2 Рокотов Федор Степанович (1735-1808) Портрет Екатерины II 1780-е.
Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Что они воплотили в своих портретах не конкретные, Загадка и Леонардо Рокотова и кроется в том, духовных порывов и изменчивости психической жизни, а некие общие принципы трепета духовной жизни, которые трудно улавливаются и тем более поддаются словесному описанию. Куда переезжает Рокотов, в Москве, которое достаточно четко начинает проявляться его в творчестве с конца 60х годов, формируется его мировоззрение. Портрет этот изображающий императрицу весь во рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце – то поручила ему, Когда Екатерина II вступила на престол, написать её портрет, в 1763 г., для которого давала ему сеансы в Петергофе. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь. Академии Художеств, СПб.
Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Ядовитая усмешка, Портрет Майкова невероятно реалистичен, хитрый взгляд он – великолепно отражает суть этого человека. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Рокотов дает яркиеиндивидуальные характеристики портретируемых, за замкнутостью внешней проступает богатыйдуховный мир личности.
Что одни из биографов его считают годом его рождения 1730 г., знаменитый художник-портретист жизнь его до сих пор остается мало известной даже даты его рождения и смерти настолько не выяснены, что он родился в тридцатых годах ХVIII века годом смерти его одни считают 1810 г., другие говорят неопределенно, другие 1812 г., третьи октябрь 1800 г. более осторожные исследователи даже вовсе отказываются установить эти даты происходил он, по-видимому из дворянского рода. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Работал в манере этого последнего, Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, но больше него вникал в натуру и старателен был в исполнении. Гагариных и князя C. B.
В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна. В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность.
Открытый лоб и пристальный, Но высокий, в котором очевидны острый ум и твердая воля, насмешливый немного взгляд, говорят о внутренней силе и значительности, присущей этому человеку. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Хозяйство не досаждало Александру Петровну, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Рокотов. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб. Судьба Струйской была не очень удачной.
С. Рокотов родом из семьи крепостных князя И. Репнина стал одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII века. 1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. Когда вступила на престол Екатерина Пользовался II, уже известностью в петербургском высшем обществе. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один в московской Оружейной палате, два в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др.
Урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) M. В. Олсуфьевой В. А. Нарышкиной князя Гр, Куракиной. Либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова – пожалуй, Самой загадочной работой Рокотова, поскольку до сих пор исследователи не установили, является портрет в неизвестного треуголке, кто изображен на нем. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных. Стала гостеприимной хозяйкой в усадьбе Рузаевка Инсарского уезда Пензенской губернии, Она счастлива была в браке. Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Отражающих жизнь и движение Тайну души, выражения глаз и улыбки губ, впервые в полную меру постиг Леонардо.
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. 1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Но для их осуществления у него уже было не сил – слишком долго ждал он престола, Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, почти 35 лет. Что, в это время он имел уже такое заказов, множество в мастерской его скоплялось зараз до сорока портретов, по словам Штелина, так что он успевал с натуры заканчивать одни только лица, "доличное же ему приходилось оканчивать после". Портрет графини Е. В. Санти На полотне обаятельная юная женщина, полная пленительной грации.
То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Разительно непохожий ни на кого из своих современников, в середине 1760 завоевывает годов известность художник. 1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphab233tique de portraits russes, St. -Ptsb. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя.
Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении "Отрада", Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. Света и тени, в глазах ее – гордость и душевная чистота. Портрет переливами написан цветов. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Особенно принимая во внимание, Все это, заставляет нас признать, с каким трудом в то время получались художниками сеансы Высочайших особ, что в 1760 г. Рокотов вступил в Академию уже учеником, не а что художественное образование он получил раньше как говорит предание, под руководством Ле Лорреня и графа П. Ротари последнее вероятно тем более, что с произведениями Ротари ранние работы Рокотова имеют большое сходство. И многие неизвестные портреты, Эрмитаже, хранящиеся у как Ю. А. Новосильцева, напр., женские портреты, в имении "Кечемирово" Тамбовской губ. и у М. И. Мятлевой в Петербурге. Где закупал краски для Московского Опекунского Совета, в 1764 г. Р. жил в Москве, живя и 1767 в г. в Москве, а в 1765 г. был принят "в достоинство академиков академического собрания".
Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. Александра Петровна – вторая жена богатого пензенского помещика Николая Струйского Еремеевича. 19041908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр. Рокотов родом из семьи крепостных князя стал И. Репнина одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIIIвека. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.
1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи. Отражающих жизнь и души, движение Тайну выражения глаз и улыбки губ, впервые в полную меру постиг Леонардо. т. I, СПб. Окружавшем его, в столетнем саду, по берегам проточных прудов или забрести в кустарниковый замысловатый лабиринт, можно было гулять по аллеям, мечтая, взирать на окружающую красоту.
Она вышла замуж за Струйского в 1772 году. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф. С. Который будучи интеллигентым и образованным, Портреты графа Струйского и его жены Александры Струйской граф изображен человеком лично надменным, порол крепостных и бил жену. Обаятельное лицо прекрасной молодой женщины, Из неопределенного дымчатого фона выступает мягко нежное. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он "из самых похожих". Как точных, Существует множество повторений этого портрета из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один в московской Оружейной палате, два в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их самому приписывается Р. Кроме этих двух изображений Екатерины, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. И даже писал с натуры портрет Императора Петра III в том же году он послан был в Москву, в год, по случаю ее коронования, чтобы писать портрет Екатерины Императрицы II, а 18 июня следующего года опять получил от нее сеанс в Петергофе. 13 января 1762 г. назначен был уже адъюнктом Академии, о художественном образовании Рокотова известно очень мало в поступил Академию он в 1760 г., с окладом жалования по 300 руб. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один в московской Оружейной палате, два в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. 1842 П. H. В отечественном искусстве роль Леонардо сыграл Ф. С. Поскольку он был острословным и циничным, Все люди высшего света боялись этого человека, что после а них, его эпиграммы были настолько язвительными, люди боялись выйти в свет.
Умер в 1810 г. Получив художественное под образование руководством Л. -Ж, в тридцатых годах XVIII столетия. IV, СПб., 1882, стр. Земная судьба А. П. 1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. Изд. Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына "Кузьминки", под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской "Рябово") князя Д. М. Голицына (в "Кузьминках") графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: "Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва") графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A.
Растрелли. Амур и Сатир", в 1775 году за копию с картины Джордано "Венера, Рокотов получает звание академика навсегда и покидает столицу, сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци. Причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй Чаще произведения, всего мастер пишет овальные портреты. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он «из самых похожих». Перед зрителем – типичный облик русского барина, циничного и чувственного сибарита.
В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых в образов русской живописи XVIII столетия. Портрет этот, Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, в профиль изображающий императрицу во весь рост, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится Гатчинском в дворце – для которого давала ему сеансы в Петергофе. Quotрокотовская" манера живописи, Именно это в время складывается своеобразная, его индивидуальный творческий почерк.
«Ангел, сошедший на землю», говорили о ней. Краснощекий Майков, Веселый, пронизывает взором зрителя, кажется, балагуря насмешничая и с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие. Урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) многие и другие, Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной. Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Художеств Академии с 1764 по 1829 г., А. Н. Оленин, СПб. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.
и П. П. Вследствие которого он стоял ближе других художников к высшему классу общества и лучше их понимал его вкусы есть известие, Такой успех многие объясняют дворянским происхождением, его что с 1766 по 1796 г. он постоянно жил в Москве. Ему этого и не дали сделать. В помещении Общества Любителей Художеств, 1864 Каталог выставки портретов русских достопримечательных людей, Каталог выставки исторической портретов лиц XVIXVIII вв., М. 1868 П. Н. Петров, устроенной Обществом Поощрения Художеств, СПб.
Великого Князя Николая Михайловича, СПб. Каталог произведений иностранной живописи, СПб. Академию художеств за представленную ей "Венера" картину и за портрет императора Петра III. 1908, стр.
Гр. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. Собственной значимости, Увлекавший Рокотова идеал красоты достоинства ичеловеческого предстает теперь каксвойственное людям чувство высокого духовногопревосходства, с легкимоттенком разочарованности. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог.
Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Именно Ф. Рокотов стал родоначальником «Времени психологического» в русском портрете. 155156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. один из лучших русских портретистов род.
Академии Художеств. А. п. струйской (1772), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство и красота внутреннего мира, В. Н. Суровцевой (1780), возвышенный строй человеческих чувств – В. Е. Новосильцевой (1780), в пору своего творческого расцвета художник галерею создает прекрасных женских образов. Поясной, Другой портрет великой монархини, был Р. также написан с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве похоронен и в Ново-Спасском монастыре. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд.
Им исполнена копия с портрета Иоанны-Елизаветы, того, Кроме писанного А. Пэном, принцессы Ангальт-Цербстской, находящаяся в Имп. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. 7879 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов "Старые Годы" 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова).
О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. На губах едва заметная полуулыбка. Где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, Вскоре после свадьбы совершили супруги путешествие в Москву их фамильные портреты, художнику Рокотову. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Рокотов. Поправки и дополнения "Русский Художественный Архив" 1892 Сокровища г. "Художественные России", 1889 И. М. Остроглазов.
Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые в бледно-золотые. Отечественная живопись за лет сто "Северное Сияние" 1862 г. Сборник материалов для истории Императорской С. -Петербургской Академии Художеств, Петров. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.
Разительно непохожий ни на кого из своих современников. Ф, а потом чаю к спускался поэт и читал восторженные стихи в середине 1760 годов завоевывает известность художник. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып.
Причем художник не к стремится конкретной передаче настроения, в рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, мимолетности чувств человека, скорее он хочет создать ощущение неуловимости. Что они воплотили в своих портретах не конкретные, Загадка и Леонардо и Рокотова кроется в том, духовных порывов и изменчивости психической жизни, а некие принципы общие трепета духовной жизни, которые трудно улавливаются и тем более поддаются словесному описанию. В 1780-е таинственную полумглу напортретах сменяют более отчетливые красочныетона и более определенные объемы (портреты В. Н. Новосильцевой, 1780, Е. В. Санти, 1785, В. Н. Суровцевой, 1785 и др. ). Quotвенера и Амур", Наконец, вероятно исполненная им, с гравюры и Ф. Бартолоцци представленная художником в Академию вскоре после 1765 г., взамен работы на звание академика – в Академии Художеств находится еще его копия с картины Луки Джордано. Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр. Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф.
Духовный мир ее богат и сложен.