На одном из самых своих грандиозных, фантастических парадных портретов, «двойном» портрете Мейерхольда, Григорьев с фотографической точностью зафиксировал две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице. Бурцева и карнавальные гротесковые произведения, связанные с работой Григорьева над оформлением артистического кабаре «Привал комедиантов» и его деятельностью в студии Мейерхольда и портреты стал поворотным в творчестве Григорьева. Русский музей располагает одним из самых замечательных портретов Мейерхольда работы Бориса Григорьева.
Русский музей располагает одним из самых замечательных портретов Мейерхольда работы Бориса Григорьева (1916) Всеволод Эмильевич Мейерхольд.
Сходства Мейерхольда именно с этим гофмановским «доктором» не предполагалось ибо «доктор-чудодей синьор Дапертутто» творил отнюдь не театральные чудеса. Его театр был обвинен в отрыве от советской действительности и закрыт, а через год, летом 1939 года, Мейхерхольд был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 г. («Русский»). Иванова, где один из авторов (Вл. KGallery», что на Фонтанке, напротив цирка и Михайловского замка. Оно мелькало с афиш из газетных столбцов, почти с каждой страницы театральных журналов из карикатур и шаржей «Крокодила», «Смехача» и «Чудака», оно звучало на диспутах в Доме Печати, с академической кафедры ГАХНа, в рабфаковских и вузовских общежитиях, в театрах пародий и миниатюр, в фельетонах Смирнова-Сокольского, куплетах Громова и Милича, в остротах Алексеева, Менделевича и Полевого-Мансфельда.
везде, повсюду) и символизировал любовь к Гофману (как Мейерхольда, так и самого Кузмина). Театральный режиссер-новатор, Мейерхольд, выразительности жеста, эксцентричная чья система создания образа строилась на гротеске, силуэта, антуража, он был в этом близок художнику даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Материалом для этих работ послужили давние детские впечатления от русской провинции (детские и юношеские годы художника прошли в Рыбинске) и приметы жизни крестьянства Олонецкой губернии, где Григорьев побывал летом 1918 года. По всем статьям, ему следовало играть не лорда Генри (в первой своей киноленте «Портрет Дориана Грея», 1915), а автора рокового портрета. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг.
Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. Лучшим своем портретом считал портрет М. Горького (1926, Музей А. М. Горького, Москва), с писателем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы На дне. Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Н. д. волков приводит его характеристику, Рассказывая портрете, о данную художественным критиком Вс. Декаденты и профессора-академики, Мистические анархисты и православные, поэты и неохристиане ученые и социал-демократы, художники и мыслители, актеры и общественные деятели – все мирно сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на темы литературные, художественные, философские, религиозные, оккультные, о литературной злобе и о последних космических проблемах бытия.
Для жизни ему только остаются предрассудки, Таким образом, моральные правила и здравый смысл. В кулуарах тогда кто-то сказал: «Родился новый Тулуз-Лотрек». И этого было достаточно. Лорд Генри, понятное дело, был великий парадоксалист – ведь, к слову, сам Уайльд был скорее великим, чем второстепенным, но никак не прозаическим, а безусловно – обворожительным.
В 1917-18 гг. Он лежит на диване, у себя в столовой. lt. Картина дышит нежностью и любовью. «Изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве, он в то же время подлинный старообрядец»31. Клоунессы, Консьержки, обыватели – вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, гарсоны, увиденного под углом определенным зрения. В отличие от «красногвардейской» поведенческой модели, зафиксированной фотографиями Мейерхольда и словесными описаниями его революционного имиджа, портрет Григорьева не является портретом (изображением) в привычном смысле слова (и это хорошо передано Вс.
Но ведь и сама подстановка языческого культа Диониса в традиционный соборности христосоцентризм была акцией модернистского дискурса. Он застыл в странной изломанной позе с повелительно поднятой рукой. Называя себя «эмиссаром Р. Штейнера», Минцлова раскинула в Петербурге и Москве «антропософические сети»41, после чего растворилась в неизвестности – простившись с приятельницей на Кузнецком мосту, «она больше не возвращалась и исчезла навсегда», что, понятно, «еще больше способствовало ее таинственной репутации»42. С. К.
Особый раздел выставки составляют произведения из серии «Расея», созданной в революционные годы и отразившей сложные размышления художника о судьбах русского мира. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя. Этот «великолепный жест прыжка в огненную стихию»21 (трагедия «Смерть Эмпедокла») – наглядный пример увлекавшего Иванова дионисийского палигенезиса. Но по существу дело заключается в другом.
Бенуа). lt. Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). Клоунессы, Консьержки, обыватели вереница – типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, гарсоны, увиденного под определенным углом зрения. И позой, Он очень похож на главного героя картины и лицом, что позволило театральному Всеволоду художнику Воинову назвать полотно «двойным портретом В. Э.
Особенно в современной российской частной галерее. Она организована частной галереей. Каждая вечеря должна заранее обдумываться и протекать по сообща выработанной программе. Диотима – возлюбленная Гипериона – в первом рождении «внесценическая» героиня диалога Платона «Пир», речь которой об Эроте как стремлении к бессмертию пересказывает Сократ25. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку.
Ретроспективная ирония Н. А. Бердяева, ставящая возмужавшего философа в позицию стороннего наблюдателя, не соответствует его тогдашней роли в устроении подобных «симпозионов» и самоотдаче непосредственного участия в других затеях ивановского круга. Да и бывшие гафизиты перешли от театрализованных ритуалов к театру, увлеченно разыгрывая Кальдерона в мейерхольдовской постановке («Поклонение кресту», 1910). Так как Григорьев – художник галерей и это правильно, рисовальщик изящный салонов, великолепный иллюстратор. Порой эти взаимоисключающие мнения о нем раздавались из одних и тех же уст. В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Что, Важно хотя то, бы он никогда не покидал рамок фигуративного искусства, в отличие от представителей авангарда.
На ежедневный исступленный труд, Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, а каждый шаг приносит новый сюжет, когда отмечается время только стирающимися карандашами. «Портрет вышел очень хороший, – писал Мейерхольд жене. Комментируя это описание, Волков считал, что портрет, созданный накануне революции, «приобретает и другое, более символическое значение», как бы указывая «на ту связь, которая впоследствии образуется у режиссера с революционными событиями и переживаниями последующих лет»86. Международную известность и признание Григорьеву принесли живописные и графические портреты знаменитых деятелей отечественной культуры (в их числе – Горький, Шаляпин, Мейерхольд, Рахманинов), отмеченные проницательностью и глубиной образной характеристики. Из рассказов Замятина Григорьев, вероятно, узнал, что не существует «лыковой Расеи», как нет больше святой Руси Нестерова или сказочного царства Васнецова. Но преобладал тон и стиль мистический. На ней представлены только те работы, что хранятся в частных галереях. Роман Гельдерлина (как и в концепции Иванова20) предвосхищает трагедию. Пяст) только что прочитал первый акт своего перевода «Осужденного за неверие» Тирсо де Молины.
«В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме в Малом Власьевском переулке собирались по вторникам =[[0]], читались доклады, происходили собеседования»72, сам того не – желая – Н. А. Бердяев, Вспоминая о «могущественной магии разыгравшейся революционной стихии большевизма» – «в коммунистической атмосфере было что-то жуткое, я бы даже сказал, потустороннее»71, обнаруживает перекличку с «культурным ренессансом» начала XX века. Как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, Это галерея русской типов деревни, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. Разве что не «по средам». – Хотя я позировал в пиджачке, Кервильи изобразил меня во фраке и в плаще.
Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому). Intimite (интимность, франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. К которым тяготел Григорьев в своем творчестве, в этой картине сочетаются экспрессионизма элементы и неоклассицизма.
Вот что пишет Борис Григорьев о работе над портретом Шаляпина: «Я написал его на огромном холсте. Я увидел в нем такое, чего не увидишь еще один раз. Образы людей – крестьян, Как и в парижской серии, стариков – создаются виртуозными линиями, детей, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в беспощадности, гротескной сообщают формам почти циничную деконструктивность. Иногда роль прирастала к повседневному поведению.
Вещательницы, Гадалки, предсказания и предзнаменования причастны кровно к образованию тогдашних поведенческих моделей, сглаз. Никому не ведомую, всем чужую» Константин Сомов, осмотрев портрет Мейерхольда в мастерской Александра Головина под крышей Мариинского театра, где его писал Григорьев, отозвался о произведении сдержанно-доброжелательно: «Интересно и красиво». Музейщики не слишком доверяют галерейщикам, а галерейщики – музейщикам. Выражение лиц обоих сосредоточенно, напряженно.
Не пополнив в России ряды «розенкрейцеров», Минцлова оставила за собой зловещий мистический след. Работал и как иллюстратор (циклы рисунков к Детству Горького, 1931 и Братьям Карамазовым Ф. М. Достоевского, 1932-1933 собственность семьи художника). Причем старообрядческая ничуть не лучше и не глубже наглядно модернистской. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Из-за правительственного переворота приглашение было отменено, в 1927 г. он был приглашен в Чили должность на профессора Академии художеств правда, но в 1936 г. последовало вновь. Песни, Этими нумерами будут стихи, танец, сказки музыка и произнесение изречений, могущих служить и тезисами для прений, а также некоторые коллективные действия изобретение которых будет составлять также обязанность устроителя вечера»32.
Верно и то, что игра в жизни была для Мейерхольда «полубессознательной тренировкой, постоянным упражнением, привычной ежечасной работой над собой»: «Может быть, то, что у Мейерхольда т р у д не отделялся резко, как у многих, от его бытового времяпрепровождения, до предела наполненного наблюдательностью, юмором, мгновенной полушутливой обработкой получаемых извне впечатлений и доведением их до степени искусства и делало этот труд, когда приходил его час, таким легким и фантастически изощренным изобильно богатым, точным и как бы сразу отделанным»47. Неизбежная дань советской мифологии, Конечно, много простительнее стремления А. П. Мацкина провести демаркационную полосу между дооктябрьским и постреволюционным творчеством явленная Мейерхольда, в суждении Н. Д. Волкова. Его полузнали и то немногие, в девятнадцатом. А значит, могло быть и естественным пластическим жестом высокого, чуть сутулого человека.
Еще один портрет композитора сейчас находится в частном собрании. Если, скажем, в портрете И. А. Морозова работы В. А. Серова (1910) матиссовский натюрморт, на фоне которого изображен меценат играет самостоятельную, содержательную роль, но все-таки остается фоном, то в портрете Григорьева «красный стрелок» и «сам» Мейерхольд взаимозаменяемы. На масштабном (247 х 168) портрете Мейерхольд изображен в полный рост, в странной изломанной позе, с поднятыми руками.
Где основной темой были символические охотники, работали над пантомимой, не никому ведомую, подстреливающие чудесную птицу, всем чужую и потому обреченную на смерть». Недалеко от Ниццы, в 1927 г. художник построил дом во Франции, вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла Расея стала портретов галерея русской интеллигенции, где в 1930 г. Львица, Цезарь, актер, крючник. «на 8222Ивановских средах8220 встречались люди очень разных даров – положений и направлений, Николай Философ Бердяев вспоминал. Той самой, Достаточно сравнить небольшой портрет Надежды Добычиной и портрет Брешко-Брешковской кисти самого Григорьева, в чьем Художественном бюро впервые были выставлены парижские Бориса работы Григорьева, чтобы почувствовать разницу.
За спиной писателя, втором На плане картины, размещены лица героев его литературных произведений. Это ни в коем случае не парадный портрет режиссера казенного Александринского театра – это портрет экспериментатора Доктора Дапертутто, героя гофмановской «Сказки о потерянном отражении», чье имя Мейерхольд использовал в качестве псевдонима. А в 1912 году, в разгар традиционализма, он прямо заявил о театральной беспочвенности «соборности», противопоставив мистерии – балаган, т. е. собственно театр (отказавшись, тем самым, «петь хоровую песнь» и удалившись «из круга, закрыв лицо руками»34. ).
Пожалуй, точнее всех настроение картины уловил уже упоминавшийся Воинов: «В портрете отразились гримасы современного духа, какой-то надлом его, заставившие кошмарам русской действительности предпочесть кошмары балаганчика». Что первоначальный толчок к столь пугающему разрыву реальной жизни художника и внеположных ей сконструированных отражений сам дал Мейерхольд, Но не следует забывать. Для одних он – «русский парижанин», etrange («посторонний») русской живописи. Иванов, в отличие от Бердяева сотрудничавший с советской властью (был заведующим историко-театральной секцией Театрального Отдела, повергая ниц молодых коллег строгой «дихотомией» своей академической учености75), вне службы по-прежнему конструировал поведенческие модели.
По убеждению Мацкина, если уж искать в этом портрете символику, то она «окажется целиком обращенной в прошлое»88. Которые сначала не понравились Рахманинову, Художник сделал варианта, два видимо, предпочитавшему, более романтический стиль. (Сам портрет, выдержанный в стиле модерн, похож, в свою очередь, на известный сомовский портрет М. А. Кузмина – романтическая красота и рука тонкая и нежная). Он удивителен, блестящ и по-человечески добр. Как и теургический пафос всех (включая Белого) «младших» символистов, выводящий искусство к моделированию жизни.
Мейерхольд обучал студийцев правильно двигаться. Ритуал «вечерей» имел аналогом как космогонические беседы Гипериона с друзьями и Диотимой из романа Гельдерлина, так и диспут об Эроте (Эросе) платоновского диалога. Таким предстал он перед театральной Москвой осенью 1920 года.
Из-за невероятной хронологической и географической и широты разнообразия представленного материала выставка оставляет смешанное впечатление. Моя любовь к нему приближается к истерии» 11. Ныне они находятся в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им.
А вот Мейерхольду парадигма лорда Генри годится в самый раз. Настроение явилось сразу. Художник Константин Сомов, рассуждая о молодых членах объединения «Мир искусства», его «левом», если можно так выразиться, фланге, о Борисе Григорьеве говорил так: «Самый талантливый, самый яркий и в то же время пошлый и злой, дешевый и поверхностный порнограф». Он прост, лишен претензий.
Сюда Иванов подключал и Гете, который, по его словам, хоть и «боялся Диониса» и «избегал сознательно»22, не мог не прикоснуться своим гением к существу дионисийства. Какой-то надлом его, в отразились нем гримасы современного духа, заставивший кошмарам русской действительности предпочесть кошмары Балаганчика8220» 85. Вспоминая о «могущественной магии разыгравшейся революционной стихии большевизма» – «в коммунистической атмосфере было что-то жуткое, я бы даже сказал, потустороннее»71, – Н. А. Бердяев, сам того не желая, обнаруживает перекличку с «культурным ренессансом» начала XX века: «В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме в Малом Власьевском переулке собирались по вторникам (не помню точно), читались доклады, происходили собеседования»72. Иванова, по его словам, нельзя «пропустить ни одной строчки им написанной»33), уже тогда, на исходе символизма, не слишком вдохновляло к конкретной работе. «Олонецкий дед» из цикла 1918 года «Расея» – в псковском музее, Карандашные рисунки к по Intimite большей части в частных собраниях.
У Шаляпина было тепло. Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году. Рисунки отметил Александр Бенуа в газете «Речь». Более натуральной величины, как всегда. В 1938 году Мейерхольд, как и многие интеллигентные люди того времени, попал в молох сталинских репрессий и был расстрелян. Ибо в первом зале выставки всего несколько картин Григорьева. Разделял их поиски свободы творчества обновления и языка, На рубеже 1900 и 1910-х годов Григорьев кратковременно сблизился с художниками и поэтами-футуристами.
Гофмана Мейерхольд любил всего, целиком – «краносюртучный», «уродливый доктор Дапертутто» с его феерическим дьяволизмом принадлежал Гофману. Значит в начале зимы, Арестовали меня в Кирилл октябре и я погибли бы на этапе» 11, конечно. Наиболее значительным его созданием стала графическая серия «Расея», в которой с явным сарказмом и нарочитым примитивизмом показал, по словам Бенуа, «суть России периода, непосредственно предшествовавшего революционному перевороту». Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1919 г. Григорьев уехал из России.
Ивановское окружение отдавало себе в этом отчет, возлагая большие надежды на Мейерхольда. "Intimite" ("интимность", франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Уже в 1916 году Елизавета Георгиевну арестовали («понятия я не имела, за что арестована»), два месяца она провела в тюрьме.
«не касалась ни романтической России Венецианова, Толстой, ни лирической Левитана и Мусатова, ни героической Сурикова, ни православной Нестерова, купецко-ярмарочной ни – Кустодиева и Судейкина. Было принято присваивать ему разные почетные звания: он считался почетным красноармейцем (сохранилось его фото в красноармейской форме), почетным краснофлотцем, почетным шахтером и проч. Сам себя начинал высмеивать, пародировать, превращая это в игру, в розыгрыш, преувеличивал до гротеска, но до конца все же не мог избавиться этой от черты и где-то на дне души всегда был настороже»45 – что он рискует показаться смешным в этой своей странности, Часто чувствуя, как умный человек, он, шел навстречу шутке. Грудь ему я раскрыл. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный.
Возможно, такое многообразие граничит с беспокойной и неуемной натурой мастера. Художник писал их на родине и в эмиграции. Театральный режиссер-новатор, Мейерхольд, выразительности жеста, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, силуэта, антуража, был в этом художнику близок даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. В. э. мейерхольд (1916), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др ученые, – Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, М. В. До-бужинский (1917), политики. Посвященная такому противоречивому художнику, Выставка, сама не не может быть противоречива.
Дмитриевым) – он образ не человека, а сути его творчества, которая, само собой, никуда не могла исчезнуть и у Мейерхольда- «красногвардейца». Грядущие события словно подтвердили прозорливость художника. Он лег в столовой на тахту. Апаши, эмигранты, звери в Зоологическом саду, прохожие – вернувшись из Парижа, 1913 в году студент последнего курса Академии художеств Борис Григорьев, проститутки, выставил в только что открытом петербургском Художественном бюро Надежды Добычиной свои парижские рисунки.
Картина наполнена загадочными символами: это, например, маска на левой руке режиссера. Ему были близки и поэтические поиски Маяковского, острые и злободневные. И если на экране надо было все же написать два-три парадокса, чтобы не забыть и слова прекрасного Уайльда, то ясно было, что будь этот принцип постановки доведен до конца, т. е. до того, что совокупность жестов играющих была доведена до самого парадоксального положения, – надписи из Уайльда были бы лишними. Надо сказать, театральная и балаганная тематика привлекала Григорьева издавна. Он дорог и близок мне как часть меня самого. Сразу видишь, чем отличался Борис Григорьев от других мирискусников. Это тот редкий случай, когда с Н. Д. Волковым согласиться невозможно.
Мейерхольд (дооктябрьской поры) в создании поведенческих моделей замечен не был. «Иные считают его большевиком в живописи иные оскорблены его Расеей иные силятся постичь через него знаковую сущность молчаливого как камень загадочного славянского лица иные с гневом отворачиваются это ложь, такой России нет и не было. » охарактеризовал разноголосицу мнений А. Толстой 11. Пишешь о Борисе Григорьеве и сам сразу попадаешь в противоречие: ну как это писать о выставке и рассказывать о картине, которой на выставке нет. По-прежнему плодотворно работал как пейзажист и портретист, переиздав Расею на русском и французском (1921, 1922) и дополнив ее новым альбомом Лики России (на французском и английском 1923, 1924), включившем, в частности, портреты актеров МХАТа. Серия произвела на современников сложное впечатление, «многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса» (А. При создании портрета Григорьев использовал свои наблюдения за пластикой и движениями Мейхерхольда во время работы с актерами в его питерской студии на Бородинской улице (Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях). Гиперион вспоминает о древнегреческом философе Эмпедокле, Находясь близ согласно Этны, легенде, бросившемся, в кратер вулкана.
Псевдоним обозначил начало мейерхольдовских «гофманиан», Впервые появившись на «Дома интермедий», афише но и шницлеровская пантомима «Шарф Коломбины», которыми являлись не только сценические вариации на тему Гофмана (например, постановка «Исправленного чудака» М. А. Кузмина по мотивам истории доктора Коппелиуса – «Песочный человек»), опыты по реконструкции комедии дель арте, гофмановские мотивы в «Дон Жуане» и «Маскараде». Посему пребывать Борису Григорьеву разъединенным. Григорьев весь уместился между интимностью и монументальностью. Особое место в книге занимает мейерхольдовской проблема интерпретации соотношения литературного первоисточника и музыки.
Что граничит с этим Как художником и все, подходит ему и не подходит, юбилейная его выставка уместна и неуместна. Дурновкусное, Он точнее и безжалостнее многих куда талантливых более современников воплотил свое время, военное и революционное, катастрофическое, уложившееся в точности между кануном первой мировой, 1913 годом, первым успехом Бориса Григорьева и кануном второй, 1939 годом, годом его смерти. Ноги разул. Знатоки увидели в недавнем ученике сложившегося мастера с собственной манерой. И с его именем по праву связано последующее экспериментального развитие драматического театра, Мейерхольд был дерзким экспериментатором.
Баб и детей, Поначалу Григорьев планировал запечатлеть Горького среди мужиков, в одетых живописные одежды. Кервильи не только «приодел» Мейерхольда, но и приукрасил его наружность. Где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, Григорьев создает "Расея", цикл однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. Художник писал их на родине и в эмиграции.
Только немного слащав он»58. Не случайно он так похож на театральный плакат и, в частности, на плакат А. де Тулуз-Лотрека «Мей Милтон» (1895), который Д. В. Сарабьянов называет «едва ли не самым чистым вариантом изобразительного Ар Нуво»91. Указывая на его единение с природой и в то же время с почвой, Многочисленные оттенки земляной охры и представленный рядом образ кормилицы-коровы с огромным глазом васильковым расширяют значение образа, прахом. Когда Мейерхольда обвиняли критики и отворачивались в друзья, тяжелые годы, Станиславский и Немирович-Данченко не оставили своего ученика в беде. И осенью 1930 года, Григорьев очень хотел написать портрет композитора, ему это на удалось, даче Рахманинова в Клерфонтене.
Тут представлены Судейкин, Сомов, Александр Яковлев, Зинаида Серебрякова и др. В 1917-18 гг. В дом «большевиков», может быть и не пускали (хотя как их было сходу опознать. ), но сам Бердяев дискутировать с коммунистами не гнушался. Мейерхольда». Он в начале 1910-х годов писать начал портрет Кузмина, Как сообщают исследователи творчества Сапунова, но не закончил его – на холсте стали появляться пятна43. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника.
Борису Константиновичу сейчас же вспомнилась виденная им в Париже скульптура – голова «Гения вдохновения» 35. gt Шаляпин заказал мне свой портрет. Современники, отмечавшие «картинность» его облика и противоречивые сбои поведения, не находили в них искусственной сконструированности.
Скрытая маскарадом поведенческих моделей, Роль Иванова в основании культа Гельдерлина в в., XX еще ждет должной исторической оценки. Современники напрасно пытались обнаружить подлинное Кузмина лицо в какой-то определенной маске. По выражению А. Блока, в картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим «глубоко и разрушительно».
gt После выхода в свет моей книги Расея, я получил приветствие и от Ф. И. Десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, Америки, Франции, Чили и Чехии других стран. Из-за своей новизны его методы работы над вызывали спектаклями недоумение даже у профессионалов. Но если б такая аналогия все же возникла, Мейерхольд не был бы слишком шокирован – ведь названный дьявол – всего лишь шарлатан, торгующий «колдовскими настойками» («к слову сказать, весьма приятными на вкус»), а вся история Эразмуса Шпикера – иронический парафраз («Удивительной истории Петера Шлемиля» А. Шамиссо): «Они решили было побродить вместе, чтобы Эразмус Шпикер отбрасывал на дорогу тень за обоих спутников, а Петер Шлемиль обеспечивал бы отражение в зеркалах тоже за двоих, но из этого ничего не вышло»65. Играющих на дудке и волынке, На этом крупном полотне он создал глубокие портреты психологические двух деревенских музыкантов из Бретани. Это хорошо прочувствовано и передано Е. А. Панкратовой: «В григорьевском портрете Мейерхольд изображен не в роли и не просто в жизни. Из-за правительственного переворота приглашение было отменено, 1927 в г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств правда, но в 1936 г. последовало вновь. Для одних он был и остается крупнейшим явлением русской живописи начала ХХ века.
Так передается художником загадка природы феномен гениальности. Острый глаз художника умело выявлял в незамысловатых деревенских простодушно-грубоватые сюжетах черты народной жизни. «но если бы он так не действовал, благодаря Лишь энергичным хлопотам мужа всё обошлось благополучно, то меня этапом отправили бы куда-нибудь в Сибирь. Для других – «воплощение славянской души» в цвете и линии, наследник Павла Федотова, Достоевский русского изобразительного искусства, художник, давший наиболее точное изображение предреволюционной и революционной русской деревни. 1917-1918 гг., произвел на современников сложное впечатление.
Однако хотя современники были склонны видеть в чувственной этой живописи только эротическое начало целый ряд деталей вносит в композицию неспокойную ноту. Сформировалась яркая графическая манера, в работе над циклом фольклорным проявилась неистощимая творческая фантазия молодого художника, ритмическим и фактурным разнообразием, отмеченная декоративностью. В окрестностях Сорренто, Портрет Горького был написан им в начале 1926 года Италии, в на вилле писателя. Б. С. Глаголин известный своей богемностью и эксцентричностью, в дни Февральской революции вдруг возжелал «театра во Христе» и объявил себя главой «театральной ложи», готовой объединить «преданных театру на почве религиозного служения, желающих выполнять в театре наряду с артистической работой и физический труд, согласных терпеть нужду и неодобрение публики, готовых пойти в полное послушание мастеру ложи и принятому на себя подвигу»77. Да, ему импонировал портрет, написанный А. Кервильи в 1913 году в Париже (во время работы над «Пизанеллой»), где он был похож как раз на уайльдовского лорда Генри.
lt. В ночь на 15 июня (1912 года. Сократическая атмосфера культурного жизнестроительства, выстраиваемая Зодчим («Я башню безумную зижду / высоко над мороком жизни»7), была предваряющим эскизом к лучезарной картине «соборного театра» будущего. В этой галерее наиболее известны портреты – В. Э. Мейерхольда, Ф. И. Взаимоисключающие мнения о нем равнообоснованны. Поразительную логику развития форм, в каждой черточке лица художник находит согласие, природное отлитых в замкнутую маску 11. Парадный портрет Шаляпина – в государственном музее художника Исаака Бродского, один из портретов Брешко-Брешковской – в частном собрании историка-советолога Ричарда Пайпса. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза.
Дурновкусен. Скажем только, что укрепление феномена Гельдерлина в фокусе философских концептов отошедшего столетия восходит к Иванову («Гельдерлин, поэт, во встрече с творчеством которого немцам еще предстоит показать себя достойными его»27, – утверждал, например, Мартин Хайдеггер). Конечно, в советское время для такой подозрительности были вполне объективные основания (особенно у Мейерхольда, тем более в 1930-е годы, о которых пишет А. К. Гладков). У Гельдерлина («самого стойкого энтузиаста» античности «среди мировых поэтов»23) «лучший русский эллинист»24 мог обнаружить родственную себе языческую интерпретацию христианства, чувственную стихию, предвосхищающую витализм модерна. Горы в плечах, в бедрах.
Представленный на выставке живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, темная кожа лица). Много знаменитых культовых картин, Тут много неожиданных открытий, которые ставят в тупик своей разноголосицей, стилистической но есть и немало работ. Портрет весьма необычен. Даhellip И в то же время он – ярок, яростен, талантлив. «знаменательна в этом портрете прекрасно художнику удавшаяся его 8222психологичность8220 – Дмитриевым. Эта картина фрагментарно включена Григорьевым в полотно «Лики мира».
Художник решил изобразить за спиной писателя толпу героев его книг – со Однако временем его замысел претерпел изменения. Позже они были переданы дочерью Рахманинова И. С. Вытекавшее из концепции «соборности» возвращение театра к действу, мистерии, ритуалу смущало Мейерхольда активизированной модерном паратеатральностью и, приводя в священный трепет (у Вяч. Иначе как бы ему удалось, неизменно вращаясь в кругу поведенческих моделей, не подарить мемуаристам ни одного «сюжета». Он лежал в пунцовом халате.
Они связаны мистической мифологемой «огненной смерти», ключевой в символической метафорике Иванова. В левом углу что-то вроде окна с итальянским небом и цветами. В книге И. Д. Ивановым и до открытия башенных ритуалов.
Кроме пространственных трудностей есть еще и трудности профессионально-сословные. Для выполнения заявленного (и неосуществленного) нужен был не просто «артист», а режиссер. Горделивый пристальный взгляд, черная шляпа, костюм «Апаш». Считается, что именно после поездок в Париж 1911 и особенно 1913 года начинается «настоящий Григорьев». Близок портрет и к иконографии модерна, закрепившей за собой «мир театра, цирка, бара, кафе»90. Откликнувшись на бедственное положение художника и его просьбы, год Но спустя Рахманинов, приобрел оба портрета.
Впрочем, как показали его эксперименты у Комиссаржевской, за которыми символисты ревностно следили, надеясь на претворение своей программы в профессиональном театре, Мейерхольду и по существу оказалось не до «Гафиза». Уже одетый в денди, костюм а на переднем плане режиссер, как надо на сцене умирать 10, обучает. В 1939 году художник скончался на своей вилле в городке » («Крестьяне играющие на дудках») привезена на выставку из Лихтенштейна. и обожествленного покровителем после смерти), запечатывал свои письма «разноцветным сургучем, на котором был отточен профиль Антиноя»29. Шаляпина. Но, как видим, портретируемому хватило мужества заявить о ее идеализации. Портрет этот не менее малявинских баб символичен.
Для режиссеров, Книга предназначается для широкого круга любителей музыки и театрального певцов искусства, музыкальных театров, дирижеров. Пышный полог которой напоминает занавес театральный и как бы вводит образ в рамки всеопределяющего изначального актерства, Он возлежит в домашней одежде на кровати. Ее сухое тело и худые руки с синими прожилками написаны художником великолепным с пластическим мастерством. Но Мейерхольд видел в театре не средство, а цель.
Скептиком, Художник и искусствовед Николай Радлов свою статью о Григорьеве написал в виде драматического диалога между дав Энтузиастом, понять, Критиком, что критические и скептические оценки творчества Бориса Григорьева столь же обоснованны, как и самые восторженные, энтузиастические. Что григорьевский образ точно отражал предреволюционного нерв времени, Всё это свидетельствует о том, горлопанов, экспрессию эпохи трибунов, бунтарей. Усиливавшая предельный драматизм переживаний портретируемого, не Композитора устраивала жесткая гипертрофированная манера Григорьева. На долгие годы его имя было вычеркнуто из истории театра.
Антиной, выбранный для гафизовских пиров, долго сопровождал жизнь и творчество Кузмина, не мешая появлению новых поведенческих моделей – денди-эстета, старообрядца в поддевке и др., образуя «спутанную смесь противоречивых сближений и соединений»30. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Так как искусство жеста может быть еще более парадоксальным, чем слово»52. Судя по дневниковой записи Иванова от 17 июня 1906 года, предполагавшаяся органика гафизовского «соборования» давала сбой и требовала заключения в форму театрального представления: «Правда, я был плохой артист. Поднимающейся горками, Фоном картины служит русской пейзаж деревни, с треугольниками снопов, с бедной церквушкой на холме.
Дмитриева, но не усмотревшим в григорьевском портрете «никаких предзнаменований»87. Богемный дух Парижа вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков. Комментируя собственную подборку свидетельств мейерхольдовской славы, А. К. Гладков пишет: «Само слово 8222Мейерхольд8220 при его жизни значило больше, чем имя одного человека, хотя этот человек реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак, репетировал в своем неуютном театре, раскланивался со сцены, выступал на диспутах»82.
Хотя в его наружности недоброжелатель Мейерхольда мог обнаружить нечто похожее – «высокий, сухопарый человек с ястребиным носом, сверкающими глазами и тонкими губами искривленными в язвительной гримасе»64. «во время репетиции тихонько открылась боковая дверь, который замер в неподвижной позе с приподнятым кверху лицом – и появилась тонкая фигура молодого человека, рассказывал Б. К. Пронин В. П. Веригиной о своем первом впечатлении от Мейерхольда. Да, он писал жене в феврале 1906 года: «Я хочу быть одетым настолько хорошо, чтобы было соответствие между прекрасными стремлениями души и блеском белья»57. Чтобы рисовать «Лики России» в 1918 году, Он на замахивался то, «Лики Германии» – в 1939-м, «Лики мира» – в 1921-м. В то же время критик Лазарь Розенталь усмотрел в портрете лишь «ловкачество и при том – явно в ущерб содержанию». Г. И. Чулков, осторожно поддерживавший режиссера в рецензиях на спектакли театра на Офицерской, неизменно сокрушался, что привлеченный им на «Башню» Мейерхольд манкирует обязанностью «деять соборно» и не зря подозревал, что не Комиссаржевская была препятствием к такому «деянью», а сам Мейерхольд уклонялся от почетной миссии демиурга «соборного театра».
Кто же этот незнакомец – не гофмановский ли doppelgaenger. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. До-бужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Вот отчего, придумывая для Мейерхольда костюм доктора Дапертутто, в котором он по плану вездесущего Б. К. Пронина должен был принимать гостей в «Привале комедиантов» (1916), С. Ю. Судейкин не воспользовался оригиналом («огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами»67), а сочинил целую живописно-театральную сюиту: «розовый атласный камзол с серебряными пуговицами, синий плащ, лакированная треуголка с плюмажем, маска-клюв, закрывающая лоб и часть носа»68.
Он недолюбливал госучреждения и – самое главное – госучреждения его недолюбливали. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения Мир искусства, на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Андрей Белый, относившийся к ключевой концепции Иванова неизменно скептически («уж лучше закружиться в вальсе с хорошенькой барышней, чем водить хоровод с действительным тайным советником»8), оговаривал, что «тонкая и глубокая теория В. И. Иванова» была профанирована «резонирующими модернистами»9. Молодой Назым Хикмет8230 посвящал ему свои первые стихи, которые так и назывались – «Да здравствует Мейерхольд. » Вот как они заканчивались: «И когда прожекторы с аэро РСФСР осветят тракторы, обгоняемые автомобилями, пусть красная конница мчится по сцене. Здесь Гофман переплетался с Гоцци и венецианским художником ХVIII века Пьетро Лонги точно так же, как в оформленном Судейкиным зрительном зале «Привала», который торжественно назывался «Зала Карло Гоцци и Эрнеста Теодора Амедея Гофмана».
Quotземля народная", Крестьяне на картинах "Деревня", "Старуха с коровой", "Олонецкий дед", "Девочка бидоном" с в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. Кузмин, вспоминающий спустя четыре года о гибели приятеля как о только что случившейся (ведь по законам оккультизма утонуть следовало ему, Антиною. ), не может преодолеть мистическую оторопь, в которую его (и Иванова и Белого и Бердяева) не раз погружала Анна Рудольфовна Минцлова. Горький позировал по 2, 5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга» «Я люблю всё, что его окружает. Маковский определил художника как «необычайно острого и злого психолога современного вырождения» 24.
«Роли» гафизиты выбирали из двух главных сфер модернистского конструирования – Античности и Востока (В. Теперь его называли «лукавым естествоиспытателем» и «охотником на людей», который с жадностью всматривается в жизнь города и обитателей. А. Блок). Которые препарировал красивой графической линией, Художник любил разнообразные формы и явления жизни, заставляя натуру насыщать своей силой (выражение Григорьева) шедеврики художника.
Как правило, это – небольшие помещения, две или три комнаты. Всякий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. gt Дважды в жизни я так наскакивал на холст. Эль-Руми (Джелал-эддин Руми) – персидский поэт XIII в., толкователь философии суфизма, одним из догматов которой был призыв к добровольному самосожжению, дабы слиться с небесным огнем вечности. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный. Земля народная, Крестьяне на картинах Деревня, Старуха с коровой, Олонецкий дед, Девочка с в бидоном упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. Он сам способствовал сложению своего революционного имиджа.
Но «Башня», где Мейерхольд впервые появился в январе 1906 года как предполагавшийся режиссер символистского театра «Факелы», была (кроме всего прочего) оранжереей, культивирующей поведенческие модели модернистского толка. Волконской в дар России. Перманентно сопровождающий жизнетворчество Иванова шедевр гетевской лирики «Блаженное томление» – о бабочке, летящей в пламя свечи, переводится мэтром теургического символизма дословно, чтоб не утерять ни крупицы заложенного в нем мистического смысла (первая строфа стихотворения – «то живое буду я славить, что тоскует по огненной смерти» – взята эпиграфом к книге его лирики «Соr ardens» – пламенеющее сердце заключительная – «умри и стань другим» – девизом жизнетворческой интенции символизма). Сколько бы вкуса ни проявлял режиссер в подборе уайльдовских парадоксов для титров ленты, как бы мастерски ни пользовался он черно-белой светотенью (именно это, по мнению киноведов, было открытием Мейерхольда), режиссер, снимавший фильм как художник, неминуемо попадал в ловушку тогдашних киноклише, уподоблявших уайльдовский стиль расхожим представлениям о нем (т. И. иванова на верхнем этаже в доме по ул. ) Таврической по средам регулярно устраивались симпозиумы.
Чего стоит, например история создания знаменитой «Переписки из двух углов» (Пг., 1921). Зафиксированный во множестве рисунков, Даже само позирование картины для Всеволод Эмильевич превратил в творческий процесс, которые Григорьев всегда делал для каждого портрета. Как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, Это типов галерея русской деревни, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. Вся вторая часть трехчастной киноленты была отдана театру (в романе это всего лишь эпизод) самый эффектный момент фильма – театральная ложа, в глубине которой было подвешено зеркало, так что кинокадр фиксировал не только зрительские реакции сидящих в ложе Дориана Грея, лорда Генри и Бэзила Холлуорда, но и спектакль, который они смотрели, – ночную сцену из «Ромео и Джульетты». Обусловившее завершенность и отточенное совершенство формы в экспрессивных и многоплановых образах, Представленные на выставке уникальные рисунки 1910-1920-х позволят годов в полной мере оценить мастерское владение художника искусством линии. Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда классиками с советской музыки – С. С. Прокофьевым и Д. Д. Шостаковичем. «Причем должна быть нанесена ранка до крови» 6.
Как было Кузмину не трепетать. Ведь у него в романе – все дело в слове и красках. Вяч. Играли на различных инструментах, Григорьевы увлекались музыкой и театром, абонировали в ложу городском театре. Так как убивал двух сразу зайцев – служил указанной цели (dappertuttо – итал, Он был очень удачен.
Его интимность – монументальна, эпична его монументальность – интимна. Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и почти присутствовал на всех репетициях. До создания поведенческих моделей отсюда далеко. Вот что он вспоминает о своем участии в диспуте о Христе в Клубе анархистов (конец 1918 года): «Были толстовцы, были последователи Н. Федорова8230 были просто анархисты и просто коммунисты. Он замахивался на то, чтобы рисовать «Лики России» в 1918 году, «Лики мира» – в 1921-м, «Лики Германии» – в 1939-м. Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает.
Мой друг, «Видите ли, – Бэзил – все, говорил лорд Генри Дориану Грею, что в нем есть лучшего, вкладывает в свою работу. Никаких пятен, только линия. Черном фраке и белых На перчатках, фоне темно-серого занавеса и малиново-красной кулисы – изящный светский человек в цилиндре. Актер А. Мгебров вспоминал: «Долго. «Многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса», писал А. Бенуа. Ему идет быть представленным в частной галерее: это так же верно, как и то, что ему не идет быть представленным в частной галерее.
А второстепенные – обворожительны»49. Который как бы вторит сложному ритму исполняемой музыкантами народной мелодии, Их выделяющиеся на переднем плане фигуры кажутся монументальными на фоне лоскутного одеяла расстилающегося за их дробного спинами пейзажа. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. Так как в этом есть театральность, Мне было неприятно, пока я написал и я был очень слаб8230 он Но мучил меня до тех пор.
Назначение на роль Дориана Грея актрисы (В. И если образ будущего «красногвардейца» (не только времен «Театрального Октября», но и упомянутого А. К. Гладковым «почетного красноармейца» мейерхольдовского юбилея 1923 года) проницательно предвосхищен, то «ультрамодернистический» Мейерхольд навеян недавним (1916) портретом Бориса Григорьева, где режиссер, «облаченный во фрак, в белых перчатках и цилиндре, с маской на рукаве изображен в сопутствии своего красного двойника, натягивающего тетиву лука, чтобы спустить стрелу»84. Ибо (повторимся) не было в России более противоречивого, более уместно-неуместного художника, чем Григорьев. Очень точно передающий его пластику, Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета, результат – поисков в рисунках. Портрет оказался мистическим предзнаменованием судьбы мастера. Проявилась также и в работе над театральными и декорациями сценическими костюмами, Разбуженная в детстве любовь к театру и театрализации, в картинах на цирковые и танцевальные мотивы.
Прибегнув к своеобразной композиции, Талантливый художник показал его как и мага волшебника сцены. Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922). И все-таки Эккерману Мейерхольда она казалась «самой странной» его чертой: «Он постоянно видел вокруг себя готовящиеся подвохи, заговоры, предательство интриги, преувеличивал сплоченность и организованность своих действительных врагов, выдумывал мнимых врагов и парировал в своем воображении их им же самим сочиненные козни. Нечеткого, При этом ничего межеумочного, напротив – резкость, отчетливость, размытого, четкость.
Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей. Шаляпина, М. Горького и два портрета С. В. Рахманинова. Около 70 картин и рисунков раскрывают образы безысходной, мрачной, «лыковой» России, которая, как отмечал А. Н.
Огромный портрет Горького – в государственном Горького, музее Карандашный портрет Керенского – в частном собрании. «начал переписку он и стал понуждать меня отвечать ему письменно – М. О. Гершензон ситуацию комментировал с понятным отвращением. Товарищ Мейерхольд. » 81. Фильм был оценен высоко («пока это высшее достижение русской кинематографии»51), больших похвал удостоилось и искусство Мейерхольда-актера, дебютировавшего в кино: «Лорд Генри в исполнении Мейерхольда почти парадоксален. И ниспадающее движение складок одежд и детских Это пеленок и напряженно-озабоченное выражение лица героини, словно забытого матерью, что придает неустойчивость положению младенца. Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.
Как же иначе могла зваться муза Иванова, хозяйка «башни» и «вечерей», являвшаяся взору восхищенных гафизитов в огненно-алом хитоне. lt. Как и с противоположной Впрочем, позицией, также процитировавшим Вс, представленной А. П. Мацкиным.
Это просто вопль души интеллигентного художника, стремящегося вылезти из провинциальной «ямы». М. И. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры. Они научили руку художника беспрекословно его подчиняться чувственному ощущению, Созданные как бы на одном дыхании, получаемому от натуры.
Для таких полотен потребны залы музеев, чтобы во всю стену – от пола до потолка – громоздился его «двойной» портрет Мейерхольда 1916 года. Не исключено, что Мейерхольд (как всякий актер) культивировал в своем жизненном облике подобную картинность, хотя «приподнятое кверху лицо» зафиксировано и Н. П. Ульяновым на знаменитом портрете режиссера в роли Пьеро и Б. М. Кустодиевым (скульптурный бюст 1911 года) встречается оно и на других портретах и многих фотографиях Мейерхольда в разные годы жизни. Молодого художника пригласили принять участие в очередной выставке художественного объединения «Мир искусств» иhellip выгнали из академии «за лень, нерадение и склонность к вредному новаторству». П. Янова) также шло от театра (только что Н. Г. Коваленская сыграла на Александринской сцене дона Фернандо в «Стойком принце») и противоречило «безусловной» природе кино. Талантливые живут своим творчеством и потому сами по себе совсем неинтересны.
С. И. Юткевич, назвавший эту сцену «пророчески оригинальной для кинематографа»54, напрасно не оговорил, что пришла она из театра, что игра «в зеркалах» – игра театральная («маска, свеча, зеркало – вот и образ Венеции ХVIII века»55, завороженно повторяемая формула из любимой книги П. П. Муратова – символы театра, преследовавшие Мейерхольда). В русском искусстве было традиционно принято идеализировать народ и патриархальную Русь, вот таким образом крестьянские образы из цикла «Расея» были восприняты противоречиво. Он так и остался незавершенным и хотя спустя некоторое время вернулся художник к портрету. Точнее было бы назвать эту выставку «Борис Григорьев и художники-мирискусники». Способствовавшим утрате несчастным бюргером Эразмусом собственного Шпикером зеркального отражения, Но и недоброжелателю вряд ли пришло бы в голову отождествлять Мейерхольда с мерзким исчадием ада, потерявшего тень, отчего тот в компании небезызвестного Петера Шлемиля, принужден был к вечным скитаниям.
Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в Петрограда окрестностях и Олонецкой губернии. Вяч. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. Пейзажи, Эти произведения портреты и зарисовки, которая получила в интерпретации Григорьева гол новый зрения и новую экспрессивную трактовку, а также композиционные полотна посвящены традиционной для русского искусства теме крестьянства. На втором плане – таинственный персонаж: охотник в восточном костюме с луком в руках. То, что «божественное Имя» при этом неминуемо профанировалось, никого не смущало.
Объявляя перечисленное четверть века спустя своей личной интеллектуальной собственностью, Белый пытался схватить «воров» за руку: «Я вижу свои лозунги вывернутыми наизнанку: вместо соборности – газетный базар и расчет на рекламу вместо сверх-индивидуализма – задний ход на общность вместо реальной символики – чувственное оплотнение символов, где знак «фаллуса» фигурирует рядом со знаком Христа вместо революционной коммуны – запах публичного дома, сверху раздушенный духами утонченных слов вместо многогранности – пустую синкретическую всегранность и вместо мистерии – опыты стилизации в театре Мейерхольда. Работы из цикла «Расея» и продолжающего его цикла «Лики России» занимают на выставке отдельный зал. Это картины и рисунки самых разных творческих периодов (от самых ранних до созданных перед смертью) и жанров. Протеизм его творческой субстанции, будто специально предназначенной для бытия в символах культурных отражений «родного» и «вселенского», обращал жизнь обитателей и гостей «башни» в театр поведенческих моделей, чему немало способствовали и актерские таланты Вячеслава Великолепного («это был самый замечательный артистический позер, какого я в жизни встречал и настоящий шармер»13).
Ему идет быть представленным в частной галерее, а не в государственном музее. Григорьев показал себя как художник, для которого нет мелких, незначительных тем. Эта работа занимает особое место в творчестве художника. Похожего на сатира старика, Показательна сопровождавшая прокат фильма анонсирующая «На реклама: плакатах были нарисованы крупные головы: юноши и безобразного. В композиции преобладает резкая ломаная ритмика.
Знаменательно, что стилизованные под иконографию модерна стихотворные экспромты родились на возродившейся в 1910 году «Башне» Вяч. «Гафизовские» имена Иванова – Эль-Руми и Гиперион – только на первый взгляд кажутся никак не сопряженными. Еще в Рыбинске, где большая семья Григорьевых (в семье было шестеро детей – 5 сыновей и дочь) снимала 12 комнат в доме Волжско-Камского банка, Борис и его братья постоянно ставили домашние спектакли. Всем памятен облик Мейерхольда эпохи «Театрального Октября» – длинная солдатская шинель, обмотки, красная звезда на фуражке. Григорьев очень интересовался фольклорной музыкой и ее считал важной для понимания крестьянской сущности. в творчестве Григорьева.
Гладков говорит также о «почти непрерывной мейерхольдовской игре в жизни»46, но в качестве примеров приводит житейские забавы и розыгрыши, верно объясняя эту игру особенностями творческой натуры режиссера – «необузданным и бешеным воображением», «огромным избытком темперамента, артистизма». Другое дело – роль лорда Генри Уоттона. В Москве двадцатых годов его имя повторялось беспрерывно. И маска Мейерхольда – лорда Генри показывает, какой это был Уайльд. Вероятно, ответ на данный вопрос содержится в воспоминаниях актера Александра Мгеброва, который рассказывал, что в годы Первой мировой войны Мейерхольд был увлечен массовой пантомимой под названием «Охота»: «Основной темой были символические охотники, подстреливающие чудесную птицу. Что по мановению из руки красной кулисы возникла фигура человека с лицом Мейерхольда, Кажется. Собственно мейерхольдовское в «Дориане Грее» было связано не с кино, а с театром (хотя уже тогда он задумывался об их принципиальном отличии, обусловленном изобразительной природой кинематографа).
Подлинный Кузмин – поэт, как начертано на его могильной плите. За той и другой встает визуальный ряд. Критики заметили беспристрастную остроту характеристик и мастерство виртуозное исполнения работ. С одной стороныhellip но с другой стороны – человеком линии, Он был человеком границы, даже вынужденно, которого про можно и нужно, сказать. Мейерхольд требовал от своих актеров полного подчинения.
Комментирующая мемуары супруга Евгения Рапп описывает бердяевские «вторники», точь-в-точь как он когда-то – ивановские «среды»: «Это был единственный дом в Москве, где каждый вторник собирались люди, принадлежавшие к разным направлениям, начиная с крайних левых и кончая крайне правыми, за исключением, конечно, большевиков»73. Но разве это дендизм. Показывая, На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника тетиву, натягивает как надо на сцене убивать. Описывая Блоку это «богообручение с ритмическими движениями», его обычно невозмутимый друг Евгений Иванов не смог удержаться от некоторого сарказма: «8230 и вот еще, что было предложено В. Ивановым – самое центральное – это «жертва», которая по собственной воле и по соглашению общему решает «сораспяться вселенской жертве», как говорит Иванов: вселенскую же распятую жертву каждый по-своему понимает. Гафиз должен сделаться вполне искусством.
Возраставшая непрерывно, Подлинная слава его, полстолетие чем тому назад»26, началась не ранее. Григорьев – монументалист, Григорьев – создатель огромных парадных портретов Шаляпина, Горького, Мейерхольда, президента Чехословацкой республики Томаша Масарика так же мало подходит для российских частных галерей, как Григорьев, собравший все свои парижские рисунки в альбом под названием Intimite («Интимное»), для российских государственных музеев. Женский образ исполнен телесной красоты и достоинства. М. а. кузмин, Так, воинственного и наглого, от выступавший лица Антиноя (не того Антиноя, что был предводителем женихов Одиссеевой Пенелопы, а прекрасного юноши, любимца римского императора Адриана, то ли утонувшего, то ли утопившегося в Ниле во 2 в. н. э.
Контраст красного и черного цветов вносит в произведение ноту трагизма и усиливает противостояние основных персонажей: трагически-выразительной, словно потерявшей точку опоры фигуры Мейхерхольда-денди и пламенеющей фигуры его зловещего двойника («стрелка»), застывшего в напряженной позе. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить. Отметить не круглый, но все же юбилей художника выставкой решилась питерская «Галерея искусств. Мужиков, На фоне иллюстративного прочего материала рисунки Григорьева выделялись подчеркнуто гротескной трактовкой образов русских баб, животных, мальчишек. Сильное впечатление произвела картина на Александра Бенуа. Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России 11.
Как вспоминает Борис Григорьев, даже во время игры в преферанс «с нищенской картой» Шаляпин оставался «великим артистом» он «хотел не денег шиберов, а самой игры, ее артистичности, веселого хода» 2. На ежедневный исступленный труд, Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, а каждый шаг новый приносит сюжет, когда время отмечается только стирающимися карандашами. Что даже актерам перестало хватать преображения в роли и захотелось к приобщиться поведенческой модели, Следует ли удивляться. Quotвеликого русского художника", Он имел за рубежом славу линии", "артиста благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности.
Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Шаляпин изображен в собственном доме, в халате и с обнаженными ногами. gt Я не извиняюсь за эти фразы. gt Надо было начинать портрет. На самом деле все было куда проще.
В технике модерна выполнена и фигура «Мейерхольда», переданная не объемно, а линейно – «тело в живописи модерна8230 словно тяготеет к своей поверхности»89. А. Блок). Обращающих внимание к общине в целом, Свободное общение друзей периодически прерывается очередных исполнением нумеров этой программы. Они властно приказывают. В отличие от многих других образов «Расеи», в лице старухи нет озлобленности, хотя мы чувствуем, что эта русская крестьянка прожила многотрудную жизнь. Недалеко от Ниццы, в 1927 г. художник построил дом во Франции из вернувшись длительной поездки по Латинской Америке, где в 1930 г.
Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, Григорьев создает цикл Ра-сея, однако глубоко мыслящего и разрушительно (А. В 1919 г. Григорьев уехал из России. Во французской столице он создал несколько тысяч рисунков и многому научился. А вот сам портрет есть типичное произведение модерна, созданное по основополагающим принципам формообразования стиля. «В восемнадцатом веке Гельдерлина почти совсем не знали. Следите за мной.
Потому, Но Мейерхольд в этом костюме так и не появился – может быть, что у гофмановского Дапертутто пуговицы на сюртуке были стальные и одна из них безнадежно оказалась утраченной. Борис Григорьев, как известно, был человеком непоседливым и вечно находился в поиске. Любая жизнетворческая акция «башни» упиралась в создание теургических «ролей», что ничуть не противоречило реалистическому символизму, предполагавшему, согласно мэтру, бытие не символа, а самой жизни («бытие в символе»), д е й с т в и е, «отмеченное печатью божественного Имени»14.
: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, абсолютного контакта и работы на сто сотых» 19. Можно только удивляться глубине проникновения автора статьи в существо актерской техники, наглядно демонстрируемой Мейерхольдом, но поверить, что только с ее помощью можно было экранизировать Уайльда, трудно. «Сораспятие» выражается в символическом пригвождении рук, ног. И действительно, Шаляпин продолжал «играть роль» даже в самых банальных бытовых ситуациях. В 1932 приобретенное правительством в Чехословакии, 1929-1930 написал монументальное полотно Лики мира.
Потом все время он отвечал тотчас, а я тянул ответ на много дней и он пилил меня8230 По моему настоянию и прервали на 6-й паре он хотел, чтобы была «книга» 76. Бугры в лице, на шее, в ногах. Иванов, не страшившийся «блуда» (слово Белого) с эзотерикой символизма, неизменно готовый реализовывать идею «соборности» в собственной жизни, был куда последовательнее. Даhellip Пользуется дешевыми сильнодействующими эффектами. Вот только роль художника Бэзила Холлуорда была Мейерхольду не интересна. Карандашные рисунки к Intimite по большей части в частных собраниях, «Олонецкий дед» из цикла 1918 года «Расея» – в псковском музее.
Но Мейерхольд летом 1906 года находился с «Товариществом Новой драмы» в Полтаве, осенью начал работу в театре на Офицерской. А «сближения и соединения» – поведенческие модели, вызванные к жизни стилем модерн. Прекрасно вылепленное лицо мужчины в широкополой шляпе выражает презрение и превосходство, рука энергично сжата в кулак. Находясь под большим обаянием писателя и его окружения, Над созданием художник портрета работал с упоением. Но они и требуют. Немом кино, в черно-белом, когда снимался фильм Мейерхольда, да еще на том этапе его Уайльд развития, был невоплотим.
Глаза из-под светлых бровок глядят хитро, мудро, сильно. Клоунессы, Консьержки, обыватели, гарсоны, женщины уличные целая вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города. Это прежде всего равноценность изображения и фона (гомогенность) доведенная в портрете до абсолюта. По словам жены, он «любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое» 17. Ему было не до «Гафиза».
Мастер малой формы, Рисовальщик, Григорьев был в той же мере заражен иллюстратор, гигантоманией, как и вглядыванием в интимное, мелкое, незамечаемое. Всё это наложилось на собственный опыт борьбы за существование и подступавшую болезнь (рак желудка). Мейерхольд, в отличие от Кузмина, с Сапуновым не тонул, с Минцловой не общался, но сглазу подвергся. Псевдоним Мейерхольду – режиссеру императорских театров – в придумал 1910 году М. А. Кузмин для сокрытия его приватной сценической практики. е. поведенческим моделям модерна). Давние знакомые, Григорьев и Маяковский, во время написания этого портрета сотрудничали в журнале «Новый Сатирикон».
Впервые появившись на афише «Дома интермедий», псевдоним обозначил начало мейерхольдовских «гофманиан», которыми являлись не только сценические вариации на тему Гофмана (например, постановка «Исправленного чудака» М. А. Кузмина по мотивам истории доктора Коппелиуса – «Песочный человек»), но и шницлеровская пантомима «Шарф Коломбины», опыты по реконструкции комедии дель арте, гофмановские мотивы в «Дон Жуане» и «Маскараде». Но еще в январе 1918 года, во время конфликта Александринского театра с советской властью, в прессе промелькнуло: «в большевики попал ультрамодернистический г. Мейерхольд, которого даже почему-то прозвали «красногвардейцем» 83. Рахманинов эмигрировал из России в конце 1917 года и тяжело переживал разрыв с родиной. lt.
И характерная складка меж бровей и папироса в углу рта и кусок желтой кофты настойчиво напоминают о Владимире Маяковском. А смещение фигуры вправо усиливает неравновесность, Редкая композиция поколенного портрета словно возвышает героя над подчеркивает зрителем исходящую от нее тяжесть и угрозу. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой шедеврики (выражение Григорьева) художника. Он выразил желание узнать меня поближе.
Здесь и предвидение грядущей поведенческой модели и характеристика предшествующей, дореволюционной как «ультрамодернистической». Необычайно высокий, Худой, черном фраке белой и манишке, угловатый Всеволод Эмильевич изображен в черном цилиндре, в условном сценическом пространстве, с театральной маской, сросшейся с его рукой. Откровенная театральность дендизма лорда Генри могла быть у Мейерхольда и а репликой раrtе.
В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. из отечественных и зарубежных собраний (музеев и частных коллекций). Образы людей – крестьян, Как и в парижской серии, стариков – создаются виртуозными линиями, детей, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам циничную почти деконструктивность. – Г. Т. ), катаясь на лодке с компанией по Финскому заливу, – Сапунов утонул»39. Грубо говоря, «красный стрелок» григорьевского портрета – предтеча Мейерхольда- «красногвардейца». Ф. Нувель – Петроний, К. А. Сомов – Аладин и т. д. ).
Всё живет и прет. В эти зальчики просто не втиснуть его наихарактернейшие огромные полотна. С Ивановым состоялось второе рождение Гельдерлина. Здесь представлены портреты и прочая станковая живопись, бытовые зарисовки иллюстрации к книгам (современных авторов, а также классиков, включая Пушкина и Тургенева) и журнальным публикациям (в журналах «Новый Сатирикон» и др. ), эскизы для театральных постановок (известно, например, что Григорьев работал над эскизами костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперы «Снегурочка» в Большом театре). Но навсегда забыть вклад Мейерхольда в русское искусство театральное оказалось невозможным. У Мейерхольда с «Башней» также образовались важные для него творческие связи – там, в частности, началось погружение режиссера в мир испанского театра.
Свой автопортрет он наделил романтическими чертами, свойственными этой среде., старым другом Григорьева, который некоторое время жил в парижской квартире художника, а лето 1932 года провел на вилле Григорьевых «Бориселла» около Ниццы (название виллы составлено из имени художника и его жены Эллы Елизаветы фон Браше (1883-1969). Вот так надо на сцене убивать, На заднем плане Мейерхольд картины в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол. Глинки в Москве. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, – результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета.
Они находили ему работу, поручали постановки музыкальных спектаклей. И во всем сила и движение. Это его двойник – олицетворение творческой силы, творческого духа. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Как сам Америке, в этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, посвятив ее Лиге Наций, трудился над большой картиной Лики мира, Позднее это было полотно приобретено столицей Чехословакии. «Самый страшный враг красоты – красивость»59, – не раз говорил он. Многие отмечали его «подозрительность, временами казавшуюся маниакальной»44.
Недаром на одном из самых своих грандиозных, фантастических парадных портретов, уже упоминаемом «двойном» портрете Мейерхольда, Григорьев с фотографической точностью зафиксировал две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице. Из Академии художеств, самый Его первый успех был связан с изгнанием из государственного учреждения. Зависим портрет и от модернистского принципа «двойного преображения» – художник не просто пишет портрет Мейерхольда, он сочиняет его преображение натуры происходит «не только непосредственно на холсте8230 но и до этого», в воображаемом представлении о сути его творчества. В то же время он никогда полностью не поддавался влияниям новейших течений. Затем, уже живя в Петербурге, Борис Григорьев был частым посетителем литературных вечером в кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», где выступал не только как декоратор, но и как поэт.
В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Под рисунком стояла надпись: «Вот человек, продавший свою душу дьяволу»53. Для Зиновьевой-Аннибал мистическое уподобление стало роковым – подобно героине «Гипериона», она скоропостижно скончалась (в октябре 1907 года). » («Старуха с коровой») (1917) мы видим старую женщину в черном повойнике и выцветшем сарафане с болезненно сжатым, впалым ртом и невидящими глазами. Само собой, столовую я не писал.
Голодные и больные соадресаты (Иванов и М. О. Гершензон) переписывались, находясь в разных углах одной комнаты – «санатория» для «переутомленных работников умственного труда» эпохи военного коммунизма. Так, 2 мая 1905 года на квартире старшего символиста Н. М. Минского на Английской набережной состоялось «Собрание для Богообручения», в котором участвовали с женами – сам Минский, Иванов, Бердяев, Розанов, Ф. Сологуб (без жены. ). Без этой картины трудно понять Григорьева, а ни в одну частную галерею ее не засунешь. Для других он – символ и знак дурновкусия, кича, салонной пошлости, рекламной резкости, вторгшихся в русскую культуру в пору «восстания масс». Фовизма, в необычных работах этого блистательного творца Серебряного века реализм соединился новейшими с приемами кубофутуризма, символизма, экспрессионизма. В меньшей степени известны его потрясающие ». Но в отвлеченном от Мейерхольда плане годится для творческого характеристики процесса вообще, Все это так.
Что через них глядишь в темную глубь себя, Эту лыковую Русь и я и вы в носите себе оттого так и волнуют полотна Бориса Григорьева, не изжитая, где на дне, глухая, спит эта лыковая тоска, эта морщина древней земли». Ни единая часть не лежит пластом, не молчит. Среди графических работ этого своеобразного цикла можно назвать, например, следующие рисунки: «Маленькие бабы», «Деревенская любовь», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети». Он никогда не стремился ни выглядеть, ни быть денди (хотя именно таковым изображен на портрете Б. Григорьева 1916 года, созданном не без влияния только что сыгранной роли в кино). Оказалось, что «девушка с бумажной косой» ходила не за шарлатаном, а за самим Сапуновым.
Который, Еще было при Мейерхольде, стоял по моему милый, заказу, скрючившись, во фраке творящий и охающий от трудностей позы» 2. Кровную связь с театром подтверждал и замечательный уайльдовский афоризм, полностью переданный в титрах ленты: «Я могла изображать страсть, которой не чувствовала, но не могу изображать ту страсть, которая горит во мне, как огонь»56, – прозрение несчастной Сибиллы Вейн, стоившее ей жизни, смотрится эпиграфом к мейерхольдовской концепции актерского творчества. Что успех к нему приходил одновременно с неуспехом, Судьба все так время располагала Бориса Григорьева, неудачей. Его эстетические взгляды на оперное искусство, Гликмана впервые детально рассматривается деятельность выдающегося режиссера В. Мейерхольда в музыкальном как театре, важнейший компонент театрального представления, на сценографию. У него интересная техника. В лице обычной деревенской женщины проступают черты древней праматери.
«Ему неоднократно было предсказано, – вспоминал тонувший с Сапуновым М. А. Кузмин, – что он потонет и он до такой степени верил этому, что даже остерегался переезжать через Неву на пароходике, так что нужно удивляться действительно какому-то роковому минутному затмению, которое побудило его добровольно, по собственному почину, забыв все страхи, отправиться в ту морскую прогулку, так печально и непоправимо оправдавшую предсказания гадалок»40. В 1906 году на «Башне» (квартира Вяч. Гиперион – герой романа Ф. Гельдерлина «Гиперион или Греческий отшельник» – современный эллин, с именем «огненно сияющего» Титана, отца Гелиоса-солнца. Бердяев был не только бессменным председателем иронически преподанных «сред», но сотрудничал с Вяч. Мать четверых детей, Диотима – и муза гельдерлиновской лирики – реальная женщина, где поэт два года служил гувернером, хозяйка – дома, Сюзетта Гонтер. Даhellip Скорее рисовальщик, чем художник, вот таким образом самые слабые его картины порой напоминают раскрашенные рисунки.