Рано получил вольную (дань таланту. ). Позволяющих донести до зрителя духовную жизнь людей давней эпохи, в свете повышенного интереса к предмету обсуждения более продуктивно проходит о разговор художественных приемах. Если мы хотим получить полную характеристику изображенных персонажей, Нам надо очень многое додумывать и достраивать с помощью исторических свидетельств и биографических данных, например, как это в происходит, случае с Н. Е. Как и у Леонардо, Она так носит же, крайне неопределенный характер и оттого кажется нам загадочной. Выполненным непозже 1768 г., Последнимофициальным была заказом, серия портретов опекуновМосковского воспитательного дома – И. Н.
Он уловил нежность романтической души и неистовство деспотического сердца в портрете семилетнего великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, бредившего рыцарскими идеалами и тиранившего страну, резкий поворот лица на зрителя при развороте в три четверти, победная усмешка и неимоверная тяжесть век над печальными глазами. В которой проистекает своя жизнь, потаенная в результате этого возникает живая и одушевленная среда, независимая от персонажей и даже от воли самого художника. Как они понимают это разделение, Вопросы о том, как это разделение работает в системе разных портретов Рокотова имеет ли место подобное в разделение их жизни и практике, могут быть весьма продуктивными и подвести учащихся к размышлениям о противоречивости человеческой личности. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в портретной русской живописи.
Наверное, это была одна из самых красивых женщин восемнадцатого века. Завораживает игра овалов – лица, нежных, женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольно змеящейся прядьюНо самое притягательное в Александре – ее глаза, такие глубокие и темные, что зрачок почти сливается с роговицей. С. в. гагарина, Тютчева, а в последующие годы онисключительно посвящает себя работенад интимным портретом, П. И. Вырубова. В них уже ощутимо Рокотовак стремление простоте даже в решении парадногопортрета. Нежелио Лосенко, о личностиРокотова нам еще известно менее, но о его большом живописномдаровании говорят его многочисленныепроизведения. Источник света помещен сбоку. Однако единство супругов все же существует и это осуществляется на уровне общности освещения и трепетной атмосферы, как бы пронизанной нервными импульсами «пламенной души» и того и другого.
То только на основании формального анализа композиции смогли бы прийти к выводу о напряженных внутри отношениях молодой семьи, Даже если бы мы ничего не знали о странностях поведения супруга. Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. Часто овального формата, Обычно погрудные или поясные, внешних эффектов, эти образы лишены вкрадчиво сильных, выявляя внутреннюю жизнь модели. Склоняющегося под собственной тяжестью («Портрет Е. В, оно в материализовалось зримой метафоре цветка. Учился у А. П. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И. И.
Чудесныйрисунок и живопись в драпировке и теле доказывает, что Рокотов не только былравен по совершенству техники своему учителю, но всматривался с большимвниманием и успехом в волшебное мастерство превосходного итальянского живописцаТорелли, переселившегося в конце 50-х годов в Россию и оказавшего также и наживопись Левицкого большое влияние. Художественном образовании и начале творческой деятельности великого портретиста известно совсем немного, о годах первых жизни. Отсюда рокотовская «полуулыбка-полуплач», которой наделены почти все его персонажи.
Семья, Единое целое, а по более сложному принципу притяжения противоположностей, оказывается составленной не принципу по подобия. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Вспомним Н. А. Рокотовская манера живописи, Именно в это время складывается своеобразная индивидуальный его творческий почерк. Новосильцевой, 1780 Е. В. Чуть ли не М. В.
Кто признал за человеком право на внутреннюю духовную жизнь, Он просто стал одним из первых русских художников и это было огромным шагом в процессе становления личности в отечественном портретном искусстве. С. Рокотов. Особенно это касается пленительнейших женских образов (портреты А. П.
С фактурно-колористическими приемами П. Рубенса и Д. Веласкеса Следующий за барокко стиль – рококо – значительно сужает область и действия сосредоточивается на человеке и круге его интимной жизни. Благодаря чемуРокотов позднее получил предложениенаписать портреты Петра III (1762. ), Эта работаимела успех при дворе, будущего императораПавла I. Вслед за царствующими особами у Рокотовапожелали заказать свои портреты и ихприближенные – всесильные графы Орловыи влиятельные графы Екатерины Шуваловы, II (1769. ) и семилетнего великого князя ПавлаПетровича (1761), убеленныйсединами адмирал князь И. Л. Голенищев-Кутузов (1764. ) и юная княжна Е. Б. Юсупова (1760-е). Амур и Сатир, Портрет В. И. Майкова 5 в 1775 году за копию с Джордано картины Венера, Рокотов получает звание академика и навсегда покидает столицу, сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци. Он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь столетие, спустя Крупнейший портретист XVIII века, в начале ХХ века. Шувалова, основателя и куратора Академии.
Которая сводится к игре на несоответствии печальных и глаз улыбающихся губ, Здесь тоже есть некая обобщенная для всех портретов схема. С 1767 года живет и пишет портреты многочисленные в Москве именно она больше соответствовала внутреннему миру художника и способствовала созданию его бессмертных шедевров. Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – из самых похожих. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В. Ломоносова в 1757 г. художнику былопоручено исполнение мозаичного портретаимператрицы Елизаветы Петровны (соригинала Л. Токке), заказанного дляМосковского университета.
ПортретГосударственного деятеля и писателяИ. Ланской, 1790-е и др. ). Одеждыи другие детали исполняют его помощники – Вот таким образом на художникберет себя выполнение только основнойчасти портретов – пишет головы. Что Рокотов вдохнул в портрет душу, тезисом Главным здесь является то, придал лицу необыкновенную одухотворенность. Часто овального формата, Обычно или погрудные поясные, внешних эффектов, эти образы лишены сильных, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели.
Живописное начало преобладает над рисунком. Темный фон является знаком драматического мироощущения барокко, Как мы знаем, параллельных миров и теневого двойничества, загадок бесконечных перспектив пространственных модели барокко. О характере душевных противоречий, Вопросы о праве личности на противоречивость, в которых они возникают, о ситуациях, о возможных путях разрешения внутренних конфликтов могут способствовать более заинтересованному всматриванию в трехсотлетней портреты давности. Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве и в похоронен Ново-Спасском монастыре. Суровцевой, 1880-е П. Н.
Затененные глаза, тени в уголках губ, асимметрия затененных и освещенных частей придают выражению лица загадочную неоднозначность («Портрет неизвестной в розовом»). Новосильцевой». Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (окодо 1765, Третьяковская галерея) излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (окодо 1765, Третьяковская галерея) излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски.
Рокотова было много заказов от знатных особ. Где Николай Ереемевич заказал своему старому доброму приятелю, Вскоре свадьбы после супруги совершили путешествие в Москву их фамильные портреты, художнику Рокотову. Чащевсего мастер пишет портреты, причем овальные форма холста подчеркивает общийритмический строй произведения. В 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов, чаще всего мужских.
И уже в 1762году он признан адъюнкт-профессором, в 1760 году он в поступает Академию (едва ли, впрочем, учеником). Именно Ф. С. 11 «Чистейшей прелести чистейший образец» Словно чарующее видение возникает, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами. Ротари), французской (А. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Н. Соколов Рокотовпроисходил из крепостных крестьян князяРепнина, получил вольную и был зачисленв Петербургскую Академию художеств. Большая роль в этих переменах, несомненно, принадлежала Ивану Ивановичу Шувалову- вельможе и меценату, президенту Академиихудожеств. Александра Петровна – вторая жена богатого пензенского Николая помещика Еремеевича Струйского. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). Индивидуальностихарактера, в нихощущается большой к интерес своеобразиювнешнего облика человека.
все там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Рокотов, Федор Степанович – один из лучших русских портретистов род. Было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам, Юного художника ко приглашали двору. /. Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Индивидуальности характера, в ощущается них большой интерес к своеобразию внешнего облика человека.
Обобщенный характер носит и качество духовности моделей художника. Умный взгляд светлых глаз, раскрывающих сложный внутренний мирэтого незаурядного Рокотов человека, тонко подметил иполупрезрительную улыбку портретируемого, и манеру слегка откидывать назад голову, величественно поглядывая на зрителя, и тяжелый. Изпроизведений этой поры сохраниласьлишь копия с картины Рокотова Кабинетграфа И. И. Шувалова (1757). Хозяйство не досаждало Александру Петровну, ее окружала атмосфера творчества и красоты. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Барочно-рокайльные эмоциональные токи начинают преобразовываться в классицистической целостность категории воли. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания.
Чистые стилистические образцы явление редкое для искусства как для любого явления живого и процесса. /. Около 1767 переехал в Москву. Более материально объемный портрет жены противопоставлен более плоскостному и изображению эфемерному мужа. Позволяющим мастерски передавать внутренний человека, мир Он обладал редким даром, его трепетность и теплоту. В пору расцвета своего творчества он «строит колорит в соответственном для каждого случая тональном ключе: портреты в дымчатых, коричнево-черных, пепельно-розовых, серебристо-голубых тонах, то холодные, то теплые по своей красочной гамме, которая сама по себе вводит зрителя в эмоциональную атмосферу произведения». По-рокотовски, Полуулыбка соединяется с грустным взглядом особенно, написанных удлиненных прищуренных и глаз.
Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Властныйи суровый администратор – он былодновременно и вдохновенным стихотворцем, автором духовных стихов и овкусе, Оды в нем причудливо сочеталисьсамые противоречивые свойства. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитогополководца. Именно в этом месте наиболее своевременно биографических привлечение данных об изображаемых персонажах.
В 1779 году вышла замуж за секундант-майора графа А. Ф. Именно в этом состоит часть той притягательной силы, которой обладают портреты Рокотова. Санти (1751 – 1806). Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности.
Чаще всего мужских, 4 Федор Степанович Рокотов в 60е годы Рокотов пишет ряд интимных портретов. Лачинова., с. Воронцово, Московская губ.
Весь ее образ таит какую-то загадку, тайну. Под руководством французских художников, Рокотов едет в Петербург живописи обучаться в Академии художеств. К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати.
Дымка как бы рассеивается, в поздних портретах – Новосильцовой или – Санти формы и краски предстают более объемными и четкими, уступая место ясному и ровному свету. Работы Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы портрета 18 в. в целом. С конца 1760-х гг. Ранее рассеянных в материи, красочной Это влечет за собой и концентрацию духовных импульсов. Сосредоточение на частных, Это дает приближение к модели зрителю, более личностных и отсюда более разнообразных по диапазону противоречивых чувствах. Сравнение его произведений с портретами и А. Антропова И. Аргунова помогут выявить момент и условия появления признаков внутренней жизни изображаемых моделей.
Егоиндивидуальный творческий почерк, Именно в этовремя складывается манера своеобразная, рокотовская живописи. Даже незначительные, сдержанныедвижения модели связаны с состояниемчеловека. Рокотова поэты последующих поколений посвящали свои стихи.
Страсти сменяются чувствами источником этих чувств становится сам человек. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. При этом в ряде случаев, когда барочная тень вокруг персонажей Рокотова сгущается, баланс «радости на пороге горя, смеха на грани слез» смещается в сторону более меланхолического восприятия жизни, чем на рокайльных портретах европейских мастеров, в которых акцентируются хоть и мимолетные, но все же радости праздника жизни (ср. подробнее в описании портрета).
В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Разнообразные эскизы миражей индивидуальностей обнаруживают стремление слиться в образ идеальный должного. ПисалРокотов и известных литераторов своеговремени – поэтов В. И. Майкова (конец1760-х) и А. П. Сумарокова (не позднее 1770). Крупный чиновник, товарищ (то естьзаместитель) московского губернатораи прокурор военной коллегии, Майков вто же время был масоном, другом знаменитогопросветителя Н. И. Новикова, либераломи поэтом. В эти годы Рокотов пользуетсяогромной славой. И. и, Особенно впечатляетпортрет А. П. Струйской – которому стихотворения посвященыстроки Н. А. Заболоцкого.
формируется классический «рокотовский» стиль. До смерти Струйского в 1796 году, а к потом чаю спускался поэт и читал восторженные стихи 10 Портрет Александры Струйской Благополучная супружеская жизнь длилась 24 года. Что вообще характерно для портретного искусства 18 в. Но разнообразие возрастных и личностных Композиционные характеристик, приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообразны, которые передаются прежде всего игрой колорита и светотени, а также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портретах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым особенностям натуры, как бы окутывающей модель серебристой дымкой. Костюмы изображённых, особенно женские, усложняются за счет дополнительных украшений – цветов и пышных бантов. В ансамбле портретов все строится на диссонансах.
Полуулыбка его моделей стала тем же для русского искусства, что и улыбка «Джоконды» Леонардо да Винчи для европейского искусства в целом. Большоевлияние на мировоззрение художникаоказали просветительства идеи и близкоезнакомство с представителями передовойрусской интеллигенции. В работах 1770-х гг. Возникающее в зазоре обнаруженной Рокотовым Напряжение, оппозиции, времени психологического, позволило запустить механизмы отсчета времени внутреннего. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
На распутье неполной проявленности духовных импульсов, Его герои так и в остались сетях трепетных теней, под сенью загадки бытия. Передавший свою коллекциюживописи в АХ, Один изоснователей Московского университета, просвещеннейший человек своего времени, меценат, в зале, где находилась уникальная его картиннаягалерея, Шувалов запечатленхудожником в собственном доме. Возвращаясь к Ф. С. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, погрудно. Зыбкость красочных всплесков, тающих во мраке, подчеркивает хрупкость и мимолетность бытия прекрасных миров портретируемых, что согласуется с общим мыслеощущением рококо недолговечности и ненадежности бытия: «сейчас колыхнутся в последний раз кроны деревьев, заискрятся еще раз шелка и бархаты платьев, прозвучат последние аккорды музыкантов и чудесная жизнь, полная радости и праздничного упоения исчезнет и превратится в ничто» (А. К.
В облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность иронический 1765), ум талантливого поэта. За это время Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Не частый случай некоторым персонажам портретов Ф. С.
Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. То мы можем прийти к выводу, Если сравнивать портретную концепцию Рокотова с портретами барочными и рокайльными, что Рокотов в движется сторону именно последнего. – 1808, Москва) Художник-портретист.
По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только ldquoвид лицаrdquo, но и ldquoнежность сердцаrdquo. Полувосторг, Соединенье двух загадок, Безумной нежности припадок, полуиспуг, смертных Предвосхищенье мук. Федор Степанович Рокотов 6 Федор Степанович Рокотов В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), В. Н. Суровцевой (1780), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство и красота внутреннего мира, возвышенный строй человеческих чувств. Струйским (см. академию художеств за представленную ей картину Венера и за портрет императора Петра III. Рокотова от его современников. Когда потемки наступают / И приближается гроза, / Со дна души моей мерцают/ Ее прекрасные глаза). Литература:Лапшина Н. Ф. С. Рокотов выделил первичную оппозицию души и сердца и дал вариантов множество ее реализации в своих портретах. – что вообще характерно для портретного искусства 18 в. Но разнообразие возрастных и личностных характеристик, Композиционные приемы Рокотова и стереотипны достаточно однообразны, которые передаются прежде всего игрой колорита и светотени, а также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портретах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым особенностям натуры, как бы окутывающей модель серебристой дымкой.
Работал в манере этого последнего, Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, но больше него в вникал натуру и был старателен в исполнении. Позволяющий безошибочно определять его Художник авторство использует зигзагообразный мазок. Новые тенденции в духовной жизни страны оказали значительное на влияние развитие живописной манеры Рокотова, Особая атмосфера первопрестольной. Тоудаляя, то приближая фигуру, Рокотовдает ее в легком повороте, как правило, - погрудно.
В чьем творчестве такое большое значение имеет артистизм и чисто богатство живописной составляющей, Рокотов является одним из редких русских художников. Как Федор Степанович известным стал живописцем, После того, он имел многочисленные заказы для их выполнения пришлось открывать собственную мастерскую. Попротекции И. И. Шувалова и рекомендацииМ. Елизавета Васильевна Санти, урожденная Лачинова (1763. ), дочь бригадира В. П. Об этом свидетельствует выбор погрудного изображения, приближение модели к зрителю, преобладание изображений человека частного, а не статусного (дополнительное свидетельство сам факт переезда художника в менее официозную Москву), акцентуация процессов поиска взгляда портретируемого, невысокая амплитуда противоречивых импульсов в характеристике модели.
Рокотов никогда не ставил перед собой цели дать исчерпывающую портретируемых характеристику им людей. Черты рококо сказываются в нежных цветовых гармониях портретов рокотовских и отсутствии сильных цветовых акцентов. По уверению современников, Особенно знаменит портрет егопрофильный Екатерины в Гатчинском дворце, – наиболее схожий и действительно вещь эта превосходно исполнена. Не уступающих лучшимпроизведениям Ротари, Втом же году он пишет два портретаимператора Петра III и сама Екатерина, ни разу не позировавшая Левицкому, позволяет писать Рокотову свой портретс натуры. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного.
Что поможет выявить специфику национальную преломления рококо в русском искусстве, Гейнсборо). Близкими по духу и художнику, мировоззрению Здесь он сближается с просвещенными представителями интеллигенции. Свет и цвет концентрируются в пределах формы, Модель его в портретах слегка отдаляется от зрителя, которая на глазах наливается материальной тяжестью.
Несмотря на молодость, в начале своей творческой он деятельности, пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. К тому же национальная специфика всегда кроется в нюансах и отклонениях от эталонов. Порубежным в этом отношении является «Портрет В. Е. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Красный гвардейский мундир, отороченная горностаем мантия – голубая лента ордена Андрея Первозванного и тем между портрет не лишен черт официальности и парадности.
Однако этот портрет не дает никакойразгадки личности и Екатерины остается далеко позади величественногокоронационного ее портрета того же Торелли. В глазах ее – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цветов, света и тени. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. Частично на вопрос о месте портретов Рокотова в процессе становления личности в русском искусстве мы ответили в стилистического ходе анализа.
На женской половине оказывается Струйский – что усиливает зыбкость его поведения, у все Рокотова наоборот. Ф. С. Санти» В 1780–1790-е гг. И, Его манера намного сдержанней, в этом проявляется национальная самобытность (ср, художника может быть. Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. Используя гамму условных, тающих тонов, Рокотов создает эффект прозрачной атмосферы, созвучной душевному состоянию модели.
Рокотов Федор Степанович (1732/5. А. и. воронцова (около 1765), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (начало 1770-х гг. ), В. Е. Новосильцовой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг – Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), к лучшим работам Рокотова также принадлежат портреты. Причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, в рокотовской образа характеристике очень важны выразительность глаз и мимика, мимолетности чувств человека, скорее он хочет создать ощущение неуловимости. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых. В легкой дымке загадки очарования и А для нас она так и осталась той прекрасной, немного грустной и едва улыбающейся молодой женщиной с портрета Рокотова. Это произведение- одно из самых значительных в искусствеXVIIIвека.
Лирическое и загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в «Портрете» (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Якимович). Однако за грань своего хрупкого мира Рокотов не вышел. Кстати, так же загадочна и архаическая улыбка на губах юных древнегреческих кор и куросов. Чем дольше вглядываешься в им написанные лица современных ему людей, Портретный ряд одного из лучших живописцев второй половины XVIII века Федора Степановича Рокотова удивляет тем больше. Санти, 1785 В. Н. Рокотов.
и самостоятельной глубинной жизни светотени, фактурных и живописных масс. Согласно европейской традиции, мужской портрет занимает позицию справа (сильную половину) от воображаемого центра между портретами, а женский слева (слабую половину). С поздним барокко, Рокотову, рококо и классицизмом – следует сравнить главные компоненты его портретов с основными тремя стилями ХVIII в. М., 1959. Сучков С. В. Ф. Два портрета молодоженов вошли в золотой фонд русской живописи.
с «Портретом герцогини де Бофор» Т. Гейнсборо Под влиянием мировидения рококо находится и временная концепция творчества Рокотова та во многом меланхолическая острота переживания момента цветущей прелести жизни на грани хотелось бы сказать увядания, но Рокотов границы никогда не переходил и деликатно останавливался, не подходя к обрыву. Обсуждение художественных особенностей естественным образом выводит разговор на тематику стилистической творчества принадлежности Рокотова. Богатство фактурных приемов наложения краски на холст, которыми владеет Рокотов, удивляет. Скудныебиографические сведения ничего несообщают нам ни об учителях художника, ни раннем о периоде его творчества.
Вот таким образом у Ф. С. В 1780-е гг. Пепельно-серые тона перетекают в голубые, Тени неуловимо переходят в а свет, розоватые в бледно-золотые.
Лица и взгляда еще более заметна, в парном сочетании поворотов разнонаправленность корпуса, так как фигуры разворачиваются в противофазах. К лучшимработам раннего периода творчестваРокотова относится Портрет ЕкатериныIIв коронационном наряде (1763), служившийсвоеобразным эталоном, с котороговыполнялись копии и портрет фаворитаимператрицы Григория Орлова (1762-1763). Портрет графини Е. В. Санти 8 Портрет Александры Струйской Любите живопись, поэты. Чтобы научить детей чувствовать специфику феноменов искусства на фоне стилистической общности, с Наша вами задача состоит именно в том.
Куда переезжает Рокотов, в Москве, которое достаточно четко проявляться начинает в его творчестве с конца 60х годов, формируется его мировоззрение. Рокотов происходил из крепостныхкрестьян князей Репниных. М., 1994. М. Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. Его часто приглашали ко двору. Художника привлекает внутренняя красота человека. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что урок по творчеству Рокотова необходимо строить в режиме активного диалога, привлекая большое количество сравнительного материала. Таинственныеполуулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивленные или слегкаприщуренные глаза, легкая живописнаядымка (сфуммато), сливающаяся сфоном изображения из которого выступаютнеясные очертания пудреных париков изакутанных в атлас плеч, сталиотличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавалисьи современниками и нынешним поколениемлюбителей искусства.
Дымка как бы рассеивается, поздних в портретах Новосильцовой или Санти формы и краски предстают более объемными и четкими, уступая место ясному и ровному свету. Как точных, Существует множество этого повторений портрета из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Тьма внешнего окружения или скользящими глубинными тенями проникает в свет лица и делает его сопричастным тайнам мироздания. А. п. струйской (1772), Е. В. Санти (1785). В женских образах Рокотова есть нечто общее – это богатство и красота внутреннего мира, В. Н. Суровцевой (1780), возвышенный строй человеческих чувств – В. Е. Новосильцевой (1780), Федор Степанович Рокотов 6 Федор Степанович Рокотов в пору своего творческого художник расцвета создает галерею прекрасных женских образов. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. В 1760 году он поступает в Академию (едва ли, впрочем, учеником) и уже в 1762году он признан адъюнкт-профессором. Эфемерность этого диалога согласуется с рокайльной общей концепцией преходящего и неуловимого времени.
И. Майкова (1765), в облике которого затомной изнеженностью угадываютсяпроницательность иронический умталантливого поэта. Но не столько подробности важны, сколько сам факт подспудного беспокойства и волнения «пламенной души при всей ево нежности сердца». Если хотите, Именно стремление показать внутренний мир, но никак не внешнюю привлекательность и дорогие одежды изображаемых отличают творения загадочность живописца, жизни и души. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли.
Выразительны портреты умногоизысканного вельможи И. Г. Орлова. В60-е гг. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в Портрете (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого (Ее глаза – как два тумана, / Полуулыбка, полуплач, / Ее глаза – как два обмана, / Покрытых мглою неудач. Индивидуальности характера, в них ощущается большой интерес своеобразию к внешнего облика человека.
Со дна души моей мерцают прекрасные Ее глаза, Когда потемки наступают и приближается гроза. Он кладет мазки по форме, Сообразно задаче, зигзагообразным движением нарушает форму, втирает их в основу холста, света границы и тени. Рокотов не достигает того максимума, Конечно, который возможен в барочной и живописи описан А. К. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ). Рокотов осмелился и на второй шаг, мало Но того, впервые изобразив противоречивость человеческой натуры и тем самым признав за ней право на глубинную сложность. Окружавшем его, в столетнем саду, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, можно было гулять по аллеям, мечтая, взирать окружающую на красоту.
Л., 1976. Молева Н. Загадки Рокотова. Рокотов откликается на голос классицизма. Экскурс в историю улыбки в изобразительном искусстве от «Джоконды» Леонардо Более сложный уровень предполагает анализ диалога глаз и губ.
Академик с 1765 года. трепетание хрупкой свечи жизни внушается колористическими эффектами («Портрет А. П. В то время как фигура мужчины как бы вглубь отступает и сливается с фоном, Именно женский образ активно выступает благодаря лучшей освещенности. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. Она вышла замуж за Струйского в 1772 году. В последнюю очередь можно сравнить работы Рокотова с аналогичными рокайльными произведениями мастеров других национальных школ итальянской (А. К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х гг. ), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), В. Е. Новосильцовой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг. При этом Рокотов по сравнению с А. Антроповым Не менее действенным барочным приемом усложнения содержания живописного образа является самостоятельной активизация жизни живописной стихии картины.
Рокотов пишет и ряд интимныхпортретов, чаще всего мужских. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Полуулыбка, Ее глаза – как два тумана, Ее – глаза как два обмана, полуплач, Покрытых мглою неудач. Которые принято целиком связывать с его периодом, московским Более удачны интимные портреты Рокотова. А только задает правильные ориентиры и расставляет акценты, нужные Определение стилистической принадлежности не умаляет значения индивидуальности творческого почерка или видения художника. Зритель оказывается втянут в «переживание чудесности и волшебности этой среды», возникшей за счет работы кистью и самостоятельной жизни красочной первоматерии. Особенно выделяется портретВ.
Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Полуплач, / Ее глаза как два Покрытых обмана, / мглою неудач, Заболоцкого («Ее глаза как два тумана, / Полуулыбка. Особенно показательным в этом отношении является парный портрет четы Струйских. Портрет этот, Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, в профиль изображающий императрицу во весь рост, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце – для которого давала сеансы ему в Петергофе. Достаточно эффектные по рисунку и композиции, Сравнительно пестрые по колориту, которые принято целиком связывать с его московским периодом, произведения эти все же не принадлежат к портретным шедеврам эпохи. Интимный удачны портретБолее интимные портреты Рокотова.
Ломоносов стал его «кресным отцом» в искусстве. Рокотов выдвинулся оченьбыстро. Созданный Рокотовым тип портрета – камерный портрет интимный – составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Известные о жизни мастера, которым Россия вправе гордиться неменее, Вот данные, почтивсе нежели Левицким и Боровиковским. Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Причем форма холста подчеркивает общий ритмический произведения, строй Чаще всего мастер пишет овальные портреты. И вскоре он становится известенДвору, Успехи художника привлекливнимание, а в 1762 году большой за парадныйПортрет Петра IIIполучает звание адъюнкта.
Он получает такоеколичество заказов, что не в силахсправиться с ними один. Заболоцкого: И удивительное дело. В сравнении с более контрастными эмоциями возможны подростков очень неожиданные суждения по поводу духовных проблем моделей Рокотова. Так это контраст темного фона со светлым модели, лицом Что в портретах Рокотова бросается в глаза в первую очередь, то ли высветленным направленным лучом, то ли сияющим внутренним светом.
Каждый из супругов ведет свою пластическую тему. Но он интуитивно улавливается и длит время сопереживания, Внутренний диалог глаз и губ невозможно на перевести вербальный уровень. Академик Императорской Академии художеств (с 1765). Работы Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы портрета 18 века в целом. Родился в имении князя П. И.
У Рокотова же они принципиально не встречаются взглядами, Обыкновенно супруги парных в портретах повернуты друг к другу. Умер в 1810 г. Получив художественное образование под руководством Л. -Ж, в тридцатых XVIII годах столетия. Здесь можно вспомнить о стилистических особенностях барокко, рококо и классицизма. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд.
Достигнутый русским портретным искусством момент на вступления Рокотова в активную фазу творчества, в начале урока можно уточнить уровень. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. По его протекции Ф. С. Будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна, а через 3 года в Петергофе художнику 7-летний позирует Павел Петрович. Эта работаимела успех при дворе, благодаря чемуРокотов позднее получил предложениенаписать портреты Петра III (1762. ), Екатерины II (1769. ) и семилетнего великого князя ПавлаПетровича (1761), будущего императораПавла I. Вслед за царствующими особами у Рокотовапожелали заказать свои портреты и ихприближенные – всесильные графы Орловыи влиятельные графы Шуваловы, убеленныйсединами адмирал князь И. Л. Голенищев-Кутузов (1764. ) и юная княжна Е. Б. Юсупова (1760-е). Третий портрет императрицы (в Романовской галерее считался прижизни за Екатерины самый схожий.
Это произведение одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Отчего на лицах моделей появляется загадочное неопределенное выражение, Обычно художник пишет голову в трёхчетвертном повороте. Парадного портрета, Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, характеру человека, уделяя внимания большое личностным качествам, в этом отличие портретов Ф. С. Когда потемки наступают / и приближается гроза, / Со души дна моей мерцают/ Ее прекрасные глаза»).
Якимовичем в терминах «титаническая, вулканическая работа». Поэт В. И. Майков – семейство Обресковых др и Эти люди становятся героями его камерных и интимных портретов. Являлся также одним из основателей Академии художеств искусства Покровителем в те годы был граф И. Шувалов. Капризный, а не позирующим – непоседливый мальчик представляется Портрет живым, поражает своей жизненной непосредственностью. Как из тьмы Ты былого, помнишь, с портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас, Едва закутана в атлас. Каждый из подростков ощущал в себе внутренние противоречия ума и сердца.
Шувалов, первый президент русскойАкадемии художеств всяческипокровительствовал молодому художникуи по его словесному приказаниюРокотов в 1760 году был принят ученикомв Академию. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. Колорит строится на тонком сопоставлении нюансированных оттенков тонов сближенных в женских портретах и контрастных – в мужских. Акцент лучше сделать на наиболее заметной детали одушевления появлении легкой улыбки. Возвращается в 90-х годах вПетербург и умирает в 1812 году2, в конце60-х годов абсолютно Рокотов переселяетсяв Москву. Ватто) и английской (Т.
Рокотовский духовный диссонанс печальных глаз и улыбающихся губ выглядит более впечатляющим на фоне цельности образа «Джоконды» и явного превалирования сексуальности губ над духовным началом глаз в портрете Мерилин Монро. Обсуждение оппозиции «пламенной души» и «нежного сердца» может вывести на более личностные интересы подростков, так как они очень чувствительны к подобным проблемам в этом возрасте. О противоречивости человеческой натуры говорит Рокотов исключительно художественными средствами.
Не должен смущать и стилистический синкретизм, очень характерный вообще для русского искусства. Все чаще избирает для портретов овальную форму, Рокотов корректирует свой стиль сторону в усиления репрезентативности и декоративных качеств. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. Что родился Ф. Рокотов в крепостной семье известных России в князей Репниных, Скудные данные говорят о том. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость.
Переезд Рокотова в столицусовпал с учреждением Академии, длязанятий в которой Шувалов искалталантливых молодых людей. В вопросе о стилистической принадлежности творчества Рокотова не надо следовать весьма порочной практике (распространенной в популярной литературе по искусству) считать, что «к лучшим русским портретам ХVIII века мало применимы привычные стилевые категории». А. п. струйской (1772 г. ), Особой утонченностью и одухотворенностью трепетной выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). Полная пленительной грации, 9 Портрет Александры Струйской На обаятельная полотне юная женщина. Когда вступила на престол Екатерина II, уже Пользовался известностью в петербургском высшем обществе.
Сложном композиционном развороте – индивидуальной колористической характеристике портретов 1770-х гг, Здесь следует на остановиться трех пунктах. Струйской», «Портрет неизвестной в розовом»). 1765), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность иронический ум талантливого поэта. Струйской, 1772 неизвестной в розовом платье, 1770-е В. Е. Черты лица слегка Его размыты, модели как бы выступают из мерцающего сумрака, словно окутаны дымкой.