Экспозиция музея повествует об истории еврейского народа, о его культуре, а так же о быте современной общины евреев в Берлине. Еврейский МУЗЕЙ В БЕРЛИНЕ. В 1988 году в связи с необходимостью увеличения выставочного пространства для еврейского отдела музея был объявлен архитектурный конкурс на расширение Музея Берлина. Цена билета в Еврейский музей Берлина составляет 5 евро, для детей посещение музея бесплатно. Когда еврейская община Берлина праздновала своё 300-летие, а в бывшем Музее истории Берлина проходила приуроченная к событию выставка, была сформулирована идея создания нового еврейского музея.
История статьяавторСупрыгина Галина ГавриловназаглавиеЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ В БЕРЛИНЕизданиеВестник Томского государственного университета. Еврейский музей расположен в Берлине. Супрыгина Галина Гавриловна "ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ В БЕРЛИНЕ" Вестник Томского государственного университета. Еврейский МУЗЕЙ В БЕРЛИНЕ.
Из-за этих давлений, в октябре 1991, Парламент Берлина отвергал Сенат и работа над еврейским Музеем продолжалась. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем – добавьте его в свои Берлинский Еврейский музей (самый большой в Европе) открылся в 2001 году и посвящен истории еврейского народа в Германии. Другой, новое дополнение, определенно построенное для музея, разработанного всемирноизвестным 3 июля 1991, Сенат Берлина голосовал, чтобы пересмотреть еврейский Музей.
Супрыгина Галина Гавриловна "ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ В БЕРЛИНЕ" Вестник Томского государственного университета. Когда еврейская община Берлина праздновала свое 300-летие, а в бывшем Музее истории Берлина проходила приуроченная к событию выставка, была сформулирована идея создания нового еврейского музея.
У архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), в том числе о «жизни после смерти», о «переживании смерти», «выживании к смерти» 22, как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре. 331, 349. Общественно-политических, в мае 2004 г. руководство Еврейского музея приняло предложение Либескинда закрыть крышей внутренний дворик музея и преобразовать его в Зал торжеств для проведения мероприятий, культурных, в том числе международных. Еврейских граждан других стран, Они постоянно сталкиваются с упреками со стороны представителей диаспоры из числа уехавших, в том, прежде всего израильтян, что они продолжают жить в стране своего убийц народа. Первого поселения иудеев в Кельне, Рассказ начинается с 1700 года, объясняя первый запрет на мастерские и с помощью различных инсталяций и экспонатов поэтапно показывает вехи основные истории и культуры иудеев в Германии, появление желтого цвета в символике запретов, появление закона о ношении бороды, определенную закономерность в выборе профессий. Но первые посетители вошли в него 30 января 2002 г. В течение двух лет в музее не было экспозиций, Официальное открытие здания произошло 13 сентября 2001 г., но тем не менее его около посетили 400 тыс.
Начало ему положила статья Э. Нольте, опубликованная в июне 1986 г. в газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» под названием «Прошлое, которое не хочет уходить». Бокал шампанского за рождение нового музея подняли 850 избранных и приглашённых, включая бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера и нынешнего германского канцлера Герхарда Шрёдера, который отметил, что после просмотра выставки в сознании остаётся отчётливое сознание того, что европейская культура, в том числе немецкая культура, невозможны без еврейского вклада. Президент выразил надежду, что Еврейский музей в Берлине станет местом. В том же году он был закрыт, а его экспонаты конфискованы. В которой оказались евреи в нацистской Германии, Архитектор удивительно точно создал образ визуальный изоляции, особенно после издания предписания о ношении на одежде звезды Давида. Что и многим современным евреям, Известно, чувство присуще вины за то, живущим в ФРГ, что они не эмигрировали в Израиль. К концу 2006 г. в музее побывало 2, 8 млн человек.
Б. 106. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Цинно-бер». Символически извещающей о начавшемся отчуждении евреев от общества, Она представляет собой холодную сырую камеру из бетона с захлопывающейся с грохотом дверью. «я занялся архитектурой, скомбинировано многое, как кажется, мне чем я интересуюсь – так как в этом искусстве, в одном из эссе он пишет. Посвященный еврейскому художнику Ф. Нуссбауму, в процессе работы Еврейским над музеем он одновременно проектировал музей в Оснабрюке, погибшему в 1944 г. в Освенциме. Они направили свои усилия на «ревизию» нацистского прошлого Германии, преуменьшая значимость преступлений фашистов изображая их как «нормальные» явления, присущие и другим странам в различные исторические периоды (например, террор во Франции в годы Великой французской революции, уничтожение армян турецкими националистами в 1915-1916 гг. ).
Любое музейное здание должно иметь объем, полезные экспозиционные площади и надлежащее освещение. В центре выставок находятся жизнеописания выдающихся представителей диаспоры, Как правило, оставивших след еврейской в и германской истории и культуре. Находясь под сильным впечатлением хорошо известного ему музея Холокоста, Эту эскизов серию Либескинд создавал, действующего в Вашингтоне. По его словам, он стремился «соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь» 7. Пока в музее не установлены были экспозиции, в течение двух лет, он действовал как музей архитектуры. На его площади расположены 48 семиметровых колон. Еврейский музей мог, по мнению сторонников его открытия, внести вклад в более успешное решение этих общественно-политических задач, а также способствовать определенной «гармонизации» отношений между немецким и еврейским населением в ФРГ, которые и сегодня остаются непростыми.
Уже только попадая внутрь, посетители теряют чувство равновесия, так как пол музея находится под наклоном и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед. На примере этой многозначной и противоречивой фигуры можно было бы показать трагизм просвещенного в еврейства Германии. Б. 67, 100 13. Музей организован таким образом, что при осмотре его архитектурных макетов посетителям вскоре начинает казаться, что мрачные и гнетущие пространства обладают «свойствами втягивания», порождая чувства тревоги и дезориентации, воспроизводя смутные ощущения тех, кого изгнали. Более трети экскурсантов моложе 30 лет 31 – Повышенный к интерес Еврейскому музею проявляют молодые люди.
Посетители теряютчувство равновесия, Уже только попадая внутрь и ужес первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться так вперед, как пол музея находится под наклоном. В одной из более поздних статей Нольте утверждал, что поскольку президент Всемирной сионистской организации Х. Вейцман в сентябре 1939 г. «объявил войну» Гитлеру, то вполне справедливо было обращаться с ев -реями в Германии как с военнопленными. Б. 109, 128, 146. Показательно, что среди спонсоров есть фирмы, Даниэль Либескинд, еврей по национальности, родился в 1946 г. в польском городе Лодзь. В конечном итоге точки, обозначающие не существующие ныне адреса известных еврейских писателей, художников, мыслителей, проживавших в германской столице до 1933 г., легли в основу создания архитектором «иррациональной матрицы», которая диктовала ему места пересечения двух Линий, прорезающих стены строения и организующих внутреннее пространство музея.
Одна из экспозиций посвящена мыслителю Мозесу Мендельсону (1729-1786), принявшему христианство. По его мнению, что Музей, еврейская жизнь на территории Германии существует многие столетия, содержит убедительные примеры того, а еврейская культура прочно и плодотворно укоренилась в Европе». Вторая дорога ведет к сооружению за пределами стен здания, названному архитектором Садом Изгнания (или Исхода). Президент Центрального совета евреев П. Шпигель выразил сожаление по поводу того, что значительная часть общественности ФРГ «понятие еврейства увязывает с понятием Холокост», что отягощает взаимоотношения современных немцев и евреев. Убежденного в его нецелесообразности 8, Идея его создания не находила поддержки бывшего и главного архитектора Берлина Штимана.
Однако этот вывод не имеет прямого отношения к Даниэлю Либе-скинду. Который посетители видят перед входом в Еврейский музей, в настоящее время первым экспонатом, оказывается доска стеклянная в 8 кв. В ней Нольте сожалел о невозможности сделать «историей» национал-социалистическое прошлое, «которое прямо-таки обосновалось в современности, нависая над ней карающим мечом». Что его отец, На его мировоззрение как человека и большое художника воздействие оказало то, пережил Освенцим, родившийся в Лодзи, затем попал в СССР, где и познакомился с его матерью, тоже прошедшей сибирские лагеря. Оба здания соединены подземным переходом. Широко известных в мире, Ныне Либескинд в входит пятерку зодчих, Питер Айзенман, таких как Фрэнк Гери, Рем Кулхаас, Заха Хадид.
Никакая выставка не в состоянии осветить все аспекты проблемы, Конечно, что подобного рода упущения носят характер, программный но представляется. Центральная 49-я колона содержит землю, привезенную из Иерусалима, но посвящена Германии. Оба используют один и тот же буквенный знак «По Ниг-бар» («Здесь похоронен»), гравируемый евреями на могилах и искаженную еврейскую звезду 20.
Деррида считал, что деконструктивизм (постмодернизм) – это прежде всего вопрос зодчего самому себе, «можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отринув все глубинные принципы создания архитектурных сооружений. » 11. Б. 121. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали долю на еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Проживающего в Германии, музея Экспозиция рассказывает о многовековой истории и культуре еврейского народа.
Перечеркнутый прямой, Составляющими необычной формы музея являются не только зигзаг в плане, пронизывающая все пять этажей музея, но и лестница-диагональ, наклонные стены и пандусы, грубый, открытый бетон там, в где других музеях посетители привыкли видеть паркет и удобные банкетки для отдыха. Ближайшие помощники директора Т. Фридрих и К. Горби вторили ему: «Мы желали бы видеть жизнерадостных посетителей» 29. С. 263, 264, 271, 273.
Которая говорила, Крупнейший исследователь этой проблемы В. Бенц приводит воспоминания по женщины фамилии Й. Маковер, что ужас закупоривал все существо. Но уже само здание, Сам по себе музей задумывался не как еще одно свидельство истории Холокоста, – ставшее первым в практике Либескинда, – линия изломанная построено так, чтобы посетители не только задумались, но и хотя бы в малой мере прочувствовали все тяготы и невзгоды судьбы еврейского народа в Германии. Проведенные в конце 1990-х гг., Выборочные опросы, что антисемитизм чужд 23 граждан, показали, 64 около занимают нейтральные позиции в отношении евреев, проникнуты антисемитскими чувствами 13 2. Что «однажды ты осознавал, но самым плохим было то, как свойственно лишь зверям, обнаженной насколько и неприкрашенной может предстать человеческая натура и что ты постигаешь всех людей как будто с перспективы глубокого подвала.
Цинка известняка, стекла, нешлифованного бетона 12 – титана, Отказ от облика статического архитектурных сооружений потребовал пересмотра технологий и привлечения необычных материалов. Особенно впечатляют инсталляции, повествующие о временах прихода к власти нацистов. Да и европейского, Он намного справился плодотворнее с задачей отражения нелегкой жизни германского, а особенно трагедии Холокоста, еврейства на протяжении веков. М. Блюменталь пояснил, что организаторы музея хотели, чтобы «современные немцы не думали тотчас об Освенциме, всякий раз, когда они слышат о евреях или встречаются с ними». В которой обсуждались две ретроспективы, Еще в ходе строительства музея развернулась о дискуссия концепции музея.
В детские годы у него проявились необычайные способности к музыке. 268. Однако ни один из них не был воплощен.
В 1987 году Германское правительство объявило анонимный конкурс расширения для Еврейского музея. Президент ФРГ Й. Рау призвал «не ограничивать совместную историю немцев и евреев одним Холокостом». Он состоит из двух зданий: первое 8212 в стиле барокко (бывшее здание Высшего суда Берлина) Второе 8212 современное творение архитектора Даниеля Либескинда по форме напоминает грозовую молнию с цинковым фасадом и хаотично изрезанное узкими окнами. Для сравнительно немногочисленных и размытых групп евреев в Германии Холокост и был остается доныне наряду с приверженностью государству Израиль средством этнической консолидации. Истории, Проекты Либескинда рождаются из синтеза искусства, музыки, философии и геометрии литературы. Функционализм, Архитекторы этого направления отвергли формализм архитектуры периода предшествующего – монотонность, культ техники. Характер обсуждения этой проблемы является фактором немаловажным в формировании внешнеполитического образа ФРГ.
А 49-я наполнена землей, 48 из них наполнены землей Берлина и символизируют год создания государства Израиль, привезенной самой из Святой Земли. И здесь также продолжаются проблемы с ориентацией. Затем он был занят созданием «нового экспозиционного пространства» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, реконструкцией филармонического зала в Бремене и др. Создав этот музей, Немцы эпохи Берлинской республики, полученного ими от прошлого, обрели шанс освободиться психологи-чес от кого груза. Правоконсервативные историки попытались легитимировать часть преступлений нацистов, совершенных якобы ради благих целей, явившихся суровой, но неизбежной необходимостью и переложить вину за развязывание войны на других, прежде всего на социализм и коммунизм, выдвинув тезис о «превентивной войне» Гитлера против СССР.
В 1999 году здание Либескинда было открыто для посетителей. Лисиц-кого, сделанным им в Берлине в 1921 г. к рассказу И. Эренбурга «Пароходный билет». так называемый спор историков. В котором требовало евреев, от в 1950 г. Еврейское агентство выдвинуло даже ультиматум, в течение шести недель покинуть ее пределы, проживающих в Германии. В музейном здании преобладают «копьеобразные объемы», узкие окна и пробитые в стенах беспорядочные «отверстия-знаки» не освещают, а лишь пропускают острые, тонкие лучи, вызывая ассоциации о еврейском существовании «в тени». Затем спуститься через подземный коридор, музей в можно войти только через здание старого музея. Бродер констатировал в этой связи: «Еврейскому музею удалось с темой Холокоста сделать то, в чем потерпел поражение Эрнст Нольте: осуществить его историзацию» 9.
Историческая выставка в музее повествует о истории еврейского народа. Федеральный министр культуры Ю. Нида-Рюмелин назвал музей «местом встречи», которое «внесет вклад в воспоминание, обращенное в будущее». Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда форме в изломанной линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. А физика, Чертежи и рисунки составляют артистичную зодчества, сторону конструктивность и технология -научную» 7, математика. Которые привлекают не только в взрослых, организации музейной работы применяется много нетрадиционных методов, но и детей. Впрочем, если вы не являетесь специалистом по иудаике, все это вряд ли сильно вас увлечет.
Для старших школьников и студентов предлагаются научные лекции, семинары. Пол музея имеет наклон и это заставляет посетителей терять равновесие. В абстрактно-логической форме идеи Деррида легко на переносились изобразительное искусство и архитектуру. Однако этот процесс был самым жестоким и кровавым образом прерван Холокостом. В том числе о «жизни после смерти», у архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), «выживании к смерти» 22, о «переживании смерти», как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно, в и архитектуре.
Это небольшое замкнутое пространство с высокими черными и стенами тусклым освещением – в здании центральное положение занимает башня Холокоста. Ему вторил историк Г. Цем: «Каждый народ имеет свой Освенцим». Неслучайно Ф. Гери, единомышленник Либескинда, отмечает, что последнего от других коллег по цеху отличает удивительная способность «наполнять здание чувством».
Больше трети – из-за рубежа, Половина посетителей приезжают на экскурсию из различных районов Германии, шестой каждый экскурсант – житель Берлина. Победа в престижном конкурсе 1988 г. и воплощение проекта сделали музея известным миру имя Либескинда. выстроен так, что по нему невозможно понять: сколько внутри этажей и вообще есть ли они. Посетители могут почувствовать то, Через экспонаты и что инсталляции, евреи пережили во время Холокоста.
В витринах размещены подлинные фотографии из домашних архивов семей различного социального статуса, в залах для школьников демонстрируются короткие фильмы о диаспоре, о ее религии, первых иудейских поселениях, о «великих евреях». Очень личная, Архитектура Еврейского музея очень трагическая индивидуальная и гармоничная одновременно. Одна из них «лестница в никуда» ведет к «башне Холокоста» (по другим определениям, – к «колодцу Холокоста», «оси Холокоста»), где преимущественно архитектонными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа. Посетители теряют чувство равновесия, Уже попадая только внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед через столетия истории. В 1988 из многочисленных известных архитекторов победителем был человек признан еврейского происхождения Даниэль Либескинд.
Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как музея пол находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. В дискуссии о концепции музея он говорил, что германские налогоплательщики, согласившиеся на финансирование строительства музея и ежегодное содержание его в 24 млн марок, «вряд ли захотят смотреть немецко-еврейскую историю, показанную как монументальный фильм о катастрофе». На которой расположен сад также наклонная, она Платформа, находится ниже уровня земли, кроме того. Вносят выдумку, Деконструктивисты вновь внедряют в зодчество изгнанную из него десятилетия назад образность, вызывая сложные образные 11, ассоциации фантазию.
Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой ощутить степени те невзгоды. Германская социал-демократия персонифицирована Э. Бернштейном известным с конца XIX в. в качестве теоретика «ревизионизма». Его труды внесли большой вклад в преодоление барьеров между еврейской и европейской культурой. Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда первое являет собой образец барокко, второе деконструктивизма. Через полвека после окончания войны они избавились от постоянно необходимости демонстрировать сдержанность.
Тем не менее в мае 1999 г. на центральной улице Берлина – Лин-денштрассе появилось здание нового Еврейского музея. Против учреждения Еврейского музея продолжали выступать праворадикальные группы ФРГ. Тяготеет к остроугольным и наклонным плоскостям, Деконструктивистская архитектура базируется на принципах дисгармонии и асимметрии, динамичным линиям, неожиданным стремительным, кривым, скульптурно вылепленным формам корпуса.
В то же время он покорил взыскательную конкурсную комиссию прагматическим, но не ординарным воплощением ряда ее установок. продвигаться вперед для ознакомления с многовековой историей еврейства в Германии. Его целью было и основание хранение еврейской истории на века, Проект расширения музея для Либескинда был больше чем конкурс, которая была потеряна во времена Второй Мировой войны. Как и другие деконструктивисты, Он, что предназначение архитектора – в выступить роли формотворца и интерпретатора потребностей общества, убежден. Но эти этапы не явлются основными во всей длинной и богатой на события истории, в Ни коем случае не минуются начало антисемитизма и годы Холокоста. Хотя этот спор начался в исторической науке, в него включились философы, социологи, журналисты, в том числе зарубежные.
В эти годы обострился кризис системы социального обеспечения страны, огромные суммы были затрачены на модернизацию столицы. Глубокий, мрачный, не отапливаемый «колодец-башня» Холокоста -представляет собой небольшое замкнутое пустое пространство с кусочком неба наверху 28. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только внутрь, попадая и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Он не скрывал своих еврейских корней, но решительно разорвал с иудаизмом еще в 1877 г. Еще большее непонимание многих вызвало отсутствие даже упоминания о такой фигуре, как Карл Маркс, бывшем, как пишет авторитетный журнал ФРГ «Шпигель», «еврейским антисемитом».
Призвавшей германских государей к политике эмансипации евреев, Он самой является крупной фигурой еврейского Просвещения, а евреев – к ассимиляции. В итоге выставки музея были нацелены на освещение многовековой германо- Избранный подход руководством сказался и при формировании экспозиций. Новое здание Еврейского музея входа, как такового, не имеет. Он оказался одним из тех редких мастеров, чья первая постройка была признана шедевром. Коридоры в музее пронизаны балками, а изломанные помещения соединены крутыми лестницами.
Ось Изгнания, направленная к Башне Холокоста, Ось Холокоста и, наконец, Ось приводящая Протяженности, на постоянную экспозицию – ведущая к Саду Изгнания, Структуру здания внутри определяют три перекрещивающиеся оси. Для него, Видимо, был сомнительным ответ на как вопрос и для многих из выживших евреев и их потомков, возможно ли после Освенцима восстановление нормальных отношений между евреями и немцами. Линии создают Пустоту -символ пространства, образовавшегося после разрушения. Постоянная музейная выставка состоит из 13 разделов. Проект Еврейского музея Д. Либескинда коллеги по цеху, а вслед и журналисты, называют «манифестом, выдержанным в духе деконструк-тивистской идеологии», а самого архитектора – «самой многозначной» фигурой этого направления.
«Еврейская тема» с конца 60-х гг. Которую мужественно начал Юрген Хабермас, Ревизионисты были подвергнуты резкой критике, Г. -А, затем а его поддержали М. Бросцат. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. Либескинд победил в конкурсе 470 проектов на застройку южной оконечности Манхэттена в Нью-Йорке, где до 11 сентября 2001 г. стояли небоскребы-близнецы.
Его оригинальные идеи высоко ценились в мире профессионалов, Неординарность Либескинада, а не практик в архитектуре, но он был скорее известен как теоретик. Облицованные листами металла, поверхности Обширные остроугольных фасадов на отрезках зигзага, выглядящими как шрамы-разрезы, рассечены узкими прямоугольными прорезями окон, сделанные ножом. Которая, в плане вид его сверху напоминает расколотую звезду Давида, светила ему в процессе работы и стала для него не только символом еврейской темы музея, по признанию Либескинда, но и символом трагической судьбы германских евреев 17. В одном из интервью о Еврейском музее Либескинд дополняет этот тезис заявлением, что в архитектуре «важна не только техническая сторона.
Что Либескинду в архитектурных формах удалось порой более адекватно отразить феномен еврейской истории Германии, в Но даже после официального открытия специалисты считают, чем экспонатам. Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединяются через подземный этаж. Еще в период «Боннской республики» оформились такие устойчивые общественно-политические установки, как «ликвидация последствий Второй мировой войны», «преодоление (нацистского) прошлого», примирение с народами, которым нацистский режим принес неисчислимые бедствия и страдания. Открыть, в этом музее экспонаты всем желающим предлагается потрогать, например, тяжелую передвинуть, котомку торговца-странника. Б. 220.
Экспозиция Еврейского музея (Jdisches Museum) в Берлине рассказывает непростую историю немецко-еврейских отношений, длящуюся уже более двух тысяч лет. Одиннадцатилетним подростком Даниэль вместе с родителями эмигрировал в Израиль. За годы работы над музея проектом неординарно мыслящий архитектор воплотил в рисунках множество идей. В начале 90-х гг. Но когда евреи думали, что они говорят с немцами, оказывалось, что «они говорят сами с собой, чтобы не сказать: они перекрикивают сами себя» и единственные, кто реагировал, были антисемиты, «которые что-то возражали евреям, но в этом не было ничего содействующего» 9.
Подобно эмигранту, Здесь человек ориентацию теряет в пространстве, оказавшемуся без ориентиров в новой непривычной жизни. На выставке представлены архивные материалы, фотографии, предметы быта. Проложив три дороги, в возникшем подземном этаже он создал особый которые мир, символизируют основные исторические пути еврейского народа. Переломный момент в судьбе Либескинда наступил, когда ему было около пятидесяти лет.
Так, американский исследователь Р. Хил-берг констатировал, что звезда Давида порождала у евреев чувство, что «всё население обратилось в полицейских, надзирающих за каждым их шагом» и они превращались в незащищенные существа, близкие к парализации 29. Что еврейские кладбища оскверняются сегодня почти с той же периодичностью, СМИ констатируют, а социологические опросы свидетельствуют наличии о антисемитизма у части населения 1, что и два-три десятилетия назад. Посвященные истории евреев, Но еще годы многие выставки, проходили в Музее истории Берлина.
Старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем Высшего суда Берлина) зигзагообразного и нового здания архитектора Даниэля Либескинда первое являет собой образец барокко – второе деконструктивизма, Музей состоит из двух зданий. Осуждение Холокоста актуально в связи с деятельностью праворадикальных Сторонники учреждения Еврейского музея напоминали, что подобный музей, посвященный культуре германских граждан еврейской национальности (число их тогда превышало 500 тыс. ), уже действовал в самом конце эпохи Веймарской республики 6. Здание Еврейского музея – что когда он заглянул в визу, Он вспоминает, что там не было разрешения на работу в Германии, то увидел, а было написано, что его приглашают одно построить сооружение. Зарегистрированных в иудейских общинах ФРГ, численность евреев, по приблизительным оценкам, 66 составляла, тыс. музея, носившее поистине барочные размахи, состоялось 9 сентября – в присутствии всех политических и масс-медиальных знаменитостей «берлинской республики» и почётных гостей из-за рубежа.
Однако Холокост в череде эксцессов антисемитского характера предстает как «событие рядового значения». Центральной темой выставки является повествовании о бегстве изгнании, новом начале истребление немецких евреев. Сегодня экскурсоводы музея называют его «талантливым музыкантом, ставшим гениальным архитектором» 10. Ее трагедии и провала в западной культуре, Сложился образ европейской цивилизации, образованного уничтожением евреев Второй во мировой войне» 19. Журналист И. Зауров обнаружил поразительную между аналогию контурами плана Еврейского музея и коллажом советского архитектора Л. М. Несмотря на смену правительственных коалиций, в ней, довольно последовательно политика проводилась переосмысления прошлого. Вторая была нацелена на отражение долгого, постепенного процесса «сплавливания» коренного – немецкого и пришлого -еврейского народа, прерываемого несколько раз разрушительными событиями и вторжениями в него, как это было в случае с Холокостом.
Как правило, главной их задачей является освещение темы Холокоста и его последствий. Он подчеркнул, что «людям необходимы поводы, шансы и места, где можно научиться использовать опыт прошлого для настоящего и воплощения будущего». Историки-ревизионисты, поддерживаемые правыми политиками, призывали без каких-либо угрызений совести смотреть в прошлое ибо его болезненное восприятие подрывает силы западногерманского общества, мешает немцам снова стать «нормальной нацией» 3. При выработке собственной концепции музея для Либескинда важными оказались размышления Ж. Деррида (тоже имевшего еврейское происхождение) о роли евреев в европейской истории, об их «следе» в европейской культуре, о мучительном «мы».
Вынужденным обтекать непреодолимые препятствия, у некоторых обозревателей проекция необычного плана музея вызвала ассоциации с упрямым потоком, но тем не продолжать менее свой путь 7, порой отступать назад. S. 266. человек 4.
А потом девять месяцев в поезде в добирались Польшу, Его родители поженились в Киргизии, где за время оккупации погибло 85 их родственников 17. Компьютерные игры дают младшим детям виртуальную отправиться возможность в дальние путешествия. Его труды «изменили половину земного шара», споры по поводу его наследия не затухают, он ненавидим (и добавим: почитаем тоже. Он часто подчеркивает, что благодаря родителям он научился видеть красоту везде, даже в местах, где отсутствует надежда.
ХХ в., особенно творчество К. Малевича. Б. 7 Б. 468. Евреи удовлетворены, получили признание официальное в том, наконец, что они что-то представляют в немецкой истории – что они, Еврейский музей является своеобразным симбиозом обоих процессов. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Деррида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, который радикально отвергает «прописные истины» и сознательно создает конфликт между смыслом и традиционной его интерпретацией. В первоначальном проекте Либескинда предусматривалась настенная супрематическая графика, сочетающая простые геометрические окрашенные фигуры и «архитектоны» – объемные формы, наложенные на плоскости, покрытые бесконечными списками умерщвленных евреев.
S. 266. Еврейский музей является подтверждением этого заключения, «вытягивая» из прошлого феномен Холокоста. После утверждения в качестве концепта тезиса о том, что Еврейский музей не будет «очередным музеем Холокоста», Блюменталь добился для него статуса Германского национального музея.
Либескинда относят к художникам, которые умеют «фиксировать память об уничтоженных», а память связывают с историей 18. Без сомнения, Эту установку, признавая правоту Й. Рау, следует только приветствовать, который подчеркнул, что Холокост не считать стоит суммой германо-еврейской истории и ответственность за расовые преследования несут те, кто планировал и осуществлял геноцид евреев. Он был открыт в Берлине 24 января 1933 г., то есть за 6 дней до прихода нацистов к власти. Внешний вид здания создает эффект только что пережившего стихийное бедствие и сохранившего его в следы виде глубоких трещин и сколков 26. Совершал объезды, Ранее во время своих странствий по Либескинд Европе намеренно избегал Германии, чтобы не пересекать границу этой страны.
S. 106. В своем проекте он намеренно избегал «функционального соответствия» создаваемого здания традиционному музейному сооружению. Возникающие в колодце-башне Холокоста, Ощущения, оказавшихся изгоями при нацизме, перекликаются с картинами состояния психологического евреев, которые воспроизведены усилиями современных ученых через интервьюирование выживших. С момента открытия Еврейского музея до настоящего времени не прекращается полемика по поводу его оценки, настоящего и будущего предназначения в культурной, этнической и политической жизни Германии. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля.
Это отметили германские СМИ: журнал «Архив» назвал музей «архитектурной аллегорией Апокалипсиса», журналистка из Православного информационного агентства А. Аскоченская – «витриной покаяния» 18. Как разрешение Ватикана на ссудные операции, в начале ее представлены такие документы, поселения позволяющий евреев в Кельне, указ византийского императора Константина 321 г. Посещение Еврейского музея настоятельно рекомендовано всем современной любителям архитектуры и ярких впечатлений. Снаружи находится сад Исхода, где стоят 49 колонн. Посвященный многовековой германо-еврейской истории, После долгой дискуссии в Германии в 1988 решено г. было создать Еврейский музей.
ХХ в. остается неизменно актуальной для ФРГ. Частью архитектуры являются, например, музыка, звук, ритм, темп, акустика, чувство баланса. «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации немцев, для Как пишет журнал «Шпигель». Каждый из которых подводил к определенному этапу истории еврейского народа и раскрывал в его сложной геометрии интерьерного пространства, Вот таким образом для экспозиций Либе-скиндом были использованы огромные отрезки зигзагов здания, усиливая эмоциональное воздействие организацией света. Что тот, в ультиматуме устанавливалось, в будущем не будет признан как еврей и не получит всех полагающихся единоверцам прав при намерении поселиться в Израиле кто 16, останется в ФРГ. Однако это не входило в задачу устроителей музея, прежде всего преследовавших цель «развлечь» посетителей.
Его изображение в выставочном формате настолько «скромно, что не производит никакого впечатления, тем более не передает масштаба и ужаса произошедшего». Целые кварталы города являются неотъемлемой частью его еврейской истории: здание Новой синагоги и Центр иудаизма, район Топография террора, старое еврейское кладбище в Пренцлауэрберге, магазин кашерных и ритуальных товаров Кольбо, еврейская высшая школа, еврейский театр в Хакишехоффе (Hackisches Hoftheater) и, наконец, наиболее впечатляющая его часть – Еврейский музей Берлина. Но вводил их в проекта части не как традиционные пояснения, Он увлекся графикой начертания текстов, а как интегральную часть художественной формы. Известный в США критик архитектуры П. Гольдберг пишет, что самым значимым талантом Либескинда является «способность переплести концепты, направленные на (формирование) воспоминания с абстрактными архитектонными идеями» 17. При посредстве экспонатов и инсталляций выставки знакомят экскурсантов с основными вехами еврейской истории в Германии, комментируя первые запреты на организацию мастерских и мануфактур, обстоятельства появления желтого цвета в символике, традиции, сложившиеся в выборе профессии.
Винклер, К. Зонтхаймер, Р. Кюнль и многие др. Где в 1972 г. добился научной степени, Он продолжил свое образование в Англии на факультете истории и теории в архитектуры Школе сравнительных исследований в Эссексе. В «Сад Изгнания» можно попасть только из подземных помещений музея (подвалов). Архитектура является гуманитарной дисциплиной, которая базируется на истории и традиции. Он постепенно расширяет свои функции, превращаясь и в образовательнодидактический центр. Они наполнены берлинской землей и символизируют 1948 год год – создания государства Израиль.
Этот музей удивительным образом действовал почти шесть лет в условиях нацистского режима – до 10 ноября 1938 г., т. е. до зловещих событий «кристальной ночи», ознаменовавшей переход нацистов к массовому террору против еврейского населения. Которые выставлялись в престижных галереях, За многие работы годы архитектор создал немало проектов, некоторые даже получали призы. Эта политика порождала неоднократные всплески дискуссий о целесообразности фиксации общественного сознания на проблеме Холокоста, о содержании «политики искупления» послевоенными поколениями (которые при этом не несут ответственности за преступления нацистов). Третий коридор символизирует дорогу жизни, путь продолжения. Это повествование иллюстрируется большим количеством фотографий из домашних архивов различных семей и историями жизни таких как персоналий Леви Стросс или Мозес Мендельсон. Здание Еврейского музея не имеет собственного входа.
Более подробный рассказ о еврейском народе начинается с 1700 г. – времени создания в Кельне поселений крупных иудеев. В 1971 г. - в год подготовки 300-летия деятельности общины еврейской в Берлине – прогрессивная общественность Западной Германии подняла вопрос об открытии нового Еврейского музея. Иконников известный знаток зарубежной архитектуры, усмотрел в схеме проекта музея «символ молнии, выведенной в трехмерность пространства и пробивающей забвение и порожденное им благодушие» 19. М. Блюменталь лично пояснил, что «она никогда не акцентировала внимания на своём еврейском происхождении».
«Сад Изгнания» (или Исхода) навеян образами сказки Э. -Т. Облитое оцинкованным железом, Его здание, будто они перед стоят неописуемым ужасом, напоминает огромную абстрактную скульптуру и вызывает у посетителей ощущение, который навис перед еврейским народом в эпоху германского нацизма. Они бросили вызов догмам и возводят строения, которые будоражат воображение. Обязанности директора он бесплатно исполнял и сумел организовать сбор средств для завершения строительства музея. Влияние которой на архитектуру проявилось в конце 80-х Общей годов, для них является приверженность философии деконструктивизма. Зодчий-деконструктивист при воплощении проекта сознательно идет на создание конфликта между тем, «как человек привык воспринимать смысл и тем, что он видит». 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей из привезенной Израиля – небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, Здесь же расположена «Башня Холокоста» и «Сад Изгнания», потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании (, в котором расположены 49 стелл.
Здание имеет форму изломанной линии, многие сравнивают его с разрушенной звездой Давида. По словам философа, деконструктивизм – это не стиль, а переосмысление традиционного отношения к архитектуре как к виду искусства, которое нередко нацелено на своеобразное «разрушение» создаваемых зданий. А. В. Не прекращается полемика и по поводу наполнения экспозиций. Что они вели постоянную – и в итоге вполне успешную – борьбу за свою социальную эмансипацию, Что в течение многих веков евреи были ущемлены в за правах, гражданское признание. Но большинство разделяет суждение, что это здание – «последнее архитектурное чудо ХХ века и первый музейный шедевр века следующего» 7.
Но стремился создать интерьер, такой Проектируя это здание Либескинд ставил целью не только показать многовековую историю евреев, что евреи пережили во время Холокоста, где посетители хоть немножко почувствовали бы то. Которое является у евреев символом богатства, На входе экскурсантов встречает большое гранатовое страсти дерево и плодородия. Он должен был способствовать не только выявлению исторического места и роли евреев в Германии, По мнению представителей общественности, прогрессивной но и дальнейшему осмыслению значения и последствий Холокоста для современности. берлинских евреев. разгоревшийся с небывалой остротой в 1986-1987 гг. Б. 106.
А в контексте германской истории оказался духовного индикатором Он выходил за пределы культурной проблематики, общественно-политического развития ФРГ. Что на его творчество сильное воздействие оказал русский и супрематизм конструктивизм 20-х гг, Отмечалось. Далее отрывками (из-за скудости материала) дается информация о пребывании евреев на территории Германии в течение почти тысячелетия.
Насыщенность и плотность музыки, Ее додекафония, лаконичность изложения идеи отразились в архитектонике им создаваемого музея 21. Как пишет журнал «Шпигель», «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации для немцев. Он родился накануне войны в Берлине, вырос в эмиграции. Эта установка наложила отпечаток на интерпретацию других и неоднозначных феноменов германоеврейской истории.
Чтобы увидеть его здание, в первую очередь в Еврейский музей стоит идти, архитектором-деконструктивистом, построенное Даниэлем Либескиндом и эту прочуствовать нарочито гнетщую архитектуру. На специальном аппарате превратить 5-центовую монету в значок с изображением еврейского Сократа – философа Мендельсона, в можно залах прослушать тексты на идише и еврейскую музыку. Религии и сообщества, Столица Федеративной Республики поражает Германия своей уникальной способностью объединять в себе самые разнообразные культуры, показывать себя каждый раз с новой стороны. Сегодня это самое броское здание музейное в Германии и самый значительный музей такого рода в Европе. Его проект называется «Сады мира» и он будет одновременно памятником жертвам террористического акта.
хитектурную форму. Они обе должны выполнять в проекте роль несущих конструкций. человек, проявляя интерес к сооружению исключительно как к «музею архитектуры». Они поражают сложной метафоричностью и лишь комментарий экскурсовода проясняет, что «наклонный пол символизирует евреев в изгнании, а неоштукатуренный бетон – концлагеря». Одним из примеров этого является история еврейского Берлина. Его работам характерны четкие линии, Работы принадлежат Либескинда к культурному течению деконструктивизма и постструктурализма, острые углы и ленточные окна.
С. 144. Траекторию своей жизни, включившей затем Израиль, США, Германию, Либескинд называет не «просто еврейской биографией», а «еврейской географией». С. 352. И музей является знаком того, Ныне Германия – сильнейшее государство в Европе, наконец, что она, обрела право моральное быть в авангарде международной борьбы против расизма и за права человека 9. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. Снаружи Еврейский музей выстроен в модном авангардном стиле.
S. 266. S. 266. S. 266.
Когда берлинская еврейская община праздновала 300-летие, в году, 1971 было принято решение создать новый еврейский музей. Наклонены и колонны-стеллы, Равным образом и его крона торчит вверх бетонным над основанием, внутри каждой из них посажено дерево, что также создаёт символическое впечатление прорвающейся к небу жизни. Музыку Либе-скинд оставил из-за архитектурой увлечения и в 1970 г. получил диплом по этой специальности. Подобные музеи действуют во многих странах мира, в частности в США, Норвегии, Дании и в ряде городов самой Германии. Корреспондент «Шпигеля» Х. -М.
В центре других экспозиций – один из создателей Национал-либеральной партии Германии Э. Ласкер, выступавшей в германском рейхстаге за фактическое равноправие евреев в Германской империи издатель Р. Моссе, учредивший в 1872 г. «Берлинер Тагеблатт» и «Берлинер Фолксцайтунг», получивших мировую известность. Так как после объединения Германии в 1990 г. на процесс реконструкции восточных новых земель, Возведение музея продолжалось с 1992 по 1999 г. Проект не раз был на грани срыва по финансовым и политическим причинам, потребовались средства, не завершенный до сегодняшнего дня, во много раз превышающие первоначальные расчеты экспертов. Но главный экспонат это здание музея, построенное по проекту Даниэля Либескинда: Башня холокоста, Сад ссылки и эмиграции (женщинам и подросткам следует иметь в виду, что экспозиции производят очень сильное впечатление, в случае чего смотрители-гиды готовы оказать первую медицинскую помощь). Миллионер и министр финансов США при Картере, На заключительном этапе музея строительства руководство им взял на себя Михаэль Блюменталь.
Архитектор вновь доказал, что «архитектура и дизайн являются гражданским искусством». S. 108. В экспозициях музея рассказывается об истоках антисемитизма, Так, его подъемах и спадах на всей протяжении эпохи проживания евреев на германской территории вплоть до эпохи нацизма.
Его строили десять лет по проекту одного из самых известных архитекторов мира, приверженца деконструктивизма Даниэля Либескинда. Принесшееархитектору международную известность, Здание Либескинда в изломанной форме линии, которые выпали на долюеврейского народа, дает посетителям возможностьв некоторой степени ощутить те невзгоды. Либескинд с дотошностью архивариуса изучил доставленную ему из Бонна «Памятную книгу», где были записаны имена и адреса депортированных в 30-е гг. Против любой рассудочной Деконструктивисты статики, протестуют против всякого привычного взгляда.
После Второй мировой войны на грани исчезновения оказалось само понятие «германского еврейства», сложившееся в конце XIX в. Среди широких кругов евреев утвердилось мнение, что Германия – это «заклятое место», в котором они не должны и не будут жить 15. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенамии небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в которомрасположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-янаполненная землей, привезенной из Израиля. м, на которой написаны их имена и названия. Где добился значительных успехов в исполнительской деятельности, в 13 лет он получил стипендию от культурного Американо-израильского фонда для обучения музыке и переселился в США.
где встретятся старики и молодые люди, евреи и неевреи. Следуя первой, можно было рассказывать о жизни евреев на германской территории как истории их преследований, страданий, не реализованных до конца попыток приспособления и адаптации, перемежающихся с краткими эпохами, порождающими надежду. Наклонные полы, Узкие лестницы, пространства неправильной формы со множеством острых окна углов, в форме тонких прорезей, заставляют испытать чувства страха, незащищенности, словно растворенной в воздухе опасности.
Фрагменты повседневной жизни евреев, Компьютерные программы позволяют увидеть написание имени и фамилии посетителя иврите, на например свадебное торжество с музыкальным сопровождением. Что Либескинд «сумел перевести свой в замысел метафору, Иконников пишет, светом, формируемую пространством, массой и ее кажущейся дематериализацией. Они доминируют и задают тон в строении, то, сближаясь, то, расходясь в мощной архитектурной конструкции из стекла и бетона. Архитектор сделал невидимый снаружи подземный переход из барочного здания в здание из бетона. Особенно сильное впечатление производит Башня Холокоста – небольшое совершенно темное и высокое помещение, более всего напоминающее печную трубу (хоть архитектором и отвергались такие ассоциации), свет в которое попадает лишь сверху вместе с порывами холодного ветра, заставляющими содрогнуться среди этих бетонных стен.
– С. Г. ) многими по сей день. Только в 1988 был году объявлен конкурс на проект строительства нового здания Еврейского музея. Этот проект (в 10 млн евро) осуществляется на средства спонсоров. Что дальнейшее осмысление прошлого актуально по-прежнему и от него зависит настоящее и будущее Германии, Они доказывали. В 1962 г. он назвал «мифом немецко-еврейский диалог» и с горечью писал, что он никогда не состоится.
Рассказывающей о евреях в Третьем рейхе, По мере приближения к залам с выставкой, что стены и потолок смыкаются, впечатление, возникает заставляя посетителя ощущать тесноту и с тревогой думать о замкнутости пространства и отсутствии выхода. Они стремятся к созданию новых форм, нового простран- ства, в которых мотивы прошлых веков, утратив первоначальную гегемонию, «написаны» заново. люди разного происхождения и представители различных культур»1 20. А. В.
48 и садом Исхода, наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства и Израиль, 49-я, наполненная землей, привезенной из Израиля – небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и кусочком неба на самом верху, Здесь же расположена башня Холокоста, в котором расположены 49 стелл. Он вместе с семьей приехал в Германию и остался в ней жить на многие годы. Еврейская шестиконечная звезда Давида и – свастика украшавших интерьеры музея, Тогда на декоративных орнаментах, соседствовали два символа. Торговые дома, Среди них банки крупнейшие и фирмы ФРГ, частные лица, предприятия средств массовой информации, сделавшие пожертвования для воплощения проекта.
Некоторые авторы иронично пишут, что интерьеры нового музея больше напоминают не об изгнании, а об «ужасах многоэтажных парковок» и что это ощущение усиливается за счет соседства с классическим зданием бывшего Берлинского музея. Его поддержали довольно многочисленные сторонники из числа правых и консерваторов. Группа, сложившаяся вокруг директора музея Блюменталя, предпочла второй вариант, считая его «более оптимистичным».
Особое место отведено А. Балину, крупному гамбургскому судовладельцу и фанатичному почитателю Вильгельма II, не пережившему поражения Г ермании в Первой мировой войне, эмиграции кайзера в Голландию и окончившему жизнь самоубийством 25. Дополнительные средства были собраны за счет спонсоров и благотворителей, госбюджета Из ФРГ было выделено 130 млн марок. Подробно повествуя о биографии в зодчего, этот период экскурсоводы водили посетителей по пустым коридорам здания, возбуждающей столько эмоций, читали серьезные лекции об архитектуре. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо некоторые предпринимать усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед.
C. 352. Дверь закрывается за ними и они оказываются бетонном в пространстве, Когда посетители входят внутрь, находящиеся наверху, где свет проникает через узкие окна. C. 352.
Победителем конкурса стал Даниэль Либескинд, который занимался сооружением музея на протяжении шести лет (1992-1998). Моя работа предполагает осмысление истории местности» 14. Либескинд упоминал, что его творчество подпитывала опера Арнольда Шенберга «Моисей и Авраам». Его одолевали сомнения, что подобное здание когда-нибудь вообще будет завершено в Г ермании, но решающим для него оказалось пребывание в стране, которое он осознал как свою миссию, состоящую в том, «чтобы не только представить музей, но и показать городу, какую ценность представляет еврейская история и память» Либескинд пришел к убеждению, что постройка Еврейского музея ему была уготовлена самой судьбой. По мнению специалистов, проблема архитектурной реализации таких категорий, как «Пустота», «Отсутствие» (им в философии деконструктивизма отводится особое место), в музейном здании решена настолько исчерпывающе, что они ощущаются почти физически. Так как комиссия решила, Однако эти части проекта не были воплощены в жизнь, что Еврейский сознательно музей не будет разновидностью музея Холокоста. Как считает сам автор проекта, за 65 с лишним лет, прошедших между открытиями двух Еврейских музеев в Берлине, «история евреев в Германии настолько разбилась о события уничтожения и войны, что рассказать о ней в традиционной форме стало невозможно» 8.
Еврейский музей является образователь- Центральной задачей экспозиций является показать, стремление Таким образом, что длительное время до прихода нацистов к власти евреи были значимой и интегрированной составной частью германского общества. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании ( и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. Своей формой музей напоминает молнию, по мысли Либескинда, это распрямленная звезда Давида. Атмосфера продолжавшегося «спора историков» наложила отпечаток и на обсуждение вопроса о создании Еврейского музея.
S. 13. Посвященным памяти евреев, Он является одновременно символом, неким истребленных нацистами. На котором вместо деревьев расположены ряды массивных бетонных колон, Он создан на ограниченном скошенном четырехугольном пространстве, но с оливами на вершинах, впечатление производящих падающих. Либескинд сумел преодолеть этот разрыв, успешно переведя замысел в натуру 19.
Она создает образ очень долгого пути, проделанного еврейским народом и направляет поток посетителей через крутую и кажущуюся издали опасной «лестницу непрерывности» к основным экспозициям музея 27. Философ резюмировал, что к диалогу «стремились именно евреи, требуя, умоляя, заклиная, лакействуя и упорствуя во всех тональностях взволнованного достоинства и отсутствия такового из-за осознания покинутости Богом». Здесь по ходу осмотра проводятся викторины, помогающие узнать новое или проверить старые знания о культуре, религии и традициях евреев. Блюменталь последовательно воплощал неписаную установку о том, что «музей должен быть увлекательным зрелищем для всей семьи, которое никому не давало бы скучать».
Которые представляют собой не только различные короткие фильмы о том, Отдельного внимания заслуживают сами выставки, экпонаты как появлялись первые поселения, что такое диаспора, о первых преследованиях иудеев, но и, например, большое гранатовое дерево на входе – символ богатства, страсти и плодородия, котомка торговца-странника, которую можно попытаться самостоятельно поднять, усы, которые можно примерить, компьютерная программа, позволяющая увидеть написание своего имени и фамилии на иврите, свадебный шатер с соответствующей музыкой, записи на идише, которые также можно послушать. Подтверждением такого статуса явилось чтение успешное им лекций в 16 учебных заведениях США. Присутствующий на открытии Еврейского музея историк Ю. Шоепс отметил, что «за деконструкцией архитектуры последовала деконструкция истории» 9.
Его отец погиб в Освенциме, что побудило его принять предложение возглавить музей.