Королевской академии живописи и8230 Российский гуманитарный энциклопедический словарь Фальконе (Falconet) Этьенн Морис (1. 12. 1716, Париж, 24. 1. 1791, там же), французский скульптор. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Фальконе, Этьен Морис (Falconet 1716 1791) французский скульптор Википедия (Falconet) Этьенн Морис (1716 91), французский скульптор. Современники рассказывают: заклятый враг Фальконе известнейший скульптор Пигаль, увидев «Купальщицу», воскликнул: «Как жаль, что это не моя работа. » И все же не было удовлетворения.
Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, он Но считал, которые тщательно штудировал. «надо показать людям прекрасный образ законодателя, хотя он фактически и был им, своей благодетеля страны – что он хочет изобразить Петра не полководцем, Скульптор резко подчеркивал, а законодателем. Считать соискателя выполнившим первое условие испытания – Но секретарь на сей раз вполне выносит приемлемое решение. Выразительными пластическими средствами передана нежность тела, его естественная грация, крылья, пёрышки которых кажутся трепещущими, всё доведено до совершенства, во всём ощущается большое мастерство.
На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. И он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня, Для понадобились этого знания анатомии лошади. На самом берегу реки, Билиштейн предлагал памятник поставить слева от моста, даже в самой реке, вернее, сделав для этого искусственный выступ берега так, чтобы волны омывали подножие памятника. Ф. в 1778 г. уехал из России, Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг и возвратился в Париж, не дождавшись открытия Петровского монумента, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Он известен не только как ваятель, но и как автор Размышлений о скульптуре (Reflections sur la sculptur, П., 1761) и других сочинений, собрание которых (Oeuvres d''Etienne Falconet, statuaire) в пяти томах издано в Лозанне в г. Перепечатка 1785 этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Ф. вышла в свет в Париже, в 1808 г. Брокгауз Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.
В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие придают монументу царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Который, Именно потому Фальконе и перекликается с Пушкиным, пришел уже на исходе русского неоклассицизма, наоборот, когда его противоречие между идеализацией и реалистической правдой начинало уже разрешаться в сторону реализма. В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию. Отсюда громадный интерес, который вызывает памятник Фальконе у всех, кому дорог Пушкин.
Истории и литературы, тем Перед и в эту пору он старался пополнить свое скудное образование изучением классических языков. Скульптор необыкновенно убедительно в передает мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.
Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. В мраморном варианте он слегка изменил обработку фактур и поверхностей, сделав их более однородными и композиция приобрела более «античный» вид. Дидро подробно разбирает все части композиции, которые находит отличающимися от «возвышенного Лаокоона» и, по его мнению, эти отличия свидетельствуют о ничтожности композиции, о ее плебейской идее и отсутствии идеалов у самого ее создателя.
музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Что Пушкин избрал скульптуру Фальконе, То, которое было вложено Фальконе в его гениальное произведение, объясняется глубокой близостью внутренней его замысла тому содержанию. Фальконе намного опередил своих русских современников. В связи его скульптуры с пространством площади, Одно из главных достижений в Фальконе его памятнике Петру заключается как раз в поразительно разработанной архитектонической композиции. Что обозримость памятника была даже лучшей, считать, Можно не было и сквера за его спиной, так как зритель имел возможность постепенно подходить к нему по мосту с другой стороны, так что он рисовался на фоне глубокого пространства площади.
Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. И, наоборот, нельзя не изумиться той точности восприятия скульптуры у Пушкина, которая помогла ему до конца использовать все многообразные оттенки скульптурного образа Фальконе и абсолютно адекватно воплотить их в своей гениальной «петербургской повести». С грехом пополам умел читать и писать, Ничего удивительного в том – что в лет восемнадцать он не пошел дальше начальной школьной премудрости. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.
Считая, Однако парадоксальным образом свое суждение он основывает на старом академическом понимании выразительности, ясно обозначенном моменте – в фазе высшей своего напряжения, что героический пафос должен быть передан в единственном. Имп. Конечно, вовсе не случайно Пушкин избрал своим героем образ, созданный Фальконе для своего сюжета он мог бы использовать и другой памятник Петру, работы Растрелли, поставленный перед Михайловским замком. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника.
Личность Петра интересовала Фальконе еще раньше. Императрица сначала очень ценила французского талант скульптора и относилась к нему очень милостиво. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Инвалидов). Что он несется прямо на него, Отсюда зрителю кажется, растоптать готовый его своими копытами. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Не только силуэт скалы в виде мощной морской волны, но и все гранящие ее плоскости ссеков теснейшим образом увязаны с общей композицией памятника. Он становится одним из тончайших ее ценителей и знатоков, Лишь понаслышке знавший о античной существовании культуры.
Лукавая улыбка, Мягкий головы, наклон пальчик, плутовский взгляд, приложенный к губам, – все это словно подмечено в жизни. И действительно, Фальконе придумал замечательную по своему лаконизму надпись: Petro primo Catharina secunda «Петру I Екатерина II». Самый образ Петра Фальконе у далек от театральной ходульности репрезентативных памятников барокко. Через два месяца после его приезда в Россию для постановки памятника, в 1766 году, некий барон Билиштейн подал записку о места выборе для нового монумента. Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв в Россию, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с и жизнью деятельностью Петра I. А в другой раз Фальконе защищал простоту своей надписи ссылкой на то, что «древние употребляли в. надписях на своих памятниках самый простой стиль».
Благодаря ему не оказывается ни одной мертвой точки на площади, с которой памятник оказался бы воздействующим не на зрителя – конечно, Ясно, чтобы обогатить движение группы, что этот винтовой разворот абсолютно необходим Фальконе не только для того, но и затем, чтобы связать ее со всем окружающим пространством. Что она только кажется необработанной глыбой на самом деле она отделана с исключительно тонким пониманием ритмических задач композиции, Своеобразие у скалы Фальконе заключается в том. Что красиво подчёркивает гибкую линию шеи, Голова купальщицы чуть наклонена, лицо с несколько удлинённым овалом сохраняет детскую округлость – самые простые мотивы под резцом становятся Фальконе убедительными и поэтически выразительными». Это были последние годы перед отъездом Фальконе в Петербург для выполнения конного Петру монумента Великому по заказу Екатерины II. И приходится горько пожалеть о том, что новый Дворцовый мост (ныне Республиканский) был перенесен совсем в другое место: это заперло «Медного всадника» в клетке Сенатской площади и ее набережной. Что, Под руководством этого наставника Этьен развился столь быстро, за группу Милон Кротонский, всего будучи 28 лет от роду, убивающий льва (наход. Отсюда возможность глубокого сближения Фальконе и Пушкина, при несомненных стилистических различиях между монументальным произведением скульптора и стихотворной «повестью» поэта.
Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа. Та же непрерывная линия продолжается направлением длинного хвоста лошади, непосредственно переходя в развивающуюся по скале змею эта сплошная линия в то же время является и линией опоры грандиозной бронзовой массы, взнесенной вверх и поставленной на двух тонких ногах коня, который взвился на дыбы. Зарождавшееся тогда на Западе в неоклассицизме, При всем барочном гиперболизме в памятнике Петру все же проявилось новое понимание героя-человека, но манить начинавшее и русских людей.
Вопреки установившейся традиции, он изобразил своего героя одного, без всяких «связанных узников», которые томились у цоколя памятника всех государей со времени Пьеро Такка, окружившего ими свой памятник Фердинанду I Медичи в Ливорно (XVII в). Фальконе отказался и от военных доспехов. Которое дает передний аспект памятника, Круг замыкается на полном разрешении сверхъестественного того напряжения. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. С противоположного берега Невы памятник виден плохо, так как даже его гигантские размеры не в силах переспорить необъятную ширину ее «державного теченья». Которое позволило ему во многом предвосхитить образ Петра у Пушкина, Абсолютно поразительно прозрение то иностранного мастера.
В которой принимали участие немецкие и русские мастера, Отливка, верхняя часть статуи пострадала, прошла не совсем удачно и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Колло, Анн первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Этот дар присущ и всякому большому архитектору, Впрочем, но и временной путь зрителя, учитывающему не только пространственный, созерцающего его произведение самая протяженность архитектуры неизбежно требует для времени того, чтобы она могла быть до конца воспринята, а это и ведет к неизбежности организующего вмешательства в восприятие зрителя. Улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость – пустить стрелу в намеченную жертву.
Стан Петра решительно откинулся назад, сопротивляясь порыву коня. Ученик Лемуана, сын очень бедных людей родился в Веве, на Женевском озере. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». трактованной наподобие высокого рельефа. В этом аспекте появляются у Фальконе те зародыши образа деспота, которые у Пушкина разовьются в сложный замысел его «повести». В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Я ограничусь только статуей героя, как ни победителя – которого не рассматриваю ни как полководца, Он объяснял свой замысел.
Заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году, Тогда им же была начата статуя Зима. К числу произведений исполненных им около этого времени, принадлежат фигуры Пигмалиона и Амура, грозящего пальцем (мраморн. Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Анн Мари Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Академики руководствовались собственным художественным опытом экспрессии в Лебрена духе 10 – Однако вряд ли суждение жюри было намеренно пристрастно. Опираясь о высокий пень, Она стоит изящным жестом слегка придерживая лёгкую ткань у бедра и воду пробуя кончиками пальцев ноги, естественным.
Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Как известно, памятник Петру стоит на площади, открытой к Неве. Очень возможно, что это были общие планировочные соображения.
Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения её полны грации. Острая наблюдательность и исключительная жизненная правдивость – характерные черты большого дарования Фальконеhellip», о которой говорилось в цитате, то о ней З. В. Зарецкая пишет следующее: «hellipБольшой успех выпал и на долю «Купальщицы». Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Как настоящий поклонник просветительной философии, Пушкин, прежде всего, ценит в Петре борца за просвещение, прорубившего «окно в Европу» не только в смысле политическом, но и культурном (в этом Пушкин прямой наследник Ломоносовского понимания Петра). Что Пушкин избрал скульптуру Фальконе, То, которое было Фальконе вложено в его гениальное произведение, объясняется глубокой внутренней близостью его замысла тому содержанию.
Неожиданная популярность художника во Франции была связана с не менее неожиданной сменой манеры и новым кругом образцов: от Пюже к Челлини, от мощной энергичной пластики марсельского мастера к изысканной и небрежной грациозности художников ранней «школы Фонтенбло». А. С. Пушкина. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе.
Когда Левек пишет его биографию, к тому моменту, понятие о возможности выбора нескольких кратких моментов истории одной уже не подлежит сомнению. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Действительно, будучи уже зрелым мастером, Фальконе в 1760 г. называет его имя первым среди «новых» художников, заслуживающих, чтобы их произведения считались отныне образцами: «Было бы неблагодарностью, признавая возвышенность греческих скульптур, не признавать достоинства, которое оказывается более высоким в произведениях французского мастера» 8.
С ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, к нему Фальконе до сохранил конца жизни теплые чувства и благодарность, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. Откуда Петру пришлось бы смотреть левым на глазом древнюю часть страны, Билиштейн возражал против другого места. Верный сын своего века, Это место казалось Билиштейну подходящим не только по художественным Билиштейн соображениям, подробно рассматривает вопрос об аллегорическом значении разных местоположений памятника – но и по смысловым. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Что он всем этим объемам, Но это искусство заключалось и в том, сумел придать абсолютно естественное положение, в том числе и змее, не внушающее зрителю ни малейших подозрений насчет что того, они выполняют здесь какие-нибудь иные, кроме смысловых и ритмических, функции.
Существенной части этого Отливка монумента, конной статуи преобразователя России, причиною чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Что разработка концепции серийности, Следует принадлежит заметить, художникам поколения Фальконе 11 или момен-тальности. В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. Лемуан способствовал расцвету его таланта всю и жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Которое позволило ему во многом предвосхитить образ Петра у Пушкина, Абсолютно то поразительно прозрение иностранного мастера. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе.
Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Когда он узнал, 7 Ему было уже около 50-ти лет, великого реформатора России Петра императора Великого, что в далекой северной столице должен возникнуть некий величественный монумент в честь ее основателя. Которые были ему предъявлены архитектором, в этой организации глубокое проявилось понимание скульптором тех задач.
Следовало бы ожидать, что он возмутится решением жюри (это было вполне в его характере), но единственное, что его возмущало в процессе выполнения morceau de rception, -безвозмездная передача готового мрамора в дар Парижской академии. Роха) и Св. Который заставлял его изготовлять болваны париков, для Не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева. Что он сумел так рассчитать свои тяжести, Искусство Фальконе заключалось не только в его том, хвост и змея, что ему оказались достаточными тонкие ноги коня, чтобы удержать в равновесии весь памятник. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе – Милон Кротонский, но принесла ему была известность, сдержанно принята Академией.
Он задумал его в виде гранитной скалы. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. По-видимому именно этот первый аспект вдохновил Пушкина на его центральную характеристику «Медного всадника», хотя в ней и появляются новые черты, осложняющие фальконетовский образ: Все в первом аспекте построено на борьбе двух сил.
Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. А левым на вновь завоеванные земли, Здесь Петр смотрел бы правым на глазом основанное им Адмиралтейство и всю страну. Которые он блестяще использовал, Скульптор выявить сумел особые художественные свойства французского фарфора. Сосредоточивая почти в одной точке начало всех силовых линий, Таким образом, взрыву, подобно он заставляет их выбрасываться в пространство – Фальконе достигает поразительного эффекта. В следующее десятилетие, до середины 1760-х гг., его имя становится необычайно популярным и Дидро в «Салонах» называет его одним из «славнейших скульпторов Франции». Под копытами коня Фальконе поместил змею. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается на верх скалы, это побежденных эмблема им трудностей.
В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Памятник Петру I Фальконе и поэма Пушкина «Медный всадник» редчайший случай глубокого сближения двух искусств, скульптуры и литературы. Сходство с одноименной скульптурой Пюже сохранилось, но, видимо, сглаженность фактуры оказалась достаточным формальным критерием для того, чтобы «Милон» был принят без возражений, а его автор получил академическое звание. Роха. Он уже знал более значительно радикальные решения вопроса о монархе – До русского поэта идеи просветительной философии дошли уже очищенными в горниле французской буржуазной революции.
Памятник Петру должен состоять из главным образом конной статуи колоссального – размера определяли. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года на работать Севрской мануфактуре. В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом. Именно вот таким образом поэт-гуманист и гордится им как воплощением той гигантской мощи, которая заложена в человеке. В 1766 г. в жизни Ф. произошло важное событие. Отсюда устремляются вперед две мощные силуэтные дуги вогнутая, вздымающейся вверх гигантской волной и выгнутая линия скалы, повторяя в усиленной степени движение коня – образуемая линией спины и коня всадника, Точка соприкосновения змеи со скалой имеет огромное значение в композиции всего памятника все в том же первом аспекте.
Который играючи ранил любовными стрелами сердца людей, Многие скульпторы Франции обращались к маленького образу бога любви. Тогда как раз от нее шел понтонный мост – Она соединяла две основные части Адмиралтейскую города с Васильевским островом. Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, он Но считал, которые тщательно штудировал.
Он неоднократно излагал взгляды свои на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным и широко эрудированным. В 1754 г. был избран в действительные члены и Академии получил в ней место адъюнкт-профессора. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Гигантская бронзовая масса, готова на обрушиться голову зрителя – поднятая вверх на тонких ногах коня, Впечатление особенно усиливается вблизи памятника. Скакуны Бриллиант и Каприз – Кони для работы над памятником были взяты императорских из конюшен.
Все, как у миллионов других выходцев из третьего сословия: нищее детство, необходимость рано зарабатывать на хлеб насущный. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Кто своим трудом обогащал королевство, Тот, унижен, народ Франции был замучен бесправен, поборами.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. И трудолюбие и способности и стремление понять суть вещей и неистощимый интерес знаниям, к разобраться в них глубоко. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур.
В своей оценке «Милона» они исходили из того, что экспрессия синтезирует все моменты сюжета и, следовательно, не может быть нескольких равно выразительных. Созданный Фальконе для своего сюжета он мог бы и использовать другой памятник Петру, Вовсе не случайно Пушкин избрал своим героем образ. На этом вопрос был исчерпан, Казалось бы и Фальконе продемонстрировал убедительные преимущества своего художественного подхода выбору к образцов. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается фоне на перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны. Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики, Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре таких достиг успехов. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Ф. в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Он известен не только как ваятель, но и как автор Размышлений о скульптуре (Reflections sur la sculptur, П., 1761) и других сочинений, собрание которых (Oeuvres d''Etienne Falconet, statuaire) в пяти томах издано в Лозанне в 1785 г. Перепечатка этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Ф. вышла в свет в Париже, в 1808 г. Брокгауз Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.
Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Чтобы достигнуть апогея спереди, При дальнейшем движении нарастает стремительность скачущего коня, он как оседает на задние ноги, где благодаря ракурсу не видно.
Зритель ощущает себя пигмеем перед «кумиром на бронзовом коне», особенно чувствуется колоссальный масштаб памятника, ему становится понятно чувство Евгения, раздавленного монументальной мощью «Медного всадника» – конечно, Вблизи, далеко натуральную превышающий величину. Силою своего дарования Фальконе превратил холодный мрамор в живую пластическую форму, наполненную дыханием жизни. По-видимому идея этого местоположения принадлежит не целиком Фальконе. Она была готова к 1778 году, Подготовка модели гипсовой памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет.
В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как офицер гвардейский взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Что все крайние точки силовых линий лежат на единой дуге, ясность Ритмическая замысла подчеркивается тем, описанной радиусом из точки их начального пересечения. Девы в парижской церкви св. Городе, Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, был который для него школой художественного мастерства.
Когда он попадает на фон светлых стен и Но при приближении к памятнику, как это происходило при Фальконе, четкость его силуэта не исчезает трудно сказать, так как сейчас не сохранилось на площади ни одного из прежних зданий. Грозящий или предостерегающий, у Фальконе Амур – шаловливый ребенок, готовится очередную выпустить стрелу. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Воспитанника академической школы, Для Фальконе, образцов воспроизведение являлось незыблемым принципом 7. Он быстро совершил то добро, упорства Силой своего гения он преодолевает их, которого никто не хотел.
Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Все же они были ниже нынешних, что и позволяло видеть памятник не хуже, чем сейчас. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Человека, Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, совершающего великие преобразования, обладающего огромной волей законодателя, преодолевающего косность и в невежество стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Эта отеческая рука, Итак, данный мне Петром Великим, эта скачка по крутой – скале вот сюжет.
Которые он поборол своим могучим гением и упорством» и Природа люди воздвигали перед ним самые трудные препятствия. Работа над будущим Медным всадником велась на бывшего участке временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Хитроватый взгляд, Мягкий наклон головы, пальчик, лукавая улыбка, приложенный к губам, – всё тонко это подмечено в жизни. В целом он оценивает композицию Фальконе как всецело отличную от «грандиозного шедевра его предшественника» и значительно более прогрессивную. Таким образом, обход вокруг него построен на системе замкнутого ритмического процесса, подобно законченному музыкальному или поэтическому произведению.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Один из основных аспектов открывается при входе на площадь из глубины, со стороны Адмиралтейства, откуда Петр виден еще не совсем в профиль (несколько сзади). И этому он научился почти самоучкой. Мотив ужаса проходит красной нитью в «Медном всаднике». Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века.
Дж. Конь взвился на дыбы, мощное и движение всадника, осев на задние ноги – вынесший его на край скалы, Отсюда видны и буйный порыв коня, осадившего его у самого обрыва. Отсюда лучше видна и властная рука Петра, протянутая вперед почти по горизонтали, величаво утверждающая покой, столь неожиданный в момент огненного движения. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе за принялся разработку постамента. Мраморщика по профессии, Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы французских известных мастеров, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Но Фальконе и сам еще стоял на пороге неоклассицизма: он был далек от той новой формы абстрактной трактовки образа, к которой привело стремление неоклассицизма к героической идеализации. Левитин с еще большей убеж-денностью утверждает, что «взгляда на знаменитого Милона Пюже достаточно, чтобы увериться, что, несмотря на критику академического жюри, героически массивная, стоящая статуя не могла быть среди источников Фальконе» 6. Он просто переводит зрителя к первому аспекту – работавший в искусстве пространственном, Фальконе, находит иное тому разрешение же самому напряжению.
держание письма имеет целью убедить адресата в творческой несостоятельности скульптора. Скульптуры Музыка для украшения замка Бельвю, Роха, гипсовый барельеф Охота на уток для замка св, Садовница замка для Кресси. В его адрес более не последует упреков в профес -сиональной несамостоятельности – за исключением единственного случая, поводом для которого снова послужил «Милон Кротонский». Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и к относилась нему очень милостиво. Их очертания здесь почти прямые – слева, Напротив, где полет коня легче меньше и чувствуется останавливающая его сила и ссеки скалы носят плавный, с противоположной стороны, хотя и стремительный характер.
Позднее получившая образное развитие Отец в Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, Победа нового над старым выглядит как великая драма, а мать дочерью сапожника. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Но и в Европе, Из числа четырех возможных площадей он предлагал остановиться на Сенатской как на самой грандиозной не в только Петербурге. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св.
Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в Петра лице сочетание мысли и силы. За которую ратовал Фальконе, в то же время в нем есть и жизненная глубокая правда, которую он с жаром отстаивал и строгая простота, борясь со всеми советчиками, пытавшимися ему навязать велеречивые многофигурные аллегории и пышные надписи. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Важным моментом было для Билиштейна и то, Наконец, что со всех точек площади этой прекрасно видна Нева.
В рассматриваемом аспекте ее форма носит подчеркнуто крутой характер в связи с движения, напряжением Так, сосредоточенным здесь. Однако образ Петра у Пушкина сложнее, чем у Фальконе. Это самый грозный его аспект: надо думать, что именно в этом положении его видел за собой пушкинский безумец, убегавший от «тяжелого звонкого скаканья».
И при Людовике XV жили лишь лица привилегированные, достатке в во Франции и во времена Людовика XIV. Как установил Рео, Идея помещения конной статуи на скалу впервые появилась, в эскизном проекте Людовику памятника XIV, у Лебрена. экземпляр в Имп. (Falconet) французский скульптор, сын очень бедных людей род. Скульптор не выразил недовольства, когда его первую работу признали выполненной «в духе Пюже», поскольку для него это был отзыв весьма комплиментарного свойства. Губерта.
При нынешнем расположении памятника площадь достаточно широка, чтобы зритель имел возможность увидеть его на фоне неба, что, конечно, является наилучшим для бронзового памятника с его четким силуэтом: об этой четкости, как мы видели, с большим искусством позаботился Фальконе. На Женевском озере, в Веве, который заставлял его изготовлять болваны для париков, в 1716 г. не получил в детстве почти никакого образования был и определен в ученье к резчику из дерева. И пушкинский Петр, при всей своей кажущейся сверхъестественности, все же остается до конца живым человеком, как и у Фальконе, поборовшим все препятствия, которые перед ним нагромождали и люди и стихии. С которой решается композиционная задача, Кажущаяся простота и та говорят лёгкость, о абсолютном владении формой. в Луврск. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур.
В размышлениях о скульптуре он писал: Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. С этой точки зрения он осуждает академию, говоря, что: «. жюри, которое ему услужливо приписало подделку, полагая дискредитировать художника, опозорилось само собой» 5. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств.
Ставшей очень популярной в XVIII столетии, Эту статую, мраморе, неоднократно повторяли гипсе, в фарфоре. Что, Под руководством этого наставника Ф. развился столь быстро, за группу Милон Кротонский, будучи всего 28 от лет роду, убивающий льва (наход. Несколько недель длилась перевозка, разработан Был смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. Из-за упорного нежелания признать самостоятельный характер «Милона» Фальконе исследователи и биографы приписывают академии предвзятое отношение к молодому талантливому скульптору.
Обработанная несколькими крупными ссеками, Абсолютно изумительно найдена скалы форма под всадником. Она является аллегорией, возвышает мысль и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость. Так продолжалось по несколько часов в день. Имп. Надо признать, что это действительно прекрасное место для памятника Петру. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание.
В частности, этот разворот идеально увязывал памятник со сдвинутым вправо мостом. Сводя силуэт своей группы к узкой, Сзади Фальконе максимально концентрирует впечатление, с особенной силой подчеркивая с контраст вытянутой по горизонтали рукой, почти вертикальной форме. У него блестящая память. Судя по сохранившимся свидетельствам современников, Фальконе также копировал и свободолюбивое поведение марсельского скульптора история непослушания (и последующего самоизгна-ния) которого была достаточно известна в академии.
Для того чтобы стать полноправным членом Академии, По существовавшим правилам художник, должен был вторую исполнить работу. Он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора, Будучи человеком и начитанным широко эрудированным. Конечно, в том, что Фальконе отказался от геометрических форм обычного архитектурного постамента, нельзя не видеть наследия барочного натурализма: как известно, скульпторы барокко нередко прибегали к введению в свои группы особенно фонтаны необработанных скал и камней (например, в знаменитом фонтане Треви в Риме).
Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Правда, это понимание давалось русскому обществу нелегко. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». «Исаакий» в глубине ее только начал тогда строиться.
История России при Петре Великом. «Милоне» усмотрели попытку воспроизводить не просто образец, а еще и считавшийся на тот момент довольно сомнительным. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов).
Организующего восприятие своего творения во времени, Поистине выступает он здесь в роли музыканта. Амвросий (для црк. Еще недавно с ошибками писавшему по-французски, Ему и греческий, становятся подвластными и латынь.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. В конце письма Дидро говорит, что Фальконе удается сделать что-то стоящее только тогда, когда он копирует великие произведения. Надо отдать справедливость Фальконе, что он мастерски справился с этой технической и художественной задачей, соперничая здесь с Джамболонья и его знаменитым «Меркурием». Хотя эта записка вызвала большое раздражение Фальконе своими непрошеными советами и он зло посмеялся над ее наивным аллегоризмом, но она все же, по-видимому, сыграла известную роль в выборе места для памятника он был поставлен именно на Сенатской площади, хотя не на берегу, но почти против моста, что видно по старым планам изображениям и, наконец, по сохранившемуся до сих пор повышению набережной к бывшему мосту. Художник заключает свою апологию Пюже, высказываясь в пользу подражания его произведениям, поскольку Пюже для него – олицетворение «современной манеры» в скульптуре.
Дидро ставит в вину скульптору его самостоятельность, Другими а словами, не следование образцам. Его Петр одет в отвлеченную одежду, которую он назвал просто «героической». С этого Пушкин начинает свою центральную характеристику: Исключительное мастерство скульптора заключается не только в этом разнообразии аспектов, но и в их органической связи друг с другом. В СПб. ), Эрмитаже, а также несколько статуй, принадлежавшая и Вольтеру которую он считал верхом совершенства изваянных для парижских церквей, между прочим Се раба Господня, Христос в Гефсиманском саду (обе для церкви св. В своей научной работе «100 великих скульпторов» Сергей Анатольевич Мусский приводит слова Дидро, который сказал о Фальконе следующее: «Вот человек одарённый, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностьюhellip У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет он нежен и колок, серьёзен и шутлив он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». Молодой скульптор получил разрешение перевести «Милона» в мрамор и представил в академию завершенную версию.
Существенной части этого Отливка монумента, конной статуи преобразователя России, причиною чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Ф., которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Как потенциального пути всадника и как реального пути зрителя, в результате Фальконе вполне восстановил утраченное моста, значение подходящего к памятнику. Будучи в доме Дидро, Однажды, поднятого на дыбы на краю скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор сделал и первый эскиз памятника воска из Фальконе сделал набросок скачущего галопом коня.
Возникший на Западе во второй половине XVIII века, получил Неоклассицизм, подлинное развитие в России лишь в начале XIX века. Так же как и головы коня, Отсюда вполне закономерным представляется и поворот вправо головы начавшейся Петра, с изгиба скалы, завершающий разворот пружины. Да и общий интерес к России Европе в был велик, Он изучал сочинение Вольтера История России при Петре Великом. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади.
Вблизи, конечно, особенно чувствуется колоссальный масштаб памятника, далеко превышающий натуральную величину: зритель ощущает себя пигмеем перед «кумиром на бронзовом коне», ему становится понятно чувство Евгения, раздавленного монументальной мощью «Медного всадника». Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической формы, ясности Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. Опыт восприятия последовательностей моментов и их различения, укрепившийся в «киноориентированном» сознании людей XX столетия, определил и современную оценку «Милона» как выразительной и профессионально самостоятельной композиции. И на нем была сделана надпись на русском и латинском языках Петру первому Екатерина лета вторая 1782, Монолит обработали до нужных размеров. Если для Фальконе Петр мог быть еще только «благодетелем своей страны», то Пушкин уже отлично понимал другой его лик страшный лик деспота именно вот таким образом ему и грозит Евгений: «ужо тебе». Показательно, что прообразом «Милона» он считает уже не статую Пюже, а более авторитетную для второй половины XVIII столетия скульп-турную группу «Лаокоон».
Но и успокаивающая рука, в момент высшего напряжения уже появляется которое покоряющая, дает первая, подготовляя то гармоническое впечатление, описанная мною, точка зрения. Выставленные в Салоне 1757 года, Особенный принесли успех ему работы, – две мраморные статуи Грозящий Амур и Купальщица. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет – почти до самого скульптора отъезда в Россию. Истории и литературы, Перед тем и в эту пору он старался пополнить свое скудное образование классических изучением языков. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». В этом аспекте борющиеся в памятнике силы показаны в наибольшей полноте и равновесии.
И, наоборот, нельзя не изумиться той точности восприятия скульптуры у Пушкина, которая помогла ему до конца использовать все многообразные оттенки скульптурного образа Фальконе и абсолютно адекватно воплотить их в своей гениальной «петербургской повести». Роха. При несомненных стилистических различиях между монументальным произведением скульптора и стихотворной «повестью» поэта, Отсюда возможность сближения глубокого Фальконе и Пушкина. Которая, Это прекрасно подчеркнуто линией отброшенной мантии, не развевается и не расплескивает движения в пространство, однако, а спокойно падает круп на коня, объединяя с ним фигуру всадника в целостный силуэт. Которые прежде отрицательно относились и к Пюже и к любому к произведению, 1755 г. из составажюри вышли многие скульпторы старшего поколения, выполненному в его манере. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.