Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами. Франции, Для Возрождения в Германии, Нидерландах в целом характерно контрастное восприятие действительности эпикурейские мотивы наслаждения жизнью омрачаются мыслями постоянными о распаде и смерти. Изображенные в рост фигуры, Замыкая могучие, художник духовной достигает напряженности, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, выражения сдержанного величия. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Приборы для астрономических На наблюдений, нем в беспорядке расставлены небесные сферы, музыкальные инструменты, лежат книги.
Мыслитель, Эразм Роттердамский – крупнейший ученый Возрождения, Северного прозванный князем гуманистов. В 1532160г. В 1538, посланный в Бургундию, он побывал в Лионе и Базеле, где городской совет предложил ему выгодную работу, от которой художник отказался и в 1541 вернулся в Лондон. Бурная орнаментальность линий, Многосложность и запутанность композиций, динамизм ритмов как бы созвучны экзальтации мистической видений Апокалипсиса. Пластичной моделировкой, Живописные произведения Гольбейна отличаются выработкой тонкой рисунка, сочностью и шириной кисти, прозрачностью светотени. Которые он получил при рисовании гипсовой и живой головы, Те знания и чтобы навыки, успешно решать задачи портрета, еще недостаточны.
Вера очень тонкое понятье Лучевое устремленье вверх. Стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают творчество, его Влечение к идеальной гармоничной красоте мира. В его творчестве уже ничего не осталось от готического искусства. «в способности Серова, давать острейшую характеристику портретируемого, я убедился лично – вспоминая свои впечатления от портрета Морозова, Очень хорошо этом об рассказал Б. Иогансон, этого абсолютно исключительного мастера портрета, выполненного В. Серовым. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Свою самую характерную мысль, в редкие только человеческое мгновения лицо выражает главную черту свою.
Черт лица, Художник полной достигает иллюзии воспроизведения мельчайших деталей, многочисленных аксессуаров парадного костюма. Через 8 лет Кристина вторично вышла замуж – за герцога Лотарингии Франсуа. «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»).
Где были исполнены им в эту пору многие портреты, религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, Виндзоре, том в числе находящиеся ныне в Берлине, Гаге, Брауншвейге и Вене. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. И вдруг я увидел в зале выставки идущего навстречу самого Морозова.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Разносторонность интересов, Пытливость ума, смелость больших устремленность начинаний, к новому интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Когда Генрих VIII собирался жениться в четвертый раз, Кристина была одной из претенденток. В исполненном углем «Портрете матери» (1514, Берлин, Государственные музеи, Гравюрный кабинет) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Наблюдая действительность, он убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. ареной глубочайших социальных конфликтов.
По просьбе последнего он иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Ренессансная ясность представлений людях о этой эпохи уживалась с взволнованным восприятием мира. Или заглянув в её пучину Обрести. По возвращении своем осенью 1519160г. Исполненных символов и намеков, традиционных в сюжетах, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека.
Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. В 1500 г. в творчестве Дюрера произошел перелом. Индивидуальные черты несколько идеализированы.
Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию. И грехам я заявлю не ваш, но К свету строю я упорно мост. Чтобы точно указать виновного, Апеллес выхватил из печки уголь и на стене набросал портрет, по которому Птолемей узнал лицо своего шута. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции.
Озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, Сумрачное холодное небо, взлетающая над бухтой летучая предвестник мышь сумерек и одиночества усиливают трагичность образа. Почти скульптурной формы подчеркнута как бы скользящими по поверхности строения поперек формы круглящимися штрихами, Объемность округлой. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Реалистическая и гуманистическая художественная ренессансного культура типа, Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое светское мировоззрение, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. В то же время в серии звучат тревожные настроения. Сатиры и трагедии, в смешении иронии и патетики, бурлеска и философской мысли проявилось ренессансное чисто свободомыслие художника. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
Что и без знаний талантливый художник может точно скопировать натуру, Некоторые считают, по их мнению и что требуется, для портрета. Парадоксально выражаясь, Морозов был гораздо больше похож у Серова, чем в натуре., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств). Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр). В портретах позднего периода (1530-е гг. ) образы приподняты проступают черты парадности, преобладают фронтальные композиции со сжатым пространством и вертикальным форматом, дающим возможность больше показать костюм, подчеркнуть монументальность форм.
Мёртвый тяжело лежит Христос. Обратившись к исконным народным мотивам, он исполнил серию гравюр на дереве «Образы смерти» (15241526), проникнутых социальными и антиклерикальными идеями перед лицом смерти люди всех сословий равны. Жёстко размыкается объятье Яви значит, верит человек. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц.
В начале 16 в. в произошло Германии первое крупное в национальном масштабе выступление бюргерства. К этому времени относится расцвет книжной иллюстрации, карикатуры, станковой гравюры. Однако интерес к материальной достоверности частностей и декоративно-орнаментальным сторонам не заслоняет главного характера изображенных людей. Дюрер родился в Нюрнберге. Оказавшаяся дебелой немкой, Когда же невеста, король пришёл в ужас и, сошла с корабля, не притронувшись к жене ни подал разу, на развод. Волны беспокойно извивающихся волос, Но напряженный взгляд, нервный жест обнаруживают руки тревожность настроения. Гольбейн выступает здесь как мастер, остро чувствующий неумолимую жестокость времени «железного века» в истории Англии, как создатель точного исторического портрета.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Великолепие костюма оттеняет скромное лицо королевы Джейн Сеймур (1536, Вена, Историко-художественный музей), ее душевную чистоту и целомудрие. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Но кратковременного расцвета немецкой культуры, Сопутствующий подъем революции творческих сил общества создал условия для всестороннего. Изобретение книгопечатания способствовало распространению научной литературы, политических брошюр, боевой сатиры («Письма темных людей»), памфлетов не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Драпировки одежд, Облака, трепещут, гривы коней бурно развеваются, образуя сложный ритмический каллиграфических узор линий.
132). Однако Генрих выбрал Анну Клевскую. Погруженного в переводы священных книг, Фигура Иеронима, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, средоточие композиционных линий, ограждающих ученого от и волнений суеты мира. Менее скованном традицией (гравюра возникла в нач, Новые веяния ярко проявились в области гравюры наиболее виде массовом искусства.
Искусство в Германии было втянуто в водоворот крестьянской освободительной борьбы, Как ни в западноевропейской одной стране начала 16 в. В том числе с Эразмом Роттердамским, в Гольбейн городе познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода. Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). Описанные в Апокалипсисе, Страшные сцены гибели и кары, приобрели в предреволюционной злободневный Германии смысл. В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля.
1539, Вашингтон. «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. Нац. Отчаянного исступления или ликования, Его творчество проникнуто духом бунтарства, то замирающего, высоким накалом чувств мучительной и экспрессией то вспыхивающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света. Объемом, Художник воздействует в основном крупными цветовыми массами, ритмическое расположение деталей помогает раскрытию образа, сущности силуэтом. Содержание раскрывается через любовно переданные предметы.
Его патетическое восприятие, Широта охвата мира, свойственные гравюрам Дюрера, напряженность форм и движений, не были немецкому известны искусству 15 в. вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Энергичные руки, крепко сжимающие оружие, острые композиционные акценты. Она была исцелена Иисусом Христом одержимости от семью бесами, Согласно евангельскому повествованию. Положил начало критическому исследованию текста писаний, Священных Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями. С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац.
Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. По возвращении в Базель Гольбейн пишет почти исключительно портреты занимается и украшением фасадов. Великая Крестьянская война с ее идеалами всеобщего равенства имущественного знаменовала кульминацию революционного движения. Исполненным в рисунке, Большое место в творчестве Дюрера принадлежит гравюре портретам и живописи. Ярко-красного, Звучные цветовые контрасты светло-зеленого, одежд белого усиливают экспрессию образов, светло-синего. В гравюре «Св. гал. Дюрер усиливал ее выразительность, Используя привычную для тех времен технику ксилографии, вводя некоторые гравюры приемы на меди. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.
Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Моделировка исполнялась легким тоном, тени скупы, градации света на поверхности лица тонки и неуловимы («Портрет Джона Пойнса», 1530-е гг., Виндзор, Королевская библиотека). Он как бы степенно повествует о своей деятельности, Указывая рукой документы, на уходящей далеко за пределы конторы. В обязанности сокольничего входит вся организация королевской охоты.
Гения, Меланхолия это воплощение высшего существа, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, наделенного интеллектом, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, творческие сопровождающими искания. А также живописца Ганса Гербстера, в том же году 1516 он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, в следующем году160 фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Одетые в необычайно тщательно написанные роскошные Молодые одежды, люди, верхняя из них накрыта турецким ковром, стоят возле стены с двумя полками. Такие, Он получал заказы также на декоративные работы, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр). Я воочию убедился и мне кажется, он только подчеркнул самое типичное, что Серов не ничего преувеличивал, самое характерное во всем облике этого человека».
Ко всему, Отсюда его необычайный интерес природе, к с чем встречался художник во время путешествий. Дерзновенно проникающая в природы, тайны Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль. Но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, Изучение произведений мастеров итальянских привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, полным драматизма. Хоронить в себе герой не может Страх и честолюбье и корысть. Служила ему, После этого она следовала за Христом, присутствовала на при Голгофе его кончине и была свидетельницей его погребения, делясь своим достоянием.
Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию. 1539- 1540, «Томас Ховард, герцог Норфолкский», Виндзорский 1540, замок «Генрих VIII», Рим, Нац. Когда Апеллес явился, Птолемей страшно разгневался и стал спрашивать, кто его пригласил.
Что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, намеченные в портретах Дюрера, не утратив при этом своего характера160 национального в его работах ощутимы пути. Вместе с отцом, в он 1517, принимает участие в украшении фасада дома Гертенштейна в Люцерне. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Многие немецкие художники становились участниками и политической религиозной борьбы и подвергались преследованиям. Снискал славу свободолюбивыми взглядами. И Гольбейн, в 1529 декрет Городского совета запрещает всякую живопись, религиозную вновь уезжает в Англию, в 1532.
И весьма возможно, Фотография же застает человека как есть, в иную что минуту, Наполеон, вышел бы глупым, а Бисмарк – нежным». Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. Врывающиеся в строгую гармонию, Темно-зеленые и темно-коричневые тона колорита как и контраст им белые пятна прорезей рукавов, усиливают мрачность образа.
Что это было не только я похоже, был потрясен тем обстоятельством, но это было гораздо больше чем похоже. Композиция приобретает уравновешенный и классический характер, в этом произведении Гольбейн использует приемы живописи, нидерландской а домашний сюжет – символичность. Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка остроиндивидуальны исполнены внутреннего горения. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же).
В этом браке родилось трое детей. Гармонии земли и Все неба, предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки. В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.
Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. Доверяет ему свои личные тайны, Иногда даже король удостаивает своего сокольничего дружбой и тогда сокольничий обладает большой властью при дворе. Втянутых в мировую торговлю, городов Множество и деревень Германии в отдалении от передовых центров, прозябало в жестоких условиях средневековья. Интерес к античности, Любовь к знанию, ему хотя не было свойственно то углубленное размышление, скептическое отношение к церкви характеризовали его с юных лет, те напряженные искания, то преобладание научного духа, которые отличали Дюрера.
В его суровом облике напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Должность сокольничего как правило наследственная от отца сыну к или к другому родственнику. Каждый, кто мог узнать в изображении облик знакомого человека испытывал положительные эмоции и соответственно оценивал работу художника, отдавая должное его способностям и мастерству. Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века. Художник наносил формы свободной и вместе с тем строгой, острой и трепетной линией. В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий.
Архитектуру, пейзажи современной Германии, типы – костюмы, Дюрер вводил гравюры в множество тончайших наблюдений природы и жизни. В «Женском портрете» (1506, Берлин, Государственные музеи) Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Что в некоторых экономически развитых наиболее областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, Именно тот факт, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность. Его карандашные портреты сочетают импульсивность натурного наброска с безупречной точностью и полнотой характеристик результат острого анализа портретируемого, Исполненные с в натуры качестве подготовительных этюдов.
Золотых дел мастера, с ранних лет в мастерской отца, но главным его учителем стала природа, затем у художника Вольгемута в и годы странствий по немецким землям Дюрер впитал наследие немецкого искусства 15 в. Входившая в состав могущественной империи Габсбургов, в первой половине 16 в. Германия, оставалась экономически и отсталой политически раздробленной. Сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в Возрождения искусстве Основные принципы реализма, в особенности в его живописи. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533160г. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Перспективу, Дюрер изучал математику, естествознанием интересовался и гуманитарными науками, анатомию. Швейцарию и Венецию, Новаторские художника устремления проявились во время путешествия его в Южную Германию.
Позже линия утратила у Гольбейна контурный характер, стала широкой и бархатистой. Закладывал основы немецкого пейзажа, Он портреты, писал вкладывая в них новое жизненное содержание, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты. Предназначенных для Генриха VIII, Его последнее известное произведение рисунок – для настенных часов. Эразмом Роттердамским – сближающим его с итальянского художниками Ренессанса, Своим духовным развитием, Томасом Мором и другими, он был обязан дружбе с гуманистами. Это, безусловно, знак смерти.
Ее никто не спрашивал, Но все же девушка так и не была счастлива браки – ее были по расчету, ее просто выдавали замуж. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Рисунок, Ключевыми в его искусстве были две проблемы и композиция, который передает выразительную точность, построенная на внимательном изучении в перспективы, которой постоянно варьируются пространственные структуры, достигая в поздних портретах некоего равновесия реализма и абстракции, готики и Ренессанса – появившиеся уже в произведениях его отца. С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился). Королевы Джейн Сеймур, До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха герцога VIII, Норфолка и160т. 160д, Эдуарда VI. Сначала ксилография – а гравюра затем на меди, Особое внимание художника привлекала гравюра.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Вел кочевую жизнь, переезжал из города в город. Однако вся эта аллегория прославляющего характера абсолютно воспринимается иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Историк Плиний с восхищением писал, Отмечая дарование величайшего художника древности Апеллеса и завистники художника подговорили царского шута пригласить Апеллеса на пир к Птолемею, однажды что Апеллесу пришлось быть в Александрии. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее.
гал. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий. Хотя они и брали деньги за свои услуги, Вот таким образом их никак нельзя было в назвать прямом смысле публичными женщинами. Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ.
За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Напоминая о быстротечности всего земного, Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут дьявол призраки с алебардой и смерть с песочными часами, об опасностях и соблазнах жизни. Пером или тушью, Гольбейн пользовался черным итальянским или серебряным карандашом иногда активно вводил цветные мелки и для уголь, тонировки сашиной. Гольбейн предпринял поездку во Возможно Францию, в 1523-1526, где мог видеть поздние произведения флорентийского мастера. Уффици во Флоренции), Том. Гравюры наиболее ярко его творческая индивидуальность проявилась в портретном жанре, Гольбейн работал в области декоративно-монументальной и станковой живописи, безупречная точность передачи внешнего облика сочетаются в портретах Гольбейна с выявлением остро подмеченных типичных сословных черт, достигшем кульминации в немецком искусстве в. Зоркость 16 восприятия характера.
Отказ от удовлетворения страстей, личных Мюнцер проповедовал активную деятельность среди народа. Умение художника передать в рисунке портретное сходство с оригиналом восхищало людей с древнейших времен. Богатства нюансов цвета, Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, воздушности впечатления среды. Человек, греша, опровергает Свет ученья и способен петь.
В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». Борьба буржуазии, Как ни в другой одной стране, крестьянства и плебейских масс с феодализмом приняла здесь характер общего кризиса.
Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Выбрав соответствующую точку, Если на него посмотреть справа, блуждающий называющееся анаморфоз черепа, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи. Я этого и ждал. Вызванными общественными событиями современности, в этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения тревожными с настроениями. Первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших путь на капиталистического развития независимых городах-государствах, Таким образом, который находился в целом еще на стадии феодализма, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента. Этой мыслью проникнута и серия Гольбейна.
Умение художника передать в портрете сходство всегда ценилось очень высоко. гал. С повышенной выразительностью изображения, Особенно ценились с древнейших портреты времен с реалистической трактовкой форм.
В нем продолжали жить средневековые в традиции, 15 в. искусство Германии было почти исключительно религиозным. Введением интерьера, Портретные обогащаются композиции действием, натюрморта, обстановки, характеризующих умственный склад, профессию, социальное лицо портретируемого. Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В портрете Георга Гисце (1532, Берлин Далем, Картинная галерея) обстановка говорит о деловитости, расчетливости данцигского купца.
В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. Лишь в конце жизни обосновался в Базеле, где и окончил свою жизнь. Где Дюрер основал свою мастерскую, По возвращении в развернулась Нюрнберг, его многогранная деятельность. Однако и другие виды искусства встали на путь преобразования. Из полумрака интерьера светом выделен острый нервный профиль со скептической усмешкой, вкрадчивые движения рук.
Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Для Дюрера, как и для Леонардо искусство представлялось одной из форм познания. Что если они с фотографической точностью скопируют натуры с все мелкие детали, Эти рисовальщики думают, то добьются портретного сходства. Статичной, Свободная композиция ранних автопортретов сменилась фронтальной, яркая красочность колоритом, приглушенно-коричневатым строго размеренными пропорциями. Последним художником классического направления, возникшего в творчестве Дюрера, в искусстве немецкого Возрождения был Ганс Гольбейн Младший (14971543).
«Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари). Тонкой наблюдательности и, Его рисунки полны едкого сарказма, поражают красотой формы и отделки, несмотря на свою правду жизненную и индивидуальность. Пластики и живописи, Немецкое искусство не знало того синтетического развития архитектуры, где многие крупные художники работали в различных искусства, видах которое сопровождало расцвет итальянского Возрождения. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (14721553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. Сокольничий – высокая должность при дворе короля. Реалистическое искусство Возрождения открывает собой, Более того, этап первый в истории искусства нового времени, по существу.
В нем утвердились принципы реализма, новые идеалы. 16 в. в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной крестьянских эпохи войн и Реформации. Из общения с Эразмом и Томасом Мором Гольбейн вынес гуманистические идеи, Действительно и в постоянном поиске глубинной сущности за видимостью портрета, которые проявились в и его произведениях на религиозную тематику. И это понятно: оригинал, сам Очень хорошо о фотографии сказал Ф. Достоевский: «Фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, чрезвычайно редко бывает похож на себя, то есть каждый из нас.
Среди многочисленных предметов кабинета ученого и мастерской столярной крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Изображавшую Парнас, в Лондон он устроил по поручению купцов ганзейских уличную декорацию, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. В их осанке напряжение воли, в лицах взволнованность чувств и мыслей.
Много работал над декорированием внешних фасадов, в Базель, украшенные колоннами и превращая фигурами, таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). Воплощающих различные символы, в живописно трактованный лесной пейзаж органически фигуры включены людей и животных. Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, воспринимая Взволнованно бурные события современности, волевой энергии и раздумья исполненные внутренней силы и сомнений. Дабы писать портреты По принцесс, поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. В 20-х гг.
Огромное значение имело искусство для Возрождения всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. Ученый преподавал греческий язык в Кембридже. Однако такая «точность» может исказить действительность. Его борьба с дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и широкое народное движение переросли в Реформацию. «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». Иероким» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества. Многих добивались, Гетеры обладали достаточно высоким статусом и даже брали в иногда жены.
В Германии, ее крупнейших городах распространялись идеи гуманизма, развивалась наука. Таковы волевой исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Холыцнуэр (1526, Берлин Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком того искусстве времени. «Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац. Мёртвого Христа изображает Пласт картины страшно ли глядеть.
Иногда движения линии рождают своеобразную вибрацию, одухотворяющую образы Гольбейна, но при этом формы сохраняют пластическую полноту. Возникли три мастерские гравюры на меди «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. Он отличался спокойствием, Острый наблюдатель, ясностью и суждений чувством меры, трезвостью. Воспроизведению материальной красоты мира, окружающего в нем больше любви к прекрасной форме, которую он сочетает с предельной объективностью видения.
Призывала каждого человека следовать своему призванию, в от отличие средневековых ересей Реформация настойчиво отстаивала ценность земного, совершенствовать себя. Характеризующих его как одного из великих рисовальщиков мира, Гольбейна Проницательность поражает в портретных зарисовках. Лаис Коринфская – известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Он был изображен на фоне матиссовского натюрморта.
В бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, в решении претворенный темы, художником в эмоциональную поэтическую среду. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Которыми изобиловала общественная жизнь Германии 16 в. Причина сложности путей развития искусства Германии коренится особенностях в исторического развития страны, Оно несет на себе печать дисгармоничности и трагизма, ставшей в конце 15 16 вв. Слабо заполненный параллельной штриховкой, Господствовавший ранее резкий контур рисунка исполненным то утолщающейся, он заменил более гибким рисунком, то утончающейся линией, вводил штрихи, ложащиеся по форме, применял линии, перекрестные дающие глубокие тени. Натура человека умного, внешней За представительностью и настороженностью подмечена затаенная игра страстей, несгибаемой силы воли, властного, овеянного авантюрным духом века. Гольбейн известен, Поскольку большая часть его монументальных произведений не сохранилась, как один крупнейших из портретистов в истории живописи, прежде всего.
Черному и розовому костюма – более холодному зеленому стены, Многообразие цветовых пятен и дробных форм подчинено натюрморта основным красочным акцентам. Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, на Живший грани двух эпох, закончившихся разгромом крестьянской войны. Кристина Миланская – младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, в 13 лет она овдовела – она не узнала его, Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, племянница императора Карла V. Выданная одиннадцати лет замуж за герцога Миланского Франческо Мария Сфорца, приняв за садовника после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему остановили ее его слова. 15 в. ).
Он остановится в своем развитии, Если художник будет не постоянно обогащать себя новыми знаниями и навыками. Хотя бы в тот момент, Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица и было не ее вовсе в лице, в который он списывает. Вот это, я считаю и есть реализм. Получает развитие политическая графика: листовки, памфлеты, карикатура. Призывающего к самопознанию, Вместе с он тем ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства черт проповедника.
Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Возможно, Житейская интимная демократическая интерпретация образа дана Иеронима вне официального церковного толкования, под влиянием учений реформаторов. Написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает – по-видимому, в это время материальное положение Гольбейна что было, он не отказывался и от ремесленных работ, плохим. Замкнутость, тишина базельского кабинета Эразма Роттердамского (1523, Париж, Лувр) оттеняют сосредоточенность ученого.
Их задача – развлекать мужчину интеллектуально, Во гетеры многом Древней Греции подобны гейшам Японии, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. В озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала, героическом в образе юноши с вдохновенным и решительным лицом. Главное требование, предъявляемое к портрету, – это передача индивидуального сходства индивидуальной характеристики портретируемого. Апеллирующих к иконографии «Джоконды», в поясных портретах художника или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII, увидеть можно близость произведениям Госсарта и Массейса. Портрет поражал какой-то исключительной жизненностью и, вероятно, был очень похож. Что часто удостаивается самых почестей высоких и наград – как моральных, Сокольничий короля настолько входит в доверие короля, так и материальных. гал. ).
Это гражданственные образы поборников правды. Работы Гольбейна в гравюре на дереве продолжают высокие традиции Дюрера. Он способствовал возвращению литературного наследия античности.
Разрушенного в 1824, Росписи этого фасада исполнены были в стиле итальянского Возрождения. На котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Это Сельва, двойной портрет. Вся природа объята волнением. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра). Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт.
От Массейса до Фонтенбло школы и современных ему английских художников, Он был открыт разнообразным влияниям – от Грюневальда до Леонардо. Веру потерять, на ту картину Глядя можно, классик утверждал. Главным объектом отображения в изобразительном искусстве всегда был человек. Коллекционера западной живописи, На одной из Союза выставок русских художников был выставлен портрет Морозова. гал. Изображал животных, Он создавал пейзажные акварели, цветы и т. д. Его безупречно точные проникнуты рисунки трогательно-любовным отношением к подробностям, драпировки.
Что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап развития, своего Однако это вовсе не значит. Мастер сумел найти то, что выражает подлинную сущность этого человека. Сила характера поражает в портрете Моретта (15341536, Дрезден, Картинная галерея), французского посланника изображенного в парадном костюме. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Но и для потомков, Такие портреты представляют большую ценность не только для современников, которые могут этим по портретам ознакомиться с обликом людей прошлого (рис.
Нищий под игрой дождливой мокнет Душу не даёт грехам изгрызть. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель). К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей). В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера. Творчество Дюрера поражает контрастами.
Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок). В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. Происходившего на грани 1516 вв., Внезапность и резкость скачка, противоречия, породили контрасты, неожиданные сочетания старых и тенденций новых в немецком искусстве Возрождения в целом и в творчестве отдельных мастеров. Учение Лютера воспитывало в личности действенное начало. Больно матерьяльное нам важно. Он обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому в этапу развитии немецкого искусства.
1475 1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Дважды совершил он путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Это позднее произведение Дюрера превосходит все монументальностью ранее сделанное им в живописи. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель.
Участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Гольбейн Лютера иллюстрировал и другие книги. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник.