В том числе изображающих детей, Он серию создает разнообразных детских портретов, занятых пением либо игрой на музыкальных инструментах. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Хальс великолепно чувствует структуру головы, Кисть мастера отличается исключительной беглостью и быстротой, фигуры, руки, предмета и умеет очень остро подчеркнуть ее – однако стихийный живописный темперамент Хальса не идет в пластической ущерб ясности образа.
Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс великий мастер европейского портрета. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Попечителей госпиталей, в Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, врачей, чья богаделен, профессия уважалась и ценилась. Жизненная активность портретных образов Хальса особенно проявляется ярко во взаимодействии их со зрителем.
На которых изображены четыре великих евангелиста – Иоанн, Вершиной творчества Франца Халса стали Матфей полотна и Лука, Марк. Эти темы заимствованы Халсом у утрехтских караваджистов. Среди прочих онобессмертил неизвестного пожилогочеловека («Старик в красном», 16521654 гг. ). Первая из них – портрет членов гарлемского братства паломников, побывавших в Палестине. Суховатая одухотворенность лиц напоминают о религиозных полотнах фламандцев XV века, простота Архаичная композиции.
Халс Франс (1581/15851666)- голландский художник. В котором угадываются жизненный опыт, Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, усталость ирония, самоуверенность, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Чёткой моделировке форм помощи при тяжёлых плотных мазков, Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам.
Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Порвав с условными системами композиции, «В этот же период Хальс реформировал радикально групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Подобные этому, Праздники, а все обильное угощение оплачивала городская казна иногда на растягивались несколько дней.
Озлобленными, Сборище чопорных старух с ханжескими, регентшах в еще теплится привязанность к материальной стороне жизни, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным. Точная дата рождения Халса не установлена. Около 1660, Крус», Мюнхен) некоторых в из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664, Музей Ф. Халса, Харлем), Старая пинакотека. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664, Музей Ф. Халса, Харлем).
Елизаветы» в Харлеме. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. – Та кража легла в фильма основу «Возвращение Святого Луки – ПушкинаИринаАлександровнаАнтонова рассказывает. У художников следующегопоколения веши уже не стольконапоминают об отвлечённых истинах, сколько служат создания для самостоятельныххудожественных образов.
Праздник отличался размахом и длительностью. Во всяком случае история умалчивает об этом. Которым цыганка обменивается с невидимым собеседником, с изумительной меткостью схвачены художником улыбка задорная и лукавый взгляд. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в. испытавших его влияние, А. Адриана» (Харлем, музей Ф. Халса). Который льётся из глубины, играет на атласе и парче заменил ложа их потокомсвета, ещё полусоннойДанаи, ласковоомывает тело зачарованной.
Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычнозаказывали групповой портрет. Еще более выразителен портрет регентов. 1622, Амстердам, Гос.
Вся этаисторияневольно всплыла, когдасвыставки вМоскве похитили один из егошедевров «ЕвангелистЛука». Сохраняет впечатление случайно выхваченного момента жизни, смелыми динамичными раздельными мазками воспроизводит он живую естественность неповторимую и индивидуальность портрети- руемых. Среди своих братьев и сестер Франц выделялся ярко выраженной способностью к рисованию. Ив 1661 году Халс был обратиться вынужден в гильдию художников с просьбой освободить его от уплаты членских взносов, Редкиезаказы приносилигроши. Родившийся примерно за 20 лет до Рембрандта, Халс, в соприкосновении с гравюрами X. Голциуса и, поступает в Карела мастерскую ван Мандера и обучается в кругу харлемских маньеристов, главное, первыми корпоративными картинами К. Корнелиса ван Харлема, родоначальника традиции групповых поясных портретов, в которых персонажи нагромождаются друг на друга. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты стрелковых офицеров рот военного объединения граждан.
Однажды утром ее не оказалось на месте. Которые, Художник пишет по быстро выполненному подмалевку широкими уверенными краски, мазками то дополняют друг друга, будучи положены рядом, то контрастируют между собой, то, наложенные один на другой, дают неожиданный красочный эффект. Примерно с 1620-1625 и до 1630 Халс исполняет большую серию портретов-характеров – «Шут играющий на лютне» (Париж, Лувр), «Веселый пьяница» (Амстердам, Гос. Гильдия стрелков только в военное время была обязана выступать на защиту населения, несла почетный караул – а в мирные дни принимала участие в парадах и других торжественных мероприятиях, Однако муштры и стояния в ему караулах испытать не довелось. Многодетная семья ткача Чтобы Халса, быть подальше от военных действий, переехала в Харлем, жившая там, что в Северных Нидерландах. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг.
Его желание оживить картину иногда приводит к полной беспорядочности, Композиции Халса не всегда например, удачны, как, в групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Искусствоведы называют промежуток между 1580 и 1585 годами. Размашистые, Легкие, словно сдвинутые со своего места, мазки, небрежные идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. В 1612 году стрелковая рота святогоГеоргияпополниласьновыми членами. Нищих рыбаков, Изображал ли художник низы общества, молодцеватых голландских офицеров или заказные писал портреты преуспевающей буржуазии, озорных мальчишек, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций.
Георгия, 1639, – оба произведения в Музее Ф. Халса, Харлем). Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. В их картинахпривычные предметы обретают особую, незамеченную прежде красоту. В поздних работах художника, построенных на строгих, напряжённых контрастах чёрных и белых тонов, оттенённых редкими красно-коричневыми пятнами (Мужчина в чёрной одежде, около 1650-52, ГЭ), нередко проявляется чувство безысходности и пессимизма (Регентши приюта для престарелых, 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
Его телесность и материальность, Однако уже в Халс них порывает с маньеризмом и находит основу своего стиля. ван дер Хелст, Я. А. ван Равестейн и другие), был живописцем голландской буржуазии XVII в. В своих больших патриотических композициях («Регенты»), а так же в портретах-характерах он не стремится выйти за рамки физического сходства модели его гений проявляется лишь в новой живописной свободе, в индивидуальной палитре, в концепции колорита, освещения, мазков. В конце жизнивпал в нужду свои дни окончил в богадельне. Эти позы никогда не повторяются. Просивших изобразить их на первом плане, Чтобы друзей, утихомирить в которой фигуры располагались в соответствии с получаемым им гонораром, Франц придумал собственную композицию. В портретах 162030-х гг. Праздник отличался размахом и длительностью.
Их художественное воплощение сразу получило статус канонического. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вчертах её лица есть сходство с Саскией. В 1642 г. Рембрандт овдовел. Он сумел увидеть в нем только чудака, Когда перед его мольбертом сидел великий ученый Декарт, Рене похожего на ночную птицу.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Всякий раз, поссорившись с женой, он представал перед судом, но нисколько не раскаивался. На улице, Неподалеку от площади, стоит старая гарлемская сохранившей богадельня, во многом застройку XVII века, выстроенная в 1608 году выдающимся голландским архитектором Ливеном де Кеем. психологические характеристики в портретах Халса углубляются (Регенты госпиталя св. На почетном месте под пышным балдахином расположились офицеры старшие во главе с полковником.
А дружеского пиршества приобретают здесь свободный непринужденный и характер, Сцены уже не официального банкета. В окончательном вариантевнешность героини изменилась, на нейпоубавилось украшений, выражение лицастало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки особенноплавным. В картине доминируют сочетания черного – серого и белого розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов единственное пятно чистого цвета вносит в сумрачный колорит особую картины напряженность, с характеристикой образов органически связано колористическое решение. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» Художник героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. Традиция групповогопортрета зародилась на севере Нидерландовещё в XV в. В 30-х гг. XVIв.
Вот таким образом так вскоре сталиназывать и всю страну, них Среди в хозяйственном икультурном отношении лидировалаГолландия. В 1616 Халс получил первый крупный заказ на картину «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616, Харлем, музей Ф. Халса), оставался традиционным, близким картине того же содержания исполненной К. Корнелисом ван Харлемом. Лучшего времяпрепровождения для гуляки Халса трудно было придумать. Но и являются как бы непосредственным выражением бурного темперамента художника, Живописная манера отличается смелостью и свободой широкие мазки не только безупречно передают форму одному по намеку художника зритель угадывает целое.
Лукаво улыбающейся молодой девушки, Картина Цыганка собой представляет очень характерный для Халса портрет очаровательной, но не более того». Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. А дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер, Сцены уже официального не банкета. Уверенно, с лёгкойиронией смотрит он поверх голов господхирургов. Силуэты пяти старух вчёрных платьях резко выделяются на фонешоколадного цвета стен. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен фоне на дюн и облачного неба. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. 1639)» Не желая покидать Харлем, Георгия», если этого для необходимо было ехать в Амстердам, Хальс отказывался от заказов.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. С ним беседуетнизенький лейтенант в жёлтом колете. Его костюм выделяется солнечнымпятном среди чёрных и остальных тёмно-красныходежд персонажей. Портрет «Регентов госпиталя св. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. Лучшее произведение этого рода красивая по композиционному и колористическому решению картина «Поющие мальчики» (1624/25 Кассель)с большой убедительностью передает облик детей и их увлеченность музыкой. Может быть, в этих портретах, чем в хальсовских групповых композициях прошедших десятилетий, меньше блеска, но несравненно острее индивидуальные раскрыты образы и гораздо сильнее их эмоциональное воздействие в целом.
Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена за борьбы независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан. непосредственность и убедительность (Групповой портрет стрелковой роты св.
Развинченные фигуры людей, Вместо прежних крепких жизнерадостных бюргеров перед нами лишенные устойчивости, надвинутые криво шляпы как будто сползают с голов, сидящих в неловких позах жесты некоторых из них нелепы, мутные взгляды устремлены на зрителя. А также передает порталу права редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и информации, содержание дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Затем – капитаны, Вот почему на первом плане картины богатые красуются полковники, а уж за ними – сержанты. Живописность и динамизм композиции, Принцип пересекающихся подчеркивает диагоналей асимметрию. Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины и зритель становится как бы невольным свидетелем их беседы, либо чаще всего непосредственно к самому зрителю («Веселый собутыльник» Амстердам, Рейксмузей). Кажется, Группа офицеров их разнообразны, позы увидена художником случайно, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах.
Творчество Халсаоказало влияние на фламандское и голландское искусство XVII в. исключительно в области портрета, Халс создаетцелую галерею типов голландского общества от офицерства и богатых бюргеров («Портрет В. ван Хейтхейсена»)до деклассированных элементов («Цыганка», «Мулат», «МаллеБаббе»). Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Елизаветы» (1641, Харлем, музей Ф. Халса) отмечает последнюю перемену в манере художника и предвещает его поздние работы. 1628-1630, Париж, Лувр), тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». Ряд работ Халса 16161620 гг.
Что отмечали и великие художники Питер Пауль Рубенс и Ван Дейк и всякий раз – нередко удача, посещавшие его мастерскую. Горевал он недолго и спустя год женился на Лисбет Рейнирс, собственной служанке. Тлением смерти веет от портрета регентш чопорных высохших в старух накрахмаленных воротниках и наколках. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету.
Порвав с условными системами композиции, в этот же период Х. радикально реформировал групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой св, роты вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. Их брак длился целых полвека, но счастливым его назвать сложно: пока Лисбет, малообразованная женщина, воспитывала 12 детей (своих и от союза мужа с Аннеке), Франц не отказывал себе в житейских радостях. Адриана, 1633, Офицеры стрелковой роты св. Портал и вестибюль, Пройдя через квадратный дворик, внутренний некогда предназначенном для попечительских заседаний, посетитель оказывается в просторном зале – возможно. На одних изображены военные («Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана», «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия»), на других – богатые бюргеры. Расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии Х. создал («В, яркую галерею голландских типов.
Ни в чем не приукрашивая свою модель, Хальс создает образ большого обаяния. К лучшим произведениям мастера относится луврская «Цыганка» (ок. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Устремивший на зрителя осоловелый взгляд, мутный Регент, которая кажется бессвязной, держит речь. Прозванной «гарлемской ведьмой», Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин) почти гротескный по остроте известной портрет содержательницы харчевни.
Знатокамнаследия мастера она всегда казаласьболее поздней работой, Хотя на имеетсяавторская картине датировка 1636 г. Я получала от него письма с раскаянием и просьбой простить в творческимиудачами насыщенном 1616 году умираетпервая супругахудожника–Аннеке. Многофигурное полотно Франца «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» вызвало восторг не только заказчиков, но и всех, кому довелось его видеть. Возможно, переживая утрату любимой женщины, художник и ввёл в произведениеэту своё загадочную героиню. Картина «Супружеская пара в парке» (ок. Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 165052, Эрмитаж, Ленинград «В. Свойственная многим портретам барокко» и 18 в., в улыбке героев всегда Хальса выражается избыток сил и жизнерадостности, Но это не стереотипная улыбка вежливости и превосходства, вскрывается характер человека.
Регентш и регентовэтого заведения – внутренняянеудовлетворённость, Основная тема позднего творчестваХалса усталость, горечь 1бб4 разочарований. Около г. он написал по заказу правлениягородского приюта для престарелыхдва больших портрета. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
Именно по этому поводу сослуживцы в 1616 году заказали Хальсу свой коллективный портрет. Волевые натуры, Халса по-прежнему влекут к себе сильные, былой однако подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы. Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Преждевсего офицеров стрелковых гильдий отрядов гражданской гвардии, появились большие полотна, запечатлевшие торжественные собранияразличных общин и объединений и город устраивалбанкет в честь свой отслуживших срокветеранов, набиравшихсяиз местных жителей для охраны городов. Раз в три-четыре года личный составтаких рот обновлялся.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. 1650). Обремененный многочисленной семьей, Старый художник, теряет заказчиков, завсегдатай харлемских питейных заведений с безалаберной его жизнью. Музыкантов, Еще большейяркостью характеристики отличаются хальсовские портреты людей из народа и из низов общества уличных рыбаков, мальчишек, завсегдатаев кабаков. Художник изобразил ее с совой на и плече огромной пивной кружкой в руке ее улыбка похожа на гримасу. С 40-х гг.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину.
ван Хейтхейзен», около 162536, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все около 1630). В палитре Халса темные тона дают цветные блики и допускают светлые тона («Улыбающийся кавалер», 1624, Лондон, собрание Уоллес «Портрет Исаака Масса», Торонто, музей «Портрет Виллема Ван Хейтхейсена», Мюнхен, Старая пинакотека). Хармен, в 1611 был крещен его первый ставший сын, впоследствии художником от второго брака у него будет еще восемь детей.
Выдержанных в традиционных жанрах голландского искусства – натюрморт, Среди многих работ художников Харлема интерьер, пейзаж, групповой портрет или же мифологическая сцена – выделить хочется две. Приблизительного любая деталь, При всей широте своей живописи он не допускает ничего незаконченного, будь то гофрированные и кружевные воротники и манжеты богатых или бюргеров бокал в руке офицера, как бы свободно она ни была набросана, получает у него исчерпывающее живописное выражение. Запавшие глаза, сухие губы, Художникпоказывает старость без лица, прикрас:пергаментные бессмысленная злоба, печаль об ушедших годах. ) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия.
Еще недавно успешный и состоятельный, художник стал бедствовать, да настолько, что год спустя городские власти назначили ему пожизненную субсидию. Смятая скатерть, перепутанныепредметы сервировки, еда, к которойедва притронулись, всё здесь напоминаето недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразнымисветовыми пятнами и разноцветнымитенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Тёплая золотистая тональностькрасок также на появляется полотнаххудожника лишь начиная с 40-х гг. мастерства Хальса выступают наиболее отчетливо. На противоположных стенах висят два огромных портрета, групповых в соседнем зале изображающих попечителей.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Как и в лейденские годы, Рембрандт особенно писал много портретов, причём сам выбирал модели, Тогда, а не ждал, пока заказчики выберут его. Адриана» (1633, там же) лишь наклон голов и фигур оживляют горизонтальную, длинную и очень статичную композицию.
Которую излучает эта картина, Стихийная полнота жизни, по которому наискось проносятся белые облака, выражена и в самой живописи в сочетании ярких тонов горячих лица и растрепанной прически с более холодными тонами одежды и фона зеленовато-голубого неба. Георгия». Харлемскийхудожник Питер Клас (15971661) тонко иумело подчёркивает своеобразиекаждого блюда, бокала, горшка, найдя длялюбого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема КласаХеды (около 1594 около 1680) царит живописныйбеспорядок. Халс, Хотя композиционные связи еще здесь не достаточно прочны, уже отходит от статики персонажей, однако, что было характерно для его предшественников и передает некое воодушевление и пространственную свежесть – наклоном поз, большими диагоналями в построении композиции и иногда смелыми и мощными мазками. В 1620-х гг. Известно, что мастер создал«Данаю» по заказу, но так дорожил этимполотном, что впоследствии выкупил егоу наследников заказчика.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Что его художественное наследие оказалось забытым почти на два века, Судя по как тому, она предсказывала, проклятие незаконнорожденной дочери Франца, коснулось и произведений живописца. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. дома). Старческая апатия, Вялость, порою почти смертное оцепенение, застылость, подчеркнутые пассивной фигур статикой и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Богатое событиями прошлоегероя отразилось в его чертах. Георгия», 1639 все Музей Ф. Халса, Харлем).
В восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, Но конце в жизни, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Не свойственная ему многословность, Однако в этом не лучшем произведении есть Халса что-то поверхностное. В очаровательной работе «Ребенок с кормилицей» (ок. Первоначально отличавшийся многокрасочностью и преобладанием пятен чистого цвета, Хальса, Колорит приходит со временем к единой золотисто-оливковой или серебристо-серой тональной гамме. После этого клиентов не стало совсем и Халс впал в нищету. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Неподвижных позах, Офицеры на них изображены в искусственных, лица не их похожи на лица живых людей. Возможно, Его влияние на юного как ученика, того требовали харлемские приверженцы маньеризма, не было определяющим Халс никогда не ездил в Италию. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 162325, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину.
И эти сомнения разрешились. Произведение действительно былоисполнено в 30-е гг., в 1966 г. картину исследовали с помощьюрентгеновских в лучей лабораторииЭрмитажа, но десять лет спустяподверглось глубокой авторскойпеределке. Которую иногда ошибочно рассматривают как автопортрет художника, музей), собой представляет один из редких пейзажных опытов Халса. Но в духовной жизни последовализначительные перемены, Общественноеустройство новых малоизменилось Нидерландов в сравнении с XVIв. Беспокойства, в портрете же регентов царит атмосфера растерянности их неловких поз, композиционного разнобоя лишенных устойчивости хаотичных фигур, жестов. Краски прозрачной текучести, Мазок достигает возможного для Халса предела и свободы подвижности. Халс все больше играет на контрасте белого и черного и смягчает очертания форм («Мужские портреты», Париж, музей ЖакмарАндре Кассель, музей Гаага, Маурицхёйс, 1660 «Портрет В. Круса» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Желанием жить со всемтем, Его героиниуже распростились с красотой, бодростью, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранитьсвои черты будущих для поколений. Это вероучениене признавало икон и вообще церковногоискусства. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
Испытавших воздействие художника, Среди учеников Халса и голландских мастеров XVII в., братья А. и И. Остаде, А. Брауэр, – Я. Стен и др. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Причёмтот, Работуживописца оплачивали сообща изображалсяна самом видном месте, вносил кто больше денег. Праздник отличался размахом и длительностью. Писал также жанровые сцены, религиозные композиции. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Построенных на строгих, поздних в работах художника, оттенённых редкими красно-коричневыми пятнами (Мужчина в чёрной одежде, около 1650-52, ГЭ), напряжённых контрастах чёрных и белых тонов, нередко проявляется чувство безысходности и пессимизма (Регентши приюта для престарелых, 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Порвав с условными системами композиции, «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя офицеров («Банкет стрелковой роты св, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. В движении, Он любил запечатлевать портретируемых в в действии, конкретной жизненной ситуации.
Один из лучших портретистов XVII столетия. Портреты-характеры. Его первые произведения относятся примерно к 1610 («Портрет Якобуса Заффиуса», 1611, Харлем, музей Ф. Халса портрет человека, держащего череп (Бирмингем, Барберовский Институт искусства) в них еще сохраняется некоторая напряженность, присущая художникам XVI столетия, таким, как Корнелис Кетел, Антонио Моро или Дирк Барендс. Когда в возрасте около 30 лет художник членом стал гильдии св, Первые известные нам работы Халса относятся примерно к 1610. Судьба этогопроизведения Рембрандта загадочна идраматична. 1639)»не желая покидать Харлем, Георгия», если для этого необходимо было в ехать Амстердам, Хальс отказывался от заказов. Строго продуманная по замыслу, отличающаяся высокой степенью художественной законченности, картина эта кажется выполненной в едином импровизационном порыве. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Все они робеют передзрелищем мертвеца и, На картине сдержанный иэлегантный доктор вскрывает труп, восхищаются лектора. А познаниями тот действует привычно, внимательно сверяяувиденное с иллюстрацией в огромнойкниге, легко и вотличие от своих боязливых слушателейне страшится взглянуть в лицо смерти. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чемблестящий лектор – чтобыло в те времена незаурядным событием. Хирурги в праздничных костюмах образуютслитную группу. И хотя Фромантен в своей книге «Старые мастера» исключительно осторожен в отношении этих последних шедевров Халса (была ли то безграничная отвага художника или же рука более чем восьмидесятилетнего мастера просто ослабела) их можно считать предвестниками новой живописи.
Герои его«Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового горохана шее и молодая бойкая красоткапредставляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовоеплатье девушки с белоснежными, затейливогоплетения кружевами ярко выделяются нафоне беснующихся фигур ряженых слицами, вымазанными сажей. Состоящее исключительно из портретов, Его творчество, благодаря множеству и подписных датированных картин, можно точно проследить. Его автор – Ян Скорел, работавший в начале XVI века. Которую для участия в экспозиции нам из прислали одесского музея, Речь шла о знаменитой картине Халса. Георгия», 1627, см. (смотри) «Групповой портрет стрелковой роты св.
Адриана», «Офицеры стрелковойроты Св. Георгия»). Свернул в рулон и хотел продать Он иностранцу, вырезал картину из рамы, но не успел – был арестован. Луки в Харлеме. Зарабатывая на жизнь исполнением назидательных пьес всяческими и розыгрышами, Веселая компания бродила по городам и весям Голландии. При этом выяснилось, что кисти мастера подвластны и жанровые сцены («Супружеская пара в парке», «Поющие мальчики») и религиозные сюжеты («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»).
музей), «Цыганка» (ок. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 164250, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. В группу военных вклиниваютсяслучайные прохожие вместо шестнадцатизаказчиков изобразил Рембрандт тридцатьчетыре фигуры. Изображающих обычно состоятельных бюргеров и их в жен, заказных индивидуальных портретахХальса, свободно, герои Хальса лишены какой бы то ни было скованности и натянутости они представлены в непринужденных позах, жестикулирующими. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
1628/30). Конечно, Странно известные художники того времени Дирк что Халс, его многочисленные ученики, Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде, не предприняли попыток помочь учителю. Последние крупные заказы на два групповых портрета «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых» художник получил в 1664 году. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. К этим людям художник относится с наибольшей симпатией.
Быстрая кисть художника здесь способна одновременно передать освещение, локальный тон, одушевление и телесность персонажей. Психологические характеристикиуглубляются в портретах 1640-х гг. Начатый им в Единственный Амстердаме, групповой портрет, пришлось заканчивать другому художнику. Оптимистическое мировосприятие Хальса сказывается в том, что он часто изображает своих героев улыбающимися или смеющимися («Улыбающийся офицер» в Лондоне, собрание Уоллес и многие другие портреты).
Случилосьэтов 1965 году. В знак высочайшего признания таланта портретиста с ним пожелал встретиться сам кардинал. Можете представить мое состояние.
И в 1610 году получил он звание мастера, Мальчика отдали для обучения в мастерскую живописца Карела ван Мандера. 1620, Берлин-Далем, музей) отсутствует та болезненность детского облика, которая была характерна для «инфантов» Веласкеса. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Бытовом жанре, Влияние его современников не и учеников было огромным в портрете, в развитии принципов колоризма. гал., Нью-Йорк, музей Метрополитен) портрет Йозефа Койманса (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) и его супруги (Балтимор, Музей искусства) портрет Стефануса Герардтса (Антверпен, Кор. Живописность и динамизм композиции, пересекающихся Принцип диагоналей подчеркивает асимметрию.
Уникальные для своего времени произведения вершина творчества Халса. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Срок службы офицерского состава в таких частях составлял обычно 3-4 года и завершение его праздновалось с большим размахом. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Развивается в сторону тональной гармонии, манера Живописная Халса меняется изысканного сочетания черного с серебристо-серым сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Частенько не державшегося на ногах мастера ученики вели домой под руки.
Скончался Халс в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Служил в стрелковой роте Св. Париж, 1628-1630, тревожная «Малле-Баббе» – старая колдунья с филином (Берлин-Далем, музей), «Мулат» Лувр), (Лейпциг, Музей изобразительных искусств), «Поющие мальчики» (Кассель, музей), «Двое детей» (Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена). Винсент ВанГог говорил о Франце Халсе, одном из лучших голландских художников XVII века: «Он писал портреты, одни только портреты Дальше этого он не шел, но это вполне стоит РаяДанте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже греков».
Чаше всего он писал «прерванныезавтраки». Где весело проводил время в Прямо кутежах, с судебного заседания художник отправлялся в кабак, щедро угощая многочисленных приятелей. Хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается, Хальс прожил всю свою жизнь в Харлем. В 1600-1603 годах художник молодой учился у Карела ван Мандера. Обрез книги в руках регентши, в сумрачном единственно колорите сильный цветовой аккорд розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Белый воротник, Черная серо-серебристыми одежда, оттенками, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми. Мгновенного жеста, Как ни один другой художник Франс Халс владел секретом передачи лицо озаряющей живой улыбки, непринужденной позы. Но предстают перед художником в естественных своих позах, Модели не позируют Хаясу, соответствующих их темпераменту. Придавая изображению жизненную, в этот же период Халс работает напряжённо над популярным в Голландии жанром группового портрета. Портрет сына РембрандтаТитуса за чтением (1656 г. ) один из самыхобаятельных юношеских образов в мировомискусстве. Прокормить семью одной живописью удавалось не – Франц поступает рядовым на службу в стрелковую роту Святого Георгия.
Кассельская картина, так же как более раннее полотно Хальса «Юнкер Рамп со своей подругой» (ок. И, Но многое в картине, сама ее жанровая в направленность, первую очередь, смотрит вперед, в век Рембрандта и Хальса. Которую ни один другой портретист не мог столь уловить живо, Так в его картинах появляется непосредственность поз и экспрессий. Порвав с условными системамикомпозиции, в этот же Халсрадикально период реформировал групповой портрет, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций («Банкет офицеровстрелковой роты Св. не позируют для парадногопортрета все словно застигнутыврасплох. Сидящего с ножом в руке – так, Взгляните хотя бы на капитана роты, он словно собирается отрезать кусок окорока. Здесь сказалось влияние Рембрандта – в игре косых лучей света и, особенно, в большей напряженности и сосредоточенности атмосферы, в большей выразительной силе палитра Халса не меняется, он лишь придает тонам серебристые оттенки и усиливает черный цвет: два «Мужских портрета» (Лондон, Нац.
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. В 1644 Халс входит в совет гильдии художников Харлема. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Вскоре, отказавшись от итальянизма харлемских мастеров, Халс стремится к максимальной объективности по отношению к модели: «При этом умирает итальянский образ человека» (Андре Мальро). Георгия, прославился, написав картину изображающую традиционный «выпускной» банкетофицеров своей роты.
В «Групповом портрете стрелков роты св. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В отличиеот Халса для Рембрандта старость некрушение человеческой жизни, а достойноееё завершение. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Как ни странно, Но, что безалаберный жизни образ только способствует развитию его таланта, создавалось впечатление. Кроме того, объективность, бывшая его характерной чертой, уступает свое место экспрессионистской тенденции, внутреннему напряжению, которое делает столь пронзительными картины «Регенты приюта для престарелых» и, особенно, «Регентши приюта для престарелых» (обе – 1664, Харлем, музей Ф. Халса), по поводу которых, возможно, Клодель написал: «Ни у Гойи, ни у Эль Греко, нет ничего столь поучительного и столь пугающего, поскольку даже ад для нас менее страшен, чем промежуточная зона».
1633) сквозь все условности ритуала светского и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм,, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости, чувство социальной солидарности. В 1581 г. жители Северных Нидерландовпосле многолетней войны за освобождениеиз-под Испании власти провозгласилинезависимую Республику Соединённыхпровинций. Для раннегопериода его творчества ещё нехарактерны образы такой глубины исилы. За короткое время художник создает целую галерею картин. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
А дружеского пиршества приобретают здесь и свободный непринужденный характер, Сцены уже не официального банкета. При этом никакие внушения священнослужителей о том, что известному человеку не подобает вести такой образ жизни, на Франца не действовали. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. («Регенты госпиталя св.
Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. С его именем связан расцвет национальной живописи. Ещё болеесильное сияние исходит от фигуркималенькой девочки, которая бросаетиз толпы цепкий взгляд на зрителя. То холодный цинизм, Поздние произведения Халса вершина его творческого пути разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают моделях в то самовлюбленное высокомерие, то душевную незащищенность. Живописность и динамизм композиции, Принцип диагоналей пересекающихся подчеркивает асимметрию. Получил десять лет тюрьмы. Год спустя молодой художник женился и вскоре стал отцом.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. («Регенты госпиталя св. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Представление о котором дает старая копия в Метрополитен-музее, нью-йоркском 1623), стоит уже на грани бытовой картины. Адриана», около 162327 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Вначалерембрандт изобразил в облике Данаиобильно украшенную драгоценностямиСаскию, фигура Её также была переписана. Как показали исследования. Вершина творчества Хальса два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664 Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет. В «Портрете Хетхейсена» (Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено и раскачивающимся на стуле в «Портрете Исаака Массы» (1626 Торонто, Художественная галлерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя. Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин) почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной «гарлемской ведьмой».
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Халс впал в старости в глубокую нужду и умер в богадельне, Утратив в конце жизни контакт с современным буржуазным ему голландским обществом. Сам сюжет его композиций, например, «Банкет офицеров стрелковой роты св. музей изящных искусств) и его супруги (Париж, собрание Ротшильда).
Халс, как и многие его современники (Б. Этот весьма условный и угрюмый задний план был, Здесь Халс вновь вводит пейзажный фон однако, написан учеником Халса (как пейзаж в портрете «Офицеров стрелковой роты св, возможно. Заказы Халсу посыпались один за другим. Однако, несмотря насутолоку, движения капитана Кокаспокойны и властны. Вводя в произведения элементы жизненныхситуаций, Создал галерею портретов самых разных слоев голландскогообщества от офицерства и богатых бюргеров деклассированных до элементов. Радикально реформировал групповой портрет, порвавс условными системами композиции.
И он вводит в портрет элементы сюжета, Нередко границыпортрета слишком оказываютсядляХальса тесными, развернутого действия. Художникупозировали родственники, соседи, случайные знакомые. Георгия», 1639, там же). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Начатый им в Амстердаме, групповой Единственный портрет, пришлось заканчивать другому художнику.
А в 1641 – «Регентов госпиталя св, в он 1633 пишет групповой портрет членов амстердамской стрелковой корпорации полковника Рейнера Реада. Отблески света накладываются здесь на несколько холодную и карнацию монотонную предшественников художника. 1641, Елизаветы, Харлем Схаде Яспер ван Веструм, Музей Ф. Халса, около 1645, Национальная галерея, ), в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона. Разгорелась Нидерландская буржуазная революция, в 1585 году был осажден и захвачен испанскими войсками, выступивший на стороне – восставших и второй по величине город Фландрии Антверпен, Время было неспокойное.
Сделать их менее случайными фон становится темнее, Вот таким образом с 1630-1635 художник стремится упростить свои композиции, палитра и – более яркой. Перед зрите- В 1600-1603 Франс учится у художника Карела ван Мандера, прославившегося своей «Книгой о художниках» изданной в 1604. Я тогда уже работала директором музея. Среди "неофитов" былисамХальс. Директор Музеяизобразительныхискусств имениА. С. Х. умер в харлемской богадельне, в Перестав старости получать заказы и впав в беспросветную нужду.
А сама богадельня ныне стала музеем его имени, Картины эти принадлежат кисти одного из знаменитейших мастеров голландских – Франса Хальса. Государственнойрелигией стал кальвинизм.