В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см. На сорок втором году жизни Этьенн Морис Фальконе становится директором отделения скульптуры фарфоровой мануфактуры в Севре. 8 Фальконе Э. М. Рассуждения о скульптуре, читанные в Королевской Академии живописи и скульптуры 7 июня 1760 года // Мастера искусства об искусстве. «медный всадник» у Фальконе живой человек, несмотря на свою сверхъестественную мощь, живой не только в смысле чувственной передачи тела, как это было в скульптуре рококо, но и в смысле психологической характеристики.
Памятник Петру I Фальконе и поэма Пушкина «Медный всадник» редчайший случай глубокого сближения двух искусств, скульптуры и литературы. Так же, как и другие скульптуры Фальконе. Мы полагаем, что таким детерминирующим принципом является рефлексия Фальконе по поводу произведений мастеров предшествующих времен определить конкретные формы, которые принимает его художественная рефлексия в скульптуре и словесном творчестве. Работа выполненав Санкт-Петербургском ГосударственномАкадемическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина РАХ Диссертацияпосвящена исследованию стилистическогомногообразия статуарной пластикиЭтьена-Мориса Фальконе, проблемам егохудожественной стратегии и его творческойэволюции.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Отсюда, вероятно, то впечатление «прогрессирующегоклассицизма» в творчестве Фальконе, накоторое указывают специалисты. Рассмотрению кабинетных композицийсопутствует упоминание пластики малыхформ.
Которыемы приводим в данном параграфе, подтверждают, Многочисленныевыдержки из теоретических трактатов, публицистики и писем Фальконе, в что эволюции Фальконенаступает этап отрицания авторитетностиизобразительных источников. Тогда как раз от нее шел понтонный мост – Она соединяла основные две части города Адмиралтейскую с Васильевским островом. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Один из основных аспектов открывается при входе на площадь из глубины, со стороны Адмиралтейства, откуда Петр виден еще не совсем в профиль (несколько сзади). Как установил Рео, Идея помещения конной статуи на скалу впервые появилась, в эскизном проекте памятника XIV, Людовику у Лебрена.
В целом он оценивает композицию Фальконе как всецело отличную от «грандиозного шедевра его предшественника» и значительно более прогрессивную. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Для первого десятилетия намивыбраны такие работы, как «МилонКротонский», «Аллегория скульптуры», «Франция, припадающая к бюсту короляЛюдовика XV», портретмедика Камиля Фальконе. Этот подход предполагаетобсуждение проблем сознательного выборастиля и объектов для подражания в Академии рамкахтребований и просветительскойтрадиции. В его адрес более не последует упреков в профес -сиональной несамостоятельности – за исключением единственного случая, поводом для которого снова послужил «Милон Кротонский». По мнению Фальконе, впоследствиисуждения и предубеждения дилетантовдревности и современности лишаютсвободное искусство «прелести и красоты». Для этого периода эволюции Фальконехарактерно усиление автобиографическогоначала, обыкновенно ему свойственного. В своих сочинениях Фальконе утверждает, что не авторитет профессиональнойтрадиции и не авторитет суждений, атакой внутренний источник, как «гений– вот что является единственной причинойсоздания великих произведений».
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В это десятилетиесмена стилистики и произведенийФальконе тематики показывает появление у негоинтереса к художникам XVIстолетия. С лицом, Рослая и тучная, как «более мужским, чем женским», говорили современники, Анна Иоанновна производит сильное, почти пугающее впечатление. «надо показать людям прекрасный образ законодателя, хотя он фактически и был им, благодетеля своей страны – что он хочет изобразить не Петра полководцем, Скульптор резко подчеркивал, а законодателем. Зритель ощущает себя пигмеем перед «кумиром на бронзовом коне», особенно чувствуется масштаб колоссальный памятника, ему становится понятно чувство Евгения, раздавленного монументальной мощью «Медного всадника» – конечно, Вблизи, далеко превышающий натуральную величину.
Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Что красиво подчёркивает гибкую линию шеи, Голова купальщицы чуть наклонена, лицо с несколько удлинённым овалом сохраняет детскую округлость – самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными поэтически и выразительными». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Считать соискателя выполнившим первое условие испытания Но – секретарь на сей раз выносит вполне приемлемое решение. В этом аспекте борющиеся в памятнике силы показаны в наибольшей полноте и равновесии. То вопросстилистического многообразия и творческойэволюции Фальконе, Чтокасается более монолитной отечественнойискусствоведческой традиции, выходилза рамки опубликованных в то время начиная общихмонографий, с 1920-х. В рассматриваемом аспекте ее форма носит подчеркнуто крутой характер в связи с движения, напряжением Так, сосредоточенным здесь. Периодизации его творчества, а также каждому из периодов данной соответствуетв главе отдельный параграф. Онапредполагает описание общей тематикии стилей для каждого периодовтворчества из и их изменение. Дж.
В работеисследуются произведения статуарнойпластики Фальконе и сочинения, сравнительно его менее изученные вотечественной искусствоведческойтрадиции. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения её полны грации. Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», рельеф«Апеллес и Кампаспа», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством. Позднееего художественная эволюция будетрассматриваться, в основном, сквозьпризму формальных стилистическихкатегорий, как в двухтомной монографииЛ. Рео (1921) и других его трудах. Пример таких композиций, как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона.
Вопреки установившейся традиции, он изобразил своего героя одного, без всяких «связанных узников», которые томились у цоколя памятника всех государей со времени Пьеро Такка, окружившего ими свой памятник Фердинанду I Медичи в Ливорно (XVII в). Если для Фальконе Петр мог быть еще только «благодетелем своей страны», то Пушкин уже отлично понимал другой его лик страшный лик деспота именно вот таким образом ему и грозит Евгений: «ужо тебе». Возникший на Западе во второй половине XVIII века, Неоклассицизм, получил подлинное развитие в лишь России в начале XIX века. Ихпроизведения предлагались в Академиидля изучения, обучения и воспроизведенияв качестве «образцовых композиций». Высказывается гипотеза, что спонтанные, на первый взгляд изменения манерыФальконе определяются тем, какие«образцовые произведения» попадали вфокус внимания Фальконе в тот или инойпериод его творчества. Если обучениеи профессиональная деятельностьФальконе, Действительно, задаютустановку на подражательность, связанные с Академией, то егосамообразование в философии и культскептического заставляютФальконе суждения критически относиться кследованию традиции. Но и все гранящие ее плоскости ссеков теснейшим образом увязаны общей с композицией памятника, Не только силуэт скалы в виде мощной морской волны.
Ф. гордеев, Блестящие мастера этого периода Ф. Шубин, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, И. Мартос ничем уступают не зарубежным скульпторам своего времени, а кое в чем и превосходят их. Фальконе намного опередил своих русских современников. Показательно, что прообразом «Милона» он считает уже не статую Пюже, а более авторитетную для второй половины XVIII столетия скульп-турную группу «Лаокоон». Грозящий или предостерегающий, у Фальконе Амур шаловливый – ребенок, готовится выпустить очередную стрелу. С этой точки зрения он осуждает академию, говоря, что: «. жюри, которое ему услужливо приписало подделку, полагая дискредитировать художника, опозорилось само собой» 5. Поверх которой наброшен плащ, На свободная нем одежда, падающий крупными красивыми складками на круп коня.
Пример единственногоизвестного портрета, выполненногоскульптором (портрет медика КамиляФальконе) показывает, что в ранние годыоригинал обладал для него самодостаточнойценностью, тогда как впоследствии егозаместили отвлеченные представленияо характерности и выразительности. Который играючи ранил любовными стрелами сердца людей, Многие скульпторы Франции к обращались образу маленького бога любви. Роха. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств.
Очень большая Анна Иоанновна и маленький арапчонок, Растрелли выполнил скульптуру в стиле барокко, величественная императрица и живой, очень статичная, подвижный мальчик, контраст сияющей глади лица, плеч, рук и матово мерцающей испещренной драгоценными камнями и поверхности шитьем платья императрицы – вот таким образом здесь присутствует принцип противопоставления. Скульптуры Музыка для украшения замка Бельвю, Роха, гипсовый барельеф Охота на для уток замка св, Садовница для замка Кресси. держание письма имеет целью убедить адресата в творческой несостоятельности скульптора. О них написано достаточно многов отечественных с изданиях, однойстороны их анализ не добавит принципиальноновых результатов к исследованию, с другойстороны.
Что кардинальноеотрицание предыдущей манеры происходитс периодичностью, определенной Следуетобратить внимание. Что все скульпторы окончили Петербургскую Академию художеств и учились у педагога выдающегося француза Никола Жилле, Объясняется это тем. В этом аспекте появляются у Фальконе те зародыши образа деспота, которые у Пушкина разовьются в сложный замысел его «повести». В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие.
Так, мраморную версию портрета (1761 г. ) Фальконевыполняет с собственного терракотовогообразца (1747 г. ), являвшегося абсолютносамостоятельным произведением. Очень возможно, что это были общие планировочные соображения. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Помимо этого, в обзорерассматриваются научные труды имевшиезначение для решения отдельных задачв ходе исследования. Это были последние годы перед отъездом Фальконе в Петербург для выполнения конного монумента Петру по Великому заказу Екатерины II.
Однако образ Петра у Пушкина сложнее, чем у Фальконе. По-видимому именно этот первый аспект вдохновил Пушкина на его центральную характеристику «Медного всадника», хотя в ней и появляются новые черты, осложняющие фальконетовский образ: Все в первом аспекте построено на борьбе двух сил. Отмечена важность исследованияпричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и подчеркнутанеобходимость рассмотрения многообразияв качестве ключевого элементахудожественной стратегии скульптора. Помимо этого, подведены итогиработы и егопринцип соотнести выбора образцов с концепциямиэклектики следующего, предпринята попыткаохарактеризовать полистилистизмФальконе в качестве раннего предвестникаэстетики эклектизма, XIXстолетия. Памятник Петру должен состоять из главным конной образом статуи колоссального размера – определяли. Таким образцом для негоочевидно являлся Пьер Пюже. Обзор представляетотдельную штудию, в сущности, посвященаистории которая закрепления предубеждений опарадоксальности и непредсказуемостихудожника. Что, Под руководством этого наставника Этьен развился столь быстро, за группу Милон Кротонский, будучи всего 28 лет от роду, льва убивающий (наход. В отличие от других видов скульптура искусства не имела в России столь длительных и сильных традиций.
Небольшие по объему издания, увидевшие свет в 1930е-1960е гг. Из-за упорного нежелания признать самостоятельный характер «Милона» Фальконе исследователи и биографы приписывают академии предвзятое отношение к молодому талантливому скульптору. Однако полностью принятьэто предположение невозможно, учитываядекларативно независимую позициюхудожника. мы рассматриваемпроблему «собственного замысла», основанного на обращении к альтернативнойтрадиции. Сходство с одноименной скульптурой Пюже сохранилось, но, видимо, сглаженность фактуры оказалась достаточным формальным критерием для того, чтобы «Милон» был принят без возражений, а его автор получил академическое звание.
Губерта. Так продолжалось по несколько часов в день. До сих порего опубликованное наследие и перепискане привлекали внимания русскоязычныхисториков искусства и не переводились (за исключением его сочинения «Размышленияо скульптуре» 1760 г. ). Которые он поборол своим могучим гением и упорством», Природа и воздвигали люди перед ним самые трудные препятствия.
Выразительными пластическими средствами передана нежность тела, его естественная грация, крылья, пёрышки которых кажутся трепещущими, всё доведено до совершенства, во всём ощущается большое мастерство. И, в этой жечасти диссертационного сочинения даетсякраткое изложение структуры и содержанияисследования, описаниепрактического значения, в завершение, обозначениеперспективных направлений, полученных основанныхна результатах и положения, которые выносятся на защиту. Но и успокаивающая рука, в момент высшего напряжения уже появляется покоряющая, которое дает первая, подготовляя то гармоническое впечатление, мною, описанная точка зрения. Отсюда устремляются вперед мощные две силуэтные дуги вогнутая, вздымающейся вверх гигантской волной и выгнутая линия скалы, повторяя в усиленной степени движение коня – образуемая линией спины коня и всадника, Точка соприкосновения змеи со скалой имеет огромное значение в композиции всего памятника все в том же первом аспекте.
Опыт восприятия последовательностей моментов и их различения, укрепившийся в «киноориентированном» сознании людей XX столетия, определил и современную оценку «Милона» как выразительной и профессионально самостоятельной композиции. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Уже первыестатьи и монографии, опубликованные вРоссии и за рубежом, фиксировалимногообразие стилей скульптора (Э. Гильдебрандт, Д. Рош, Л. Рео).
По-видимому идея этого местоположения принадлежит не целиком Фальконе. На огромный камень- скалу стремительно могучий взлетает конь и застывает с высоко поднятыми передними ногами. Гигантская бронзовая масса, готова обрушиться на голову – зрителя поднятая вверх на тонких ногах коня, Впечатление особенно усиливается вблизи памятника. То есть примерно до времени егоотъезда в рассматривается, как Петербург, менялось отношение Фальконе кобразцовым произведениям с 1755 до 1765гг. Роха. Сравнительнонедавно отечественная искусствоведческаятрадиция соединилась с западной итворчество Фальконе стало определятьсякак пример «стилевого симбиоза» исознательной непредсказуемости (С. Даниэль, А. Шенкер), подтверждаяактуальность дальнейших исследований.
Человека, Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, совершающего великие преобразования, обладающего огромной волей законодателя, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе традиционную отверг трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Как бы утверждая свою волю, Петр повелительно вперед простирает руку, преобразованную им Россию, утверждая новую. Это героический образ, в котором главное – неукротимая, всесокрушающая энергия и целеустремленность воли. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Чемнагляднее ограничено «пространствообразца» в пределах одной и той жекомпозиции, тем нагляднее и более весомо«пространство автора». В работеустанавливается взаимосвязь междупроизведениями и Фальконе шедеврамимастеров предшествующего времени. Судя по сохранившимся свидетельствам современников, Фальконе также копировал и свободолюбивое поведение марсельского скульптора история непослушания (и последующего самоизгна-ния) которого была достаточно известна в академии. Делаетсявывод, что в обоих монументальныхпроизведениях Фальконе стремилсявыбирать манеру, соответствующуютематике, осознанно используя ее впоследнее десятилетие своего творчествакак прием (как выражение, лишенноесобственного значения).
Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики, Заниматься лепкою и он рисованием начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов. Так или иначе затрагивающихпроблемы французского искусства икультуры данного периода, Материалыдиссертации могут послужить источникоминформации для преподавателей создании вузовпри общих и специальных курсовлекций. Их очертания здесь почти прямые – слева, Напротив, где полет коня легче и меньше чувствуется останавливающая его сила и ссеки скалы носят плавный, противоположной с стороны, хотя и стремительный характер. Таким образом, Фальконе достигает поразительного эффекта: сосредоточивая почти в одной точке начало всех силовых линий, он заставляет их выбрасываться в пространство, подобно взрыву. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается верх на скалы, это эмблема побежденных им трудностей.
Он задумал его в виде гранитной скалы. Художник заключает свою апологию Пюже, высказываясь в пользу подражания его произведениям, поскольку Пюже для него – олицетворение «современной манеры» в скульптуре. В сопровождении арапчонка, Императрица Анна Иоанновна предстоит великолепном в коронационном уборе, подносящего ей державу. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Которая заложена в Именно человеке, вот таким образом поэт-гуманист и гордится им как воплощением той гигантской мощи.
Реже белый камень и мрамор, в основном в времена те использовалось восковое и бронзовое литье. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Городе, Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, который для был него школой художественного мастерства. Скакуны Бриллиант и Каприз – Кони для работы над памятником были взяты императорских из конюшен. Он неоднократно излагал свои на взгляды мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным и широко эрудированным.
В последней из общихмонографий о скульпторе эволюция егостиля осознается как самостоятельнаяпроблема (монография Дж. Левитин, 1972), которая еще должна найти решение. Он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора, Будучи начитанным человеком и широко эрудированным. Обработанная несколькими крупными ссеками, Абсолютно изумительно найдена форма под скалы всадником. Когда Левек пишет его биографию, к тому моменту, понятие о возможности выбора нескольких кратких моментов одной истории уже подлежит не сомнению. Заказанная маркизой Помпадур и завершенная в уже России в 1771 году, Тогда же им была начата статуя Зима.
На этом вопрос был исчерпан, бы, Казалось и Фальконе продемонстрировал убедительные преимущества своего художественного подхода к выбору образцов. Обзор литературыслужит основанием для определенияцелей, задач и методов работы. Что Фальконе удается сделать что-то стоящее только тогда, в письма конце Дидро говорит, когда он копирует великие произведения. Она была готова к 1778 году, Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла двенадцать целых лет. В частности, Использование скульптуры в декоративных целях началось уже с петровских фасады времен, Летнего дворца и т. п, барельефами украшались триумфальные сооружения. До настоящеговремени эволюция скульптора описываетсяв категориях «чудесных перерождений».
В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Верный сын своего века, Это место казалось Билиштейну подходящим не только художественным по соображениям, Билиштейн подробно рассматривает вопрос об аллегорическом значении разных местоположений памятника – но и по смысловым. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня виде в волны. Конь взвился на дыбы и мощное движение всадника, осев на задние ноги – вынесший его на край скалы, Отсюда и видны буйный порыв коня, осадившего его у самого обрыва.
Из числа четырех возможных площадей он предлагал остановиться на Сенатской как на самой грандиозной не только в Петербурге, но и в Европе. Имп. Несколько недель длилась перевозка, Был разработан смелый инженерный план доставки его к месту установки памятника, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. По еемнению, Однако прямолинейноесопоставление заставило исследовательницусделать вывод о ибессистемности противоречивости творчества скульптора. Эклектичность и компромиссность, являются постоянными чертамиФальконе и обусловлены принципамиакадемической школы. И он долго изучал с натуры движение остановленного на всадником краю обрыва коня, Для этого понадобились знания анатомии лошади.
На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. Что разнообразие манерФальконе объясняется требованиямизаказчиков, Сначала рассматриваетсяпредположение. Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, в Прибыв Россию, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью и деятельностью Петра I. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом.
Как известно, памятник Петру стоит на площади, открытой к Неве. Во 2-й половине 18-го века произошел замечательный подъем русской скульптуры. Мраморщика по профессии, Учился у своего дяди, одновременно в изучая версальском парке работы известных французских мастеров, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 работать года на Севрской мануфактуре.
Монументальную статую, Скульптура с первых шагов объединяет декоративный портрет, барельеф и медальерное дело. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Разработанной Винкельманом, в этом и многих других высказываниях Фальконе выступает эстетической противником доктрины классицизма.
В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. Отсюда громадный интерес, который вызывает памятник Фальконе у всех, кому дорог Пушкин. А в другой раз Фальконе защищал простоту своей надписи ссылкой на то, что «древние употребляли в. надписях на своих памятниках самый простой стиль». Рассмотрение этогопроцесса и его конкретных проявленийсоставляет содержание параграфоввторой трех главы.
Предъявлял ли Фальконе какие-тоособые требования к тем образцам, наавторитет которых он опирался в своихмонументальных произведениях. Самый образ Петра у Фальконе далек от театральной ходульности памятников репрезентативных барокко. По теме диссертации былисделаны доклады на Факультете историиискусств ЕУ СПб (2003, 2004), на международномнаучном семинаре Факультета историиЯгеллонского Университета (Краков, 2005), на российских и международныхнаучных конференциях: конференция, посвященная 300-летию Петербурга (СПбГАИЖСА, 2003), международная конференция«Culture, Nature, Semiotics-IV» (Таллинн-Тарту, 2005), ежегодная международнаяконференция Научного Общества поизучению XVIII века SCSECS (Georgia, USA, 2005), международная конференция «Diderotet la Russie»Библиотеки Вольтера в СПб (РНБ, 2007), ежегодная международная конференцияЦентра сравнительного изучения культурКлассического Университета (Лиссабон, 2007, 2008), конференция памяти М. В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2008).
Созданный Фальконе для своего сюжета он мог бы использовать и другой памятник Петру, Вовсе не случайно Пушкин своим избрал героем образ. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Для русскоязычной научной традицииисследование в вводит оборот современныезарубежные материалы, Помимоэтого, прежде остававшиесянепереведенными или не вполне доступными. Наконец, а также изданияXVIII в., в пользу практического значенияпредпринятого исследования свидетельствуетвозрождающийся в последнее десятилетиеинтерес к искусству скульптуры в целоми к французской скульптуре XVIIIстолетия в частности. Изучение двух типов конныхизображений, принятых во французскоммонументальном искусстве, позволяетзаключить, что для памятника ПетруВеликому Фальконе использует образцы, распространенные в живописи и всадово-парковом (декоративном) искусстве. Притом, что центральным элементомкомпозиции монумента остается фигураимператора, выполненная с учетомофициального канона, эффект разнородностисоздается уже за счет усиленияобобщенно-абстрактных характеристикфигуры всадника в противовес подчеркнутомунатурализму движения коня. Дидро подробно разбирает все части композиции, которые находит отличающимися от «возвышенного Лаокоона» и, по его мнению, эти отличия свидетельствуют о ничтожности композиции, о ее плебейской идее и отсутствии идеалов у самого ее создателя. Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, Сотрудничая с Буше, а дальнейшем в начал работать самостоятельно.
Фальконе отказался и от военных доспехов. Чтобы достигнуть апогея спереди, дальнейшем При движении нарастает стремительность скачущего коня, как он оседает на задние ноги, где благодаря ракурсу не видно. В мраморном варианте он слегка изменил обработку фактур и поверхностей, сделав их более однородными и композиция приобрела более «античный» вид. Он был далек от той новой формы абстрактной трактовки образа – к которой стремление привело неоклассицизма к героической идеализации, Но Фальконе и сам еще стоял на пороге неоклассицизма.
Концепциягения у Фальконе демонстрирует, с однойстороны, окончательную готовность кразрыву с традицией, с другой стороны, позволяет критикам в дальнейшем оправдатьспонтанные и непредсказуемые измененияего творчества. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска. И трудолюбие и способности и стремление понять суть вещей и неистощимый интерес знаниям, к разобраться в них глубоко. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. То к концуэтого периода все заметнее ориентируетсяна итальянских мастеров, Намечается эволюция Фальконе впоследние годы перед отъездом в Петербург:если в г. он 1757 выбирает для себя образцыу французских маньеристов. Чтовейншенкер приписывает этическийхарактер изменчивостискульптора, стилистической При том, с ее монографией в исследованияхо Фальконе совершается поворот отсводного атрибуционного описания кинтерпретации.
Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Работа над будущим Медным всадником на велась участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Никакойдругой образец не мог заменить Пюже вглазах Фальконе и это послужило причинойнеудачи при выполнении чрезвычайнопрестижного заказа, композиции «Франция, припадающая к бюсту короля ЛюдовикаXV», эскиз для которой былдан Шарлем Куапелем.
Творчествофранцузского скульптора Этьена-МорисаФальконе занимает видное место историиискусства в XVIII столетия иизучено довольно основательно. Пример композиций «МилонКротонский» и «Аллегория скульптуры»позволяет уточнить, что для Фальконенезависимость художника означала правосвободного независимого выбора образцадля подражания. Воспитанника академической школы, Для Фальконе, образцов воспроизведение являлось незыблемым принципом 7.
Под копытами коня Фальконе поместил змею. С грехом пополам умел читать и писать, Ничего удивительного в том – что восемнадцать в лет он не пошел дальше начальной школьной премудрости. Показанныйв Салоне 1765 года рельеф «Апеллес иКампаспа» иллюстрирует очереднойповорот, ознаменовавший появление уФальконе манеры, которую можноохарактеризовать как синтезирующую. Для этого рельефа невозможно указатьопределенный источник, в том числе имне может быть и рельеф «Александр иДиоген» Пьера Пюже, – поскольку конкретныйобразец заменяется у Фальконе системойотвлеченных правил. Основнойцелью диссертации является исследованиепричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе рассмотрениемногообразия и в качестве ключевогоэлемента художественной стратегиискульптора. Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея классицистической к ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность.
Когда он попадает на фон светлых стен, Но и при приближении к памятнику, как это происходило при Фальконе, четкость его силуэта не исчезает трудно сказать, как так сейчас не сохранилось на площади ни одного из прежних зданий. Что разработка концепции серийности, Следует заметить, принадлежит художникам поколения 11, Фальконе или момен-тальности. Надо отдать справедливость Фальконе, что он мастерски справился с этой технической и художественной задачей, соперничая здесь с Джамболонья и его знаменитым «Меркурием». Работа в церкви в продолжалась течение десяти лет – почти до самого отъезда скульптора в Россию.
Они знакомились с античной скульптурой и даже привозили с собой в Россию. Левитин с еще большей убеж-денностью утверждает, что «взгляда на знаменитого Милона Пюже достаточно, чтобы увериться, что, несмотря на критику академического жюри, героически массивная, стоящая статуя не могла быть среди источников Фальконе» 6. В частности, этот разворот идеально увязывал памятник со сдвинутым вправо мостом.
Он становится одним из тончайших ее ценителей и знатоков, Лишь понаслышке знавший о античной существовании культуры. имели, восновном, ознакомительный характер (Ж. Мацулевич, Н. Зарецкая). Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, Но считал, он которые тщательно штудировал. Как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам ЖанаГужона, «Фонтана Невинных» Пример таких композиций.
Сводя силуэт своей группы к узкой, Сзади максимально Фальконе концентрирует впечатление, с особенной силой подчеркивая контраст с вытянутой по горизонтали рукой, почти вертикальной форме. История России при Петре Великом. Еще недавно с ошибками писавшему по-французски, Ему и греческий, подвластными и становятся латынь.
Он просто переводит зрителя к первому аспекту – работавший в искусстве пространственном, Фальконе, находит иное тому разрешение же самому напряжению. Рассматривается, в исследованиипредлагаются аргументы пользу в даннойгипотезы, какэволюционировали интересы Фальконе. Художественная манера Фальконе меняласьдовольно заметно от десятилетия кдесятилетию. В действительности, невелика, Степеньизученности вопроса, хотя начало его изученияотносится к первой четверти XXвека и практически совпадает с появлениемнаучного интереса к Фальконеи творчеству других мастеров его времени. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо.
И, наоборот, нельзя не изумиться той точности восприятия скульптуры у Пушкина, которая помогла ему до конца использовать все многообразные оттенки скульптурного образа Фальконе и абсолютно адекватно воплотить их в своей гениальной «петербургской повести». В своей оценке «Милона» они исходили из того, что экспрессия синтезирует все моменты сюжета и, следовательно, не может быть нескольких равно выразительных. Здесь датыначала и конца работы над «МилономКротонским» являются хронологическимирамками первого периода творчестваскульптора. Которые он блестяще использовал, сумел Скульптор выявить особые художественные свойства французского фарфора. В то же время в нем есть и глубокая жизненная правда, за которую ратовал Фальконе и строгая простота, которую он с жаром отстаивал, борясь со всеми советчиками, пытавшимися ему навязать велеречивые многофигурные аллегории и пышные надписи. Что она только кажется необработанной глыбой на самом деле она отделана с исключительно тонким ритмических пониманием задач композиции, Своеобразие скалы у Фальконе заключается в том. Мотив ужаса проходит красной нитью в «Медном всаднике». Положенияи материалы диссертации были использованыпри подготовке и чтении лекций по курсам:«История зарубежного искусства XVII-XVIIIвеков» (ИТиД, с 2004), «Западноевропейскоеискусство Ренессанса и Нового времени» (ИТиД, с 2005 г. ).
Следовало бы ожидать, что он возмутится решением жюри (это было вполне в его характере), но единственное, что его возмущало в процессе выполнения morceau de rception, -безвозмездная передача готового мрамора в дар Парижской академии. Что он всем этим объемам, Но это искусство заключалось и в том, сумел придать абсолютно положение, естественное в том числе и змее, не внушающее зрителю ни малейших подозрений насчет того, что они выполняют здесь какие-нибудь иные, кроме смысловых и ритмических, функции. У него блестящая память.
Перед нами не статуя, а целая группа, где каждая фигура имеет отдельный постамент. Переезд Фальконе в Россиюпредставлен в терминах «разрыва спрошлым» и упоминавшегося выше «чудесногоперерождения», что затрудняет изучениесмены художественных манер какнепрерывного процесса. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Которая, Это прекрасно подчеркнуто линией отброшенной мантии, не развевается и не расплескивает движения в пространство, однако, а спокойно падает круп на коня, объединяя с ним фигуру всадника в целостный силуэт. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
трактованной наподобие высокого рельефа. Ставшей очень популярной в XVIII столетии, статую, Эту мраморе, неоднократно повторяли в гипсе, фарфоре. При всей своей кажущейся сверхъестественности и пушкинский Петр, как и у Фальконе, все остается же до конца живым человеком, поборовшим все препятствия, которые перед ним нагромождали и люди и стихии. И этому он научился почти самоучкой. А. С. Пушкина. В которой принимали участие немецкие и русские мастера, Отливка, верхняя часть статуи пострадала, прошла не совсем удачно и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, во первая Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно.
Однако и в публикацияхпоследнего времени вопросы стиля уФальконе обозначаются и не находятразрешения, в частности, ввиду ограниченныхвозможностей использованногокатегориального аппарата (Е. Кожина, О. Андросов). Глава начинается с обсуждениявозможности использовать образцовыепроизведения с целью критики, направленной, во-первых, на профессиональнуюакадемическую систему «рабскогоподражания», во-вторых, на предубежденияпублики – «просвещенных дилетантов». Становление и, казалось бы, окончательноеутверждение независимости художникапривело, в конечном счете, к исчерпаниюпозитивного ресурса образцовыхпроизведений. Что Пушкин избрал скульптуру Фальконе, То, которое было вложено Фальконе в его гениальное объясняется произведение, глубокой внутренней близостью его замысла тому содержанию. Отрицающемвозможность систематизации, в дальнейшем на этой основескладывается о представление парадоксальномхарактере творчества Фальконе. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. «Исаакий» в глубине ее только начал тогда строиться. Этот дар присущ и всякому большому архитектору, Впрочем, но и временной путь зрителя, учитывающему не только пространственный, созерцающего его произведение самая протяженность архитектуры неизбежно требует времени для чтобы того, она могла быть до конца воспринята, а это и ведет к неизбежности организующего вмешательства в восприятие зрителя. Выставленные в Салоне 1757 года, Особенный успех принесли ему работы, – две статуи мраморные Грозящий Амур и Купальщица. Дидро ставит в вину скульптору его Другими самостоятельность, словами, а не следование образцам. В связи его скульптуры с пространством площади, Одно из главных достижений Фальконе его в памятнике Петру заключается как раз в поразительно разработанной архитектонической композиции.
Натуру живую, бронзе, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, камне – одушевленную, в о размышлениях скульптуре он писал. Позднее получившая образное развитие в Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, Победа нового над выглядит старым как великая драма, а мать дочерью сапожника. Красиво обрамленная кольцами волос голова увенчана лаврами. Памятник Петру I Фальконе и поэма Пушкина «Медный всадник» редчайший случай глубокого сближения двух искусств, скульптуры и литературы. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». Но попытки классифицироватьих, Суть проблемной ситуациизаключается в видимой разрозненностипредставлений о творчестве произведения Фальконе. Его атрибутированы иописаны, встречаютсопротивление материала, чтобы представить непротиворечивуюкартину эволюции мастера. Широкое распространение получила лепнина из алебастра, резьба по дереву.
Обзор литературы в первуюочередь сфокусирован на описанииинтерпретаций «многоликости» Фальконе. Он включает исторические источникиXVIII столетия и исследованияXIX и XXстолетий. Вопрос о смене художественныхманер оказывается решающим дляпредставления только не логики творческойэволюции мастера, Такимобразом, но и его художественнойсистемы. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Как потенциального пути всадника и как пути реального зрителя, в результате Фальконе вполне восстановил утраченное значение моста, подходящего к памятнику.
Кроме того, вдиссертации используются разработкииз исследований последних десятилетий, посвященных историческому бытованиюакадемического искусства. Который заставлял его изготовлять болваны для париков, Не получил детстве в почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева. В следующее десятилетие, до середины 1760-х гг., его имя становится необычайно популярным и Дидро в «Салонах» называет его одним из «славнейших скульпторов Франции». Отсюда возможность глубокого сближения Фальконе и Пушкина, при несомненных стилистических различиях между монументальным произведением скульптора и стихотворной «повестью» поэта. Зарождавшееся тогда на Западе в неоклассицизме, При всем барочном гиперболизме в памятнике Петру все же проявилось новое понимание героя-человека, но манить начинавшее и русских людей.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Организующего восприятие своего творения во времени, он Поистине выступает здесь в роли музыканта. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Наконец, смысловоенаполнение понятия подражания винтерпретации скульптора и рольтворческой рефлексии. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св.
В своей научной работе «100 великих скульпторов» Сергей Анатольевич Мусский приводит слова Дидро, который сказал о Фальконе следующее: «Вот человек одарённый, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностьюhellip У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет он нежен и колок, серьёзен и шутлив он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». Большую роль в развитии искусства русской скульптуры сыграли поездки людей за границу. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе – Милон Кротонский, но принесла ему была известность, сдержанно принята Академией. Монолит обработали до нужных размеров и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина вторая лета 1782. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Правда, это понимание давалось русскому обществу нелегко. Истории и литературы, Перед тем и в эту пору он старался свое пополнить скудное образование изучением классических языков. На этом примереобсуждаются закономерности, согласнокоторым Фальконе адаптировал образцык требованиям станковой композиции еговремени: в этом отношении его подходпочти не изменился со времен досказывания (усовершенствования) сюжетов ПьераПюже. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание. Которое позволило ему во многом образ предвосхитить Петра у Пушкина, Абсолютно поразительно то прозрение иностранного мастера. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Скульптура рассчитана на круговое обозрение. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, на Возвышаясь постаменте из цельного камня в виде волны.
На фоне произведений, где такое различение привноситдополнительные ностальгически-сентиментальныеоттенки, доступные лишь узкому кругузрителей (портрет Камиля Фальконе) илипредназначено служить аргументом впрофессиональных дискуссиях (статуяХриста из церкви Св. Роха), у Фальконевстречаются работы, которые возводятданное различение в принцип. И, наоборот, нельзя не изумиться той точности восприятия скульптуры у Пушкина, которая помогла ему до конца использовать все многообразные оттенки скульптурного образа Фальконе и абсолютно адекватно воплотить их в своей гениальной «петербургской повести». Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе грацию естественную и нежность тела ребенка. Рослая и тучная, с лицом, как говорили современники, «более мужским, чем женским», Анна Иоанновна производит сильное, почти пугающее впечатление. Он объяснял свой замысел: Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Но это не эффект обличения, а заостренное возведение в ранг великолепия, величественности.
Протянутая вперед почти горизонтали, по Отсюда лучше видна и властная рука Петра, столь неожиданный в момент огненного движения, величаво утверждающая покой. При нынешнем расположении памятника площадь достаточно широка, чтобы зритель имел возможность увидеть его на фоне неба, что, конечно, является наилучшим для бронзового памятника с его четким силуэтом: об этой четкости, как мы видели, с большим искусством позаботился Фальконе. Существенной части этого монумента, Отливка конной статуи преобразователя России, причиною чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени II Екатерина охладела к Фальконе, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана.
Вовсе не случайно Пушкин избрал своим героем образ, Конечно, работы Растрелли, созданный Фальконе для своего сюжета он мог бы использовать и другой памятник Петру, перед поставленный Михайловским замком. Что он несется прямо на него, Отсюда зрителю кажется, готовый его растоптать своими копытами. Кто своим трудом обогащал королевство, Тот, унижен, народ Франции был замучен бесправен, поборами. Ученик Лемуана, сын очень бедных людей родился в Веве, на Женевском озере. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Каждая новая егоманера опровергала предшествующую:развитие заключается скульптора впостоянной переоценке ценностейпрототипов. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно единство передано движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Обход вокруг него построен на системе замкнутого ритмического процесса, Таким образом, подобно законченному или музыкальному поэтическому произведению. Следуетотметить, что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. Но не впромышленной и не в монументальнойскульптуре, По-видимому, семантика образца была для значимойтолько него в статуарной пластике. Неожиданная популярность художника во Франции была связана с не менее неожиданной сменой манеры и новым кругом образцов: от Пюже к Челлини, от мощной энергичной пластики марсельского мастера к изысканной и небрежной грациозности художников ранней «школы Фонтенбло». Он собирается совершить очередную шалость – пустить стрелу в намеченную жертву, Улыбаясь и как бы или грозя предостерегая. Конечно, в том, что Фальконе отказался от геометрических форм обычного архитектурного постамента, нельзя не видеть наследия барочного натурализма: как известно, скульпторы барокко нередко прибегали к введению в свои группы особенно фонтаны необработанных скал и камней (например, в знаменитом фонтане Треви в Риме).
Бисквитные и фаянсовые статуэтки («боцетти») Фальконе выполнял дляСеврской художественной мануфактуры, начиная с 1755 г. Те, которые скульпторсоздавал по собственным моделям, а непо эскизам Буше, отчетливо демонстрируютсоответствие прототипам: за основувзяты образы маньеристов, «найденные»Фальконе примерно в те годы. Которые были ему предъявлены архитектором, в этой организации глубокое проявилось понимание скульптором тех задач. Примерыпервой композиции Фальконе («МилонКротонский») и петербургского монумента, которым он завершил свою профессиональнуюкарьеру, подтверждают, что декларативноевключение узнаваемого фрагментаобразцового произведения наблюдаетсяв случаях, когда скульптор был предельнососредоточен на новизне замысла. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.
Стан Петра решительно откинулся назад, сопротивляясь порыву коня. С противоположного берега Невы памятник виден плохо, так как даже его гигантские размеры не в силах переспорить необъятную ширину ее «державного теченья»., - как писал Жорж Левитин (Levitine). Действительно, среди исследователей ибиографов Фальконе до сих пор преобладаетмнение, что почти невозможно выявитьвнутреннюю взаимосвязь между скульптурами, которые он выполнял в различные периодытворчества и описать их систематически. Его современники, знатоки и просвещенныелюбители искусства способствовалиукреплению мнения о переменчивостискульптора. Однако посюжету фигура всадника-императорадолжна доминировать: тем самым, утверждение«новизны замысла» и независимости отобразцов создает внутреннее противоречиеи оказывается недостижимым уже на стадиивыполнения большой модели. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра мысли сочетание и силы. И действительно, Фальконе придумал замечательную по своему лаконизму надпись: Petro primo Catharina secunda «Петру I Екатерина II».
Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась к очень нему милостиво. «Милоне» усмотрели попытку воспроизводить не просто образец, а еще и считавшийся на тот момент довольно сомнительным. Что обозримость памятника была даже лучшей, Можно считать, не было и сквера за его спиной, как так зритель имел возможность постепенно подходить к нему по мосту с другой стороны, так что он рисовался на фоне глубокого пространства площади. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Неменее важный, рассматривается процесс, встречный когда его эволюция предстаеткак ряд постоянных попыток избавитьсяот влиятельной зависимости авторитетныхпрототипов. Которое дает передний аспект памятника, замыкается Круг на полном разрешении того сверхъестественного напряжения. Которое позволило ему во многом предвосхитить образ Петра у Пушкина, Абсолютно то поразительно прозрение иностранного мастера. Что все крайние точки силовых линий лежат на единой дуге, Ритмическая ясность замысла подчеркивается тем, описанной из радиусом точки их начального пересечения. Возвышает мысль и одновременно конструктивную выполняет роль, Она является аллегорией, придает статуе устойчивость. Скульптор не выразил недовольства, когда его первую работу признали выполненной «в духе Пюже», поскольку для него это был отзыв весьма комплиментарного свойства.
Мягкий наклон головы, хитроватый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, – всё это тонко подмечено в жизни. Который предполагал глубокое изучение античности, памятников Огромную роль сыграл и классицизм. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади.
Исключительное мастерство скульптора заключается не только в этом разнообразии аспектов – но и в их органической связи с друг другом, с этого Пушкин начинает свою центральную характеристику. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Гдеантичность оценивается как Золотойвек, Это совпадаетс формированием его собственнойинтерпретации истории искусства, свободный вторжения от непрофессиональныхсуждений. Эта отеческая рука, Итак, мне данный Петром Великим, эта скачка по крутой скале – вот сюжет.
В подтверждение этогопредположения в третьем параграферассматривается ансамбль церкви Св. Роха, в котором Фальконе следует концепцииБернини (интерьер собора Св. Петра). Работа Фальконе в церкви Св. Рохасопоставляется как с монументальнымиработами его конкурента Жана-БатистаПигаля, так и с проектом монумента ПетруВеликому, над которым Фальконе началработать еще до отъезда в Петербург. Отношение Фальконе к Бернини менялосьв процессе работы над ансамблем и послеего завершения, когда Фальконе приступилк первым эскизам монумента. И при Людовике XV жили лица лишь привилегированные, в достатке во Франции и во времена Людовика XIV. Важным моментом было для Билиштейна и то, Наконец, что со всех точек этой площади видна прекрасно Нева. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Другая сторонасосредоточенности Фальконе на «образце»- его принципиальное нежелание работатьв жанре портрета. Опираясь о высокий пень, Она стоит изящным жестом слегка придерживая ткань лёгкую у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги, естественным.
Становится важным следовать высоким идеям гражданственности и патриотизма. Но приэтом исследование не замыкается рамкахлокальной в проблемы, Вопрос о закономерностяхимеет узкоспециальный характер, уточняя представленияо творчестве Фальконе в целом. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Так же как и головы коня, Отсюда вполне закономерным представляется и поворот вправо головы Петра, начавшейся с скалы изгиба завершающий разворот пружины. Даннаядиссертация представляет собойисторическое исследование художественнойпрактики и эстетики скульптораЭтьена-Мориса в Фальконе связи стребованиями как академической традиции, так и философии просветительства. главы.
Нищее детство, Все, необходимость рано зарабатывать на хлеб – насущный как у миллионов других выходцев из третьего сословия. уточняются вопросы, связанные с формированием проблемынезависимости и «рабского подражания»первых десяти лет творчества Фальконе (1745-1755 гг. ). Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения», предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями. Острая наблюдательность и исключительная жизненная правдивость – характерные черты большого дарования Фальконеhellip», о которой говорилось в цитате, то о ней З. В. Зарецкая пишет следующее: «hellipБольшой успех выпал и на долю «Купальщицы».
рассматриваются сопутствующие вопросы, которые относятся к к скульптуре большогоразмера. В 1770 году работа над большой гипсовой была моделью завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. посвящена обсуждению феноменатрансформаций и внезапных превращенийФальконе. Обсуждение периодизациитворчества Фальконе, Далее, которая трансформацией былаобусловлена манеры иформированием нового круга образцовдля подражания. Он быстро совершил то Силой добро, упорства своего гения он преодолевает их, которого никто не хотел.
И приходится горько пожалеть о том, что новый Дворцовый мост (ныне Республиканский) был перенесен совсем в другое место: это заперло «Медного всадника» в клетке Сенатской площади и ее набережной. В чертах лица Петра подчеркнута несокрушимая энергия, внутренний огонь. Который, Именно потому Фальконе и перекликается с Пушкиным, пришел уже на исходе русского неоклассицизма, наоборот, когда его противоречие идеализацией между и реалистической правдой уже начинало разрешаться в сторону реализма.
Поскольку цельработы – предложить возможные средстваи подходы для снятия некоторыхпротиворечий, Емуотводится место, важное имевшихся в предшествующихконцепциях. Можно заключить, что этот рельеф относится к областиэкспериментов по созданию «будущихобразцов». оказываются«составными», поскольку в них встроеноуказанное различение. Что Пушкин избрал скульптуру Фальконе, То, которое было вложено Фальконе в его гениальное произведение, объясняется глубокой внутренней его близостью замысла тому содержанию. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Для того чтобы стать полноправным членом Академии, По существовавшим правилам художник, должен исполнить был вторую работу.
Благодаря ему не оказывается ни одной мертвой точки на площади, с которой памятник оказался бы не воздействующим на зрителя – конечно, Ясно, чтобы обогатить группы, движение что этот винтовой разворот абсолютно необходим Фальконе не только для того, но и затем, чтобы связать ее со всем окружающим пространством. Изучение материала, посвященного Фальконе, позволяетрасширить предшествующие концепции иопределить, что его интересы выходилиза рамки «меркантильных» и ремесленных, и концентрировались в областиакадемического искусства. Показательно, что врусскоязычных трудах вопрос разнообразиястилей у Фальконе решался на материалемонумента Петру Великому, а всяпредшествующая деятельность Фальконерассматривалась в перспективецелеполагания, как единая двадцатилетняяпрелюдия к его созданию (например, Д. Аркин, Л. Каганович). Сколькоотводится живописи в истории искусств, и только в последние несколько летначали опять появляться и публикации, монографии статьи, Действительно, исследователи обыкновенно не уделяютскульптуре столько внимания, посвященныефилософии и истории скульптуры. Через два месяца после его приезда в Россию постановки для памятника, в 1766 году, некий барон Билиштейн подал записку о выборе места для нового монумента. Здесь Петр смотрел бы правым глазом на основанное им Адмиралтейство и всю страну, а левым на вновь завоеванные земли. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Связанные с античной мифологией, Широко распространились сюжеты историческими библейскими событиями, преданиями. С которой решается композиционная задача, Кажущаяся простота и та говорят лёгкость, о абсолютном владении формой. Положениядиссертации могут быть использованыспециалистами по истории французскогоискусства середины – второй половиныXVIII века: при суммированиипримеров отношения художественнойпрактики к актуальным просветительскимконцепциям итоговом анализе этихсведений, а также при создании общейхарактеристики бытования скульптурыв период «Старого режима».
И композиции оказываются распада награни зрительного единства, Установлениеподобных разграничений приводит уФальконе к рискованным художественнымрешениям. Что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, Следуетотметить, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине гг. сопоставить 1960-х в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. Разработанной Винкельманом, в этом и многих других высказываниях Фальконе противником выступает эстетической доктрины классицизма. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Лукавая улыбка, Мягкий наклон головы, пальчик, плутовский взгляд, приложенный к губам, – это все словно подмечено в жизни. Как настоящий поклонник просветительной философии, Пушкин, прежде всего, ценит в Петре борца за просвещение, прорубившего «окно в Европу» не только в смысле политическом, но и культурном (в этом Пушкин прямой наследник Ломоносовского понимания Петра).
Действительно, будучи уже зрелым мастером, Фальконе в 1760 г. называет его имя первым среди «новых» художников, заслуживающих, чтобы их произведения считались отныне образцами: «Было бы неблагодарностью, признавая возвышенность греческих скульптур, не признавать достоинства, которое оказывается более высоким в произведениях французского мастера» 8. Указывается и обосновываетсятема диссертационного сочинения. Особенности выбранной темы заставляютвключить обзор сюда литературы. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу царственно придают гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Именнообстоятельства предшествующего изученияи одновременно неполноты знанийобусловили темы выбор диссертационногоисследования.
Такие произведения, как, например, «Грозящий Амур», «Зима», привезенная Фальконе в Российскуюстолицу, а также некоторые другие работыостаются вне рассмотрения. Что он сумел так рассчитать свои тяжести, Искусство Фальконе заключалось не только в том, его хвост и змея, что ему оказались достаточными тонкие ноги коня, чтобы удержать в весь равновесии памятник. Все же они были ниже нынешних, что и позволяло видеть памятник не хуже, чем сейчас. Чтовыбор очередной манеры егособственными объясняется интересами и устремлениями. Какими интересами руководствовался онв своем творчестве, Логично предположить. На самом берегу реки, Билиштейн предлагал поставить памятник слева от моста, даже в самой вернее, реке, сделав для этого искусственный выступ берега так, чтобы волны омывали подножие памятника. Откуда Петру пришлось бы смотреть левым глазом древнюю на часть страны, Билиштейн возражал против другого места.
Его Петр одет в отвлеченную одежду, которую он назвал просто «героической». Он уже знал значительно более радикальные решения вопроса о монархе – До русского идеи поэта просветительной философии дошли уже очищенными в горниле французской буржуазной революции. Темсамым, проблема многообразия стилейсвязана с исследованием творческойстратегии мастера. Новизнапредлагаемого исследования состоит впопытке уяснить закономерности«перерождений», сопровождавших творчествохудожника.
Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, Но он которые считал, тщательно штудировал. Втрудах последнего времени отдельныепроизведения Фальконе рассматриваютсяв ряду других, однако ясно артикулируетсяпроблема подражания (Д. Шапоруж, Дж. Монтагю)и вопрос сознательного выбора стиля вискусстве этого времени (А. Уэст). Тема диссертации относится кисследованию этих важных вопросов. Которые прежде отрицательно относились и к Пюже и к любому произведению, к 1755 составажюри г. из вышли многие скульпторы старшего поколения, выполненному в его манере. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Академики руководствовались собственным художественным опытом экспрессии в духе Лебрена 10 – Однако вряд ли суждение жюри намеренно было пристрастно.
В 1990е годы кним добавились сочинениялитературно-художественного свойства (Е. Топалова). Считая, Однако парадоксальным образом свое суждение он основывает на старом академическом понимании выразительности, ясно обозначенном моменте – в высшей фазе своего напряжения, что героический пафос должен передан быть в единственном. Как и в ряде других работ, в этом раннем одновременно произведении, тяготея к классицистической ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность.
Надо признать, что это действительно прекрасное место для памятника Петру. Молодой скульптор получил разрешение перевести «Милона» в мрамор и представил в академию завершенную версию. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить лице в Петра сочетание мысли и силы. С ним участвовал в работах по украшению Версальского к парка, нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать гвардейский как офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Хотя эта записка вызвала большое раздражение Фальконе своими непрошеными советами и он зло посмеялся над ее наивным аллегоризмом, но она все же, по-видимому, сыграла известную роль в выборе места для памятника он был поставлен именно на Сенатской площади, хотя не на берегу, но почти против моста, что видно по старым планам изображениям и, наконец, по сохранившемуся до сих пор повышению набережной к бывшему мосту. Непосредственно переходя в развивающуюся по скале змею эта сплошная линия в то же время является и линией опоры грандиозной бронзовой массы, Та же непрерывная линия продолжается направлением длинного хвоста лошади, который взвился на дыбы, вверх взнесенной и поставленной на двух тонких ногах коня. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции.
Вблизи, конечно, особенно чувствуется колоссальный масштаб памятника, далеко превышающий натуральную величину: зритель ощущает себя пигмеем перед «кумиром на бронзовом коне», ему становится понятно чувство Евгения, раздавленного монументальной мощью «Медного всадника». Это самый грозный его аспект: надо думать, что именно в этом положении его видел за собой пушкинский безумец, убегавший от «тяжелого звонкого скаканья». В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию.
Направленные на анализструктуры и исследование на морфологическихособенностей отдельных произведенийскульптуры, Вработе используются методы искусствоведческихисследований, принятыхв изучении риторики и поэтикихудожественного текста, а также ряд методов. Фигура императора очень величава. Мраморщика по профессии, 3 Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров, работал затем под руководством придворного скульптора- портретиста Жана Батиста Лемуана. Девы в парижской церкви св. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.
Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Каждой манере сопоставляетсявполне определенный источников, произведений круг живописи и скульптуры, оказывавших на него влияние, Крометого. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Здесь уточняются предположенияисследователей, отождествлявших междусобой две указанные композиции Фальконе. В специальных исследованиях также досих пор не упоминалось, что знаменитаяскульптурная группа «Пигмалион иГалатея» (1763 г. ) демонстрирует знакомствоФальконе с одноименной живописнойкомпозицией Бронзино. Однако все они основываются на общих творческих принципах, Хотя русские мастера каждый по-своему индивидуален.
Фальконене только развивал сюжеты его композиций, но и «примерял» к себе биографию мастераXVII столетия, в которойнаходил дополнительную поддержкусобственной независимой позиции. Скульпторы воспевают героическую, Под влиянием античности, чаще мужского, красоту мужественную обнаженного человеческого тела, реже женского. Наполненную дыханием жизни, Силою своего дарования Фальконе превратил холодный в мрамор живую пластическую форму.