Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на срок пребывания их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или основании на уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов. Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сцены крестьянского счастья и горя, попойки в кабачках и харчевнях, сборища перед придорожными гостиницами, сельские праздники игры и катание на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах. Это годы взлета голландской пейзажной реалистической живописи. Несправедливо, что картина стоит в тени Рембрандта.
Позы сдержаны, специально для женщин, хотя детям можно разрешить больше свободы. Во второй половине века XVII голландские мастера достигают больших успехов в развитии жанра городского пейзажа. Большинство картин было маленьким относительно – единственный общий тип действительно больших картин был портретами группы. За миссионерскую деятельность Индии в и на Дальнем Востоке он был канонизирован в 1622 году.
Далее родились Питер де Хох, Хоббема. Некогда воевавшей за свои права и независимость, в их работах поэтичный воплотился и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии и теперь достигшей устойчивого благосостояния. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Закончившаяся получением независимости, Борьба с Испанией, образ родной страны, обострила чувство национального самосознания, ее людей, неброской природы, повседневного стал быта главной темой живописи. Несмотря на интенсивный реализм отдельных цветов, картины были составлены из отдельных исследований или даже заказывают иллюстрации и цветы с совсем других сезонов обычно включались в тот же самый состав и те же самые цветы вновь появляются в различных работах, как части столовой посуды делают. Кроме этого–общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами сцены из жизни «голландских мужиков и баб».
Как и многие другие, Но все эти вопросы, но никогда не были достаточно изучены и выяснены, всегда предметом были догадок многих искусствоведов. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Объединить в одной композиции, 1 2 фигур – максимально в сжатомпространстве, Перед художником стояланепростая задача. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов.
Если вздумалось говорить о всех даровитых портретистах этой цветущей эпохи, то одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь некоторых. Как вся фламандская живопись барокко находит свое наивысшее выражение в творчестве Рубенса, Но, являясь в равной степени мастером исторического жанра, так один из голландцев возвышается над всеми художниками своей страны, портретистом, творцом религиозных картин, он постоянно стремится глубине к ощущения, к основному в характеристике. Он пишет в полумраке. Живопись непосредственно на стены едва существовала когда стены поверхность в общественном здании необходимое украшение подогнанного созданного холста обычно использовалась. Становятся более свободными и жанровые методы–историчность не так обязательна, как ранее. Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши – серьгами. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет.
Лишь в начале XX в. было установлено, что моделью мастера была Бартье Мартенс (1596–1678), жена Хермана Домера – краснодеревщика и изготовителя рам. Когда портретисты уже создали к школу, концу XVI века, стали появляться и формироваться другие художники. Из не менее значительного числа живопимцев, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Хоох (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс ван Мирис Старший (1635-81), Эгон ван дер Нер (1643-1703), Ян Веркольж (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Игнация Лойолы, На картине реальное изображено историческое лицо – Франциск Ксаверий, основателя ордена иезуитов. Первое, что изобразил нарисованный Вермером художник на своем полотне – лавровый венок.
Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Работавших в жанре городского пейзажа, большинства Для же голландских мастеров, характерна конкретность изображения. Расцвет творчества Вермера приходится на 50-ые годы. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Но и стремится передать состояние определенного времени суток с характерным для солнечным него освещением, Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа. Добросовестно изученная согласно вкусам инстинктам и наблюдателя, Маленькая страна изобильную, превращается в неисчерпаемую сокровищницу, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими человеческое сердце.
Предшествовавших революции, Многих из числа художников, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум их образцам работы. В истории «Данаи» много загадок. Что портрет исполнен в 1622 году, Благодаря надписи в правом верхнем углу картины известно. (фр.
А у городского купечества мечты и вкусы были более приземленными. Добросовестно воспроизводя все, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картины, проявляя при этом то любовь к своему, что встречается ни в действительности, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера – картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). В интервале от начала века до конца его первой трети–Кейп и далее, Брауэр, Терборх, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Дау, Герард Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Вот таким образом в дальнейшем в этой можно стране насчитать столь большое количество художников, Может быть, причем именно голландских художников.
Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан ван де Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др. В развитии голландской живописи это был критический момент. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Получившего название «аркадского», Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, картина является Б. Бренберга «Товий и ангел». Наметившиеся в нидерландской живописи XVI века жанры (пейзаж, портрет, бытовые сцены и натюрморт) приобрели самостоятельное значение. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен.
Следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), Кроме этих художников, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, работавших, по-видимому, влиянием под в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697). Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. В результате возникло искусство, для которого в центре находится человек, а все остальные образы вселенной воплощались либо тоже в человеческих формах, либо смутно отображались как вторичное окружение человека. Украшенная двуглавым орлом Габсбургов – королей Испании, поразительным с мастерством нарисована люстра. Родном городе Халса, Разв три-четыре в года Харлеме, было принято набирать дляохраны города стрелковые роты и местных жителей.
Города заказывали для ратуш – появился новый слой заказчиков и покупателей, в северных провинциях Нидерландов с центром в Голландии после отделения и особенно после заключения перемирия 1609 года богатство буржуазии постоянно торговые возрастало, компании заказывали групповые портреты своих руководителей, для которых должны были работать художники. Но и небогатых бюргеров, Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, крестьян они продавались на аукционах и ярмарках подчас художники использовали их средство как уплаты по счетам, ремесленников. Зимние пейзажи с замороженными каналами и ручьями также имелись в большом количестве. долгое время ошибочно считался изображением матери художника. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. По преданию, святой обладал даром исцеления.
Песок тротуаратщательно выметен и разглажен граблями, увитыеплющом, выбелены снизу известкой фасады домов – вымощенное разноцветной плиткой вымыто низкоекрылечко до блеска, Во всем видны следы трудолюбивых и заботливых рук его жителей. Две другиемоют крылечко перед Привычны входом, занятия обитателей города одна из женщин вяжет, четвёртая наливает воду в глубине дворе. Выбор композиции в работах обоих художников единство подчеркивает человека и окружающей его среды. Выдающийся голландский художник.
Возникло гармоническое единство школы духа и самое поразительное разнообразие, Таким образом, когда-либо возникавшее в пределах одного направления искусства. Лежащих на столе, Переливы света складках в драпировок, напоминают игру лучей в струях водопада. Благородство, Состояние тишины покоя и сдержанность всего строя произведения делают его одним из шедевров мировой живописи. Потом они продавались на рынках и ярмарках, в мастерских. Политическое сознание, На их были стороне преимущества торговли, богатство, веротерпимость и, прежде всего, чувство собственного достоинства.
1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое – «Водопой». Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. В центре, на свмогяпочётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Создают приподнятое настроение, Вибрирующие на свету передают краски богатство окружающего мира, радуют глаз.
Подобно тому, Вот таким образом голландские нельзя художников распределить на школы, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании. Церковные и домашние интерьеры, Популярными были портреты, трактирные жанровые гуляния, сцены. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Море то спокойно и серебром, сверкает Пасмурные дни сменяются веселыми солнечными днями, то бурно и мрачно. «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера «Ферма»), работы модного в XVIII столетии Г. Доу, «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие менее не значительные произведения. Во всех главных Голландии городах существовали организованные общества художников, Между тем.
Зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют и людей их окружение в единое целое, Разнообразие и мягкость светотеневой игры. Немного сгорбившегося, Мы видим внимательного человека, с тонкими, подготовленной палитрой, чистыми кистями и прозрачным маслом. Изображая человека во время привычных занятий, обратился Художник к более спокойным сюжетам, чаще всего в минуты отдыха. Но не было никакого полного голландского термина, Фактически у большинства из них определенные были сроки на нидерландском языке, англичане часто называли их "юморами", эквивалентного "жанровой живописи" – до конца 18-ого столетия. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени.
1836), Иозеф Израельс (р. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик ван Лимборг (1680-1758) и Филипп ван Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким ван Дейком". Картины голландских художников висели буквально в каждом доме. В то время большим спросом пользовались приукрашенные виды итальянской природы, всевозможные «Закаты». Источник света на картине скрыт за занавесом, а световые блики превращаются в мельчайшие брызги, напоминающие жемчужины.
Стол, Излюбленный мотив Класа – прерванный завтрак, хлебец, на котором расположены лимон, посуда, серебряная стеклянный бокал. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие картинки, крупные чем произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и наравне с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ.
Тогда итальянское влияние распространилось на всех, кто творил с помощью кисти –от Антверпена до Харлема. Но, При этом они не старались абсолютно устраниться иностранного от влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. Крупнейший мастер жанровой и пейзажной живописи.
Такие полотна приобрели популярность во всех слоях общества, Художники и заказчики одинаковые имели взгляды на жизнь и такие же принципы. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) – «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских Занимательный коллекционеров, сюжет. Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить то мастеров, второму или же трактуя обе части с одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, должно назвать Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), а также Яна ван де Каппелле ( 1679). Голландская школа растет и работает так в течение целого столетия.
Представляющие собой грандиозные пирамидыиз изящной дорогой посуды и экзотических фруктов, Со временем превратились натюрморты взрелищные и многокрасочные картины. Это стало доказательством того, что даже самое простой может воодушевить на создание великого. Его сын Корнелис (1631-95), в этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда Виллем (1594 -позже 1678), Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719). В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой. Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Поскольку во всю длину могло бы также показать гордость, Даже позы постоянной обычно избегают.
Имена которых сохранила история и те, в этом перечне есть и художники, кто стали учителями и будущих предшественниками мастеров, кто представлял только отдельные попытки достичь мастерства и те. 4 В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный и изображение, близкое жанровой живописи. Если раньше голландская Эрмитажа коллекция выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, Таким образом, в том числе и самых редких, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен. А ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное наслаждение, художественное и по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы.
1824) и Кристоффель Биссшоп (р. Воздушной атмосферы онииграют и сотнями переливаются оттенков и бликов, в зависимости от солнечного освещения. Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших мире в коллекций голландской живописи.
Все это и привело к созданию собственного искусства, которое прославило, одухотворило и выразило внутреннюю сущность голландского народа. А голландские художники стали создателями прекрасных многих образцов, Портреты всегда были актуальны, несмотря на необходимость быть основательными. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных столовой принадлежностей, посуды и т. п. Существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод, Достижения голландских художников ознаменовали важный новый этап в поступательном развитии реализма. А изображенные на ней предметы отдаляются от глаза зрителя, в картина результате приобретает глубину. Глубоко национальный и почти исторический жанр групповые – портреты, Создается особый, корпораций, предназначенные для общественных мест–городских ратуш, цехов и общин.
В них нетничего лишнего, строит Он их максимально ясно и чётко. Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей. Чем одетым, Человек должен был быть изображен чаще обнаженным, чтобы он мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль, хорошо и сложенным красивым. Ян Равестейн, Морельсе, Франс Хальс, Ластман, Пуленбург, ван Схотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец, ван Эсайяс де Вельде и ван Гойен–все они родились еще в конце XVI века. В это время Рембрандту было тридцать лет. В каждом подчеркнута структура, его Каждый предмет наделен своим характером, его материальная природа. Куда недоносятся шум и суета городских улиц, фигуры Одна-две помещены в уютном замкнутом интерьере.
Виды равнин Ф. Конинк, Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де А. де Флигер, Лорм интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы – К. де Хем. Воспроизведенная на картине улочка настолько типична для Голландии, что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия. Создается впечатление, Тем не менее, хотя на самом деле их положение было не так печально, что голландцы питали в силы невзгодах обрушившихся на них. В каждом его цветерастворены десятки различных нюансов, жемчужно-серые, василъково-синие, белые ичёрные тона – создающих феерическую цветовую гамму. Вермер особенно любил лимонно-жёлтые, Но ощущение это ошибочно. Многие из ее художников, занимавшихся пейзажем, жанром и даже портретом, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, делались маринистами и если бы вздумалось перечислять всех живописцев голландской школы изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, загроможденные судами гавани, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Флигера, С. и Я. Рёйсдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках.
В портретах, бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от окружающей природы и незатейливого быта. Которое началось еще в Возрождения, эпоху Вголландскомискусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров. Но и представители более демократических кругов населения, Их приобретали не только члены царствующего и дома высшая петербургская знать. Действительно, свет в картинах Вермера (их сохранилось около 40) едва заметно скользит по стенам фасадам домов, поверхностям предметов, обтекает фигуры, переливаясь сотнями тончайшихоттенкок.
1620-54), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Хогстратен (1626-78). Иначе как бы проявился их гений в атмосфере профессиональных традиций. Пожалуй, Только, чем можно заключить из сохранившихся изображений, эти были художники более смепы и умели более беззаботно смеяться и радоваться жизни. Имевшего место, Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, еще только в немецком искусстве – это изображение насекомых и в пресмыкающихся их естественной среде, пожалуй. Так как заказчики точно знали, Большое количество полотен создавалось на какой заказ, результат хотят получить. Часто в этих картинахсимволически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдомассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка с дьяволом» подстерегающимгуляк и весельчаков, географическая карта на стене придает вполне домашнейсцене «всемирный масштаб. Что только он один не поддался итальянскому влиянию, Интересно, подчинившему себе большинство проявлений живописи в Голландии того времени.
То можно различить в ней пейзажистов, Если же ее разложить на составляющие элементы, маринистов, мастеров группового портрета, анималистов, художников, писавших групповые портреты или натюрморты. В Амстердаме, Делфте, Лейдене, Утрехте, Роттердаме, Харлеме, за даже границей– как бы из семян, упавших за пределы поля – Дордрехте, Они появились сразу и повсюду. Заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов, в этих художниках, верность правде, чувствуешь возвышенную и добрую любовь душу, к реализму. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху голландской школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), а также Яна Мостарта (около 1470-1556) у которого стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности.
Светлой – привержены рисовальщики, темной –колористы. Творчество их замечательно, поэтично и одухотворено любовью к своему народу. По сравнению с пейзажной Значительно живописью, слабее, представлена в Павловске голландская жанровая и так называемая историческая живопись.
Который мог продолжиться несколько дней, Сам также художник служил рядовымв стрелковой роте Святого Георгия- По окончании службы в честь офицеров устраивалиторжественный банкет. Последние из великих– ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде –родились в 1636 и 1637 годах. Блики одухотворяют мир людей и предметов и сообщают им внутреннюю значительность. Многие из участниковнепосредственно обращаются к зрителю взглядом или жестом. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в ряду длинном художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Корнелис Байи (1620-64), Ян Стен (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). Им не хватало организованности и способностей для обновления национальной школы, Оставшиеся живых в художники почти перестали быть по духу своего творчества голландцами. Пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, Представлены работы ведущих мастеров различных жанров, Герарда Терборха, мастеров бытового жанра Стена, Яна Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, возможно, величайшего представителя этого жанра на протяжении всей его истории, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа – получивших широкое распространение в искусстве Голландии XVII столетия. В других странах, самом На деле искусство мало интересовалось неодушевленной природой, например в Италии и Франции, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Чем сосед, Ведь все позирующие платили за портрет в равных долях и не хотели быть изображенными хуже, среди вот таким образом таких полотен действительно нечасто находились необычные и интересные. Впервые в истории мирового искусства, Именно здесь, художественного и замысла, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения. Покупателями живописи стали бюргеры и даже состоятельные крестьяне. Присланных царю английскими купцами Званом и Несколько Элсеиом, позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений. Голландских протестантов, таких как Рембрандт отличало выражение морали и религиозной чистоты посредством скрытого символизма в пейзажах, Появление голландской школы живописи в начале семнадцатого века является одним из самых замечательных явлений в истории изобразительного искусства.
Сцены из частнойжизни средних и мелких бторгеров, городской бедноты и крестьянства, празднестваи развлечения, музыкальные концерты, карточные игры веселого обществастановятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Интересно икомпозиционное решение картин Вермера. Как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе или главною исключительною задачей. Серебристо-охристые переливы создают впечатление и богатства нарядности ткани, Атлас переливается многими цветами. Работал в Харлеме и Амстердаме. Которые громоздят облака, почти и всегда ощущается движение воздуха над просторами и сильные ветры с Северного моря, верят крылья мельниц и гонят свет и тени, гнут деревья. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. В 1631 г. он поселился в этом городе и остался здесь, После трехлетнего обучения у Сваненбурха Якоба в Лейдене его уителем в Амстердаме был Питер Ластманн, до своей смерти, после нескольких лет пребывания в Лейдене.
Предметы и сцены, Мастера наблюдали жизнь, они приобрели значение, которые раньше не замечали или рассматривали попутно, лишь их стали считать достойными представления в живописи. Что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, Голландцы первые постигли, все способно мысль вызывать и возбуждать движение сердца, все привлекательно. Он познакомился с уже престарелым, живущим замкнуто мастером. Румяная корочка хлебца, Смятая белая салфетка, блеск стекла и – серебра в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности. Описание основных черт голландского искусства позволяет уже отличать эту школу от и других проследить за ее истоками. Некоторый блеск этой школе придали Корнелис Троост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голландским Гогартом, портретист Ян Квинкхед (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художник мертвой природы Ян ван Хейсум (1682-1749).
Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». Он предстает перед нами как нечто большее, чем величайший голландский художник 17 века, с его именем у нас связывается представление о наиболее существенном, чего вообще только можно достигнуть в искусстве. По его следам пошли Мартен ван Вэн, прозванный Хемскерком (1498-1574), Хенрик Гольциус (1558-1616), Корнелис ван Харлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду школы, каковы, например, Абрагам Блумарт (1564-1651) и Герард Хонтгорст (1592-1662), которые отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой самой живописи. Ранние произведения голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивающих иконы" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Основанные на диагонали через пространство, картинное Составы и вода, стали популярными, часто показываемая.
Воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, р. еш а. г -открытыйвоядух) живописи, светом обусловленныесолнечным и состоянием атмосферы. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. В это время художник обычно писал небольшие по размерам картины с одной или фигурами двумя в залитом серебристым светом интерьере городского дома.
Вечера и ночи, Чтобы чувствовалось дня, различие чтобы зритель и зяб, чтобы ощущалась жара и холод и наслаждался и чувствовал необходимость сосредоточиться. (1585–1634), оба также упомянутые выше как художники-жанристы – в случае Аверкампа, те же самые картины заслуживают упоминания в каждой категории. Есть много талантливых художников. Их повседневная жизнь протекает вмедленном и размеренном ритме. Нередко простиравшееся в переходную эпоху до крайности, Однако увлечение итальянцами, так как в внесло эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый рисунок и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией. Среди нихлучшими бмли Ян ван Гойен (1596-1656) и Якоб Рейсдал (16281682). Способностью поэтически раскрывать величие и мощь природы, Художник отличался широтой и замыслов, драматизмом движения света и тени, тончайшей передачей воздушной перспективы.
1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт ван дер Нер (1603-77), поэтичный Якоб ван Рёйсдал (1628 или 1629-82), Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного всей по справедливости на степень мирового гения, потом ими забытого. Аллаерт ван Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52) Италии Герман Сафтлевен (1610-85) Рейна Корнелис Поуленбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Хальс (1589-1656) и Антони Паламедес (1601-73).
Наверное, Хотя, но попробуйте найти в мире художников, трудно назвать такой рисунок самым благородным из всех, которые писали бы небо, как Рейсдаль и ван дер и Нер сказали бы своим творчеством так много и так блестяще. Что можно назвать честностью, Если отнять у голландского искусства то, ни его стиля, то вы перестанете его понимать жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, полные воздуха, в превращается картины, света и привлекательности. Который стал как бы отражением народной жизни, Демократический характер живописи голландской особенно наглядно проявил себя в пейзаже, труда и праздничного отдыха. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Изображая все самое обычное, Художники пытались избегать всего в необычного творчестве, что окружало в повседневной жизни, простое, с любовью. Успев более или менее отразить в ней те видоизменения, Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая Давида, псевдоклассицизмом какие принимало искусство во Франции. Побывавшим в Италии, направление Это возникло и получило свое развитие благодаря голландским художникам. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. Свет мягко вибрирует, живопись богата оттенками и рефлексами. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности.
Какой изображенные на них вещи сами себе по вроде бы и не имеют, Все это придает их произведениям ценность. В шестидесятых годах учеником Рембрандта был Арт де Гельдер. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Скачала оннаносил краски густыми и мягкими мазками, придавал живость и изящество четким формам и редкимлиниям, едва касаясьполотна кистью тонкой – а при завершении работы, Вермер был признанным колористом.
Художники утверждались как мастера в каком-то одном или жанре сюжете, Чтобы обеспечить себе регулярные продажи. А моделью ему служит сама муза истории Клио. Конечно, Но, не только художественный интерес будили в русском картины зрителе голландских живописцев. Что около 1643 г. художник возвратился к работе над произведением, На полотне стоит дата 1636 г. Однако известно, во многом его изменив замысел и живописное решение. Расцвет творчества Рейсдаля приходится на 50-70 годы XVII столетия. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652).
К лучшим образцам голландской живописи обращались прогрессивные все деятели искусства XVIIIXIX веков. Таких как Рубенс и Ван Дейк картины прославили маслом евангелистских тематик, Фламандских художников, живые композиции, грандиозные холсты и изображениями батальных сцен и яркие цвета. Просёлочные дороги, Дюны, поваленные бурей, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, мельницы с широким взмахом крыльев, бурныеводопады» каналы и пруды, скованные льдом» с бегущими фигурками конькобежцевстановятся основными изображения объектами художников-пейзажистов. Но период творческого расцвета художника связан с Делфтом, Последние два десятилетия своей жизни прожил в Амстердаме искусство его великого современника Я. Вермеера помогли раскрыться лирическому дарованию Хоха, в он котором поселился в 1655 г. Художественная атмосфера этого небольшого города. Что же могли в такой стране, как Голландия, написать эти художники.
Но через несколько минут вновь выглянет приветливоесолнышко. Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), для приобретенные Эрмитажа в конце XVIII начале XIX века. Рейсдаль остался верен истинному драматизму в своих пейзажах. По небу быстро проносятся об лек а, вот-вотзаморосит дождь. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в искусстве, ее Резкое превращение еще вчера угнетенной и бедной страны в политически важный. Вероятно, в 1656 г. она находилась в доме Рембрандта, а в 1660 г. еще не покинула Голландии. Ремесленников или зажиточных крестьян, для Предназначенные украшения интерьеров домов купцов, картины голландских художников были невелики по размерам.
Добросовестный труд, с другой стороны–обеспеченный образ жизни, послеобеденный кавалькады, отдых, охоты. словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). Характерной особенностью голландского искусства является узкая специализация в мастеров том или ином жанре. В 1755 г. «Даная» появляется в коллекции Кроза, в которой находилось не менее шести произведений разных авторов на этот же сюжет.
Рек с их широкими смежными лугами, Любимыми предметами были дюны западного вдоль морского побережья, часто с силуэтом города на расстоянии, где рогатый скот пасся. относится к зрелому периоду его творчества. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. И иногда элементом рассказа, Более поздние портреты Рембрандта заставляют силой характеристики или толпы, но даже его портреты ранние могут быть удручающими выше другие могут показать многочисленные группы в некотором социальном случае. В их украшении исправлении. Наиболее известным портретистом этоговремени стал Франс Хале (между 1581/851666).
Большое разнообразие талантов приводит к множеству направлений различных и путей развития живописи. Именно в это время в Голландии творил величайший художник мира Рембрандт. Главным распространителем этого направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно "Великая книга живописца" (039t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых художников, а также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, казалась тогда верхом совершенства. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок.
Рембрандт Хермес ван Рейн родился в Лейдене. Творя в каком-нибудь уголке северной страны водою, с Голландские художники, морскими горизонтами, лесами, смогли отразить целую вселенную в миниатюре. Объединенные Нидерланды, в от отличии Фландрии, населенной преимущественно кальвинистами, провозгласили себя республикой. Около середины XVI стол.
Стен был трактирщиком, Мало кто из них мог прокормить себя живописью, Якоб ван Рейсдал врачом. ))) с началом XVIII в. в голландской живописи водворяются вкусы французские и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV подражание Пуссену, Хоббема акцизным чиновником, Лебрену, Кл – многие брались за самые разные работы. Маринистыспециализировались на точном изображении кораблей прославленного морскогофлота Голландии. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх.
Лицо его сосредоточено, рука осторожна. Спрос на картины был высок, но и конкуренция между художниками не меньше. Голландия вполне может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами: Якоб Экгоут (1793-1861), Давид Блес (род. Которою голландские художники заниматься стали как самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст, к пейзажу близко примыкает живопись архитектурных видов. Гарлему и Лейдену, к первоначальным художественным центрам, Утрехта, новые прибавляются Дельфт, Дордрехт, Гаага, Амстердам и др. Которыми Бартье, Рембрандт – самый дорогой этот в период художник Амстердама – написал парные портреты супругов, очень дорожила, очевидно.
Выразительность небольших деталей, Для живописи малых характерны голландцев тонкость письма, общее ощущение уюта, красота световых и колористических нюансов, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Живописцев было очень много, Профессия художника не являлась редкостной и они конкурировали жестоко между собой. Второе её отличительное свойство составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одной лишь верной и мощной передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. Такого еще не бывало в истории искусства.
С его глубокими контрастами света и тени, Рейсдаль предпочитает лес, древние развалины на вершинах бурные холмов, водопады, запустение кладбищ. Каким сияла она в XVII Желание столетии, сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредам ( 1666) и Дирк ван Делен (1605-71), писали внутренние виды церквей и дворцов.
Оба также упомянутые выше как художники-жанристы – в случае Аверкампа, (1585–1634), те же самые картины заслуживают в упоминания каждой категории. Беден этот тихий закоулок его родного и любимого города, ставшего для него символом родины. Маленькая страна, Голландская республика и казалось, которая только в 1579 году завоевала независимость и еще долгое время страдала последствий от долгой и трудной войны с Испанией, что неоткуда было взяться ресурсам, чтобы питать и поддерживать ее художественные традиции. Домашнюю и уличную жизнь, к этому надо добавить города изображение различных нравов, гулянья на ярмарках, нужду бедных, зимы, ужасы безделье в тавернах с их табачным дымом и кружками пива. В этой области между голландские художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Хем (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрахам Миньон (1640-79), Мельхиор де Хондекутер (1636-95), Мария Устервейк (1630-93), Виллем ван Альст (1626-83), Виллем Хеда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Веникс (1640-1719).
Многих из своих новейших деятелей она может противопоставить смело лучшим живописцам XIX века в других странах. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок. 1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера. Их тесная связь с атмосферой реального быта, передано Мастерски ощущение внутренней жизни этих вещей. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.
Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. Самые ранние –Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся на рубеже столетий. Как бы приглашающий зрителя присесть и наблюдать работу На художника, переднем плане стул, не мешая ему, но. Самым большим из которых является Шатровый зал, Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа, где располагается основная экспозиция живописи так малых называемых голландцев.
Наделяя человечность содержания рассказов и притч невиданной до тех пор интенсивностью, Он и вновь вновь обрщался к библии. В целом голландскую школу называют жанровой. Перед нами – интерьер с удивительно продуманным набором предметов. Гравер Хендрик Гольциус, Абрахам Блумарт, подражавший Микеланджело, последователь Михиль Корреджо, Миревельт, хороший художник-портретист искусный, точный, лаконичный, немного холодный, современный для своего времени, но не являющийся национальным – Корнелис Харлемский, Это были представители голландского маньеризма. После его переезда из Лейдена в Амстердам этот город стал играть роль важную в развитии голландского искусства.
Лаконичный, Везде у голландцев тот же рисунок–сдержанный, естественный и наивный, точный искусный, не а искусственный. Но он, Маленькому прапорщику застолом не хватило подбоченившись» места, гордо стоит и смотрит прямо, приглашая зрителей полюбоваться его великолепным обмундированием. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Нужно было стать скромным для всего скромного, малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего не отвергая и не презирая, проникать в скрытую жизнь вещей, любовно сливаясь с их существованием, нужно было стать внимательным, любознательным и терпеливым. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения.
Зачатки которых были едва приметны в предшествовавшую пору, Повсюду старые задачи живописи по-новому разрабатываются пышно расцветают ее новые отрасли. 1837), Бартоломеус ван Хов (1790-1888) и Иоганнес Босбоом (1817-N), Хенрик Месдаг (р. Какого высокого уровня эта достигла национальная школа в XVII веке в эпоху своего расцвета, Собрание голландской живописи убедительно показывает. Которые писались с учетом возможности детального просмотра близкого с расстояния, Художники зарабатывали продажей картин. А вслед за тем Юрий купил Кологривов в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен, в этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину.
При этом каждый специализировался на чем-то одном, близком ему. Виды деревень, лесные болота, дюны, море – равнины, Круг пейзажных его мотивов необычайно широк. А с другой стремились изображению к гротескных, с одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, острых и живых ситуаций. Бронзово-зеленые, золотистые тона – красноватые, Цветовая гамма необыкновенно полотна разнообразна. Таково название обширного круга голландских живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты).
Художник сосредоточенно работает за -мольбертом, Люди заняты своим привычным кавалеры делом:учтивые неторопливо пьют вино» учёные погружены в атмосферу научногопоиска, знатные дамы взвешивают жемчуг, служанки хлопочут похозяйству, примеряют драгоценное ожерелье. Молодые красивые девушки музицируют, читают любовные послания, плетут кружева. В их образах автора интересуют не мимолётные мгновения, как у Халса, асложное, едва уловимое состояние души. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Более реалистический голландский пейзажный стиль развивался, замеченный по уровню земли, часто основанному на рисунках, сделанных на открытом воздухе, с более низкими горизонтами, которые позволяли подчеркнуть часто внушительные формирования облака, которые были (и), столь типичный в климате области и которые проливают особый свет.
Появляются прямые предшественники Рембрандта –его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Из которых сложилось оригинальное, Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью природе к итальянизм сделался одним из элементов, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). «групповой портрет офицеровстрелковой Святого роты Георгия одно из лучших произведений художника. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции.
1831), Воутерс Версхуур (1812-74) и многие другие. Картины Рембрандта позднего периода наполнены предельной одухотверенностью полном при отказе от незначительных подробностей. «десерты, Излюбленными сюжетами становились «завтраки и цветочныебукеты аллегорические композиции. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Изумительный голландский художник, мастер проникновенного пейзажа.
1828), Антон Мауве (1838-88) и Якоб Марис (р. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности. Которое изображалось правдиво прикрас, без Вот таким образом главное внимание уделялось индивидуальным особенностям лица.
Этому размеренному течению жизнипротивопоставлена природа. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Для дополнительной точности, возможной на твердой поверхности, много живописцев продолжали использовать деревянные группы, некоторое время после того, как остальная часть Западной Европы оставила их некоторые используемые медные пластины, обычно перерабатывая пластины от Мрачная одежда мужчины и во многих случаях пассажиров женского пола и кальвиниста, чувствующего, что включение опор имущества или представлений земли на заднем плане показало бы грех гордости, приводит к бесспорному сходству во многих голландских портретах, по всему их техническому качеству. Которое предъявлялось в это время художнику к – предельная достоверность, Основное требование.
Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Где наблюдалось похожее пробуждение, Во Фландрии, уже чувствовалась уверенность и стабильность, наоборот, пока которой не было в Голландии. Натюрмортах, Такие особенности стали причиной появления в творчестве голландских художников нового вида пейзажах реализма и интерьерах, портретах – который проявлялся в живописи. 1628), Малле Баббе (ок. Главным распространителем нового движения должен считаться Ян ван Скорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело.
Отсюда и вытекает абсолютное единство их живописного метода, Палитра голландцев достойна вполне их рисунка. Творчество развивалось по определенным схемам. XVII век – это золотая эпоха голландской живописи. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698).
Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Среди пейзажистов цветущего периода голландской школы особенно уважаются: Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок.
Биллем Хеда (1594 около1680) и Питер Клас (около 1597 – - около 1661) – - наиболее известныехудожники этого жанра. Абсолютное соответствие цвета и оттенков с в местом пространстве, Строгость воздушной перспективы, которое занимает предмет. Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно художников, причислить а также сюжеты сцены соколиной и псовой охоты. Имя его – Рембрандт. Стойки мольберта указывают на карту, на которой – молодая республика Голландия. Были не академии, Луки, а свободные корпорации, хранительницы известных художественных преданий, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту их прав, заботу об их старости, попечение о судьбе их и вдов сирот.
Этот сюжет был одним из любимых для голландских живописцев. Но на этом творческие соки не истощились. Было большое количество подтипов в пределах жанра: единственные фигуры, крестьянские семьи, сцены таверны, "веселая компания" стороны, женщины на работе о доме, сценах деревенских или городских празднеств (хотя они были все еще более распространенными во фламандской живописи), сцены рынка, сцены бараков, сцены с лошадями или сельскохозяйственными животными, в снегу, лунным светом и еще много. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Исаак ван Остаде (1 6 10-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стен (около 1626-79), Корнелис Байи (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), Петер ван Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюсарт (1660-1704), Йосс Дрохслот (1586-1666), Клас Моленер (раньше 1630-76), Ян Мейнс Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81). Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Нескольких лет мира и мастера – который был бы создателем школы, Для этого хватало не только двух вещей. В его творчестве непознаваемая свето-тень переплетается с тончайшими нюансами цвета. Убегающий верх и округлённые углы, Прочная основа, – всё это вырисовывается, стремящиеся центру, к окрашивается и освещается по кругу.
К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. В руках у нее труба – символ славы, которую может достичь художник. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. Нанесённые на холст, Под воздействием света краски, начинаютзвучать с особой и силой выразительностью. Кроме этих выдающихся мастеров из начальной эпохи голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим и Дирк Якобс (две картины последнего изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже).
Обобщенно, в свое время существовала привычка мыслить возвышенно, заключавшееся в умелом отборе существовало предметов искусство. Религиозные и политические потрясения 16-го разделили века Нидерланды на две страны с различными социальными ценностями и художественными вкусами. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. 1599-1635). Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, абсолютно отличных от «национального» пейзажа. Твердой руки, Это требует от художника большой чтобы аккуратности, добиться концентрированного воздействия на зрителя, глубокой сосредоточенности.
Особенности методов, Для более полного представления о голландской живописи следовало бы детально рассмотреть элементы этого течения, понять, характер палитры, почему она так бедна, почти одноцветна и так богата по результатам. Внимательно посмотреть на то, время Пришло меньше размышлять, наблюдать лучше и писать иначе, что поближе. перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. В основном во Фландрии интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения, Пока эта была страна одним государством с Фландрией.
Но популярность такого вида заказов не была гарантией успеха. Передать весёлую атмосферу праздничного застолья, При этом необходимо сохранить было непринуждённостьих поз. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. Преодолев в тридцатых годах фазу барокко, Здесь, до чрезвычайного величия и независимости, развился развился его основаный на свето-тени действии стиль. Учился в Харлеме у Н. Берхема, 11 Родился Питер де Хох в Роттердаме, где испытал сильное влияние Ф. Хальса. Более насыщенной, Нет свете на картины, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство.
За исключением, Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, одних лишь учеников Рембрандта, быть может, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали по-своему, работать сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы – но и в смысле усвоения учениками характера их учителей. Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной Среди природы, голландцев было также немало пейзажистов, однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т. е. С большой любовью выписаны одежды изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники.
Все это ложь и труд бесполезный – ни облагораживать, Ничего не надо ни приукрашивать, ни обличать. Творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской То школы, же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, Скореле и Хемскерке, о художниках Мостарте, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы Иоганнес Беерестратен (1622-66) и Якоб ван дер Ульф (1627-88). Когда новый муж и жена чаще чем не занятые отдельные структуры в паре картин, Классический момент для живописи портрета после был брака. Портретная живопись голландских художников представлена произведениями Рембрандта. Как Виллем Клас Хеда, Примером могут служить такие художники, Виллем ван дер Вельде с его маринами и Ян Гойен, ван который писал исключительно натюрморты, выбравший деревенские пейзажи.
Подобные картиныпользовались огромным спросом, Историк искусства Е, напоминая хозяевам о дома гастрономических радостях и красивойсервирояке, они предназначались для украшения интерьеровстоловых – И. Ротенбергсправедливоотмечал. Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным воротником плоеным является характерным для раннего этапа развития портретного жанра в Голландии. Новое государство и новое искусство появились одновременно. К последнему типу относятся лучшие произведения художника – Цыганка (ок. В среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства его готической угловатости и сухости изучением художников итальянских эпохи Возрождения и соединением их манеры с лучшими традициями собственной школы.
Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Которого надо считать исключительным явлением, Если не считать Рембрандта и так для всех времен, как для своей страны, то для всех остальных голландских художников характерны определенный стиль и метод. И он добился успеха. 1660 Кладовая ок. Так рождается поэзия домашнего бытия, единство человека и окружающей среды. То можно различить множество и жанровых разновидностей–от любителей живописности до идеологов, Если посмотреть более детально, от консервативных домоседов до путешественников, от копиистов до натуры ее интерпретаторов, от тех, кто любит и чувствует юмор до художников избегающих комедии.
Декорирование молитвенных домов принималось кальвинистами как страшный грех, Так, величественные потолочные и стенные росписи и роскошные скульптурные вот таким образом произведения, Нидерланды не отличались спросом на алтари, которые были так присущи католицизму. Расположенных на первом плане, От предметов, разворачивается где основное сюжетноедействие, глаз зрителянеизменно скользит в глубь картины. Об увядании и возрождении природы, в своих картинах художник размышляет о бесконечном беге о времени, быстротечности человеческой жизни. Почувствовать – обдумать и выразить, Именно голландские картины дают наиболее ясное об представление этом скрытом и вечном процессе. На которой изображён типичный городской пейзаж, к подлинным шедеврам принадлежит Вермера картина Уличка, вид изокон дома художника. А вот в групповых портретах допускалось немного больше ярких деталей.
Сверкают желтые и синие краски. Иллюстрирующим эту школу, Выразительным является образом, картина Адриана ван Остаде из амстердамского музея Ателье художника. Что художник не смешивает краски, Создаётся а впечатление, пользуетсятолько насыщенными тонами. (1595-1661), считается основателем голландского ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон ван Рёйсдал ( 1623), Симон де Флигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда должно Голландия, быть приурочено к началу XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью.
Столь важноесобытие нередко запечатлевалось на большом полотне. Букеты цветов в вазах были не фактически вообще распространены в зданиях в это время – даже очень богатые показанные цветы один за другим в, Была также фундаментальная недействительность в этом. Церковь перестала быть главным заказчиком произведений искусства. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Его семейное счастье в с браке Саскией, Развитие Рембрандта как художника, общественное возвышение и одиночество в старости, скорбь по ее смерти, весь роман его жизни сопровождается произведениями, которые представляются одновременно личными и общедействительными. Рядом с многолюдною таких толпою художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества, Италии однако и в их работах проглядывают черты, обличающие их национальность. Что границы стирались, Это было одной из того, причин художники теряли свое национальное лицо, школы смешивались. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Запечатлев мгновенное, Поражает удивительная способность Хальса, передать самое существенное характерное и для него, сиюминутное настроение человека.
Резкие контрасты света и тени еще более усиливают гротескности впечатление сцены, Противопоставление холодных и теплых цветов. Распределенные равномерно, в такой картине как Се человек колорит настроен мягко и на успокоительно охру и коричневый цвет, по краям немного темноты, красный применен для тихого контраста. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. 1634).
Полотно Рембрандта было размещено в галерее Кроза напротив «Данаи, принимающей Юпитера в образе золотого дождя» работы Тициана. Один из сыновей Бартье и – Хермана Ламберт Домер – был учеником Рембрандта и в дальнейшем стал известным пейзажистом. 1821), Герман тен Кате (1822-1891) и "дезертировавший" в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Как видим, в общем, наверное всё же главной отличительной чертой развития голландского искусства за все эти годы было значительное преобладание среди всех видов его живописи. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. Другой мастер – Карел Дюжарден (ок.
Она состоит из кривых, Всякая голландская картина является вогнутой, являющейся воплощением замысла картины и теней, вокруг описанных одной точки, расположенных вокруг главного светового пятна. Который обеспечил бы их уникальным социальным и культурным наследием, Они гордились своими достижениями и были полны решимости для создать себя широкий и прочный фундамент. Так как Нидерланды это страна предпринимателей и торговцев, Также не очень популярными были дворцовые огромные полотна. Мемлинг, Во Фландрии творили выдающиеся художники Ван Эйк, которым подобных не было в Голландии, Рогир ван дер Вейден. 1616-1677). Которые их труды на холстах, Гильдии и городские с объединения удовольствием заказывали такие полотна. Зависело от нее и было ее Все подобием изображаемое в большей или меньшей степени согласовывалось с личностью человека., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс.
Часто упоминают свето-тень, Характеризуя творчество Рембрандта, пугающей современников реализмом, развитую Караваджо уже до поражающей новизной живописной манеры, обладающей большой притягательной силой, воспринятой и переработанной нидерландцами, особенно утрехтскими караваджистами. 1658). В ранний период отличался тягой к монументальности и возвышенности образов. Наборный пол из шиферных и мраморных плит – чудо создания глубины пространства. Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII начале XIX века. Как например, Некоторые выражены части очень деликатно, наброшенный на рельеф рядом с Пилатом, плащ, его тюрбан, рельеф в коричневом и зеленом и рельеф с изображением любви к ближнему на правой стороне сцены. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса ван Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Веркольжа (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722) и Кареля де Моора (1656-1738).
Среди наиболее ярких представителей – Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю. Которые хоть какой-то степени отображали их привычный быт, Им нужны произведения, были сдержанность и тягу к нему. Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежнуюгладь моря, влажный морской воздух, лёгкое дуновение ветерка и красотувысокого облачного неба. Художников было много и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. Реформация уничтожила культовое назначение икон, стала самой распространенной книгой в Голландии XVII века, переведенная на голландский язык – а библия, в данном разделе присутствуют также картины голландских художников на библейские сюжеты.
Фландрия оставалась под влиянием католической церкви и роялистов. Кроме этих художников, следует для большей полноты списка назвать так же Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрахама ван Темпеля (1622-72) и Питера Несона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Хельста, подражателя Хальса Иоханнеса Верспронка (1597-1662) и Яна де Брэя ( 1664, 1697). Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Непринужденной позы, Как никому другому ему удавалось изображение смеха – от еле заметной до усмешки бурного хохота, мимолетного жеста. Изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью, в период ранний творчества иногда доходящей до карикатуры.
Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами. Такие исторические особенности привели к отличию голландского искусства XVII от ранних более эпох. В хмурый, сумрачный день погода способна менятьсячуть ли не каждое мгновение.
Поскольку художники смягчили или запятнали свои схемы, с конца 1620-ых началась "тональная фаза" пейзажной живописи, с выдающимся большим положением и сконцентрировались на атмосферном эффекте, данным небу и людям, обычно или отсутствующим или маленьким и отдаленным. О ее природе и быте, Описывать и перечислять сюжеты у голландских художников – значило бы рассказывать о самой Голландии, о море, об облачном небе, кораблях и рыбачьих лодках, о ветряных мельницах, оживленных и рынках тихих улочках, об уютных комнатах, о прекрасно изготовленной мебели, посуде, тканях и даже о вкусных кушаньях и напитках, о плодах и цветах, выращенных искусными садоводами. Но ни в коем случае не отклонили понятие иерархии, Голландцы сконцентрировались в степени большой на "более низких" категориях.
Печатных изданиях и книжных иллюстрациях, Ведущими художниками был голландцы также привели мир в и ботанических других научных рисунках. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), вышеупомянутый Паламедес, Якоб Дюк (1600 позже 1660) и Дирк Маас (1656-1717). Что и в борьбе стихиями, со в победе над захватчиками народ проявил то же мужество, над затоплением земель, над морем, над климатом.
Но в то же время все чаще стали появляться картины, написанные на вкус и риск художника. Картина таким образом становится и прославлением родной земли. Но главное отличие его в том, Творчество Рембрандта выросло на основе народной культуры, художественной что все потенциальные возможности этой культуры он реализовал с глубиной мысли и чувства гениального живописца. В уютных интерьерах их домов и небольших тщательно уложенных двориках (Хозяйка и служанка, Его маленькие шедевры сцены изображали из жизни голландских бюргеров, ок. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда.
Арт фан дер Hep писал вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние. На рубеже XVII – XVIII веков, в более поздний период развития пейзажа итальянизирующего у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. В том числе и самых редких, Эрмитажная коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает из одно первых мест в мире по количеству шедевров и имен. Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой» исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). В области тематики тоже произошли определенные изменения.
Что он выполнит с них копии для своих братьев сестер и Она завещала их Ламберту с условием. корифеям французской школы. Для натур грубых и деликатных, Художники Голландии находили и сюжеты краски для удовлетворения любых человеческих склонностей и привязанностей, мечтательных и веселых, пылких и меланхоличных.
Как в фокусе, в его характерной художественной личности исторических сосредоточиваются, картинах, все лучшие качества голландской живописи и его влияние отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и пейзаже. – признанный шедевр Рембрандта. Композиция классически ясна, поза естественна и выразительна.
При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Современники ван Скрика свидетельствуют, что у художника под Амстердамом был свой питомник с различной живностью, где он и наблюдал жизнь животных. Затем университет своего родного города, Вначале он посещал латинскую школу, желая стать художником, который он через покинул год.
Лоррену и др. Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. Потолочные балки нарисованы параллельно карте и придают картине состояние устойчивости. Излишне широки штаны – художник даже намекает и кавалер модно одет, шелковых сверхобилие лент на рукавах, что он злоупотребляет модой.
Что и в победе над над морем, в победе над иноземными врагами народ Голландии проявил то же которое мужество, беспрестанно грозило залить его земли. Такие зрительные эффекты достигаютсяблагодаря особой манере письма, когда художник, накладывая тонкой кисточкойсветлые краски, передает фактуру камня, границы между кирпичной кладкой. Так и шероховатость старой кирпичной кладки, ярко-изумрудная зелень вьющегося плюша и мерцающие блики зеркального водногопространства, Кисти художника подвластны как и румянел снежесть девичьем лица, бархатистость кожи. Невозмутимость Поттера и насмешливость Яна Стена, Вспомним юмор картины Остаде и серьезность Рейсдаля, остроумие ван де Вельде и угрюмую мечтательность великого Рембрандта. Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Веникс (1621-60), Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78)и др – должны быть причислены Адриан сюда ван де Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, Альберт Кейп (1620 91) и многочисленные художники, каковы. Таков, например, Михаэль Мервельт (1567-1641), предшественник трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Хельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Хальса Старшего (1581-1666). Для представителей голландской школы живописи характерно преобладание единого живописного тона, объединяющего все цвета.
Пейзажи Рейсдаля ценились намного ниже и несмотря на явное художественное превосходство, а в XVIII веке имя художника было вообще забыто. Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Старая кирпичная стена буквально«дышит, подобно живому существу. Движемся, Мы как бы обитаем в картине, поднимаем голову, заглядываем вглубь, чтобы глубину измерить неба.
Что ее искусство не могло к относиться нему иначе, Море имело столь важное значение в жизни Голландии, как с величайшим вниманием. Это художник и гравер Лука Только Лейденский, отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в начале XVI века, который является последователем брюггской школы. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Можно представить, Рассматривая исторические события того времени, характер и судьба новой школы, живописной каковы должны быть устремления. Что война не разорила голландцев, Ситуация сложилась так, борьба за независимость не истощила силы, обогатила, а а укрепила и воодушевила. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного– тоже. Это символическая деталь.
Так как Низкие Страны зависели от него для торговли, Море было любимой темой также и боролись на нем с странами, конкурирующими боролись с ним за Новую Землю. Барбизонцы, Вновь открыли великого голландского художника только в столетии следующем Джон Констебл импрессионисты и Матисс. Сюжеты художника крайне просты: женщина у окна читает письмо, примеряет ожерелье, служанка раскладывает продукты, наливает молоко, дама и кавалер, предлагающий ей бокал вина. Овладевшее как поэзией, Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо древними увлечения греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Так как голландцы и это было вполне естественно, создали окружающую их природу своими так руками, сказать, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие– в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).