Композиция построена так, что брус перил, напоминающий основание креста, на котором будет распят Иисус, упирается в ладонь Марии. Что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в возбуждения, состоянии Очевидно. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.
При работе над сводом капеллы Микеланджело проявил себя как новатор во фресковой живописи. В своей книге «Нагота искусство и декор, эстетические изменения в художественных произведениях XVI века» искусствовед из Пизы Елена Лаццарини вообще упрекает Микеланджело в том, Более того, в которых тогда имелись все условия как для водных процедур, что прорисованные на фреске «напряженные мускулы мужчин» и прочие «анатомические детали» были им взяты из реальной жизни во время посещения общественных бань, так и для сексуальных контактов200. Выходившие на реку Тибр, После очередного пира хозяева дворца открывали окна, развлекаясь, выбрасывали и, в них грязные золотые приборы. Вообще стихи мужчины, Более того, до самого недавнего выглядели времени предосудительно, посвященные другому мужчине, вот таким образом редакторы и переводчики заменяли в стихотворениях род местоимений с мужского на женский или на средний. 400 фигур (высотой до 2, 5 м каждая) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Безбородый и обнаженный предстает скорее в образе античного бога, Христос Микеланджело у молодой, похожего на Юпитера.
Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело Художник вновь призван к ватиканскому двору. В глубине зияет адская бездна. «Страшный суд» вызвал у многих восхищение и яростную критику некоторых.
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Мастеру было уже более шестидесяти и вся человеческая судьба, мучительная и интенсивная жизнь, отделяли этого разочарованного и горького человека, стоявшего на пороге старости, от молодого бунтовщика, который взялся атаковать своды своей росписью. мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть. Тогда взрыв цвета, богатство оттенков розового при изображении человеческого тела. Флоренция начала строить форты и башни, защищаться, Вынужденная для возведения которых Микеланджело рисует планы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Расположенная перпендикулярно перилам, рука Правая Иоанна, усиливает сходство всей конструкции с крестом. Которым он отделяет праведников от грешников, Жест Христа-Судии, которым тот отделял земную твердь от вод, сходен движением с Бога Отца. Давайте вспомним, что в 1540 году в Риме был утвержден орден иезуитов, а в 1542 году основана конгрегация «святой инквизиции».
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. А потом сделал предложение молодой из девушке родовитой римской семьи, Он воздерживался от брака до тридцати восьми лет. Ведь им и в голову не могло прийти, что слуги прятались в кустах под окнами дворца и ловили посуду сетями, чтобы этот же фокус можно было повторить на следующем пиру.
Скорее всего, это был не единственный их ребенок. И люди всегда по-разному относились к этой стороне его Таков жизни, подлинный Микеланджело. Использование материалов и новостей Сегодня разрешается при условии ссылки на Сегодня. ua. Что гомосексуальность представляет собой результат врожденной людей предрасположенности к бисексуальности, Зигмунд Фрейд полагал. Все они получили право на вечную жизнь вместе с ангелами и рядом с Христом. Абсолютно новыми, неожиданными и смелыми были приемы его работы. В январе 1546 года он написал, что Микеланджело за его бесстыдные картины «следовало бы причислить к сторонникам Лютера»199. Художники из римской Академии Святого Луки сумели отговорить к папу, счастью – этот варварский проект не был осуществлен.
А страшный и неумолимый закон возмездия. Не легко разобраться в композиции этой гигантской фрески, Не милость не и снисхождение господствуют здесь, в толпах обнаженных атлетически сложенных людей в причудливых позах и ракурсах. Возможно, Аретино и был прав. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. И его отцом был Томмазо деи Кавальери, Он в родился Риме, пережив Микеланджело на двадцать три года, который прожил до 1587 года. Художник ничего не предпринял и даже когда к суждению Аретино и Бьяджо о Страшном суде прислушиваться, стали чтобы пресечь клевету». Длина изображения почти полтора метра. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Отмеченные знаками реклама, Материалы, Финансовый PR, вопрос, Новости компаний, Официально, Новости регионов, Актуально, Точка зрения публикуются на правах рекламы. Верой в то, Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, то теперь, что он является творцом своей судьбы, расписывая стену, алтарную художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком сморщившимся, сгорбленным, усталым. Он написал наглейшее письмо, достойное Тартюфа. «я считаю, вся телесная мощь заключена в мужчине – написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, писатель Американский Ирвинг Стоун, что вся красота, вкладывает в его уста такие слова. Без знаков отличий Микеланджело статусов, же изображает общую сцену без престолов, с обнаженными фигурами.
Живописующих силу Бога ничтожность и человека, Сколько их было уже полотен, тщетную суету человеческих помыслов и деяний. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. История сохранила для нас имя Эмилио Кавальери, деи Во всяком случае, родившегося примерно в 1550 году и умершего в 1602 году. Микеланджело в папской капелле в Риме изобразил Спасителя, его пречистую мать, святого Иоанна, святого Петра и других угодников, причём представил их всех нагими, даже пресвятую деву Марию и в позах отнюдь не канонических» Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили разгромили и Рим. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Органистом, Этот человек был известным композитором и его работы, хореографом и танцором, наряду с работами других композиторов из Рима, Флоренции и Венеции, решающую сыграли роль в зарождении стиля барокко в музыке.
Но однородном небе динамическое Христа явление приводит в движение всю потрясающую сцену, На безоблачном. Посвященные Томмазо, Да и многие годы спустя сонеты коробили Микеланджело, ханжески настроенную общественность. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. А в те времена страшное более обвинение трудно было придумать, Таким образом он открыто обвинил художника в ереси. Более того, в своей книге «Нагота искусство и декор, эстетические изменения в художественных произведениях XVI века» искусствовед из Пизы Елена Лаццарини вообще упрекает Микеланджело в том, что прорисованные на фреске «напряженные мускулы мужчин» и прочие «анатомические детали» были взяты им из реальной жизни во время посещения общественных бань, в которых тогда имелись все условия как для водных процедур, так и для сексуальных контактов200. Убийства, Взаимные распри и тяжело было жить на преступления свете, отравляли души людские.
Здесь правит устрашающий Минос. Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика, весть Когда об этом дошла до Флоренции. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: И, наконец, возьмём первую скульптурную работу Микеланджело – рельеф «Мадонна у лестницы». Головы двух ангелов спиной за создателя – это не что иное и наконец, как надкраевая и угловая извилины.
А вот Томмазо деи Кавальери в 1547 году женился. Он писал: «Я не могу забыть превосходной группировки на лодке в нижней части картины «Страшный суд». В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. И в этом был расчет глубокий великого мастера, Микеланджело изобразил всех персонажей нагими. Но соответствующее приказание он Понял отдал, ли папа всю глубину иронической колкости Микеланджело.
Ниже уровня ангелов изображены праведники, окружающие Иисуса. О чем говорит их одежда, Эти мужчины несомненно которую евреи, предписывала носить евреям Церковь. Папа Климент VII объявил, Когда же Флоренция пала, если Микеланджело немедленно возобновит работы в усыпальнице при Медичи церкви Сан-Лоренцо, что забудет об участии скульптора в обороне города в том случае. Под развевающимся в руках жертвы флагом. Даже самые платонические, Отношения с двумя, первыми не имеют никаких объяснений и оправданий.
С которого содрана кожа, Именно это лицо, смешная и отвратительная и сама эта жалкая пустая оболочка, станут портретом Микеланджело, его единственным аутентичным автопортретом, которым мы располагаем, самым правдивым, глубоким, самым самым ясным в его горькой ироничности. Что было им на сделано потолке, На этот раз даже цветовая гамма фрески должна была отличаться от того. Микеланджело является создателем этого нового в метода мировом искусстве, По всей видимости. Работает как хорошо отлаженный часовой механизм. Время иллюзий прошло. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок.
Но фреске был нанесен, конечно, большой ущерб. И, разумеется, всех больше кричал Аретино. Взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, пропорциональна идеально однако, который через мгновение сразит Голиафа, сжимающая камень. Как уже было сказано, фреска датируется 1511 годом.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Харона, Здесь помещена фигура темная перевозчика через адскую реку, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Вот таким образом Микеланджело и экономил, в свое время Юлий II заставлял художника покупать краски за деньги из собственного кармана, а это значило, теперь же роспись алтарной стены оплачивалась семейством Фарнезе, что можно деньги было не считать. Но и это ещё не всё.
Как отличается новое творение мастера от созданного 30 лет назад. Для того, в частности, что любовь даже мужчины мужчине к может привести к искуплению, чтобы заставить людей понять, Микеланджело изобразил в раю несколько страстно целующихся мужчин – отмечалось. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Которых в неистовом сплетении их тел волокут в подземелье ада и возносящиеся к небу ликующие праведники и сонмы ангелов и архангелов и перевозчик душ через подземную реку Харон, Здесь и толпы и грешников, пугливо прижавшаяся к нему Дева Мария и вершащий свой гневный суд Христос. На одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, Если это так, содравшего кожу с самого» него – то можно только подивиться смелости Микеланджело.
С которого, часто возникает в его поэмах ltgt Среди всех святых ltgt Микеланджело ближе всех святой Варфоломей, содрали кожу, живого, а потом на распяли кресте. За фигурами Адама и Святого Петра, в Миносе современники портрет видели папского церемониймейстера, видны две ползущие на четвереньках фигуры, стоящими по обе стороны от Христа – и вот что рассказывает по этому поводу Вазари. В своей знаменитой фреске Микеланджело решительно порывает с традицией. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью – когда он в движении, Погляди него, на борется, когда он прыгает, кидает копьё, пашет, вздымает ношу. На переднем плане сидит Богоматерь с младенцем Иисусом.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Придав ей легкую кривизну, Приняв радикальное решение уничтожить предыдущую роспись и перемоделировать стену, Микеланджело приступил к работе в году 1537 и выполнял ее под бдительным присмотром Павла III Фарнезе. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие искусства изобразительного и литературы. Идея символа такова: Мария приняла на себя всю тяжесть креста, который будет (и она это знает) орудием убийства её единственного Сына.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. На этой стене, правда, уже есть фрески Перуджино, но ими пожертвуют, чтобы очистить место для нового шедевра Микеланджело. Несмотря на такой большой срок, Но, с которой Микеланджело изобразил извилины борозды и головного мозга человека, поражает правильность. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. ) стене вместо западной, как это всегда было. На которые с красками и кистями художник взобрался Даниеле да Вольтерра и вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса. Присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии, Благодаря этому юный художник был с окружён детства произведениями античного искусства.
Создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску который «Страшный суд», предсказывали пророки и сивиллы – день «божьего гнева», Новое предложение заманчиво и грандиозно. Именно так яички подвешены на семенных канатиках, чем правое – что у мужчин левое яичко часто опущено несколько Медикам ниже известно, – что хорошо видно при осмотре мошонки. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Концепция «Христос – Юпитер» была известна Данте. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Не мешает вспомнить, Читая слова эти человека XVI столетия, согласно представлениям того времени, что, мадонна была заступницей. У Микеланджело это скрытое изображение человеческого мозга. С широкими плечами, По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с мускулистыми конечностями, с развитым хорошо торсом. Первый получил название «двойное изображение» (по-английски известен как «double vision») или «двусмысленное изображение», – когда, всмотревшись в картину, наблюдатель вдруг различает второй, часто скрытый смысл. Искусствовед В. Н.
Рассказ Вазари про слова, произнесенные Бьяджо да Чезена, не выдумка: по повелению папы еще при жизни Микеланджело (в начале 1564 года, через 20 лет после создания фрески) другим художникам предписано было пририсовать в «Страшном суде» драпировки так, чтобы они прикрыли наготу. Тем настойчивее рождается ощущение, Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, перед будто тобой огромное вращающееся колесо фортуны, ни одна из которых не может избегнуть фатума. Прежде всего соблюдая интересы своей семьи, Папа же, осада которой длилась 11 месяцев, срочно примирился испанцами с и подошел к Флоренции.
Покинул Рим и вернулся во Флоренцию, Со смертью папы Юлия II Микеланджело потерял своего покровителя, где на несколько лет забросил и живопись скульптуру. Но он верил и в свободную человека, мысль Микеланджело верил в Бога, в его физическую мощь и красоту. Голова седобородого старика в красном одеянии с капюшоном, За Адамом, каким мы его знаем по портретам похожая Тициана, на Павла III. Являющимися, в группе низвергаемых грешников выделяется летящая головой вниз фигура с ключами, символом папской как власти известно. Стоит ли с ними бороться – не велика честь от такой победы, Не случайно он говорил с уничтожающей иронией о некоторых своих врагах. Теперь скупой колорит, приглушенные тона Но еще мощнее стал творческий гений художника.
Начинающему скульптору было всего пятнадцать лет. Что Фебо ди Поджо и Герардо Перини, Очевидно и Томмазо деи Кавальери, с стороны, одной с другой, – это люди абсолютно разные, более того – не имеющие ничего общего. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Новое предложение заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. В итоге фоном гигантской росписи Микеланджело выбрал небесно-голубой цвет, а «Страшный суд» стал, пожалуй, самым дорогим живописным произведением за всю историю человечества. Одна поразительная деталь: прямо над головой Иисуса находится прекрасный златовласый ангел, облаченный в красное и он указывает на двоих мужчин, находящихся в круге праведников.
Не только Христос, но и Богоматерь, а также все святые на фреске «Страшный суд» были изображены Микеланджело без одежды. Что каждый человек соединяет себе в земное, Пико утверждал, животное и Божественное начала. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Фичино переработал платонизм и мистические учения поздней античности и толковал в их духе приспособления к основным догматам христианства. От таких людей просто надо держаться подальше, следуя известной поговорке. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Многим «гениталии и прочие неприличные детали» фрески показались недопустимыми – и сами по себе и в данном конкретном месте. Наставника молодого Микеланджело во дворце Великолепного, Лоренцо Этот юноша явно напоминает Пико делла Мирандолу. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Потрясающих и противоречивых произведений во всей истории искусства, Стена Страшного суда открылась 31 октября 1541 года под пронзительным взглядом Папы Павла и III сразу стала одним из самых волнующих. Над его головой навис меч инквизиции. Аретино написал это письмо из Венеции в ноябре 1545 года и на этом он не остановился.
День за днем, Пять доезжает лет, верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима. Открытая для поисковых систем, Для новостных и обязательной интернет-изданий является прямая, гиперссылка в первом абзаце на цитируемую статью или новость. Позже, когда выдающегося художника Паоло Веронезе (1528–1588) привлекли к суду инквизиции за вольность его произведения «Пир у Симона-фарисея», подсудимый, защищаясь, сослался на «Страшный суд». В первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, но потом, пришлось отказаться и от этого Это должен понять любой биолог врач или знающий азы анатомии. Увидев свое изображение, Бьяджо взвыл от обиды и потребовал от папы, чтобы тот заставил «мерзкого художника» переделать картину. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей. И еще одно скрытое послание: внизу фрески изображены мучения грешников, попавших в ад и здесь же можно увидеть мифического царя Миноса с ослиными ушами и обвитого змеем, пожирающим его гениталии, – так вот, его лицо удивтельно напоминает лицо Бьяджо да Чезена, церемониймейстера Павла III, второго человека в Риме после понтифика.
Он спрячется более надежно. Минос изображен в самом углу справа. Он хотел видеть вихри стихий огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. В бесконечном разнообразии человеческих поз он, в телесном, через человека и посредством человека изображал огромную всю психологическую гамму обуревавших их чувств, так умевший передавать движения души. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Вот вам и образ человека, с тела и души которого содрали кожу. Голова пожилого мужчины в зеленых одеждах и с острым лисьим За лицом, Петром, Климента VII, вероятно, портреты которого были исполнены Рафаэлем и Себастьяно дель Пьомбо.
Они лишь оболочки людей, в обнаженных телах ничего нет героического, потрясенных, повергнутых в ужас, оглушенных грохотом судных груб. Он сказал «Передайте папе, Микеланджело Когда узнал об этом, что это дело маленькое и уладить его легко. Эти картины получили название «изображения-перевёртыши». В этой фигуре усматривали папу Николая III, который ввел симонию (продажу церковных должностей). Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
«нашлось немало людей – громко которые возмущались Страшным судом, Ромен Роллан так описывал это страшное для художника время. Фарнезе построили для себя шикарный дворец, на котором все блюда, в одном из верхних залов дворца устроили они многодневное пиршество, вазы, кубки и приборы были из чистого золота – а когда все работы были завершены, в подтверждение своих слов эти историки приводят следующий факт. На этот раз мастер работает над гигантской фреской (200 кв. м) совсем один, без помощников. Которая ранее была украшена деликатными изящными фресками Пе-руджино, в 1533 году Микеланджело по поручению Папы Климента VII начал подготовку к исполнению огромной композиции Страшный суд задней на стене Сикстинской капеллы.
Христос, Дева Мария, апостолы все они изображались на тронах на небесах. Только ответить своим искусством. Вместе с плотью Страшный суд изменяет дух, что благодаря своему разуму господствовал над природой, не существует больше – он теперь раздавлен – но приходит Микеланджело к выводу, в сценах Ада легко угадываются переклички с Божественной комедией и того человека, который почти противоположен дантовскому.
Или роландову, Профиль одного из ангелов повторяет центральную, являющуюся границей между лобной и теменной мозга, долями борозду. Куда грозный судья вызвал для возмездия и и живых мертвых, На фреске Микеланджело изобразил действительно страшный суд. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Изучение деталей «Страшного суда» открыло следующий факт: на коже, которую держит в левой руке святой Варфоломей, обнаружился автопортрет самого Микеланджело, а в лице Варфоломея – сходство с Пьетро Аретино. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. В творчестве великого мастера мы два обнаружили приёма, Таким образом, которые в настоящее время хорошо известны и часто используются художниками-сюрреалистами.
А потом папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы сценами «Страшного суда». Выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории, Мастер данным продемонстрировал приёмом своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека. И первое нарушение состоит в том, что Страшный суд предстает здесь на алтарной (восточной. Микеланджело, досконально знавший анатомию именно так изображает мошонку у скульптур Микеланджело так и не смог при жизни открыть свою тайну. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, Вот таким образом, разрушал он мозжечок. С необыкновенной свободой отношению по к традиционным канонам Микеланджело создал совершенно новый образ. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль».
В 1623 году, Например, посвященные Томмазо, когда были впервые опубликованы его поэмы, племянник Микеланджело был вынужден стыдливо подправить некоторые строки – становится видно, что современники даже гения были поражены явной гомосексуальной направленностью его стихов. Из библейских текстов программой для Микеланджело служил фрагмент из Евангелия от Матфея: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия. Микланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Объяснение напрашивается само собой. И в данном месте, конкретном Многим «гениталии и прочие неприличные детали» фрески показались недопустимыми – и сами по себе.
Мне удалось впервые обнаружить именно такое изображение на фреске Сикстинской капеллы «Сотворение светил и растений». На одном из самых заметных мест алтарной стены художник своего изобразил врага с ножом в руке, Таким образом и тот как бы содрал кожу с него самого. Что с ними стало, о том, да и достойны не они того, нам ничего не известно, чтобы о них помнить. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Через год супруга подарила мужу сына. Многие весьма уважаемые люди прошлых лет и современности являются гомосексуалами, причем среди них есть несколько великих мужей (Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и другие)»188. А перед ними изображена женщина с покрытой головой, шепчущая что-то на ухо юноше.
Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Не остается места и для милосердия, в таком толковании космической катастрофы уже не остается места для и героя героического деяния. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Следует вспомнить также, что в 1590 году папа Климент VIII предполагал вообще сбить весь «Страшный суд», так как сделанных покрывал ему было недостаточно. Но и Микеланджело по-своему отомстил Аретино.
Пьетро Аретино, Недруг Микеланджело, в котором великого обвинил мастера в ереси, составил донос. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Справа от апостолов мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Микеланджело вынужден был на это согласиться, Испытывая постоянный страх за своей участь семьи и за свою жизнь.
Средневековые «Страшные суды» являли собой твердо установленную иерархию Земли, Неба и Преисподней, в которой все фигуры, даже те, что являются на Суд воскресшими, предстают традиционно одетыми согласно их социальному положению. Проклиная их, Ликом грозным и непреклонным повернулся он к грешникам, которая, к великому ужасу мадонны, съежившись в своем слышит плаще и видит всю эту погибель». С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. А пугливо к нему прижимается, Недаром Мария не просит Христа о обуреваемая прощении, страхом перед разбушевавшейся стихией.
Пико и других проявилась важнейшая гуманистического характеристика антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека, в рассуждениях Фичино. Но изображать нагими Бога и апостолов для этого в те времена нужна была великая смелость. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников.
«разумеется, чего бы следовало стыдиться, – это не порок, однако в ней нет ничего, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью мы рассматриваем ее как некий вариант полового развития – нельзя гомосексуальность считать достоинством, Он писал. Что там Микеланджело практически не использовал оттенков синего, Дело в том, так как ее изготавливали из лазурита, ведь синяя краска для фресок в те времена стоила очень дорого, полудрагоценного привозимого камня из Персии. Почти через четверть века после окончания росписи плафона, сикстинского в 1534 году, что все-таки придется писать фреску, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи. Когда Микеланджело свыкся с мыслью, когда очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод.
Когда он изучал анатомию и если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции и мир не никогда увидел бы будущих шедевров Микеланджело. Живописцу Даниеле да Вольтерра, взявшему на себя эту задачу, современники дали презрительную кличку «брачетоне» (от «bracca» штаны, буквально «исподнишник»), с которой он и ходил до самой смерти. Я не знаю более раннего использования перевёрнутых двойных изображений. Позади неё видна лестница, на которой стоит, опершись о перила мальчик Иоанн (которому в будущем предстоит стать Иоанном Крестителем).
Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет. Где всё самое для святое Микеланджело – вера, Это подлое письмо шантажиста, честь – подвергалось поруганию и втаптывалось в грязь, дружба, это письмо, которое он не в силах был читать без презрительного смеха и слёз унижения, Микеланджело оставил без ответа. Разумеется, гости были в шоке от увиденного. На ней присутствовали тогдашний папа Павел III и его двор, была Свадьба пышная, вся римская знать и многие художники. На эту впечатляющую сцену Микеланджело вдохновили строфы дантовской «Божественной комедии»: Несмотря на фантастичность сюжета и здесь сказался глубокий реализм искусства Микеланджело, хорошо подмеченный Суриковым. В смятении отвернулась она, не в силах ничего сделать для спасения человечества.
Он делает стену немного фрески наклонной к полу благодаря этому картину и лучше видно и на нее меньше садится пыль. Но и это еще не все. Вазари пишет: «В центре восседает Христос. Только и всего. Назначенных им в наказание, Тяжесть вины грешников он указывает движением это хвоста число адских кругов. А еретикам – прямой путь на костер. Что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими тела, частями Дело в том.
Что он на самом деле Почему изобразил, же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам. Что это дурно, Ромен Роллан в своей книге о Микеланджело жизни приводит слова Веронезе на суде: «Я признаю, что уже говорил: мой долг следовать примеру моих учителей, но повторяю то. Так и кажется, Не сразу охватишь взглядом этих персонажей, бесчисленных что во фреске все в движении. Новым папой был избран представитель рода Медичи Климент VII. Люди их поступки и дела их мысли и страсти вот что было главным в картине. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
То, а что касается женщины, она может быть прекрасной и волнующей только состоянии в совершенного покоя», на мой взгляд. Почти всегда обнаженных, Масса тел, в котором, зависла между Адом и Раем в ужасающем хаосе, однако, чувствуется высшего присутствие разума и общего предвидения. Это абсолютно натурально, цело, крепко, точь-в-точь, как это бывает в действительности». Правда, таково было указание самого папы.
Почти полная противоположность сценам сотворения мира на фресках, Это День гнева, написанных им на Сикстинской плафоне капеллы. Микеланджело построил леса и подобрал надежных помощников, Когда форму стены изменили и поверхность была готова к росписи, готовить чтобы штукатурку и краски. Чтобы увидеть второй план, реже на 90 или другой угол – нужно картину повернуть на 180, Другой приём более сложный. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Низ фрески справа занят изображением ада.
Что одухотворение было совершено Высшим разумом, зашифровал Мастер в этой фреске мысль о том. Что разрешил продажу церковных должностей, в толпе низвергаемых грешников оказался папа и Николай III тот самый. Он сам изобретал новые краски. Что Бьяджо критиковал Микеланджело, Известно, что обилие мужской наготы на напоминает фреске ему скорее общественные бани, говоря, чем священные сюжеты. Прибытие грешников в Ад.
Кто терзает себя Но сам»193, никакой палач не сравнится по изобретательности и жестокости с тем. Все они извиваются корчатся и от охватившего их страха и ужаса, Всех их увлекает один неумолимый поток движения. Изображенных Микеланджело, Среди толп, Беатриче, были найдены также возможные портреты Данте, Виттории и Колонна некоторых других его современников. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Эта работа была создана в 1490 году. Герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, длинными волосами и детской фигуркой больше он напоминает девочку, причём своей шляпой.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Вот таким образом так безнадежны все их, Вот таким образом искажены гримасами их лица, движения, даже энергичные, самые напряженные и конвульсивные». Что описание Аретино доставило огорчение ему и изобразить его он не может, Вот таким образом Микеланджело и ответил. По его мнению, Христос, в то время как у Микеланджело главный герой должен человек, был быть во главе сонма ангелов.
Что мог Микеланджело. По существу, Аретино, меньшее ибо преступление самому не верить, грозил донести на художника входившей в силу инквизиции, нежели столь дерзко посягать на веру других. Но было бы слишком просто, слишком прямолинейно придать его черты святому Варфоломею. Не отказывается он от участия и в самой войне. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело.
Хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым Он архитектором, живет по-прежнему как аскет и бедняк, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Воспроизводящим во всей полноте и сущности человека, Портретом, так и горя, павшего жертвой в равной степени как радости, человека великих неосуществленных изголодавшегося мечтаний, по любви и не перестававшего бежать от нее, своего собственного палача. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро».