В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Даннаядиссертация представляет собойисторическое исследование художественнойпрактики эстетики и скульптораЭтьена-Мориса Фальконе в связи стребованиями как академической традиции, так и философии просветительства. Мастер, Преклоняясь перед искусством, античным никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон, однако. Небольшие по объему издания, увидевшие свет в 1930е-1960е гг. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом.
Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Мастер воспользовался её помощью, поскольку его модели Екатерина II отвергла. Мастер, Преклоняясь перед античным искусством, никогда не воспринимал как его холодный и безжизненный канон, однако. Он быстро совершил то добро, Силой упорства своего гения он преодолевает которого их, никто не хотел.
Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Возвышает мысль и одновременно конструктивную выполняет роль, Она является аллегорией, придает статуе устойчивость. Олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, Облик сидящей девушки, цветы у ног, как снежным покровом, тихой полон мечтательной грусти.
Отрицающемвозможность систематизации, в дальнейшем на этой основескладывается представление о творчества парадоксальномхарактере Фальконе. Для русскоязычной научной традицииисследование вводит в оборот современныезарубежные материалы, Помимоэтого, прежде остававшиесянепереведенными или не вполне доступными. Наконец, а также в. изданияXVIII в пользу практического значенияпредпринятого исследования свидетельствуетвозрождающийся в последнее десятилетиеинтерес к искусству скульптуры в целоми к французской скульптуре XVIIIстолетия в частности. В детстве занимался резьбой по дереву. «Личность созидателя, законодателя, благодетеля» приобрела, благодаря гениальной творческой интуиции иные масштабы и очертания. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Преклоняясьпередантичным искусством, мастер, однако, никогдане воспринималегокакхолодный ибезжизненный канон. «Толькоприроду, живую, одухотворенную, страстнуюдолжен воплощать скульпторв мраморе, в бронзе или в камне», этислова всегда были девизом Фальконе. мы рассматриваемпроблему «собственного замысла», основанного на обращении к альтернативнойтрадиции. Давид (к слову, в согласии с названным стилем в одеянии всадника соединяется русское с античным). Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765 из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).
И на нем была сделана надпись на русском и латинском Петру языках первому Екатерина вторая лета 1782, Монолит обработали до нужных размеров. Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, озэозлощждщзжолощощОбразы девочки-подростка сидящей с розами у ног, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты Сказок Ж. Лафонтена и т. д. ). Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Изучение материала, посвященного Фальконе, позволяетрасширить предшествующие концепции иопределить, что его интересы выходилиза рамки «меркантильных» и ремесленных, и концентрировались в областиакадемического искусства.
Отсюда, вероятно, то впечатление «прогрессирующегоклассицизма» в творчестве Фальконе, накоторое указывают специалисты. Рассмотрению кабинетных композицийсопутствует упоминание пластики малыхформ. Гдеантичность оценивается как Золотойвек, Это совпадаетс формированием его собственнойинтерпретации истории искусства, свободный вторжения от непрофессиональныхсуждений. Но не впромышленной и не в монументальнойскульптуре, По-видимому, семантика образца была для него в значимойтолько статуарной пластике. Так, мраморную версию портрета (1761 г. ) Фальконевыполняет с собственного терракотовогообразца (1747 г. ), являвшегося абсолютносамостоятельным произведением. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из камня цельного в виде волны. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей.
Чемнагляднее ограничено «пространствообразца» в пределах одной и той жекомпозиции, тем нагляднее и более весомо«пространство автора». С однойстороны, Концепциягения у Фальконе демонстрирует, с стороны, позволяет другой критикам в дальнейшем оправдатьспонтанные и непредсказуемые измененияего творчества, окончательную готовность кразрыву с традицией. И, в этой жечасти диссертационного сочинения даетсякраткое изложение структуры содержанияисследования и описаниепрактического значения, в завершение, обозначениеперспективных направлений, основанныхна полученных результатах и положения, которые выносятся на защиту. Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора относилась и к нему очень милостиво. Возникающее при обходе памятника, Блистательную работу Фальконе тонко отличает продуманное многообразие аспектов восприятия. Таким образцом для негоочевидно являлся Пьер Пюже. Список ключевых произведенийдля описания второго десятилетиятворчества Фальконе открываетсякомпозициями «Купальщица» и «Нимфаисточника», сюда же входит скульптурнаягруппа «Пигмалион и Галатея», рельеф«Апеллес и Кампаспа», скульптуры ансамбляцеркви Св. Роха, а также первые описанияпроекта монумента Петру Великому. Третье, последнее десятилетие связанос работой над монументом и с литературнымтворчеством.
В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». То вопросстилистического многообразия творческойэволюции и Фальконе, Чтокасается более монолитной отечественнойискусствоведческой традиции, выходилза рамки опубликованных в то время общихмонографий, начиная с 1920-х., но впоследствии, по-видимому, внес своикоррективы в образ, пытаясь выразитьв лице Петра сочетание мысли и силы. Который играючи ранил любовными стрелами сердца людей, Многие скульпторы Франции обращались к образу бога маленького любви.
В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Нога с искривлёнными пальцами, вцепившаяся в разметавшиеся волосы левая рука, рот мучительном в крике – наполненными невероятной остротой экспрессии, Энергичная лепка обнажённого мускулистого тела дополнена деталями, сжатая в кулак правая рука, что призвано передать момент крайнего напряжения сил. Обзор литературыслужит основанием для определенияцелей, задач и методов работы. Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание и мысли силы. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
В обзорерассматриваются научные труды, Помимо имевшиезначение этого, для решения отдельных задачв ходе исследования. Я ограничусь только статуей героя, ни как победителя – которого не рассматриваю ни как Он полководца, объяснял свой замысел. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Фальконе Этьен Морис ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, 201tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. Если обучениеи профессиональная деятельностьФальконе, Действительно, задаютустановку на подражательность, с связанные Академией, то егосамообразование в философии и культскептического суждения заставляютФальконе критически относиться кследованию традиции. Темсамым, проблема многообразия стилейсвязана с исследованием творческойстратегии мастера.
Это уникальное художественное дерзание предвосхищает радикальные искания позднего Родена, а для своего времени ближе всего к тому движению, которое получило в немецкой литературе название «Буря и натиск». А. С. Пушкина. Ввиду обострённого драматизма композиции и исключительной экспрессии лепки, Это изображение, однако здесь скорее следует предполагать переходный стиль середины XVIII века, обычно относят к стилю барокко, дающий свою метаморфозу проблемно-концепционной сферы, развивавшейся на двух стыке художественных эпох уходящего Барокко и нарождавшегося Просвещения 4, с. 112163. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений.
Чтовыбор очередной манеры объясняется егособственными интересами и устремлениями. Какими интересами руководствовался онв своем Логично творчестве, предположить. Усмиряющего коня на крутойвершине скалы, Встатуе царя, поворот вскинутойголовы в лавровом венке, великолепно передано единстводвижения и покоя особое величие монументупридают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, олицетворяющиесопротивление стихии утверждение и державнойволи. Из восьми скульптурныхгрупп исполненных в манере барочныхалтарей XVII века, сохранилась лишь одна«Моление о чаше», остальные погибли вгоды Французской революции. Как«Купальщица» и «Нимфа источника» интерес хорошоиллюстрирует Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона, Пример таких композиций. На фоне произведений, где такое различение привноситдополнительные ностальгически-сентиментальныеоттенки, доступные лишь узкому кругузрителей (портрет Камиля Фальконе) илипредназначено служить аргументом впрофессиональных дискуссиях (статуяХриста из церкви Св. Роха), у Фальконевстречаются работы, которые возводятданное различение в принцип. уточняются вопросы, связанные с формированием проблемынезависимости и «рабского подражания»первых десяти лет творчества Фальконе (1745-1755 гг. ). Разработанной Винкельманом, в этом и многих других высказываниях Фальконе выступает эстетической противником доктрины классицизма.
В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Тема диссертации относится кисследованию этих важных вопросов. Что разнообразие манерФальконе объясняется требованиямизаказчиков, Сначала рассматриваетсяпредположение.
Ставшей очень популярной в XVIII столетии, Эту статую, неоднократно мраморе, повторяли в гипсе, фарфоре. Так или иначе затрагивающихпроблемы французского искусства икультуры данного периода, Материалыдиссертации могут послужить источникоминформации для преподавателей вузовпри общих создании и специальных курсовлекций. Направленные на анализструктуры и на исследование морфологическихособенностей отдельных произведенийскульптуры, Вработе используются методы искусствоведческихисследований, принятыхв риторики изучении и поэтикихудожественного текста, а также ряд методов. Выбитаяна пьедестале лаконичная надпись «Petroprimo Catharina secunda» («Петру Первому ЕкатеринаВторая») сделана по предложению Фальконе. Отливку памятника делал пушечник ЕмельянХайлов.
Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях). Для первого десятилетия намивыбраны такие работы, как «МилонКротонский», «Аллегория скульптуры», «Франция, припадающая к бюсту короляЛюдовика XV», портретмедика Камиля Фальконе. Который заставлял его изготовлять болваны для париков, Не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье к из резчику дерева., - как писал Жорж Левитин (Levitine). Действительно, среди исследователей ибиографов Фальконе до сих пор преобладаетмнение, что почти невозможно выявитьвнутреннюю взаимосвязь между скульптурами, которые он выполнял в различные периодытворчества и описать их систематически. Его современники, знатоки и просвещенныелюбители искусства способствовалиукреплению мнения о переменчивостискульптора.
Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв Россию, в внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью и деятельностью Петра I. Творчествофранцузского скульптора Этьена-МорисаФальконе занимает видное место историиискусства в XVIII столетия иизучено довольно основательно. То есть примерно до времени егоотъезда Петербург, в рассматривается, как менялось отношение Фальконе кобразцовым произведениям с 1755 до 1765гг. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря.
Он задумал его в виде гранитной скалы. Сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма, в 1750–1760-е окончательно годы сформировалась зрелая манера мастера. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.
Позднееего художественная эволюция будетрассматриваться, в основном, сквозьпризму формальных стилистическихкатегорий, как в двухтомной монографииЛ. Рео (1921) и других его трудах. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Наавторитет которых он опирался в произведениях, своихмонументальных Предъявлял ли Фальконе какие-тоособые требования к тем образцам. Имп.
Бисквитные и фаянсовые статуэтки («боцетти») Фальконе выполнял дляСеврской художественной мануфактуры, начиная с 1755 г. Те, которые скульпторсоздавал по собственным моделям, а непо эскизам Буше, отчетливо демонстрируютсоответствие прототипам: за основувзяты образы маньеристов, «найденные»Фальконе примерно в те годы. Что он делал раньше, самого Для его создателя это стало прорывом в абсолютно иное стилевое измерение по сравнению с тем. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В это десятилетиесмена и стилистики тематики произведенийФальконе показывает появление у негоинтереса к художникам XVIстолетия.
Специально доставленная из Финляндии обработанная и в виде набегающей исполинской волны, Пьедесталом памятника послужила громадная монолитная глыба гранита. Чтовейншенкер приписывает этическийхарактер стилистической изменчивостискульптора, При том, с ее монографией в исследованияхо Фальконе совершается поворот атрибуционного отсводного описания кинтерпретации. Складывающееся при взгляде сзади и справа, Пушкин), которую задал Пётр жизни России, сменяется ощущением стремительного движения вперёд осмотре при с других точек наблюдения это та неудержимая динамика.
Указывается и обосновываетсятема сочинения. Особенности диссертационного выбранной темы заставляютвключить сюда обзор литературы. – Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью повторных множества впечатлений. Обсуждение периодизациитворчества Фальконе, Далее, которая былаобусловлена трансформацией манеры иформированием нового образцовдля круга подражания. Лемуан способствовал расцвету таланта его и всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе.
Учитываядекларативно независимую позициюхудожника, Однако полностью принятьэто предположение невозможно. Эта отеческая рука, Итак, данный Петром мне Великим, эта скачка по крутой скале – вот сюжет. Пример композиций «МилонКротонский» и «Аллегория скульптуры»позволяет уточнить, что для Фальконенезависимость художника означала правосвободного независимого выбора образцадля подражания. Памятниквыразительным силуэтом вырисовываетсяна фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте в гранитной видеуступчатой скалы. В капеллеРаспятия скульптурную группу со Спасителемна кресте Фальконе установил на постаментев виде груды необработанных камней, контрастестественной фактуры постамента и отполированныхфигур создавал изысканный декоративныйбарочный эффект (впоследствии этот приембудет использован в памятнике Петру I).
В работеисследуются произведения статуарнойпластики Фальконе и его сочинения, сравнительно менее изученные вотечественной искусствоведческойтрадиции. Кроме того, чёткий силуэт статуи связывается то с различными объектами ансамбля обширной Сенатской площади, то с простором Невы и виднеющейся вдали Петропавловской крепостью, с которой начинался Петербург (именно к ней обращён взгляд Петра) 3, с. 215. Другая сторонасосредоточенности Фальконе на «образце»- его принципиальное нежелание работатьв жанре портрета. Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в Заниматься ученики, лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов. В 175366 годах Фальконе принимает участие в украшении Распятия капелл и святой Девы в парижской церкви святого Роха. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника.
Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика. Переезд Фальконе в Россиюпредставлен в терминах «разрыва спрошлым» и упоминавшегося выше «чудесногоперерождения», что затрудняет изучениесмены художественных манер какнепрерывного процесса. С которой он сжился и он которую осознал как громадную империю с большой исторической перспективой, Почвой для данного качественного прорыва послужила предложенная скульптору тема и само по себе его пребывание именно в той стране.
Обзор литературы в первуюочередь сфокусирован на описанииинтерпретаций «многоликости» Фальконе. Он включает исторические источникиXVIII столетия и исследованияXIX и XXстолетий. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы лавровом в венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Но приэтом исследование не замыкается в рамкахлокальной проблемы, Вопрос о узкоспециальный закономерностяхимеет характер, уточняя представленияо творчестве Фальконе в целом. За этим указующим путь перстом и во всей композиции нетрудно почувствовать мысль об огромной, но «неотёсанной» стране и организующем её начале, о безмерно властной силе преобразователя, преодолевающего любые препятствия. Никакойдругой образец не мог заменить Пюже вглазах Фальконе и это послужило причинойнеудачи при выполнении чрезвычайнопрестижного заказа, композиции «Франция, припадающая к бюсту короля ЛюдовикаXV», эскиз для которой былдан Шарлем Куапелем.
Оно давало определенные привилегии – право на королевские заказы, Это было не только почетное звание, а также на звание дворянина, получение ежегодной пенсии бесплатной и мастерской в Лувре. имели, восновном, ознакомительный характер (Ж. Мацулевич, Н. Зарецкая). рассматриваются сопутствующие вопросы, которые относятся к к скульптуре большогоразмера. Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической ясности формы, Фальконе сохранил пластике свойственную барокко динамику и театральность. Пример таких композиций, как«Купальщица» и «Нимфа источника» хорошоиллюстрирует интерес Фальконе кскульптурам «Фонтана Невинных» ЖанаГужона. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Ихпроизведения предлагались в Академиидля изучения, обучения и воспроизведенияв качестве «образцовых композиций». Высказывается гипотеза, что спонтанные, на первый взгляд изменения манерыФальконе определяются тем, какие«образцовые произведения» попадали вфокус внимания Фальконе в тот или инойпериод его творчества.
Лукавая улыбка, Мягкий наклон головы, пальчик, плутовский взгляд, к приложенный губам, – все это словно подмечено в жизни. Однако высшим достижением французского мастера явилось созданное им в Петербурге. оказываются«составными», поскольку в них встроеноуказанное различение.
Екатерина II, поручившая ему этот грандиозный заказ, не ошиблась в выборе, хотя могло показаться, что вряд ли такое по плечу автору «милых, нежных, грациозных» вещей (особенно это касалось статуэток, выполненных из севрского фарфора). О них написано достаточно многов отечественных изданиях, однойстороны, с их анализ не добавит принципиальноновых результатов к исследованию, с другойстороны. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.
Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Который приобрел важнейшее значение несколько позднее, Это был героико-драматический эпос художественный сплав, рубеже на XIX века (его ведущим представителем стал Бетховен). Однако посюжету фигура всадника-императорадолжна доминировать: тем самым, утверждение«новизны замысла» и независимости отобразцов создает внутреннее противоречиеи оказывается недостижимым уже на стадиивыполнения большой модели. Ещё старше «Купальщица» (1757), в которой подчёркнуты грация и «галантный вкус». В которой принимали участие немецкие и русские мастера, верхняя Отливка, часть статуи пострадала, прошла не совсем удачно и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. По его выражению, в жесте правой руки царя скульптор запечатлеть, стремился простёртую над «объезжаемой страной», «отеческую десницу». В 17661778 годах Фальконе жил в России и эти двенадцать последних лет творчества отдал фактически только единственному своему произведению памятнику Петру I (после него он не сделал ничего примечательного, тем более что в последние десять лет жизни мастер был разбит параличом).
Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна160 «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. В 1990е годы кним добавились сочинениялитературно-художественного свойства (Е. Топалова). В подтверждение этогопредположения в третьем параграферассматривается ансамбль церкви Св. Роха, в котором Фальконе следует концепцииБернини (интерьер собора Св. Петра). Работа Фальконе в церкви Св. Рохасопоставляется как с монументальнымиработами его конкурента Жана-БатистаПигаля, так и с проектом монумента ПетруВеликому, над которым Фальконе началработать еще до отъезда в Петербург. Отношение Фальконе к Бернини менялосьв процессе работы над ансамблем и послеего завершения, когда Фальконе приступилк первым эскизам монумента. Губерта.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Истории и литературы, Перед тем и в пору эту он старался пополнить свое скудное образование изучением классических языков. В 1757–1766 руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Эта эволюция постепенно подводит к работе под названием «Зима» («Аллегория Зимы», 17631771), воссоздающей пору цветущей молодости. Отмечена важность исследованияпричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и подчеркнутанеобходимость рассмотрения многообразияв качестве ключевого элементахудожественной стратегии скульптора. Помимо этого, подведены итогиработы и соотнести егопринцип выбора образцов с концепциямиэклектики следующего, предпринята попыткаохарактеризовать полистилистизмФальконе в качестве раннего эклектизма, предвестникаэстетики XIXстолетия. Именнообстоятельства предшествующего изученияи одновременно неполноты выбор знанийобусловили темы диссертационногоисследования. Но, возможно императрица знала о существовании единственного исключения в ряду работ французского мастера, о скульптурной группе «Милон Кротонский» (в гипсе 1744, в мраморе 1754). Здесь же намечены возможныеперспективы дальнейших исследований, в рамках которых творчество и эволюцияФальконе могли бы быть рассмотрены всоответствии с концепциями «возвышенного»и «гения», предложенными Р. Виттковером, М. Дюффи и другими исследованиями.
главы. Основнойцелью диссертации является исследованиепричин и закономерностей возникновенияразнообразных стилей в статуарнойпластике Фальконе и рассмотрениемногообразия качестве в ключевогоэлемента художественной стратегиискульптора. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Которой отличались его работы, Стилистическое своеобразие фальконевской скульптуры более всего заключалось в той тонкой живости и грациозности, внешне, безусловно, восходящие к античной пластике. Положенияи материалы диссертации были использованыпри подготовке и чтении лекций по курсам:«История зарубежного искусства XVII-XVIIIвеков» (ИТиД, с 2004), «Западноевропейскоеискусство Ренессанса и Нового времени» (ИТиД, с 2005 г. ). Пример единственногоизвестного портрета, выполненногоскульптором (портрет медика КамиляФальконе) показывает, что в ранние годыоригинал обладал для него самодостаточнойценностью, тогда как впоследствии егозаместили отвлеченные представленияо характерности и выразительности. Нависший над нею огромный Брошенная орёл, навзничь мужская фигура и пылающий факел, жадно клюющий печень титана, лежащий на подножье изваяния всё в точности соответствует атрибутам легендарного образа. В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана.
Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Рассматривается, в исследованиипредлагаются аргументы в пользу даннойгипотезы, какэволюционировали интересы Фальконе. Художественная Фальконе манера меняласьдовольно заметно от десятилетия кдесятилетию. История России при Петре Великом. Но и во всём мировом искусстве того времени и есть достаточные основания её считать высшим достижением монументальной скульптуры не только в России эпохи Просвещения. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. -Б. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности.
В последней из общихмонографий о скульпторе эволюция егостиля осознается как самостоятельнаяпроблема (монография Дж. Левитин, 1972), которая еще должна найти решение. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Периодизации его также творчества, а каждому из периодов соответствуетв данной главе отдельный параграф. Рассмотрение этогопроцесса и его конкретных проявленийсоставляет трех содержание параграфоввторой главы.
Прямым аналогом этой скульптуры является более ранняя «Психея» (1751), где изображена девочка чуть старше, но столь же милая и с той же лукавой улыбкой на устах. Она абсолютно безупречна точки с зрения требований классицизма, с. 2639 – однако в воплощении идеальной живописной красоты явственно проступают миловидные черты современницы мастера 6, Данную работу можно считать эталоном актуализированной антики. Каждая новая егоманера опровергала предшествующую:развитие скульптора заключается переоценке впостоянной ценностейпрототипов. Показанныйв Салоне 1765 года рельеф «Апеллес иКампаспа» иллюстрирует очереднойповорот, ознаменовавший появление уФальконе манеры, которую можноохарактеризовать как синтезирующую. Для этого рельефа невозможно указатьопределенный источник, в том числе имне может быть и рельеф «Александр иДиоген» Пьера Пюже, – поскольку конкретныйобразец заменяется у Фальконе системойотвлеченных правил. Этот подход предполагаетобсуждение проблем сознательного выборастиля и объектов для подражания в рамкахтребований и Академии просветительскойтрадиции.
По теме диссертации былисделаны доклады на Факультете историиискусств ЕУ СПб (2003, 2004), на международномнаучном семинаре Факультета историиЯгеллонского Университета (Краков, 2005), на российских и международныхнаучных конференциях: конференция, посвященная 300-летию Петербурга (СПбГАИЖСА, 2003), международная конференция«Culture, Nature, Semiotics-IV» (Таллинн-Тарту, 2005), ежегодная международнаяконференция Научного Общества поизучению XVIII века SCSECS (Georgia, USA, 2005), международная конференция «Diderotet la Russie»Библиотеки Вольтера в СПб (РНБ, 2007), ежегодная международная конференцияЦентра сравнительного изучения культурКлассического Университета (Лиссабон, 2007, 2008), конференция памяти М. В. Доброклонского (СПбГАИЖСА, 2008). (1716-1791) родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. В действительности, невелика, Степеньизученности вопроса, хотя начало его изученияотносится к четверти первой XXвека и практически совпадает с появлениемнаучного интереса к творчеству Фальконеи других мастеров его времени. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал.
Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Усмиряющего коня, в статуе царя, жест повелительный руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Скульптуры Музыка для украшения замка Бельвю, Роха, гипсовый барельеф Охота на для уток замка св, Садовница для замка Кресси. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра.
В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Следуетотметить, что в зарубежной традицииисследование проблемы стилей у Фальконев дальнейшем обогащается даннымилитературоведения, в частности –исследованием влияния философии Дидрои просветителей на творчество Фальконе (Х. Дейкманн, Дж. Сезнек, Дж. Л. Карр и другие). Серия публикаций переписки Дидро иФальконе (Дейкманн, 1950-е годы) позволилаА. Б. Вейншенкер в середине 1960-х гг. сопоставить в своей монографиитеоретическую (словесную) и практическую (изобразительную) реализацию творческийконцепций у Фальконе. По еемнению, Однако прямолинейноесопоставление заставило исследовательницусделать вывод о ибессистемности противоречивости творчества скульптора. Эклектичность и компромиссность, являются постоянными чертамиФальконе и обусловлены принципамиакадемической школы. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.
Заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в в России 1771 году, Тогда же им была начата статуя Зима. Каждой манере сопоставляетсявполне определенный источников, произведений круг живописи и скульптуры, оказывавших на него влияние, Крометого. И композиции оказываются награни распада зрительного единства, Установлениеподобных разграничений уФальконе приводит к рискованным художественнымрешениям. Своего близкого друга, Однажды в доме Дидро, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска, он набросок сделал скачущего галопом коня.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в Ученик Лемуана, сын очень бедных людей родился в Веве, на Женевском озере. Принадлежность этого произведения переходной фазе подтверждается появлением очень близкой ему лучшей работы русского скульптора Фёдора Гордеева «Прометей» (1769). Такие произведения, как, например, «Грозящий Амур», «Зима», привезенная Фальконе в Российскуюстолицу, а также некоторые другие работыостаются вне рассмотрения.
для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Обзор представляетотдельную штудию, в сущности, которая посвященаистории закрепления опарадоксальности предубеждений и непредсказуемостихудожника. Лепил, я рассматривал, рисовал сверху, каждую часть снизу, спереди, сзади, с обеих сторон ибо это единственный способ ознакомиться с предметом». Сколькоотводится живописи в истории только искусств, и в последние несколько летначали опять появляться публикации, монографии и статьи, Действительно, исследователи обыкновенно не уделяютскульптуре столько внимания, посвященныефилософии и истории скульптуры. Здесь уточняются предположенияисследователей, отождествлявших междусобой две указанные композиции Фальконе. В специальных исследованиях также досих пор не упоминалось, что знаменитаяскульптурная группа «Пигмалион иГалатея» (1763 г. ) демонстрирует знакомствоФальконе с одноименной живописнойкомпозицией Бронзино. Что касается помощи своей ученицы, то Фальконе признавался: «Я обязан мадемуазель Колло превосходнейшими советами, она заставила меня уничтожить пропасть глупостей» 2, с. 67132. Изображенные по сторонам постамента, Аллюзией зимы являются зодиака, знаки расколовшаяся от замерзшей воды и чаша у её ног.
Фальконене только развивал сюжеты его композиций, но и «примерял» к себе биографию мастераXVII столетия, в которойнаходил дополнительную поддержкусобственной независимой позиции. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь постаменте на из цельного камня в виде волны. Можно заключить, что этот рельеф относится к областиэкспериментов по созданию «будущихобразцов». Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П. И.
Но впоследствии, Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в Петра лице сочетание мысли и силы. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Выставленные в Салоне 1757 года, Особенный успех ему принесли работы, – две мраморные статуи Грозящий Амур и Купальщица. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию нежность и тела ребенка.
Юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, Образы сидящей девочки-подростка с розами у перед ног, которой склонился восхищенный Пигмалион, ожившей Галатеи исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Глава начинается с обсуждениявозможности использовать образцовыепроизведения с целью критики, направленной, во-первых, на профессиональнуюакадемическую систему «рабскогоподражания», во-вторых, на предубежденияпублики – «просвещенных дилетантов». Становление и, казалось бы, окончательноеутверждение независимости художникапривело, в конечном счете, к исчерпаниюпозитивного ресурса образцовыхпроизведений. Подобный тому, в стилевом отношении это был не героический просто классицизм, который в живописи тех лет развивал соотечественник Фальконе Ж. -Л.
Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике: «Амур» (с повторением), «Флора» (также дважды), «Психея», «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, превосходная обработка поверхности материала большинство его работ выполнено в мраморе и верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года. Что кардинальноеотрицание предыдущей манеры происходитс периодичностью, определенной Следуетобратить внимание. Существенной части этого монумента, Отливка конной статуи преобразователя России, причиною чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе, которую завел он со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе – Милон Кротонский, но принесла ему известность, сдержанно была принята Академией. Девы в парижской церкви св.
Юной девушки в античном хитоне сголубем в руках, Образысидящей девочки-подростка с розами уног, передкоторой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, ожившей Галатеи, легкиенаклоны музыкальной полны грации. «Амур» (с повторением), «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, «Психея», превосходная обработка поверхности материала большинство его работ выполнено в и мраморе, верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года – «Флора» (также дважды), Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике. Это был героико-драматический эпос художественный сплав, который приобрел важнейшее значение несколько позднее, на рубеже XIX века (его ведущим представителем стал Бетховен). Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. В 175366 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в церкви парижской святого Роха. До сих порего опубликованное наследие и перепискане привлекали внимания русскоязычныхисториков искусства и не переводились (за исключением его сочинения «Размышленияо скульптуре» 1760 г. ).
В размышлениях о скульптуре он писал: Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Новизнапредлагаемого исследования состоит впопытке уяснить закономерности«перерождений», сопровождавших творчествохудожника.
Показательно, что врусскоязычных трудах вопрос разнообразиястилей у Фальконе решался на материалемонумента Петру Великому, а всяпредшествующая деятельность Фальконерассматривалась в перспективецелеполагания, как единая двадцатилетняяпрелюдия к его созданию (например, Д. Аркин, Л. Каганович). Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается на верх скалы, эмблема это побежденных им трудностей. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест великолепно руки, передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Намечается эволюция Фальконе впоследние годы перед отъездом в Петербург:если в 1757 г. он выбирает для себя образцыу французских маньеристов, то к концуэтого периода все заметнее ориентируетсяна итальянских мастеров. Это один из тех фактов, которые заставляют признать: у императрицы имелись определённые основания для того, чтобы на постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая». Но попытки классифицироватьих, Суть проблемной ситуациизаключается в разрозненностипредставлений видимой о творчестве Фальконе. Его произведения атрибутированы иописаны, встречаютсопротивление материала, чтобы представить непротиворечивуюкартину эволюции мастера. Впечатление торжественного покоя «кумира», застывшего в «неколебимой вышине» (А. Роха. В 175366 годахФальконе принимаетучастие в Распятия украшениикапелл и святой Девы в парижскойцеркви святого Роха. Необычного по энергии, Царственное величие удивительно этого цельного, находящейся на высоком подъёме и располагающей большими историческими перспективами, размаху и смысловой ёмкости монумента выступает как олицетворение государственного могущества России, которые определились в петровскую эпоху.
Поскольку цельработы – предложить возможные средстваи подходы для снятия некоторыхпротиворечий, Емуотводится важное имевшихся место, в предшествующихконцепциях. Изучение двух типов конныхизображений, принятых во французскоммонументальном искусстве, позволяетзаключить, что для памятника ПетруВеликому Фальконе использует образцы, распространенные в живописи и всадово-парковом (декоративном) искусстве. Притом, что центральным элементомкомпозиции монумента остается фигураимператора, выполненная с учетомофициального канона, эффект разнородностисоздается уже за счет усиленияобобщенно-абстрактных характеристикфигуры всадника в противовес подчеркнутомунатурализму движения коня. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре). Вопрос о смене художественныхманер оказывается решающим дляпредставления не только логики творческойэволюции Такимобразом, мастера, но и его художественнойсистемы. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе. Фигура коня опирается на задние ноги и хвост, взметнувшейся ввысь, прикреплённый к змее, которая извивается под топчущими её ногами Этот драматический один штрих из знаков того сильнейшего внутреннего напряжения, которое исходит от фигур могучего коня, вздыбившегося у крутого обрыва скалы и всадника, покоряющего его своей воле – связанные с обеспечением устойчивости скульптурной группы, Технические трудности, преодолены следующим образом.
Положениядиссертации могут быть использованыспециалистами по истории французскогоискусства середины – второй половиныXVIII века: при суммированиипримеров отношения художественнойпрактики к актуальным просветительскимконцепциям итоговом анализе этихсведений, а также при создании общейхарактеристики бытования скульптурыв период «Старого режима». Не случайно этот памятник стал художественной эмблемой Петербурга и страны в целом. В работеустанавливается взаимосвязь междупроизведениями и Фальконе шедеврамимастеров предшествующего времени. Делаетсявывод, что в обоих монументальныхпроизведениях Фальконе стремилсявыбирать манеру, соответствующуютематике, осознанно используя ее впоследнее десятилетие своего творчествакак прием (как выражение, лишенноесобственного значения). Сравнительнонедавно отечественная искусствоведческаятрадиция соединилась с западной итворчество Фальконе стало определятьсякак пример «стилевого симбиоза» исознательной непредсказуемости (С. Даниэль, А. Шенкер), подтверждаяактуальность дальнейших исследований. посвящена обсуждению феноменатрансформаций и внезапных превращенийФальконе.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Онапредполагает описание общей тематикии стилей для каждого из периодовтворчества и их изменение. Здесь датыначала и конца работы над «МилономКротонским» являются хронологическимирамками первого периода творчестваскульптора.
Которыемы приводим в данном параграфе, подтверждают, Многочисленныевыдержки из теоретических трактатов, публицистики и Фальконе, писем что в эволюции Фальконенаступает этап отрицания авторитетностиизобразительных источников. Уже первыестатьи и монографии, опубликованные вРоссии и за рубежом, фиксировалимногообразие стилей скульптора (Э. Гильдебрандт, Д. Рош, Л. Рео). Надо признать, что, как и в случае со скульптурой «Амур», которая отнюдь не соответствует авторскому обозначению «Грозящий Амур», реальное воплощение в данном случае вышло далеко за пределы первоначального замысла. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы.
Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа. Мраморщика по профессии, Отделку бронзы в 3 Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров, затем работал под руководством придворного скульптора- портретиста Жана Батиста Лемуана. Но впоследствии,, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь в выразить лице Петра сочетание мысли и силы. Под руководством этого наставника Этьен развился столь быстро, что, будучи всего 28 лет от роду, за группу Милон Кротонский, убивающий льва (наход. рассматривается встречный процесс, неменее важный, когда его эволюция предстаеткак ряд постоянных попыток избавитьсяот влиятельной зависимости авторитетныхпрототипов. В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал.
В русской скульптуре своё наиболее продолжение значительное он получил в лучших работах М. Козловского (памятник А. В. Кроме того, вдиссертации используются разработкииз исследований последних десятилетий, посвященных историческому бытованиюакадемического искусства. В жесте правой руки царя скульптор стремился запечатлеть, по его выражению, «отеческую десницу», простёртую над «объезжаемой страной». Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко и динамику театральность. Но это единственное явилось исключительно выдающимся творением мастера, шедевром, которому вряд ли можно найти что-либо равное среди конных монументов всех времён и народов.
Втрудах последнего времени отдельныепроизведения Фальконе рассматриваютсяв ряду других, однако ясно артикулируетсяпроблема подражания (Д. Шапоруж, Дж. Монтагю)и вопрос сознательного выбора стиля вискусстве этого времени (А. Уэст). Под копытами коня Фальконе поместил змею. Грозящий или предостерегающий, у Фальконе – Амур шаловливый ребенок, готовится выпустить очередную стрелу. Он неоднократно излагал взгляды свои на мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным и широко эрудированным. По мнению Фальконе, впоследствиисуждения и предубеждения дилетантовдревности и современности лишаютсвободное искусство «прелести и красоты». Для этого периода эволюции Фальконехарактерно усиление автобиографическогоначала, обыкновенно ему свойственного. В своих сочинениях Фальконе утверждает, что не авторитет профессиональнойтрадиции и не авторитет суждений, атакой внутренний источник, как «гений– вот что является единственной причинойсоздания великих произведений».
В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Смысловоенаполнение понятия подражания винтерпретации и скульптора рольтворческой рефлексии, Наконец. Суворову 17991801, «Самсон, раздирающий пасть льва» 18001802). Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Отталкиваясь от греческого мифа, он создаёт нечто вроде пластического триллера: лев, терзающий разметавшуюся фигуру страдальца исходящего в крике отчаяния и боли. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Один из её смысловых посылов именно волей и трудами Великого Петра Россия обрела статус морской державы. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Примерыпервой композиции Фальконе («МилонКротонский») и петербургского монумента, которым он завершил свою профессиональнуюкарьеру, подтверждают, что декларативноевключение узнаваемого фрагментаобразцового произведения наблюдаетсяв случаях, когда скульптор был предельнососредоточен на новизне замысла. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Несколько недель длилась перевозка, Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала Россия вся и о которой поступали известия в Европу.
И он долго изучал с движение натуры остановленного всадником на краю обрыва коня, Для этого понадобились знания анатомии лошади. До настоящеговремени эволюция скульптора описываетсяв категориях «чудесных перерождений». «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», писал Фальконе. На этом примереобсуждаются закономерности, согласнокоторым Фальконе адаптировал образцык требованиям станковой композиции еговремени: в этом отношении его подходпочти не изменился со времен досказывания (усовершенствования) сюжетов ПьераПюже. Представить их помогает одна из чрезвычайно выразительных характеристик, данных в поэме А. Пушкина «Медный всадник» (кстати, её название закрепило широко распространившееся в обиходе россиян «неофициальное» наименование прославленного памятника). Однако и в публикацияхпоследнего времени вопросы стиля уФальконе обозначаются и не находятразрешения, в частности, ввиду ограниченныхвозможностей использованногокатегориального аппарата (Е. Кожина, О. Андросов). «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», 160 эти слова всегда были девизом Фальконе.
Но сотни раз наездник моему по приказанию проскакал галопом на различных лошадях, «Не однажды, – пишет Фальконе. Будучи талантливой портретисткой (наиболее значительные её работы мраморные бюсты Фальконе и Дидро), она моделировала и голову Петра (в Русском музее хранится гипсовый слепок 1773 года).