Написанный модным в время свое портретистом Франсуа Ксавье Винтергальтером, Типичный образец салонного искусства Портрет неизвестной из дома Нарышкиных. Включающее тридцать шесть произведений мастера, Эрмитажное позволяет собрание, осветить лишь начало этого пути. Полный трагизма образ создан художником в одной из лучших его картин раннего периода Любительница абсента (1901 г. ). Которым Курбе утверждал, Вызовом официальному явился искусству в этом случае выбор сюжета, во всем ее многообразии, что художника должна интересовать жизнь без прикрас. Как Женщина с веером, для Типичны кубизма такие произведения, Бидон и миска и др, Три женщины. Поздняя картина Давида Сафо и Фаон (1809 г. ) свидетельство того, что в годы Империи от революционных настроений бывшего члена Конвента, творца картины Смерть Марата, не осталось и следа.
Так называемые Салоны, с Начиная XVIII столетия в Париже ежегодно устраивались академические выставки. Религиозные и мифологические сюжеты («Правосудие Траяна» исторические, на Музей изящных искусств, 1840, Руан «Взятие крестоносцами Константинополя», 184041, Лувр «Битва св. Восход солнца, выставленная в 1874 г. в Париже, дала название всему направлению. Реалистические завоевания Д. ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838, в Лувре), оригинальных пейзажах и натюрмортах. Одиннадцать картин Поля Сезанна (18391906) позволяют проследить основные этапы творческого пути художника. Но и живописное решение, Не только свежесть и новизна тематики поражали современников в таких картинах, усиливающие эмоциональное воздействие, а также яркие цвета и их контрастные сопоставления, что способствовало передаче романтической и взволнованности героическому звучанию произведений.
Композиция не перегружена изображением человеческих фигур напряженная – энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов, Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов. Крупный прогрессивный деятель Франции, в 1881 г. )центральная фигура жизни художественной современного Запада, лауреат Международной премии мира и Международной Ленинской премии За укрепление мира между народами. Выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, Ее романтическая революционная символика, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность неизбежной в победе. Портрет актрисы Жанны Самари, Естественная живость и простота характеризуют созданные им девушки Портрет с веером. Первый среди живописцев, Милле, с необыкновенной для своего времени глубиной и показал правдивостью жизнь французской деревни.
Портрет Солера, Свидание относятся к так называемому голубому периоду (19011904 гг. ) к розовому периоду (19051906 гг. )гуашь Мальчик с собакой. Импрессионисты стремились запечатлеть его вечно меняющийся, Передавая цветовое реального богатство мира, облик, в зависимости от освещения. Эжен Делакруа"Вход крестоносцев в Константинополь". Первыми вестниками которого были мастера барбизонцы, пейзажа во французской живописи зародилось реалистическое течение. Вождем французского классицизма был Жак Луи Давид (17481825). Реалистическое искусство 5060-х гг.
Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин («Алжирские женщины», 183334 и «Еврейская свадьба в Марокко», 1839, в Лувре «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Ленинград) эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. В этом плане характерен пейзаж Берега Марны (1888 г. ), в котором художник запечатлел природу в состоянии покоя, как бы пытаясь увековечить на полотне ее неизменные свойства. 1854 г. Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э. Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей ("Алжирские женщины в своих покоях", 1834 "Еврейская свадьба в Марокко", ок. 1841 – обе в Лувре, Париж "Арабские комедианты", 1848, Музей изящных искусств, Тур "Львиная охота в Марокко", 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Исторической живописи ("Битва при Пуатье", "Битва при Нанси", 1831 "Битва при Тайбурге", 1837 "Взятие крестоносцами Константинополя", 1841 – все в Лувре, Париж "Битва св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), натюрморте ("Большой охотничий натюрморт", 1826), портрете пейзаже, (портреты Ф. Шопена, Ж. Санд, Н. Паганини, автопортрет 1832г. ), в изображениях интерьеров и животных – монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837 библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847 библиотека Люксембургского дворца, 1845 роспись "Оплакивание Христа" в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), 1840 г. Многогранное дарование Э. Делакруа проявилось в различных жанрах. Единственная картина Курбе в Эрмитаже Пейзаж убитой с лошадью из-за плохой сохранности не дает представления о его живописном мастерстве. Эрмитаж располагает только одной картиной художника Крестьянки, несущие хворост.
Яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются зеленовато-синем на и коричневом фоне – Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов. Эрмитаж не располагает живописными произведениями Давида периода революции. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров ("Тассо в доме умалишенных", 1825, Собрание Уоллес, Лондон "Казнь дожа Марино Фальеро", 1826, Собрание Уоллес, Лондон "Смерть Сарданапала", 1827, Лувр, Париж), Эжен Делакруа"Свобода на баррикадах". Э. Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. 189х242 см.
Краски становятся чище и ярче. Свобода на баррикадах. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь нетрадиционным объясняется использованием цвета.
Сезанн стремился выявить материальность и пластичность изображаемой натуры, отличие в от импрессионистов. Тридцать пять картин Анри Матисса (1869 1954), написанных между 19001913 гг., позволяют представить специфические особенности творчества одного из крупнейших художников Франции XX в. Семейный портрет, Красная комната и другие произведения мастера поражают декоративностью и насыщенностью цвета. Ее глава Теодор Руссо (18121867) уже в раннем произведении Вид окрестностей Гранвиля показал, что простая, бедная внешними красотами природа Нормандии может стать источником вдохновения. Чтобы запечатлеть их вечные качества – весомость и объем, Ради того, лепит ее плотными мазками тонов чистых зеленого, – художник геометризирует форму, оранжевого, синего. к ст.
В 19061907 гг. Катон кончает жизнь самоубийством, Убежденный республиканец, предпочитающего смерть потере свободы, узнав об установлении диктатуры Цезаря образ героя, был устремлениям созвучен времени. 1830 г. Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий – революции 1830 г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением – "28 июля 1830 года" ("Свобода на баррикадах", 1830, Лувр, Париж). Активный деятель Парижской коммуны, Глава реалистического направления в живописи Курбе, горячо отстаивал художника право изображать современную жизнь. Пятнадцать произведений Поля Гогена (18481903) в Эрмитаже относятся к так называемому таитянскому периоду, когда в 1891 г., покинув Францию, художник поселился на островах Тихого океана. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь нетрадиционным объясняется использованием цвета. Подобные опыты завели художника в тупик и он отказывается от дальнейших экспериментов.
Во Франции к 70-м гг. XIX в. Под влиянием буржуазной революции 1848 г. формируется творчество крупнейших мастеров реалистического направления Жака Франсуа Милле (18141875) и Гюстава Курбе (18191877). Яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне – Цветовое звучание Данте Вергилия и усиливается использованием контрастных тонов. Выразившим революционные устремления передовых слоев французского общества, Художественным явился направлением, классицизм. Излюбленным жанром Сезанна был натюрморт.
1822,, Париж), Лувр, написанная на сюжет "Божественной комедии", принесла ему широкую известность и заставила заговорить рождении о нового художника-романтика. 1827 г. Во время пребывания в Англии (1825) Э. Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж. Констебла, Дж. Байрона и У. Шекспира. Произведения передовых и, как правило, наиболее одаренных мастеров на выставки не допускались однако двери Салонов всегда были открыты для тех, кто в угоду буржуазной публике создавал внешне занимательные, но лишенные глубокой мысли произведения. Отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, в отличие классицистов, от Э. Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Художники-импрессионисты обогатили живопись свежим, Выступая наследниками традиций, реалистических светом, радостным колоритом, тонкой передачей воздушной среды. Эжен Делакруа"Смерть Сарданапала". Эжен Делакруа"Ладья Данте". Заканчивая картину не с этюдов в мастерской, Импрессионисты писали только с натуры, а на открытом воздухе, как делали это их предшественники, фиксируя непосредственность первого зрительного впечатления.
Деревянный стол, присущей Сезанну вещественностью, немного фруктов все эти предметы отличаются какой-то особой два-три – фаянсовых сосуда, Его натюрморты просты. Эрмитаж хранит богатую коллекцию пейзажей барби-зонской школы. Утратив однако свою революционную сущность, в период Первой империи классицизм по-прежнему оставался главным направлением в искусстве.
Уличную жизнь Парижа, с присущей ей сутолокой, суетой и нескончаемым потоком транспорта и пешеходов запечатлел в своих полотнах Бульвар Монмартр и Площадь Французского театра Камиль Писсарро (18301903). 1840 г. Многогранное дарование Э. Делакруа проявилось в различных жанрах: исторической живописи ("Битва при Пуатье", "Битва при Нанси", 1831 "Битва при Тайбурге", 1837 "Взятие крестоносцами Константинополя", 1841 – все в Лувре, Париж "Битва св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837 библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847 библиотека Люксембургского дворца, 1845 роспись "Оплакивание Христа" в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф. Шопена, Ж. Санд, Н. Паганини, автопортрет 1832г. ), натюрморте ("Большой охотничий натюрморт", 1826), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных. Композиция не перегружена изображением человеческих фигур – напряженная энергетика цветовой гаммы создается красного ударами и синего тонов, Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов. В 1830-х гг. Шарль Франсуа Добиньи, в своем восприятии природы Руссо близки Жорж Дюпре, Шарль Жак, Диас де Пенья, ла Констан Тройон.
Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Созданных в тропиках, в картинах, экзотики, полный Гоген воспевает не тронутый буржуазной цивилизацией мир, где люди живут в гармоничном общении с природой. Лувр, Париж.
Зародившийся как протест против рутины, XIX в. достигает расцвета импрессионизм, в царившей официальном искусстве. 1822 г. Холст, масло. Его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, Дневник Д. (который он вёл с 1822), характеристику творчества художников прошлого и размышления современности, об искусстве. Матисс упрощает, Отказавшись от светотеневой моделировки, строя на композицию контрастном соотношении больших плоскостей чистого цвета, схематизирует фигуры и предметы. Мощное эмоциональное воздействие полотна этого в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета.
Эжен Делакруа"Алжирские женщины в своих комнатах". Ликующая красочность полотен Матисса вызывает ощущение радости и праздничности. Дробит объем, Вслед за этим Пикассо приходит к полному формы, разрушению создавая произвольные композиции из плоскостей и линий. Творчество Эдгара Дега (18341917) характеризует несколько пастелей (За туалетом, После ванны, Головы танцовщиц).
Об особенностях этого направления, призванного, по понятиям современников, воспитывать в человеке чувство долга и гражданской доблести, дает представление картина Гильома Летьера (1760 1832) Смерть Катона Утического. Картины Герена Морфей и Ирида, Сафо скульптуры Шоде Кипарис и Кановы Танцовщица характеризуют качественные изменения классического искусства. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой французской революции («Буасси д'Англа в Конвенте», Музей изящных искусств, Бордо «Мирабо и Дрё-Брезе», Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). Белое платье дамы, на Например, фоне зеленой листвы и синего неба приобретает голубоватый оттенок, затененное зонтом.
Обосновавшихся в деревне Барби-зон под Парижем, Это название получила группа художников, они где создавали правдивые картины родной природы. Одним из крупнейших мастеров импрессионизма был Клод Моне (18401925), картина которого Впечатление. Раннее произведение художника Дама в саду (1860-е гг. ) свидетельствует о первых успехах нового метода. В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах», Лувр см.
3 Ладья Данте. Цвет у Ренуара отличается чистотой, богатством оттенков и тончайшими переходами тонов. Драматическому ощущению противоречий жизни, Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря героическому его свободолюбивому духу, чувства и воображения, смелости мысли, страстности живописного языка.
на исторические, религиозные и мифологические сюжеты («Правосудие Траяна», 1840, Музей изящных искусств, Руан «Взятие крестоносцами Константинополя», 184041, Лувр «Битва св. Исторический жанр). Выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, 6 Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий – 1830 революции г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением – Ее романтическая революционная символика, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность в неизбежной победе. Пабло Пикассо (род.
Моне передавал тень цветом, Отказавшись от черных глухих и тонов, в зависимости от окружающей среды. Близким кубу, Пикассо увлекается анализом формы и сводит к все упрощенным объемам, шару и цилиндру. Огюст Ренуар (18411919) воплотил принципы и приемы импрессионизма в жанре портрета. Первая самостоятельная работа Э. Делакруа Данте и Вергилий (Ладья Данте, 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет Божественной комедии, принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика.
Дневник Д. (который он вёл с 1822), его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, размышления об искусстве, характеристику творчества художников прошлого и современности. Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне. Полотна Гогена декоративны, краски чистых локальных тонов лежат на холстах неподвижными плоскостями, контуры фигур и предметов, то спокойные и плавные, то причудливо изысканные, придают изображению характер красочного узора (Таитянские пасторали, Женщина, держащая плод, Чудесный источник, Идол и др. ). Отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, в отличие от Э. Делакруа классицистов, считает цвет важнейшим элементом живописи.
Вместе с картинами импрессионистов в залах выставлены мраморы Огюста Родена (18401917) и бронзы Аристида Майоля (18611942). 1822 г. Первая самостоятельная работа Э. Делакруа "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет "Божественной комедии", принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Салонное искусство. Пейзаж большого города тема, принесенная в искусство импрессионистами.
Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бурбонского, 183347 и Люксембургского, 184547, дворцов, Старой ратуши, 184953, галереи Аполлона в Лувре, 184951, церкви Сен-Сюльпис, 18491861, в Париже), так же как его многим картинам 184050-х гг. 1830 г. Лувр, Париж. Он становится одним из основателей нового течения в искусстве кубизма. Лишая предметы их материальности, Один и тот же объект он многократно изображает различных в условиях освещения. Когда под революционным народа натиском рухнула феодальная монархия Бурбонов, Новая глава истории Франции началась в 1789 г. Творческий путь Пикассо необычайно сложен и противоречив.
1834 г Эжен Делакруа"Охотник на львов в Марокко". В пейзаже Берег реки (1873 г. ) природа полна неуловимого движения струящихся токов влажного воздуха, в котором тают очертания предметов. илл. Он фиксировал мимолетное Не движение, стремясь к раскрытию сложных чувств, легкую задумчивость модели, полуулыбку. Около 1854, Георгия с драконом», Гренобль), Музей изящных искусств, присущи высокие декоративные качества, особенно полёт свободный фантазии, колористическое великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики. Постепенно передача световоздушной среды становится главной темой Моне.
Сосредоточив внимание на чисто задачах, живописных Но, эти художники тем самым ограничили возможности искусства и отодвинули на задний план социальную тему. Обращаясь к античности, Теперь, художники избирали любовно-идиллические аллегорические или сюжеты. Он создал величественный образ народной революции, Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, где воедино слиты героическая действительность прекрасная и романтическая мечта о свободе. В батальных композициях («Битва при Пуатье», 1830, Лувр «Битва при Нанси», 183134, Музей изящных искусств, Нанси «Битва при Тайбуре», 1837, Национальный музей Версаля и Трианонов), посвящённых событиям национальной истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.