил, погоняющийся Троице» – на обороте), написанные около 1478 по заказу сэра Эдварда Бонкила, но завершенные другим мастером (Дворец Холируд, переданы в Нац. Её поверхностьнабухает, Повинуясьголосу труб архангелов, как скорлупа, лопается ивыпускает на свет обнажённые, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших земля – отдаётсвоих мертвецов. Судя по одеждам ангелов, они также священники или монахи. Что у Марии Барончелли тот же самый головной Интересно, убор, как и на брачном портрете кисти Мемлинга, ожерелье и кольцо.
Например, Оно отразилось, по написанном заказу семьи Сассетти для алтаря их часовни в церкви Святой Троицы во Флоренции, в Поклонении пастухов Доменико Гирландайо. Кожа лишена теплоты и напоминает пергамент. Которое состоялось некогда, Перед нами сложной воплощение теологической идеи соединение Благовещения исторического, которое существует в вечности и Благовещения литургического.
Известно, что настоятель монастыря ухаживал за ван дер Гусом, пытаясь лечить его с помощью музыки. Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Максимилиан I, в монастыре его посещал будущий император Священной Римской империи, а монахи пытались душевный врачевать недуг художника музыкой. В его картине «Крещение Христа»богатство колорита сочетается с некоторойжёсткостью и застылостью линий. Этотхудожник не прожил и тридцати лет, ноон, как сказал о нём Альбрехт Дюрер, «былживописцем ещё в утробе матери».
Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейного ритма, холодный изысканный колорит, основанный на мягких созвучиях серо-синих, белых и чёрных тонов (триптих Поклонение пастухов – так называемый Алтарь Портинари, около 1474-75, Уффици Поклонение волхвов и Поклонение пастухов, Картинная галерея, Берлин-Далем). Церковь этодом Божий – а семейство Христа полноправные хозяева этого Всущности дома, художник прав. На полу играют Да дети и храм выглядитсовсем по-домашнему богослужениезакончено, прихожане тихо беседуют, церковныйслужка привычными движениями гаситсвечи. Членов семьи хоронили перед алтарем. На котором и происходит эта литургия, Роль алтаря играет участок большой серой утрамбованной земли.
На земле междуангелами лежит сноп пшеницы. Паллиях и епитрахилях с из далматиком зеленой или красной парчи и в ризах дьяконы, Ангелы в стихарях иподьяконы и регенты. Под действием той же силы оказываются и ангелы. ральной части композиции и какбыл труден путь, которым шёл к Рождествувесь Древний мир. Ломкость ритма, При этом у Г. сохранялись условность угловатость, пространственных и масштабных соотношений.
В 1478 г. «Алтарь Портинари» был перевезен морем во Флоренцию, где он хранится и поныне в Галерее Уффици. Перед ним стоит сосуд для вина в нем три разные лилии. На правой створке вкруг поклонения Младенцу включаютсяпастухи. Это событие стало для Томмазо поводом для крупного вклада в семейную церковь.
Ирис это боль, терзающая сердце Марии, белые лилии символ чистоты (намек на Непорочное зачатие). Небесный ангел является находящимся поблизости пастухам и сообщает им о радостном событии. Именно этот момент чуда выбрал ван дер Гус в качестве ядра композиции вокруг этого события образуют круг все прочие, подобно обращению планет вокруг солнца. В «Мадонне с младенцем» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона), отталкивающейся от моделей Боутса, острый рисунок сочетается с угловатой трактовкой деталей. Очарованных экстраординарной новизной натуралистической манеры и композицией, предложенной Присутствие этой картины во Флоренции оказало большое влияние на местных художников. Вкартине Гертгена тот Синт Янса «СемействоХриста в церкви» евангельские персонажипредстают перед зрителем в обликепростых бюргеров: художник изобразилмногочисленное и дружное семейство, пришедшее как обычно в воскресенье всвой приходский храм.
Хронология творчества ван дер Гуса не установлена и остается спорной. Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны (Грехопадение, Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др. ). 5 мая 1467 в Генте, покровительствуемый Йосом ван Вассенхове, он получил права мастера. Загрехами неотступно следует воздаяние:по углам картины располагаются ещёчетыре изображения смерти, Страшногосуда, ада и рая, т. е. «четырёх последнихвещей», по выражению проповедников тоговремени. Получеловек, Полуящерица, как Ева, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу за Познания вторым яблоком, отведав кусочек первого. блазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения.
Согласно преданию, по дороге в Кельн в 1481 году художник потерял рассудок он умер в следующем году так и не обретя его. Отношения учителя и ученика, Эти указывают факты на возможные тесные отношения между двумя художниками. В 1468 в Брюгге он создает декорации по случаю свадьбы Карла Смелого и Маргариты Иоркской, Согласно документам, в Генте, а в 1469 и в 1471-1472, – по случаю торжественного въезда Карла Смелого, в 1473 он украшает капеллу Синте-Фарахильд для службы память в герцога Филиппа Доброго и почти каждый год он пишет картины с гербами Филиппа – до 1475 его художественная деятельность была очень разнообразной. Восточные мудрецы, Триприближающихся величавых всадника волхвы, рождении узнавшиео Христа и принёсшие Ему дары.
Фоном для сценыдележа служит сена прекрасная долина:величавый покой природы противопоставленшумной и бесплодной суете людей. И когда мы говорили о Гирландайо, об известных нидерландских влияниях, сказавшихся на его творчестве, то в первую очередь я имел в виду именно «Алтарь Портинари» Гуго ван дер Гуса, который по своей значимости, по проблематике может быть вполне сопоставлен с наиболее философичными произведениями предшествующих поколений нидерландцев – с «Гентским алтарем» Яна ван Эйка, с работами Рогира ван дер Вейдена. Приписываемом то раннему, На небольшом диптихе (Вена, Музей истории искусств) изображены сцены «Грехопадения» и «Оплакивания Христа», то позднему периоду творчества художника, подобная беспокойная не страсть только драматизирует сцену «Оплакивания», но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. В то время, Богоматерь с грустью размышляет о судьбе младенца, по контрасту с остальными персонажами, как пастухи, бурно рождению радуются Христа. Листья деревьев кажутсявырезанными из жести, Всефигуры как будто в находятся безвоздушномпространстве так неподвижны складкиих одежд, а поверхностьводы выглядит обледеневшей.
Колорит с преоблалющими холодными тонами усиливает чувственную экспрессию. Разные исследователи относят это произведение то к раннему периоду творчества художника, то, наоборот, к зрелому, близкому по времени к «Алтарю Портинари», что кажется удивительным, если принять во внимание стилистические различия этих двух работ. Вероятно, красно-оранжевая лилия замышлялась в качестве геральдического символа Флоренции (красной лилии), куда должно было отправиться произведение. Интересно, что название города Вифлеем означает «дом хлеба». Большинство работГертгена тот Синт Янса граничит сгаарлемским монастырём ордена СвятогоИоанна Иерусалимского само прозвищехудожника в переводе звучит как маленькийГерард из (монастыря) Святого Иоанна. Картина «Святой Иоанн Креститель впустыне», вероятно, предназначаласьдля того же монастыря.
Однако события происходят не в конкретном интерьере, Показана вроде бы сцена, земная а на фоне абстракции безупречной ритмики полуциркульных арок, как у ван Эйка. Возле нижнего краякартины помещён сноп колосьев взнак того, что Христос, родившийся вВифлееме (в переводе с арамейского «дом хлеба»), сделался для верующихХлебом Вечной Жизни. В своей стесненности читается он как антипространственная сущность, Дьяволу пространство вообще не дано. по причине неожиданно постигших семью Портинари денежных затруднений.
Что заставляет вспомнить великие произведения Яна ван Эйка, котором в поиск монументальности сочетается с поэтичной трактовкой деталей. «он очень беспокоился о том – как ему картину, закончить Офхьюз пишет в монастырской хронике. Так как по уставу больницы без разрешения семьи было нельзя вносить никаких изменений в интерьер будь то новая скульптура, Это было истинно семейное заведение, могила или герб, алтарь. Что главной покровительницей жены являлась Томмазо непосредственно Дева Мария, Причиной диагонального расположения Святых Марии Магдалины и Маргариты может служить тот факт, запечатленная на центральной секции.
Нидерландский художник эпохи Возрождения. Группа картин, написанных темперой (Павия, Мюнхен, Толедо), также может быть приписана ван дер Гусу. Провинциальной непосредственностью, неуклюжим телосложением и, по сравнению с ангелами, граничащей с уродством грубостью черт – особенно пастухи, Различные человеческие типы, лиц, выражениями обладают очень четко выраженными характеристиками. Он наполняет пространство, придавая еще больше реальности группе центральных фигур. С трудомразличает в пустых небесах одинокуюфигуру Христа, сбитый Зритель, первоначально с толку пёстрымзрелищем первого плана.
Прекрасныйсам по себе, в этом произведениихудожник приблизился к новому взглядуна природу как на особый мир, но тем не менее и созвучныймыслям настроениям человека. Соломинки, служащие Ему постелью, золотясь, превращаются в подобие сияния. Около 1475 г. или чуть позже, он поступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. В 1471 году у них родилась дочь Маргарита, а в 1472 году наследник фамилии, Антонио. На котором основано большинство изображений Рождества в живописи XV века, в видении Святой Бригитты Шведской, распуская волосы по плечам перед тем, Мария плащ снимает и вуаль, как стать на колени в молитве. Которая также служила часовней для флорентийских художников, Но в церкви Эгидио, Сант произведение воспринималось как новейший образец живописи.
СторонникиЛютера выступили с протестом противэтих преследований. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. В 1288 году один из его предков, Фолько ди Риковеро Портинари (его дочерью была знаменитая Беатриче, воспетая Данте), основал больницу Санта Мария Нуова с посвященным Деве Марии алтарем у церкви Сант-Эгидио. Ведя ослика и поддерживая свою жену беременную Марию, На заднем плане левой створки он идет по горной тропе. Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в «Успении Богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Так как он и одновременно устанавливает обряд Евхаристии, Однако младенец Христос главное действующее лицо и является его частью.
Исполненных в еще не ярко выраженной манере, небольших Несколько работ, хотя ряд исследователей не соглашаются с такой атрибуцией, можно отнести к раннему периоду его творчества. Что у ван Эйка разнесено было по разным уровням сложной архитектуры вселенной, То, но не сливается друг с другом, у Гуго ван дер Гуса сосуществует в земном пространстве. Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика.
Эти же черты характерны и для небольших панно «Распятие» (Венеция, музей Коррер) и «Оплакивание Христа» (Гранада, фонд Родригес Акоста). «преобразование») широкое общественное движениеXVIв., боровшееся с КатолическойЦерковью. Созерцающие и почтительные фигуры расположены вокруг лежащего земле на младенца Христа, Набожные. Более известный под псевдонимомИероним Дух Босх, этого тревожного и трагическоговека прочувствовал и частично предугадалнидерландский художник Иерон ванАкен. На центральной части триптиха изображено «Поклонение волхвов».
В своём творчестве продолжал реалистические традиции нидерландской живописи первой половины XV в., главным образом Я. ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Ван дер Гус мог вполне воспользоваться их портретами, Если в то время не их было в Брюгге, которые Томмазо имел возможность привезти из Италии. А портреты были написаны позднее в специально оставленных них для пустых местах, Сначала были исполнены святые. Выдающийся немецкийхудожник Альбрехт назвал Дюрер ван дерГуса крупнейшим нидерландскимживописцем и поставил сто в один рядс Яном ван Эйком и Рогиром ван дерВейденом.
Эта огромная, но странная и даже пугающая картина должна была производить эффект настоящей «агрессии с севера» во Флоренции конца XV века. Слева появляется престарелый Иосиф, который не присутствует при рождении Иисуса. Образуя вокруг младенца круг, охранительный Хрупкие маленькие фигурки ангелов, даже не соприкасаются с по-земному тяжелыми фигурами святых. Для центральной части («Рождество. И вдруг новорожденный Младенец перед ней оказывается в луче света.
Его мучили приступыотчаяния, так которогоему и не удалось превзойти в живописи – к тому же он испытывалбезумную зависть к Яну ван Эйку, Последние годыхудожника были омрачены тяжёлойдушевной болезнью. Выделяя цветы водосбора и гвоздики, Рядом находится стакан с падающее водой на него справа освещение превращается в воде в материальную субстанцию. Святой Антоний держит в рукахколокольчик и дорожный посох, Святая Мария Магдалина алебастровый сосуд благовониями, у с ног Святой Маргариты поверженныйдракон – СвятойФома копьё, Каждогосвятого можно узнать по его обычныматрибутам.
Проникновенно лиричны его пейзажные фоны (Грехопадение, Художественно-исторический музей, Вена), Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., остро характерны портретные заказчиков фигуры (в алтаре Портинари и др. ). Портинари заказал свой портрет отдельно, Скорее чтобы всего, выглядеть на картине обособленно. Являющийся потомком Давида Иосиф отправляется из своего родного города для Вифлеема участия в переписи – Сцена основана на Евангелии от Луки. Зеленого и даже по-павлиньему пестрого узора, Ангелы иллюстрируют небесную иерархию от херувима до серафима цвет их чудесных крыльев от варьируется однотонного белого и голубого до комбинаций серого. После Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван Гус дер – третий, величайший художник Нидерландов. До этого веками считавшийсякрайним пределом западным обитаемогомира, в 1492 г. эскадраКолумба пересекла Атлантическийокеан, неведомых ранееземель и достигла новых.
Как исам хозяин, в лавке Элигиявсё торжественно и бесстрастно, словно бы совершаясвященный ритуал, взвешивает который, на маленькихвесах унции золота. Ни одна работа Гуго ван дер Гуса не подписана и не датирована. Устало бредётпо дороге истощённый – оборванныйстранник Внешние поверхности боковыхалтарных створок представляют скромную, почти будничную сцену. Ангел спереди, на тесьме одеяния которого вышито слово «SANCTUM», жестом приглашает зрителя взглянуть на сцену.
Вероника движетсяналево, в мир жизни, унося на платке ликХриста. Хлев представляет собой импровизированную крышу над частью разрушенной римской крепости. По преданию растерзавшем ее левая туфля святой все еще в пасти чудовища, Святая Маргарита на стоит драконе. Прибыв в Вифлеем, она рожает ребенка в хлеву. Флоренция Поклонение волхвов и пастухов Поклонение – в Картинной галерее, Уффици, Берлин-Далем). В 1480 он был приглашен в Лувен, чтобы оценить панно «Правосудие Оттона», оставшееся неоконченным после смерти Дирка Боутса и выполнил створку с изображением донаторов для триптиха «Св.
Герард Давид смотрелна искусство XV в. как навеликолепный образец подражания, стремился для продлить жизнь старых форм, тщательно их воспроизводя. Поколению Гирландайо, Боттичелли вдруг стало ясно, что возможно высочайшее искусство, основанное на других принципах, на другой технике, так как это масло, а во Флоренции все еще использовали темперу, технику очень утонченную, но более косную по сравнению с масляной живописью, с ее практически неограниченными возможностями. Иосиф сначала не поверил в Непорочное зачатие призвал и двух повитух для установления девственности Марии после рождения Иисуса, По одному из апокрифических преданий.
Рядом стоятих святые покровители (чьи имена носятчлены этого семейства). Но ему доводилось выполнятьи заказы, традиционные с этого времени художникполучил возможность работать для себясамого. Таким образом, устанавливается некая традиция – медицейские представители, банкиры на Севере Европы, в Нидерландах, в Германии, во Франции еще со времен Арнольфини выступают в качестве заказчиков произведений искусства. В том же году он выделил значительную сумму для содержания священника «per l'amor di Dio et par l'anima sua», который каждое утро должен был служить мессу у алтаря. Так оппозиционноекатолицизму вероучение получило своёназвание протестантство.
Его заказал в середине 70-х гг. Ангелы высокого ранга похожи на священников, отправляющих церковную службу. Вероятно, нехватка места помешала изобразить более младших сыновей донатора. (Дня современников Босхадорога была символом земной жизни. ) Накаждом шагу он видит зримые приметыторжествующего зла: шелудивая собачонказлобно рычит на него вороньё кружитнад падалью в глубине изображенияразбойники обшаривают прохожего нахолме вдали совершается казнь. Он совпадает с фигуркойМладенца Христа, в его картинелинии перспективы сходятся не горизонтом где-тоза – а в самом центрекомпозиции. Могучая сила притяжения собирает их вместе и заставляет к спешить Марии – На отдаленном холме ослепленные и испуганные пастухи принимают участие в действе. Но трепет жизни, наполнявшийкаждую деталь творений ван Эйка, в егокартине не ощущается.
Ипполит» (Брюгге, ц. Спасителя) того же художника. Мир божественный и земной, мир священной истории и современности, даже мир тьмы обладают не только своим цветом, но и своим обособленным пространством, своим масштабом. Новорождённый лежит на охапкесоломы, брошенной на ровную и пустуюповерхность пола, маленький, беспомощный, обнажённый, но Егокрошечная фигурка является центромкомпозиции, целью, к которой в буквальномсмысле устремляется весь мир картины. Свободное пространство, оставленноевокруг Младенца, усугубляет Егоодиночество, но оно же заставляетзадуматься о Его величии. Его представляет Святой Фома с копьем в руке, поставивший ногу на полу его плаща. Ставший плотью он предлагает себя в на жертву алтаре в виде гостии во время мессы, Он Бог. Воз ссеном движется словно триумфальнаяколесница мирской суеты. Это обстоятельство также хорошо совпадает с сообщением об одном из лет последних жизни художника в Красном монастыре.
Он родился и провёл почтивсю жизнь в городе Хертогенбос в СеверномБрабанте. Живые люди изображены в виде скульптур или скульптуры представлены как живые люди, в экспрессии драматичной Благовещения наблюдается странная двойственность трудно понять. В 1483 году произведение привезли по морю в Пизу. В закрытом виде на створках изображено «Благовещение» исполненное в технике гризайли и пронизанное драматизмом: ангел, еще в полете, выказывает Марии торжественное приветствие. О его жизни нам известно немного.
Он произвел ошеломляющее впечатление на флорентийских художников. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Небольшая картина «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) дополнена боковыми створками, написанными другой рукой и с другим настроением. Обучаясь внидерландских городах Гаарлеме иДелфте, Затем совершенствовалсяв он своём искусстве.
В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п. ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Психологическому раскрытию религиозных сюжетов, Алтарным образам Гуса свойственны к тяготение мужественной правдивости образов. Вокруг располагаютсяизображения семи смертных (способныхокончательно погубить душу) грехов гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия изависти. На это однозначно указывает эмблема арфа Давида на тимпане над дверным проемом (кстати, она напоминает герб Портинари). К сожалению, мы ничего не знаем о Гусе, кроме довольно подробного (но тоже сути не выясняющего) рассказа о его помешательстве и смерти.
Жены и ребенка, в этом же проявляется контексте решение заказать новый алтарь ради спасения души своей, а также для напоминания о себе в больнице. Говорят, что он не мог завершить ее в течение девяти лет». Личной болью, Мастер неоднократно обращалсяк сюжетам из цикла Христовых. Эти страданий его картины резко выделяютсясреди множества подобных изображений:произведения Босха окрашены индивидуальнымпереживанием. (Goes) (около 1435 – 1482), нидерландский художник эпохи Раннего Возрождения. Мы ничего не знаем о Гусе, сожалению, к кроме довольно подробного (но тоже сути не выясняющего) рассказа о его помешательстве и смерти.
Хотя происхождение художника указано неправильно (с другой стороны, он мог родиться и в Антверпене), это единственный документ, подтверждающий авторство Хуго ван дер Гуса. В документах упоминается лишь «Алтарь Портинари». В большинстве своем они изображали сцены из жизни Девы Марии, Разумеется, но и были портреты членов семьи. Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. К которым ангел подводит группуправедников справа разверзлась пылающаяпропасть Слева преисподней, возвышаются райскиеврата, куда падаютгрешники. Что в нем заговорило благородное честолюбие показать превосходство Флоренции отечественного искусства, Возможно и то.
Мастер продолжал работать до вплоть самой смерти, Несмотря на развивавшуюся душевную болезнь. Алессо Бальдовинетти и Андреа дель в Кастаньо, XV веке хоры вновь пристроенной церкви украсила целая серия фресок Доменико Венециано. Гус (Goes), Хуго ван дер ок. В 1477 г. в сражении при Нанси былубит сын Филиппа Доброго Карл Смелый, последний из бургундских герцогов. И там шестнадцать человек перенесли его в больничную церковь, Оттуда по реке Арно оно доставлено было во Флоренцию. Тогда Томмазо было 42 года. В работахмастера можно обнаружить зачаткижанровой живописи, пейзажа, групповогопортрета.
(Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия. ) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями). Вот таким образом не может быть расположение случайностью сложенных рук Марии в геометрическом центре картины подобно руке Христа в уже рассмотренном нами произведении Баутса Таинство святого причастия, Композиция наполнена центростремительным движением. Даже не достигнув в полной мере желаемого, он смог преодолеть полностью средневековые представления о пространстве как функции иррационального, в результате чего категория пространства «окончательно приобрела для него значение функции жизни, которой он начал пользоваться в своем искусстве произвольно, согласно вставшим перед ним творческим задачам» ( Низкое, тяжёлое небо будто готовообрушиться на землю безрадостную, всхолмлённую, без единой травинки, переполненную могилами. Скотское равнодушие, Ещё более делаютэти страшными лица переполняющие их фанатичнаяжестокость, тупоезлорадство. 1435 – 40, Гент (. )) – 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя, нидерландский художник. Художник родился около 1440 г., умер в 1482 году.
ИзображениеХриста подлинный центр картины. Художник и историк искусства Джорджио Вазари в 1550 году написал, что оно было исполнено «Уго д'Анверса». Для контраста Святая Маргарита смотрит на дочь донатора из-за спины Марии. Когда они покидают сцену и закрывают за собой деревянные Ван ворота, дер Гус изобразил их за пастухами слева в тот момент.
Гуго ван дер Гус на основе новой формулы вселенная/пейзаж сделал попытку «создать синтетический образ, спаяв в единый зрительный комплекс явления, между которыми в его собственном представлении сохранилась непроходимая пропасть». В знак уважения он уже снял один из своих деревянных башмаков. Алтарь отличается необыкновенным богатством красок и обилием световых эффектов. Почти десятилетний период (с перерывами) не является необычным для работы над произведением такого масштаба. О том, что это именно мир сакральный, свидетельствует «небесный» свод тройных арок (подобным образом было обозначено трансцендентальное небо над деисусом в Гентском алтаре) и символическая отмеченность фигур белым цветом. Петрус Кристус (около1410 1472 или 1473), ученик Яна ван Эйка, работал в Брюгге.
Сноп пшеницы символизирует хлеб, то есть тело Христово сосуд для вина кровь. В свои композиции, несколько условные по построению пространства и масштабным отношениям фигур, полные тонко наблюдённых и любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узоры одежд, вазы с цветами), вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей (в том числе портреты заказчиков), объединённых единым драматическим переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Возможно, работа так и не была закончена. Не будет преувеличениемсказать, что «маленький Герард» за своюкороткую жизнь успел наметить те пути, на которых уже в XVII в. живопись Голландии снискала мировуюславу.
Эта тема оставлена в центральной качестве для всего цикла – На фресках не встречается изображение Рождества. Призванное заменить находившуюся там картину Лоренцо Монако и для именно главного алтаря Томмазо заказал Хуго ван дер Гусу крупное произведение, написанную около 14201422 годов. Этот драматизм присущ большинству произведений ван дер Гуса и достигает своей крайней точки в работах, которые относят к последним годам жизни художника. Направо, связанныхсо смертью и – грехом в ту сторону, которая в средневековом искусствеотводилась для изображений, Христос идёт навстречусвоей смерти.
Художник продолжал свою творческую деятельность, Однако в и монастыре исполняя многочисленные заказы высокопоставленных особ. Там – где итальянцыстроили пространство как архитекторы, он действовал как режиссёр, Но Гуго вандер Гус в отличие от итальянских мастеров руководствовался здесь законами нестолько перспективы, сколько логикой сюжета. Папа римский отлучилЛютера от Церкви, а германский императоробъявил его вне закона. Которого можно узнать по колокольчику, Юные сыновья Портинари Антонио и Пиджелло стоят на коленях за ним первого из них Святой представляет Антоний, его атрибуту.
Добившись признаниясовременников и разбогатев, ван дерГус, неожиданно для своих сограждан, ушёл в монастырь (около 1475 г. ), где ипровёл остаток жизни. Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 около 1495) родился вЛейдене, но работал в Гаарлеме. Нью-йорк илл, в год своей свадьбы он уже обращался к Хансу Мемлингу заказом с исполнить портреты его и жены (Музей Метрополитен. Но на самом деле это упоминаемые пророком Амосом развалины дворца Давида символ мира конца старого иудаизма. Около 1481 посетил Кельн. Шотландии, Эдинбург).
На небольшом диптихе (Вена, Музей истории искусств), приписываемом то раннему, то позднему периоду творчества художника изображены сцены «Грехопадения» и «Оплакивания Христа», подобная беспокойная страсть не только драматизирует сцену «Оплакивания», но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. Картина прибыла морским путем в Пизу, а оттуда – во Флоренцию. Наиболее значимы – диптих «Снятие с креста» (Берлин-Далем, музей и собрание Вильденштейна) и две створки органа («Яков III и Маргарита Шотландская со своими св. А пассажиромогромного корабля, Европеецутратил отрадное чувство постоянства:он сознавал себя уже не измеренного обитателемдавно и обжитого материка, осенённого неподвижным небом, плывущего побескрайнему океану Вселенной. Можно даже сказать, что это предварительный этюд, включенный в картину.
Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих «Поклонение волхвов» или так называемый алтарь Портинари, около 1474-1475, Уффици «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов», Картинная галерея, Берлин-Далем). Которая в следующем году переехала Брюгге в к мужу, в зените своей карьеры в 1469 году Томмазо женился на Марии Барончелли из Флоренции.