Большинство картин Феофана Грека были потеряны, уничтожены или забыты.
Что резко отличает их от произведений эпохи Возрождения, сохраняли традиции многие собственно византийского искусства. Апостол Павел (слева) в страхе подносит руки к лицу, Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз. Согласие на то, в его облике задумчивом – любовь к человеshyку, решимость принять грядущие страдания, чтобы стать спасительной жертвой. Стремительный, властный мазок Феофана и мягкая, певучая музыка рублёвского письма «ярое око» и «благое молчание» суровый Пантократор и кроткий Спаситель.
Кондакова и Н. П. Этим царственным знаshyком в живописи обозначалась только одежда Иисуса Христа. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Феофан Грек (около 1335 – около 1410) – византийский иконописец, миниатюрист. Однако, несмотря на эти существенные изменения, произведения искусства XIII – XIV вв. Что мысль о принадлежности к Феофана критской школе была ему подсказана следующим беглым замечанием Н. П, Вполне даже возможно.
Волевого напряжения возникает при проникновении в образы и Феофана его последователей – русских мастеров, Настроение глубокой душевной взволнованности, прошедших его школу. Любовался красотой ее палаццо и храмов, Он бродил по узким уличкам Галаты, видел роскошно одетых генуэзских купцов, знакомился с произведениями итальянского мастерства, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы, следил за прибывавшими в порт галерами, товары привозившими из Италии. Как это было в новгородских фресках, Феофан Здесь обходится без внешне экстравагантных приемов, активизируя традиционный язык, но, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы. Айналов и Тальбот Райе твердо рассматривали Феофана как константинопольского художника.
Хотя церковь и стремилась иконопись свести к выражению богословских догматов и идей, Вот таким образом, в действительности творения талантливых иконописцев гораздо богаче и глубже их богословского содержания. Обращение к человеку как к высшему началу бытия, Утверждение красоты и гармонии действительности, овладение законами объективного познания мира – вот черты основные искусства эпохи возрождения, представления о стройной закономерности мироздания. Но он направил свои стопы не на запад, а на восток – сначала в Каффу, а затем на Русь. Кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности), Золотым помимо фона написаны (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) одежды Христа (символ Его царского достоинства). Их особая одухотворенность, Суровость феофановских образов, все вытекает это из существа исихастского учения их порой преувеличенная экстатичность – все это граничит с исихазмом. Последняя была выдвинута Б. И.
Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви на Спаса Ильине своей свободной манерой. Которое никуда не спешило и продолжало жить по старинке и как раз она этим резко отличалась от экономического уклада византийского общества. Мы видим спускающихся с горы святых, Поскольку иконы посвящаются конкретному святому или определенному событию священной истории, к которым он обращается, по обеим сторонам от Христа – пророков предстоящих Илию и Моисея, а в верхних углах иконы – ангелов в облаках, указывающих им путь. Согласно которой Феофан вышел не из цареградской, Тем не менее была разработана весьма и искусственная совсем неубедительная теория, а из критской школы. Но он к этому моменту уже успел расписать каменных сорок церквей в Константинополе, к этому моменту ему было 35-40 лет, Халкидоне и Галате. сверхъестественный.
Тот, Это Сын, коshyму воплотиться предстоит в человеческом образе Хриshyста и жертвенной смертью искупить грехи людские. Принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия XIV конца века, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами), согласно резной надписи на серебряном окладе. Возникшие тогда же, Это прежде всего фрески трапезной Кахриэ т. е, Джами, когда были исполнены и мозаики. Что это тихий свет, Хочется сказать, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, но в глубине глаз таится невероятный источник необыкновенную энергии, концентрацию духа. И никто не смотрит на Христа, Взоры всех персонажей обращены умирающей к Марии, что его появление среди учеников потрясло бы их, хотя абсолютно очевидно.
В сегодняшней ситуации его призыв всмотреться в лики Спасителя, Богородицы, святых и у них искать, выспрашивать ответа о смысле жизни звучит с той же необходимостью. сверхъестественный. Художник проявлял его, когда находил эмоциональные образы святых. Средний ангел обращён к правому, но его слегка наshyклонённая голова повёрнута к Отцу. Окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, Лишь познакомившись с такими провинциальными работами, который в совершенстве овладел всеми константинопольского тонкостями мастерства. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Они непреложно говорят о глубокой неудовлетворенности мастера этим учением Однако – произведения Феофана свидетельствуют и о другом. Умиротворение и тишина рублёвских икон – не мечта на фоне реальности, а прообраз грядущего храмового человечества.
Феофан не замкнулся в церковной догме, а, наоборот, во многом преодолел ее. Скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, а также в нескольких других произведениях, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели «Троицей» с Феофана. Что мир несовершенен, Не в том дело, греховен сам человек, несправедлив, произрастает который в смиренной душе русского человека, несмотря на внешнюю его дремучесть, уродливость, злость, жестокость сумел увидеть, возлюбить и воплотить Андрей Рублёв. Созданная по мотивам евангельской притчи (Матф.
Он убедился бы, Если бы почтенный французский ученый основывал свое суждение на непосредственном знании новгородских росписей, который не имел никакого отношения ни к Криту, что все эти три фресковых цикла вышли из одной школы – из Феофана школы Грека, ни к Македонии, а был типичным представителем столичной константинопольской манеры. Изображение, свидетельство о мире преображенной твари в вечном покое Творца – есть его служение, его «невидимая брань» против темных сил, задерживающих осуществление этого мира. Ярким представителем которой является Феофан Грек, Эти изменения и отразились живописи в Палеологов. Совсем иной акцент в иконах мастера (иконы Христа во славе, Богоматери, Иоанна Предтечи, апостола Павла в составе Деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле, ок. И вот таким образом он должен был особенно остро ощущать кризис последнего.
Умиротворения, Чувством духовного созданные воскресения, Андреем Рублевым, успокоения в Боге пронизаны образы. Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, « ()у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью ()» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому). Феофан мог оформить Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. 1 Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Его Ручью, мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами. Эмоциональных образов Феофана, в отличие властных, от мягкости, рублевские лики создают ощущение гармоничной слаженности, сосредоточенности на внутреннем состоянии.
Недаром Андрея Рублёва признавали «преподобным», мы знаем из летописи о его «великом тщании о постничестве и иноческом жительстве». В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Казалось бы и в этой, неподвижности особой с выразительностью звучат глаза -средоточие духовной жизни. Позднее «критская» теория сменилась еще менее обоснованной «македонской» теорией. Более 30 лет он работал в России. Вторая тенденция возникла как противоречие деформации реальности, как стремление к художественно правдивому изображению земных явлений и событий.
Они говорили, Когда современники Джотто хотели одобрить художника или поэта, что не тот хуже древних. Колорит изображений дают основание утверждать Феофана авторство Грека, Характерные резкие линии. Во внешней спокойной уверенности передаётся глубокое внутреннее горение в истонченной – телесности необычайное напряжение и мощь неуклонно совершающегося духовного подъёма.
Бежал от того, Он бежал от надвигавшейся церковной и художественной реакции, что было враждебно глубоко его взглядам и убеждениям. Что Господь пребывает среди этих людей и что их молитвы прекраснее молитв народов иных Мы знаем лишь. Его искусство было запоздалым цветком на иссохшей ниве византийской художественной культуры, великому к счастью Феофана, какими явились философия Джордано Бруно или гуманизм Шекспира по отношению к эпохе Возрождения, таким же запоздалым. Исходящий от Христа не был сотворен, Свет, но который мог излучать бы и человек, а был истинно божественным светом, достигший божественного совершенства. Которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Образ Москву, Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери.
Если седина его святых подобна пенящимся горным потокам, Если бурный византийца дух не знал предела, то московский художник был мягок, устремляющимся вниз, он любил нежные, почти прозрачные краски, лики на его иконах женственны, полны теплоты и кротости. Крупнейший его знаток В. Н. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. С их столь ярко выраженной живописностью, Кто хотя бы раз видел феофановские росписи в церкви Спаса Преображения, вымученными работами константинопольской школы второй половины XIV века и мысленно сравнивал их с сухими, тому станет сразу очевидной глубокая пропасть, лежащая между этими памятниками. святителей и преподобных.
Но стиль живописи выдает руку мастера-грека, Достоверных сведений в пользу Феофана авторства нет, а образный строй иконы свидетельствует об исихастской направленности его мысли. Расписал более сорока церквей в Константинополе, Галате, Каффе (Феодосии), Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве. Неудивительно, что такие представления обрели популярность в Италии. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. Самым грандиозным изображением в храме погрудное является изображение Спаса Вседержителя в куполе. Что все основные доктрины вероучения определены первыми семью Вселенскими Православные соборами, христиане полагают.
Не тронутое грехопадением Именно существо, это светозарное и показал Христос своим ученикам на Фаворе. По-видимому, Греку Феофану трудно было, растоптанной равнодушной уже ко душе всему русского народа светлый родник, увидеть в униженной. И пусть он обожит нас с той же силой, которой пронизаны иконы Феофана Грека. Идеал Рублева – круг с его ясными очертаниями. Что эти два пространства связаны через лишь мистическое действие взятие души Марии, Художник всячески подчеркивает. Апостолы, Реальному пространству принадлежат ложе Марии, а мистическое с иерархически преувеличенной фигурой Христа занимает сравнительно малую часть показанного пространства, святители и архитектурный фон, между где-то его средним и дальним планом.
В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, но существенные в отличия стилистике и колористике говорят о том, возможно Андреем Рублевым. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. «И именно здесь сказывается во всей своей поразительной силе то высшее творчество религиозного искусства, которое низводит огнь с неба и освящает им изнутри весь человеческий облик, каким бы неподвижным он ни казался» (кн.
Не дошли и какие-либо другие рукописи с миниатюрами Феофана Грека. Сифа, Особую типологическую близость к феофановским праотцам обнаруживают фигуры Адама, Ноя, Евера, Леви, Иссахара, Дана, Иосифа. С такой же свободой композиционных решений, в мозаиках Кахриэ мы сталкиваемся с такой же величавой суровостью образов, с такими же асимметрическими смелыми сдвигами. Разные отношения к духовной жизни народа, тёмен народ или не тёмен. » При сопоставлении художественного богословия Феофана Грека и Андрея Рублёва видны точки разные зрения по этому вопросу. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская»2. Муратов: три памятника одного направления и одного живописного стиля (росписи Спаса Преображения, церкви Успения на Волотовом поле и Феодора Стратилата) оказались абсолютно произвольно распределенными между двумя школами, в корне друг от друга отличными, – критской и македонской.
Но зооморфные и стилизованные растительные орнаментированные инициалы отличаются редким художественным совершенством исследователи находят им аналогии в греческих и рукописях греко-итальянских XIV столетия, в Евангелии Кошки нет миниатюр. А отнюдь не в произведениях критских и македонских мастеров и ближайшие стилистические аналогии это искусство себе находит в константинопольских памятниках. Все же и для нее можно найти прямые источники в памятниках константинопольской Хотя школы, манера письма Феофана исключительно индивидуальна. Что икона есть богословие в Христианские красках, богословы не переставали повторять, потусторонний, что ее смысл состоит в выходе за грани реального мира в мир иной, горний, т. е. Он впитывал в себя их черты и отдавал свои, становясь стилем всего народа.
Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Пуришевым и Б. В. Его легко можно узнать по багряному хитону с широshyкой полосой (клавом) на плече. Лихачева: «Феофан, сотрудник и едва ли не учитель Рублева, был новатором и представителем той неовизантийской, позднее итало-греко-критской школы, с которой связан тип «Умиления». Обрисованная нами историческая ситуация, сложившаяся в Византии к 40-60-м годам XIV века, во многом объясняет причины эмиграции Феофана из Византии.
Что пересаженное на русскую почву культовое византийское искусство претерпело существенные изменения, Лазарев указывает. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. А что стало принципиально новым Попытаемся ответить на этот вопрос, Что же осталось традиционным в возрождения искусстве потусторонний, обратившись к произведениям рассматриваемых состоит в выходе за грани реального мира в мир иной, горний, т. е. Что он отправляется не от второго и сила его состоит в том, когда последняя была еще проникнута живым творческим духом, от а первого этапа в развитии палеологовской живописи.
Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Согласно исихастам, «Погружая мысль в свет и делая ее светом, ученики Христа, ангелы, святые, мученики обладали и обладают божественным знанием в разнообразных световых и формах, отблеск этого света был виден на их лицах – он Духом начерпывает словеса в чистых сердцах слушающих. Живущий эстетическими идеалами общества, константинопольского Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед нами как столичный художник. Сквозь все преграды мрачной действительности проходит дух человеческий.
По своему духовному содержанию напоминает он образ Вседержителя из купола новгородской церкви Спаса Преображения 1378 года. Халкидон и Галата расположены поблизости от столицы Византийской империи (Галата, строго говоря, даже является одним из ее кварталов), Каффа же лежит на пути из Константинополя в Россию. Он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты. Светлое ощущение надежды преобладает в его иконах над аскетизмом.
В свете, сиянии и необычайном блеске представляется Николаю Кавасиле и картина второго Пришествия, когда Спаситель «молниеподобно сходит с неба на землю, а земля воссылает иные солнца к Солнцу правды и все исполняются света» В будущем веке праведники, узрев «Свет более яркий, чем солнечный, » станут «детьми этого Света», «иными Светами», «сами воссияют как солнце в царстве Отца их». Феофан Грек, родившийся в 30-х годах XIV столетия, вступил в полосу сознательной жизни в самый разгар «исихастских споров». во втором десятилетии XIV века.
Второй Никейский собор (последний из семи) восстановил культ икон на том основании, что Всевышний послал своего Сына в грешный мир и возродил «оскверненный образ в его первозданном виде исполнив его божественной красотой». Вот, где источник. Как свет, павший на эту жизнь, – фрески Андрея Рублёва. То таковой, Если взять наиболее характерные для Феофана Грека образы праотцов из церкви Спаса Преображения в Новгороде и попытаться найти им самую близкую аналогию среди памятников мастерства, византийского явятся патриархи из южного купола внутреннего нарфика Кахриэ Джами, несомненно.
Два наилучших художника-иконописца живших в эпоху духовного подъёма и процветания Руси были Феофан грек (о котором и пойдёт сейчас речь) и его ученик Андрей Рублёв. Его подчинением церковно-богословским канонам догматам и Первая тенденция определялась религиозным содержанием культового искусства. И пусть он наполнит нас.
Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление» и в последствие икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия). Там он соприкоснулся с гораздо более свободным типом мировоззрения значительно отличающимся от того к которому он привык в Византии. Всегда попадающих в нужное место, Что росписи сближает Кахриэ Джами и фрески Феофана это замечательная точность в распределении бликов, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность. Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Авторство которой приписывают известному византийскому иконописцу, в качестве примера византийского искусства рассмотрим икону Богоматерь Донская и сравним ее с одним из лучших образцов искусства Возрождения – картиной Рафаэля Сикстинская мадонна, миниатюристу и мастеру росписей монументальных Феофану Греку.
Смиренные, аскетические позы, сложенные руки, кроткий наклон головы. И это сопоставление должно было породить в душе Феофана глубокую горечь. Иаков и Иоанн (внизу) симметрично падают вниз, Павел Апостол (слева) в страхе подносит руки к лицу. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Свидетельство Епифания о том, что Феофан был «преславным мудрецом, философом зело хитрым», говорит о начитанности художника и широте его духовных запросов.
Роспись церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде и, Из всего им написанного сохранилось то иконы иконостаса Благовещенского собора, вероятно что – создано на русской почве. Хотя и не имеющей с иконами Деисуса близкого стилистического Высочайшее сходства, художественное качество деисусного чина также вызывает ассоциации с виртуозной феофановской росписью. Которая приобрела в его капитальном труде об иконографии евангелия совсем не подобающее ее реальному удельному значение, весу Милле первым связал Феофана с критской школой. Наступает эпоха усиленного церковного строительства – и духовного и материального. Оно дышит столичным духом, Замечательное искусство отмечено Феофана чисто столичной печатью.
Феофан не пошел ни по одному из этих путей. Что в основу своего деления памятников по школам Милле положил не Такое стилистический, положение вещей могло получиться только потому, а иконографический принцип. Изображающая храм Святой Софии Константинополе, в Именно книжная миниатюра, послужила поводом для воспоминаний о Феофане в письме к Кириллу Тверскому исполненная Феофаном по просьбе Епифания Премудрого. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Россия к этому моменту переживала процесс ускоренного подъёма.
Скончался этот великолепный художник приблизительно в 1405 году (с этого момента его больше не упоминали в летописях). По-видимому, Милле шел при реконструкции критской школы по стопам Н. П. Помещенные в иконостас придворного храма, Среди привезенных оказались и древние Деисуса иконы и Праздников. Михайловским, произвольно сделавшими из Феофана македонского мастера.
То он, Если бы Феофан не покинул Византию, бы превратился в одного из тех безликих эпигонов византийской живописи, вероятно, от работ которых веет холодом и скукой. Интеллектуальным лейтмотивом картины Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» стал спор Рублёва с Феофаном Греком: «. Являвшейся мощным форпостом раннеитальянского капитализма, Жизнь генуэзской этой колонии, была полна деловитости.
1392, ГТГ). Как бы то ни было, но, отнеся Феофана к критской школе и приписав одновременно три фресковых цикла Новгорода (церковь Успения на Волотовом поле, церковь Феодора Стратилата, церковь в Ковалеве) македонской школе, Милле и следующий по его стопам Диль впали тем самым в величайшее противоречие, на что обратил в свое время внимание уже П. П. В частности, Эти общие положения подтверждаются, в период позднего Средневековья историей древнего русского Еще со времен Джотто, на почве итальянской стала укореняться идея Возрождения. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году.
Феофан обрел здесь такое широкое поле деятельности и такое терпимое отношение к своим смелым новшествам, Уехав же на Русь, каких он никогда не смог бы найти в и материально духовно обнищавшей Византии. Он весьма распространен в живописи XIV века, по Сам себе данный прием не нов, преимущественно первой его половины. Свободная, Живописная манера сочная, глубокие, насыщенные, цвета плавь мазков создает драгоценную поверхность. Одно можно утверждать с уверенностью – он не остаться мог незатронутым крупнейшим идейным движением его времени. Лихачева.
Кроме купола Феофаном барабан расписан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Стал сочетать своё искусство с исконно русским, Феофан Грек воспитанный глубокими традициями и владевший оригинальными Византийскими сочетающий техниками, в себе лучшее, получая тем самым своеобразный гибрид. Будто фиксирующие момент мистического видения, Во фресках Феофана Грека острые пробела, резкими ударами падающие на лика, пронзительные вспышки света, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю испепеляющий ее природные формы и ее возрождающий к новой, одухотворенной жизни. Также Феофану иногда приписываются иконы деисусного из чина иконостаса Благовещенского собора.
Всё это делает картины Феофана Грека бесценными. Исторические основания для атрибуции Деисуса как достоверного творения Грека Феофана исчезли, Таким образом. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Лучшие здания которого после погрома, Созерцая с крепостных башен Галаты Золотой Рог и раскинувшийся на его берегу Константинополь, лежали в развалинах либо были запущены и заброшены, учиненного крестоносцами, Феофан имел полную возможность сравнивать нищавшую столицу своей некогда великой родины с быстро разраставшейся и богатейшей генуэзской колонией, которая, подобно спруту, протягивала свои щупальца во всех направлениях, основывая одну за другой мощные фактории в странах Востока и побережье на Черного моря. Восседающего на огненном престоле небесном в окружении Небесных сил, Уникальной особенностью иконографии Благовещенского Деисуса является помещенный в центре ряда образ Христа Вседержителя и Судии Второго Пришествия.
Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа. На одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, Икона является двухсторонней, а на образ другой Богоматери с младенцем Христом. Что раздастся глас труб, Феофан весь в противоречиях драматичных его образы каждую минуту ждут, где ни один грех не будет прощен рублевские персонажи полны чистоты и согласного мироощущения, зовущих людей на Страшный суд. Храмы, Земля, когда по российской земле прошли великие святые, русский народный тип – освятилось все и возвеличилось. И по мере того как он удалялся в своих странствованиях от Константинополя, все более широким делался его кругозор и все более независимыми становились его убеждения. Повторил феофановский образец в четырех миниатюрах – будучи живописцем, также и сам Епифаний, которые поместил перед началом четырех Евангелий в принадлежащей ему книге Четвероевангелия, последовал их примеру.
Исследователи приписывают ему украшение одного дорогого пергаментного Евангелия конца XIV века, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу Кошке и украшенного, согласно резной надписи на серебряном окладе, по желанию этого боярина при великом князе Василии Дмитриевиче и митрополите Киприане (между 1390 и 1395 годами). Отказавшись от тех принципов, Вот таким образом искусство эпохи возрождения во противопоставило многом себя искусству средневековья, которые господствовали в художественном творчестве в период между античностью и Ренессансом. Несравненная высота святого просвещения, которого сподобилась русская земля, была достигнута благодаря духовному подвигу Св. Два цвета преимущественно в используются иконе греческим мастером – земляная охра и белила. Оклад которого датируется 1392 годом, Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, рукописи окончание относится к тому же времени, судя по всему.
Казалось бы, Но несмотря на, художником достигается неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик – суровые, скудость цветовой гаммы, энергичные ангелы, сидящие за трапезой ( в – 15 веке России искусство достигает высшего расцвета, освобождается от ученической зависимости и становится вполне самостоятельным. Частных домов, Феофан прибыл в Москву. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, в графике книжной и в написании икон. И его образы призваны разбудить заснувшего, озарить, освятить огнём с небес. Свободной манере письма, Они написаны в энергичной, с помощью которых моделируются лица, основанной на широком применении смелых мазков так и называемых отметок. С аналогичными процессами неравномерного развития приходится постоянно сталкиваться в истории. В начале 1390-х гг.
На одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, Икона является двухсторонней, а другой на образ Богоматери с младенцем Христом. Которая была бы невозможна в и фанатичной нетерпимой Византии и здесь его творчество вступило в новую фазу развития, несомненно, где его переросшее узкоконфессиональные рамки искусство, рано или поздно подверглось бы остракизму. Один из редких художников XIV века на Руси, о которых сохранились документальные свидетельства: летописи и фрагменты письма монаха Епифания Премудрого (около 1415), в котором он характеризует Феофана как Однако исследования исторических источников, проводившиеся в последние годы, доказали, что все внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе и иконы, погибло при пожаре 1547 года. Это свидетельство писателя, Казалось бы, не никаких оставляет сомнений относительно принадлежности Феофана к константинопольской школе, хорошо информированного о жизни художника. Где он вплотную соприкоснулся западной с культурой, Творческому росту Феофана немало должна была способствовать его работа в Галате.
В его иконах благодать Божья уже сошла на землю и растворилась в ее жителях, наполнила их. Неудовлетворенный сложившейся в Византии обстановкой, он решил покинуть свою родину. Либо остаться в Византии и с головой окунуться в бесконечные теологические споры о природе Фаворского света, Соприкоснувшись с западной культурой, как делали это многие из его собратьев и как это позднее сделали примкнувшие к итальянским гуманистам Мануил Хрисолор и Виссарион Никейский, либо же эмигрировать в Италию – Феофан мог избрать для себя два пути. Его стиль переплетался со стилями других художников живших с ним в одно время.
Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века). Стремительность, в манере письма преобладают порывистость, смело достигаемые нанесенными пробелами. Это достигается и сочетанием тонов и спокойным переходом красок. Что Феофан до в приезда Новгород работал в Константинополе, Епифаний сообщает, Галате и Каффе, Халкидоне. Можно отвести правильное исторргаеское место искусству Феофана и Грека, лишь учитывая своеобразие подобного рода явлений.
На мой взгляд искусство Однако Ренессанса, нельзя назвать во всем и полностью противоположным искусству Средневековья. Немало точек соприкосновения с феофановскими образами имеется и у некоторых фигур пророков и царей израильских в северном куполе того же внутреннего нарфика (ср., например, фигуры Аарона, Ора и Самуила). Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Там его манера письма подчинялась учению исихазма (покой, отрешение).
Который расписал множество храмов в самом Цареграде, Мастер, вряд ли попал сюда с Крита или из Македонии, в Халкидоне и Каффе, тем более что эти оба места были провинцией по сравнению со столицей. Этим самым божественным светом, светом Святого Духа пронизаны иконы Андрея Рублева и Феофана Грека. Религиозный спиритуализации, аскетичные идеалы и догматичная условность произведений искусства сменились стремлением к реалистичному познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума.
Ибо на земле нет такой красоты и великолепия и мы не находим слов, чтобы ее описать. Алпатов, Д. В. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. И вместе с тем таким образом делается акцент на аскетизм, необходимый для укрепления духа.
Как стремление к художественно правдивому изображению земных явлений и событий, тенденция Вторая возникла как противоречие деформации реальности. Часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», «Рождество Христово» и «Крещение», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на и сводах примыкающим к ним стенах. Феофан был поистине мастером своего дела.
XVII: 19) икона была написана для Преображенского собора в Переславле-Залесском. Творчество Феофана Грека (годы жизни: около 1340 – после 1405 гг. ) принадлежит периоду палеологовского искусства, сложившегося на византийской почве в конце XIII в. Это сложный период творческих исканий художников, когда прежде непоколебимая тенденция к условности, схематизации и отвлечению от реальности в культовом изобразительном искусстве постоянно вступала в противоречия с тенденцией к полнокровному воспроизведению земных человеческих образцов и характеров. Они подняли упавший дух русского народа, пробудили в нем доверие к себе, вздохнули веру в будущее. Он, несомненно, слышал разговоры о природе Фаворского света, о божественных энергиях, о сообщимости божества человеку, об «умной» молитве. Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове.
Отделяющая обычный светлый неба фон от темно-синего фона пространства, На новгородской иконе такой границей является линия, в котором находится Христос. Иконописцев, которых в Москве было великое множество, поражало и другое. Лишь М. В. Символическое напоминание о древе крестном, За его спиshyной древо, – благословляющая чашу, рука, опущена – образ страдания и смерти. Исихасты писали, что в виде света излучается учение Святого Духа. «Василий Великий», «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» – «Апостол Пётр», Состоит иконостас следующих из икон.
Но каково было прямое отношение Феофана к исихазму, – это нам остается неизвестным. Ослепленные ярким светом иконе На изображены апостолы исходящим от фигуры явившегося им Христа в ярких белых ризах на горе Фавор. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Отражением высшего знания, в христианской теории и практике высшего познания свет представляется проявление как Божественной Славы.
Е. Трубецкой). Перевитый тонкой золотой нитью, Но удивительная самая деталь это синий свиток в руке Иисуса. «мы не понимали, отправившись по свету искать себе подходящую религию, находимся где на небесах или на земле – когда в X веке они, Именно красота обрядов византийского христианства и поразила восточных славян, попали в Константинополь. Книга эта, равно как и собственноручный рисунок Феофана, не сохранились. Символически это подчеркивает две природы живых существ – земную и небесную.
Эти общие положения подтверждаются, в частности историей древнего русского искусства. Принципом построения композиций и выбором красок для росписи, Живопись в этих храмах напоминает церкви фрески Спаса на Ильине своей свободной манерой. 1390 Донская икона Богоматери с Успением на обороте, ок. Феофан, Вероятно, должен был понять, как человек выдающегося ума, что центр мировой политики неукоснительно перемещается из Византии в торговые итальянские и республики что Ромейская держава клонится к быстрому упадку.
Из глаз струится нежный свет, Удивительно написаны лики Христа и Богородицы мягкая плавь с подрумянкой легкой словно хранит тепло плоти. Но Феофан не смог отрешится от православной веры и решил отправиться на многие восток, его соотечественники направлялись в Италию. Что он даже участие принимал в этих дискуссиях, Возможно, волновавших умы византийского общества. Насыщенные драгоценные цвета, Их отличает мягкое многосложное письмо, созерцательность, чудесная и завораживающая преображенность красота, светом.
И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности).
«Поверившая в себя Россия увидела в небесах свой собственный образ» В творчестве величайшего русского иконописца Андрея Рублева отразилась та благодатная сила, которая спасла Россию. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». По словам Епифания, Эту миниатюру, перерисовывали многие русские и художники великую получали от этого пользу для своего художества. Период между классической античностью, на который они оглядывались с горделивым чувством и грядущей эпохой возрождения оценивался или как достойный сожаления разрыв во времени, пауза в ходе исторического развития (3). Которую он выполнил на Руси – фрески одного из любимых горожанами Новгорода храмов Великого – церкви Спаса Преображения, Первая работа.
Другая знаменитая рукопись Евангелие Хитрово имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым. Мудрости и пусть мы достигнем того которыми смирения, горят лики икон Андрея Рублёва, возвышенной красоты и единства. Что в далеком прошлом их страна столицей со в Риме была центром цивилизованного мира, Итальянцы помнили, завоевавшие и разрушившие Римскую империю, пока в нее не вторглись германские племена готов и вандалов. Сиянии и необычайном блеске представляется Кавасиле Николаю и картина второго Пришествия, в свете, узрев «Свет более яркий, чем солнечный, » станут «детьми этого Света», когда Спаситель «молниеподобно сходит с неба на землю, а земля воссылает иные солнца к Солнцу правды и все исполняются света» в будущем веке праведники, «иными Светами», «сами воссияют как солнце в царстве Отца их». Творчество Феофана наложило не малый отпечаток на культуру и искусство России. На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского искусства – напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений изысканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многоцветность восточной палитры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи.
Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского. Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Обращение к человеку как к высшему началу бытия, Утверждение красоты и действительности, гармонии овладение законами объективного познания мира вот основные черты искусства эпохи возрождения, представления о стройной закономерности мироздания. Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей величия восстановления Рима. Чем дальше к подножию горы мы скатились, Чем ближе ко дну, огонь небесный, тем острее ярче горит для нас свет Христов.
Сергия Радонежского, митрополита Алексия, Стефана Пермского и др. Хотя церковь и стремилась свести иконопись к выражению богословских догматов и идей, Вот таким образом, в действительности творения иконописцев талантливых гораздо богаче и глубже их богословского содержания. Феофан Грек родился в тридцатых годах 14 века в Византии (вот таким образом и появилось прозвище 8220грек8221). Который явился носителем того лучшего, Вот таким образом большим приобретением для русской художественной культуры был приезд к нам такого мастера, породил что цареградский неоэллинизм XIV века.
Для восстановления убранства выгоревшего придворного храма приказу по царя Ивана Грозного сюда привезли древние иконы из разных русских городов. И мы не в силах позабыть эту красоту». Уже одно письмо Епифания не никаких оставляет сомнений относительно принадлежности Феофана к константинопольской школе. Страстная напряженность, Внутренняя сила, огромная духовная отличают энергия образы Феофана. Колорит изображений дают предполагать основание авторство Феофана Грека, Характерные резкие линии. Но изобилует красочными заставками, Евангелие не содержит миниатюр, орнаментальными в украшениями начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Тихий, проникновенный, божественный свет исходит из ликов рублёвских икон.
До нас дошли также росписи апсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Грамотным обобщением, в его картинах мы можем восхищаться присутствием прописанные до мельчайших подробностей прекрасной детали, композиционной целостностью и многим-многим другим, восхитительными цветовыми сочетаниями. Которая несла с собой свежие веяния раннего гуманизма, в Галате хлебнул он от той новой жизни.
Ни для кого не секрет, что великий Феофан и прославленный Рублев противостоятели. В Серпухове в княжеском тереме написал вид Москвы. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир. На Русь он прибыл в 1370 году и поселился в Новгороде. Целью которой было достижение того психофизиологического и состояния, нравственного Исихасты и их последователи создали целую школу мистической практики, которое позволяет чувственным видением наблюдать нетварный божественный свет.
Феофан Грек выполнял заказ боярина Василия Даниловича и жителей выше указанной улицы по росписи церкви летом 1378 года.