Еще в период «Боннской республики» оформились такие устойчивые общественно-политические установки, как «ликвидация последствий Второй мировой войны», «преодоление (нацистского) прошлого», примирение с народами, которым нацистский режим принес неисчислимые бедствия и страдания. Они бросили вызов догмам и возводят строения, которые будоражат воображение. Б. 109, 128, 146.
Но куда ведут эти пути. Правоконсервативные историки попытались легитимировать часть преступлений нацистов, совершенных якобы ради благих целей, явившихся суровой, но неизбежной необходимостью и переложить вину за развязывание войны на других, прежде всего на социализм и коммунизм, выдвинув тезис о «превентивной войне» Гитлера против СССР. S. 108. Сегодня это самое броское музейное здание в Германии и самый значительный музей такого рода в Европе. Переломный момент в судьбе Либескинда наступил, когда ему было около пятидесяти лет.
И у каждого своё выражение: радость испуг, удивление, озарение, печаль, восторг, ужас. Архитектор сделал невидимый снаружи подземный переход барочного из здания в здание из бетона. И вот перед нами огромные вечно семисвечники горящие и завершающий зал музейного комплекса. Присутствующий на открытии Еврейского музея историк Ю. Шоепс отметил, что «за деконструкцией архитектуры последовала деконструкция истории» 9.
Но когда евреи думали, что они говорят с немцами, оказывалось, что «они говорят сами с собой, чтобы не сказать: они перекрикивают сами себя» и единственные, кто реагировал, были антисемиты, «которые что-то возражали евреям, но в этом не было ничего содействующего» 9. Подтверждением такого статуса явилось успешное чтение им лекций 16 в учебных заведениях США. Рассказывающий о многовековой истории еврейско-германских отношений, Еврейский Музей Берлина это – крупнейший музей Европы. Ему удалось в архитектурных формах точно наиболее отразить главные страницы еврейской истории в Германии, По мнению многих.
Что на его творчество сильное воздействие оказал супрематизм русский и конструктивизм 20-х гг, Отмечалось. Никакая выставка не в состоянии осветить все аспекты Конечно, проблемы, что подобного рода упущения носят программный характер, но представляется. Вглядевшись в них, мы видим лица: глаза, нос, рот. Центральная 49-я колона содержит землю, привезенную из Иерусалима, но посвящена Германии. Однако ни один из них не был воплощен.
Что и многим современным евреям, Известно, присуще чувство вины за то, в живущим ФРГ, что они не эмигрировали в Израиль. В которой оказались евреи в нацистской Германии, Архитектор удивительно точно создал визуальный образ изоляции, особенно после издания о предписания ношении на одежде звезды Давида. Лисиц-кого, сделанным им в Берлине в 1921 г. к рассказу И. Эренбурга «Пароходный билет». Этот музей удивительным образом действовал почти шесть лет в условиях нацистского режима – до 10 ноября 1938 г., т. е. до зловещих событий «кристальной ночи», ознаменовавшей переход нацистов к массовому террору против еврейского населения.
Один из них – в Башню Холокоста. А. В. Характер обсуждения этой проблемы немаловажным является фактором в формировании внешнеполитического образа ФРГ. Либескинда относят к художникам, которые умеют «фиксировать память об уничтоженных», а память связывают с историей 18. м, на которой написаны их имена и названия. Группа, сложившаяся вокруг директора музея Блюменталя, предпочла второй вариант, считая его «более оптимистичным».
Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Деррида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, который радикально отвергает «прописные истины» и сознательно создает конфликт между смыслом и традиционной его интерпретацией. Они наполнены берлинской землей и символизируют 1948 год – год государства создания Израиль. Он родился накануне войны в Берлине, вырос в эмиграции. Еврейский музей является образователь- Центральной задачей экспозиций является стремление показать, Таким образом, что длительное время до прихода нацистов к власти евреи были значимой интегрированной и составной частью германского общества. – С. Г. ) многими по сей день. Используют современные материалы и технологии, Архитекторы и сегодня продолжают искать новые выразительные средства и а решения, часто и сами дают импульс созданию таких материалов и технологий. Он носит символическое название bdquoОпавшие листья.
bdquoТрадиционная архитектура мертва. Возникающие в колодце-башне Холокоста, Ощущения, оказавшихся при изгоями нацизме, перекликаются с картинами психологического состояния евреев, которые воспроизведены усилиями современных ученых через интервьюирование выживших. Корреспондент «Шпигеля» Х. -М.
Как считает сам автор проекта, за 65 с лишним лет, прошедших между открытиями двух Еврейских музеев в Берлине, «история евреев в Германии настолько разбилась о события уничтожения и войны, что рассказать о ней в традиционной форме стало невозможно» 8. Ось Изгнания, направленная к Башне Холокоста, Ось Холокоста и, наконец, Ось Протяженности, приводящая на постоянную экспозицию – ведущая к Саду Структуру Изгнания, здания внутри определяют три перекрещивающиеся оси. C. 352. Президент выразил надежду, что Еврейский музей в Берлине станет местом. С течением времени экспозиция Еврейского музея пополнялась новыми экспонатами и её пришлось разместить в соседнем здании Martin-Glorius-Bau. Где-то высоко под потолком -узенькое окно. В итоге выставки музея были нацелены на освещение многовековой германо- Избранный руководством подход сказался и при формировании экспозиций.
По мнению специалистов, проблема архитектурной реализации таких категорий, как «Пустота», «Отсутствие» (им в философии деконструктивизма отводится особое место), в музейном здании решена настолько исчерпывающе, что они ощущаются почти физически. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании ( и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. И как всегда прорыв в будущее осуществляют лишь зодчие с новым, нетрадиционным мышлением. Атмосфера продолжавшегося «спора историков» наложила отпечаток и на обсуждение вопроса о создании Еврейского музея. Которая говорила, Крупнейший исследователь этой проблемы В. Бенц приводит женщины воспоминания по фамилии Й. Маковер, что ужас закупоривал все существо.
Можно было рассказывать о жизни евреев на германской территории как истории их преследований, Следуя первой, не реализованных до конца попыток и приспособления адаптации, страданий, перемежающихся с краткими эпохами, порождающими надежду. Что среди спонсоров есть фирмы, Показательно, еврей по национальности, Даниэль Либескинд, родился 1946 в г. в польском городе Лодзь. Полезные экспозиционные площади и надлежащее Любое освещение, музейное здание должно иметь объем. Исаака из Нарбонна, Йосефа Зюса Оппенгеймера, Раши, Мозеса Мендельсона, Вальтера Ратенау и многих других – бен Йугуды, Узнаём о судьбах людей знаменитых своего времени. Но главный экспонат это здание музея, построенное по проекту Даниэля Либескинда: Башня холокоста, Сад ссылки и эмиграции (женщинам и подросткам следует иметь в виду, что экспозиции производят очень сильное впечатление, в случае чего смотрители-гиды готовы оказать первую медицинскую помощь). Настойчивого, Даниель получил эту поддержку и в лице министра Михаила культуры Науманна и от директора музея Михаила Блюменталя, компетентного и заинтересованного человека, блестящего менеджера, бывшего шефа крупного американского концерна и министра финансов США. В экспозициях музея рассказывается об истоках антисемитизма, Так, его подъемах и спадах на протяжении эпохи всей проживания евреев на германской территории вплоть до эпохи нацизма.
Германская социал-демократия персонифицирована Э. Бернштейном известным с конца XIX в. в качестве теоретика «ревизионизма». разгоревшийся с небывалой остротой в 1986-1987 гг. Уже только попадая внутрь, посетители теряют чувство равновесия, так как пол музея находится под наклоном и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед. На его площади расположены 48 семиметровых колон.
Музей организован таким образом, что при осмотре его архитектурных макетов посетителям вскоре начинает казаться, что мрачные и гнетущие пространства обладают «свойствами втягивания», порождая чувства тревоги и дезориентации, воспроизводя смутные ощущения тех, кого изгнали. Миллионер и министр финансов США при Картере, На заключительном этапе музея строительства руководство им взял на себя Михаэль Блюменталь. Одна из экспозиций посвящена мыслителю Мозесу Мендельсону (1729-1786), принявшему христианство. Память прошлого. Ему вторил историк Г. Цем: «Каждый народ имеет свой Освенцим».
В первоначальном проекте Либескинда предусматривалась настенная супрематическая графика, сочетающая простые геометрические окрашенные фигуры и «архитектоны» – объемные формы, наложенные на плоскости, покрытые бесконечными списками умерщвленных евреев. Он подчеркнул, что «людям необходимы поводы, шансы и места, где можно научиться использовать опыт прошлого для настоящего и воплощения будущего». Преодолейте ещё один пролёт. Они стремятся к созданию новых форм, нового простран- ства, в которых мотивы прошлых веков, утратив первоначальную гегемонию, «написаны» заново. Несмотря на смену правительственных коалиций, в ней, довольно проводилась последовательно политика переосмысления прошлого. В одной из более поздних статей Нольте утверждал, что поскольку президент Всемирной сионистской организации Х. Вейцман в сентябре 1939 г. «объявил войну» Гитлеру, то вполне справедливо было обращаться с ев -реями в Германии как с военнопленными.
Они обе должны выполнять в проекте роль несущих конструкций. Причудливые постройки Гауди, XX век оставил нам творения рационалиста Корбюзье, Ле многоцветье Хундертвассера. Где в 1972 г. добился научной Он степени, продолжил свое образование в Англии на факультете истории и теории архитектуры в Школе сравнительных исследований в Эссексе.
В абстрактно-логической форме идеи Деррида легко переносились на изобразительное и искусство архитектуру. Не прекращается полемика и по поводу наполнения экспозиций. Проложив три дороги, возникшем в подземном этаже он создал особый мир, которые символизируют основные исторические пути еврейского народа. Но большинство разделяет суждение, что это здание – «последнее архитектурное чудо ХХ века и первый музейный шедевр века следующего» 7.
Как разрешение Ватикана на ссудные операции, в начале ее представлены такие документы, позволяющий поселения евреев в указ Кельне, византийского императора Константина 321 г. Что значительная часть общественности ФРГ «понятие еврейства увязывает с понятием Холокост», Президент Центрального совета евреев П. Шпигель выразил сожаление по того, поводу что отягощает взаимоотношения современных немцев и евреев. По мере приближения к залам с выставкой, рассказывающей о евреях в Третьем рейхе, возникает впечатление, что стены и потолок смыкаются, заставляя посетителя ощущать тесноту и с тревогой думать о замкнутости пространства и отсутствии выхода.
Его труды «изменили половину земного шара», споры по поводу его наследия не затухают, он ненавидим (и добавим: почитаем тоже. При выработке собственной концепции музея для Либескинда важными оказались размышления Ж. Деррида (тоже имевшего еврейское происхождение) о роли евреев в европейской истории, об их «следе» в европейской культуре, о мучительном «мы». Здание Еврейского музея – что когда он заглянул в визу, Он вспоминает, что там не было разрешения на работу в Германии, то увидел, а было написано, что приглашают его построить одно сооружение. Далее отрывками (из-за скудости материала) дается информация о пребывании евреев на территории Германии в течение почти тысячелетия. То, Они доминируют и задают тон в строении, то, сближаясь, расходясь мощной в архитектурной конструкции из стекла и бетона.
Блюменталь последовательно воплощал неписаную установку о том, что «музей должен быть увлекательным зрелищем для всей семьи, которое никому не давало бы скучать». Через полвека после войны окончания они избавились от необходимости постоянно демонстрировать сдержанность. Особенно сильное впечатление производит Башня Холокоста – небольшое совершенно темное и высокое помещение, более всего напоминающее печную трубу (хоть архитектором и отвергались такие ассоциации), свет в которое попадает лишь сверху вместе с порывами холодного ветра, заставляющими содрогнуться среди этих бетонных стен. Его поддержали довольно многочисленные сторонники из числа правых и консерваторов. И пережившие его, могут сказать о себе словами поэта: Остановитесь, соберитесь с силами.
Б. 106. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. Посвященный многовековой германо-еврейской истории, После дискуссии долгой в Германии в 1988 г. было решено создать Еврейский музей.
В том же году он был закрыт, а его экспонаты конфискованы. Его отец погиб в Освенциме, что побудило его принять предложение возглавить музей. Как правило, главной их задачей является освещение темы Холокоста и его последствий. В начале 90-х гг. Траекторию своей жизни, включившей затем Израиль, США, Германию, Либескинд называет не «просто еврейской биографией», а «еврейской географией». Комментируя первые запреты на организацию мастерских и мануфактур, При экспонатов посредстве и инсталляций выставки знакомят экскурсантов с основными вехами еврейской истории в Германии, традиции, обстоятельства появления желтого цвета в символике, сложившиеся в выборе профессии. Это отметили германские СМИ: журнал «Архив» назвал музей «архитектурной аллегорией Апокалипсиса», журналистка из Православного информационного агентства А. Аскоченская – «витриной покаяния» 18. Это путь сквозь двухтысячную историю.
Что Либескинду в архитектурных формах удалось порой более адекватно отразить феномен еврейской истории Германии, в Но даже после официального открытия специалисты считают, чем экспонатам. Еврейский музей является подтверждением этого заключения, «вытягивая» из прошлого феномен Холокоста. Постоянная музейная выставка состоит из 13 разделов. Как и многие другие памятники немецкой архитектуры, конце в Второй мировой войны здание, серьёзно пострадало.
В которой обсуждались две ретроспективы, в Еще ходе строительства музея развернулась дискуссия о концепции музея. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится наклоном, под чтобы двигаться вперед. Его изображение в выставочном формате настолько «скромно, что не производит никакого впечатления, тем более не передает масштаба и ужаса произошедшего». Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых необходимо шагов предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед.
Здание Еврейского музея не имеет собственного входа. Находясь под сильным впечатлением хорошо известного ему музея Холокоста, Эту эскизов серию Либескинд создавал, действующего в Вашингтоне. Снаружи Еврейский музей выстроен в модном авангардном стиле. Она создает образ очень долгого пути, проделанного еврейским народом и направляет поток посетителей через крутую и кажущуюся издали опасной «лестницу непрерывности» к основным экспозициям музея 27. М. Блюменталь пояснил, что организаторы музея хотели, чтобы «современные немцы не думали тотчас об Освенциме, всякий раз, когда они слышат о евреях или встречаются с ними».
И музей является знаком того, Ныне Германия – сильнейшее государство Европе, в наконец, что она, обрела моральное право быть в авангарде международной борьбы против расизма и за права человека 9. Ось Холокоста, ось изгнания, дорога жизни символизируют основные пути еврейского народа. Еврейская шестиконечная звезда Давида и свастика – украшавших интерьеры музея, Тогда на декоративных соседствовали орнаментах, два символа. Помогающие узнать новое или проверить старые знания о культуре, Здесь по осмотра ходу проводятся викторины, религии и традициях евреев. Оттуда доносятся голоса, звуки города, шум ветра. Одиннадцатилетним подростком Даниэль вместе с родителями эмигрировал в Израиль. Архитектура не может навсегда застыть в одних и тех же, пусть даже прекрасных формах, она ищет новые пути, развивается идёт в ногу со временем или может быть, время диктует новые архитектурные формы. Реконструировав и достроив его, Предполагалось использовать существующее барочное здание, соединяющееся со либо старым, возвести рядом новое зданиея.
Он создан на ограниченном скошенном четырехугольном пространстве, на котором вместо деревьев расположены ряды массивных бетонных колон, производящих впечатление падающих, но с оливами на вершинах. Еврейский музей мог, по мнению сторонников его открытия, внести вклад в более успешное решение этих общественно-политических задач, а также способствовать определенной «гармонизации» отношений между немецким и еврейским населением в ФРГ, которые и сегодня остаются непростыми. Третий коридор символизирует дорогу жизни, путь продолжения. Одна из них «лестница в никуда» ведет к «башне Холокоста» (по другим определениям, – к «колодцу Холокоста», «оси Холокоста»), где преимущественно архитектонными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа. Это зал памяти погибших.
Насыщенность и плотность музыки, Ее додекафония, лаконичность изложения идеи отразились в создаваемого архитектонике им музея 21. И мы слышим, как эти пластины звенят, это поминальный звон. Это слово уже утратило свой престижldquo, – заявляет он в эти годы. Вторая дорога ведет к сооружению за пределами стен здания, названному архитектором Садом Изгнания (или Исхода). Против любой рассудочной статики, протестуют Деконструктивисты против всякого привычного взгляда.
Что еврейские кладбища оскверняются сегодня почти с той же периодичностью, СМИ констатируют, а социологические опросы свидетельствуют о наличии антисемитизма у части населения 1 и что два-три десятилетия назад. Которое является у евреев символом богатства, На входе экскурсантов большое встречает гранатовое дерево, страсти и плодородия. На примере этой многозначной и противоречивой фигуры можно было бы показать трагизм просвещенного еврейства в Германии. Евреи пришли на эту землю вместе с римлянами. В том числе о «жизни после смерти», у архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), «выживании к смерти» 22, о «переживании смерти», как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально от отличающихся прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре. Зарегистрированных в иудейских общинах ФРГ, евреев, численность по приблизительным оценкам, составляла, 66 тыс.
берлинских евреев. Эта установка наложила отпечаток на интерпретацию других и неоднозначных феноменов германоеврейской истории. Либескинд с дотошностью архивариуса изучил доставленную ему из Бонна «Памятную книгу», где были записаны имена и адреса депортированных в 30-е гг. В 1971 г. - в год подготовки 300-летия деятельности еврейской общины в Берлине – прогрессивная общественность Западной подняла Германии вопрос об открытии нового Еврейского музея. Более подробный рассказ о еврейском народе с начинается 1700 г. – времени создания в Кельне крупных поселений иудеев.
Он часто подчеркивает, что благодаря родителям он научился видеть красоту везде, даже в местах, где отсутствует надежда. Для осуществления такого единственного в своём роде проекта была необходима поддержка как минимум с двух сторон во-первых, Конечно, которые должны были способствовать успешной проекта, реализации представителей земельного и государственного руководства, а во-вторых, руководства музея, желающего и, естественно, способного совместно дорабатывать и детализировать предложенную зодчим музейную концепцию. Призвавшей германских государей к политике евреев, эмансипации Он является самой крупной фигурой еврейского Просвещения, а евреев – к ассимиляции. Бродер констатировал в этой связи: «Еврейскому музею удалось с темой Холокоста сделать то, в чем потерпел поражение Эрнст Нольте: осуществить его историзацию» 9. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. Он не скрывал своих еврейских корней, но решительно разорвал с иудаизмом еще в 1877 г. Еще большее непонимание многих вызвало отсутствие даже упоминания о такой фигуре, как Карл Маркс, бывшем, как пишет авторитетный журнал ФРГ «Шпигель», «еврейским антисемитом».
Музыку Либе-скинд оставил из-за увлечения архитектурой и в 1970 г. получил диплом этой по специальности. В настоящее время первым экспонатом, который посетители видят перед входом в Еврейский музей, оказывается стеклянная доска в 8 кв. Которые выставлялись в престижных галереях, За многие годы работы архитектор создал немало проектов, даже некоторые получали призы. так называемый спор историков. Проведенные в конце 1990-х гг., опросы, Выборочные что антисемитизм чужд 23 граждан, показали, около 64 занимают нейтральные позиции в отношении евреев, проникнуты антисемитскими чувствами 13 2. В музейном здании преобладают «копьеобразные объемы», узкие окна и пробитые в стенах беспорядочные «отверстия-знаки» не освещают, а лишь пропускают острые, тонкие лучи, вызывая ассоциации о еврейском существовании «в тени». Они направили свои усилия на «ревизию» нацистского прошлого Германии, преуменьшая значимость преступлений фашистов изображая их как «нормальные» явления, присущие и другим странам в различные исторические периоды (например, террор во Франции в годы Великой французской революции, уничтожение армян турецкими националистами в 1915-1916 гг. ). Еврейский музей является своеобразным симбиозом обоих процессов : евреи удовлетворены, что они, наконец, получили официальное признание в том, что они что-то представляют в немецкой истории.
Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые на выпали долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Вносят выдумку, Деконструктивисты вновь внедряют в зодчество изгнанную из него десятилетия назад вызывая образность, сложные образные ассоциации 11, фантазию. Фрагменты повседневной жизни евреев, Компьютерные программы позволяют увидеть написание имени и фамилии посетителя на иврите, например свадебное торжество музыкальным с сопровождением. 331, 349.
Но вводил их в проекта части не как традиционные пояснения, Он увлекся графикой начертания текстов, а как интегральную часть художественной формы. Так как комиссия решила, Однако эти части не проекта были воплощены в жизнь, что Еврейский музей сознательно не будет разновидностью музея Холокоста. Моя работа предполагает осмысление истории местности» 14. Где до 11 сентября г. стояли 2001 небоскребы-близнецы, Либескинд победил в конкурсе 470 проектов на застройку южной оконечности Манхэттена в Нью-Йорке. Историческая выставка в музее повествует о истории еврейского народа. Так, американский исследователь Р. Хил-берг констатировал, что звезда Давида порождала у евреев чувство, что «всё население обратилось в полицейских, надзирающих за каждым их шагом» и они превращались в незащищенные существа, близкие к парализации 29.
У архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), в том числе о «жизни после смерти», о «переживании смерти», «выживании к смерти» 22, как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре. По мнению представителей прогрессивной общественности, он должен был способствовать не только выявлению исторического места и роли евреев в Германии, но и дальнейшему осмыслению значения и последствий Холокоста для современности. Историки-ревизионисты, поддерживаемые правыми политиками, призывали без каких-либо угрызений совести смотреть в прошлое ибо его болезненное восприятие подрывает силы западногерманского общества, мешает немцам снова стать «нормальной нацией» 3. S. 266. Подобно эмигранту, Здесь человек теряет ориентацию в оказавшемуся пространстве, без ориентиров в новой непривычной жизни.
Торговые дома, Среди них крупнейшие банки и фирмы ФРГ, частные лица, предприятия средств массовой информации, сделавшие для пожертвования воплощения проекта. Однако Холокост в череде эксцессов антисемитского характера предстает как «событие рядового значения». человек 4. Которую мужественно начал Юрген Хабермас, Ревизионисты подвергнуты были резкой критике, Г. -А, а затем его поддержали М. Бросцат. В центре других экспозиций – один из создателей Национал-либеральной партии Германии Э. Ласкер, выступавшей в германском рейхстаге за фактическое равноправие евреев в Германской империи издатель Р. Моссе, учредивший в 1872 г. «Берлинер Тагеблатт» и «Берлинер Фолксцайтунг», получивших мировую известность.
Настоящего и будущего предназначения в культурной, с момента открытия Еврейского музея до настоящего времени не прекращается полемика по поводу его оценки, этнической и жизни политической Германии. Ближайшие помощники директора Т. Фридрих и К. Горби вторили ему: «Мы желали бы видеть жизнерадостных посетителей» 29. Либескинд упоминал, что его творчество подпитывала опера Арнольда Шенберга «Моисей и Авраам».
Экспозиция Еврейского музея (Jdisches Museum) в Берлине рассказывает непростую историю немецко-еврейских отношений, длящуюся уже более двух тысяч лет. В этом же городе начал учиться музыке, мечтал стать пианистом. Этот архитектурный шедевр Либескинда появился в 1999 году. М. Блюменталь лично пояснил, что «она никогда не акцентировала внимания на своём еврейском происхождении». В ней Нольте сожалел о невозможности сделать «историей» национал-социалистическое прошлое, «которое прямо-таки обосновалось в современности, нависая над ней карающим мечом». Функционализм, Архитекторы этого направления отвергли формализм предшествующего архитектуры периода – монотонность, культ техники. Влияние которой на проявилось архитектуру в конце 80-х годов, Общей для них является приверженность философии деконструктивизма.
«Еврейская тема» с конца 60-х гг. В течение двух лет, пока в музее не были установлены экспозиции, он действовал как музей архитектуры. Он родился в 1946 г. в послевоенной Лодзи в еврейской семье. S. 266. Обязанности директора он исполнял бесплатно и сумел организовать средств сбор для завершения строительства музея.
Тем не менее в мае 1999 г. на центральной улице Берлина – появилось Лин-денштрассе здание нового Еврейского музея. На специальном аппарате 5-центовую превратить монету в значок с изображением еврейского Сократа – философа Мендельсона, в залах можно прослушать тексты на идише и еврейскую музыку. Эту установку, без сомнения, следует только приветствовать, признавая правоту Й. Рау, который подчеркнул, что Холокост не стоит считать суммой германо-еврейской истории и ответственность за расовые преследования несут те, кто планировал и осуществлял геноцид евреев. А спустя два года принимает участие в строительной выставке в Берлине, в г. он 1985 удостаивается приза на конкурсе в Венеции. Как и другие деконструктивисты, Он, что предназначение архитектора – выступить в роли формотворца и интерпретатора общества, потребностей убежден.
Что Либескинд «сумел перевести свой замысел в метафору, Иконников пишет, формируемую светом, пространством, массой и ее кажущейся дематериализацией. Винклер, К. Зонтхаймер, Р. Кюнль и многие др. Он вместе с семьей приехал в Германию и остался в ней жить на многие годы. Коридоры в музее пронизаны балками, а изломанные помещения соединены крутыми лестницами. 268.
Только в 1988 году объявлен был конкурс на проект строительства нового здания Еврейского музея. Б. 220. ХХ в. остается неизменно актуальной для ФРГ. В него включились философы, Хотя этот начался спор в исторической науке, журналисты, социологи, в том числе зарубежные. Облицованные листами металла, поверхности Обширные остроугольных фасадов на отрезках зигзага, выглядящими как шрамы-разрезы, рассечены узкими прямоугольными прорезями окон, сделанные ножом. Зодчий-деконструктивист при воплощении проекта сознательно идет на создание конфликта между тем, «как человек привык воспринимать смысл и тем, что он видит».
Б. 7 Б. 468. Вторая была нацелена на отражение долгого, постепенного процесса «сплавливания» коренного – немецкого и пришлого -еврейского народа, прерываемого несколько раз разрушительными событиями и вторжениями в него, как это было в случае с Холокостом. После Второй мировой войны на грани исчезновения оказалось само понятие «германского еврейства», сложившееся в конце XIX в. Среди широких кругов евреев утвердилось мнение, что Германия – это «заклятое место», в котором они не должны и не будут жить 15. Составляющими необычной формы музея являются не только зигзаг в плане, перечеркнутый прямой, но и лестница-диагональ, пронизывающая все пять этажей музея, наклонные стены и пандусы, грубый, открытый бетон там, где в других музеях посетители привыкли видеть паркет и удобные банкетки для отдыха.
Но еще многие годы выставки, посвященные истории евреев, проходили в Музее истории Берлина. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали на еврейского долю народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Которая, в плане его вид сверху напоминает расколотую звезду Давида, светила ему в процессе работы и стала для него не только символом еврейской темы музея, по признанию Либескинда, но и символом трагической судьбы евреев германских 17. В 1962 г. он назвал «мифом немецко-еврейский диалог» и с горечью писал, что он никогда не состоится. Затем он был занят созданием «нового экспозиционного пространства» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, реконструкцией филармонического зала в Бремене и др.
Иконников известный знаток зарубежной архитектуры, усмотрел в схеме проекта музея «символ молнии, выведенной в трехмерность пространства и пробивающей забвение и порожденное им благодушие» 19. А. В. Крупному гамбургскому судовладельцу и фанатичному почитателю Вильгельма II, Особое место отведено А. Балину, эмиграции кайзера в Голландию и окончившему жизнь самоубийством 25, не пережившему поражения г ермании Первой в мировой войне. Впрочем, если вы не являетесь специалистом по иудаике, все это вряд ли сильно вас увлечет.
S. 266. 48160 наполненных землей Берлина и «Сад Изгнания», символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля – небольшое замкнутое пустое с пространство высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху, Здесь же расположена «Башня Холокоста», в котором расположены 49 стелл. В то время, когда архитектурные мэтры XX столетия старались округлить и как-то спрятать угловатость конструкций, Либескинд специально обнажает, подчёркивает остроугольную перекрещённость линий сооружения. В 1999 году здание Либескинда было открыто для посетителей. Так же как и в узких вытянутых в линию конструкциях оконных проёмов, в этой несколько усложнённой конструкции элементы угадываются разорванной звезды Давида, пересекающихся в металлическом покрытии наружных стен. Это П-образное сооружение с двумя дворовыми флигелями было построено в 1735 г. по проекту архитектора дворцового Генриха фон Герлаха в изящных барочных формах.
Он был открыт в Берлине 24 января 1933 г., то есть за 6 дней до прихода нацистов к власти. Посвященным памяти евреев, является Он одновременно неким символом истребленных нацистами. «я занялся архитектурой, скомбинировано как многое, мне кажется, чем я интересуюсь – так как в этом искусстве, в одном из эссе он пишет. Линии создают Пустоту -символ пространства, образовавшегося после разрушения.
Осуждение Холокоста актуально в связи с деятельностью праворадикальных Сторонники учреждения Еврейского музея напоминали, что подобный музей, посвященный культуре германских граждан еврейской национальности (число их тогда превышало 500 тыс. ), уже действовал в самом конце эпохи Веймарской республики 6. Внешний вид здания эффект создает только что пережившего стихийное бедствие и сохранившего его следы в виде глубоких трещин и сколков 26. хитектурную форму. Президент Центрального совета евреев П. Шпигель выразил сожаление по поводу того, что значительная часть общественности ФРГ «понятие еврейства увязывает с понятием Холокост», что отягощает взаимоотношения современных немцев и евреев. Как пишет журнал «Шпигель», «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации для немцев. Создав этот музей, Немцы Берлинской эпохи республики, полученного ими от прошлого, обрели шанс освободиться от психологи-чес кого груза.
Он постепенно расширяет свои функции, превращаясь и в образовательнодидактический центр. Приверженца деконструктивизма Даниэля Либескинда, Его строили десять лет по проекту из одного самых известных архитекторов мира. Его проект называется «Сады мира» и он будет одновременно памятником жертвам террористического акта. Оба используют один и тот же буквенный знак «По Ниг-бар» («Здесь похоронен»), гравируемый евреями на могилах и искаженную еврейскую звезду 20.
Б. 121. Либескинд сумел преодолеть этот разрыв, успешно переведя замысел в натуру 19. Что первый документ экспозиции указ – императора Константина о кёльнских евреях, Вот таким образом естественно. Неслучайно Ф. Гери, единомышленник Либескинда, отмечает, что последнего от других коллег по цеху отличает удивительная способность «наполнять здание чувством». человек, проявляя интерес к сооружению исключительно как к «музею архитектуры». Долгие годы Либескинд преподаёт в университетах Великобритании и Америки.
По его словам, он стремился «соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь» 7. Знакомимся с историей еврейства в период религиозных войн и заселения ими Пруссии. Из этого замкнутого серого пространства нет выхода, в нём нет надежды, нет эстетики. C. 352. Посещение Еврейского музея настоятельно рекомендовано всем современной любителям архитектуры и ярких впечатлений. Убежденного в его нецелесообразности 8, Идея его создания не находила поддержки бывшего и главного архитектора Берлина Штимана. Однако это не входило в задачу устроителей музея, прежде всего преследовавших цель «развлечь» посетителей.
Для старших школьников и студентов предлагаются научные лекции, семинары. Совершал объезды, Ранее во время своих странствий по Европе Либескинд намеренно избегал Германии, чтобы пересекать не границу этой страны. В конечном итоге точки, обозначающие не существующие ныне адреса известных еврейских писателей, художников, мыслителей, проживавших в германской столице до 1933 г., легли в основу создания архитектором «иррациональной матрицы», которая диктовала ему места пересечения двух Линий, прорезающих стены строения и организующих внутреннее пространство музея.
На выставке представлены архивные материалы, фотографии, предметы быта. Музыкальное образование продолжил в Израиле. Даниель Либескинд относится к этой немногочисленной кагорте архитекторов. Архитектор вновь доказал, что «архитектура и дизайн являются гражданским искусством». Что «однажды ты но осознавал, самым плохим было то, как свойственно лишь зверям, насколько обнаженной и неприкрашенной может предстать человеческая натура и что ты постигаешь всех людей как будто с перспективы глубокого подвала.
Открыть, в этом музее экспонаты всем желающим предлагается потрогать, например, передвинуть, котомку тяжелую торговца-странника. С. 144. Он выходил за пределы культурной проблематики, а в контексте германской истории оказался индикатором духовного, общественно-политического развития ФРГ. По мысли Либескинда, Своей формой музей напоминает молнию, распрямленная это звезда Давида. У некоторых обозревателей проекция необычного плана музея вызвала ассоциации с упрямым потоком, вынужденным обтекать непреодолимые препятствия, порой отступать назад, но тем не менее продолжать свой путь 7.
Это – Холокост. S. 266. Победителем конкурса стал Даниэль Либескинд, который занимался сооружением музея на протяжении шести лет (1992-1998). Посвященный еврейскому художнику Ф. Нуссбауму, в процессе работы над Еврейским музеем он одновременно проектировал музей в погибшему Оснабрюке, в 1944 г. в Освенциме. Более трети экскурсантов моложе 30 лет 31 – Повышенный к интерес Еврейскому музею проявляют молодые люди. Где-то там, за этим замкнутым пространством бурлит жизнь.
Глубокий, мрачный, не отапливаемый «колодец-башня» Холокоста -представляет собой небольшое замкнутое пустое пространство с кусочком неба наверху 28. Медленно поднимаемся по наклонной дорожке в очень узкое и высокое треугольное в плане бетонное пространство. Только узенькая щёлка сверху, через которую пробивается свет. Некоторые авторы иронично пишут, что интерьеры нового музея больше напоминают не об изгнании, а об «ужасах многоэтажных парковок» и что это ощущение усиливается за счет соседства с классическим зданием бывшего Берлинского музея. Истории, Проекты Либескинда из рождаются синтеза искусства, музыки, философии, геометрии и литературы. Но не для тех, кто в башне. Федеральный министр культуры Ю. Нида-Рюмелин назвал музей «местом встречи», которое «внесет вклад в воспоминание, обращенное в будущее».
Девять плоскостей которого пересекаются друг с другом под острыми углами, в плане здание собой представляет сложенный непропорциональной гармошкой прямолинейный объём, вытянувшись в длинную змейку. Так как после объединения Германии в 1990 г. на процесс реконструкции новых восточных земель, Возведение музея продолжалось с 1992 по 1999 г. Проект не раз был на грани срыва по финансовым и причинам, политическим потребовались средства, не завершенный до сегодняшнего дня, во много раз превышающие первоначальные расчеты экспертов. Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединяются через подземный этаж. Б. 106.
А потом девять месяцев в поезде добирались в Польшу, Его поженились родители в Киргизии, где за время оккупации погибло 85 их родственников 17. Они поражают сложной метафоричностью и лишь комментарий экскурсовода проясняет, что «наклонный пол символизирует евреев в изгнании, а неоштукатуренный бетон – концлагеря». Б. 67, 100 13. Журналист И. Зауров обнаружил аналогию поразительную между контурами плана Еврейского музея и коллажом советского архитектора Л. М. Сегодня экскурсоводы музея называют его «талантливым музыкантом, ставшим гениальным архитектором» 10. Где добился значительных успехов в исполнительской деятельности, 13 в лет он получил стипендию от Американо-израильского культурного фонда для обучения музыке и переселился в США.
Тяготеет к остроугольным и наклонным Деконструктивистская плоскостям, архитектура базируется на принципах дисгармонии и асимметрии, динамичным линиям, стремительным, неожиданным кривым, скульптурно вылепленным формам корпуса. Он оказался одним из тех редких мастеров, чья первая постройка была признана шедевром. Цинка известняка, стекла, нешлифованного бетона 12 – титана, Отказ статического от облика архитектурных сооружений потребовал пересмотра технологий и привлечения необычных материалов. Каждый из которых подводил к определенному этапу истории еврейского народа и раскрывал его в сложной геометрии интерьерного Вот таким образом пространства, для экспозиций Либе-скиндом были использованы огромные отрезки зигзагов здания, усиливая эмоциональное воздействие организацией света.
Изгнании, Центральной темой выставки повествовании является о бегстве истребление немецких евреев, новом начале. Они доказывали, что дальнейшее осмысление прошлого по-прежнему актуально и от него зависит настоящее и будущее Германии. Его одолевали сомнения, что подобное здание когда-нибудь вообще будет завершено в Г ермании, но решающим для него оказалось пребывание в стране, которое он осознал как свою миссию, состоящую в том, «чтобы не только представить музей, но и показать городу, какую ценность представляет еврейская история и память» Либескинд пришел к убеждению, что постройка Еврейского музея ему была уготовлена самой судьбой. Архитектурное здание музея называют последним чудом 20-ого века. «исправление» ситуации с евреями связанным оказалось с «исправлением» ситуации для немцев, Как пишет журнал «Шпигель». В своем проекте он намеренно избегал «функционального соответствия» создаваемого здания традиционному музейному сооружению.
Известный в США критик архитектуры П. Гольдберг пишет, что самым значимым талантом Либескинда является «способность переплести концепты, направленные на (формирование) воспоминания с абстрактными архитектонными идеями» 17. Проект Еврейского музея Д. Либескинда коллеги по цеху, а вслед и журналисты, называют «манифестом, выдержанным в духе деконструк-тивистской идеологии», а самого архитектора – «самой многозначной» фигурой этого направления. Дополнительные средства были собраны за счет спонсоров и благотворителей, Из госбюджета ФРГ было выделено млн 130 марок. За годы работы над проектом неординарно музея мыслящий архитектор воплотил в рисунках множество идей. Что тот, в ультиматуме устанавливалось, в будущем не будет признан как еврей и не всех получит полагающихся единоверцам прав при намерении поселиться в Израиле 16, кто останется в ФРГ.
Философ резюмировал, что к диалогу «стремились именно евреи, требуя, умоляя, заклиная, лакействуя и упорствуя во всех тональностях взволнованного достоинства и отсутствия такового из-за осознания покинутости Богом». Широко известных в мире, Либескинд Ныне входит в пятерку зодчих, Питер Айзенман, таких как Фрэнк Гери, Рем Кулхаас, Заха Хадид. Этот проект (в 10 млн евро) осуществляется на средства спонсоров. Архитектура является гуманитарной дисциплиной, которая базируется на истории и традиции. Поменяв не только страну, а в 1960 г. переехал в Соединённые Штаты но Америки и специальность. Для сравнительно немногочисленных и размытых групп евреев в Германии Холокост был и остается доныне наряду с приверженностью государству Израиль этнической средством консолидации.
Это нелегко. С. 352. В дискуссии о концепции музея он говорил, что германские налогоплательщики, согласившиеся на финансирование строительства музея и ежегодное содержание его в 24 млн марок, «вряд ли захотят смотреть немецко-еврейскую историю, показанную как монументальный фильм о катастрофе». Что его отец, На его мировоззрение как человека и художника большое воздействие оказало то, пережил Освенцим, родившийся в Лодзи, затем попал в СССР, где и познакомился с его матерью, тоже сибирские прошедшей лагеря.
люди разного происхождения и представители различных культур»1 20. В результате чего в 1989 г. и был объявлен упомянутый международный в конкурс, середине восьмидесятых прошлого века начал дебатироваться вопрос о строительстве отдельного здания Еврейского музея. Здесь на трёх этажах развернута экспозиция музея. А с сентября же того года музей уже принимал своих первых посетителей, Благодаря общим усилиям начатое в 1993 г. строительство было завершено в начале 2001 года. А физика, Чертежи и рисунки составляют артистичную сторону зодчества, конструктивность и технология 7, -научную» математика. Признание изгнание, эмиграция, уничтожение и, наконец, возрождение.
В эти годы обострился кризис системы социального обеспечения страны, огромные суммы были затрачены на модернизацию столицы. Однако этот вывод не имеет прямого отношения к Даниэлю Либе-скинду. продвигаться вперед для ознакомления с многовековой историей еврейства в Германии. Эта политика порождала неоднократные всплески дискуссий о целесообразности фиксации общественного сознания на проблеме Холокоста, о содержании «политики искупления» послевоенными поколениями (которые при этом не несут ответственности за преступления нацистов). S. 13.
Его оригинальные идеи высоко ценились в мире профессионалов, Неординарность Либескинада, не а практик в архитектуре, но он был известен скорее как теоретик. ХХ в., особенно творчество К. Малевича. Да и европейского, Он намного плодотворнее справился с задачей отражения нелегкой жизни германского, а особенно трагедии еврейства Холокоста, на протяжении веков. По его мнению, Музей, что еврейская жизнь на территории Германии существует многие столетия, содержит убедительные того, примеры а еврейская культура прочно и плодотворно укоренилась в Европе». ldquo На полу тысячи чугунных овальных пластин.
В подвальной части, Здесь, завершающихся чёрными плоскостями с убегающей по ним нескончаемой световой дорожкой плафонов, сером в пространстве пересечения бесконечно длинных прямых коридоров, невольно ощущаешь себя путником, устремлённым вдаль по бесконечной дороге жизни. Президент ФРГ Й. Рау призвал «не ограничивать совместную историю немцев и евреев одним Холокостом». Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда первое являет собой образец барокко, второе деконструктивизма.
Чтобы увидеть его здание, первую в очередь в Еврейский музей стоит идти, архитектором-деконструктивистом, построенное Даниэлем Либескиндом и прочуствовать эту нарочито гнетщую архитектуру. Когда берлинская еврейская община праздновала 300-летие, в 1971 было году, принято решение создать новый еврейский музей. Еврейских граждан других стран, постоянно Они сталкиваются с упреками со стороны представителей диаспоры из числа уехавших, в том, прежде всего израильтян, что они продолжают жить в стране убийц своего народа.
Но первые посетители вошли в него 30 января 2002 г. В течение двух лет в не музее было экспозиций, Официальное открытие здания произошло 13 сентября 2001 г., но тем не менее его посетили около 400 тыс. В центре выставок находятся жизнеописания выдающихся представителей диаспоры, Как правило, оставивших след еврейской в и германской истории и культуре. В США Даниель изучает математику, живопись и, наконец, архитектуру, становится бакалавром.
В витринах размещены подлинные фотографии из домашних архивов семей различного социального статуса, в залах для школьников демонстрируются короткие фильмы о диаспоре, о ее религии, первых иудейских поселениях, о «великих евреях». Его труды внесли большой вклад в преодоление между барьеров еврейской и европейской культурой. Что в архитектуре «важна не только техническая сторона, в одном из интервью Еврейском о музее Либескинд дополняет этот тезис заявлением. Вот пробежали по ним дети в следующий зал. С. 263, 264, 271, 273. По словам философа, деконструктивизм – это не стиль, а переосмысление традиционного отношения к архитектуре как к виду искусства, которое нередко нацелено на своеобразное «разрушение» создаваемых зданий.
Символически извещающей о начавшемся отчуждении евреев от общества, Она представляет собой сырую холодную из камеру бетона с захлопывающейся с грохотом дверью. Общественно-политических, в мае 2004 г. руководство музея Еврейского приняло предложение Либескинда закрыть крышей внутренний дворик музея и преобразовать его в Зал торжеств для проведения культурных, мероприятий, в том числе международных. Но не ординарным воплощением ряда ее установок, то в же время он покорил взыскательную конкурсную комиссию прагматическим. Перед нами проходит трагическая история немецкого еврейства XX века.
Ее трагедии и провала в западной культуре, Сложился образ европейской цивилизации, образованного уничтожением во евреев Второй мировой войне» 19. Которые привлекают не взрослых, только в организации музейной работы применяется много нетрадиционных методов, но и детей. Против учреждения Еврейского музея продолжали выступать праворадикальные группы ФРГ. S. 266. Он психологически близок к направлению деконструктивизма, Глубоко в разбираясь современной архитектуре, с его несколько пессимистическим взглядом на архитектурные каноны.
Бесконечно длинный, убегающий вдаль узкий коридор с высокими бетонными стенами. Принесшее архитектору международную известность, Опавшие листьяhellip Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые на выпали долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Тысячи пластин, тысячи жизней, тысячи навсегда исчезнувших миров. Видимо, для него, как и для многих из выживших евреев и их потомков, был сомнительным ответ на вопрос, возможно ли после Освенцима восстановление нормальных отношений между евреями и немцами.
Которое сверху похоже на расколотую Звезду Давида, отрезках в здания, находятся 13 главных выставок. где встретятся старики и молодые люди, евреи и неевреи. К концу 2006 г. в музее побывало 2, 8 млн человек. Компьютерные игры дают младшим детям виртуальную возможность отправиться в дальние путешествия. Деррида считал, что деконструктивизм (постмодернизм) – это прежде всего вопрос зодчего самому себе, «можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отринув все глубинные принципы создания архитектурных сооружений. » 11. «Сад Изгнания» (или Исхода) навеян образами сказки Э. -Т.
Начало ему положила статья Э. Нольте, опубликованная в июне 1986 г. в газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» под названием «Прошлое, которое не хочет уходить». После утверждения в качестве концепта тезиса о том, что Еврейский музей не будет «очередным музеем Холокоста», Блюменталь добился для него статуса Германского национального музея. И вот новый прыжок через океан: магистерскую работу он защищает уже в Англии. В детские годы у него проявились необычайные способности к музыке. Например, Частью архитектуры являются, звук, ритм, музыка, темп, акустика, чувство баланса. Подробно повествуя о биографии зодчего, в этот период экскурсоводы посетителей водили по пустым коридорам здания, возбуждающей столько эмоций, читали серьезные лекции об архитектуре.
S. 106. Облитое оцинкованным железом, Его здание, будто они стоят перед ужасом, неописуемым напоминает огромную абстрактную скульптуру и вызывает у посетителей ощущение, который навис перед еврейским народом в эпоху германского нацизма. Половина посетителей приезжают на экскурсию из различных районов Германии, больше трети – из-за рубежа, каждый шестой экскурсант – житель Берлина. В котором требовало от евреев, в 1950 г. Еврейское агентство выдвинуло даже ультиматум, в течение шести недель покинуть пределы, ее проживающих в Германии. Разместившегося в отреставрированное здание судебной палаты в Берлине на Линденштрассе, в 1969 г. экспонаты еврейского Берлинского музея включили в экспозицию музея.
Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Цинно-бер». Победа в престижном конкурсе 1988 г. и воплощение проекта сделали музея известным миру имя Либескинда. Наклонные полы, Узкие лестницы, пространства неправильной формы со множеством острых углов, окна в тонких форме прорезей, заставляют испытать чувства страха, незащищенности, словно растворенной в воздухе опасности. В частности в США, Подобные музеи действуют во многих мира, странах Дании и в ряде городов самой Германии, Норвегии.