Многому научился у Ротари и Токе и в последнее время целиком занялся портретной живописью». Ее внутренний мир, уже Однако тогда за внешней эффектностью не теряется главное характер модели. 11 «Чистейшей прелести чистейший образец» Словно чарующее видение возникает, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, Однако, а талантливый дружелюбный и человек. Согласно упоминавшимся ранее запискам Штелина, начиная с 1762 г. Рокотов «был столь искусен, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами» и в его мастерской могло находиться до сорока портретов, к которым он писал только лица, поручая ученикам работать над фигурами и одеждой.
То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Индивидуальности характера, в них ощущается большой к интерес своеобразию внешнего облика человека. Что родился Ф. Рокотов в крепостной семье в известных России князей Репниных, Скудные данные говорят о том. Не прошло и двух лет после поступления, как он стал адъюнктом, в обязанности которого входило «смотрение за классами». Ему этого и не дали сделать.
Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. К тому же времени относится «Кабинет И. И. Люди высшего света боялись этого человека, его острословия и цинизма, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них некоторые боялись выйти в свет. Открытый лоб и пристальный, Но высокий, в котором очевидны острый ум и твердая воля, немного насмешливый взгляд, говорят о внутренней силе значительности и присущей этому человеку.
Неопределенностью выражений, Их лица неоднозначностью, отличаются играющая на губах полуулыбка часто не сочетается с грустью в глазах. Суровцевой, 1880-е П. Н. Если хотите, Именно стремление показать внутренний мир, но никак не внешнюю привлекательность и дорогие одежды изображаемых отличают творения живописца, жизни загадочность и души. Причем форма холста подчеркивает ритмический общий строй произведения, Чаще всего мастер пишет овальные портреты. В легкой дымке загадки и очарования, а для нас она так и той осталась прекрасной, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова. Но вдруг, в одночасье, он решает круто повернуть свою жизнь и отправляется в Москву. Ломоносов стал его «кресным отцом» в искусстве.
Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Она вышла замуж за Струйского в 1772 году. Наверное, это была одна из самых красивых женщин восемнадцатого века. Особенно это относится к женским портретам (мужских, как ни странно, почти нет). Особенно это касается пленительнейших женских образов (портреты А. П. Трудно поверить, что этот флер таинственности возникает отнюдь не по мановению кисти художника-чародея, а является результатом серьезного и кропотливого труда, для описания которого придется обратиться к «техническим» подробностям. Через некоторое время мы обнаруживаем след Рокотова уже в Петербурге.
Санти, 1785 В. Н. Рокотов в 1760 г. «по словесному приказанию» Шувалова был зачислен в новообразованную академию и даже получил возможность работать в его доме, да и впоследствии на протяжении всей жизни художника и мецената связывали самые теплые дружеские отношения. На губах едва заметная полуулыбка. Забыть о былых рутинных обязанностях и заниматься тем, Здесь он наконец-то может не зависеть от государственной службы, но не помпезные и торжественные, что ему действительно интересно писать портреты, а камерные, даже интимные, проникнуть пытаясь во внутренний мир своих героев.
Рано получил вольную (дань таланту. ). Изменяется форма обрамления если прежде преобладал формат, прямоугольный Работы выглядят более репрезентативными, то теперь предпочтение отдается более декоративному овалу. Чуть ли не М. В. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. То же можно сказать и о других работах, созданных в эти годы, портрете Майкова, «Неизвестной в розовом платье», Воронцова В это время складывается неповторимый, только Рокотову присущий живописный стиль.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Но никто из них не оказал серьезного влияния на формирование его живописного стиля, Удивительно, можно абсолютно сказать, неповторимого, уникального. Заболоцкого: И удивительное дело. Земная судьба А. П. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Полуулыбка, Ее глаза – как два тумана, Ее глаза – как обмана, два полуплач, Покрытых мглою неудач.
Часто при написании парных портретов Рокотов выполняет их в контрастных тонах: вспомним хотя бы «Неизвестную в розовом платье» и «Неизвестного в синем кафтане» или портреты четы Струйских, где жемчужный и золотистый тона в портрете Струйской перекликаются с темно-зеленым в изображении ее супруга. Рокотова поэты последующих поколений посвящали свои стихи. Так что они кажутся тающими в полутонах, Лица обволакивает легчайшая золотистая дымка, загадочности, ощущение оставляя недосказанности. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Александра Петровна – вторая жена богатого пензенского Николая помещика Еремеевича Струйского. Невероятный успех. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Чем дольше вглядываешься в написанные им лица современных ему людей, Портретный ряд одного из лучших живописцев половины второй XVIII века Федора Степановича Рокотова удивляет тем больше. В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских.
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Лица полностью освещены, на них почти не видно теней. Переход настроений, Мастер стремится запечатлеть неуловимость момента изменчивость превращение чувств, одного душевного состояния в другое. Что речь в письме идет о художнике, Заметим, который в ту пору делал фактически только первые шаги на поприще искусства. Рокотовская манера живописи, Именно в это складывается время своеобразная, его индивидуальный творческий почерк.
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Пепельно-серые тона перетекают в голубые, Тени неуловимо переходят свет, в а розоватые в бледно-золотые. В глазах ее – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цветов, света и тени. Переливы оттенков одного тона сочетаются с контрастными вспышками цветового акцента. Итак, Рокотов, несмотря на «низкое» происхождение и еще относительно молодые годы, становится едва ли не самым значимым живописцем Петербурга. Академик с 1765 года. Свободный мазок сменяется более упругим и протяженным и четко обрисовывает форму. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Портрет графини Е. В. Санти 8 Портрет Александры Струйской Любите живопись, поэты. поздний период творчества. Главную причину надо искать в академии обязанности адъюнкта не вдохновляли слишком портретиста, Возможно, отнимая массу времени и мешая полностью сосредоточиться на живописи. В общей сложности Рокотов проработал в Москве почти 40 лет, которые исследователи подразделяют на три «подпериода»: вторая половина 1760-х 1770-е гг.
В некотором смысле творчество этих лет стало синтезом двух предыдущих периодов. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Он по-прежнему искусно изображает позы и жесты, фактуру тканей и украшений, но его все больше захватывает желание запечатлеть на полотне «движения души». Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века.
Который кладется уверенно, является зигзагообразный мазок, не но следует форме досконально и не совпадает полностью с контурами фигуры. реальные люди, богатые, знатные, вполне «прозаические», но под кистью художника они превращаются как бы в «тени реальности». Еще Струйский, современник и горячий поклонник Рокотова (между прочим, единственный человек, оставивший нам хоть какие-то воспоминания о художнике), так описывал процесс работы над портретом поэта Сумарокова: он «почти играя ознаменовал только вид лица и остроту зрака в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживляемом полотне не утаилася он проник во внутренность души сего великого мужа». Он как бы устремляется мимо вас и в то время же в себя, Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен. В 1765 г. за картину «Венера и Амур» он получил звание академика живописи.
С перездом в Москву начинается новый, самый продуктивный период деятельности Рокотова. Таким образом достигается ощущение живой и подвижной фактуры. Есть и другая версия, согласно которой Рокотов является внебрачным сыном князя Петра Ивановича Репнина, причем князь не только освободил его из крепостной неволи, но и произвел в дворянское звание (иначе как объяснить подпись Рокотова под «Правилами Московского английского клуба», куда принимали исключительно дворян. ).
Причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, в рокотовской характеристике очень образа важны выразительность глаз и мимика, мимолетности чувств человека, скорее он хочет создать ощущение неуловимости. Что в этом переезде не последнюю роль сыграл крупный русский меценат Иван Иванович Шувалов, Не исключено, его по мнению, задумавший создать Академию художеств и отбиравший для будущих занятий самых талантливых, молодых людей. Изменения в художественном стиле Рокотова стали заметны фактически же сразу после переезда в Москву. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Голова слегка закинута назад, Рокотова больше всего интересует лицо изображаемого им выражая человека, высокомерную и надменную презрительность – через которое он передаёт его характер.
Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Как из тьмы Ты былого, помнишь, с портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас, Едва закутана в атлас. В этом, правда иногда чувствуется некоторое стремление к декоративизму. В 1780-х гг. Иногда излишняя одухотворенность, Правда, не совсем соответствует реальному характеру изображенного например дипломата Обрескова Струйского или несмотря на несомненное внешнее сходство. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов русской в живописи XVIII столетия.
Федор Степанович Рокотов родился в 1735 (6) г. О его детских и юношеских годах мы можем лишь догадываться. Хозяйство не досаждало Александру Петровну, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Трудно сказать, что подтолкнуло его к такому решению.
Люди, Портреты становятся менее отвлеченными, уже не так погружены себя, в изображенные на них, даже наоборот как бы стараются получше преподнести себя зрителю. Шувалова» картина известная нам в позднейшей копии и интересная тем, что являет единственный пример нефигуративной рокотовской живописи. Источник его смещается, Но по-прежнему главным средством выразительности свет остается правда. Стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии, была Она счастлива в браке. Одной из характерных черт манеры Рокотова 1770-х гг. Но, Красотой своей она поражала всех, в браке была несчастлива, рано выйдя за богатого Струйского, самодура хотя и прожила долгую жизнь.
В академии Рокотов быстро сделал карьеру. Что происходил он из крепостных князей людей Репниных, Традиционно считается, впрочем, но, еще в молодые годы получил вольную. Знакомство с Шуваловым вывело бывшего крепостного в свет, сблизило с высшим обществом. В его живописном стиле возникают новые тенденции. Как и в ранний период, Рокотов уделяет больше внимания осязаемости тканей (портреты Новосильцевой, Суровцевой), прорисовке деталей.
Призванной символически выразить характер модели, в числе основных средств выразительности рокотовских надо портретов выделить колорит художник почти всегда стремится выдержать полотно в единой цветовой гамме. Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве и похоронен Ново-Спасском в монастыре. Ланской, 1790-е и др. ). А с новым главой академии у Рокотова отношения не сложились, к тому же к поре той Екатерина уже отправила Шувалова в отставку. Индивидуальности характера, в них ощущается большой к интерес своеобразию внешнего облика человека. В это же время он начинает пользоваться популярностью как портретист.
В облике которого за томной изнеженностью проницательность, угадываются 1765) иронический ум талантливого поэта. Детство и юность будущий художник провел в подмосковном имении Репниных селе Воронцове. Полная пленительной грации, 9 Портрет Александры Струйской На полотне обаятельная юная женщина. 1780-е начало 1790-х гг. А. п. струйской (1772), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство красота и внутреннего мира, В. Н. Суровцевой (1780), возвышенный строй человеческих чувств – В. Е. Новосильцевой (1780), Федор Степанович Рокотов 6 Федор Степанович Рокотов в пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов.
Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Богатые, реальные люди, вполне «прозаические», знатные, но под кистью художника они как превращаются бы в «тени реальности». Что к старости зрение художника резко ухудшилось, Один из исследователей творчества Рокотова предположил, чтобы работать и, ему приходилось близко к придвигаться полотну (этим объясняется обилие четко выписанных деталей и изменения в свете и цвете). Куда переезжает Рокотов, в Москве, которое четко достаточно начинает проявляться в его творчестве с конца 60х годов, формируется его мировоззрение. И под конец жизни был Рокотов вынужден заняться педагогической деятельностью, Заказов становилось все меньше.
Модель, кажется, растворяется в густом темном фоне, который становится неотъемлемой частью образа. Вокруг него группировались представители московских художественных кругов, в то Майков время был уже известным. Где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, после Вскоре свадьбы супруги совершили путешествие в Москву их фамильные портреты, художнику Рокотову. Уравновешенная композиция, в основном в них традиции продолжаются 1780-х форма овала, но краски становятся более скупыми.
В облике которого за томной изнеженностью проницательность, угадываются 1765) иронический ум талантливого поэта. Первое дошедшее до нас произведение Рокотова портрет неизвестного офицера, датированный 1757 г. (некоторые исследователи считают его автопортретом). Он какое-то время обучался у московских иконописцев, в Русском музее хранится выполненная Рокотовым иконная прорись видимо, чем реальных но фактов и эти сведения принадлежат скорее к области догадок.
Полувосторг, Соединенье двух загадок, Безумной нежности полуиспуг, припадок, Предвосхищенье смертных мук. Некоторые работы почти монохромны, в других акцент делается на сопоставлении контрастов. С 1767 года живет и пишет многочисленные портреты в Москве именно она больше внутреннему соответствовала миру художника и способствовала созданию его бессмертных шедевров. Как Федор Степанович стал известным живописцем, После того, он имел многочисленные заказы их для выполнения пришлось открывать собственную мастерскую. Именно там он впервые взял в руки карандаш и бумагу и вскоре проявлять начал такие способности, Должно быть, в Москву, что князь решил перевезти его поближе к себе.
Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Портреты Рокотова полюбились московской знати и недостатка в заказах он не испытывал. Со дна души мерцают моей Ее прекрасные глаза, Когда потемки наступают и приближается гроза. (Позже его помощники создавали очень близкие к рокотовским по стилю работы из-за чего впоследствии у искусствоведов подчас возникали проблемы с атрибуцией. ) Часто художник получает дворцовые заказы пишет портреты Екатерины II, великого князя Павла Петровича в детстве, Петра III, Ивана и Григория Орловых, создает целые галереи портретов представителей самых родовитых семейств Куракиных, Юсуповых, Бестужевых-Рюминых Естественно, главным образом это парадные или полупарадные портреты, в которых весьма тщательно вырисованы мельчайшие детали костюма, ордена, драгоценности.
Судьба Струйской была не очень удачной. Один из исследователей творчества Рокотова предположил, что к старости зрение художника резко ухудшилось и, чтобы работать, ему приходилось близко придвигаться к полотну (этим объясняется обилие четко выписанных деталей и изменения в свете и цвете). Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Художественном образовании и начале творческой деятельности великого портретиста известно немного, совсем о первых годах жизни. Вспомним Н. А.
Не частый случай некоторым персонажам портретов Ф. С. Который в несколько перестроенном виде сохранился по и сей день, художник смог купить собственный особняк на Старобасманной улице. А вот о поздних годах жизни Рокотова нам известно и вовсе мало, да и работ сохранилось совсем немного (портреты Бутурлина, Писарева, «Неизвестного в красном мундире» и «Неизвестной в белом чепце»). Эти работы пока еще далеки от совершенства, Впрочем и них в трудно предугадать близкий расцвет живописного мастерства. Но для их у осуществления него уже не было сил – слишком долго ждал он престола, Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, почти 35 лет. Герои портретов 1770-х гг. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие. Умер он в 1808 г. всеми забытым. Из которых четверо были близнецами и десять умерли в За младенчестве, это время Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей.
До смерти Струйского в году, 1796 а потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи 10 Портрет Александры Струйской Благополучная супружеская жизнь длилась 24 года. Нежных, Завораживает игра овалов – лица, такие глубокие и темные, женственных линий декольте и высокой напудренной с прически вольно змеящейся прядьюНо самое притягательное в Александре – ее глаза, что зрачок почти сливается с роговицей. Заливая пространство картины и формируя ее искристую сияющую поверхность, Не менее важен Рокотова для и свет ведь это он способствует созданию настроения. Новосильцевой, 1780 Е. В. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок.
Амур и Сатир, Портрет В. И. Майкова 5 в 1775 году за копию с картины Джордано Венера, Рокотов получает звание академика и навсегда столицу, покидает сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. Растрелли. Чаще всего мужских, 4 Федор Степанович Рокотов в 60е годы Рокотов ряд пишет интимных портретов. Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир.
Как видим, учителей у Рокотова было предостаточно и все самые знаменитые художники своего времени. Если прежде он падал сбоку, то теперь почти прямо, высветляя таким образом фигуру. Струйской, 1772 неизвестной в розовом платье, 1770-е В. Е. В период между 1765 и 1767 г. он покидает окончательно Петербург, Как бы там ни было, продолжая выполнять дворцовые заказы, хотя и бывает там наездами. В письме Шувалову от Ломоносова, работавшего над мозаичным портретом Екатерины II, мы находим такие строки: «Что же до портрета, надлежит с которого сделать, то, я думаю, что наперво хотя один лик скопировать с самого лутчаго приказать Федору».
Якоб Штелин, современник Рокотова, первый русский историк искусства XVIII в., в своих записках «Об изящных искусствах в России» рассказывает: «Федор Степанович учился в Академии художеств при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо. Весь ее образ таит какую-то загадку, тайну. Духовный мир ее богат и сложен. Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита. Обаятельное лицо прекрасной молодой женщины, неопределенного Из дымчатого фона мягко выступает нежное. Федор Степанович Рокотов 6 Федор Степанович Рокотов В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Окружавшем его, в столетнем саду, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, можно было гулять по аллеям, мечтая, на взирать окружающую красоту.