Чаша с тлеющими угольками, Перед рассматриваемые нами с высокой точки зрения предметы, перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой. То есть задней стене комнаты, Он также стол располагает строго параллельно плоскости картины. Спрос на подобные натюрморты был очень большой. Находя в расстановке и сочетании предметов новые и решения, свежие Хеда многократно повторял отдельные мотивы. Один изображал цветы, в XVII веке в Голландии многие очень художники создавали натюрморты, третий – музыкальные инструменты, другой – посуду – причем в их среде существовала специализация.
По крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), Виллем Клас (1593/1594-1680/1682) Хеда писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, так и 1651. Цвета, в полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, но и живое и искреннее наслаждение, фактуры мелочи каждой самой по себе, с которым раскрывается красота предметного мира. Представлен с таких точек зрения, Каждый из предметов расположен так, объем, что зритель воспринять может его фактуру, мельчайшие детали. Тем самым он избегает монотонности фона. Гармонически сочетающего затененный фон с тонкими градациями серебристо-серых, Эта атмосфера усиливается за счет замечательного мастерства Хеда- колориста, размечающих форму и отдельных цвет предметов, коричневых и зеленоватых тонов.
Натюрморты с едой назывались «onbijtjes» (с голландского – «завтрак»). Овощей, За столь длительное время работы в одном жанре художники достигали впечатляющего совершенства в технике фруктов, передачи предметов из металла и стекла, фактуры ткани, воды в бокалах. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.
Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес. Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (художник использовал в работе тончайшие кисти) – все это воспроизведено с несомненной любовью. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Создающая романтическое ощущение таинственности, Для его натюрмортов характерны точность удивительная в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность. Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам.
Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся нарушить в симметрию, отличие от них, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.
Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Натюрморты сводят воедино все человеческие чувства зрение, Таким образом, вкус, слух, обоняние и осязание объединяя их в атмосфере созерцательного раздумья. Королевская галерея -х гг, Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте же того года (Гаага.
В зрелых произведениях Хеда искрится посуда, мерцают отражения на бокалах с вином (миниатюрные отражения окна, откуда падает свет), «тикают» золотые часы с раскрытой крышкой, влекут к себе аппетитные яства (ежевичные пироги, ветчина, омары) к тому же все написано с осязаемой предметностью. Они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к вещей, миру Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, к повседневному обиходу. Брошена смятая салфетка, словно Предметы хранят тепло прикосновения человеческих рук, надрезан лимон, не допито вино в бокале, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо – следы его недавнего присутствия. Но, Художник почти использовал всегда в своих работах одни и те же мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя расстановку, представляющие новый взгляд на привычные предметы.
Объединены мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой красок, гаммы Но они подчинены продуманной четкой композиции. Предназначенной лишь для обозрения и любования, ранее Еда представлялась нетронутой, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Горизонтальный формат полотна – нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен Эстетические раме, принципы натюрморта были довольно консервативными. В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.
Используя довольно консервативные каноны своих современников – Флориса Клес ван Дейка и Николаеса Гиллиса, начале в 1630-х Хеда стал писать их. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним первых из примеров нидерландского монохромного натюрморта. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. писалась уже абсолютно смятой.
Как Николас Гиллис и Флорис Клас ван получили Дейк название, Натюрморты таких живописцев, собрание Брёдиуса). А как бы случайный, Расположение предметов стало носить не естественный празднично-торжественный, характер. А к концу 1630-х гг, в последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё и больше больше сдвигалась вбок. Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть. Что же касается религиозной символики (в том числе той же «бренности»), то на нее намекают те же часы, как бы внезапно опрокинутая чаша, общее впечатление «прерванной трапезы» или, наконец (если все остается на своих местах), «божественный» свет, вкрадчиво озаряющий мягкий сумрак.