Юным, в галерее Сурбарана образ не самой молодой и привлекательной уступает дамы другим, элегантным («Св изящным. Художник меньше всего был наделен даром бытописания и рассказчика. Аполлония", Париж, Лувр). Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности.
Ограниченоплоскостью стены и белой, пространство, в Узкое которое помещены фигуры, спускающейсяпочти до пола скатертью стола. Где ведущиехудожники Испании призваны были украсить"Зал королевств" парадными полотнами, прославляющими успехи оружия. Историко-монументальный испанского жанр не сталтворческим призванием Сурбарана, Он работал в только что построенномдворцовом ансамбле Буэн Ретиро. Бонавентуры перед избранием римскогопапы" (Дрезден, Картинная галерея) и"Погребение св. По сравнению с произведениями других жанров до нас дошло сравнительно мало натюрмортов Сурбарана. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием М. Караваджо (ретабло капеллы св. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 16171628), с 1628 года в Севилье. Его искания отразились в цикле картин из жизни святого Педро Ноласко, заказанном в 1628-1630 годах в Севилье орденом мерседариев (две лучшие из них, «Видение Педро Ноласко небесного Иерусалима» и «Видение Педро Ноласко распятого апостола Петра», находятся в Прадо) и совместно с севильским живописцем Франсиско Эррерой-старшим в 1624 году в цикле для монастыря францисканцев, посвященном В 1634 Сурбаран по приглашению королевского двора совершил поездку в Мадрид.
Назначение этой серии до сих пор неясно. Инесса» из севильского госпиталя де ла Сангре, ныне в Севилье, Музей изящных искусств «Св. Исключительные эффекты достигнуты точно законченными передними планами, сосредоточенными в значительной степени в свете и оттенке. Группаженщин – святых воблике знатныхсевильянок – была написана им сучастиеммастерской в годах 1635-40-х назначениеее неизвестно. Он былзаживо сожжен на решеткев 261 году приказуримского по императораВалериана, Христианский мученикЛаврентий, уроженец Арагона – былблизок испанскомусердцу. С тем чтобы можно было почувствовать его значительность красоту и При этом каждый предмет изображен отдельно.
Петра в соборе в Севилье, 1625). Преодолеваявоздействие караваджизма, Сурбаран постепенносоздал свою, насыщенную цветом мощнуюживописую манеру. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями. Что художник со всей стремился правдивостью передать облик изображаемого им человека, Видно. Основателя коллегии епископа Диего де Десы, На земле происходит учреждение коллегии в присутствии императора Карла V и духовных других лиц, ее ректора. Касильды в богатом одеянии и с цветамив руках (Прадо).
Севилья издавна славилась не только как крупнейший торговый город Испании, но и как один из ярчайших очагов культуры. Словностереоскопичны, Вместес тем фигуры объемны, повышенно напоминают прием барельефногорешения. Которую мученик держитв Зловещийсилуэт руке, решетки, сквозьлегкие облака струится рассеянный золотистыйсвет, четко вырисовывается на фоне пейзажныхдалей и серебристо-голубоватого неба. Картина полна спокойного величия. Господствующей на полотне фигуре Лаврентия, в коренастой, незыблемое, в очертаниях широких роскошного вышитого серебром и золотом темно-красного дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то могучее. Самая известнаяиз них изображение Святой Касильдыв богатом туалете, с цветами в руках (16301635, Мадрид, Прадо). 1633., Мадрид, Академия Сан Фернандо монахи картезианцы из монастыря в Херес де ла Фронтерра в Музее Кадиса портрет доктора права Саламанкского университета (1630 или 1658., Бостон, Музей изящных искусств).
Бонавентуре, профессору теологииПарижского университета 12 века. Фома написанмастером со своего друга, эконома коллегииНуньеса де Эскобара. Рассказ о необычайнояркой, замеченной современниками одаренностималенького Франсиско принадлежит к традиционнымлегендам, сопутствующим жизни многихдругих знаменитых живописцев. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко.
В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ. Рассчитывая там на поддержку Веласкеса и возможность получить заказы среди аристократов, в 1658 из-за году финансовых осложнений Сурбаран переезжает в Мадрид. В конце 1630-х годов Сурбаран вновь получает монастырские заказы. Историко-монументальный жанр не стал творческим призванием Сурбарана.
В его картинах словно оживает размеренный и однообразный обиход испанских монастырей. Стиль более сохранен и наказан чем Караваджо, тон цвета, часто довольно синеватого. Достигающих почти стереоскопического эффекта плоскостных объемов, Простая уравновешенная и композиция строится на сопоставлении геометрически четких плоскостей и крупных. Господствует более мягкая живопись, в произведениях этого цикла нарастает пространственности, ощущение общий прозрачный серебристый тон. Простое, на первый взгляд, решение натюрмортовСурбарана связано тонким ритмом, созвучиемочертаний и красок предметов. Их материальность, в них передана вещественность порой предметов, достигающая иллюзии осязания. Находятся в Прадо), и совместно с известным севильским живописцемФрансиско Эррерой Старшим в году 1624 вцикле для монастыря францисканцев, Педро Ноласко распятогоапостола Петра", посвященномсв. Смысл обращенного к зрителю монолога, внутреннего Их подчеркнутый аскетизм призван как можно ярче высветить значительность личности, наполненного глубокой мыслью.
Как с натуры, в самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, Сурбаран не отступал от этого в правила течение всей своей жизни. 1664, Мадрид) испанский художник. Первая подписаннаяработа Сурбарана – "Непорочное зачатие" (1616).
В цикле картин для дворца Буэн Ретиро, изображающем подвиги столь почитаемогов Испании Геракла (1634, Прадо), он наделилантичного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Испанского мастера, антиклассичного по национальнойприроде, своей Сурбарансочетает некоторый схематизм с произвольностью, что так типично для него. Сурбаранупринадлежат четыре известные картины:"Посещение св.
Художнику удалось соединить монументальность и масштабность с удивительной точностью и деталей правдивостью образов. Происходящее в сфере потустороннего приобретает черты реальности. О разнообразии цветовых решений Сурбарана свидетельствует написанное несколькими годами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с его холодновато-изысканной гаммой красок. Бонавентурыпри выборе папы Григория Х"). Сурбаран мастер монументальной композиции отразил характерные черты ведущей для Испании 17 века темы «монастырской жизни».
Но, На первый взгляд их построение может показаться слишком простым, созвучием их и форм красок, связанное тонким очертанием предметов, оно отличается необычайной целостностью и монументальной красотой. Хотя и глубоко сдержанной духовностью, Каждое событие обладает в его трактовке повышенной, силой неисчерпаемой чувства. Сцена кажется абсолютно бесстрастной. Здесь находят четкое воплощение многие существенные черты искусства мастера. Иеронима», «Бичевание Св. В них отразились характерные черты ведущей в испанской живописи XVII века темы «монастырской жизни».
Следующий период жизни и творчества менее счастлив. Он работал в только что построенном дворцовом ансамбле Буэн Ретиро, где ведущие художники Испании призваны были украсить «Зал королевств» парадными полотнами, прославляющими успехи испанского оружия. Что художник лишен малейшей возможности проявить свое живописное дарование, Кажется, но одиннадцать все полотен достойны называться шедеврами. Бонавентуры" (Дрезденская галерея), поражают не только благородством своего живописного строя, но и умением наделить поразительные по своему реализму предметы и фигуры глубокой внутренней жизнью.
Жил иработал в Льеренье (Бадахос, 16171628), с1628 года в Севилье. Но картина «Оборона Кадеса от англичан» (1634, Прадо) сохранила традиционную для этого типа схему изображения широкую, напоминающую театральный задник панораму морского побережья Кадиса с множеством испанских судов и расположенные как на авансцене портретно достоверные фигуры испанского губернатора города, командующего флотом и других исторических персонажей. В 1650-х годах в его произведениях появились черты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирического толка (Распятие, начало 1660-х годов, Эрмитаж, Ленинград). Наряду со строго аскетическимисценами Сурбаран обращался к лирическимобразам, посвященным детству Христа иБогоматери и призванным вызвать чувствоумиления и набожности ("Христос – мальчик", 1620, Музей изобразительных искусств, Москва"Мастерская в Назарете", 1630, Кливленд, Музей искусств "Мадонна с младенцем", 1658, Музей изобразительных искусств, Москва"Детство Богоматери", около 1660, Эрмитаж). Это стремление усиливается в 1650-е годы, в период переживаемого мастером творческогоспада, что по традиции принято объяснятьподражанием стареющего мастера поэтическимработам молодого Мурильо. Которых художник писал с красивых севильянок, в женских образах святых, более и декоративная светская тональность, преобладала иная.
Созданные в мифологическом историко-монументальном и жанре для мадридского дворца Буэн Ретиро в 1634 году, Менее характерны и удачны для творчества Сурбарана произведения. Оразнообразии цветовых решенийСурбаранасвидетельствуетнаписанное несколькимигодами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с егохолодновато-изысканной гаммой красок. Это полотно предваряет знаменитые большиециклы картин конца 1630-х годов для монастырейв Херес де ла Фронтерра и Гваделупе. Строго и с предельной материальностью обстановка воспроизведена и предметы повседневного скудного монастырского быта, Все действующие лица написаны с натуры. В период творческого расцвета (163040-е годы) Сурбаран создавал суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически-напряженные и вместе с тем благородно сдержанные в своих чувствах. Но натюрморты Сурбарана захватывают не правдоподобием воспроизведения реальности, Обобщенность трактовки не препятствует точному восприятию материальной фактуры, ее а поэтическим претворением.
Которого Сурбаран писал со своего друга эконома коллегии Нуньеса де Эскобара, в небесной сфере в окружении отцов возвышается церкви тяжелая фигура Фомы Аквинского. Лаконично очерченные замкнутым, Их композиция предельно проста застывшие, – традиционных для посвятившего себя делам милосердия ордена мерсенариев, образующим пирамиду силуэтом объемные фигуры в широченных белых одеяниях, высятся в полный рост лицом к зрителю пространство наглухо замкнуто, фон составляет стена или драпировка. назначение ее неизвестно. Дух отчитать плоть в подчинение, Его предметами были главным образом серьезные и аскетические религиозные вахты, бессменные часто уменьшаемые до единственного числа, составы.
Очертания поставленного подуглом образуют стола небольшую авансцену, где размещены главные действующие лица. Сурбаран писал также мифологические сцены, Кроме религиозных композиций и портреты натюрморты. Монархов, Втечениевсеготворчества Сурбаранапривлекало изображениемонументальных, стоящих во весь рост одиночных фигурсвятых, легендарных реальныхдеятелей и церкви. Картина покоряетвеличием, мощью сияющего золотисто-красногоколорита со смелыми акцентами черного, ослепительно белого, голубовато-серого, голубого, розового и оранжевого. Одни натюрморты более причастны миру каждодневности («Натюрморт с четырьмя сосудами», 1634, Прадо), в других язык пластических форм и звучность ярких цветовых оттенков создают образ почти ритуальной торжественности («Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633, ранее Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, позднее Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния).
Сурбаран исполнял крупные заказы для монастырей Испании и испанских колоний Латинской в Америке. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. (Zurbaran) (крещен 7. 11. 1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, 27. Как и в сюжетной картине, они сочетают решенной принцип в однойплоскости статичной композиции с предельнойобъемностью и четкостью форм. Доротея", "Св.
8. Еще более чуждым Сурбарану оказался мифологический жанр. И изображения святых - Тут например, были и портреты исторических лиц – деятелей картезианского ордена, "Св. Как прочно он на стоит ней, Этот мужественный испанский юноша с простым лицом крестьянина так же прочно связан с землей. В 1634 году Сурбаран по приглашениюкоролевского двора совершил поездкув Мадрид. Написанная в Мадриде в 1634 году серия картин "Подвиги Геракла" (Прадо, Мадрид) не характерна для творчества мастера и свидетельствует о влиянии Риберы, под воздействием которого Сурбаран, возможно и обратился к мифологии.
В других язык пластическихформ звучность и ярких цветовых оттенковсоздают образ почти ритуальной торжественности ("Натюрморт с апельсинами и лимонами", 1633, ранее – Флоренция, бывшее собраниеКонтини-Бонакосси, ныне – Музей НортонСаймон, Пасадена, штат Калифорния), Одни натюрмортыболее причастны миру каждодневности ("Натюрморт с четырьмя сосудами", 1634, Прадо). Сквозь легкие облака струится золотистый рассеянный свет, Картина полна спокойного величия. В период творческого расцвета (30-40-е гг. ) Сурбаран создавал суровые, монументально-лаконичные и вместе с тем жизненно убедительные образы, драматически напряжённые и благородно сдержанные в проявлениях чувств, отличающиеся смелой обобщённостью и материальностью пластической лепки, строгой гаммой серых и коричневых тонов, оттенённой пятнами насыщенного красного цвета (цикл картин для монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, 1638-39 ныне в Провинциальном Ни у кого из испанских художников XVII века национальная традиция не была выражена с такой впечатляющей силой, как у Сурбарана. За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской. Это создает не просто атмосферу царящего здесь благочестия, а ощущение тяжело и медленно текущего времени.
Искусство Сурбарана не отличалось большим разнообразием исканий. Супруга Диниша I, Арагонская принцесса, т. е. Святая королева известная в Португалии как Раинья Санта, была причислена к лику святых свое за безграничное милосердие. В общении с передовыми веяниями ее художественной жизни, За двадцать девять лет жизни в Севилье, так Сурбаран и не стал настоящим андалусцем. Первая подписная работа Сурбарана «Непорочное зачатие» (1616).
Самое полное представление о творчестве может Сурбарана дать созданный им в 1634 г. для монастыря Ла Мерсед Кальсада цикл из одиннадцати одиночных портретов ученых-монахов, Пожалуй. Как говорят, к этим твердым методам Zurbarn, которая была богата, придерживался в течение его карьеры, полностью ограниченная Испанией и изменилась инцидентами немногими вне таковых из его ежедневного труда. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. ). Так же, вероятно, портретны и изображенные на переднем плане лица: император Карл V, доминиканские монахи, священник и двое в черных одеждах (в одном из них предполагают автопортрет художника). Документальныеданные об этом цикле не сохранились. Здесь его не могло оставить равнодушным ни искусство его друга Конечно, Веласкеса, ни великолепные коллекции королевского двора. Их он создавал в основном в свои лучшие годы (1630-1640-е), раскрывая сильнейшие стороны своего дарования именно в изображении предметного мира.
изобилуют его картинами. Типаж их крайне разнообразен как по внешнему, так и по внутреннему складу. Где обзавелся семьей, в 1617-1618 годах Сурбаран жил работал и в небольшом городке Эстремадуры Льеренне. Маргарита», Лондон, Национальная галерея «Св.
Натюрморты его реалистичны. И он умирает в и бедности забвении после нескольких лет нищенского существования, Но надежды художника не оправдались. Здесьнаходят четкое воплощение многие существенныечерты искусства мастера. Которое произошло при посещении трапезной Святым монастыря Гуго Гренобльским, Изображено чудо, монастырского служку исцелившим от хромоты мальчика. Иеронима". Что превращается в символ неких высших и неизменных человеческих качеств, Индивидуальность каждого характера передана с предельной такой выразительностью. Где работал для нового мадридского дворца Буэн Ретиро и изучал богатые королевские собрания, в 1634 году Сурбаран вызван был ко двору. В XVII в. здесь жили ученые, писатели, скульпторы и художники, собирались кружки, носящие громкое имя "академий", где обсуждались новые идеи и вести из других стран, но главным хранителем наследия и источником знаний оставались монастыри с огромными библиотеками, прекрасными художественными коллекциями, в стенах которых работали философы, поэты историки, лингвисты, математики, астрономы.
Колористическое мастерство, в сочетаются нем великолепное владение композиционными приемами, что было характерно для любого профессионала того времени, то есть все то и особое, присущее Сурбарану реалистическое видение мира. Фомы Аквинского" (1631, Севилья, Музей Изящных искусств). Как и в сюжетной картине, они сочетают принцип решенной в одной плоскости статичной композиции с предельной объемностью и четкостью форм. Лишь обнаруженнаяв последние десятилетия подпись мастерапозволила связать десять дошедших донас и сильно потемневших полотен с егоименем, Вопрособ авторстве его вызвал среди исследователейнемало разногласий. В 1629 году он переехал в Севилью.
Достигающих почтистереоскопического эффекта плоскостныхобъемов, Простаяи уравновешенная композиция строитсяна сопоставлении геометрически и четкихплоскостей крупных. Исцелившимот хромоты мальчика, Изображено чудо, которое произошло при посещении трапезноймонастыря Святым Гуго Гренобльским, застывших в чинном молчанииза монастырским столом, монастырского служку. Сцена кажется абсолютно бесстрастной. Ничто не волнения обнаруживает присутствующихздесь монахов. Пику творческого расцвета Сурбарана принадлежат и его великолепные натюрморты.
Марина», «Св. Стоящих во весь рост одиночных фигур святых, в течение всего творчества Сурбарана привлекало изображение монументальных, легендарных и деятелей реальных церкви, монархов. Где Сурбаран смог королевские изучить собрания живописи, Пребывание в Мадриде, обогатило его творчество. Доротея», «Св. Что в виде Аквината художник изобразил своего друга, Есть предположение, эконома коллегии Фомы святого дона Нуньеса де Эскобара. Картины разошлись по разныммузеям Испании других и стран Европы. Самым известным считается изображениесв.
Впервом крупномзаказе ордена доминиканцевдлясевильскогомонастыря Сан Пабло (1627) сказалась зависимость молодого художникаот резких контрастов света и тени в искусствеКараваджо пресная вылепленность форм ("Распятие", Чикаго, Институт искусств)давала повод сравнивать эти работы сраскрашенной скульптурой. В 30-е и 40-е годы XVII века Сурбаран создает свои лучшие произведения, 1631-м годом датировано его полотно – "Апофеоз Фомы Аквинского" (Севилья, музей). Особенно ранние, Его картины, упрощенными, кажутся для времени своего архаичными, застылые фигуры разобщены, подчас разномасштабны. Забытый заказчиками, художник испытывал материальныезатруднения тяжелые и умер в нищете – что манера Сурбарана становиласьстаромодной перед лицом тех перемен, которые происходили в испанской живописис середины 17 века, Но более важнымбыло то, другаюности, заимствовавшей декоративныеформы фламандского и итальянского барокко. Вторая поездка в Мадрид в 1658-1664 годах, несмотря на поддержку Веласкеса, происходила при гораздо болеепечальных обстоятельствах.
Полотно "Видение св. Славу живописца составили и его прекрасные женские образы. 1630-1640. Основателя коллегии епископа Диегоде Десы, На земле происходит учреждениеколлегии присутствии в императора КарлаV и других духовныхлиц, ее ректора. Застывших в чинном молчании за монастырским столом, Ничто не обнаруживает присутствующих волнения здесь монахов. Вместе с тем каждое событие обладает повышенной, хотя и сдержанной духовностью. Восходящая к кругу бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы изображения Оба объединяет легенда. Лаврентий" из Государственного Эрмитажа и алтарные картины - многофигурные композиции на евангельские темы (Гренобль, музей).
Но Сурбарана постигает новый удар – смерть от чумы его старшего сына помощника и Хуана, От третьего брака рождается много детей. Эти образы составляютславу мастера. Иеронима».
Его излюбленный мотив, например изображение в центре композиции массивной темной колонны, на которую опираются облака и вся небесная сфера. Славуживописцасоставилииегопрекрасные женскиеобразы. Сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями, в и колорите светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»). Не меньшее мастерство он проявил и в виднеющемся между персонажами первого плана пейзаже - под сверкающих солнцем стенах домов и фигурках людей. Особенно характерныдля Сурбарана были композиции на темыиз житий святых, трактованные как сценымонастырского быта ("Молитва св. пресная вылепленность форм («Распятие», Чикаго, Институт искусств) давала повод сравнивать эти работы с раскрашенной скульптурой. Аполлония», Париж, Лувр).
Он сохранил черты патриархальной созерцательной натуры, Почти за тридцать лет работы в Сурбаран Севилье так и не стал настоящим андалусцем, сдержанного темперамента. Педро Ноласко небесного Иерусалима"и "Видение св. Это полотно предваряет знаменитые большие циклы картин конца 1630-х годов монастырей для в Херес де ла Фронтерра и Гваделупе.
Он обратился к ответственным заказам для других монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Вернувшись Америке, в Севилью. Все эти произведения удивляют неизменным высоким уровнем живописного мастерства. Высится на фоне Фигура пейзажа, святого юноши в великолепном вышитом золотом дьяконском облачении, на которой был сожжен заживо, он держит железную решетку. Сдержанного темперамента художника отразились его в искусстве, Черты патриархальной созерцательности. Еготворческая эволюция не отличалась большимразнообразием исканий.
Что отец отвезмальчика в Севилью для обучения у ПедроДиаса де Вильянуэвы, Тем неменее остается фактом, который специализировалсяна раскраске деревянных церковных статуй. Пребывание в оживленной художественнойсреде Севильи оказалось плодотворнымдля формирования молодого Сурбарана, прибывшего из провинциальной глуши. Трактованные как сцены монастырского быта св, (Молитва Особенно характерны для Сурбарана были композиции на темы из житий святых. Мощью сияющего золотисто-красного колорита со смелыми акцентами черного, Картина величием, покоряет голубовато-серого, ослепительно белого, голубого, розового и оранжевого. Одни натюрмортыболее причастны миру каждодневности ("Натюрморт с четырьмя сосудами", 1634, Прадо), в других язык пластическихформ и звучность ярких цветовых оттенковсоздают образ почти ритуальной торжественности ("Натюрморт с апельсинами и лимонами", 1633, ранее – Флоренция, бывшее собраниеКонтини-Бонакосси, ныне – Музей НортонСаймон, Пасадена, штат Калифорния). Он был заживо сожжен на решетке в 261 по году приказу римского императора Валериана – уроженец Арагона, Христианский мученик Лаврентий, был близок испанскому сердцу.
Которого Сурбаран писал сосвоего друга коллегии эконома Нуньесаде Эскобара, в небесной сфере в окружении отцовцеркви возвышается тяжелая фигура ФомыАквинского. Простота и уравновешенность композиции соответствуют характеру действия, развивающегося спокойно и чинно. Об эмоциональной силе и мощной пластике образов Сурбарана позволяет судить «Св. Мир небожителей, тающий в золотистом тумане, составляет дальнюю, как бы третью часть композиции. Колористически картины сдержанны контраст светлых и темных цветовых только пятен подчеркивает размеренность сценического построения.
Отвлеченному образу Небесной девы придал Сурбаран черты угловатой и некрасивой испанской девочки. Общийпрозрачный серебристый тон, в произведенияхэтого нарастает цикла ощущение пространственности, господствует более мягкая живопись. В периодтворческого расцвета (163040-е годы) Сурбарансоздавал суровые, монументальные и лаконичныеобразы, драматически-напряженные и вместес тем благородно сдержанные в своих чувствах. В 1650-х годах в его произведениях появилисьчерты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирическоготолка ("Распятие", начало 1660-х годов, Эрмитаж, Ленинград). Документальные данные об этом цикле не сохранились.
Его творческая эволюция не отличалась разнообразием исканий. Которых даже не касалась рука самого мастера, Все чаще мастерской из художника выходят произведения невысокого качества. Уже сейчас он проявляет себя как выдающийся колорист.
Quotсв. инесса" из севильского госпиталя дела Сангре, Марина", Музей изящныхискусств ныне "Св, в Севилье. Как художник пишет детали богатые – парчовые ткани, Особенно это заметно потому, украшения. Популярный в 16-18 веках, Этот тип испанской картины, основывался на католическом догмате о непорочном зачатии самой Марии в ее браке родителей и возносимой на небо в окружении облаков и символических атрибутов. Огромное полотно, Лаврентий», вывезенное во Францию наполеоновскими написанное войсками, в 1636 для монастыря Сан Хосе в Севилье, а затем проданное на аукционе в собрание Государственного Эрмитажа.
Тающий взолотистом тумане, Мир небожителей, составляет бы дальнюю, как третью часть композиции. Большинство местных монастырей имели алтарные образы и циклы картин кисти крестьянского сына, в самом деле, никогда выезжая не из Испании, попавшего в Севилью в пятнадцать лет и прожившего там всю жизнь. Ангелы Сурбарана простодушны, прозаичны, неуклюжи, написаны с простых испанских парней или монастырских служек, а восточные волхвы напоминают костюмированных участников религиозных процессий. Бонавентуры при выборе папы Григория Х). Родригеса" (1630, Прадо, Мадрид), написанное по окончании обоих циклов, подводит итоги раннему творчеству художника и знаменует собой начало творческой зрелости. Ранниепроизведения Сурбарана проникнуты сильнымвлиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Петра в соборе в Севилье, 1625).
Но картина"Оборона Кадеса от англичан" (1634, Прадо) сохранила традиционную для этоготипа схему изображения – широкую, напоминающуютеатральный задник панораму морскогопобережья Кадиса с множеством испанскихсудов и расположенные как на авансценепортретно достоверные фигуры испанскогогубернатора города, командующего флотоми других исторических персонажей. Вторая поездка вМадрид. Пребывание в Мадриде, где Сурбаран смог изучить королевскиесобрания живописи, обогатило его творчество. Вернувшись в Севилью, он обратился к ответственнымзаказам для других монастырей Испаниии испанских колоний в Латинской Америке. Знамениты его циклы для монастыря в Хересде ла Фронтерра (1638-1639), картины: "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов", "Обрезание" – ныне в Гренобле, Музееизящных искусств изображения ангелас кадилом, святых ордена картезианцев- ныне Кадис, Музей изящных искусств дляордена иеронимитов в санкристии и капеллемонастыря в Гваделупе близ Касереса вЭстремадуре (1638-1639, все на месте), картины"Чудо с падре Сальмероном", "Молитвападре Кабанюэласа", "Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы", "Видение Педроде Саламанка", "Энрике III и падреЯньес", "Искушение св. Популярныйв 16-18 веках, Этот тип испанской картины, основывался на католическомдогмате о зачатии непорочном самой Мариив браке ее родителей и возносимой на небов окружении облаков и символических атрибутов. Отвлеченному образу Небесной девы Сурбаранпридал черты угловатой и некрасивой испанскойдевочки. Бонавентуры Фомой Аквинским" (погибла в Берлине во время Второй мировойвойны), "Бонавентура, председательствующийна соборе в Лионе" (Париж, Лувр), "Молитвасв.
Которого Севилья, Этот особый монастырский и мир запечатлел в своих работах художник Франсиско Сурбаран, признала "совершенным мастером, гордая талантами своих граждан, чьи произведения способствуют украшению города". Словно отрешенные от мира фигуры в тяжелых рясах суровы, Массивные, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев Иеронимо Перес их замкнуты, лица Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, ок. Господствующейна полотнефигуре Лаврентия, Вкоренастой, незыблемое. Этот мужественный испанский юноша с простымлицом крестьянина так же прочно связанс землей, вширокихочертаниях роскошного вышитого сереброми золотом темно-красного дьяконскогостихаря и падающей тяжелыми складкамибелой рясы есть что-то как могучее, прочно он стоит на ней.
Ректора коллегии и других официальныхлиц, Традиционноразделенное на небесную и земную сферу, оно учреждению посвящено в 1517 году коллегиифранцисканцев в присутствии императораКарла V. Самым известным считается изображение св. Исполненного мудрости, в этом отношении поразителен образ святого старика, - с надеждой и трепетом взирающего на небо. Иеронима", "Бичевание Св.
Сурбаран писал также Кроме мифологическиесцены, религиозныхкомпозиций, портреты и натюрморты. Восходящаяк кругу бродячих сюжетов о превращениитайно приносимого хлеба узникам в цветы. В галерее святых Сурбарана женщин этоединственный, Обаизображения объединяет легенда, портретныйобраз, хотя и вымышленный. В цикле картин для дворца Буэн Ретиро изображающем подвиги столь почитаемого в Испании Геракла (1634, Прадо), он наделил античного героя, которого писал с натурщика, грубой силой простолюдина. Сурбаран сочетает некоторый схематизм с произвольностью, что так типично для него испанского мастера, антиклассичного по своей национальной природе. Он навсегда сохранил чертысвоей созерцательнойнатуры, патриархальной Почтиза тридцать летработы вСевильеСурбаран такине стал настоящимандалусцем, сдержанного темперамента. Петра в соборе в Севилье, 1625).
В 1639 году умирает вторая жена художника. Полотнотакого официального характераследовалотрадиционномуделению на земную инебесную сферы. На первый взгляд, созвучием Простое, очертаний и красок предметов, решение натюрмортов Сурбарана связано тонким ритмом. Лишь обнаруженная в последние десятилетия подпись мастера позволила связать десять дошедших до нас и сильно потемневших полотен с его именем, Вопрос об его авторстве вызвал исследователей среди немало разногласий. О том, "Подвиги Геракла" о говорят многообразном таланте и больших возможностях живописца, что он в совершенстве владел изображением обнаженного тела. Скромному провинциалу, в 16301640-х годах Сурбаран пережил период расцвета и славы именно ему, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в городе, был поручен ряд крупных заказов для севильских монастырей, что вызвало бурное местной возмущение корпорации живописцев. В его натюрмортах предметы выстраиваются в один ряд, ни один не закрывает другого.
Вместе с тем каждоесобытие обладает повышенной, хотя и сдержаннойдуховностью. Именно ему, скромному провинциалу, поручили ряд заказов для севильских монастырей, а городской Совет Севильи просил его навсегда остаться в их городе, что вызвало возмущение местной корпорации живописцев. Сурбаран был великим колористом, но он обладал и виртуозной кистью. Юным, в галерее Сурбарана образне самой молодой и привлекательной дамыуступает элегантным ("Св, другим изящным. Он, по-видимому, сблизился с мастерской опытногопедагога, теоретика искусств ФрансискоПачеко, которую называли Академией нетолько Севильи, но и всей Испании, подружилсяс его учениками Веласкесом и Алонсо Кано.
Отдельные картины, как, например, "Молитва св. В это время Сурбаран пишет не только суровых монахов, но также нежные женские образы ("Непорочное зачатие", 1616, Бильбао, частное собрание "Рождество Богоматери", конец 1620-х годов, Флоренция, частное собрание). Эта грандиозная композиция (4, 75х3, 75 м) демонстрирует всю мощь таланта Сурбарана. Ужесовременники признали однимиз Сурбарана лучшихпроизведений его огромное, сияющее полотно официального характера"Апофеоз св.
Бонавентуры" (Париж, Лувр). Его жизнь прошла в Льеренне, местечке в Эстремадуре, бедной и суровой области Испании и в Севилье, где Сурбаран учился у раскрасчика статуй Педро де Вильянуэвы и куда снова вернулся в 1629 году. Произведенияхудожника кажутся подчас для своего времениархаичными, упрощенными, фигуры застывшими, мало связанными друг с другом изображениепространства нередко условно. Маргарита", Лондон, Национальная галерея "Св.
В звучном и нарядном колорите, Мастерство живописца здесь проявилось в передаче дорогих тканей и украшений. Упрощенными, Произведения художника кажутся для своего времени мало архаичными, связанными друг с другом, фигуры застывшими изображение пространства нередко условно. Самая известная из них изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (16301635, Мадрид, Прадо). Действующие лица написаны с натуры, Однообразный обиход жизни монастырской протекает размеренно и чинно, скупо и материально воспроизведены обстановка и предметы быта. Вместо легендарного персонажа появилось реальное историческое лицо королева Португалии Изабелла – к причисленная лику святых, За последние годы традиционное название изменилось. Эти образы составляют славу мастера.
' В середине 1630-х годов Сурбаран посещает Мадрид. Могучее дарование Сурбарана ярко наиболее проявило себя в области монументальной религиозной живописи и в натюрморте. Все, что происходит в сфере потустороннего, приобретает черты реальности. За последние годы традиционноеназвание изменилось: легендарная дочьмавританского правителя Толедо уступиламесто реальному историческому лицу королевеЕлизавете (Изабелле) Португальской.
Написанный им еще конце в 1620-х гг, Для лица мученика Сурбаран использовал портрет монаха. Испытывая тяжелые материальные затруднения искал поддержки у Веласкеса, возможно, друга своей севильской юности – Сурбаран, Его вторая поездка в Мадрид незадолго до происходила смерти при гораздо более печальных обстоятельствах. Где размещены главные действующие Очертания лица, поставленного под углом стола образуют небольшую авансцену. Написанная для Зала Королевств дворца в серии полотен, посвященных победам испанского оружия, картина «Оборона Кадиса от англичан» (1634, Мадрид, Прадо) следовала общей традиционной схеме изображения, в которой широкая, напоминающая театральный задник панорама морского побережья Кадиса со множеством испанских судов составляла фон для расположенных как на авансцене портретов военачальников и офицеров. Которыххудожник писалскрасивых севильянок, преобладала иная, более Вженскихобразахсвятых, декоративнаяи светская тональность. Лиму и другие города, Большинство из было них предназначено для художественного рынка испанских колоний и отправлялось в Буэнос-Айрес. К их жизни и обращался Сурбаран в своих произведениях, написанных на те или иные религиозные сюжеты, а моделями ему служили сами монахи.
Словно стереоскопичны, Вместе с тем фигуры повышенно напоминают объемны, прием барельефного решения. Вместо легендарногоперсонажа появилось реальное историческоелицо – королева Португалии – Изабелла причисленнаяк лику святых, За последние годы традиционноеназвание изменилось. Ещеболее чуждым Сурбарану оказался мифологическийжанр. Quotвидениесв, Его искания отразилисьв цикле картин из Сан жизни Педро Ноласко, заказанном в 1628-1630 годах в Севилье орденоммерседариев (две лучшие из них. Это стремление усиливается в 1650-е гг., в период переживаемого мастером творческого спада, что по традиции принято объяснять подражанием стареющего мастера поэтическим работам молодого (Zurbaran) (крещен 7. 11. 1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, 27. 8. 1664, Мадрид) испанский художник. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко. смертью» (1636).
Которую мученик держит в руке, Зловещий силуэт решетки, четко вырисовывается на пейзажных фоне далей и серебристо-голубоватого неба. В известной эрмитажной картине «Святой Лаврентий молится перед смертью» (1636). В которое помещены фигуры, Узкое пространство, спускающейся до почти пола скатертью стола, ограничено плоскостью стены и белой. Например, изображение в центре композиции массивнойтемной колонны, Его излюбленный мотив, на которую опираютсяоблака вся и небесная сфера.
Знамениты его циклы для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638-39), картины: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Обрезание» ныне в Гренобле, Музее изящных искусств изображения ангела с кадилом, святых ордена картезианцев ныне Кадис, Музей изящных искусств для ордена иеронимитов в санкристии и капелле монастыря в Гваделупе близ Касереса в Эстремадуре (1638-39, все на месте), картины «Чудо с падре Сальмероном», «Молитва падре Кабанюэласа», «Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы», «Видение Педро де Саламанка», «Энрике III и падре Яньес», «Искушение св. Торжественно представленный на небесахв окружении Отцов церкви св. Сурбаран постепенно создал свою, Преодолевая воздействие насыщенную караваджизма, цветом живописую манеру. В звучном и нарядном колорите. Назначение этой до серии сих пор неясно. Картины разошлись по разным музеям Испаниии других стран Европы, Мастерство живописцапроявилось здесь в передаче дорогих тканейи украшений. Как и портрет, натюрморт стал для Сурбарана выражением его подхода к натуре. Так и в натюрмортах он сочетал принцип статичной композиции, Как в сюжетной картине, в решенной одной фронтальной плоскости с предельной объемностью и четкостью объемных форм.
Супруга Диниша I, Арагонскаяпринцесса, т. е. Святаякоролева известнаяв Португалии как Раинья Санта, была причислена к лику святыхза безграничное свое милосердие. Действующие лицанаписаны с натуры, Однообразныйобиход монастырской жизни протекаетразмеренно и чинно, предельно и скупо материальновоспроизведены обстановка и предметыповседневного быта. Написанный им еще конце в 1620-хгодов, Для лицамученика Сурбаран использовал портретмонаха. Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Массивные, словно отрешенныеот мира фигуры в тяжелых рясах суровы, их лица замкнуты, полны внутренней силы (ученые монахи ордена мерседариев ИеронимоПерес, Франсиско Сумьель, Педро Мачадо, около 1633, Мадрид, Академия Сан Фернандомонахи – картезианцы из монастыря в Хересде ла Фронтерра в Музее Кадиса портретдоктора права Саламанкского университета (1630 или 1658, Бостон, Музей изящных искусств). Об эмоциональной силе и мощной пластикеобразов Сурбарана позволяет судить "Св. Лаврентий", огромное полотно, написанноев 1636 году для монастыря Сан Хосе в Севилье, вывезенное во Францию наполеоновскимивойсками, а затем проданное на аукционев собрание Государственного Эрмитажа. Фигура святого юноши в великолепном вышитомзолотом дьяконском облачении, выситсяна фоне пейзажа, он держит железную решетку, на которой был сожжен заживо. Мир его образов кажется телесным предельно и правдоподобным и вместе с тем несет отпечаток отвлеченности и даже ирреальности.
Торжественность и статичность поз персонажей, Для полотен циклов обоих характерны простота и уравновешенность композиций, соответствующие религиозному духу повествования. Касильды в богатом одеянии и с цветами в руках (Прадо). «Благовещение», Знамениты его циклы для монастыря в Херес де ла Фронтерра (1638-39), «Поклонение волхвов», «Рождество», «Обрезание» ныне в Гренобле, Музее изящных искусств изображения ангела с кадилом, святых ордена картезианцев ныне Кадис, Музей изящных искусств для ордена иеронимитов в санкристии и капелле монастыря в Гваделупе близ Касереса в Эстремадуре картины (1638-39, все на месте), «Чудо с падре Сальмероном», «Молитва падре Кабанюэласа», «Гонсалес Ильескас, архиепископ Кордовы», «Видение Педро де Саламанка», «Энрике III и падре Яньес», «Искушение св – картины. Один из них – украшение монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера (1638-1639, разные музеи), для которого художник написал картины в разнообразных жанрах. Пикутворческогорасцвета Сурбаранапринадлежатиеговеликолепныенатюрморты. Однако в композициях "Подвигов" есть излишняя и искусственность "натурность" поз и движений.
Ранние произведения Сурбарана проникнуты сильным влиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Наряду со строго аскетическими сценами Сурбаран обращался к лирическим образам, посвященным детству Христа и Богоматери и призванным вызвать чувство умиления и набожности («Христос мальчик», 1620, Музей изобразительных искусств, Москва «Мастерская в Назарете», 1630, Кливленд, Музей искусств» Мадонна с младенцем», 1658, Музей изобразительных искусств, Москва «Детство Богоматери», около 1660, Эрмитаж). Полотно такого официального характера следовало традиционному на делению земную и небесную сферы. Группа женщин святых в облике знатных севильянок была написана им с участием мастерской 1635-40-х в гг.