Источник изображения: Феофан Грек (. ). Успение Богоматери.
На одной стороны написан сюжет Успения Божьей Икона Матери, является двухсторонней, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Не взирая на образцы, Вот таким образом и творил мастер, а вернее к голосу души, а лишь прислушиваясь к своему внутреннему голосу, причем души зрелой, чуткой, привыкшей к повседневному духовному труду. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное Спаса изображение Вседержителя в куполе. Нетточных сведений о том, где и когда быланаписана икона «Успение», но по косвеннымданным считается, что это произошло вМоскве. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Взял Иисус Петра, Сюжет иконы взят из Евангелия: «По прошествии дней шести, брата его, Иакова и Иоанна и возвел на их гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
Когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов,, подойдя к Москве, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию и, на остановились Воробьёвых горах. «Преславный мудрец» Феофан в то время, когда писались эти строки, был уже старым человеком и доживал свой век в Москве. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое. Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», «Рождество Христово» и «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на и сводах примыкающим к ним стенах. Помимо этого, Феофануприписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенскогособора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно онаслабее его образов и следует его манеревнешне и поверхностно. Характерным для школы Феофана Грека, Росписи других новгородских храмов уже относятся не к монументальным художественным ансамблям. Осуществлению замысла способствовал и отбор иконописцем изобразительных средств. Прав древнерусский писатель: слава и авторитет Феофана Грека были основаны на его непревзойденном умении воссоздавать в красках «высокое и мудрое» христианское вероучение, его «разумную доброту».
Голова Богоматери сильнее склонена к младенцу Христу, отличается более эмоциональной, у которого необычно обнажены до ножки колен – лирической трактовкой образа. Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Фреску окружает надпись, взятая из Псалтири, которая призывает Бога услышать голос людских молитв, «дабы возвещали на Сионе имя Господне8230».
В них проглядывает и чисто русское благодушие и неожиданная жизнерадостность. Феофан Грек воплотил своем в творении непередаваемый словами образ прорвавшегося в мир Фаворского Божественного света. Правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа – касающегося лицом её щеки, Изображение для традиционно данного извода. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская».
Скорбные лица апостолов, Свеча у ложа усопшей Богоматери, построенный на контрастах темного и светлого, колорит, подчеркивают напряжение трагическое происходящего. Фрески сохранились частично. Феофан весь в драматичных противоречиях его образы каждую минуту ждут, что раздастся глас труб, зовущих людей на Страшный суд, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения. До нас дошли так же росписиабсиды. Что Господь пребывает среди этих людей и их что молитвы прекраснее молитв иных народов, Мы знаем лишь.
Во фресках чувствуется вялость, некоторая Однако более вероятно, что излучают творения византийца, отсугствует та колоссальная энергия – что храм расписан его учениками. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, где находимся на небесах или на земле – когда в X веке они, Именно обрядов красота византийского христианства и поразила восточных славян, попали в Константинополь. Глубокая духовность, Его неподражаемый иконописный дар, восхищение, сильный человеческий характер уважение, вызывали поклонение современников. Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Как это было в новгородских фресках, Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, традиционный активизируя язык, но, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы.
Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Об этом говорит прежде всего выбор сюжетов и персонажей. Лучше всего сохранились фрескиТроицкого придела. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Однако в иконе отсутствует экспрессия, свойственная его фрескам.
А в левой, Младенец правой рукой двуперстно благословляет, свёрнутый держит свиток, опущенной на колено и прикрытой гиматием. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Отделяющая обычный светлый фон неба от темно-синего фона пространства, На новгородской такой иконе границей является линия, в котором находится Христос. Кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности), Золотым помимо фона написаны (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) одежды Христа (символ Его царского достоинства). Посвятивших свою жизнь духовной борьбе, Рядом с старцев, образами многих из которых почитали именно в Новгороде, энергичная кисть Феофана Грека поместила суровых молодых святых. В конце 70-х – начале 80-х гг.
Выдающаяся творческая индивидуальность», Такую смелость в трактовке мог позволить себе очень большой художник. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Рядом с ним – фигуры преклоненных ветхозаветных пророков Моисея и Ильи. В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой – символом бессмертной души Богородицы. Этот образ Пресвятой Богородицы принесли собой с на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, По другой версии, где икона пребывала в Благовещенской церкви. Федора Стратилата на Ручье. Гениальные творения Феофана не Грека могли не оказать влияния на развитие новгородской живописи.
Испуганно падшие «на лица свои» при виде недоступного для человеческого разумения Божественного Ниже видения, – поверженные апостолы. Его образ знаменует собой ожидание второго пришествия Христа, чтобы, как сказано в молитве «Символ веры», «со славою судити живым и мертвым». Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Колорит изображений дают основание утверждать авторство Грека, Феофана Характерные резкие линии. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев пророков и Ильи и Иоанна Предтечи.
Возможно, Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» (конец XIV в., ГТГ) с «Успением Богородицы» на обороте, получившая такое название из совершенно апокрифической легенды, повествующей о том, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами и Она обещала ему свою помощь. Вероятно, Последние документальнозасвидетельствованные произведения, и, выполненные мастером вместесо своими сыновьями Феодосием иВладимиром, наиболее известные работыДионисия стенные росписи и иконостассобора Богородицы Рождества Ферапонтовамонастыря.
Что эти два пространства связаны лишь мистическое через действие взятие души Марии, Художник всячески подчеркивает. Известных своей праведностью, в между барабане окон видны образы праотцев, Авеля, персонажей Ветхого Завета – Адама, Ноя, Мельхиседека и других. На ее оборотной стороне написан иной сюжет – «Успение Богоматери». В двадцатых годах XVвека артель мастеров, возглавляемаяАндреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор вмонастыре преподобного Сергия, возведенныйнад его гробом. Динамичностью, Стенопись этой церкви отличается характерной для стиля художника великого масштабностью. Свободная, Живописная манера сочная, глубокие, цвета насыщенные, мазков плавь создает драгоценную поверхность.
Сравнительно недавно, в начале XX в., здесь была обнаружена гениальная по своей выразительности икона «Преображение Господне». Характерных для творческой манеры мастера – экспрессивная напряженность образов, в этой композиции гораздо больше черт, энергичные световые контрастные блики. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Который из века в век вела русская художественная культура с иными европейскими культурами, Грек Феофан стоял у истоков плодотворного диалога. Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё к одна» росписямсеверной, так как она очень сильнопострадала при пожаре 1626году, ив1642году собор решили расписатьзаново, как выглядела таросписьнеизвестно – южной изападных стен собораприступили лишь в1513году. Ксожалению, Но в Москве им расписаны трицеркви. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. В1378 году он начал работу над росписьюцеркви Спаса Преображения на Ильинеулице. В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар.
«Василий Великий», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» – «Апостол Пётр» иконостас Состоит из следующих икон. Скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, Память Феофане о Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, а также в нескольких других произведениях, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана. Изображающая храм Святой Софии в Константинополе, Именно книжная миниатюра, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Тверскому, Кириллу исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого. Это могучий Христос Пантократор (Вседержитель). Фрески сохранились частично. Самым грандиозным изображением в храмеявляется погрудное изображение СпасаВседержителя в куполе.
Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Образ водрузили на древке как хоругвь и во все продолжение он битвы пребывал среди русского войска. Например, Огромное впечатление производит исполненный мощи и глубокой силы, внутренней образ апостола Павла. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. СвятаяТроица. Виконе внимание сосредоточено на трехангелах их состоянии. Злыя сердца умягчи, Посети в болезнех и печалях сущия, мира и любви всех исполни, нас братолюбие укрепи. Для которойиспользовали около двух тысяч золота, тонкихлистов Новая роспись, была богаче ивеличественнейпервой. Пожалуй, никому ранее не удавалось столь явно отразить в красках динамичность этой сцены.
Что художник в 1392 г. расписал собор Успенский в Коломне, Ученые не исключают, возведение которого летопись приписывает инициативе Дмитрия Донского. Богоматерь Умиление – Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) – буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. Феофан Грек имел учеников, которые подражали ему. Которую в конце века XIV перенесли из Владимира в Москву, Образ Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери.
Но стиль живописи руку выдает мастера-грека, Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской направленности его мысли. Что искал Феофан Грек в северных православных землях. Которыетрудились над росписью собора околодвух лет, ВМоскву указуприехало поцарскому более ста живописцев.
Фрески сохранились частично. В куполе Спасо-Преображенского собора помешена самая большая фреска. Что в росписи этого храма Феофан участвовал Грек, Некоторые ученые считают, так как она соответствует манере великого мастера. Что на земле сохранился Божественный свет, Подвижники этого учения некогда верили, озаривший Иисуса Христа в Галилее на горе Фавор. Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». Оставив после себя добрую память, мастер покинул новгородские земли. Что это.
Но самая удивительная деталь это синий свиток в руке Иисуса, перевитый тонкой золотой нитью. Именно о Феофане Греке мы знаем несколько больше, Во-вторых, чем о других средневековых – творцах обратим внимание. Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Феофана Грека острые пробела, резкими ударами на падающие лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. Однако первые из его шедевров, созданные на Русской земле, принадлежат Новгороду. 1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок.
В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. «Богоматерь Донская» – двусторонняя икона. Сколько о рождении самобытных новгородских художников, Все это позволяет говорить не о столько влиянии гениального учителя, человечность, привносящих в свое искусство мягкость, духовную благодать. Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных оказались и древние Деисуса иконы и Праздников. Что фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице представляют единую композицию создавались и по единому замыслу, Можно ли считать. Быть может, Феофан Грек попытался передать в красках ту светоносность, что пребывает на земле вместе с Христом. И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно.
XIV в. ). Ниже – поверженные апостолы испуганно падшие «на лица свои» при виде недоступного для человеческого разумения Божественного видения. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви ее с Владыкой – Христом. Принципом построения композиций и выбором для красок росписи, Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой. Следовательно, на Русь пришел сложившийся мастер имеющий за плечами (как сказано у Епифания Премудрого) немалый иконописный опыт.
Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный дух византийца не знал предела, то московский был художник мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п. ). Которые поставлены на запястье левой руки Богородицы, Отличительной особенностью данного изображения являются до обнажённые колен ножки Богомладенца.
1392, ГТГ). Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет УспенияБожьей Матери, а на другой образ Богоматерис младенцем Христом. Кажется, Он же, а сам на ногах, руками пишет изображение, в движении, беседует с приходящими, а умом высокое обдумывает и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Феодоровской, Донской и др. ). Всмотримся в лики героев фресок. Иные цвета лишь дополняют и оттеняют их. Многие персонажи Священного Писания, запечатленные кистью мастера, переживают мучительную внутреннюю борьбу с грехами и страстями человеческими.
Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа Богородицы и мягкая плавь с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Многие ученые предполагают, что Феофан Грек испытывал влияние одного из духовных учений под названием «исихазм». 1392, ГТГ). Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). Москвичи возложили свою надежду на Бога и Пречистую Его Матерь, Не надеясь на человеческие силы.
Кроме куполаФеофаном расписан барабан фигурамипраотцев и пророков Ильи и ИоаннаПредтечи. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Ослепленные ярким светом, На иконе изображены апостолы, от исходящим фигуры явившегося им Христа в ярких белых ризах на горе Фавор. Хочется сказать, что это тихий свет, но в глубине глаз таится невероятный источник энергии, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, необыкновенную концентрацию духа. Авторстводионисия которых документальноустановлено, довольно Известно многохудожественных произведений, либо его окружению, либо приписываемых самомуДионисию.
Персонажи волотовских росписей гораздо более уравновешены и менее суровы. Православные христиане полагают, что все основные доктрины вероучения определены первыми семью Вселенскими соборами. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского. Считается, что иконы Благовещенского собора – его последняя песня на Русской земле. XIV в. были созданы фрески церкви св.
Благоугодившие Господу подвигами христианской любви и благочестия, многочисленные Здесь святые, живя и в миру, добродетельными трудами и монастырях и пустынях. Уповаем молитвами Твоими от получити Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Обращает внимание фигура преподобного Макария Великого (Египетского), прожившего отшельником в пустыне шесть десятков лет.
Рубеж XIVXVвеков. Звенигородскийчин соединил в себе высокие живописныедостоинства с образногосодержания, глубиной Спасиз Звенигородского чина. Тема сурового аскетизма, Правда, не здесь получила дальнейшего развития, которую столь блестяще разработал византийский мастер. Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает мягкое многосложное письмо, созерцательность и чудесная завораживающая красота, преображенность светом. Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от – Христа предстоящих пророков Илию и Моисея, а в верхних углах иконы – ангелов в облаках, указывающих им путь. Перед нами глубокий седобородый старец с длинными волосами, лицо его истончено от постоянного поста. Которые убивали свои плотские желания мучительным стоянием столбе, на Здесь же изображены пять так называемых столпников. росписи Спасскогособора Спасо-Андронникова монастыря вМоскве. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото.
Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. И мы не в силах позабыть эту красоту». Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков и Ильи Иоанна Предтечи. 1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Не забыты и великие пророки – Илья и Иоанн Предтеча.
Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола в Павла составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, Иоанна Предтечи, ок. Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи также живописцем и сам Епифаний, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия их последовал примеру. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. Нанесенные яркими мазками на лики и одежду святых, Обратим внимание на белые сероватые или штрихи. Она сохранилась частично: часть фресок, к сожалению, утрачена. Высочайшее художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью, хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического сходства.
Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного святители пространства и архитектурный фон, где-то между его средним и дальним планом. А по сооружении Благовещенского собора перенёс образ туда, Князь принёс икону Божией Матери Москву в и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля. XIV в. Точную дату его рождения трудно установить: ученые называют 30-е гг. XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Раскрепощению его индивидуального стиля, Бурно развивающаяся XIV в в. новгородская культура способствовала расцвету творческих сил художника. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие».
Исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Феофана исчезли, Грека Таким образом. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Всостав иконостаса Троицкого соборавошла, как высокочтимый храмовый образ, икона Троица. И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены к умирающей что Марии, его появление среди учеников потрясло бы их, хотя абсолютно очевидно. Год смерти мастера неизвестен.
Лишь в изображении Богоматери и младенца Христа можно рассмотреть те же резкие штрихи, что характерны для новгородской стенописи. Что такое иконописное чудо мог только сотворить великий Феофан, Большинство исследователей считают. Безусловно.
Во фресках уже нет аскетичных, Правда, доведенных духовного до экстаза образов святых и столпников. Их напряженные позы говорят о том, что святость достигается очень и очень дорогой ценой. В цветовой гамме фресок преобладают темные, в основном красно-коричневые краски. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году.
Toe же весны подписывати церковь каменую святое Благовещение, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца да чернец Андрей Рублев иже ныне стоит, да того же лета кончашаю и – не ту, Вот что пишет летописец в 1405 г. Пречистая Богородица, Буди и нам, возрождение надежды, утешение в бедствиях, мужества, образ источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. По своему духовному содержанию он напоминает образ Вседержителя из купола новгородской церкви Преображения Спаса 1378 года.
Можно предположить, что он участвовал в оформлении храмов Нижнего Новгорода (работы не сохранились). Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Грека Феофана острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и возрождающий ее к новой, одухотворенной жизни. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура«Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмясвятителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица». Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Среди ранних прообразов Гликофилуссы – Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв. ). Излучающем светоносные лучи, в центре иконы на вершине горы Иисус изображен Христос в белом сияющем одеянии.
По общераспространенному мнению именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Мягкие задушевные интонации, тихий свет его колорита удивительнымобразом перекликаются поэтическимнастроением с пейзажа звенигородскихокрестностей. Из всех работ для этого храма до нас дошла лишь одна икона «Богоматерь Донская», которую приписывают кисти великою мастера. Сдержанных тонов, Звучная живопись насыщенных, синего, построенная на контрастах красного, зеленого, белого, по-феофановски смелое использование бликов для подчеркивания экспрессии, приёмы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами, которыми иконописец не боится нарушать привычные иконографические схемы, все это в говорит пользу авторства великого грека.
Феофан Грек оставил след в крупном городе московского княжества Пере- славле-Залесском. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход Москвы вокруг с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Последователями (или учениками) Феофана Грека расписан храм Успения на Волотовом поле (80-е гг. В современном искусствоведениинет единого мнения по поводу происхожденияэтих образов. Именно в этот далекий город приехал он из Византии в 70-е гг. Что с Новгородом, Думается, он связывал свои представления о высокой духовной а культуре, позднее с Москвой, о возможности реализовать творческие задумки, не оглядываясь на слишком строгие условности греческого искусства.
Изображениеотносится к типу икон Богородицы«Умиление» и в последствие иконаполучила название «Богоматерь УмилениеДонская». Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса в Вседержителя куполе. Смысл этого изображения- жертвенная любовь.
Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает мягкое многосложное созерцательность, письмо, чудесная и завораживающая красота, преображенность светом. Сформировавшийся в конце XI – XII в., Тип Гликофилуссы, прообразует крестную Спасители жертву как высшее выражение любви Бога к людям. XIV столетия.
Младенцы воспитай, унывающия ободри и немощную старость поддержи – юныя уцеломудри и страху Божию научи, Подаждь по коемуждо прошению и нужде его. Но при этом не утерять яркой индивидуальности, Дар этот заключался прежде в всего умении следовать традициям православной иконографии. Указанныеепифаниемпремудрымв письме кигумену Кириллу Тверскому: «Когда я былв Москве, о нем сохранились следующиесведения, Феофан Грек, книги изограф и опытный среди иконописцевотменный художник, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, который собственноюрукой расписал более сорока различныхцерквей каменных в разных городах: вКонстантинополе и в Халкидоне и вГалате и в Кафе и в Великом Новгороде, и в Нижнем.
Художнику был ниспослан огромный дар, которым он распорядился очень умело. В частности, Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, мастерам, расписавшие Успения церкви Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата. Пригласилдля росписи храма одного из своего величайшихмастеров времени, Знатныйновгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых. ФеофанГрекбыл к тому времениизвестнымконстантинопольскимживописцем.
Это была его последняя работа29 января 1430 г. он скончался и погребенв был этом же монастыре. Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. Следующейграндиозной работой А. Рублева былосоздание в 1427-1430 гг. ФеофанГрек поселился в Новгороде в 1370 году. Оклад которого датируется 1392 годом, Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, окончание рукописи к относится тому же времени, судя по всему. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». В центрекоторого изображена евхаристическаячаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа изображенывосседающими Они вокруг престола.
Имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово, работа что выполнена кем-то из последователей Феофана, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, возможно Андреем Рублевым. Каждая страница которой полна трагического пафоса, Художнику передать удалось глубокий смысл библейской истории. Далее его биография известна лишь фрагментарно. Художник появился здесь в 1395 г. Известно – что мастер трудился над росписью Благовещенского собора Кремля, Московского Далее путь Феофана Грека лежал в Москву. Еще ниже – шестикрылые серафимы, ниже Чуть расположены фигуры архангелов с широко распахнутыми крыльями. Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз.
Единая цветовая гамма – не главный прием, Впрочем использованный мастером для своей воплощения идеи. Гораздо лучше сохранились фрески северо-западной части храма. Богоматери, Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Кремле, Московском Иоанна Предтечи, ок.
По словам Епифания, Эту миниатюру, многие перерисовывали русские художники и великую получали от этого пользу для своего художества. Кисти Феофана Грека или его помощников ученые приписывают большие иконы деисусного ряда. изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыни Богородицы». После битвы казаки преподнесли возвращавшемуся её с победой святому благоверному великому князю Димитрию.
Феофану Греку «принадлежит или во всяком случае вышла из его московской мастерской знаменитая «Богоматерь Донская» (конец XIV в., ГТГ) с «Успением Богородицы» на Возможно, обороте, повествующей о том, получившая такое название из совершенно апокрифической легенды, что икона была подарена донскими казаками (. ) Дмитрию Донскому накануне битвы. Восседающую на престоле фигуру или Богородица полуфигуру, Гликофилусса может представлять собой стоящую, позиции Младенца также могут иметь особенности. Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков.
Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Словно выхватывающие фигуры святых из мрака вечности, Во случае всяком блики, доходящую до экспрессии, придают фрескам особую динамичность. Аминь. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф.
Там он пишет для иконы соборнойцеркви Успения Богоматери – возможно, Неранее 1486 года, возглавляяживописную артель, неоднократно, работает в Иосифо-Волоколамскоммонастыре. Готовящегося к сражению, Накануне образ битвы был поставлен в походной церкви посреди войска. Который оставил следующее бесценное свидетельство о Феофане Греке: Когда я был в Москве, Среди них был великий древнерусский писатель Епифаний Премудрый, философ зело искусный, жил там и преславный мудрец, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный художник, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе и в Халкидоне и в Галате и в Кафе и в Великом и Новгороде, в Нижнем.
Стенопись с указанными изображениями была раскрыта в основном в результате реставрационных работ. В основе ее сюжеталежит библейский рассказ о явленииправедному Аврааму божества в виде трехпрекрасных юношей-ангелов. Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством исследователи находят им аналогии греческих в и греко-итальянских рукописях XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. Кажется, будто они излучают мощную духовную энергию. Что объединяет росписи главная идея – проповедь подвига во имя святости, достижения Думается.