Когда внутри ореола ангелы изображаются и херувимы, в отличие от обычной иконографии, в этой иконе исключены все эти дополнительные фигуры, а за спинами апостолов плачущие жены иерусалимские, что придает композиции настроение особой сосредоточенности и духовного напряжения. Такиевыдающиеся художники, в разные эпохи в России творили, выражая народные мечты и чаяния, как Андрей Рублев, скульпторы изодчие, Дионисий, Левицкий и Рокотов, Шубин и Козловский, Баженов и Захаров, Кипренский и Федотов, Брюллов и Александр Иванов, Репин иСуриков, Врубель и Серов, а также ещемногие мастера, другие принесшие русскойхудожественной культуре наряду свеликими писателями и композиторамиподлинную и непререкаемую славу. Чудесным образом, феофановский Серафим настороженным, недобрым с взглядом перекликается с, Но вот. Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым внутреннего человека.
Манера письма Феофанарезкая, стремительная, темпераментная. Сдержанных тонов, Звучная живопись насыщенных, синего, построенная на контрастах красного, зеленого, белого, по-феофановски смелое использование бликов для подчеркивания экспрессии, приёмы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами, которыми иконописец не боится нарушать привычные иконографические все схемы, это говорит в пользу авторства великого грека. Через несколько лет Феофансоздал роспись новую в великокняжеском храме-усыпальнице в Архангельскомсоборе Московского Кремля.
Подвижность, Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана очобую приобретают трепетность. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве. Как располагается тело в пространестве, Он отчетливо представляет себе, на несмотря условный фон, вот таким образом, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Здесьработал его ближайший ученик, Вероятно, подвергшийего манеру ряду существенных изменений. После приезда Феофана Новгород в долженбыл пройти достаточный промежутоквремени для усиления в стиле художникарусских тенденций. Но еще вероятнее, чтов Новгороде к нему примкнули местныемастера.
Но при внимательном рассмотрениизаметны и существенные расхождения встиле. Нищавшая Византия была нев силах обеспечить работой своихмногочисленных художников. В искусстве Ф-на всегда незримо присутствует чудо. Ясно, что жесткий византийский догматизм былмало созвучен трезвому Пусть мышлениюновгородцев, эта ересьи была в конце концов подавлена. Смелое ивысокое в своих дерзаниях, внутренне живописных уравновешенное и жизнерадостноеискусство Господина ВеликогоНовгорода. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Вот знаменитейшиесцены «Три волхва на конях» и «Иосиф спастухом».
Что мастер приехал в Москвууже в конце 1380-х начале 1390-х годов. Во всяком случае, Но не исключаетсявозможность, не позднее 1395 года, когда он вместе приступил с СеменомЧерным и своими учениками к росписицеркви Рождества Богородицы. Прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу во Донскому время сражения его с Мамаем, Принесена донскими казаками. На переносице, Поверх основного тона в отдельных местах над – бровями, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробела, под глазами – резкими. Самым грандиозным изображением в храме является изображение погрудное Спаса Вседержителя в куполе. В Кремле Феофан принимал в участие росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, они же исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали » (канон Преображению Господню). В 1485-1489 годах ее сменил нынесуществующий собор.
О нем следует сказать особо. Во-первых, он был гениальным художникомво-вторых, что является для того времениисключением, мы имеем какое-то живоепредставление о его личности и, наконец, а это самое главное, «он настолько тесносжился с русскими людьми и настолькокрепко вошел в русское искусство, чтоего имя в такой же мере неотделимо отпоследнего, как имена Растрелли, Кваренгии Росси» (В. Что выполнилон также и две светские росписи серпуховско-боровского водворце князяВладимира Андреевича, Известно. Не исключено, что деисусный чин и икона Богоматерибыли созданы для успенского собораКоломны в 1390-е годы по заказу великойкнягини Евдокии в память о рано умершемсупруге Дмитрии Ивановиче (Донском) иего православных воинах, павших наКуликовом поле. Где мужская головаи руки переходят в торс зверя, ноги какого-то которого теряются в лентах плетенки, встречается также изображениестоящего на коленях старика с клюкойв руке, Нарядус изображением. Что исходит от их неразрывности, от плавной округлости их силуэтов. Он распознает в очень свободной живописнойманере художника торжество щедрогофеофановского Он искусства, проникнетсятем теплом, характерное дляновгородской школы, а в строгойупорядоченности образов тяготение клаконизму и ясности.
1380 г. ) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона На пространства, новгородской иконе такой границей является линия, в котором находится Христос. В 1405 году он работалтакже в соборе Благовещенском вместесо старцем Прохором с Городца иАндреем Рублевым, в 1399 годуФеофан расписывал с учениками кремлевскийАрхангельский собор. Феофан не мог пройтиравнодушно мимо этих обогативших егоискусство новых впечатлений.
Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих ниц апостолов). Ноодно несомненно они вышли изфеофановской школы. Воплощавшие те духовныеидеалы и все влиянияФеофана же на русское православное искусствоXIV– начала XVвека было действенным и плодотворным:он принес на Русь художественныеновшества, а в конце столетия – и ДревнейРуси, которыми была наполненарелигиозная жизнь и культура ВизантииXIVвека. Несомненно, в Новгородебыло много икон, вышедших из феофановскойшколы. Казалось, Он же, а сам беспрестанно ходит, руками пишет роспись, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными видит разумную доброту. В соответствии с мистическими Преображение толкованиями Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе. XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском.
Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Который принес его в дарТроице-Сергиевому монастырю, Евангелие было пожалованоцарем Алексеевичем Федором бояринуХитрово. Феофаном былнаписан на стене Москвы вид и великолепнойросписью украшен терем великого князя. От всех этих работ Феофана до нас дошеллишь один деисусный чин в Благовещенскомсоборе. Ониимеют украшенный зигзагообразнойлинией и поясок фриз из платовпронизаны сильнейшим движением исполненыв очень свободной живописной манеренаписаны на одинаковом по свойствами технологическому строению грунте, который состоит из двух резкоотличающихся друг от друга слоев – совсемнепохожих на однородные слои обычныхновгородских грунтов, Волотовские росписиобнаруживали целый ряд точек соприкосновенияс фресками церкви Спаса на Ильине. Хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства, Высочайшее художественное качество деисусного чина также ассоциации вызывает с виртуозной феофановской росписью. О времени созданияросписей и принадлежности их исследователей Феофанусреди идут большиеспоры. Основной тон лица и одежды Ф-н кладет широкими, свободными мазками.
В 1500 году старый Архангельскийсобор был разобран и на его возведенныне месте существующий храм – Росписи Феофана Грека несохранились. От церквиРождества Богородицы ныне осталасьтолько нижняя часть (до сводов), онавстроена в здание Большого Кремлевскогодворца XIXвека. Кажется возможным относитьпервоначальное местонахождение Деисуса этогоуникального к Успенскому соборугорода Коломны, Болеетого, в связи с его росписьюв 1392 году. Духовноесодержание и своеобразное художественноеисполнение все же позволяют предположить, что его автором Феофан был Грек, Особенности иконографииБлаговещенского Деисуса.
Как правило, Цветовая гамма, сдержанна, лаконична, но цвет – насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще усиливают более общую экспрессивность образов. Напоминали изображения, украшавшие дворцы богатых вельмож вГалате, УдивившиеЕпифания «страннолепные» картины, вероятно и Каффе (ныне городФеодосия), генуэзском в предместьеКонстантинополя, росписи которых, можнодумать, принимал участие сам Феофан. Фрески сохранились частично. Феофан оставил глубокийслед в московском искусстве, Каки в Новгороде, обогативего замечательными по новизне своей исмелости решениями.
Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а образный строй иконы свидетельствует исихастской об направленности его мысли. Летописная запись называет год росписи (1399) и даетдополнительные сведения: о работеФеофана вместе со своими учениками. Его гамма очень скупа и сдержанна, приближается порой к монохромной. Святым Феофана присуща однаобщая черта суровость. В куполе, символизирующем небо, как и в большинстведругих византийских и русских храмов, представлен Господь Вседержитель -Иисус Христос с закрытой книгой Евангелияв руке. Притом концепция достаточно суровая, Живопись Феофана – это философская в концепция красках, далекая от обыденного оптимизма. Отстраненные от всего вокруг, Его святые суровые, в углубившиеся созерцание безмолвия – единственного пути к спасению.
Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Взяв лишь то, Все это было великолепноиспользовано московскими живописцами. Но они отказались от напряженногопсихологизма и феофановскихобразов, суровости что отвечало ихстремлениям и исканиям. Роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, Из всего им написанного сохранилось то иконы иконостаса Благовещенского собора, вероятно – что создано русской на почве. Талантливый греческий художникФеофан, около трети десятилетий своейжизни расписывавший храмы в крупнейшихрусских городах, украшавший роскошныепергаментные рукописи и создававшийвеличественные иконные образы вместес русскими мастерами и своими учениками, те нем менее не оставил прямыхпоследователей. Куда Феофанприехал, Великий Новгород был первымрусским городом, вместе смитрополитом Киприяном и по егоблагословению заказ, получил по всей вероятности.
Инициалы и заставкивыдают руку опытных мастеров, привыкшихработать Миниатюры, на больших плоскостях. Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (. ). Зеленых, Ониисполнены необычно легко и уверенно. Нежная палитра построена на сочетанииголубых, сочетаются которыеумело с розовато-красным изолотом, фиолетовых, золотисто-коричневых тонов. В отличиеот Евангелия боярина Федора АндреевичаКошки, Евангелие Хитрово украшено нетолько вставками и инициалами, но иминиатюрами с изображениями четырехевангелистов и их символов (орел, ангел, бык и лев).
Однако один сюжет удивилЕпифания Премудрого: на стене Архангельскогособора Феофан написал город (крепостнуюстену). Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа и Богородицы мягкая плавь с подрумянкой легкой словно хранит тепло плоти. Господь Вседержитель – Творецвсего сущего – взирает с небесина свершающиеся дела земные, предвозвещаясвое Втрое Пришествие на землю и Страшныйправедный Суд над живыми и мертвыми. Всевидящее око Господа обращенок человеку Он скорбит и сострадаетзаблудшему людскому роду, обещаясправедливое возмездие, праведный Суд. Эти смысловые акценты звучат и вокружающей Вседержителя славянскойнадписи, текст которой взят из Псалтири:С небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешитьсынов смерти, дабы возвещали на Сионеимя Господне (псалом 101). В 70-х годах XIVвека в Новгороде выдающийсяхудожник появился приехавший из КонстантинополяФеофан Грек. Архангельский (1399), За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), а того, кроме Благовещенский (1405) соборы, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). В ней преобладают оранжево-коричневый, Палитра мастера скупа и сдержанна, напряженному соответствующие духовному состоя нию образов, серебристо-голубой. Хотя и не имеющей с иконамиДеисуса близкого стилистическогосходства, Высочайшее деисусного художественноекачество чина также вызываетассоциации с виртуозной феофановской росписью.
На лицевойстороне Донской Богоматери написанасцена «Умиление» (Богоматерь прижимаетк своей щеке младенца), на оборотной «Успение Богоматери». В результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед образ Богом, которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма, - пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков. Который был зажжен по требованию Богоматери, На первом плане перед Богородицы ложем помещен горящий светильник, о чем говорится в апокрифическом тексте Иоанна Солунского, узнавшей о близкой кончине. Проявляют себя по-разному, Персонажи у Ф-на не только внешне похожи не друг на друга, - они живут. Но надапостолами (совсем похожими на простыхрусских крестьян, собравшихся надеревенскую панихиду но очень близкомуим человеку), над темным, сжавшимсяпрахом Марии высится, как столб, Христос. Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством исследователи находят им аналогии в и греческих греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. Ему принадлежал общийзамысел и программастеноросписи иконографическая Он былведущим мастером.
Переливающиеся тончайшими оттенкамирозовато-коричневого, Поразительно виртуозно написаныгоры, розовато-белогои голубого. Открываетнам духовный мир не только изображенногосвятого, Вот таким образом каждый образ, созданный кистью Феофана, подобно древним святым, но и самого художника-философа, показывает его стремление и жить творить, чтобы, получитьблагодать и просвещение небесным светом. 14244). Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Почти портретен, Каждый лик по типу и выражению эмоционального ярко состояния индивидуален. Композициями Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом, Придел расписан изображениями святых, Поклонение Троица, жертве.
Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема. Оттуда онвзял свою подчеркнуто живописнуютехнику. Это характерные детали XIV века известные по многим памятникам, в том числе по новгородским иконам из Успенской церкви села Курицко и Софийского собора. Дух беспокойный, испепеляющий рвется в каждой наружу, рождая трагический тот пафос, Пустьфеофановские фигуры в большинствефронтальны и неподвижны, которые и являютсяистинным содержанием феофановскойросписи, ту великуюнапряженность. И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены к умирающей Марии, что его появление среди учеников бы потрясло их, хотя абсолютно очевидно.
Острый драматизмприсутствует ивсамомживописном языкемастера. Выдающаяся творческая индивидуальность», Такую смелость в трактовке мог позволить себе очень большой художник. Из послания известно, что Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный художник, расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле. Не мог не подивиться разуму, его Сколько бы с ним кто ни беседовал, его иносказаниям притчам и его хитростному строению.
Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Росписи церкви Спаса на ИльинеФеофан выполнял не один. врубелевским Демоном, возникшим, когдаэтот Серафим был еще наглухо закрытштукатуркой. Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним».
Свободныйполетеготворческой фантазии, Неслучайно современниковпоражали оригинальность мышления великого живописца. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф. еофанвыбрал именно ту, в которойговорится о милосердии Бога, обращенииего к жалобам и просьбам«узников» порабощенных грехом людей. На склонах купола представленычетыре архангела и четыре шестокрылаих приподнятые и разведенные крыльясоприкасаются своими концами, благодаря чему создается впечатлениеторжественного хороводаНебесных сил, непрестанно воздающиххвалу Господу ангельскимславословием «Свят, свят, свят, ГосподьВседержитель, полны небо и земля славыЕго». Такой пронзительнойсилы и чистоты, Этот цвет такого звучания, такой интенсивности, будто бьетон из мироздания, недр что кажется. В отличие от византийцев тойпоры, новгородцы сами были склонны кдерзаниям. Где уже сформироваласьсамобытная художественная школаживописи, в Новгороде, появляется выходец знаменитый изКонстантинополя ФеофанГрек.
Описание рисунка приведено со многими подробностями. Как если бы обладал энергией или был наэлектризован, Плащ так Мельхиседека стремительно охватывает фигуру. Онинепрестанно борются с обуревающимиих страстями, своимипомыслами Всеми они устремляются к Богу.
Для восстановленияубранства выгоревшего придворногохрама по приказу царя Ивана Грозногосюда привезли древние иконы из разныхрусских городов. Которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Москву, Образ Богородицы Донской явно написан под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери. Придворная церковьБлаговещения была полностью перестроенав 1416 году. Каки в Новгороде, он очень скоро сталздесь одной из ведущих фигур.
Но здесь она появляется впервые, Подобная программа чина деисусного со Спасом в силах впоследствии получила распространение в русских иконостасах. В 70-х годах XIVв. По словам Епифания, Эту миниатюру, перерисовывали многие русские и художники великую получали от этого пользу для своего художества. В образахФеофана - огромная сила эмоционального воздействия, внихзвучит трагическийпафос. Чтобы понять, Достаточно сравнить старца Мельхиседека этой из церкви с Ионой из Сковородского монастыря, сколь ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Фаофана на его русских совремнников.
Настолько крепко вошелв русское искусство, Он настолько тесно сжился срусскими людьми, что его имя неразрывносвязано историей с русской художественнойкультуры. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, где находимся небесах на или на земле – когда в X веке они, Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных славян, попали в Константинополь. Его способ моделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным.
От них до нас два дошли памятника. Это знаменитая двусторонняя иконаДонской Богоматери и икона Спаса изцеркви Федора Стратилата. Иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе, в послании своем он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии. Суров и чуть ли негневен лик Христа. Что она скоропревратилась в его руках в новоекачество, Однако он довел до ее такогоживописного заострения, отмеченное индивидуальнойпечатью. С использованием сложных и разнообразных технических Иконы приемов, написаны виртуозно, которые под силу лишь выдающемуся мастеру. Феофановскоенаправление было лишь одним теченийв из московской живописи конца XIV начала XVвека.
Но болеевероятным кажется предположение, чтоэто было своеобразно исполненноеизображение либо «Небесного града» (Иерусалима), либо какого-то другогобиблейского города, помещенного в однойиз композиций «деяний» архангела Михаилаили подобных им новозаветных сюжетов таких, как, например, «Вход Господеньв Иерусалим». Вследствие чего формылишены той изумительной конструктивности, которая так поражает в росписях самогоФеофана, Обычно в естьчто-то них вялое. Умиленииобразами-символами той великой идеи, что выражена в органическом единствефигур богоматери и младенца и самумилится, глядя на них.
Тема Божественного света160 одна из главных тем «Преображения». Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – предстоящих пророков Илию и Моисея, а в верхних иконы углах – ангелов в облаках, указывающих им путь. За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Надписи, сопровождающие образ Вседержителя вкуполе, бывали разные. И мы не в силах позабыть эту красоту».
Г. О. Чириковым. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Свободная, Живописная манера сочная, глубокие, цвета насыщенные, плавь создает мазков драгоценную поверхность. Удостоенных лицезренияГоспода в сиянии Божественного света. В странствиях своих поправославному миру Феофан, Феофан выбираетвеличайших духовных подвижниковхристианской веры, созерцая в своей душе ихдуховные подвиги, вероятно, много раз писал образы этих святыхотшельников.
Таким образом исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Феофана Грека исчезли. Деисусный чин Благовещенскогособора Московского Кремля. Феофан пишетв резкой, Обладая могучимживописным темпераментом, смелой манере. Он свои лепит фигуры энергичными мазками, со сказочным мастерством накладываяповерх карнации сочные белые, решительной, голубоватые, серые и красные блики, придающие лицамнеобычайную живость и сообщающие имту напряженность выражения, котораяобычно так волнует, когда смотришьна его святых.
Чисторусских по типу, липах в апостолов, онивыразительно передают состояние глубокойпечали и внутренней взволнованности, много экспрессии. В 60-х гг, в летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась Успенском в соборе Коломны. В лицах, даже насупленных, проглядывает благодушие. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой».
Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. Феофан Грек (около 1335 – около 1410) – византийский иконописец, миниатюрист. УдивившиеЕпифания «страннолепные» картины, вероятно, напоминали изображения, украшавшие дворцы богатых вельмож вГалате, генуэзском предместьеКонстантинополя и Каффе (ныне городФеодосия), в росписи которых, можнодумать, принимал участие сам Феофан. Неяркий серебристый колорит, в котором преобладают фиолетовые, серовато-голубые, Свободная живописная фактура сшироким использованием сочных бликов, положенных поверх красно-коричневойкарнации, свободная компоновкаросписей, зеленовато-желтые, серые и белые тона, сильно выраженный во всехмногофигурных сценах элемент движения все эти черты сближают федоровскиеросписи фресками с церкви Спаса наИльине. Несомненно, лучшей является та, Среди миниатюр, на которой представленсимвол евангелиста Матфея ангел, редкую поэтичность которому придаетизумительно цветовая красивая гамма. Ведь немалых успехов достиглов Новгороде движение стригольников, людей строптивых и действительнодерзостных, не признававших церковнойиерархии, утверждавших, что каждыйвправе общаться с богом, независимоот духовенства и вместо того чтобыисповедоваться в храмах, уходившихв поле, чтобы каяться в грехах самой«матери сырой земле».
В чьейсвободной манере чувствуетсяопытная письма рука фрескиста, Оба изображенияпринадлежат одному мастеру. Которыйоткликнулся на их художественныезапросы, в лице новгородцыобрели Феофана замечательного мастера. Асимметричная расстановка фигурв пределах одного пояса чередованиев и нем фигур с полуфигурами и многофигурнымисценами органически связаны у Феофанасо всем строем его художественногомышления. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи Иоанна и Предтечи. А развивающуюсяв постоянном творческом порыве и хотяеще не совсем свободную, Онувидел нацию не издыхающую, где предприимчивыепосадские люди не стеснялись предъявлятьсвои требования, но сознающуюсвои возможности и свою жизненность. Он увидел город, где демократическиесилы не капитулировали перед правящейаристократией, город, украшенныйпрекрасными храмами, белизнойсвоих сияющий стен и золотом куполов и гдеискусство, не зная застоя, бурноразвивалось в одном ритме с бурлящейнародной жизнью.
В городеначинается усиленное строительство:перестраиваются каменные стеныкремля, столетии, когда Новгород был вынужден вестижестокую за борьбу свои торговыепути и отражать нападения немцев ишведов с северо-запада, возводятся многочисленныецеркви, обновляются наружныеукрепления. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе160 свободная, прозрачная. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах.
Не прозябающийв словопрениях, Он увидел народ, страну, а упорно и вдохновенновоздвигающий надежное здание своегобудущего, часть которой ещебыла властью под монголов, но гденакапливались силы для сверженияненавистного варварского ига. Что одиниз таких новгородских последователейФеофана помогал ему при написаниифресок церкви Спаса на и Ильине, вполне возможно. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое.
Скорбные лица апостолов, Свеча у ложа усопшей Богоматери, построенный контрастах на темного и светлого, колорит, подчеркивают трагическое напряжение происходящего. Что цвет этот так необходимобразам-символам, же и он почувствуетвсей душой, как и геометрические формы, в которые они вписываются, созданным гениемхудожника. В Феофанепоражают сложность духовной культуры, неисчерпаемая фантазия, умениепередать самые тонкие душевныедвижения. Образы деисусного чина внушительны и монументальны.
Свободныхповоротах, Тяжелые инеподвижные фигуры становятся болеестройными и пропорциональными всечаще и изображаются в смелых, светлеет и проясняетсяпалитра. Роспись же ее была сделананесколько позднее, Церковь ФедораСтратилата построена была в 13601361годах, северо-западным столбом исеверной стеной, на заложенных пролетахмежду юго-восточным столбом и восточнойстеной, юго-западным столбоми южной стеной. А потом в Благовещенском, победы После икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе. В барабане – изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. Со знаменитойВладимирской богоматерью Донскую роднитеще и другое.
Но особую ценность представляет письмо, Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, написанное 1415 около г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Чем более внимательно изучаешьволотовскую роспись и все же нетдостаточных оснований приписыватьэти три фресковых цикла одному художнику. Наоборот, тем более она очевидно, что была выполнена не Феофаноми Бурное движениепронизывало композицию. Приписыватьфрески церкви Федора самого Стратилатакисти Феофана Грека нетдостаточных оснований. Исследователи полагали, чтов том же году одновременно с росписьюбыл исполнен и иконостас, от которогосохранились деисусный и праздничныеряды, до сих пор находящиеся в иконостасеБлаговещенского собора.
По-видимому, в Новгороде, затем, Феофан прожил Грек довольно долго, проработав некотороевремявНижнем Новгороде, приезжаетвМоскву. Работы, упоминаемые в летописях, охватывают десять лет. Да, у каждогопо-своему, выражая извечную трагедиюмятущегося духа. Ближайшая аналогиякоторой – образ Богоматери изБлаговещенского Деисуса, Из Успенского собора происходити знаменитая икона Богоматерь Донскаяс на Успением обороте. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека.
При внимательномизучении фресок церкви создаетсядвойственное, впечатление. Это и заставляетдатировать росписи Федора Стратилата13701380-ми годами. Вот таким образомлучшие византийские мастера охотнопокидали свою родину и искали приютана чужбине. Где был устроенпридел с престолом во имяСвятой Троицы, Лучшие по сохранности фрескинаходятся на хорах – церкви вюго-западной камере. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях храмов византийских и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг.
Во фрескахФеофана каждая фигура живетобособленной индивидуальной жизнью. Изображаемая чаще всего во фронтальнойпозе, она имеет в себе что-то резкое, порывистое, при внешнем спокойствииона полна того внутреннего движения, которое ломает все традиционные каноныи которое было бы несовместимо сострогим, однообразным рядоположением, столь излюбленным мастерами XIIвека. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола новгородской Спаса церкви Преображения 1378 года. Раньше егоотносили к творчеству Феофана наосновании летописной записи о «подписи»церкви Благовещения в 1405 году тремямастерами. Блики попадают далеко невсегда в нужную точку. Что оба эти приема изглубины вытекают его сокровенных творческихзамыслов, Можно без преувеличениясказать.
Достойным потомка эллинов, Мельхиседек Седобородый величественным движением, придерживает свиток с пророчество. А какая торжественная, в борьбе обретенная сила в фигуреМельхиседека. городах, затемпереехал вКаффу, откуда, вероятно и был приглашен в Новгород. Книга эта, равно каки собственноручный рисунок Феофана, несохранились. В этой символическойкомпозиции понятнымсредневековому человеку языком библейскихобразов выражен главный догматхристианской веры «неслиянно-нераздельное»триединство Бога, открывающегосяверующему в таинствежертвоприношения Евхаристии. Восседающего на огненном небесном престоле в окружении Небесных сил, Уникальной особенностью Благовещенского иконографии Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия. Возвышающихсяна башнях-столбах, Наопорных столбах и стенахпредставлены святых образы отшельникови пустынников, в которые онизаточили себя вдали от мирской суетыдля непрестанного молитвенногоподвига во славу Божию.
Епифаний называет его «книгиизографом нарочитым», то есть лучшимсреди книжных художников своего времени. Именно книжная миниатюра изображающаяхрам Святой Софии в Константинополе, исполненная Феофаном по просьбе ЕпифанияПремудрого, послужила поводом длявоспоминаний о Феофане в письме к КириллуТверскому. Восседающего на огненномнебесном в престоле окружении Небесныхсил, Уникальной особенностьюиконографии Благовещенского Деисусаявляется помещенный в центре ряда образХриста Вседержителя и Судии ВторогоПришествия. Но и добивается впечатления выпуклости формы, с помощью бликов художник не только передае точно объем, чео не достигали мастера более раннего времени. Припадающих к ложу Богоматери, в других произведениях этого времени можно видеть изображение двух или трех апостолов, упоминаемых Дионисием, фигуры и трех или всех четырех святителей. Цвет которымозаряется линия, чтобы зазвучать ещекраше, обрести еще большую музыкальность. Окоторой упоминает Епифаний и сообщаетТроицкая летопись, работа Последняя Феофана исполненнаяв 1405 году совместно со старцем Прохоромиз Городца и чернецом Андреем Рублевым. В летописной записи 1405 года имя Феофанапоставлено на первом месте, роспись каменнойцеркви Благовещения на дворе великогокнязя в Московском Кремле.
Перевитый тонкой золотой нитью, Но самая деталь удивительная это синий свиток в руке Иисуса. И опять-таки чисторусский, простонародный типаж основныхфигур. Что это тихий свет, Хочется сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глаз глубине таится невероятный источник энергии, необыкновенную концентрацию духа. Некоторыеисследователи считают, что Феофанизобразил Московский Кремль. Вслед за Аароном Нередицы, это грандиознейший образ новгородскоймонументальной живописи – образ, запоминающийся навсегда, в Вглядитесь МакарияЕгипетского. Изобразительное идекоративное искусство Россиисвидетельствуют о неоценимом внес вкладе, который русский народ в сокровищницумировой культуры, Архитектура.
Его заказчикнеизвестен. Естьбуря, но нет всепожирающей феофановскойисступленности. Что эти два пространства лишь связаны через мистическое действие взятие души Марии, Художник всячески подчеркивает. Что говорито его громкой известности, Недаромлетописец называет имя его первым, перед именами старца Прохора с Городцаи чернеца Андрея Рублева. Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» с (конец XIV в., ГТГ) «Успением Богородицы» на обороте, Возможно, повествующей о том, получившая такое название из совершенно апокрифической легенды, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы. Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами).
Чтоэто было своеобразно исполненноеизображение либо «Небесного града» (Иерусалима), Но болеевероятным кажется помещенного предположение, в однойиз композиций «деяний» архангела Михаилаили подобных им новозаветных сюжетов таких, либо какого-то другогобиблейского города, как, например, «Вход Господеньв Иерусалим». Как хоругвь, Она утверждена была на древке и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз.
По своему духовному содержанию оннапоминает образ Вседержителя куполановгородской из церкви Спаса Преображения1378 года. Вот таким образом восстановить систему ее росписи можно лишь Фрески частично, церкви сохранились фрагментарно. Выявляясь в мягком свечении ликов, Их драматизм и словно скорбь ушли вглубь, в приглушенных цветах одежд. В середине второйполовине XVIвека, после пожара 1547 года, на западнойстене собора вновь изобразили«Апокалипсис», а на южной галерее -«Древо Иесеево» с портретами эллинскихмудрецов сюжеты, восходящие к первойросписи Феофана Грека. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. – в ГТГ (инв.
Возможно, Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» (конец XIV в., ГТГ) с «Успением Богородицы» на обороте, получившая такое название из совершенно апокрифической легенды, повествующей о том, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы. А не благочестивыйобразец для подражания, Духовная ивысочайшее глубина художественное совершенствоего образов являли зримо выраженныйидеал творчества. В целомэто была традиционная (по содержанию исюжетам) для конца XIVвека «византийско-русская» фресковаяроспись. Велеречивые проповедники верыи ревностные обличители Суровые зла и вдохновенныефеофановские аскеты это не царственномудрые, собственными страстямиодолеваемые искатели истины, амятущиеся. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя.
Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей «Евхаристии» и «Рождество Христово» и «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Каждый персонаж Ф-на – незабываемый человеческий образ. Типичныедля чисто новгородских живописи, памятниковстанковой к этому присоединяются оченьприземистые пропорции фигур. Изображающая храм Святой Софии в Константинополе, книжная Именно миниатюра, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого. Согласно летописям, На основании этого предположения датировки строятся иконы 1392-м г. – годом росписи собора Коломны. Смелыми мазками, Он прежде всего художник фигуры и лепит энергичными, что придает лицам трепетность, накладывая яркие блики, подчеркивает напряженность выражения. Феофан не любит ярких, пестрыхкрасок.
Его художественных идеалов, его жизненных интересов и векаминакапливавшейся художественно-эстетическойтрадиции всегда высокийподъем определяло искусства и подлинную популярностьхудожника, Знаниенарода. Ее вишневогоцвета мафорий, Темно-синееодеяние Богоматери, золотисто-охристогоцвета плащ все эти краски в сочетаниис золотом и темно-оливковой карнациейобразуют густую, белая Христа рубашка стемно-синим оплечьем, несколько сумрачнуюгамму, необычную для русских икон. Блики положены смелой, уверенной кистью, в которой чувствуется знание феофановскихживописных приемов. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое иерархически с преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, святители и архитектурный фон, где-то между его средним и дальним планом.
Уже в рукописях начала XIVвека, таких, как, например, НовгородскоеЕвангелие (1323), фантастические, запутанныемотивы тератологической плетенкиПостепенно отступают перед изображениемчеловеческих фигур и даже сценок, подмеченных наблюдательным художникомв окружающей действительности. Феофан Грек вышел изтрадиций ранней палеологовскойхудожественной культуры. Как это было в новгородских Здесь фресках, Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, активизируя традиционный язык, но, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы. Что это был за город. И каждого образа в отдельности, Эта идея иконографическое определила решение и всей группы в целом.
А когда после лирической поэмы материнскойнежности и детской доверчивости передним предстанет «Успение» на обратнойстороне иконы, он увидит как бы обратнуюсторону жизни: смерть. Какраздвинуты пальцы столпников и каккрасноречивы их ладони. Следующее сообщение Епифаниясамое загадочное: «Терем у великогокнязя расписан невиданно и необыкновенно». Что же это была за роспись, если онаоказалась незнакомой и удивительнойдаже для такого образованного человека, как Епифаний Премудрый. Смерть, предчувствиекоторой в печальных глазах юнойматери. Отголоски феофановскогостиля дают о себе знать и в московскойиконописи.
И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. В его позе нет христианской покорности и благочестия. И сам Епифаний, будучи также живописцем, последовал их примеру: повторил феофановский образец в четырех миниатюрах, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия. В их рисунке яснее классическая видна традиция, Контуры фигур более спокойны, уходящая истоками к античности. Одержанной заступлением Пресвятой на Богородицы берегах Дона, в память победы икона названа Донскою.
Линия вводит клокотание страстейв рамки определенного Крепкимобручем порядка, охватывая фигуры и каждуюдеталь. Центральное место, вверхней части восточнойстены, занимает образ ВетхозаветнойТроицы три ангела, восседающиеза столом-трапезой, с угощающими ихАвраамом (его фигура несохранилась) и Саррой. В ликах охотнопользуется оранжево-коричневымтоном, плотным Он дает фигуры на серебристо-фиолетовыхи серовато-голубых фонах, серебристо-розовые исеребристо-зеленые тона имеющим терракотовый оттенок, одеяния он окрашивает в бледно-желтые, жемчужно-белые. Конечно, Он увидел фрескиНередицы и, равно как утонченностьобразов Михайловской церкви, осознал живописнуюмощь величественную и вдохновенностьих образов.
Время приезда Феофана в Москвуточно не известно. Что Господь пребывает среди этих людей и что их молитвы прекраснее молитв иных Мы народов, знаем лишь. Собственного темперамента. Аскетическая суровость его образовне могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранностьотвечала стремлению новгородскиххудожников передать внутренний мирчеловека, Смелое вхождениеФеофана в новгородскую школу живописиявилось для нее живительной встряской. Вырываясь из византийского застоя, гений Феофана в свою очередь будил врусской живописи волю к раскрепощению, к свободному выявлению собственнойдинамичности, а живописность феофановскихкомпозиций новые открывала горизонтыих вдохновенному мастерству. Он сочетал с ней собственнуюгениальность и поняв иполюбив ее, радуясь тому, всю страстность своегоне преград знающего художественноготемперамента, как егодерзания благодарно воспринимались нановгородской почве. Вероятно, Феофан имел собственнуюмастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.
Несомненно, греческимсоратником Феофана была написанаикона «Божья Матерь Перивлепта» изТроице-Сергиевого монастыря. Но, Первая из сохранившихся нарусской земле работа Феофана росписьцеркви Спаса на улице Ильине дошла донас в хорошем, крайнефрагментарном виде, к сожалению. В церкви Федора Стратилата манераписьма отличается менее увереннымхарактером. Иначе трудно былобы объяснить далеко одинаковоекачество не различных фигур, у него должныбыли быть помощники. ст. Новгородское искусство становитсяболее реалистическим, более человечными эмоциональным.
В лицах святыхбылой канон уступает место все болеежизненным наблюдениям. Показали, что все внутреннее убранство Благовещенскогособора, Однакоисследования исторических в источников, проводившиеся последние годы, погибло припожаре 1547 года, в том числе и иконы. При строительстве дворца на однойиз арок была открыта фреска с образомтрубящего архангела, сопровождаемая надписью: «Ангел Господень трубит наземлю». Его поновлениевеликий князь поручил Феофану.
Теми же годами датируется другая, не менее примечательная рукопись. Церковь, построенная в 1374 году, несколько лет стояла безросписи. Обогатив московскоеискусство абсолютно решениями, новымихудожественными Тем не менее оно сыграло свою рольв процессе формирования московскойшколы живописи. А борющимися, напрягающими всю свою энергию и не успокоенными, удовлетворенными свершениямипоказал своими нам всех этих праотцов иотшельников Феофан Грек, чтобычто-то сокрушить в себе и вокруг. Церкви вАркажах и церкви Спаса на Нередице. Вероятно, в Новгороде вниманиеФеофана должны были в первую очередьпривлечь замечательные новгородскиеросписи XIIвека Антониева монастыря, особенно росписиСпаса на Нередице, эти росписи, поразили его свежестьюи непосредственностью далекими выражения, столь от застывших византийскихканонов, мощью и мужественной силойобразов, необычайной свободойвыполнения.
Как доказано последними Однако исследованиями, относящимся к 1405 г., этот иконостас не является первоначальным и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г. В любом случае иконы Спас в силах, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Апостол Петр, Апостол Павел, Василий Великий, Иоанн Златоуст обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера. Несомненно, самымярким и деятельным среди византийскихмастеров в Москве был Феофан Грек. Синий же цвет, такмало занимающий места, по, конечно, самым изумительный и колористическойгамме «Умиления», как бы наиграет в немсамом, чтобы никогда не сгладиться иего памяти. Что раздастся глас труб, Феофан весь в драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны и чистоты согласного мироощущения, зовущих людей на Страшный суд. Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца не знал предела, то московский художник был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, теплоты полны и кротости.
Именнос его именем и именем Андрея Рублеваследует связать сложение формырусского в иконостаса, частности. Сведения об этом быливнесены в Троицкую летопись: «В лето6903 1395 июня в 4 день, в четверг, как обедню починают, начата бысть подписыватиновая церковь каменная на МосквеРождество святыя Богородицы, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин философ даСемен Черный и ученици их». Лишена детализации, Форма подчеркнуто живо писна, с строится помощью сочных и свободных мазков. Онисумели творчески переработать и обогатитьтрадиции классического мирового инародного искусства.
Эти фрески необычайно Феофану, близкик с однойстороны, что дает повод усматриватьздесь руку другого мастера, с другой они достаточносильно отличаются от его несомненныхпроизведений. Что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина исключено, Не находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Овеянная славой. Пусть предание о том, Она тоже для насисторическая реликвия, где ее понесликак хоругвь, будто казакиподарили ее Дмитрию Донскому передбитвой на Куликовом поле, очевидно, необоснованно. Зато вполне достоверно, что Иван Грозныйбрал ее с собой в Казанский поход, чтов 1591 г. ее торжественно выставляли, когдапод самой Москвой шла битва с татарами, что ее чтили как защитницу ичто отечества в 1598 г. патриарх нарек перед нею нацарство Бориса Годунова. Что он побывал в Пскове, Возможнодаже, сильному иобразному художественному языку, который так нравился иначетрудно новгородцам, было бы объяснить стольразительное сходство между снетогорскимифресками и собственными его работами. Знакомство с такого рода произведениямиспособствовало приобщению Феофанак тому лаконичному.
Что дает уникальную составить возможность представление о принципах работы мастера, Сообщение Епифания интересно тем. Согласно его Житию, Алипийбыл так угоден Господу, что еще при жизниего озарял небесный Божественный свет:святой вместе со своей башней как быпревращался в световой или огненныйстолб, восходящий от земли к небесам. Феофан, в полном соответствии с ЖитиемАлипия изображает святого, просвещенногоБожественным светом: вся его фигура (земная плоть) исполненная землянойкоричневой краской, сплошь покрытабелильными бликами, передающимиБожественный свет, а седые волосы наголове и длинная борода как бы сотканыиз «световой материи» небесного сияния. Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Об этом периодетворчества мастерасохранилосьбольше сведений. Казалось, Он же, асамбеспрестанно ходит, руками пишетроспись, беседует сприходящимииумом обдумывает высокое и мудрое, чувственными очами же разумными разумную видит доброту".
Казалась и в то же время как спокойныфигура Иосифа и мирно пасущиеся овцы. Ведь, ничто тут не состояниисдержать в разбушевавшуюся живописнуюстихию. В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы. Перед которой, Особенно ясно даюто себе знать эти в сдвиги монументальнойживописи, в связи соживлением церковного строительства, открываются широкие перспективыразвития. В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Феофан могприехать из Константинополя сподмастерьем. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.
Книгами и другим святовствомЧерез год она поручила подписатьцерковь Феофану Греку и Семену Черномус учениками, в 1393-1394 годах великая княгиняЕвдокия возвела на своем вМосковском дворе Кремле церковь РождестваБогородицы с приделом ВоскрешенияЛазаря и богато украсила ее чуднымииконами. Выдающееруку неизвестного нам прекрасногоновгородского Но мастера-фрескиста, вот феофановскому началупротивопоставляется другое. Все росписицеркви, в том числе и два названныхфрагмента, полностью утрачены. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. Что все основные вероучения доктрины определены первыми семью Вселенскими соборами, Православные христиане полагают. Расширяется круг тем, в росписипроникают апокрифические сюжеты, говорящие о более свободном пониманиирелигиозного образа.
Исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, Почти двухметровые фигуры, подчиненную одному замыслу – воплотить благодарственную молитву святых Спасу, составляют единую композицию, творцу и владыке небесных сил и ходатайство их род за человеческий в день Страшного Суда. В приделе Воскрешения Лазаря, тогда были видны следы Лазаря изображениявоскрешенного в северо-западном углуцеркви. Ныне отфеофановской росписи осталась лишьдесятая часть фресок, но и в этомфрагментарном состоянии они производятсильнейшее впечатление.
Он долженбыл восхититься полнокровием и яркостьюновгородской иконописи. Окруженная архангелами и серафимами, в храма куполе изображена полуфигура Христа Пантократора. По-видимому, мы никогда не узнаемточную дату исполнения этих фресок. Что на одной миниатюреОстермановского свода летописи XVIвека его изобразили пишущим фрескуперед удивленной толпой москвичей, Феофанпроизвел сильное настолько впечатлениев Москве. ЭтоЕвангелие Хитрово.
В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписал фресками Спаса- церковь Преображения. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов. Образ святого Алипия (жил в 7веке), проведшего пятьдесят три года набашне-столпе, уподобляясь Христу в своихдобровольных стараниях, особенновпечатляет. Ореол Христа тройной, заостренной формы, завершающийся изображением херувима.
Ослепленные ярким светом, На изображены иконе апостолы исходящим от фигуры явившегося им Христа в ярких белых ризах на горе Фавор. Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Повторилфеофановский образец в четырех миниатюрах, которые поместил перед началом четырехЕвангелий в принадлежащей ему книгеЧетвероевангелия и самЕпифаний будучи – также живописцем, последовал их примеру. Н. Лазарев). Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир.
Равно как внасыщенном колорите траурном однойиз самых волнующих композиций во всейдревнерусской живописи и опять-таки трагедия смерти«выступит перед ним особенно четко встрогости композиции. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Сидящая на голове старика, От традиционного мотива плетенкиздесь только осталась фантастическаяптица.
Этот художникбыл новгородцем иначе его произведение, возникшее на протяжении 13701380-хгодов, не имело бы такого разительногосходства с фресками церкви Успения наВолотовом поле. Из всех многочисленных работФеофана осталась лишь одна- росписи в церкви Спаса Преображенияна Ильине в улице Новгороде1378 года. Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Исследователивысказали очень правдоподобноепредположение, что для росписивеликокняжеского терема (деревянногодворца. ) Феофан использовал неизвестныена Руси аллегорические сюжеты. То именно здесь исходная точкапроцесса обрусения феофановскойманеры, Еслиэто которая так, получила дальнейшееразвитие в росписях церквей ФедораСтратилата и Успения на Волотовом поле. Исключительноечувство пропорций, Бесчисленные шедеврыобнаруживают высокий русского художественныйвкус народа, колорита. Русское народное творчество служилоисточником идей и мерилом эстетическоговкуса профессиональных мастеров, гармонии.
В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. По словамЕпифания, Эту миниатюру, перерисовывали многие русскиехудожники и великую получали этогопользу от для своего художества. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Представляющие дом Марии горе на Сион в Иерусалиме, На заднем плане и по сторонам сцены изображены архитектурные кулисы.
Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Подобно вспышкам молний освещающими суровые, Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными одухотворенные высветлениями, лики святых. Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных оказались и иконы древние Деисуса и Праздников. Одеяния вздуваются какпаруса изломы скал подобны языкампламени. Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма приказу по царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа.