В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. А дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер, уже Сцены не официального банкета. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Кроме того, к 1615 он году был уже довольно известным портретистом и, писал жанровые сценки.
1 Церковь перестаёт быть заказчиком для художников. Энергичные люди, Сильные, представлены во время пирушки, принимавшие активное участие в освободительной против борьбе испанских завоевателей. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Размашистые, Легкие, словно сдвинутые со своего места, небрежные мазки идущие в разных направлениях свободно пластическую лепят форму. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычнозаказывали групповой портрет.
Причёмтот, Работуживописца оплачивали сообща изображалсяна видном самом месте, кто вносил больше денег. А дружеского пиршества приобретают здесь и свободный непринужденный характер, Сцены уже не официального банкета. В мирное время представляли собой нечто вроде почетной милиции, в военное время стрелков гильдии участвовали в обороне городов, торжественным встречам, обязанности которой сводились к парадам, почетным караулам. Но в духовной жизни перемены, последовализначительные Общественноеустройство новых Нидерландов малоизменилось в сравнении с XVIв. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Офицерский состав менялся каждые три четыре года. Примерно с 1620-1625 и до 1630 Халс исполняет большую серию портретов-характеров – «Шут играющий на лютне» (Париж, Лувр), «Веселый пьяница» (Амстердам, Гос.
Учился у К. ван Мандера (160003). Этот весьма условный и угрюмый задний план был, Здесь вновь Халс вводит пейзажный фон однако, написан учеником Халса (как пейзаж в портрете стрелковой «Офицеров роты св, возможно. Обрез книги в регентши, руках в сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов. музей), которую иногда ошибочно рассматривают как автопортрет художника, представляет собой один из редких пейзажных опытов Халса.
Халс, Хотя композиционные связи здесь еще не достаточно прочны, уже отходит от статики персонажей, однако, что было характерно для его предшественников и передает некое воодушевление и пространственную свежесть – наклоном поз, большими диагоналями в построении композиции и смелыми иногда и мощными мазками. Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников, а через год городские власти решили назначить ему пожизненное ежегодное вспомоществование. Халс, как и многие его современники (Б. Луки.
Его желание оживить картину иногда приводит к полной беспорядочности, Композиции Халса не всегда удачны, например, как, в групповом портрете «Банкет стрелковой офицеров роты св. Лучшими из которых портреты являются офицеров стрелковой роты св, в выполненных Хальсом групповых портретах. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей.
«Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 164250, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. У них было одиннадцать детей.
Обретая большую сдержанность в преобладающей серебристо-серой, Изменился и колорит Хальса, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, холодной тональной гамме, точно найденные пятна розоватого красного или цвета. Живописность и динамизм композиции, Принцип пересекающихся подчеркивает диагоналей асимметрию. В Голландии, по существу, не знавшей монументальной живописи, групповой портрет оказался наиболее «монументальным» жанром. ван Хейтхейзен», около 162536, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все около 1630). Перед зрите- именно дляголландского искусства, разделялся на тривида: портреты изображающие членов стрелковых обществ (то есть бюргерской милиции, сыгравшейважную роль вборьбе республики за независимость), портреты регентов (попечителей) благотворительныхучреждений (сюда же могутбыть отнесены портреты цеховыхстаршин) и, наконец, портреты ученых. Бытовом жанре, Влияние его не современников и учеников было в огромным портрете, в развитии принципов колоризма.
На нейпоубавилось украшений, в окончательном героини вариантевнешность изменилась, выражение лицастало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки особенноплавным. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Георгия принесла ему широкую известность. Резко обернувшись и широко оскалившись, Уродливая с старуха горящим хитрецой взглядом, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Унгер основал в 1866 г. журнал по искусству «Zeitschrift fur Bildendekunst», продвигавший техники гравюры и литографии. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, а также передает порталу права редактировать, поправлять, дополнять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Адриана» (Харлем, музей Ф. Халса).
То холодный цинизм, Поздние произведения Халса вершина его творческого пути разносторонние по характеристике портреты подчас раскрывают беспощадно в моделях то самовлюбленное высокомерие, то душевную незащищенность. Начатый им в Амстердаме, Единственный групповой портрет, заканчивать пришлось другому художнику. Государственнойрелигией стал кальвинизм. Не свойственная ему многословность, Однако в этом лучшем не произведении Халса есть что-то поверхностное. Гравюра оформлена в раму с багетом и бархатным паспарту, под стекло. Однако получал он за свою работу сущие гроши.
Но вместе с тем не мастер скрывает, Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, что портретируемый вполне зауряден. Главным положительным качеством любого уважающего бюргера себя признавалась благопристойность. Характерную для портретов его предшественников, Хальс преодолел внешнюю чисто связь персонажей. Которую ни один другой портретист не мог уловить столь живо, Так в картинах его появляется непосредственность поз и экспрессий. Запавшие глаза, сухие губы, Художникпоказывает старость без прикрас:пергаментные бессмысленная лица, злоба, печаль об ушедших годах. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского особое общества значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан.
Смятая скатерть, перепутанныепредметы сервировки, еда, к которойедва притронулись, всё здесь напоминаето недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразнымисветовыми пятнами и разноцветнымитенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Роль народной милиции была вполне декоративной – служили роты скорее клубом для зажиточных горожан, Правда. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Здесь сказалось влияние Рембрандта – в игре косых лучей света и, особенно, в большей напряженности и сосредоточенности атмосферы, в большей выразительной силе палитра Халса не меняется, он лишь придает тонам серебристые оттенки и усиливает черный цвет: два «Мужских портрета» (Лондон, Нац. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Нищих рыбаков, Изображал ли художник низы общества, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные преуспевающей портреты буржуазии, озорных мальчишек, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. Также печатал гравюры по своим собственным оригинальным рисункам. Групповой портрет, а также пейзаж и психологический натюрморт, портрет – лирический портрет, Развивается жанровая живопись. Знатокамнаследия мастера она всегда казаласьболее поздней работой, на Хотя картине имеетсяавторская датировка 1636 г. Бытовом жанре, Влияние его не современников и было учеников огромным в портрете, в развитии принципов колоризма. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). 1580/85 – 166641, Frans Hals, наряду Рембрандтом с и Яном Вермеером представляющим вершину нидерландской живописи 17 века. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. («Регенты госпиталя св. Эти темы заимствованы Халсом у утрехтских караваджистов.
В 1653 году молодой художник был принят в гильдию Св. Георгия». Праздник отличался размахом и длительностью. Картина Хальса "Групповой портрет офицеров стрелковой роты св.
Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии ("В. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. В движении, Он любил запечатлевать портретируемых в действии, конкретной в жизненной ситуации. В 1611 г. У Франса родился сын Хармен, а год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту Св. Его автор – Ян Скорел, работавший в начале XVI века. Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события.
Являющимися основным направлением его творчества, Значение творчества Вильяма Унгера не ограничивается прекрасными его гравюрами, важна и преподавательская деятельность Унгера. Хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается, прожил Хальс всю свою жизнь в Харлем. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Препятствующие исполнению своих обязательств СТОРОНАМИ настоящему по Договору, Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства. Нью-йорк, гал., Кор, музей портрет Метрополитен) Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства) портрет Стефануса Герардтса (Антверпен. 1660 г., Ленинград, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Белые воротники, в колористической гамме выделяются мажорно звучащие пятна чистого цвета черные костюмы, голубые и розовые офицерские перевязи мазок широкий, свободный, золотисто-желтые, необычайно темпераментный, но в то же время с безупречной точностью передающий пластическую форму. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. В 1610 г. получил звание мастера. 1630-х гг., Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Питер, в 1642 году умственно неполноценный сын Хальса и его пришлось в поместить сумасшедший дом, помешался окончательно.
ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК 3 Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг. Он причислен к лучшим мастерам этого жанра, Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта законченной как картины. Живая манера живописи Франса Хальса, в офорте Вильяма Унгера прекрасно передана подвижная, легкий точный и рисунок иглы Унгера является прекрасным примером самостоятельных выразительных возможностей офорта. Возвестившим о начале золотого века голландской живописи, Эту работу впоследствии называть стали пушечным выстрелом.
В группу военных вклиниваютсяслучайные вместо прохожие шестнадцатизаказчиков Рембрандт изобразил тридцатьчетыре фигуры. не позируют для парадногопортрета все словно застигнутыврасплох. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. Елизаветы» в Харлеме.
Здесь нет главного героя. 10 В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается, прожил Хальс всю свою жизнь в Харлем. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Непринужденной свободой расположения фигур, Единство композиции асимметричной достигнуто живым общением, объединенных волнообразным ритмом. Женщины, Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, драгоценностей, рассматривание погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, музицирование, общение с кавалерами и т. п.
Куда он был приглашен королевой Христиной, Продолжения знакомства у них получилось не – Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Тёплая золотистая тональностькрасок также появляется на полотнаххудожника начиная лишь с 40-х гг.
Крус»). Обремененный многочисленной семьей, Старый художник, заказчиков, теряет завсегдатай харлемских питейных заведений с его безалаберной жизнью. Халс все больше играет на контрасте белого и черного и смягчает очертания форм («Мужские портреты», Париж, музей ЖакмарАндре Кассель, музей Гаага, Маурицхёйс, 1660 «Портрет В. Круса» (Мюнхен, Старая пинакотека). Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Регенты приюта для престарелыхРегентши приюта для престарелых 12 Ян Вермер Дельфтский (16321675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Луки в Харлеме. Мгновенного жеста, Как ни один другой художник Франс Халс владел секретом передачи лицо озаряющей живой улыбки, непринужденной позы. Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло. Георгия.
А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Кажется, Группа офицеров их позы разнообразны, художником увидена случайно, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Динамика, Асимметричность композиции, сочность мазка угловатого усиливают тревожность сцены. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Все дело испортила сама же Сара – на суде она неосторожно и проговорилась назвала имя настоящего отца ребенка.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Портреты-характеры. Как и в лейденские годы, Рембрандт писал особенно много портретов, причём сам выбирал модели, Тогда, а не заказчики ждал, пока выберут его. гал., Нью-Йорк, музей Метрополитен) портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства) портрет Стефануса Герардтса (Антверпен, Кор.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником славу непревзойденного пейзажной мастера живописи. Выдержанных в традиционных жанрах голландского искусства – натюрморт, Среди многих работ художников Харлема интерьер, пейзаж, групповой или портрет же мифологическая сцена – хочется выделить две. Хальс и его жена предъявили иск владельцу Желая мануфактуры, хоть как-то поправить материальное положение семьи, что он совратил их дочь, обвинив его в том.
Для раннегопериода его творчества ещё нехарактерны образы такой глубины исилы. Уникальные для своего времени произведения вершина творчества Халса. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. музей), «Цыганка» (ок.
(«Регенты госпиталя св. Х. умер в харлемской богадельне, Перестав старости в получать заказы и впав в беспросветную нужду. Но и упрямый, Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только безалаберность, художническая заносчивый характер. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Прославился своими гравированными репродукциями и иллюстрациями, в Работал Лейпциге и Вене.
В очаровательной работе «Ребенок с кормилицей» (ок. 1837-193241 – австрийский художник, Вильям Унгер 40William Unger, Венской член Академии Искусств. Георгия» (1616, Харлем, музей Ф. Халса), оставался традиционным, близким картине того же содержания исполненной К. Корнелисом ван Харлемом. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
Силуэты пяти старух вчёрных платьях резко выделяются на фонешоколадного цвета стен. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Отблески света накладываются здесь на несколько холодную и монотонную карнацию предшественников художника. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Устремивший на зрителя осоловелый взгляд, мутный Регент, которая кажется бессвязной, держит речь.
На улице, Неподалеку от площади, стоит старая гарлемская сохранившей богадельня, во многом застройку XVII века, выстроенная в 1608 году выдающимся голландским архитектором Ливеном де Кеем. Каждый раз придумываю новую и композицию новый способ представления изображенных персон, в Хальс написал несколько групповых портретов 40исключительно сложная для художника разновидность жанра41. Краски прозрачной текучести, Мазок достигает возможного для Халса свободы предела и подвижности. 1630 г., Париж, Лувр). Расположение фигур, Разреженность пространства, одинаково освещающий изображенных, всех ровный рассеянный свет, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Крус", около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма ("Регенты приюта для престарелых", "Регентши приюта для престарелых", обе – 1664, Музей Ф. Халса Харлем). Вчертах её лица есть сходство с Саскией. В 1642 г. Рембрандт овдовел. Герои его«Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового горохана шее и молодая бойкая красоткапредставляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовоеплатье девушки с белоснежными, затейливогоплетения кружевами ярко выделяются нафоне беснующихся фигур ряженых слицами, вымазанными сажей.
В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. Его первые произведения относятся примерно к 1610 («Портрет Якобуса Заффиуса», 1611, Харлем, музей Ф. Халса портрет человека, держащего череп (Бирмингем, Барберовский Институт искусства) в них еще сохраняется некоторая напряженность, присущая художникам XVI столетия, таким, как Корнелис Кетел, Антонио Моро или Дирк Барендс. Х. умер в харлемской богадельне, Перестав в получать старости заказы и впав в беспросветную нужду. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. в семье ткача.
Чувствующих себя свободно и непринужденно, у Хальса же мы видим не только живых людей, не нарушающую, но и виртуозную группировку их в сложнейшую композицию, однако, естественности впечатления и свободы. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось. Обольстительной улыбкой, Хальс восхищается гордой ее посадкой головы в ореоле пушистых волос, выражением независимости, задорным блеском глаз. Однако, несмотря насутолоку, движения капитана Кокаспокойны и властны. Праздник отличался размахом и длительностью. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции ("Евангелист Лука", "Евангелист Матфей", около 1623-25, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
Это вероучениене признавало икон и вообще церковногоискусства. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Который требует яркой портретной характеристики каждого отдельного участка и события одновременно впечатления целостности и единства, Художник легко справляется с большими трудностями группового портрета. Волевые натуры, Халса по-прежнему влекут к себе однако сильные, былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. 1639)»не желая покидать Харлем, Георгия», если для этого необходимо было ехать в Амстердам, отказывался Хальс от заказов. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Состоящее исключительно из Его портретов, творчество, благодаря множеству подписных и датированных картин, можно точно проследить.
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. И хотя Фромантен в своей книге «Старые мастера» исключительно осторожен в отношении этих последних шедевров Халса (была ли то безграничная отвага художника или же рука более чем восьмидесятилетнего мастера просто ослабела) их можно считать предвестниками новой живописи. Другие работы этого голландского живописца гравированы Унгером в конце 1870-х, Серию офортов по групповым портретам Хальса Вильям выполнял Унгер в 1874 году. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Все присутствующие равноправные участники праздника. Первая из них – портрет членов гарлемского братства паломников, побывавших в Палестине. Вскоре, отказавшись от итальянизма харлемских мастеров, Халс стремится к максимальной объективности по отношению к модели: «При этом умирает итальянский образ человека» (Андре Мальро). Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – Регенты приюта для престарелых и Регентши приюта для престарелых. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Возможно, переживая утрату любимой женщины, художник и ввёл в произведениеэту своё загадочную героиню.
В портретах 162030-х гг. Адриана 1633 г. (Гарлем), с исключительной яркостью показаны представители бюргерских кругов, принимавшие активное участие в борьбе за независимость. И в 1591 году мы находим их следы уже в Семья Харлеме, Хальсов тоже уехала из Антверпена, – здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк. В архивах Харлема есть он записи некоем Франсе Хальсе, в самом деле, тиранившем жену и детей, дебошире и пьянице. ван дер Хелст, Я. А. ван Равестейн и другие), был живописцем голландской буржуазии XVII в. В своих больших патриотических композициях («Регенты»), а так же в портретах-характерах он не стремится выйти за рамки физического сходства модели его гений проявляется лишь в новой живописной свободе, в индивидуальной палитре, в концепции колорита, освещения, мазков. Его телесность и материальность, Однако уже в них Халс с порывает маньеризмом и находит основу своего стиля. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера.
Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. По окончании срока службы устраивался традиционный банкет, запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Кроме того, объективность, бывшая его характерной чертой, уступает свое место экспрессионистской тенденции, внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал: «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона». Живописность и динамизм Принцип композиции, пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию.
Известного своей свободной манерой, Групповые портреты Хальса сочетают высокое мастерство прекрасного живописца, точность индивидуальных характеристик портретных и выбор объединяющей героев интонации композиции портрета. Луки, с 1662 по 1671 гг. дома).
Когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Например, что головы он начнет писать в Амстердаме, Хальс заявил, а все закончит остальное дома. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен на фоне дюн облачного и неба. Что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой этом в роде, Многие путешественники того времени с удивлением отмечали. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
Заказов становилось все меньше – несмотря на это, Однако, к тому же оплачивались они весьма скудно, его звезда клонилась к закату. В портретах 1620-30-х гг. Своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев Рембрандта, пережил свою прижизненную славу, так же как и Хальс, вступив в конфликт с перерождающейся буржуазной верхушкой голландского общества – который, Поздние портреты стоят Хальса рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Белый воротник, Черная одежда, серо-серебристыми оттенками, голубоватая шапка умело с сочетаются коричневатыми.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Испытавших его влияние, Среди многочисленных учеников голландских Х. и мастеров 17 в., бр, А. Брауэр. Исполнены в очень свободной манере и решены в скупой гамме, цветовой Поздние произведения Х, около 1650-52, построенной на контрастах чёрных и белых тонов ("Мужчина в чёрной одежде", Эрмитаж, Ленинград "В. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Желанием жить со всемтем, Его героиниуже распростились с красотой, бодростью, что Халс привык ценить в человеке. И всё они же упорно стремятся сохранитьсвои черты для будущих поколений. Чаще всего мастер их изображает во время веселой пирушки этот мотив подчеркивает свойственное хальсовским персонажам настроение жизнерадостности. В 1644 Халс входит в совет гильдии художников Харлема. Озлобленными, Сборище чопорных старух с ханжескими, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни, ничтожными поблекшими лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным. Среди прочих онобессмертил неизвестного пожилогочеловека («Старик в красном», 16521654 гг. ). Хармен, в 1611 был крещен его первый сын, впоследствии ставший художником от второго брака у него будет еще восемь детей. Традиция групповогопортрета зародилась на севере Нидерландовещё в XV в. В 30-х гг. XVIв.
Ни одна голова не похожа на другую, не повторяется ни одно движение. Что Франсуа был католиком, Это можно объяснить а тем, с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Вот таким образом так вскоре сталиназывать и всю страну, Среди в них хозяйственном икультурном отношении лидировалаГолландия. Кажется, Группа офицеров их позы разнообразны, увидена художником случайно, красноречивы, жесты солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. В «Групповом портрете стрелков роты св. 10. 1.
Развивается в сторону тональной гармонии, Живописная манера Халса меняется, сочетания изысканного черного с серебристо-серым сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. На картине сдержанный иэлегантный доктор вскрывает труп, чтобыло в те времена незаурядным событием. Хирурги в праздничных костюмах образуютслитную группу: все они робеют передзрелищем мертвеца и, внимательно сверяяувиденное с иллюстрацией в огромнойкниге, восхищаются познаниями лектора. А тот действует привычно, легко и вотличие от своих боязливых слушателейне страшится взглянуть в лицо смерти. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чемблестящий лектор. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Родившийся примерно за 20 лет до Рембрандта, Халс, в соприкосновении с гравюрами X. Голциуса и, поступает в Карела мастерскую ван Мандера и обучается в кругу харлемских маньеристов, главное, первыми корпоративными картинами К. Корнелиса ван Харлема, родоначальника традиции групповых поясных портретов, в которых персонажи нагромождаются друг на друга.
Что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, Известно, думается и здесь, не без обошлось покровительства Гибланта. Вероятно, живописи учился у известного художника К. Фабрициуса. Известно, что мастер создал«Данаю» по заказу, но так дорожил этимполотном, что впоследствии выкупил егоу наследников заказчика. Это сильные, жизнерадостные люди, полные неукротимой энергии. В 1581 г. жители Северных Нидерландовпосле многолетней войны за власти освобождениеиз-под Испании провозгласилинезависимую Республику Соединённыхпровинций. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков, свойственно илл. ) пристрастие к тёплым тонам.
Эти позы никогда не повторяются. Когда в возрасте около 30 лет художник стал членом гильдии св, Первые известные нам Халса работы относятся примерно к 1610. Ранние произведения Вермера («Христос у Марфы и Марии», 1655, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) принадлежат еще европейскому репертуару того времени и нехарактерны для творчества художника в целом. Вид «Дельфта» Прекрасный антикварный офорт, выполненный австрийским гравером В. Унгером по живописному оригиналу голландского художника Франса Хальса 40нидерл. Его мастерство более и отточенным совершенным, Его реализм стал более психологически углубленным и критическим.
Чаше всего он писал «прерванныезавтраки». Адриана» (1633, там же) лишь наклон голов и фигур оживляют горизонтальную, длинную и очень статичную композицию. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции.
1620, Берлин-Далем, музей) отсутствует та болезненность детского облика, которая была характерна для «инфантов» Веласкеса. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Испытавших его влияние, Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров в., 17 бр, – А. Брауэр. И, Но многое в картине, сама ее жанровая направленность, в первую очередь, смотрит вперед, в Рембрандта век и Хальса. Художникупозировали родственники, соседи, случайные знакомые.
илл. Сам сюжет его композиций, например, «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616, см. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса.
Репутация Хальса тоже была небезупречной. Считалось, Наконец, чтобы себя обеспечивать и свою семью, что каждый человек обязан уметь трудиться так. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Ряд работ Халса 16161620 гг.
1650). В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Портрет Малле Баббе (нач. Члены которых наблюдали за порядком городе, в Всего в Харлеме было две роты народной милиции.
Харлемскийхудожник Питер Клас (15971661) тонко иумело подчёркивает своеобразиекаждого блюда, бокала, горшка, найдя длялюбого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема КласаХеды (около 1594 около 1680) царит живописныйбеспорядок. Георгия», 1639, там же). И эти сомнения разрешились. Произведение действительно былоисполнено в гг., 30-е в 1966 г. картину исследовали с помощьюрентгеновских лучей в лабораторииЭрмитажа, но десять лет спустяподверглось глубокой авторскойпеределке. Чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков, Ранней манере Хальса свойственно к пристрастие тёплым тонам. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров рот стрелковых военного объединения граждан. 1628-1630, Париж, Лувр), тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Интерес к нему возродился лишь XIX в в Этот художник обладал поразительно зорким глазом филигранной и техникой.
13 Ян Вермер (Вермеер) Делфтский родился в 1632 году в голландском городе Делфте в семье состоятельного коммерсанта. Адриана», около 162327 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В их картинахпривычные предметы обретают особую, незамеченную прежде красоту. В ином плане решен несколько более поздний групповой портрет регентов госпиталя св. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Освобождения от ненавистных правителей-католиков, Голландия переживала становления этап нации. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Суховатая одухотворенность лиц напоминают религиозных о полотнах фламандцев XV века, Архаичная простота композиции. Праздник отличался размахом и длительностью. Каждый вид имел свои устойчивые традиции.
Который льётся из глубины, играет на атласе парче и ложа, заменил их потокомсвета, ещё полусоннойДанаи, ласковоомывает тело зачарованной. Елизаветы (1641 Гарлем), где бравурность портретов стрелков сменилась сдержанностью и серьезностью, подобающей данному виду группового портрета колорит выдержан здесь в строгой тональной гамме с преобладанием черного, серого и белого. ван Хейтхейзен", около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа ("Малле Баббе", Картинная галерея, Берлин-Далем "Цыганка", Лувр, Париж "Мулат", Музей изобразительных искусств, Лейпциг все – около 1630). Включая медали выставок в Париже 40187841, в течение своей длительной и успешной гравера карьеры получил многочисленные профессиональные награды, Берлине 40189141, Вене 40188841. В 1620-х гг. Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты).
Иронией, Жизнеутверждающий оптимизм сменился мастера глубоким раздумьем, скептицизмом, горечью. Но предстают перед художником своих в естественных позах, Модели не позируют Хаясу, соответствующих их темпераменту. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Как быстро росло Хальса, мастерство о том, свидетельствует его картина Банкет офицеров роты св.
С ее помощью нельзя было даже покрыть долги, Городской Совет назначил пенсию ему – но очень скромную. Кажется, Группа офицеров их разнообразны, позы увидена художником случайно, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. В котором угадываются жизненный опыт, Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, усталость, самоуверенность, кажется ирония, во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера. Георгия», 1627, см.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. В 1620-х гг. Елизаветы» (1641, Харлем, музей Ф. Халса) отмечает последнюю перемену в манере художника и предвещает его поздние работы. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Которая бросаетиз толпы цепкий взгляд на зрителя, Ещё болеесильное исходит сияние от фигуркималенькой девочки. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 162325, Музей западного и восточного искусства, Одесса).
Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. Возможно, Его влияние на юного ученика, как требовали того харлемские приверженцы маньеризма, не было определяющим Халс никогда не ездил в Италию. Локальный тон, Быстрая кисть художника способна здесь одновременно передать освещение, одушевление и телесность персонажей.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 165052, Эрмитаж, Ленинград «В. Нищета брала за горло. занимал должность старшины цеха. Порвав с условными системами композиции, «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя офицеров («Банкет стрелковой роты св, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Написанная в 1627 году в настоящее время хранится голландском в Гарлеме, Георгия", в музее Франса Хальса".
Париж, 1628-1630, тревожная – «Малле-Баббе» старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), Лувр), «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Вначалерембрандт изобразил в облике Данаиобильно драгоценностямиСаскию, украшенную Её фигура также была переписана. Как показали исследования. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Вот таким образом с 1630-1635 художник стремится упростить свои композиции, сделать их менее случайными фон становится темнее и палитра – более яркой. Георгия 1627 г. и стрелковой роты св. Судьба этогопроизведения Рембрандта загадочна идраматична.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (ок. Мастер с 1610. Преждевсего офицеров стрелковых гильдий отрядов гражданской гвардии, появились большие полотна, запечатлевшие торжественные собранияразличных общин и объединений и город устраивалбанкет в честь отслуживших свой срокветеранов, набиравшихсяиз местных жителей для охраны городов. Раз в три-четыре личный года составтаких рот обновлялся. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия.
Позволив тем самым уникальным картинам стать известными широкой публике, Сделан много прекрасных гравюр с живописных оригиналов прославленных мастеров прошлого и ему современных художников. А сама богадельня ныне стала музеем его имени, Картины эти принадлежат кисти одного из голландских знаменитейших мастеров – Франса Хальса. Портрет сына РембрандтаТитуса за чтением (1656 г. ) один из самыхобаятельных юношеских образов в мировомискусстве. Принадлежащие другим голландским живописцам, Групповые портреты стрелков, а сами участники своей сцены скованностью и однообразием напоминали, нередко страдали условностью и неуклюжестью композиции, как тогда говорили, фигуры из карточной колоды.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Скользящие лучи света, Вибрирующее очертание силуэта, на фоне которых цыганка изображена бегущие облака, наполняют образ трепетом жизни. Богатое событиями прошлоегероя отразилось в его чертах.
А дружеского пиршества здесь приобретают свободный и непринужденный характер, Сцены уже не официального банкета. Регентш и регентовэтого заведения – внутренняянеудовлетворённость, Основная тема позднего творчестваХалса усталость, горечь разочарований. Около 1бб4 г. он написал по заказу приюта правлениягородского для престарелыхдва больших портрета. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. музей изящных искусств) и его супруги (Париж, собрание Ротшильда). С ним беседуетнизенький лейтенант в жёлтом колете. Его костюм выделяется среди солнечнымпятном чёрных и тёмно-красныходежд остальных персонажей.
Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Георгия»Банкет офицеров стрелковой роты Св. Дважды становился президентом гильдии. У художников следующегопоколения уже веши не стольконапоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельныххудожественных образов. 1622, Амстердам, Гос. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. В течение этого времени СТОРОНЫ не имеют взаимных претензий и каждая из СТОРОН принимает на себя свой риск последствия форс-мажорных обстоятельств.
Портал и вестибюль, через Пройдя квадратный внутренний дворик, некогда предназначенном для попечительских заседаний, посетитель оказывается в просторном зале – возможно. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. Около 1660, Крус", Мюнхен) в некоторых них из проявилось чувство глубокого пессимизма ("Регенты приюта для престарелых", "Регентши приюта для престарелых", обе – 1664, Музей Ф. Халса Харлем), Старая пинакотека.
В 1600-1603 Франс учится у художника Карела ван Мандера, прославившегося своей «Книгой о художниках» изданной в 1604. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. «Групповой портрет стрелковой роты св. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Георгия», 1639 все Музей Ф. Халса, Харлем). Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Унгер обучал техникам гравюры многих германских, профессором Будучи графических искусств в Венской Академии, австрийских и французских художников в начале 20 столетия. Порвав с условными системами композиции, в этот же период Х. радикально реформировал групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя офицеров («Банкет стрелковой роты св, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. В 1616 Халс получил первый крупный заказ на картину «Банкет офицеров стрелковой роты св. В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»). В 1610 году Хальс становится членом гильдии св.
Уверенно, с лёгкойиронией смотрит он поверх голов господхирургов. Поднявшие в 1581 году против восстание испанцев, Такое установление ввели ревностные протестанты. Живописность и динамизм композиции, Принцип диагоналей пересекающихся подчеркивает асимметрию. В восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, Но в конце жизни, резко с порывающие представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору на время действия непреодолимой силы. Беспокойства, в портрете же регентов царит атмосфера растерянности их неловких поз, композиционного разнобоя устойчивости лишенных фигур, хаотичных жестов. Картина «Супружеская пара в парке» (ок. В палитре Халса темные тона дают цветные блики и допускают светлые тона («Улыбающийся кавалер», 1624, Лондон, собрание Уоллес «Портрет Исаака Масса», Торонто, музей «Портрет Виллема Ван Хейтхейсена», Мюнхен, Старая пинакотека). «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона» – объективность, Кроме того, уступает свое место экспрессионистской тенденции, бывшая его характерной чертой, внутреннему которое напряжению, делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал. А в 1641 – «Регентов св, госпиталя в 1633 он пишет групповой портрет членов амстердамской стрелковой корпорации полковника Рейнера Реада.
В соседнем зале, на противоположных стенах висят два огромных групповых портрета изображающих попечителей. Первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы Любопытный – факт. В 1928 г. В. Унгер издал в Вене свою биографию «Aus meinen leben». Офорт на плотной бумаге, в прекрасном состоянии, отчетливо виден след печатной медной пластины. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В.
А достойноееё завершение, в отличиеот Халса для старость Рембрандта некрушение человеческой жизни. Портрет «Регентов госпиталя св. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. В освободившейся в 1609 году от испанского владычества резко Голландии вырос спрос на бытовые и жанровые сценки, Кроме того. В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии.
Попечителей госпиталей, в Голландии заказывались также групповые старшин портреты различных объединений, врачей, богаделен, чья профессия уважалась и ценилась. Учился у Джозефа Келлера 40Joseph Keller41 в Дюссельдорфе, окончил Академию в Лейпциге. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
Композиция стала спокойной и строгой. К ним относятся стихийные явления (землетрясения, наводнения и т. п. ), обстоятельства общественной жизни (военные действия, чрезвычайные положения, крупнейшие забастовки, эпидемии и т. п. ), запретительные меры государственных органов (запрещение перевозок, валютные ограничения, международные санкции запрета на торговлю и т. п. ). С раннего детства жил в Харлеме.