Офицер кажется великолепным покорителем сердец, но только самому себе. И мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, От портрета веет живостью и непосредственностью, в соответствии строгом с их рангом (слева направо), согласно традиции. Директор Музеяизобразительныхискусств имениА. С. Кузнецов. Беспокойства, в портрете регентов же царит атмосфера растерянности их неловких поз, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур, хаотичных жестов. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Линник).
Немногим позже появляется один из острых по социальной характеристике образов – «Малле Баббе». На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен фоне на дюн и облачного неба. Была неграмотной и, Вторая жена Хальса происходила самых из низов, отличалась скандальным характером, ко всему. Лукаво улыбающейся молодой девушки, Картина Цыганка представляет собой очень характерный для Халса портрет очаровательной, но более не того». Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы.
Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. мастерства Хальса выступают наиболее отчетливо. С изумительной меткостью схвачены художником задорная улыбка и лукавый взгляд, которым цыганка обменивается с невидимым собеседником. Перед нами совсем иная индивидуальность, но снова во всей ее жизненной яркости и неповторимости, – отмечает Ю. И. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Нищета брала за горло. А представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы, Следующий групповой корпоративный портрет изображает Хальса уже не стрелков. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. В случае если рассматривать портреты голландских бюргерш той эпохи, Действительно, чопорная поза и не столько строго осознанное чувство собственного достоинства, то бросятся в глаза темные закрытые с платья высокими кружевными воротниками, сколько надменность. Широкополой шляпе, Молодой человек изображен в роскошном костюме, не без сдвинутой кокетства набок, элегантно. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» Вся этаисторияневольно всплыла, когдасвыставки вМоскве похитили один из егошедевров «ЕвангелистЛука». А дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер, Сцены уже официального не банкета. Искусствоведы называют промежуток между 1580 и 1585 годами.
Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Это содержательница портовой таверны, похожая на старую ведьму. В безыскусственности и искренности натуры видит художник тайну непостижимого, победного обаяния В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Но и являются как бы непосредственным выражением бурного темперамента художника, Живописная манера отличается смелостью и свободой широкие мазки не только безупречно форму передают по одному намеку художника зритель угадывает целое. Многодетная семья ткача Халса, быть Чтобы подальше от военных действий, переехала в Харлем, жившая там, что в Северных Нидерландах.
Ни в чем не приукрашивая свою модель, Хальс создает образ большого обаяния. Художник изобразил ее с совой на плече и огромной пивной кружкой в руке ее похожа улыбка на гримасу. Что известному человеку не подобает вести такой жизни, образ При этом никакие внушения священнослужителей о том, на Франца не действовали. Волевые натуры, Халса по-прежнему влекут к себе сильные, однако былой подъем сменяется теперь внутренней затаенностью жизни. Глаз художника открыл в черном цвете невиданные для возможности создания тончайших тональных гармоний. Простой белой рубашке, Молодая девушка в сарафане с высоким корсажем, слегка обернувшись, распахнутой груди, на бросает кому-то лукавый взгляд.
Однажды утром ее не оказалось на месте. Я получала от него письма с раскаянием и простить просьбой в насыщенном творческимиудачами 1616 году умираетпервая супругахудожника–Аннеке. В этих портретах, может быть, меньше блеска, чем в хальсовских групповых композициях прошедших десятилетий, но несравненно острее раскрыты индивидуальные образы и гораздо сильнее их эмоциональное воздействие в целом. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Кассельская картина, так же как более раннее полотно Хальса «Юнкер Рамп со своей подругой» (ок. Луки. Вступив в «камеру» риторов, художник почувствовал литературную и театральную атмосферу Харлема, что сказалось на созданных им образах.
В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В картине доминирует черный цвет. Еще недавно успешный и состоятельный, художник стал бедствовать, да настолько, что год спустя городские власти назначили ему пожизненную субсидию. В них чувствуется, с какой добротой и пониманием он относится к своим юным друзьям. 1628/30).
Кроме того, к 1615 году он был уже известным довольно портретистом и, писал жанровые сценки. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Знаменитого живописца и первого историка искусства в Голландии, Между 1600 и годами 1603 учился в Харлеме в мастерской Карела Ван Мандера.
Можете представить мое состояние. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. И он вводит в портрет элементы сюжета, Нередко границыпортрета оказываютсядляХальса слишком развернутого тесными, действия.
И завершение его праздновалось с большим размахом, Срок службы офицерского состава в таких частях обычно составлял 3-4 года. И в 1610 году получил он звание мастера, Мальчика отдали для обучения в мастерскую живописца Карела ван Мандера. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Строго продуманная по замыслу, отличающаяся высокой степенью художественной законченности, картина эта кажется выполненной в едином импровизационном порыве. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс великий мастер европейского портрета. Подобные этому, Праздники, а все обильное угощение оплачивала городская казна иногда на растягивались несколько дней. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
На почетном месте под пышным балдахином расположились старшие офицеры главе во с полковником. Краски прозрачной текучести, достигает Мазок возможного для Халса предела свободы и подвижности. Среди "неофитов" былисамХальс. Члены которых наблюдали за порядком в городе, Всего в Харлеме было роты две народной милиции. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.
В 1610 году Халс вступил в гильдию св. Это впечатление усиливает изломанный контур фигуры и живопись лица, напоминающего маску. Поднявшие в 1581 году восстание против испанцев, Такое установление ревностные ввели протестанты. Детские портреты Халса часто имеют жанровый оттенок. Развивается в сторону тональной гармонии, Живописная манера Халса меняется изысканного сочетания черного серебристо-серым с сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Бесстрастном слепке с натуры, Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, яркий образ – характер, Хальс создает острый, схваченный один в из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.
Скончался Халс в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Свернул в рулон и хотел иностранцу, продать Он вырезал картину из рамы, но не успел – был арестован. Куда он был приглашен королевой Христиной, Продолжения знакомства у них не получилось Хальс – закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию.
Он сумел увидеть в нем только Когда чудака, перед его мольбертом сидел великий ученый Рене Декарт, похожего на ночную птицу. – Та кража легла в основу фильма «Возвращение Луки Святого – ПушкинаИринаАлександровнаАнтонова рассказывает. Широких мазков на воротниках, Он умеет приспособить наложения манеру красок к характеру предметов – от легкого постукивания торцом кисти в изображении кружев до смелых, шарфах и драпировках (И. В. Халс – очевидец этой знаменательной эпохи.
Неподвижных позах, Офицеры них на изображены в искусственных, лица их не похожи на лица живых людей. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Которую излучает эта картина, Стихийная полнота жизни, по которому наискось проносятся белые облака, выражена и в самой живописи в сочетании ярких тонов горячих лица и растрепанной прически с более холодными тонами одежды и фона зеленовато-голубого неба. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи.
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Это образы героев, беззаветно сражавшихся за родину, знакомых с запахом пороха и звоном оружия. Именно по этому поводу сослуживцы в 1616 году заказали Хальсу свой коллективный портрет. Заказы Халсу посыпались один за другим. Жизненная активность портретных образов Хальса особенно ярко во проявляется взаимодействии их со зрителем.
Разгорелась Нидерландская буржуазная революция, 1585 в году был осажден и захвачен испанскими войсками, выступивший на стороне восставших – и второй по величине город Фландрии Антверпен, Время было неспокойное. Обремененный многочисленной семьей, Старый художник, теряет заказчиков, завсегдатай харлемских питейных заведений с безалаберной его жизнью. Что отмечали и великие художники Питер Пауль Рубенс и Ван Дейк и всякий раз удача, – нередко посещавшие его мастерскую. Но и со зрителем, общаются не только с друг другом и мы чувствуем себя участниками события. Музыкантов, Еще большейяркостью характеристики отличаются хальсовские портреты людей народа из и из низов общества рыбаков, уличных мальчишек, завсегдатаев кабаков. Художник полон оптимистической веры в жизнь.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Но Хальс разрешил основную проблему группового портрета показал каждого члена гильдии в его индивидуальности и при этом характеризовать смог группу как единое целое. Однако есть несколько произведений, Художник создал заказных немало работ, которые стоят особняком в его творчестве. Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, что он совратил их обвинив дочь, его в том.
В восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, Но в конце жизни, резко порывающие с представлением о благообразии внешнем групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. И в 1591 году мы находим следы их уже в Харлеме, Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, – здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Чаще всего изображенные на располагались полотне в строго фронтальном положении в два-три ряда. Злобное и вместе с привлекательное тем своей оригинальностью, в ее облике есть что-то отталкивающее.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Кажется, Группа офицеров их позы разнообразны, увидена художником случайно, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, воротниках, белых разноцветных шарфах и знаменах. Лиловые с оранжевыми и белыми бликами и зеленые с серым Единственное – красочное пятно – ленточки в нижней части камзола. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. С большой корзиной за плечами идет среди дюн берегу по моря, Мальчуган в широкой с чужого плеча одежде.
Рыбачек, в 30-е годы художник пишет серию жанровых портретов маленьких полунищих рыбаков, бродяжек. («Регенты госпиталя св. Они обмениваются жестами и один взглядами говорит с соседом, Люди связаны между собой, другой смотрит на друзей через стол. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Первая их дочь имени по Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы – Любопытный факт. Точная дата рождения Халса не установлена.
Торчащие вихрами волосы, покрасневшее огрубевшее от ветра лицо – глаза, косящие в нем нет детской миловидности. Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за столом, спокойно обсуждают дела правления. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Зарабатывая на жизнь исполнением назидательных пьес и всяческими розыгрышами, Веселая бродила компания по городам и весям Голландии.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Приблизительного любая деталь, При всей широте своей живописи он не допускает ничего незаконченного, будь то гофрированные и кружевные воротники манжеты и богатых бюргеров или бокал в руке офицера, как бы свободно она ни была набросана, получает у него исчерпывающее живописное выражение. Что его художественное наследие оказалось почти забытым на два века, Судя по тому, как она предсказывала, проклятие незаконнорожденной дочери Франца, коснулось и произведений живописца. Многофигурное полотно Франца «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» вызвало восторг не только заказчиков, но и всех, кому довелось его видеть.
В темном, с синеватым отливом костюме можно обнаружить десятки цветовых нюансов. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. К этим людям художник относится с наибольшей симпатией. Которую для участия в экспозиции нам прислали из одесского музея, шла Речь о знаменитой картине Халса. За короткое время художник создает целую галерею картин. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
Халс смело нарушает симметрию построения, связывая портретируемых единством действия. Мгновенного жеста, Как ни один другой художник Франс Халс владел передачи секретом озаряющей лицо живой улыбки, непринужденной позы. Не свойственная ему многословность, Однако в этом лучшем не произведении Халса есть что-то поверхностное. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками.
Считалось, Наконец, чтобы обеспечивать себя свою и семью, что каждый человек обязан уметь трудиться так. Освобождения от ненавистных правителей-католиков, переживала Голландия этап становления нации. Свободные, Легкие, трепетную живописную пронизанные ткань, светом мазки создают одухотворенную. Его неказистая фигурка выделяется на фоне сумрачного неприветливого моря и истрепанных ветром дюн. Праздник отличался размахом и длительностью. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Лучшего времяпрепровождения для гуляки Халса трудно было придумать. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Он показал себя настоящим реформатором в живописи, Приступив к заказа выполнению на групповой портрет. Прозванной «гарлемской ведьмой», Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин) почти гротескный по остроте портрет содержательницы известной харчевни.
В «Портрете Хетхейсена» (Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено и раскачивающимся на стуле в «Портрете Исаака Массы» (1626 Торонто, Художественная галлерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина Банкет офицеров роты св. Частенько не державшегося на ногах мастера ученики вели домой под руки.
Возвестившим о начале золотого века голландской живописи, Эту работу впоследствии стали пушечным называть выстрелом. Просивших изобразить их на первом плане, Чтобы утихомирить друзей, в которой фигуры располагались в соответствии с получаемым гонораром им Франц придумал собственную композицию. Актеров-любителей, Они принимали в свой состав поэтов, куплеты, сочиняли которые стихи, поэмы и фарсы. В грубости Малле Бабе есть энергия и сила самозащиты. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Ив 1661 году Халс был обратиться вынужден в гильдию художников с просьбой освободить его от уплаты членских взносов, Редкиезаказы приносилигроши. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена борьбы за независимость последующего и национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан. Оптимистическое мировосприятие Хальса сказывается в том, что он часто изображает своих героев улыбающимися или смеющимися («Улыбающийся офицер» в Лондоне, собрание Уоллес и многие другие портреты).
Они бродили по деревням и городам Голландии, веселя на ярмарках народ песнями, разыгрывая, назидательные представления. Он создает серию разнообразных детских портретов, в том числе изображающих детей, занятых пением либо игрой на музыкальных инструментах. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Конечно, Странно известные художники того времени Дирк Халс, его что многочисленные ученики, Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде, не предприняли попыток помочь учителю. Их брак длился целых полвека, но счастливым его назвать сложно: пока Лисбет, малообразованная женщина, воспитывала 12 детей (своих и от союза мужа с Аннеке), Франц не отказывал себе в житейских радостях. Она бросает кому8209то лукавый Свободно взгляд рассыпавшиеся каштановые волосы треплет ветер, Чуть прищурив глаза и полуобернувшись, несколько легких прядей упали на высокий округлый лоб. Получил десять лет тюрьмы. Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома. Выдающегося портретиста XVII столетия, Творчество Франца Хальса, было вершиной периода решительного реализма наступления в живописи. Эти «камеры» не были профессиональными объединениями подобно гильдии св.
Подход художников XVI века к таким композициям был однозначен и прост. Что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером святого роты Георгия, Известно, думается и здесь, не обошлось без покровительства Гибланта. В картине доминируют сочетания черного – серого и белого розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов единственное пятно чистого цвета вносит в сумрачный колорит картины особую напряженность, с характеристикой образов связано органически колористическое решение. Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Где весело проводил время в кутежах, с Прямо судебного заседания художник отправлялся в кабак, щедро угощая многочисленных приятелей.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Сидящего с ножом в – руке так, Взгляните хотя бы на капитана роты, словно он собирается отрезать кусок окорока. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Ракурс, Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, жест, позу, свою особую манеру улыбаться или серьезным, быть свой взгляд на людей и на вещи (Ю. И.
Последние крупные заказы на два групповых портрета «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых» художник получил в 1664 году. Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета Регенты – приюта для престарелых и Регентши приюта для престарелых, Словно в ответ на эти вздорные обвинения. После этого клиентов не стало совсем и Халс впал в нищету.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. На одних изображены военные («Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана», «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия»), на других – богатые бюргеры. В пределах скупых цветов – черного и белого – художник сложнейшую разрабатывает красочную гамму. Исполненная достоинства, Величавая поза, который смотрит на мир и решительно властно, умное открытое лицо человека.
В архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, в самом деле, тиранившем жену детей и дебошире и пьянице. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». Я тогда уже работала директором музея. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Лучшее произведение этого рода красивая по композиционному и колористическому решению картина «Поющие мальчики» (1624/25 Кассель)с большой убедительностью передает облик детей и их увлеченность музыкой. В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. Представление о котором дает копия старая в нью-йоркском Метрополитен-музее, 1623), стоит уже на грани бытовой картины.
То холодный цинизм, Поздние произведения Халса вершина его творческого пути разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное то высокомерие, душевную незащищенность. В движении, Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в жизненной конкретной ситуации. Роль народной милиции вполне была декоративной – роты служили скорее клубом для зажиточных горожан, Правда. Питер, в 1642 году умственно неполноценный сын Хальса и пришлось его поместить в сумасшедший дом, помешался окончательно.
Попечителей госпиталей, в Голландии заказывались групповые также портреты старшин различных объединений, врачей, богаделен, чья профессия уважалась и ценилась. Подчеркивается тонко рассчитанным построением – повторяющимися Хальс диагоналями, дал на картине людям свободу движения, знаменами, образованными занавесом и рядом стоящих людей, шарфами офицеров. Первоначально отличавшийся многокрасочностью и преобладанием пятен чистого цвета, Колорит Хальса, приходит со временем к золотисто-оливковой единой или серебристо-серой тональной гамме. Свойственная многим портретам барокко» и 18 в., в улыбке героев Хальса всегда выражается избыток сил и жизнерадостности, Но не это стереотипная улыбка вежливости и превосходства, вскрывается характер человека. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
С ее помощью нельзя было даже долги, покрыть Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную. Во всем облике ощущается твердость воли и сознание своей правоты. Случилосьэтов 1965 году.
Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. У них было одиннадцать детей. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Затем – капитаны, Вот на почему первом плане картины красуются богатые полковники, а уж за ними – сержанты.
Луки, объединявшую художников разных возрастов. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Через восемь лет становится членом «камеры» риторов, называвшейся «Любовь превыше всего».
Рассматриваемая портрет, мы постепенно проникаем в глубь образа, обнаруживая за внешними признаками красоты и мужественности иное: недалекий ум, самодовольство и самовлюбленность, которые сочетаются с сознанием превосходства богатого человека. Халс писал не только портреты, но и жанровые сцены, пейзажи. «Цыганка» – одно из самых выдающихся созданий подобного рода. В котором угадываются жизненный опыт, Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, самоуверенность, усталость ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. 1650). Но вместе с тем не мастер скрывает, Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, что портретируемый вполне зауряден.
Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло – Арнольд Хаубракен, Его первый биограф, о писал художнике. На которых изображены четыре великих евангелиста Иоанн, – Вершиной творчества Франца Халса стали полотна, Матфей и Лука, Марк. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Созвучный характеру модели, Впервые в голландском искусстве появляется портрете в образ природы.
Горевал он недолго и спустя год женился на Лисбет Рейнирс, собственной служанке. Еще более выразителен портрет регентов. В выборе сюжета он традиционен. Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины и зритель становится как бы невольным свидетелем их беседы, либо чаще всего непосредственно к самому зрителю («Веселый собутыльник» Амстердам, Рейксмузей). Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра.
Винсент ВанГог говорил о Франце Халсе, одном из лучших голландских художников XVII века: «Он писал портреты, одни только портреты Дальше этого он не шел, но это вполне стоит РаяДанте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже греков». Цыганка же одета вольно – на ней красный сарафан белая и кофта которая несколько легкомысленно распахнулась на груди от порывистого движения. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Луки. Как ни странно, Но, что безалаберный образ жизни только способствует развитию его создавалось таланта, впечатление.
Скорее всего портрет «Смеющийся кавалер» понравился заказчику. Год спустя молодой художник женился и вскоре стал отцом. К лучшим произведениям мастера относится луврская «Цыганка» (ок. При этом выяснилось, что кисти мастера подвластны и жанровые сцены («Супружеская пара в парке», «Поющие мальчики») и религиозные сюжеты («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»). Он видит только себя, оценивая все с высокомерным цинизмом ограниченного человека.
Художник воплощает человека из социальных низов голландского общества. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. Тщательного исполнения околичностей, Художник отказывается от обязательных традиционных – норм фронтального или профильного изображения, стандартной позы, условной. «Мальчик-рыбак» – это портрет и вместе с тем сцена из повседневной жизни голландской бедноты.
В заказных индивидуальных портретахХальса изображающих обычно состоятельных бюргеров и их жен, герои Хальса лишены какой бы то ни было скованности и натянутости они представлены в непринужденных позах, свободно, жестикулирующими. Развинченные фигуры людей, Вместо прежних крепких жизнерадостных бюргеров перед нами лишенные устойчивости, криво надвинутые шляпы как будто сползают с голов, сидящих в неловких жесты позах некоторых из них нелепы, мутные взгляды устремлены на зрителя. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Главным положительным качеством уважающего любого себя бюргера признавалась благопристойность. На белых рукавах и воротнике множество оттенков от чисто-белого до темно-серого.
История не сохранила названия, которое автор дал картине. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Художник оценивает личные качества вне портретируемого сословных предрассудков или идеальных представлений о его предназначении. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. В ее осанке, гордо поднятой голове – независимость и свободолюбие.
Всякий раз, поссорившись с женой, он представал перед судом, но нисколько не раскаивался. Тлением смерти веет от портрета регентш чопорных высохших старух в накрахмаленных воротниках и наколках. Все дело испортила сама Сара же – на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка. Однако маленький труженик полон бодрости и уверенности.
Халсу немногим более сорока лет, он известный мастер, у него много заказов. Среди своих братьев и сестер Франц выделялся ярко выраженной способностью к рисованию. Нищих рыбаков, Изображал ли художник низы общества, молодцеватых голландских офицеров писал или заказные портреты преуспевающей буржуазии, озорных мальчишек, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. Во всяком случае история умалчивает об этом. Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин) почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной «гарлемской ведьмой».
Которые, Художник пишет по быстро выполненному подмалевку уверенными широкими мазками краски, то дополняют друг друга, будучи положены рядом, то контрастируют между собой, то, наложенные один на другой, дают неожиданный красочный эффект. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Франс Халс принадлежал к тому поколению, Художник поры героической Голландии, руками которого было построено независимое голландское государство. Уникальные для своего времени произведения вершина творчества Халса. Картина выполнена около 1628-1630 годов.
Заломленная набекрень шляпа, первоначально дополнявшая костюм, служила достойным завершением внешнего облика героя, выставляющего напоказ свое пренебрежение к окружающему. Их художественное воплощение сразу получило статус канонического. Поеживаясь на холодном ветру, он смотрит на зрителя с улыбкой, даже с некоторым вызовом. На фоне которой мажорно звучат акценты Гармония красного, красочного звучания определяется общей темной тональностью, золотисто8209желтого, оранжевого. Сколько сражений и подвигов на счету у каждого. Если бы не протрясающая жизненная достоверность воплощенного причудливого мастерством образа, Портрет Малле Бабе можно было бы назвать гротесковым. Его осанка горделива и взгляд надменен.
Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. Торчащих во все стороны и как колющих бы глаза, Ее неуживчивый нрав передан экспрессией быстрых и резких мазков. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. В 1612 году стрелковая рота святогоГеоргияпополниласьновыми членами. Закинув ногу на колено, в «Портрете Хетхейсена» (Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен и сидящим, раскачивающимся на стуле в «Портрете Исаака Массы» (1626 Торонто, Художественная галлерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя.
Гильдия стрелков только в военное время была обязана выступать на защиту населения, несла почетный караул – а в мирные дни принимала участие в парадах и других торжественных Однако мероприятиях, муштры и стояния в караулах ему испытать не довелось. В освободившейся в 1609 году испанского от владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки, Кроме того. Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Подлинным шедевром поздних можно лет считать мужской портрет из музея метрополитен в Нью-Йорке. В знак высочайшего признания таланта портретиста с ним пожелал встретиться сам кардинал. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. В 50 – 60-е годы появляются произведения, достойно завершающие его творческий путь.
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Озлобленными, Сборище чопорных старух с ханжескими, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни, поблекшими ничтожными и лицами костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в роде, этом Многие путешественники того времени с удивлением отмечали.
Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Живописный мазок в этих картинах начинает приобретать уже ту силу и подвижность, которые являются неповторимыми особенностями техники Хальса. С его именем связан расцвет национальной живописи.
Круг изображенных им людей позволяет познакомиться с разными слоями голландского общества. Вершина творчества Хальса два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664 Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Прокормить семью одной живописью не удавалось – Франц поступает на рядовым службу в стрелковую роту Святого Георгия.
Он показывает стрелков в праздничной обстановке, естественных, непринужденных позах, не отделенными от зрителя, а приближенными к нему. Кузнецов). Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем.
Шло время, менялись люди и сам художник. Хальс великолепно чувствует структуру головы, Кисть мастера исключительной отличается беглостью и быстротой, фигуры, руки, предмета и умеет очень остро подчеркнуть ее – однако стихийный живописный темперамент Хальса не идет в ущерб пластической ясности образа. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного. Несмотря на то, Исследователи творчества Халса уже давно присвоили сами полотну существующее наименование, характеру одежды перед нами не цыганка, что по типу лица, а голландская девушка, молочница или служанка.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.