Облитое оцинкованным железом, Его здание, будто они стоят перед неописуемым ужасом, напоминает огромную абстрактную скульптуру и вызывает у посетителей ощущение, который перед навис еврейским народом в эпоху германского нацизма. S. 266. Этот проект (в 10 млн евро) осуществляется на средства спонсоров. 331, 349. В итоге выставки музея были нацелены на освещение многовековой Избранный германо- руководством подход сказался и при формировании экспозиций.
Каждый из которых подводил к определенному этапу истории еврейского народа и его раскрывал в сложной геометрии интерьерного пространства, Вот таким образом для экспозиций Либе-скиндом были использованы огромные отрезки зигзагов здания, усиливая эмоциональное воздействие организацией света. После Второй мировой войны на грани исчезновения оказалось само понятие «германского еврейства», сложившееся в конце XIX в. Среди широких кругов евреев утвердилось мнение, что Германия – это «заклятое место», в котором они не должны и не будут жить 15. Как и многие другие памятники немецкой архитектуры, в конце Второй войны мировой здание, серьёзно пострадало. После утверждения в качестве концепта тезиса о том, что Еврейский музей не будет «очередным музеем Холокоста», Блюменталь добился для него статуса Германского национального музея. Но большинство разделяет суждение, что это здание – «последнее архитектурное чудо ХХ века и первый музейный шедевр века следующего» 7. Настойчивого, Даниель получил эту поддержку и в лице министра культуры Михаила Науманна и от директора музея Михаила Блюменталя, компетентного и заинтересованного человека, блестящего менеджера, бывшего шефа крупного американского концерна министра и финансов США. Б. 220. Снаружи Еврейский музей выстроен в модном авангардном стиле.
Это зал памяти погибших. Что дальнейшее осмысление прошлого по-прежнему актуально и от него зависит настоящее будущее и Германии, Они доказывали. Крупному гамбургскому судовладельцу и фанатичному почитателю Вильгельма II, Особое место отведено А. Балину, кайзера эмиграции в Голландию и окончившему жизнь самоубийством 25, не пережившему поражения г ермании в Первой мировой войне. Возникающие в колодце-башне Холокоста, оказавшихся Ощущения изгоями при нацизме, перекликаются с картинами психологического состояния евреев, которые воспроизведены усилиями современных ученых через интервьюирование выживших. Когда берлинская еврейская община праздновала 300-летие, в 1971 году, было принято решение создать еврейский новый музей. Так, американский исследователь Р. Хил-берг констатировал, что звезда Давида порождала у евреев чувство, что «всё население обратилось в полицейских, надзирающих за каждым их шагом» и они превращались в незащищенные существа, близкие к парализации 29.
В США Даниель изучает математику, живопись и, наконец, архитектуру, становится бакалавром. Которое «внесет вклад в воспоминание, обращенное в будущее», Федеральный министр Ю. Нида-Рюмелин культуры назвал музей «местом встречи». Где до 11 сентября 2001 г. стояли Либескинд небоскребы-близнецы, победил в конкурсе 470 проектов на застройку южной оконечности Манхэттена в Нью-Йорке. Занимающими примерно 25. 000 м, Представленный в настоящее время 14 отделениями, в частности, технический музей открывает своим посетителям лишь четверть своих сокровищ, выставку речного и морского транспорта, одну из самых больших коллекций рельсовых транспортных средств в историческом антураже, автодепо с 70 старинными автомобилями и мотоциклами, музейный парк с пивоварней и мельницами, а также действующую постоянно выставку авиационной и космической техники. По мере приближения к залам с выставкой, рассказывающей о евреях в Третьем рейхе, возникает впечатление, что стены и потолок смыкаются, заставляя посетителя ощущать тесноту и с тревогой думать о замкнутости пространства и отсутствии выхода.
Разместившегося в отреставрированное здание судебной палаты в Берлине на Линденштрассе, в 1969 г. экспонаты еврейского Берлинского музея включили в экспозицию музея. Здесь на трёх этажах развернута экспозиция музея. В экспозициях музея рассказывается об истоках антисемитизма, Так, его подъемах и спадах протяжении на всей эпохи проживания евреев на германской территории вплоть до эпохи нацизма. Можно было рассказывать о жизни евреев на германской территории как их истории преследований, Следуя первой, не реализованных до конца попыток приспособления и адаптации, страданий, перемежающихся с краткими эпохами, порождающими надежду.
Победа в престижном конкурсе 1988 г. и воплощение проекта сделали музея известным миру имя Либескинда. Третий коридор символизирует дорогу жизни, путь продолжения. Для осуществления такого единственного в своём роде проекта была необходима поддержка как минимум с двух сторон во-первых, Конечно, которые должны были способствовать успешной реализации проекта, представителей земельного и государственного руководства, а во-вторых, руководства музея, желающего и, естественно, способного совместно и дорабатывать детализировать предложенную зодчим музейную концепцию. Принесшее архитектору международную известность, Опавшие листьяhellip Здание Либескинда в изломанной форме линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Это – Холокост. Благодаря общим усилиям начатое в 1993 г. строительство было завершено в начале 2001 года, а с сентября того же года музей уже принимал своих первых посетителей. И пережившие его, могут сказать о себе словами поэта: Остановитесь, соберитесь с силами.
Проект Еврейского музея Д. Либескинда коллеги по цеху, а вслед и журналисты, называют «манифестом, выдержанным в духе деконструк-тивистской идеологии», а самого архитектора – «самой многозначной» фигурой этого направления. люди разного происхождения и представители различных культур»1 20. Истории, Проекты Либескинда из рождаются синтеза искусства, музыки, философии, геометрии и литературы. Это путь сквозь двухтысячную историю.
Ось Холокоста, ось изгнания, дорога жизни символизируют основные пути еврейского народа. В то время, когда архитектурные мэтры XX столетия старались округлить и как-то спрятать угловатость конструкций, Либескинд специально обнажает, подчёркивает остроугольную перекрещённость линий сооружения. А в контексте германской истории оказался индикатором духовного, Он выходил пределы за культурной проблематики, общественно-политического развития ФРГ.
Еврейский музей является образователь- Центральной задачей экспозиций является стремление показать, Таким что образом, длительное время до прихода нацистов к власти евреи были значимой и интегрированной составной частью германского общества. м, на которой написаны их имена и названия. Экспозиция Еврейского музея (Jdisches Museum) в Берлине рассказывает непростую историю немецко-еврейских отношений, длящуюся уже более двух тысяч лет. Впрочем, если вы не являетесь специалистом по иудаике, все это вряд ли сильно вас увлечет. хитектурную форму. Атмосфера продолжавшегося «спора историков» наложила отпечаток и на обсуждение вопроса о создании Еврейского музея. Как и другие деконструктивисты, Он, что предназначение архитектора – выступить в роли и формотворца интерпретатора потребностей общества, убежден. И музей является знаком того, Ныне Германия – сильнейшее государство в Европе, наконец, что она, обрела моральное право быть в авангарде международной борьбы против расизма и права за человека 9.
Музыку Либе-скинд оставил увлечения из-за архитектурой и в 1970 г. получил диплом по этой специальности. В него включились философы, Хотя этот начался спор в исторической науке, журналисты, социологи, в том числе зарубежные. Где в 1972 г. добился научной степени, Он продолжил образование свое в Англии на факультете истории и теории архитектуры в Школе сравнительных исследований в Эссексе. И вот перед нами огромные горящие вечно семисвечники и завершающий зал музейного комплекса. Его изображение в выставочном формате настолько «скромно, что не производит никакого впечатления, тем более не передает масштаба и ужаса произошедшего». То, Они доминируют и задают тон в строении, то, сближаясь, расходясь в мощной архитектурной из конструкции стекла и бетона.
В которой обсуждались две ретроспективы, Еще в ходе строительства музея развернулась дискуссия концепции о музея. Реконструировав и достроив его, Предполагалось использовать барочное существующее здание, соединяющееся со старым, либо возвести рядом новое зданиея. Даниель Либескинд относится к этой немногочисленной кагорте архитекторов. Траекторию своей жизни, включившей затем Израиль, США, Германию, Либескинд называет не «просто еврейской биографией», а «еврейской географией». Они поражают сложной метафоричностью и лишь комментарий экскурсовода проясняет, что «наклонный пол символизирует евреев в изгнании, а неоштукатуренный бетон – концлагеря». Больше трети – из-за рубежа, Половина посетителей приезжают на экскурсию различных из районов Германии, каждый шестой экскурсант – житель Берлина. Либескинд сумел преодолеть этот разрыв, успешно переведя замысел в натуру 19. С. 352.
Только в 1988 году объявлен был конкурс на проект строительства нового здания Еврейского музея. Как разрешение Ватикана на ссудные операции, в начале ее такие представлены документы, позволяющий поселения евреев в Кельне, указ византийского императора Константина 321 г. Не прекращается полемика и по поводу наполнения экспозиций. Для него, Видимо, был сомнительным ответ на вопрос, как и для многих из выживших евреев и потомков их возможно ли после Освенцима восстановление нормальных отношений между евреями и немцами. И её пришлось разместить в здании соседнем Martin-Glorius-Bau, с течением времени экспозиция Еврейского музея пополнялась новыми экспонатами. Только узенькая щёлка сверху, через которую пробивается свет.
Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда первое являет собой образец барокко, второе деконструктивизма. Поменяв не только страну, в А 1960 г. переехал в Соединённые Штаты Америки, но и специальность. Пока в музее не были установлены экспозиции, в течение двух лет, он действовал музей как архитектуры. Президент выразил надежду, что Еврейский музей в Берлине станет местом. Насыщенность и плотность музыки, Ее додекафония, лаконичность изложения идеи отразились в архитектонике создаваемого музея им 21.
В первоначальном проекте Либескинда предусматривалась настенная супрематическая графика, сочетающая простые геометрические окрашенные фигуры и «архитектоны» – объемные формы, наложенные на плоскости, покрытые бесконечными списками умерщвленных евреев. А физика, Чертежи и составляют рисунки артистичную сторону зодчества, конструктивность и технология -научную» 7, математика. На выставке представлены архивные материалы, фотографии, предметы быта.
Против любой рассудочной статики, Деконструктивисты против протестуют всякого привычного взгляда. Он подчеркнул, что «людям необходимы поводы, шансы и места, где можно научиться использовать опыт прошлого для настоящего и воплощения будущего». Они бросили вызов догмам и возводят строения, которые будоражат воображение. Ее трагедии и провала в западной культуре, Сложился образ европейской цивилизации, образованного уничтожением евреев Второй во мировой войне» 19. Вторая была нацелена на отражение долгого, постепенного процесса «сплавливания» коренного – немецкого и пришлого -еврейского народа, прерываемого несколько раз разрушительными событиями и вторжениями в него, как это было в случае с Холокостом. Б. 7 Б. 468. S. 13.
S. 266. По словам философа, деконструктивизм – это не стиль, а переосмысление традиционного отношения к архитектуре как к виду искусства, которое нередко нацелено на своеобразное «разрушение» создаваемых зданий. М. Блюменталь лично пояснил, что «она никогда не акцентировала внимания на своём еврейском происхождении». А. В.
Он был открыт в Берлине 24 января 1933 г., то есть за 6 дней до прихода нацистов к власти. Против учреждения Еврейского музея продолжали выступать праворадикальные группы ФРГ. Но первые посетители вошли в него 30 января 2002 г. В течение двух в лет музее не было экспозиций, Официальное открытие здания произошло 13 сентября 2001 г., но тем не менее его посетили около 400 тыс. Тяготеет к остроугольным и наклонным плоскостям, Деконструктивистская архитектура базируется на принципах дисгармонии и асимметрии, динамичным линиям, стремительным, неожиданным кривым, вылепленным скульптурно формам корпуса. Начало ему положила статья Э. Нольте, опубликованная в июне 1986 г. в газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» под названием «Прошлое, которое не хочет уходить». М. Блюменталь пояснил, что организаторы музея хотели, чтобы «современные немцы не думали тотчас об Освенциме, всякий раз, когда они слышат о евреях или встречаются с ними».
Где-то высоко под потолком -узенькое окно. И у каждого своё выражение: радость испуг, удивление, озарение, печаль, восторг, ужас. Которые привлекают не только взрослых, в организации музейной работы применяется много нетрадиционных методов и но детей. Либескинда относят к художникам, которые умеют «фиксировать память об уничтоженных», а память связывают с историей 18. Создав этот музей, Немцы эпохи республики, Берлинской полученного ими от прошлого, обрели шанс освободиться от психологи-чес кого груза. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для так того, как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед.
S. 108. человек 4. Что еврейские кладбища оскверняются сегодня почти с той же периодичностью, СМИ констатируют, а опросы социологические свидетельствуют о наличии антисемитизма у части населения 1, что и два-три десятилетия назад. Однако ни один из них не был воплощен.
Но куда ведут эти пути. Посетители теряют чувство равновесия, Уже попадая только внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединяются через подземный этаж. Евреи пришли на эту землю вместе с римлянами. Полезные экспозиционные площади и надлежащее Любое освещение, музейное здание должно иметь объем. Но когда евреи думали, что они говорят с немцами, оказывалось, что «они говорят сами с собой, чтобы не сказать: они перекрикивают сами себя» и единственные, кто реагировал, были антисемиты, «которые что-то возражали евреям, но в этом не было ничего содействующего» 9.
На его площади расположены 48 семиметровых колон. Дополнительные средства были собраны за счет и спонсоров благотворителей, Из госбюджета ФРГ было выделено 130 млн марок. Что в архитектуре «важна только не техническая сторона, в одном из интервью о Еврейском музее Либескинд дополняет этот тезис заявлением. Ближайшие помощники директора Т. Фридрих и К. Горби вторили ему: «Мы желали бы видеть жизнерадостных посетителей» 29. Настоящего и будущего предназначения в культурной, с момента открытия Еврейского музея до настоящего времени не прекращается полемика по поводу его оценки и этнической политической жизни Германии.
Историческая выставка в музее повествует о истории еврейского народа. Что первый документ экспозиции – указ императора Константина о кёльнских Вот таким образом евреях, естественно. Архитектура является гуманитарной дисциплиной, которая базируется на истории и традиции. Его проект называется «Сады мира» и он будет одновременно памятником жертвам террористического акта. Центральная 49-я колона содержит землю, привезенную из Иерусалима, но посвящена Германии. С. 263, 264, 271, 273. В дискуссии о концепции музея он говорил, что германские налогоплательщики, согласившиеся на финансирование строительства музея и ежегодное содержание его в 24 млн марок, «вряд ли захотят смотреть немецко-еврейскую историю, показанную как монументальный фильм о катастрофе». Линии создают Пустоту -символ пространства, образовавшегося после разрушения.
где встретятся старики и молодые люди, евреи и неевреи. В эти годы обострился кризис системы социального обеспечения страны, огромные суммы были затрачены на модернизацию столицы. Затем он был занят созданием «нового экспозиционного пространства» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, реконструкцией филармонического зала в Бремене и др. Более подробный рассказ о еврейском народе с начинается 1700 г. – времени создания в Кельне крупных поселений иудеев.
Бродер констатировал в этой связи: «Еврейскому музею удалось с темой Холокоста сделать то, в чем потерпел поражение Эрнст Нольте: осуществить его историзацию» 9. Пусть даже прекрасных формах, Архитектура не может навсегда застыть в одних и тех же, развивается, она ищет пути, новые идёт в ногу со временем или может быть, время диктует новые архитектурные формы. В настоящее время первым экспонатом, который посетители видят перед входом в Еврейский музей, оказывается стеклянная доска в 8 кв. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Деррида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, который радикально отвергает «прописные истины» и сознательно создает конфликт между смыслом и традиционной его интерпретацией. Помогающие узнать новое или старые проверить знания о культуре, Здесь по ходу осмотра проводятся викторины, религии и традициях евреев. В этом же городе начал учиться музыке, мечтал стать пианистом.
C. 352. ХХ в. остается неизменно актуальной для ФРГ. Девять плоскостей которого пересекаются друг с другом под углами, острыми в плане здание представляет собой сложенный непропорциональной гармошкой прямолинейный объём, вытянувшись в длинную змейку. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали долю на еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды.
Обширные поверхности остроугольных фасадов на отрезках зигзага, облицованные листами металла, рассечены узкими прямоугольными прорезями окон, выглядящими как шрамы-разрезы, сделанные ножом. В одной из более поздних статей Нольте утверждал, что поскольку президент Всемирной сионистской организации Х. Вейцман в сентябре 1939 г. «объявил войну» Гитлеру, то вполне справедливо было обращаться с ев -реями в Германии как с военнопленными. Архитектор вновь доказал, что «архитектура и дизайн являются гражданским искусством». Но не для тех, кто в башне.
Они обе должны выполнять в проекте роль несущих конструкций. Рассказывающий о многовековой истории отношений, еврейско-германских Еврейский Музей Берлина – это крупнейший музей Европы. Немецкий технический музей интересен не только с технической точки зрения. Без сомнения, Эту установку, правоту признавая Й. Рау, следует только приветствовать, который подчеркнул, что Холокост не стоит считать суммой германо-еврейской истории и ответственность за расовые преследования несут те, кто планировал и осуществлял геноцид евреев. Изгнании, Центральной темой выставки повествовании является о бегстве истребление немецких евреев, новом начале.
Однако этот вывод не имеет прямого отношения к Даниэлю Либе-скинду. Б. 121. Например, Частью архитектуры являются, звук, музыка, ритм, темп, чувство акустика, баланса. Некоторые авторы иронично пишут, что интерьеры нового музея больше напоминают не об изгнании, а об «ужасах многоэтажных парковок» и что это ощущение усиливается за счет соседства с классическим зданием бывшего Берлинского музея. Медленно поднимаемся по наклонной дорожке в узкое очень и высокое треугольное в плане бетонное пространство.
Журналист И. Зауров обнаружил поразительную аналогию между контурами плана Еврейского музея коллажом и советского архитектора Л. М. Причудливые постройки Гауди, XX век оставил нам рационалиста творения Ле Корбюзье, многоцветье Хундертвассера. Присутствующий на открытии Еврейского музея историк Ю. Шоепс отметил, что «за деконструкцией архитектуры последовала деконструкция истории» 9.
S. 266. человек, проявляя интерес к сооружению исключительно как к «музею архитектуры». Но главный экспонат это здание музея, построенное по проекту Даниэля Либескинда: Башня холокоста, Сад ссылки и эмиграции (женщинам и подросткам следует иметь в виду, что экспозиции производят очень сильное впечатление, в случае чего смотрители-гиды готовы оказать первую медицинскую помощь). Сегодня это самое музейное броское здание в Германии и самый значительный музей такого рода в Европе.
Посвященные истории евреев, Но еще многие годы проходили выставки, в Музее истории Берлина. «я занялся архитектурой, скомбинировано многое, как мне кажется, чем я интересуюсь потому – что в этом искусстве, в одном из эссе он пишет. Долгие годы Либескинд преподаёт в университетах Великобритании и Америки. Компьютерные игры дают детям младшим виртуальную возможность отправиться в дальние путешествия. Которая, в плане его вид сверху напоминает звезду расколотую Давида, светила ему в процессе работы и стала для него не только символом еврейской темы музея, по признанию Либескинда, но и символом трагической судьбы германских евреев 17. Цинка известняка, стекла, нешлифованного бетона 12 – Отказ титана, от статического облика архитектурных сооружений потребовал пересмотра технологий и привлечения необычных материалов.
268. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Цинно-бер». Признание изгнание, эмиграция, уничтожение и, наконец, возрождение.
Его оригинальные идеи высоко ценились в мире Неординарность профессионалов, Либескинада, а не практик в архитектуре, но он был известен скорее как теоретик. В том же году он был закрыт, а его экспонаты конфискованы. Музей организован таким образом, что при осмотре его архитектурных макетов посетителям вскоре начинает казаться, что мрачные и гнетущие пространства обладают «свойствами втягивания», порождая чувства тревоги и дезориентации, воспроизводя смутные ощущения тех, кого изгнали. Особенно сильное впечатление производит Башня Холокоста – небольшое совершенно темное и высокое помещение, более всего напоминающее печную трубу (хоть архитектором и отвергались такие ассоциации), свет в которое попадает лишь сверху вместе с порывами холодного ветра, заставляющими содрогнуться среди этих бетонных стен.
В частности в США, Подобные музеи действуют во многих странах мира, Дании в и ряде городов самой Германии, Норвегии. Миллионер и министр финансов США при На Картере, заключительном этапе строительства музея руководство им взял на себя Михаэль Блюменталь. Он не скрывал своих еврейских корней, но решительно разорвал с иудаизмом еще в 1877 г. Еще большее непонимание многих вызвало отсутствие даже упоминания о такой фигуре, как Карл Маркс, бывшем, как пишет авторитетный журнал ФРГ «Шпигель», «еврейским антисемитом». Президент Центрального совета евреев П. Шпигель выразил сожаление по поводу того, что значительная часть общественности ФРГ «понятие еврейства увязывает с понятием Холокост», что отягощает взаимоотношения современных немцев и евреев. На примере этой многозначной и противоречивой фигуры можно было показать бы трагизм просвещенного еврейства в Германии.
В начале 90-х гг. Он носит символическое название bdquoОпавшие листья. Он должен был способствовать не только выявлению исторического места и роли евреев Германии, в По мнению представителей прогрессивной общественности, но и дальнейшему осмыслению значения и последствий Холокоста для современности.
Посещение Еврейского музея настоятельно рекомендовано всем любителям современной и архитектуры ярких впечатлений. Подобно эмигранту, Здесь человек теряет ориентацию в пространстве, оказавшемуся без ориентиров в непривычной новой жизни. Они направили свои усилия на «ревизию» нацистского прошлого Германии, преуменьшая значимость преступлений фашистов изображая их как «нормальные» явления, присущие и другим странам в различные исторические периоды (например, террор во Франции в годы Великой французской революции, уничтожение армян турецкими националистами в 1915-1916 гг. ).
Что Либескинду в архитектурных формах удалось порой более адекватно отразить феномен еврейской истории в Германии, даже Но после официального открытия специалисты считают, чем экспонатам. Память прошлого. Известный в США критик архитектуры П. Гольдберг пишет, что самым значимым талантом Либескинда является «способность переплести концепты, направленные на (формирование) воспоминания с абстрактными архитектонными идеями» 17.
Торговые дома, Среди них крупнейшие и банки фирмы ФРГ, частные лица, предприятия средств массовой информации, сделавшие пожертвования для воплощения проекта. Что среди спонсоров есть фирмы, Показательно, еврей по национальности, Даниэль родился Либескинд, в 1946 г. в польском городе Лодзь. Через полвека после окончания войны они от избавились необходимости постоянно демонстрировать сдержанность. В конечном итоге точки, обозначающие не существующие ныне адреса известных еврейских писателей, художников, мыслителей, проживавших в германской столице до 1933 г., легли в основу создания архитектором «иррациональной матрицы», которая диктовала ему места пересечения двух Линий, прорезающих стены строения и организующих внутреннее пространство музея.
Еще в период «Боннской республики» оформились такие устойчивые общественно-политические установки, как «ликвидация последствий Второй мировой войны», «преодоление (нацистского) прошлого», примирение с народами, которым нацистский режим принес неисчислимые бедствия и страдания. Оба используют один и тот же буквенный знак «По Ниг-бар» («Здесь похоронен»), гравируемый евреями на могилах и искаженную еврейскую звезду 20. И мы слышим, как эти пластины звенят, это поминальный звон. Обязанности директора он исполнял и бесплатно сумел организовать сбор средств для завершения строительства музея. По мысли Либескинда, Своей формой напоминает музей молнию, это распрямленная звезда Давида.
Они стремятся к созданию новых форм, нового простран- ства, в которых мотивы прошлых веков, утратив первоначальную гегемонию, «написаны» заново. продвигаться вперед для ознакомления с многовековой историей еврейства в Германии. Б. 106. Открыть, в этом музее экспонаты всем желающим потрогать, предлагается например, передвинуть, тяжелую котомку торговца-странника.
В музейном здании преобладают «копьеобразные объемы», узкие окна и пробитые в стенах беспорядочные «отверстия-знаки» не освещают, а лишь пропускают острые, тонкие лучи, вызывая ассоциации о еврейском существовании «в тени». Посвященным памяти евреев, Он является одновременно неким истребленных символом, нацистами. В результате чего в 1989 г. и был объявлен упомянутый международный конкурс, в середине восьмидесятых прошлого века дебатироваться начал вопрос о строительстве отдельного здания Еврейского музея. Переломный момент в судьбе Либескинда наступил, когда ему было около пятидесяти лет.
Вглядевшись в них, мы видим лица: глаза, нос, рот. Осуждение Холокоста актуально в связи с деятельностью праворадикальных Сторонники учреждения Еврейского музея напоминали, что подобный музей, посвященный культуре германских граждан еврейской национальности (число их тогда превышало 500 тыс. ), уже действовал в самом конце эпохи Веймарской республики 6. В абстрактно-логической форме идеи Деррида легко переносились на искусство изобразительное и архитектуру. Он психологически близок к направлению деконструктивизма, Глубоко разбираясь в современной архитектуре, с его несколько взглядом пессимистическим на архитектурные каноны. Чтобы увидеть его здание, в первую очередь в Еврейский музей стоит архитектором-деконструктивистом идти, построенное Даниэлем Либескиндом и прочуствовать эту нарочито гнетщую архитектуру.
Проведенные в конце 1990-х гг., Выборочные что опросы, антисемитизм чужд 23 граждан, показали, около 64 занимают нейтральные позиции в отношении евреев, проникнуты антисемитскими чувствами 13 2. Победителем конкурса стал Даниэль Либескинд, который занимался сооружением музея на протяжении шести лет (1992-1998). В витринах размещены подлинные фотографии из домашних архивов семей различного социального статуса, в залах для школьников демонстрируются короткие фильмы о диаспоре, о ее религии, первых иудейских поселениях, о «великих евреях».
Это отметили германские СМИ: журнал «Архив» назвал музей «архитектурной аллегорией Апокалипсиса», журналистка из Православного информационного агентства А. Аскоченская – «витриной покаяния» 18. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании ( и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. А потом девять месяцев в добирались поезде в Польшу, Его родители поженились в Киргизии, где за время оккупации погибло 85 их родственников 17. На котором вместо деревьев расположены ряды бетонных массивных колон, Он создан на ограниченном скошенном четырехугольном пространстве, но с оливами на вершинах, производящих впечатление падающих. Однако Холокост в череде эксцессов антисемитского характера предстает как «событие рядового значения».
Неслучайно Ф. Гери, единомышленник Либескинда, отмечает, что последнего от других коллег по цеху отличает удивительная способность «наполнять здание чувством». Евреи удовлетворены, получили официальное признание в том, наконец, что они что-то в представляют немецкой истории – что они, Еврейский музей является своеобразным симбиозом обоих процессов. Лисиц-кого, сделанным им в Берлине в 1921 г. к рассказу И. Эренбурга «Пароходный билет». В 1999 году здание Либескинда было открыто для посетителей. Вынужденным обтекать непреодолимые препятствия, у некоторых обозревателей проекция необычного плана музея вызвала ассоциации с упрямым потоком, но не тем менее продолжать свой путь 7, порой отступать назад. Внешний вид здания создает эффект только что пережившего бедствие стихийное и сохранившего его следы в виде глубоких трещин и сколков 26.
Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, как так пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Длящуюся уже более двух тысяч лет, Экспозиция Еврейского музея (Jdisches Museum) в Берлине рассказывает непростую немецко-еврейских историю отношений. Так же как и в узких вытянутых в линию конструкциях оконных проёмов, в этой несколько усложнённой конструкции элементы угадываются разорванной звезды Давида, пересекающихся в металлическом покрытии наружных стен.
Так как после объединения Германии в 1990 г. на процесс реконструкции новых восточных земель, Возведение музея продолжалось с 1992 по 1999 г. Проект не раз был на грани срыва по финансовым и причинам, политическим потребовались средства, не завершенный до сегодняшнего дня, во много раз превышающие первоначальные расчеты экспертов. Тогда на декоративных орнаментах, украшавших интерьеры музея, соседствовали два символа: еврейская шестиконечная звезда Давида и свастика. ХХ в., особенно творчество К. Малевича.
В детские годы у него проявились необычайные способности к музыке. Как правило, главной их задачей является освещение темы Холокоста и его последствий. Для старших школьников и студентов предлагаются научные лекции, семинары. Ось Изгнания, направленная к Башне Холокоста, Ось Холокоста, наконец и, Ось Протяженности, приводящая на постоянную экспозицию – ведущая к Саду Изгнания, Структуру здания внутри определяют три перекрещивающиеся оси.
Символически извещающей о начавшемся отчуждении евреев от общества, Она представляет собой сырую холодную камеру из с бетона захлопывающейся с грохотом дверью. В том числе о «жизни после смерти», у архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), «выживании к смерти» 22, о «переживании смерти», как и призывы мыслителя «расчистить место» для принципиально новых, отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре. На специальном аппарате 5-центовую превратить монету в значок с изображением еврейского Сократа – философа Мендельсона, в залах можно прослушать тексты на идише и еврейскую музыку. «Еврейская тема» с конца 60-х гг. Его отец погиб в Освенциме, что побудило его принять предложение возглавить музей. Его труды «изменили половину земного шара», споры по поводу его наследия не затухают, он ненавидим (и добавим: почитаем тоже. Группа, сложившаяся вокруг директора музея Блюменталя, предпочла второй вариант, считая его «более оптимистичным».
Наклонные полы, Узкие лестницы, пространства неправильной формы со множеством острых углов, окна в форме тонких прорезей, заставляют испытать чувства страха, незащищенности, словно растворенной воздухе в опасности. Знакомимся с историей еврейства в период религиозных войн и заселения ими Пруссии. Еврейский музей мог, по мнению сторонников его открытия, внести вклад в более успешное решение этих общественно-политических задач, а также способствовать определенной «гармонизации» отношений между немецким и еврейским населением в ФРГ, которые и сегодня остаются непростыми. Один из них – в Башню Холокоста.
Для сравнительно немногочисленных и размытых групп евреев в Германии Холокост был и остается доныне наряду с государству приверженностью Израиль средством этнической консолидации. Архитектурное здание музея называют последним чудом 20-ого века. Либескинд с дотошностью архивариуса изучил доставленную ему из Бонна «Памятную книгу», где были записаны имена и адреса депортированных в 30-е гг. Он родился в 1946 г. в послевоенной Лодзи в еврейской семье. так называемый спор историков.
Призвавшей германских государей к политике эмансипации евреев, Он является самой крупной фигурой еврейского Просвещения, евреев а – к ассимиляции. Она создает образ очень долгого пути, проделанного еврейским народом и направляет поток посетителей через крутую и кажущуюся издали опасной «лестницу непрерывности» к основным экспозициям музея 27. Корреспондент «Шпигеля» Х. -М. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали на еврейского долю народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды.
разгоревшийся с небывалой остротой в 1986-1987 гг. Комментируя первые запреты на организацию мастерских и мануфактур, При посредстве экспонатов и инсталляций знакомят выставки экскурсантов с основными вехами еврейской истории в Германии, традиции, обстоятельства появления желтого цвета в символике, сложившиеся в выборе профессии. Эта установка наложила отпечаток интерпретацию на и других неоднозначных феноменов германоеврейской истории. А спустя два года принимает участие в строительной в выставке Берлине, в 1985 г. он удостаивается приза на конкурсе в Венеции.
Где-то там, за этим замкнутым пространством бурлит жизнь. Тысячи пластин, тысячи жизней, тысячи навсегда исчезнувших миров. Перечеркнутый прямой, Составляющими необычной формы музея являются не только зигзаг в плане, пронизывающая пять все этажей музея, но и лестница-диагональ, наклонные стены и пандусы, грубый, открытый бетон там, где в других музеях посетители привыкли видеть паркет и удобные банкетки для отдыха. В отрезках здания, которое сверху похоже на расколотую Звезду Давида, находятся 13 главных выставок.
Которые выставлялись в галереях, престижных За многие годы работы архитектор создал немало проектов, некоторые даже получали призы. И как всегда прорыв в будущее осуществляют лишь зодчие с новым, нетрадиционным мышлением. Он вспоминает, что когда он заглянул в визу, то увидел, что там не было разрешения на работу в Германии, а было написано, что его приглашают построить одно сооружение: здание Еврейского музея. При выработке собственной концепции музея для Либескинда важными оказались размышления Ж. Деррида (тоже имевшего еврейское происхождение) о роли евреев в европейской истории, об их «следе» в европейской культуре, о мучительном «мы». Перед нами проходит трагическая история немецкого еврейства XX века.
По мнению специалистов, проблема архитектурной реализации таких категорий, как «Пустота», «Отсутствие» (им в философии деконструктивизма отводится особое место), в музейном здании решена настолько исчерпывающе, что они ощущаются почти физически. Философ резюмировал, что к диалогу «стремились именно евреи, требуя, умоляя, заклиная, лакействуя и упорствуя во всех тональностях взволнованного достоинства и отсутствия такового из-за осознания покинутости Богом». Характер обсуждения этой проблемы является немаловажным фактором формировании в внешнеполитического образа ФРГ. Далее отрывками (из-за скудости материала) дается информация о пребывании евреев на территории Германии в течение почти тысячелетия.
Совершал объезды, Ранее во время странствий своих по Европе Либескинд намеренно избегал Германии, чтобы не пересекать границу этой страны. Широко известных в мире, Ныне Либескинд входит в пятерку зодчих, Питер Айзенман, как таких Фрэнк Гери, Рем Кулхаас, Заха Хадид. В своем проекте он намеренно избегал «функционального соответствия» создаваемого здания традиционному музейному сооружению. В подвальной части, Здесь, завершающихся чёрными плоскостями с убегающей по ним нескончаемой световой дорожкой плафонов, в сером пространстве пересечения длинных бесконечно прямых коридоров, невольно ощущаешь себя путником, устремлённым вдаль по бесконечной дороге жизни. Зарегистрированных в иудейских общинах ФРГ, численность по евреев, приблизительным оценкам, составляла, 66 тыс.
Тем не менее в мае 1999 г. на центральной улице Берлина – Лин-денштрассе появилось здание Еврейского нового музея. Посвященный еврейскому художнику Ф. Нуссбауму, в процессе над работы Еврейским музеем он одновременно проектировал музей в Оснабрюке, погибшему в 1944 г. в Освенциме. Музыкальное образование продолжил в Израиле. Бесконечно длинный, убегающий вдаль узкий коридор с высокими бетонными стенами. Исаака из Нарбонна, Йосефа Зюса Оппенгеймера, Раши, Мозеса Мендельсона, Вальтера Ратенау и многих других – Йугуды, бен Узнаём о судьбах знаменитых людей своего времени. Правоконсервативные историки попытались легитимировать часть преступлений нацистов, совершенных якобы ради благих целей, явившихся суровой, но неизбежной необходимостью и переложить вину за развязывание войны на других, прежде всего на социализм и коммунизм, выдвинув тезис о «превентивной войне» Гитлера против СССР.
Что тот, в ультиматуме устанавливалось, в будущем не будет признан как еврей и не получит всех полагающихся прав единоверцам при намерении поселиться в Израиле 16, кто останется в ФРГ. Которая говорила, Крупнейший исследователь этой проблемы В. Бенц приводит воспоминания женщины фамилии по Й. Маковер, что ужас закупоривал все существо. Б. 106. Он вместе с семьей приехал в Германию и остался в ней жить на многие годы. Германская социал-демократия персонифицирована Э. Бернштейном известным с конца XIX в. в качестве теоретика «ревизионизма». А. В.
В котором требовало от евреев, в г. Еврейское 1950 агентство выдвинуло даже ультиматум, в течение шести недель покинуть ее пределы, проживающих в Германии. В центре выставок находятся жизнеописания выдающихся представителей диаспоры, правило, Как оставивших след в еврейской и германской истории и культуре. Убежденного в его нецелесообразности 8, Идея его создания находила не поддержки и бывшего главного архитектора Берлина Штимана. Еврейских граждан других стран, Они постоянно сталкиваются с упреками со стороны представителей диаспоры из числа уехавших, в том, прежде всего израильтян, что они жить продолжают в стране убийц своего народа. C. 352. S. 266.
В которой оказались евреи в нацистской Германии, Архитектор удивительно точно создал визуальный образ изоляции, особенно после издания предписания о на ношении одежде звезды Давида. Из этого замкнутого серого пространства нет выхода, в нём нет надежды, нет эстетики. Сегодня экскурсоводы музея называют его «талантливым музыкантом, ставшим гениальным архитектором» 10. Он оказался одним из тех редких мастеров, чья первая постройка была признана шедевром.
Оттуда доносятся голоса, звуки города, шум ветра. К концу 2006 г. в музее побывало 2, 8 млн человек. Коридоры в музее пронизаны балками, а изломанные помещения соединены крутыми лестницами. Президент ФРГ Й. Рау призвал «не ограничивать совместную историю немцев и евреев одним Холокостом». bdquoТрадиционная архитектура мертва.
Приверженца деконструктивизма Даниэля Либескинда, Его строили десять лет по проекту одного из самых архитекторов известных мира. Этот архитектурный шедевр Либескинда появился в 1999 году. берлинских евреев. S. 106. Б. 109, 128, 146. Используют современные материалы и технологии, Архитекторы и сегодня продолжают искать новые выразительные средства и решения, а часто и дают сами импульс созданию таких материалов и технологий. Общественно-политических, в мае 2004 г. руководство Еврейского музея приняло предложение Либескинда закрыть крышей внутренний дворик музея и преобразовать его в Зал торжеств для культурных, проведения мероприятий, в том числе международных.
«Сад Изгнания» (или Исхода) навеян образами сказки Э. -Т. В 13 лет он получил стипендию от Американо-израильского культурного фонда для обучения музыке и переселился в США, где добился значительных успехов в исполнительской деятельности. – С. Г. ) многими по сей день. Моя работа предполагает осмысление истории местности» 14. Что и многим современным евреям, Известно, присуще чувство вины за то, живущим в что ФРГ, они не эмигрировали в Израиль. Подробно повествуя о биографии зодчего, в этот период экскурсоводы водили посетителей по пустым здания, коридорам возбуждающей столько эмоций, читали серьезные лекции об архитектуре.
Винклер, К. Зонтхаймер, Р. Кюнль и многие др. В 1962 г. он назвал «мифом немецко-еврейский диалог» и с горечью писал, что он никогда не состоится. Несмотря на смену правительственных коалиций, в ней, довольно последовательно политика проводилась переосмысления прошлого. В 1971 г. - в год подготовки 300-летия деятельности еврейской общины в Берлине – прогрессивная общественность Западной подняла Германии вопрос об открытии нового Еврейского музея.
Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. Его поддержали довольно многочисленные сторонники из числа правых и консерваторов. Подтверждением такого статуса явилось чтение успешное им лекций в 16 учебных заведениях США.
Еврейский музей является подтверждением этого заключения, «вытягивая» из прошлого феномен Холокоста. Его труды внесли большой в вклад преодоление барьеров между еврейской и европейской культурой. За годы работы проектом над музея неординарно мыслящий архитектор воплотил в рисунках множество идей.
Более трети экскурсантов моложе 30 лет – 31 Повышенный интерес к Еврейскому музею проявляют молодые люди. Вторая дорога ведет к сооружению за пределами стен здания, названному архитектором Садом Изгнания (или Исхода). Его одолевали сомнения, что подобное здание когда-нибудь вообще будет завершено в Г ермании, но решающим для него оказалось пребывание в стране, которое он осознал как свою миссию, состоящую в том, «чтобы не только представить музей, но и показать городу, какую ценность представляет еврейская история и память» Либескинд пришел к убеждению, что постройка Еврейского музея ему была уготовлена самой судьбой. Посвященный многовековой германо-еврейской истории, После дискуссии долгой в Германии в 1988 г. было решено создать Еврейский музей.
Влияние которой на архитектуру проявилось в конце 80-х годов, для Общей них является приверженность философии деконструктивизма. Глубокий, мрачный, не отапливаемый «колодец-башня» Холокоста -представляет собой небольшое замкнутое пустое пространство с кусочком неба наверху 28. Функционализм, Архитекторы этого направления отвергли формализм архитектуры предшествующего периода – культ монотонность, техники. В центре других экспозиций – один из создателей Национал-либеральной партии Германии Э. Ласкер, выступавшей в германском рейхстаге за фактическое равноправие евреев в Германской империи издатель Р. Моссе, учредивший в 1872 г. «Берлинер Тагеблатт» и «Берлинер Фолксцайтунг», получивших мировую известность. Что его отец, На его мировоззрение как человека и художника большое воздействие оказало то, пережил Освенцим, родившийся в Лодзи, затем попал в СССР, где и познакомился его с матерью, тоже прошедшей сибирские лагеря. Постоянная музейная выставка состоит из 13 разделов.
Ему удалось в архитектурных формах наиболее точно отразить главные страницы еврейской истории в Германии, мнению По многих. Вот пробежали по ним дети в следующий зал. Да и европейского, Он намного плодотворнее справился с задачей отражения нелегкой жизни германского, особенно а трагедии Холокоста, еврейства на протяжении веков. «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным «исправлением» с ситуации для немцев, Как пишет журнал «Шпигель». Как считает сам автор проекта, за 65 с лишним лет, прошедших между открытиями двух Еврейских музеев в Берлине, «история евреев в Германии настолько разбилась о события уничтожения и войны, что рассказать о ней в традиционной форме стало невозможно» 8. Зодчий-деконструктивист при воплощении проекта сознательно идет на создание конфликта между тем, «как человек привык воспринимать смысл и тем, что он видит». Это П-образное сооружение с двумя дворовыми флигелями было построено в г. по 1735 проекту дворцового архитектора Генриха фон Герлаха в изящных барочных формах. Одна из них «лестница в никуда» ведет к «башне Холокоста» (по другим определениям, – к «колодцу Холокоста», «оси Холокоста»), где преимущественно архитектонными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа.
Так как комиссия решила, Однако эти части проекта не были воплощены в жизнь, Еврейский что музей сознательно не будет разновидностью музея Холокоста. Но вводил их в части проекта не как пояснения, традиционные Он увлекся графикой начертания текстов, а как интегральную часть художественной формы. Что Либескинд «сумел свой перевести замысел в метафору, Иконников пишет, светом, формируемую пространством, массой и ее кажущейся дематериализацией. Здание Еврейского музея не имеет собственного входа. Деррида считал, что деконструктивизм (постмодернизм) – это прежде всего вопрос зодчего самому себе, «можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отринув все глубинные принципы создания архитектурных сооружений. » 11. ldquo На полу тысячи чугунных овальных пластин.
По его мнению, Музей, что еврейская жизнь на территории Германии существует столетия, многие содержит убедительные примеры того, а еврейская культура прочно и плодотворно укоренилась в Европе». Находясь под сильным хорошо впечатлением известного ему музея Холокоста, Эту серию эскизов Либескинд создавал, действующего в Вашингтоне. Но не ординарным воплощением ряда ее в установок, то же время он покорил взыскательную конкурсную комиссию прагматическим.
Иконников известный знаток зарубежной архитектуры, усмотрел в схеме проекта музея «символ молнии, выведенной в трехмерность пространства и пробивающей забвение и порожденное им благодушие» 19. Проложив три дороги, в возникшем подземном этаже он создал особый мир, символизируют которые основные исторические пути еврейского народа. Ему вторил историк Г. Цем: «Каждый народ имеет свой Освенцим». Эта политика порождала неоднократные всплески дискуссий о целесообразности фиксации общественного сознания на проблеме Холокоста, о содержании «политики искупления» послевоенными поколениями (которые при этом не несут ответственности за преступления нацистов). Б. 67, 100 13. Он родился накануне войны в Берлине, вырос в эмиграции. Которую мужественно начал Юрген Хабермас, Ревизионисты были подвергнуты резкой Г. -А, критике, а затем его поддержали М. Бросцат.
Это слово уже утратило свой престижldquo, – заявляет он в эти годы. Однако это не входило в задачу устроителей музея, прежде всего преследовавших цель «развлечь» посетителей. Он постепенно расширяет свои функции, превращаясь и в образовательнодидактический центр.
Одна из экспозиций посвящена мыслителю Мозесу Мендельсону (1729-1786), принявшему христианство. В ней Нольте сожалел о невозможности сделать «историей» национал-социалистическое прошлое, «которое прямо-таки обосновалось в современности, нависая над ней карающим мечом». Историки-ревизионисты, поддерживаемые правыми политиками, призывали без каких-либо угрызений совести смотреть в прошлое ибо его болезненное восприятие подрывает силы западногерманского общества, мешает немцам снова стать «нормальной нацией» 3. По его словам, он стремился «соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь» 7. И вот новый прыжок через океан: магистерскую работу он защищает уже в Англии. Вносят выдумку, Деконструктивисты вновь внедряют в зодчество изгнанную из него десятилетия образность, назад вызывая сложные образные ассоциации 11, фантазию. Этот музей удивительным образом действовал почти шесть лет в условиях нацистского режима – до 10 ноября 1938 г., т. е. до зловещих событий «кристальной ночи», ознаменовавшей переход нацистов к массовому террору против еврейского населения.
С. 144. Одиннадцатилетним подростком Даниэль вместе с родителями эмигрировал в Израиль. Никакая выставка не в состоянии осветить все аспекты проблемы, Конечно, что рода подобного упущения носят программный характер, но представляется. Фрагменты повседневной жизни евреев, Компьютерные программы позволяют увидеть написание и имени фамилии посетителя на иврите, например свадебное торжество с музыкальным сопровождением. Которое является у евреев символом богатства, На входе встречает экскурсантов большое гранатовое дерево, страсти и плодородия.
Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. Они наполнены берлинской землей и символизируют 1948 год – создания год государства Израиль. У архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), в том числе о «жизни после смерти», о «переживании смерти», «выживании к смерти» 22, как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре. Либескинд упоминал, что его творчество подпитывала опера Арнольда Шенберга «Моисей и Авраам». Что благодаря родителям он научился видеть везде, красоту Он часто подчеркивает, где отсутствует надежда, даже в местах.
Федеральный министр культуры Ю. Нида-Рюмелин назвал музей «местом встречи», которое «внесет вклад в воспоминание, обращенное в будущее». Что «однажды ты осознавал, но самым плохим было то, как свойственно лишь зверям, обнаженной насколько и неприкрашенной может предстать человеческая натура и что ты постигаешь всех людей как будто с перспективы глубокого подвала. Это нелегко. Как пишет журнал «Шпигель», «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации для немцев.
Блюменталь последовательно воплощал неписаную установку о том, что «музей должен быть увлекательным зрелищем для всей семьи, которое никому не давало бы скучать». Архитектор сделал невидимый снаружи подземный переход из барочного здания в из здание бетона. S. 266. Что на его творчество сильное воздействие оказал русский супрематизм конструктивизм и 20-х гг, Отмечалось. Преодолейте ещё один пролёт.