У архитектора вызвали отклик и раздумья французского философа о разных смыслах понятия «выживание» (berleben), в том числе о «жизни после смерти», о «переживании смерти», «выживании к смерти» 22, как и призывы мыслителя «расчистить место» для новых, принципиально отличающихся от прежних, направлений в философии, а следовательно и в архитектуре. Снаружи Еврейский музей выстроен в модном авангардном стиле. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Деррида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, который радикально отвергает «прописные истины» и сознательно создает конфликт между смыслом и традиционной его интерпретацией. Наклонены и колонны-стеллы, Равным образом и его крона торчит вверх над бетонным основанием, внутри каждой из них посажено дерево, что также создаёт символическое впечатление к прорвающейся небу жизни. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени те ощутить невзгоды. На заключительном этапе строительства музея руководство им взял на себя Михаэль Блюменталь, миллионер и министр финансов США при Картере. Вторая ось соединяет Музей, надлежащий для Сада Э. Т. А.
Президент Центрального совета евреев П. Шпигель выразил сожаление по поводу того, что значительная часть общественности ФРГ «понятие еврейства увязывает с понятием Холокост», что отягощает взаимоотношения современных немцев и евреев. Обязанности директора он бесплатно исполнял и сумел организовать сбор средств для завершения строительства музея. Его работам характерны четкие линии, Работы Либескинда к принадлежат культурному течению деконструктивизма и постструктурализма, острые углы и ленточные окна. Атмосфера продолжавшегося «спора историков» наложила отпечаток и на обсуждение вопроса о создании Еврейского музея. Однако этот процесс был самым жестоким и кровавым образом прерван Холокостом. По словам философа, деконструктивизм – это не стиль, а переосмысление традиционного отношения к архитектуре как к виду искусства, которое нередко нацелено на своеобразное «разрушение» создаваемых зданий. Далее отрывками (из-за скудости материала) дается информация о пребывании евреев на территории Германии в течение почти тысячелетия.
В 1962 г. он назвал «мифом немецко-еврейский диалог» и с горечью писал, что он никогда не состоится. Но стремился создать такой интерьер, Проектируя это здание Либескинд ставил целью не только показать многовековую историю евреев, что евреи пережили во Холокоста, время где посетители хоть немножко почувствовали бы то. ХХ в., особенно творчество К. Малевича. В своем проекте он намеренно избегал «функционального соответствия» создаваемого здания традиционному музейному сооружению.
ХХ в. остается неизменно актуальной для ФРГ. Первая ось заканчивается в длинной лестнице, которая приводит к постоянной выставке. Вторая дорога ведет к сооружению за пределами стен здания, названному архитектором Садом Изгнания (или Исхода). Создав этот музей, Немцы эпохи Берлинской республики, полученного ими от прошлого, обрели освободиться шанс от психологи-чес кого груза.
Но первые посетители вошли в него 30 января 2002 г. В течение двух лет в музее не было экспозиций, Официальное открытие здания произошло 13 сентября 2001 но г., тем не менее его посетили около 400 тыс. Он родился накануне войны в Берлине, вырос в эмиграции. Так как после объединения Германии в 1990 г. на процесс реконструкции новых восточных земель, Возведение музея продолжалось с 1992 1999 по г. Проект не раз был на грани срыва по финансовым и политическим причинам, потребовались средства, не завершенный до сегодняшнего дня, во много раз превышающие первоначальные расчеты экспертов. Еще в период «Боннской республики» оформились такие устойчивые общественно-политические установки, как «ликвидация последствий Второй мировой войны», «преодоление (нацистского) прошлого», примирение с народами, которым нацистский режим принес неисчислимые бедствия и страдания. Он должен был способствовать не только выявлению исторического места и роли евреев в Германии, По мнению представителей прогрессивной общественности, но и дальнейшему осмыслению значения и Холокоста последствий для современности.
Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля. Федеральный министр культуры Ю. Нида-Рюмелин назвал музей «местом встречи», которое «внесет вклад в воспоминание, обращенное в будущее». Они бросили вызов догмам и возводят строения, которые будоражат воображение. Архитектор сделал невидимый снаружи переход подземный из барочного здания в здание из бетона.
Затем он был занят созданием «нового экспозиционного пространства» в музее Виктории и Альберта в Лондоне, реконструкцией филармонического зала в Бремене и др. Однако ни один из них не был воплощен. Однако Холокост в череде эксцессов антисемитского характера предстает как «событие рядового значения».
Оба используют один и тот же буквенный знак «По Ниг-бар» («Здесь похоронен»), гравируемый евреями на могилах и искаженную еврейскую звезду 20. Его отец погиб в Освенциме, что побудило его принять предложение возглавить музей. Либескинд с дотошностью архивариуса изучил доставленную ему из Бонна «Памятную книгу», где были записаны имена и адреса депортированных в 30-е гг. S. 266. Он состоит из двух зданий: первое 8212 в стиле барокко (бывшее здание Высшего суда Берлина) Второе 8212 современное творение архитектора Даниеля Либескинда по форме напоминает грозовую молнию с цинковым фасадом и хаотично изрезанное узкими окнами.
Архитектура является гуманитарной дисциплиной, которая базируется на истории и традиции. Которые представляют собой не только различные короткие фильмы о том, Отдельного внимания заслуживают сами экпонаты выставки, как появлялись первые поселения, что такое диаспора, первых о преследованиях иудеев, но и, например, большое гранатовое дерево на входе – символ богатства, страсти и плодородия, котомка торговца-странника, которую можно попытаться самостоятельно поднять, усы, которые можно примерить, компьютерная программа, позволяющая увидеть написание своего имени и фамилии на иврите, свадебный шатер с соответствующей музыкой, записи на идише, которые также можно послушать. Что они вели постоянную – и итоге в вполне успешную – борьбу за свою социальную эмансипацию, Что в течение многих веков евреи были ущемлены в правах, за гражданское признание. oleaster Сада растет вне досягаемости на 49 высоких столбах. Рассказ начинается с 1700 года, первого поселения иудеев в Кельне и с помощью различных инсталяций и экспонатов поэтапно показывает основные вехи истории и культуры иудеев в Германии, объясняя первый запрет на мастерские, появление желтого цвета в символике запретов, появление закона о ношении бороды, определенную закономерность в выборе профессий. музея, носившее поистине барочные размахи, состоялось 9 сентября – в присутствии всех политических и масс-медиальных знаменитостей «берлинской республики» и почётных гостей из-за рубежа. Скоро изобразительное искусство, фотография и семейные памятные вещи были приобретены.
Призвавшей германских государей к политике эмансипации евреев, является Он самой крупной фигурой еврейского Просвещения, а евреев – к ассимиляции. Но не ординарным воплощением ряда установок, ее в то же время он покорил взыскательную конкурсную комиссию прагматическим. Они обе должны выполнять в проекте роль несущих конструкций. Проложив три дороги, в возникшем подземном этаже он создал особый мир, которые символизируют основные исторические еврейского пути народа. 268.
В котором требовало от евреев, в 1950 г. Еврейское выдвинуло агентство даже ультиматум, в течение шести недель покинуть ее пределы, проживающих в Германии. Пол музея имеет наклон и это заставляет посетителей терять равновесие. Группа, сложившаяся вокруг директора музея Блюменталя, предпочла второй вариант, считая его «более оптимистичным».
На которой расположен сад также наклонная, Платформа, она находится уровня ниже земли, кроме того. Только в 1988 году объявлен был конкурс на проект строительства нового здания Еврейского музея. На котором вместо расположены деревьев ряды массивных бетонных колон, Он создан на ограниченном скошенном четырехугольном пространстве, но с оливами на вершинах, производящих впечатление падающих. Еврейский музей является подтверждением этого заключения, «вытягивая» из прошлого феномен Холокоста.
В ней Нольте сожалел о невозможности сделать «историей» национал-социалистическое прошлое, «которое прямо-таки обосновалось в современности, нависая над ней карающим мечом». Комментируя первые запреты на организацию мастерских и мануфактур, При посредстве экспонатов и инсталляций выставки знакомят экскурсантов с основными вехами еврейской истории в Германии, обстоятельства традиции, появления желтого цвета в символике, сложившиеся в выборе профессии. Деррида считал, что деконструктивизм (постмодернизм) – это прежде всего вопрос зодчего самому себе, «можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отринув все глубинные принципы создания архитектурных сооружений. » 11. На специальном аппарате превратить 5-центовую монету значок в с изображением еврейского Сократа – философа Мендельсона, в залах можно прослушать тексты на идише и еврейскую музыку. То единственное посредством подтверждения и объединения этого стирания и лишенный еврейской жизни в Берлине, В-третьих истории у Берлина и Европы есть человеческое будущее, может. Огромные суммы были затрачены на модернизацию столицы, в эти годы обострился системы кризис социального обеспечения страны. Внешний вид здания создает эффект только что пережившего стихийное бедствие и его сохранившего следы в виде глубоких трещин и сколков 26. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании ( и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я наполненная землей, привезенной из Израиля.
Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенамии небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в которомрасположены 49 стелл: 48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-янаполненная землей, привезенной из Израиля. 331, 349. Либескинд упоминал, что его творчество подпитывала опера Арнольда Шенберга «Моисей и Авраам». Истории, Проекты Либескинда рождаются из синтеза искусства, философии, музыки, геометрии и литературы. Австрии, LBI имеет свой основной офис в Нью-Йорке и держит самую всестороннюю коллекцию материалов по истории евреев в Германии, таких как местные власти делают запись и другие немецкоговорящие области в Центральной Европе прошлых 300 лет – приблизительно включая один миллион документов, личные документы, корреспонденция, фото архив, а также многочисленные свидетельства от религиозной, социальной, культурной интеллектуальной, политической и экономической жизни. Ни охлаждена, Голая бетонная Башня ни не и нагрета, ее единственный свет прибывает из маленького разреза в ее крыше.
48 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я землей, наполненная привезенной из Израиля – небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху (туда я не попала, Здесь же расположена «Башня Холокоста» и «Сад Изгнания», потому чо не удосужилась прочитать путеводитель и даже не знала о ее существовании (, в котором расположены 49 стелл. Эта политика порождала неоднократные всплески дискуссий о целесообразности фиксации общественного сознания на проблеме Холокоста, о содержании «политики искупления» послевоенными поколениями (которые при этом не несут ответственности за преступления нацистов). Но уже само здание, Сам по себе музей задумывался не как еще одно свидельство истории Холокоста, – ставшее первым в практике Либескинда, – изломанная линия, построено так, чтобы не посетители только задумались, но и хотя бы в малой мере прочувствовали все тяготы и невзгоды судьбы еврейского народа в Германии. Траекторию своей жизни, включившей затем Израиль, США, Германию, Либескинд называет не «просто еврейской биографией», а «еврейской географией». Они направили свои усилия на «ревизию» нацистского прошлого Германии, преуменьшая значимость преступлений фашистов изображая их как «нормальные» явления, присущие и другим странам в различные исторические периоды (например, террор во Франции в годы Великой французской революции, уничтожение армян турецкими националистами в 1915-1916 гг. ). Возникающие в колодце-башне Холокоста, Ощущения, оказавшихся изгоями при нацизме, перекликаются с картинами психологического евреев, состояния которые воспроизведены усилиями современных ученых через интервьюирование выживших. Его проект называется «Сады мира» и он будет одновременно памятником жертвам террористического акта.
Первый Еврейский музей, посвященный двухтысячелетней истории взаимоотношений еврейского и немецкого народов, был открыт еще в 1933 году, но с приходом к власти нацистов его закрыли. А. В. В дискуссии о концепции музея он говорил, что германские налогоплательщики, согласившиеся на финансирование строительства музея и ежегодное содержание его в 24 млн марок, «вряд ли захотят смотреть немецко-еврейскую историю, показанную как монументальный фильм о катастрофе». Половина посетителей приезжают на экскурсию из различных районов Германии, больше трети – из-за рубежа, каждый шестой экскурсант – житель Берлина. Рассказывающей о евреях в Третьем рейхе, По мере приближения к залам с выставкой, стены что и потолок смыкаются, возникает впечатление, заставляя посетителя ощущать тесноту и с тревогой думать о замкнутости пространства и отсутствии выхода. «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации немцев, для Как пишет журнал «Шпигель». Компьютерные игры дают младшим виртуальную детям возможность отправиться в дальние путешествия.
Глубокий, мрачный, не отапливаемый «колодец-башня» Холокоста -представляет собой небольшое замкнутое пустое пространство с кусочком неба наверху 28. В детские годы у него проявились необычайные способности к музыке. Что тот, в ультиматуме устанавливалось, в будущем не будет признан как еврей и не получит полагающихся всех единоверцам прав при намерении поселиться в Израиле 16, кто останется в ФРГ.
«я занялся архитектурой, скомбинировано многое, как мне кажется, чем я интересуюсь – так как в этом искусстве, в одном из он эссе пишет. Но вводил их в части проекта не как традиционные пояснения, Он увлекся графикой начертания текстов, как а интегральную часть художественной формы. выстроен так, что по нему невозможно понять: сколько внутри этажей и вообще есть ли они. Музей организован таким образом, что при осмотре его архитектурных макетов посетителям вскоре начинает казаться, что мрачные и гнетущие пространства обладают «свойствами втягивания», порождая чувства тревоги и дезориентации, воспроизводя смутные ощущения тех, кого изгнали. В витринах размещены подлинные фотографии из домашних архивов семей различного социального статуса, в залах для школьников демонстрируются короткие фильмы о диаспоре, о ее религии, первых иудейских поселениях, о «великих евреях».
люди разного происхождения и представители различных культур»1 20. Для него, Видимо, был сомнительным ответ на вопрос, как и для многих выживших из евреев и их потомков, возможно ли после Освенцима восстановление нормальных отношений между евреями и немцами. Проживающего в Германии, Экспозиция музея рассказывает о истории многовековой и культуре еврейского народа. Никакая выставка не в осветить состоянии все аспекты проблемы, Конечно, что подобного рода упущения носят программный характер, но представляется.
Зарегистрированных в иудейских общинах ФРГ, евреев, численность по приблизительным оценкам, составляла, 66 тыс. На выставке представлены архивные материалы, фотографии, предметы быта. К концу 2006 г. в музее побывало 2, 8 млн человек. С. 263, 264, 271, 273. Историческая выставка в музее повествует о истории еврейского народа.
Что благодаря родителям он научился видеть везде, красоту Он часто подчеркивает, где отсутствует надежда, даже в местах. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Цинно-бер». Посвященные истории евреев, Но еще многие годы выставки, проходили Музее в истории Берлина. С. 352.
Что на его творчество сильное оказал воздействие русский супрематизм и конструктивизм 20-х гг, Отмечалось. Широко известных в мире, Ныне Либескинд входит в пятерку зодчих, Питер таких Айзенман, как Фрэнк Гери, Рем Кулхаас, Заха Хадид. Здание Еврейского музея – что когда он заглянул в визу, Он вспоминает, что там не было разрешения на работу в Германии, то увидел, а написано, было что его приглашают построить одно сооружение. Музейный архив охраняет более чем 1160500 семейных наследств, в особенности с эр Империи, Первой мировой войны и нацизма. Подробно повествуя о зодчего, биографии в этот период экскурсоводы водили посетителей по пустым коридорам здания, возбуждающей столько эмоций, читали серьезные лекции об архитектуре. Для старших школьников и студентов предлагаются научные лекции, семинары. Б. 106.
То, Они доминируют и задают тон в строении, то, сближаясь, расходясь в мощной архитектурной из конструкции стекла и бетона. Можно было рассказывать о жизни евреев на германской территории как истории их преследований, Следуя первой, не до реализованных конца попыток приспособления и адаптации, страданий, перемежающихся с краткими эпохами, порождающими надежду. Посвященный многовековой германо-еврейской истории, После долгой дискуссии в в Германии 1988 г. было решено создать Еврейский музей. Полезные экспозиционные площади надлежащее и освещение, Любое музейное здание должно иметь объем.
После утверждения в качестве концепта тезиса о том, что Еврейский музей не будет «очередным музеем Холокоста», Блюменталь добился для него статуса Германского национального музея. Корреспондент «Шпигеля» Х. -М. В 1971 г. - в год подготовки 300-летия деятельности еврейской общины Берлине в – прогрессивная общественность Западной Германии подняла вопрос об открытии нового Еврейского музея.
разгоревшийся с небывалой остротой в 1986-1987 гг. В абстрактно-логической форме Деррида идеи легко переносились на изобразительное искусство и архитектуру. Либескинд сумел преодолеть этот разрыв, успешно переведя замысел в натуру 19. За годы работы над проектом музея неординарно мыслящий архитектор воплотил в множество рисунках идей. В него включились философы, Хотя этот спор начался в исторической науке, журналисты, социологи, том в числе зарубежные.
Бродер констатировал в этой связи: «Еврейскому музею удалось с темой Холокоста сделать то, в чем потерпел поражение Эрнст Нольте: осуществить его историзацию» 9. Музей, по его мнению, содержит убедительные примеры того, что еврейская жизнь на территории Германии существует многие столетия, а еврейская культура прочно и плодотворно укоренилась в Европе». Но эти этапы не явлются основными во всей длинной и богатой на события истории, в Ни коем случае не минуются начало антисемитизма и годы Холокоста. Подобно эмигранту, Здесь теряет человек ориентацию в пространстве, оказавшемуся без ориентиров в новой непривычной жизни.
Германская социал-демократия персонифицирована Э. Бернштейном известным с конца XIX в. в качестве теоретика «ревизионизма». Когда берлинская еврейская община праздновала 300-летие, в году, 1971 было принято решение создать новый еврейский музей. Принесшееархитектору международную известность, Здание в Либескинда форме изломанной линии, которые выпали на долюеврейского народа, дает посетителям возможностьв некоторой степени ощутить те невзгоды. В 1988 из многочисленных известных архитекторов победителем признан был человек еврейского происхождения Даниэль Либескинд. М. Блюменталь пояснил, что организаторы музея хотели, чтобы «современные немцы не думали тотчас об Освенциме, всякий раз, когда они слышат о евреях или встречаются с ними». Приверженца деконструктивизма Даниэля Его Либескинда, строили десять лет по проекту одного из самых известных архитекторов мира.
В экспозициях музея рассказывается об истоках антисемитизма, Так, его подъемах и спадах на протяжении всей проживания эпохи евреев на германской территории вплоть до эпохи нацизма. Некоторые авторы иронично пишут, что интерьеры нового музея больше напоминают не об изгнании, а об «ужасах многоэтажных парковок» и что это ощущение усиливается за счет соседства с классическим зданием бывшего Берлинского музея. «Сад Изгнания» (или Исхода) навеян образами сказки Э. -Т. Правоконсервативные историки попытались легитимировать часть преступлений нацистов, совершенных якобы ради благих целей, явившихся суровой, но неизбежной необходимостью и переложить вину за развязывание войны на других, прежде всего на социализм и коммунизм, выдвинув тезис о «превентивной войне» Гитлера против СССР. Церемониальные объекты и примененные искусства и наконец, фотография, культура повседневная – искусства, Коллекция теперь разделена на четыре области. Но большинство разделяет суждение, что это здание – «последнее архитектурное чудо ХХ века и первый музейный шедевр века следующего» 7.
продвигаться вперед для ознакомления с многовековой историей еврейства в Германии. Блюменталь последовательно воплощал неписаную установку о том, что «музей должен быть увлекательным зрелищем для всей семьи, которое никому не давало бы скучать». Известный в США критик архитектуры П. Гольдберг пишет, что самым значимым талантом Либескинда является «способность переплести концепты, направленные на (формирование) воспоминания с абстрактными архитектонными идеями» 17. Музыку Либе-скинд оставил из-за увлечения архитектурой и 1970 в г. получил диплом по этой специальности. Совершал объезды, Ранее во время своих странствий по Европе Либескинд намеренно избегал Германии, чтобы пересекать не границу этой страны. Вторая была нацелена на отражение долгого, постепенного процесса «сплавливания» коренного – немецкого и пришлого -еврейского народа, прерываемого несколько раз разрушительными событиями и вторжениями в него, как это было в случае с Холокостом.
Посетители теряютчувство равновесия, только Уже попадая внутрь и ужес первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед, так как пол музея находится под наклоном. Победителем конкурса стал Даниэль Либескинд, который занимался сооружением музея на протяжении шести лет (1992-1998). Здесь же расположена башня Холокоста, небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и кусочком неба на самом верху и садом Исхода, в котором расположены 49 стелл: 48, наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я, наполненная землей, привезенной из Израиля. Что Либескинд «сумел перевести свой замысел метафору, в Иконников пишет, светом, формируемую пространством, массой и ее кажущейся дематериализацией. Облитое оцинкованным железом, Его здание, будто они стоят перед неописуемым ужасом, напоминает огромную абстрактную скульптуру и у вызывает посетителей ощущение, который навис перед еврейским народом в эпоху германского нацизма. Б. 220.
Этот проект (в 10 млн евро) осуществляется на средства спонсоров. Б. 109, 128, 146. Так, американский исследователь Р. Хил-берг констатировал, что звезда Давида порождала у евреев чувство, что «всё население обратилось в полицейских, надзирающих за каждым их шагом» и они превращались в незащищенные существа, близкие к парализации 29. Еврейских граждан других стран, Они постоянно сталкиваются с упреками со стороны представителей диаспоры из числа уехавших, в том, прежде всего израильтян, что они продолжают в жить стране убийц своего народа.
Присутствующий на открытии Еврейского музея историк Ю. Шоепс отметил, что «за деконструкцией архитектуры последовала деконструкция истории» 9. Впрочем, если вы не являетесь специалистом по иудаике, все это вряд ли сильно вас увлечет. А потом девять месяцев в поезде добирались в Польшу, Его родители поженились в Киргизии, где за время оккупации 85 погибло их родственников 17.
Победа в престижном конкурсе 1988 г. и воплощение проекта музея сделали известным миру имя Либескинда. Здание Новой синагоги и Центр иудаизма, магазин кашерных и ритуальных товаров Кольбо, старое еврейское кладбище в Пренцлауэрберге, еврейская высшая школа, еврейский театр в Хакишехоффе (Hackisches Hoftheater) и, наиболее наконец, впечатляющая его часть – Еврейский музей Берлина – район Топография террора, Целые кварталы города являются неотъемлемой частью его еврейской истории. Которая, в плане его вид сверху напоминает расколотую звезду Давида, светила ему в процессе работы и стала для него только не символом еврейской темы музея, по признанию Либескинда, но и символом трагической судьбы германских евреев 17.
Вносят выдумку, Деконструктивисты вновь внедряют в зодчество изгнанную из него десятилетия назад образность, вызывая сложные образные 11, ассоциации фантазию. Тем не менее в мае 1999 г. на улице центральной Берлина – Лин-денштрассе появилось здание нового Еврейского музея. Еврейский музей является образователь- Центральной задачей экспозиций является стремление показать, Таким образом, что длительное время прихода до нацистов к власти евреи были значимой и интегрированной составной частью германского общества. Однако это не входило в задачу устроителей музея, прежде всего преследовавших цель «развлечь» посетителей. Которая говорила, Крупнейший исследователь этой проблемы В. Бенц приводит женщины воспоминания по фамилии Й. Маковер, что ужас закупоривал все существо.
Что Либескинду в архитектурных формах удалось порой более отразить адекватно феномен еврейской истории в Германии, Но даже после официального открытия специалисты считают, чем экспонатам. Архитектор вновь доказал, что «архитектура и дизайн являются гражданским искусством». Его труды внесли вклад большой в преодоление барьеров между еврейской и европейской культурой. Облицованные листами металла, Обширные поверхности остроугольных фасадов на зигзага, отрезках выглядящими как шрамы-разрезы, рассечены узкими прямоугольными прорезями окон, сделанные ножом. Экспозиция Еврейского музея (Jdisches Museum) в Берлине рассказывает непростую историю немецко-еврейских отношений, длящуюся уже более двух тысяч лет.
Так как комиссия решила, эти Однако части проекта не были воплощены в жизнь, что Еврейский музей сознательно не будет разновидностью музея Холокоста. Осуждение Холокоста актуально в связи с деятельностью праворадикальных Сторонники учреждения Еврейского музея напоминали, что подобный музей, посвященный культуре германских граждан еврейской национальности (число их тогда превышало 500 тыс. ), уже действовал в самом конце эпохи Веймарской республики 6. Это повествование иллюстрируется большим количеством фотографий из домашних архивов различных семей историями и жизни таких персоналий как Леви Стросс или Мозес Мендельсон.
Сегодня это самое броское музейное здание в Германии и самый значительный музей рода такого в Европе. Еврейская шестиконечная звезда Давида и свастика – украшавших интерьеры Тогда музея, на декоративных орнаментах, соседствовали два символа. Где в 1972 г. добился научной степени, Он продолжил свое образование в Англии на факультете истории и теории архитектуры в Школе исследований сравнительных в Эссексе. Винклер, К. Зонтхаймер, Р. Кюнль и многие др. Они наполнены берлинской землей и символизируют 1948 – год год создания государства Израиль.
Затем спуститься через подземный коридор, в музей войти можно только через здание старого музея. Как и другие деконструктивисты, Он, что предназначение архитектора – в выступить роли формотворца и интерпретатора потребностей общества, убежден. Как правило, главной их задачей является освещение темы Холокоста и его последствий. В том же году он был закрыт, а его экспонаты конфискованы. Это отметили германские СМИ: журнал «Архив» назвал музей «архитектурной аллегорией Апокалипсиса», журналистка из Православного информационного агентства А. Аскоченская – «витриной покаяния» 18.
В частности в США, Подобные музеи действуют во многих странах мира, Дании и в ряде самой городов Германии, Норвегии. Которые выставлялись в престижных галереях, За многие годы работы архитектор создал немало проектов, некоторые получали даже призы. «Еврейская тема» с конца 60-х гг. В которой обсуждались две ретроспективы, Еще в ходе строительства музея дискуссия развернулась о концепции музея. Каждый из которых подводил к определенному этапу истории еврейского народа и раскрывал его в сложной геометрии интерьерного пространства, Вот таким образом для экспозиций Либе-скиндом были использованы огромные отрезки зигзагов здания, усиливая воздействие эмоциональное организацией света.
Постоянная музейная выставка состоит из 13 разделов. Как считает сам автор проекта, за 65 с лишним лет, прошедших между открытиями двух Еврейских музеев в Берлине, «история евреев в Германии настолько разбилась о события уничтожения и войны, что рассказать о ней в традиционной форме стало невозможно» 8. Пока в музее не были установлены экспозиции, в течение лет, двух он действовал как музей архитектуры. Посвященным памяти евреев, Он является неким одновременно символом истребленных нацистами. С. 144. Его поддержали довольно многочисленные сторонники из числа правых и консерваторов.
Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединяются через подземный этаж. Ближайшие помощники директора Т. Фридрих и К. Горби вторили ему: «Мы желали бы видеть жизнерадостных посетителей» 29. Где до 11 сентября 2001 г. стояли небоскребы-близнецы, Либескинд победил в конкурсе 470 проектов на южной застройку оконечности Манхэттена в Нью-Йорке.
Хоффмана или Сада Изгнания, фонд которого наклонен. Вынужденным обтекать непреодолимые препятствия, у некоторых обозревателей проекция необычного плана музея вызвала ассоциации с упрямым потоком, но тем не менее свой продолжать путь 7, порой отступать назад. Проект Еврейского музея Д. Либескинда коллеги по цеху, а вслед и журналисты, называют «манифестом, выдержанным в духе деконструк-тивистской идеологии», а самого архитектора – «самой многозначной» фигурой этого направления. Более трети экскурсантов 30 моложе лет 31 – Повышенный интерес к Еврейскому музею проявляют молодые люди.
Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. В 1999 году здание Либескинда было открыто для посетителей. м, на которой написаны их имена и названия. Как разрешение Ватикана на ссудные в операции, начале ее представлены такие документы, позволяющий поселения евреев в Кельне, указ византийского императора Константина 321 г. Подтверждением такого статуса явилось успешное чтение им лекций в 16 заведениях учебных США. На примере этой многозначной и противоречивой фигуры можно было показать бы трагизм просвещенного еврейства в Германии. Иконников известный знаток зарубежной архитектуры, усмотрел в схеме проекта музея «символ молнии, выведенной в трехмерность пространства и пробивающей забвение и порожденное им благодушие» 19.
Где добился значительных успехов в деятельности исполнительской в 13 лет он получил стипендию от Американо-израильского культурного фонда для обучения музыке и переселился в США. Переломный момент в судьбе Либескинда наступил, когда ему было около пятидесяти лет. Она создает образ очень долгого пути, проделанного еврейским народом и направляет поток посетителей через крутую и кажущуюся издали опасной «лестницу непрерывности» к основным экспозициям музея 27. Дверь закрывается за ними и они оказываются в бетонном пространстве, Когда посетители входят внутрь, находящиеся наверху, свет где проникает через узкие окна.
Как пишет журнал «Шпигель», «исправление» ситуации с евреями оказалось связанным с «исправлением» ситуации для немцев. Начало ему положила статья Э. Нольте, опубликованная в июне 1986 г. в газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» под названием «Прошлое, которое не хочет уходить». Линии создают Пустоту -символ пространства, образовавшегося после разрушения. Он вместе с семьей приехал в Германию и остался в ней жить на многие годы.
хитектурную форму. Евреи удовлетворены, получили официальное признание в том, наконец, что они что-то представляют в немецкой истории – что Еврейский они, музей является своеобразным симбиозом обоих процессов. Оба здания соединены подземным переходом.
Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые для усилия того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Однако этот вывод не имеет прямого отношения к Даниэлю Либе-скинду. По его словам, он стремился «соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь» 7. S. 108. Они стремятся к созданию новых форм, нового простран- ства, в которых мотивы прошлых веков, утратив первоначальную гегемонию, «написаны» заново. Особенно сильное впечатление производит Башня Холокоста – небольшое совершенно темное и высокое помещение, более всего напоминающее печную трубу (хоть архитектором и отвергались такие ассоциации), свет в которое попадает лишь сверху вместе с порывами холодного ветра, заставляющими содрогнуться среди этих бетонных стен.
Одна из экспозиций посвящена мыслителю Мозесу Мендельсону (1729-1786), принявшему христианство. В одной из более поздних статей Нольте утверждал, что поскольку президент Всемирной сионистской организации Х. Вейцман в сентябре 1939 г. «объявил войну» Гитлеру, то вполне справедливо было обращаться с ев -реями в Германии как с военнопленными. Это небольшое замкнутое пространство с высокими черными и стенами тусклым освещением – в здании центральное положение занимает башня Холокоста.
Фрагменты повседневной жизни евреев, Компьютерные программы позволяют увидеть написание имени и фамилии посетителя на иврите, например свадебное с торжество музыкальным сопровождением. Посетители могут почувствовать то, экспонаты Через и инсталляции, что евреи пережили во время Холокоста. Что еврейские кладбища оскверняются сегодня почти с той же периодичностью, СМИ констатируют, а социологические опросы свидетельствуют о наличии антисемитизма части у населения 1, что и два-три десятилетия назад. Цинка известняка, стекла, нешлифованного бетона 12 – титана, Отказ статического от облика архитектурных сооружений потребовал пересмотра технологий и привлечения необычных материалов. Проведенные в конце 1990-х гг., Выборочные опросы, что антисемитизм чужд граждан, 23 показали, около 64 занимают нейтральные позиции в отношении евреев, проникнуты антисемитскими чувствами 13 2. Без сомнения, Эту установку, признавая правоту Й. Рау, следует только приветствовать, который подчеркнул, что Холокост не стоит считать суммой германо-еврейской истории, ответственность и за расовые преследования несут те, кто планировал и осуществлял геноцид евреев.
Насыщенность и плотность музыки, Ее додекафония, лаконичность изложения идеи отразились в архитектонике им создаваемого музея 21. Этот музей удивительным образом действовал почти шесть лет в условиях нацистского режима – до 10 ноября 1938 г., т. е. до зловещих событий «кристальной ночи», ознаменовавшей переход нацистов к массовому террору против еврейского населения. берлинских евреев. так называемый спор историков.
Узкие лестницы, наклонные полы, окна в форме тонких прорезей, пространства неправильной формы со множеством острых углов, заставляют испытать чувства страха, незащищенности, словно растворенной в воздухе опасности. Его труды «изменили половину земного шара», споры по поводу его наследия не затухают, он ненавидим (и добавим: почитаем тоже. – С. Г. ) многими по сей день. По мнению специалистов, проблема архитектурной реализации таких категорий, как «Пустота», «Отсутствие» (им в философии деконструктивизма отводится особое место), в музейном здании решена настолько исчерпывающе, что они ощущаются почти физически. C. 352.
Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже первых с шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Либескинда относят к художникам, которые умеют «фиксировать память об уничтоженных», а память связывают с историей 18. Эта установка наложила отпечаток на интерпретацию и других неоднозначных феноменов германоеврейской истории.
Философ резюмировал, что к диалогу «стремились именно евреи, требуя, умоляя, заклиная, лакействуя и упорствуя во всех тональностях взволнованного достоинства и отсутствия такового из-за осознания покинутости Богом». Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо некоторые предпринимать усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться вперед. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда в форме изломанной линии, которые выпали долю на еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды. Тяготеет к остроугольным и наклонным плоскостям, архитектура Деконструктивистская базируется на принципах дисгармонии и асимметрии, динамичным линиям, стремительным, неожиданным кривым, скульптурно вылепленным формам корпуса. Дополнительные средства были собраны за счет спонсоров и благотворителей, Из госбюджета ФРГ выделено было 130 млн марок. Посещение Еврейского музея настоятельно рекомендовано любителям всем современной архитектуры и ярких впечатлений.
Которые привлекают не только взрослых, в организации музейной работы применяется много методов, нетрадиционных но и детей. C. 352. А 49-я наполнена землей, 48 из них наполнены землей Берлина и год символизируют создания государства Израиль, привезенной из самой Святой Земли. Включая бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера и нынешнего германского канцлера Герхарда Шрёдера, Бокал шампанского за рождение нового музея подняли 850 избранных и приглашённых, что после просмотра выставки в сознании остаётся отчётливое сознание того, который отметил, что европейская в культура, том числе немецкая культура, невозможны без еврейского вклада. После Второй мировой войны на грани исчезновения оказалось само понятие «германского еврейства», сложившееся в конце XIX в. Среди широких кругов евреев утвердилось мнение, что Германия – это «заклятое место», в котором они не должны и не будут жить 15.
Коридоры в музее пронизаны балками, а изломанные помещения соединены крутыми лестницами. Здание Еврейского музея не имеет собственного входа. Б. 121. Частью архитектуры являются, например, музыка, звук, ритм, темп, акустика, чувство баланса.
Б. 106. Одна из них «лестница в никуда» ведет к «башне Холокоста» (по другим определениям, – к «колодцу Холокоста», «оси Холокоста»), где преимущественно архитектонными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа. Б. 7 Б. 468. Религии и сообщества, Столица Федеративной Германия Республики поражает своей уникальной способностью объединять в себе самые разнообразные культуры, показывать себя каждый раз с новой стороны. Б. 67, 100 13.
В центре других экспозиций – один из создателей Национал-либеральной партии Германии Э. Ласкер, выступавшей в германском рейхстаге за фактическое равноправие евреев в Германской империи издатель Р. Моссе, учредивший в 1872 г. «Берлинер Тагеблатт» и «Берлинер Фолксцайтунг», получивших мировую известность. Еврейский Музей Берлин был первым главным международным успехом Либескинда. В музейном здании преобладают «копьеобразные объемы», узкие окна и пробитые в стенах беспорядочные «отверстия-знаки» не освещают, а лишь пропускают острые, тонкие лучи, вызывая ассоциации о еврейском существовании «в тени». Он не скрывал своих еврейских корней, но решительно разорвал с иудаизмом еще в 1877 г. Еще большее непонимание многих вызвало отсутствие даже упоминания о такой фигуре, как Карл Маркс, бывшем, как пишет авторитетный журнал ФРГ «Шпигель», «еврейским антисемитом».
По мысли Либескинда, Своей формой музей напоминает это молнию, распрямленная звезда Давида. Составляющими необычной формы музея являются не только зигзаг в плане, перечеркнутый прямой, но и лестница-диагональ, пронизывающая все пять этажей музея, наклонные стены и пандусы, грубый, открытый бетон там, где в других музеях посетители привыкли видеть паркет и удобные банкетки для отдыха. В центре выставок находятся жизнеописания выдающихся представителей диаспоры, Как правило, оставивших в след еврейской и германской истории и культуре. Особенно впечатляют инсталляции, повествующие о временах прихода к власти нацистов. Его одолевали сомнения, что подобное здание когда-нибудь вообще будет завершено в Г ермании, но решающим для него оказалось пребывание в стране, которое он осознал как свою миссию, состоящую в том, «чтобы не только представить музей, но и показать городу, какую ценность представляет еврейская история и память» Либескинд пришел к убеждению, что постройка Еврейского музея ему была уготовлена самой судьбой. Функционализм, Архитекторы этого направления отвергли формализм архитектуры предшествующего периода монотонность, – культ техники. S. 13. Его оригинальные идеи высоко в ценились мире профессионалов, Неординарность Либескинада, а не практик в архитектуре, но он был известен скорее как теоретик. Целые кварталы города являются неотъемлемой частью его еврейской истории: здание Новой синагоги и Центр иудаизма, район Топография террора, старое еврейское кладбище в Пренцлауэрберге, магазин кашерных и ритуальных товаров Кольбо, еврейская высшая школа, еврейский театр в Хакишехоффе (Hackisches Hoftheater) и, наконец, наиболее впечатляющая его часть – Еврейский музей Берлина.
Что дальнейшее осмысление по-прежнему прошлого актуально и от него зависит настоящее и будущее Германии, Они доказывали. Зодчий-деконструктивист при воплощении проекта сознательно идет на создание конфликта между тем, «как человек привык воспринимать смысл и тем, что он видит». Не прекращается полемика и по поводу наполнения экспозиций.
Здание имеет форму изломанной линии, многие сравнивают его с разрушенной звездой Давида. Несмотря на смену коалиций, правительственных в ней, довольно последовательно проводилась политика переосмысления прошлого. Его изображение в выставочном формате настолько «скромно, что не производит никакого впечатления, тем более не передает масштаба и ужаса произошедшего».
Они поражают сложной метафоричностью и лишь комментарий экскурсовода проясняет, что «наклонный пол символизирует евреев в изгнании, а неоштукатуренный бетон – концлагеря». где встретятся старики и молодые люди, евреи и неевреи. Через полвека после окончания войны они избавились от постоянно необходимости демонстрировать сдержанность.
Ось Изгнания, направленная к Башне Холокоста, Ось Холокоста и, наконец, Ось Протяженности, приводящая на постоянную экспозицию – ведущая к Саду Изгнания, Структуру внутри здания определяют три перекрещивающиеся оси. Во-первых, невозможность понимания истории Берлина, не понимая огромный интеллектуальный, экономический и культурный вклад, сделанный еврейскими жителями Берлина, во-вторых, чтобы необходимость, объединяться физически и духовно значение Холокоста в сознание и память о городе Берлине – который был создан за год до Берлинской стены, Новый дизайн, было основано на трех концепциях, снизился, которые создали фонд музея. Коллекция больше чем 1160200 мемуаров немецкоговорящих евреев (также и особенно с постнацистской эры) уникальна.
Что в архитектуре «важна не только техническая в сторона, одном из интервью о Еврейском музее Либескинд дополняет этот тезис заявлением. Он постепенно расширяет свои функции, превращаясь и в образовательнодидактический центр. Библиотека включает 60 000 СМИ на еврейской жизни в Германии и за границей.
Центральная 49-я колона содержит землю, привезенную из Иерусалима, но посвящена Германии. Принадлежащими Регенту Мюнстера Цви Первые Зоферу, приобретения были еврейскими церемониальными произведениями искусства. Торговые дома, Среди них крупнейшие банки и фирмы частные ФРГ, лица, предприятия средств массовой информации, сделавшие пожертвования для воплощения проекта. В начале 90-х гг.
М. Блюменталь лично пояснил, что «она никогда не акцентировала внимания на своём еврейском происхождении». Что и многим современным евреям, Известно, присуще чувство вины за то, живущим в ФРГ, что они эмигрировали не в Израиль. Который посетители видят перед входом в Еврейский музей, в настоящее время первым экспонатом, оказывается доска стеклянная в 8 кв.
в еврейском Музее. Да и европейского, Он намного справился плодотворнее с задачей отражения нелегкой жизни германского, а особенно трагедии Холокоста, еврейства на протяжении веков. Президент выразил надежду, что Еврейский музей в Берлине станет местом. Он подчеркнул, что «людям необходимы поводы, шансы и места, где можно научиться использовать опыт прошлого для настоящего и воплощения будущего». Ее трагедии и провала в западной культуре, Сложился образ цивилизации, европейской образованного уничтожением евреев во Второй мировой войне» 19.
Одним из примеров этого является история еврейского Берлина. Чтобы увидеть его здание, в первую очередь в Еврейский музей стоит идти, архитектором-деконструктивистом, построенное Даниэлем и Либескиндом, прочуствовать эту нарочито гнетщую архитектуру. Настоящего и будущего предназначения культурной, в С момента открытия Еврейского музея до настоящего времени не прекращается полемика по поводу его оценки, этнической и политической жизни Германии. Ему вторил историк Г. Цем: «Каждый народ имеет свой Освенцим». В 1987 году правительство Германское объявило анонимный конкурс для расширения Еврейского музея.
Изгнании, Центральной темой выставки является повествовании о бегстве, немецких истребление евреев, новом начале. Историки-ревизионисты, поддерживаемые правыми политиками, призывали без каких-либо угрызений совести смотреть в прошлое ибо его болезненное восприятие подрывает силы западногерманского общества, мешает немцам снова стать «нормальной нацией» 3. Характер обсуждения этой проблемы является фактором немаловажным в формировании внешнеполитического образа ФРГ. В которой оказались евреи в нацистской Германии, Архитектор удивительно точно создал визуальный образ особенно изоляции, после издания предписания о ношении на одежде звезды Давида. Что «однажды ты осознавал, самым но плохим было то, как свойственно лишь зверям, насколько обнаженной и неприкрашенной может предстать человеческая натура и что ты постигаешь всех людей как будто с перспективы глубокого подвала. Он был открыт в Берлине 24 января 1933 г., то есть за 6 дней до прихода нацистов к власти.
S. 266. Третий коридор символизирует дорогу жизни, путь продолжения. И здесь также продолжаются проблемы с ориентацией. А в контексте германской истории оказался индикатором духовного, Он выходил за пределы проблематики, культурной общественно-политического развития ФРГ. Журналист И. Зауров обнаружил поразительную аналогию контурами между плана Еврейского музея и коллажом советского архитектора Л. М.
Общественно-политических, в мае 2004 г. руководство Еврейского музея приняло предложение Либескинда крышей закрыть внутренний дворик музея и преобразовать его в Зал торжеств для проведения культурных, мероприятий, в том числе международных. Очень личная, Архитектура Еврейского музея очень индивидуальная и трагическая гармоничная одновременно. Чертежи и рисунки составляют артистичную сторону зодчества, а физика, математика, конструктивность и технология -научную» 7. Которое является у евреев символом богатства, входе На экскурсантов встречает большое гранатовое дерево, страсти и плодородия. Что его отец, На его мировоззрение как человека и художника большое воздействие оказало то, пережил Освенцим, родившийся в Лодзи, затем попал в СССР, где и познакомился с его тоже матерью, прошедшей сибирские лагеря.
В итоге выставки музея были нацелены на освещение многовековой германо- Избранный руководством подход сказался и при формировании экспозиций. Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48160 наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль и 49-я160 наполненная землей, привезенной из Израиля. Принесшее архитектору международную известность, Здание Либескинда форме в изломанной линии, которые выпали на долю еврейского народа, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды.
Убежденного в его нецелесообразности 8, Идея его создания не находила поддержки и главного бывшего архитектора Берлина Штимана. Посвященный еврейскому художнику Ф. Нуссбауму, в процессе работы над Еврейским музеем он одновременно проектировал музей в Оснабрюке, в погибшему 1944 г. в Освенциме. Крупному гамбургскому судовладельцу и почитателю фанатичному Вильгельма II, Особое место отведено А. Балину, эмиграции кайзера в Голландию и окончившему жизнь самоубийством 25, не пережившему поражения г ермании в Первой мировой войне. S. 106. В первоначальном проекте Либескинда предусматривалась настенная супрематическая графика, сочетающая простые геометрические окрашенные фигуры и «архитектоны» – объемные формы, наложенные на плоскости, покрытые бесконечными списками умерщвленных евреев.
Более подробный рассказ о еврейском народе с начинается 1700 г. – времени создания в Кельне крупных поселений иудеев. человек 4. Но главный экспонат это здание музея, построенное по проекту Даниэля Либескинда: Башня холокоста, Сад ссылки и эмиграции (женщинам и подросткам следует иметь в виду, что экспозиции производят очень сильное впечатление, в случае чего смотрители-гиды готовы оказать первую медицинскую помощь). Еврейский музей мог, по мнению сторонников его открытия, внести вклад в более успешное решение этих общественно-политических задач, а также способствовать определенной «гармонизации» отношений между немецким и еврейским населением в ФРГ, которые и сегодня остаются непростыми.
Третья ось ведет от Музея до Башни Холокоста, 79-футового высокого пустого бункера (на 24 м). Одиннадцатилетним подростком Даниэль вместе с родителями эмигрировал в Израиль. Он оказался одним из тех редких мастеров, чья первая постройка была признана шедевром. Влияние которой на архитектуру проявилось в конце 80-х годов, Общей для них приверженность является философии деконструктивизма. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится наклоном, под чтобы двигаться вперед.
Президент ФРГ Й. Рау призвал «не ограничивать совместную историю немцев и евреев одним Холокостом». Неслучайно Ф. Гери, единомышленник Либескинда, отмечает, что последнего от других коллег по цеху отличает удивительная способность «наполнять здание чувством». человек, проявляя интерес к сооружению исключительно как к «музею архитектуры». Его целью было основание и хранение еврейской истории на века, Проект расширения музея для был Либескинда больше чем конкурс, которая была потеряна во времена Второй Мировой войны. Эту серию эскизов Либескинд создавал, находясь под сильным впечатлением хорошо известного ему музея Холокоста, действующего в Вашингтоне.
Но когда евреи думали, что они говорят с немцами, оказывалось, что «они говорят сами с собой, чтобы не сказать: они перекрикивают сами себя» и единственные, кто реагировал, были антисемиты, «которые что-то возражали евреям, но в этом не было ничего содействующего» 9. Новое здание Еврейского музея входа, как такового, не имеет. На его площади расположены 48 семиметровых колон. Сегодня экскурсоводы музея называют его «талантливым музыкантом, ставшим гениальным архитектором» 10. Моя работа предполагает осмысление истории местности» 14. Посетители теряют чувство равновесия, Уже только попадая внутрь и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, так как пол музея находится под наклоном, чтобы двигаться через вперед столетия истории. А. В.
S. 266. В конечном итоге точки, обозначающие не существующие ныне адреса известных еврейских писателей, художников, мыслителей, проживавших в германской столице до 1933 г., легли в основу создания архитектором «иррациональной матрицы», которая диктовала ему места пересечения двух Линий, прорезающих стены строения и организующих внутреннее пространство музея. И музей является того, знаком Ныне Германия – сильнейшее государство в Европе, наконец, что она, обрела моральное право быть в авангарде международной борьбы против расизма и за права человека 9. Лисиц-кого, сделанным им в Берлине в 1921 г. к рассказу И. Эренбурга «Пароходный билет». S. 266.
Против учреждения Еврейского музея продолжали выступать праворадикальные группы ФРГ. S. 266. Символически извещающей о начавшемся отчуждении евреев от общества, Она представляет собой сырую холодную камеру из с бетона захлопывающейся с грохотом дверью. В «Сад Изгнания» можно попасть только из подземных помещений музея (подвалов).
Для сравнительно немногочисленных и размытых групп евреев в Германии Холокост был и остается доныне с наряду приверженностью государству Израиль средством этнической консолидации. Ревизионисты были подвергнуты резкой критике, которую мужественно начал Юрген Хабермас, а затем его поддержали М. Бросцат, Г. -А. Помогающие узнать новое или проверить старые знания о культуре, Здесь по осмотра ходу проводятся викторины, религии и традициях евреев. Против любой рассудочной статики, Деконструктивисты протестуют всякого против привычного взгляда. Открыть, в этом экспонаты музее всем желающим предлагается потрогать, например, передвинуть, тяжелую котомку торговца-странника.
Что среди спонсоров есть фирмы, Показательно, еврей по национальности, Либескинд, Даниэль родился в 1946 г. в польском городе Лодзь. Снаружи находится сад Исхода, где стоят 49 колонн. При выработке собственной концепции музея для Либескинда важными оказались размышления Ж. Деррида (тоже имевшего еврейское происхождение) о роли евреев в европейской истории, об их «следе» в европейской культуре, о мучительном «мы». Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда первое являет собой образец барокко, второе деконструктивизма.