Павел Андреевич Федотов был одним из первых среди художников своего времени, кто от написания портретов, выполняемых на заказ и превозносящих мнимые достоинства их заказчиков, перешел к выполнению сюжетных полотен. Когда в Академии художеств это полотно было впервые выставлено, Стихотворение это было написано к открытию выставки в 1849 году. В 11 лет будущий художник был принят в Московский кадетский корпус и к 1833 году, став лучшим на курсе, окончил его в чине прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка, после чего переехал в Петербург. Дворянство беднело, разорялось и потихоньку вырождалось. Сам Майор еще накручивает ус в соседней комнате.
Можно было и в пробиться дворяне и породниться с нищими аристократами, а выгодно пристроив своих дочерей в таком мезальянсе. Мать же, успевшая сильнее проникнуться ощущением важности момента, пытается задержать ее на месте, ухватив за платье и произнеся громким шепотом: «Куда, дура. ». Под разными предлогамизаходил гости в и придирчиво осматривал жилье, Федотов ходил по купеческим домам. Что могли видеть на картине и как ее понимать зрители далекого от нас XIX века Рассмотрим – детально. Сваха идет от него, она переступает порог, левая ее рука непроизвольно тянется к двери, как бы показывая: «Уже здесь», лицом же она обращена к Отцу именно ему прежде всего адресуя благую весть.
Все было узнаваемо: интерьер, характеры. Павел Андреевич Федотов. А купеческое сословие любой ценой стремилось из "грязи, да в князи". Как дом купца преобразился к появления моменту жениха-майора, Федотов обращает внимание зрителя на то. Но его ничего не устраивало.
ПогодинВ поисках нужной залы нужно пришлось тоже потрудится. Но его ничего не устраивало. Дочери были всего лишь разменной монетой иногда умело подыгрывая маменьке с папенькой. Решившем поправить свои дела женитьбой на богатой дочери, купеческой в ней он рассказывало майоре. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
Расставляя и повертывая их, Художник так старался разместить своих чтобы героев, каждый связывался со своими соседями, такие жесты придавал им и так направлял их взгляды или хотя бы с одним соседом. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая работа самостоятельная расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Его привлекают творения Дау, Федотов часто посещает Эрмитаж, Брауэра, Остаде, чьи картины были наполнены и деталями раскрывали быт, повседневную жизнь простых обывателей. Произведя при помощи неизбежной соответствующую свахи регосценировку Майор является в дом с официальным предложением руки и сердца. Майор там, они разделены стеной – отворенная в соседнюю комнату, Излюбленный прием дверь, семейство здесь, сработал Федотова у безошибочно. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – Сватовство майора (1848). Все с натуры.
Отметим, что далеко не всегда публика ценила собственно живопись «Сватовства» гораздо более она увлеклась её сюжетной новизной. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение их собственного бытия. Нужен был переломный момент в жизни героев, Для своей будущей картины Федотов сюжет искал незаурядный – нужно было сопоставление характеров. Довольно долго он не находил ничего подходящего. Картина принесла художнику-любителю звание академика по живописи домашних сцен (1848). Заканчивая жизнь в темном омуте барского пруда иногда а становясь несчастной жертвой отданной на поругание.
Было ли так задумано художником, Неизвестно, но так уж вышло или получилось случайно, что, намереваясь изобразить краткое мгновение, выхваченное из жизни купеческого семейства, он на самом деле растянул его, представил в виде цепочки мгновений, каждое из которых предшествует соседнему и картина приобрела более живости, чем если бы следуя точной житейской логике, он передал бы то, чем занят каждый из его героев в одно то и же время. Родился Федотов в Москве, в семье мелкого, бедного чиновника. Интерьер гостиной также выдает хозяйские пристрастия – стене на вместо модных картин портрет митрополита. Который, Но именно по наставлению поддержал Крылова, художника в его желании заниматься жанровой живописью, в отличие от большинства, Федотов бросает Академию и начинает свой самостоятельный путь. Впоследствии породившее немало подражаний, Картина кавалер Свежий – первое в русской живописи произведение бытового жанра. Почитая себя недоступным чужому взгляду, Каждый и один лишь зритель имеет возможность обозревать одновременно их и сопоставлять, занят подготовкой к решительной встрече. Но немного в глубине стоит Сваха, Почти центру по картины, уже выполнившая свою роль и являющейся связующим звеном между Майором и купеческим семейством.
Но главным образом за ранние работы и особенно за Сватовство майора, Имя Федотова всегда почиталось высоко, став родоначальником жанра бытового и предшественником художников-передвижников, в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, явившихся четверть века спустя. Обстановка дома демонстрирует претензии хозяев на «хороший тон», однако на всем лежит печать купеческого вкуса: нескладно сидящий сюртук на хозяине дома, по-крестьянски повязанный платок на голове купчихи, жеманные движения дочери, стесняющейся обнаженных плеч. После долгих поисков он остановился на моменте рождения новой семьи, но не самой свадьбе, а на событии, предшествующем ей – на сватовстве.
Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж Зимний день. Выдающую в нем художника, Уже тогда можно было отметить особенность Федотова характера и привычку, после чего зарисовывал лица, – он любил подолгу бродить по городу, обстановку и детали в тетрадь. От нее, от ее простертых в беспомощности рук и вскинутой головы известие обращается в дальний угол, где все еще царит неторопливое спокойствие, а отчасти даже и не прибранность. Закончились боевые военные походы. Художник сделал другой вариант картины.
Но без гроша за душой, Жених благородных из но не имеет витиеватой родословной – из простых, а невеста богатая. Павел Андреевич Федотов. Остальные типажи Федотов рисовал с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, непонимая, чего от него хотят. Проходя мимо какого-то трактира, а однажды, во-первых, художник увидел за окнами, люстру с закопченными стеклышками, которая поразила, его и стены – немножко побуревшие, красно-коричневые. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно (1849), признаны выдающимися.
Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Как пояснение к майора Сватовству Федотовым написана стихотворное произведение знаменитая Рацея. А скорее психологические срезы общества, Его картины показывают не просто прозу окружающего его различных мира, сословий и нравов окружающих его людей.
Даже кулебяка была написана с натуры. «Казарменная жизнь», Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Там меньше художественных деталей, больше – откровенногофарса в героях. Вернее Дочь с Матертью, Центром картины стали Майор и образовавшей Дочь, вместе с ней нерасторжимую скульптурную группу.
Когда военные, Федотов самзнал много случаев искали простого и удобного выхода – на жениться богатой купеческойдочке, не имевшие видов на доходную штатскуюдолжность. Под разными предлогами заходил в гости придирчиво и осматривал жилье, Федотов ходил по купеческим домам. То со Сватовствоммайора вышло по-другому, Но если придумывались рацеи всегда после картины.
Открытый Федотовым в Сватовстве майора, Метод работы над реалистической картиной, надолго вошел практику в русских художников. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. Задумав картину, Добавляя анонс, в котором должно было действо, происходить художник долго искал интерьер – вы автоматически соглашаетесь с Из истории создания картины. Известие застигло их некоторой в растерянности, Мать и Дочь заметно отстали от него, которая в смущении порывается убежать, особенно Дочь. И вдруг чудо – у Аничкова моста встретился купец.
Майор еще не вошел, но о приходе его известно и он явился возмутителем спокойствия. То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой возможности, же Если все свободные места уже заняты. В картине Игроки (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Во-вторых, онсразу стал этот быт высмеивать. Статская служба по причине отсутствия необходимых связей, Но состояния и поместий у него нет, а майорский пенсион велик, не светского образования и тех же денег ему не светит.
Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Но художник не пошел по проторенной дорожке социального обличения он – провел некую нивелировку сторон, Здесь можно было бы придать картине социальную остроту – например старик-богач сватается к молоденькой бесприданнице. Для него выход один – жениться на купеческой богатой вдове или дочке и взять за ней хорошее приданное.
Правда, Глава семейства более всех прочих готов к встрече пальцы, но он уже шаг делает к двери, еще возятся с упрямыми пуговицами сюртука, сияя улыбкой. Он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной 20-я живописи, линия Васильевского острова. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами. «Сватовство майора», 1848, ГТГВ поисках героев и деталей для этой картины Федотов обрыскал весь Петербург. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. В картине Анкор, еще анкор. Но благодаря умело освещению выбранному ощущается его значимость для развития сюжета картины.
1848, «Сватовство майора», что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом бору» у Шишкина, ГТГ«Сватовство майора» в Федотова творчестве – это то же самое. Всё было узнаваемо здесь – интерьер, характеры. Между прочим, эту «купеческую»люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно итщательно ее зарисовать. Что художник прекрасно понимал суть описанного Мягкий мезальянса, юмор и ирония этой картины свидетельствует о том.
За год до создания полотна Федотов написал поэму Поправка обстоятельств или Женитьба майора. Чины присваивались не за подвиги, а за выслугу лет. Но еще миг-другой, успев только водрузить шампанское на место – конечно, Всей этой троице известие дойдет до и них они исчезнут, совсем не место при церемонии. Заметим, в 29 Павел лет Федотов вышел в отставку и без остатка посвятил себя искусству, что без специального образования, было огромным жизненным риском. В ней господствует зеленовато-коричневый том интерьера и он как бы нейтрализует все светлые пятна, передает атмосферу затхлости купеческого мирка.
«Сватовство майора», 1848, ГТГ«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом бору» у Шишкина. Павла Федотова называют предшественником художников-передвижников. Эти поиски иной раз выглядели весьма комично.
Картина вторая В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Скромно стоящую на картине настуле слева, а бутылку как шампанского, только закончил ее рисовать, Федотов распил вместе с другом. (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Напрашивается воспоминание о печальном сюжете, над которым совсем не хочется смеяться – "Неравный брак" художника Василия Владимировича Пукирева. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник. Где живет со своим верным другом Коршуновым, переезжает на Васильевский остров в маленький домик и поступает Академию в художеств. Кухарке, сидельцу из винной лавке и Приживалке досталось самое темное место в углу картины. Хотя он былсамоучкой.
Впрочем, все свободное время онпосвящал любимому занятию – рисованию. Федотов одновременно заботился том, о Составляя свою хитро извивающуюся вереницу персонажей, согласное с его значением в развертывающейся комедии нравов, чтобы каждому отвести в ней место. такая честь – зять–офицер) ижеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхомпозора для благовоспитанной купеческой дочери) и мать-купчиху в модномфранцузском платье вкупе со скромным платочком на голове и отца-купца, которыйсуетливо застегивает сюртук. Кстатисказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а посоциальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Его отец был титулярным советником, Родился он 4 июля 1815 в года большой и небогатой семье, а мать – домохозяйкой.
Искусствоведы считаютего менее ценным. Который словно присутствует в самый ответственный момент некоего театрального представления нельзя назвать прямым, эта Вся ситуация ясно читается зрителем. На которого и надел невестиноплатье, а изобразить стремительное невестыхудожник движение попросил своего друга Карла Флуга. Охладев к своему замыслу, Однако, а сюжет одного из них в использовал первой своей картине – Свежий кавалер исполнил только 8 рисунков.
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке», М. Погодин писал – к обращаясь первым зрителям шедевра. На скорую руку, Поднос с бокалами и шампанским по-простецки, Кухарка выставляет на стол горячую кулебяку, приткнут прямо на стуле, Сиделец из лавки еще возится с бутылками, а Приживалка, высунувшаяся в дверь и потому присутствующая в картине как бы наполовину, обнаруживает степень крайнюю неосведомленности расспрашивает, что произошло. Он рисовал карикатуры и портреты друзей, наряду с сочинением стихов и пением под гитару – оно, но Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, долго служило ему лишь средством скоротать досуг.
Посетители выставки увидели в его картине отражение своего собственного бытия. Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким, представьте интересные на плэйкасты всеобщее обозрение. Что их долго не понимали – воспринимали сдержанно, в поздних же работах он так разительно обогнал свое время, даже скептически, недоуменно, – и лишь много позднее прояснился смысл определилось и значение его удивительных прозрений. Его невероятное терпение, тщательное изучение особенностей человеческого тела, начинают давать плоды.
Но оживление, суета, царящие в доме, разоблачают всю эту фальшь. Наслужившийся, Армейский офицер в майорском звании, а может и повоевавший, хлебнувший лиха в ни где будь в отдаленном гарнизоне на границе империи, подумывает уйти в отставку. Художник сумел так построить композицию, По-своему использовав опыт академической живописи, что изображенная сцена выглядела естественно и по одновременно театральному выразительно. Картина до конца продумана со стороны колорита. Этобыла не копия. В Сватовстве майора художник высмеивает расхожийжитейский эпизод, Как вы уже поняли, образы все на картине собирательные, соответственно.
Художник –самоучка ничего не рисовал из головы. Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящеелицо на картине – купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотоврисовал с реального человека. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля).
Сюжет картины определился. Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность (поучать обличая), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. И не сколько осуждал такие события, сколько относился к ним с сочувствием и пониманием. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Картину Вдовушка он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно былопроисходить действо. Автор под всеобщий хохот публики зачитал это описание, трудом с пробившись сквозь толпу зрителей к своей работе.
Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в домев ожидании важного гостя (еще бы. Проходя мимо какого-то трактира, а однажды, люстру с закопченными стеклышками, художник за увидел окнами, во-первых, которая его поразила и стены -немножко побуревшие, красно-коричневые. Даже мелочи.
Они обретают самоценную роль и, Огромную играет роль натюрморт – вещи не просто комментарий к событию, кажутся драгоценными, будучи написаны с миниатюрной виртуозностью. Но. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Именно так, по мнению художника, долженбыть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. О том, Сами работать ленятся, Как иные на счет чужой живут, Так на богатых женятся – как люди на свете живут, Картина говорит. Конечно, И, молодцеватоподкручивающего ус, жениха-майора, в богатого предвкушении приданного. Тот самый. «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке»М. М. Погодин писал, обращаясь к первым зрителям шедевра: «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке».
Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Кому суждено прожить оставшуюся жизнь вместе – будущая невеста и будущий жених, лицом Впервые к лицу встречаются те. По прошествии четырех лет Федотов службы начинает посещать вечерние курсы рисования Академии художеств. Одетый по парадному – в мундире, при сабле, в треугольной шляпе и сиянии «густых» штаб-офицерских эполет, он стоит в соседней комнате подкручивая усы и готовясь к решающему объяснению. В купеческом доме уже готовы к его появлению.
Надо сказать, сто «сватовство майора» было сразу же оценено публикой. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении. Дабыизбежать нищеты в 11 лет поступил в московский Кадетский корпус.
Но уже в следующей картине – Разборчивая невеста (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Такие неравные браки этого исторического периода периода не были редкостью. То есть, вещь не только известная, а знаменитая. Счего же он рисовал «Сватовство». Федотов заходил в купеческие дома под разными предлогами. В 1848 году, Ноуже через года, четыре Разборчивая невеста и Сватовство майора. Именно за последнюю картину Федотова сразу же удостоили звания академика. Триумф Сватовства майора стал высшей точкой в жизни художника. После этого он прожил лишь четыре года и в 37 лет умер в психиатрическойбольнице от воспаления легких, смелый самоучка представляет наакадемической выставке три свои первые живописные работы – Свежийкавалер.
Направляющийся по направлению к гостю и практически готовый к встрече и вот таким образом менее зрителю интересный в некоторую глубину задвинут и Глава семейства. После егоокончания служил прапорщиком в Петербурге. Оказавшийся в отдалении от фигур остальных оказался как бы на окраине от основного действа, Майор. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.