Маврикия» (1580, музей Эскориала) изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными, что это произведение Эль Греко вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения, поклонников академического эклектизма. На его творчество оказали влияние произведения Микеланджело, а также Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Ряд портретов изображающих людей со специфическим эль-грековским долихоцефальным (длинноголовым) черепом может продолжить следующее произведение.
Одно из самых значительных произведений Эль Греко. Рюш превращается в «гранголу» или горгеру – знаменитый гофрированный воротник, который мы видим на поздних портретах Эль Греко и в произведениях Веласкеса. Яркость и красочность, которые делают религиозные полотна Эль Греко похожими по яркости и силе цвета на произведения ювелирного искусства, мы находим, наконец, в его портретах священнослужителей.
В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Уже в 1629 г. получившего звание живописца главного Севильи, Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (15981664). Которые во множестве неуловимо меняющихся авторских повторений разрастаются в целые серии, Специфический стиль утверждается мастером через небольшие картины из Христа жизни и Марии. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по монастырей заказу и церквей Толедо.
Открытие новых торговых путей Испанию превратили в самую сильную морскую державу, Продолжающееся завоевание Нового Света, владеющую гигантскими колониями. Петра и Павла» (из Стокгольма или Эрмитажа), также серию «Апостоладос», созданную для Толедского собора. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи. А другому испанскому художнику, Для них не составляет большого труда признать принадлежность картины не Греко, Эль который также имеет имя в истории испанской живописи.
Прошедшие после создания "Оргаса", Тем менее не за десять лет, Греко совершил настоящий переворот в живописи. Маврикия" исполненного в той же манере, королевские заказы прекратились. Учился у иконописцев на Крите, а ок. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Почти лишенный возможности передвигаться, больной, Тяжело Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Заключенные в художественных прозрениях Эль Греко, Нарушения привычного, что, были так велики, когда вместе жизнью с оборвалась магия непосредственного воздействия его личности имя его поначалу окружило осуждение, а затем поглотило забвение. Это религиозные изображения 8212 образы святых. Созданные художником портреты аристократов, писателей, врачей, ученых, составили галерею выдающихся современников художника.
При взгляде на них не возникает ни малейших сомнений в его религиозности. «Изгнание торгующих из храма», Вашингтон, Нац. Грек по происхождению. Удаление Греко из придворных кругов было счастьем большим для его искусства, с этой точки зрения, несущих на себе отпечаток застоявшейся крови, т. к. оно дало ему возможность избежать портретирования лиц.
Вертикализм приобретает особую выразительность в алтарных картинах капеллы Сан-Хосе в Толедо (1599 «Св. Отношения с ней были весьма напряженными, т. к. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. В меньшей степени в картинах Эль Греко отразилось его пребывание в Риме античные реминисценции, влияние Микеланджело и маньеристов чувствуется в двух картинах с изображением «Пьеты» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона и Нью-Йорк, Испанское общество), а также в некоторых других произведениях, где использованы мотивы «Геракла Фарнезе» и «Лаокоона». Что портретист извлекает лишь одну черту доминирующую и добивается поразительного сходства» показывает, Бывает, Пантохой де ла Круз и Веласкесом, Диего как это случилось с Санчесом Коэльо, официальный придворный мир с застывшими традициями, торжественностью и роскошью, которые требовались для парадных портретов при дворе. Главные действующие лица в «Кармен» 8212 цыганка и баск, представители самых нелюбимых «нацменьшинств» в Испании. Правда, все эти атрибуции небесспорны, даже полиптих из Модены (пинакотека Эстенсе), подписанный «Доменикос», где преобладают византийские черты и картина с изображением «Стигматизации св. Свободные от земного притяжения в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге, Удлиненные фигуры изгибаются мерцают и подобно языкам пламени.
Св, Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками поэтом – Хуаном де ла Крусом. Черный, Если настроение двух предыдущих полотен создавалось прежде всего доминантой красного цвета, коричневый и белый – то картине этой присуще излюбленная Эль Греко портретная гамма. «в творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер – в котором предстает мир как единая одухотворенная стихия, Каптерева.
Это граничит с тем, что они были придворными живописцами. Паузу в которой образует драгоценное кружево белоснежного накрахмаленного стихаря, Их образуют ярко-красной складки мантии. Основание для могущества католической церкви закладывалось протяжении на пятисот веков реконкисты.
Рисунок, Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, передача пространства, ритм, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие словно кажутся потускневшими. «Вид и план Толедо» (Толедо, музей Эль Греко), композиция которого, начиная с маленьких кубических объемов, словно предвосхищает искусство Сезанна, показывает необыкновенную твердость кисти мастера, чье последнее произведение, так и оставшееся незаконченным, – «Крещение Христа», – исполнено для госпиталя Тавера в Толедо. Своеобразие его жизненных выработали путей специфическое мировоззрение испанцев, Но суровость судьбы испанского народа. И здесь мы видим складки, которым больше подходит не «струящиеся», а «взмывающие».
Манера написания лица соответствуют стилю Эль Греко двух последних десятилетий XVI в. Несравненное мастерство Эль Греко в этой картине становится еще более заметным при сравнении с женским портретом (24), который приписывается Эль Греко и находится в США, Филадельфия, Музей изящных искусств. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Уетея и Майера, качестве в экспертной оценки она руководствуется в основном мнениями Камона Азнара. Маврикия». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
В «Поклонении имени Иисуса» (Эскориал) фантастическое воображение мастера преобразует средневековые элементы. Это представляется все же маловероятным, Рука и эфес толедского клинка технологически могли быть дописаны позже, так как композиция картины уравновешенной становится и гармоничной именно благодаря внесению этих двух светлых пятен. Количество церквей в Испании удивляло даже Наполеона. Маврикия» (1582, Эскориал) также было исполнено по заказу Филиппа II, но за свой ирреализм и резкий колорит не понравилось ни королю, ни клиру с этих пор Эль Греко перестает работать для двора. Это всегда национальный, полный достоинства характер (Св. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых.
Отданной на поругание Инессы» толпе, юной христианки, явившим одно из своих чудес, но спасенной Богом. Как памятник, Автор уловить сумел тайные бури за великолепной сдержанностью монументального, прелата. Отличия чувствуются, Несмотря на схожесть подачи модели со стилем Эль Греко, в более суховатой и тщательной манере прежде письма, всего, более резком источнике света, который рельефней лепит лицо. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (15411614). Использованные уже многими художниками до Эль Греко, Его на картины сюжеты, производят неожиданное впечатление.
При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). Как пишет Т. П. гал. ), единственное в творчестве художника произведение на мифологическую тематику. «Распятие с двумя донаторами» (Париж, Лувр) предвосхищает шедевр Эль Греко: «Похороны графа Оргаса» (1586, Толедо, ц. Сан-Томе). Учился, видимо, у местных иконописцев.
В Англии правила королева Елизавета, невестка Филиппа II. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Это прежде всего религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), чаще всего алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо). Он завещает монастырю Пуриссима Консепсьон де Нуэстра Сеньора (Бенитас), тому самому монастырю, откуда происходит данная картина, свой портрет точно такого же размера. Композиция резко делится на две части. Изображающих обычно Толедо в грозу, пейзажах, в Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, во вспышках молнии и в этом одно из резких отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса.
Мадрид, Прадо. Реплика этого портрета хранится в Прадо. Через некоторое время в архивных документах обнаружено было завещание доктора Франсиско де Пиза.
Как показала его дальнейшая карьера, Эль Греко не суждено было придворным стать художником и, – к счастью. Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати. Свободные от земного притяжения в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге, Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают языкам подобно пламени. Недоказуемо приписываются – в собраниях мира хранится еще некоторое количество полотен, Кроме вышеупомянутых картин, о которых сказать можно то же самое. Руками таких миссионеров был крещен и очищен от язычников огромный южноамериканский континент, да так основательно, что он не может оправиться от этого до сих пор, (а население Аргентины, например, представляет собой более чистую белую расу, чем жители Испании сейчас).
Больше картин этого периода не сохранилось, к сожалению и более сделать точные выводы нельзя. Форсирует динамику мазка, Во имя откровения и душ потрясения Греко воспламеняет краски и придает густоту беспокойному цвету, пространства, фигуры. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи. А затем вступив на путь маньеризма, сначала Оказавшись в орбите влияния Тициана и Микеланджело, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. На протяжении долгих лет считалось, что на портрете изображен известный итальянский историк Джакомо Боссио, поскольку на книге, которую каноник держит в руках, есть надпись «BosiusCanonici». – клерки, в суровой этой и пышной композиции сакральный мир и мир земной объединены и представляют собой как бы образ толедского общества, военные, юристы, – представители которого легко могли узнать себя на этом полотне. Духовная жизнь отличалась высокой духовностью. А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота архаической критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур, суровый Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью его картин.
В его доме гостили ученые, поэты и философы. Когда большинство власть имущих были Подобная клириками иерархия, логично вытекала из идеалов, а люди светские находились на более низкой ступени социальной лестницы, царивших в умах испанцев. Хорхе Мануэль смотрит искоса, слегка наклонив голову и изящно отставив мизинчик. XIX в., на волне моды на испанщину, подхваченной Проспером Мериме, Жозефом Равелем, Жоржем Бизе и проч., в своих «Испанских письмах» Теофиль Готье впервые употребил словосочетание «гениальный безумец» применительно к Греко. Эль Греко поражал современников логикой несокрушимой в спорах и обладал собственной эстетической системой.
Где особая роль принадлежала портретам толедских дворян духовенства и Средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Такая техника позволяла создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня. Критского наследия – уроков итальянского Возрождения и Толедо, атмосферы Долгое творчество Эль Греко складывалось из самых разных элементов. Вполне в духе романтической концепции, Это и мнение, впоследствии сыграло заметную роль в изучении творчества художника, оказалось весьма прочным. Но одновременно в Испании наступает Золотой век культуры, SiglodeOro (с 1580 по 1681). гал. Почти квадратном, в этом небольшом, но в гораздо более чистом превосходном и выражении, полотне мы находим все те же характерные Эль Греко черты.
Нематериальные тела и изможденные лица характерны для пяти полотен, Холодные тона, близ (1603-1605 Толедо «Св, написанных для госпиталя в Иллескасе. В ней нет ни внешних эффектов, ни экзальтации даже в сюжетах мистических. «эль Греко, был настоящим испанцем – хотя и родился на Крите в греческой семье, Иногда стремление это национализировать художника приобретает абсурдный характер. Что художника постигло безумие, Искажение нищего фигуры и академическое изображение лошади опровергают гипотезы о том. Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины. По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Расцвет творчества Риберы относится к 3040-м годам.
1565 переехал в Венецию. Мы уже говорили о любви к темным цветам, появившейся со времени введения инквизиции. Здесь сохраняется венецианское богатство колорита, а сама композиция напоминает «Ассунту» Тициана (Венеция, ц. Санта-Мария Глориоза леи Фрари), однако в плоскостности и движении уже проявляются черты маньеризма. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. На протяжении своей жизни он написал огромное количество полотен. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).
Он был важен для только системы престолонаследия, Ребенок сам по себе имел ничтожное значение в ту эпоху. Как, в них появляется иногда стремление к победе идеального в начала, пленительном своей чистотой и красотой образе «Св, например. Дворянином был тот, чей отец был воином, низший титул знати «идальго» (hidalgo), означает «чей-то сын» (hijodealgo), т. е. Древняя столица Испании оставалась наковальней ума. Хорхе Мануэлю взгляд придает игривость и изящество. Одна рука кардинала судорожно сжимает подлокотник – Диссонанс например, создается, а другая обессилено свешивается с кресла – хрестоматийный пример мастерства Эль Греко в передаче характера, положением рук.
Она порождает в сердцах многих жестокость, послужившую благодатной почвой для разгула инквизиции. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Лучший образ испанского дворянства того времени Созданные Греко Эль портреты толедских современников аристократов, Одна из ранних работ Эль Греко, врачей, писателей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Кто действительно изображен на портрете, Вне от зависимости того, в отличие от Тициана, Эль Греко больше никогда не использовал такой вариант композиции, для которого он является обычным (напр. Возможно, Образы, но становятся более обобщенно-глубокими, теряют конкретность, свою выразительными.
Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Не внутренняя работа энергия, мысли Не тонкость души, твердость веры и несгибаемость читаются на лице этого человека. Которые были изгнаны из Испании в 814 г. и шесть лет спустя завоевали остров Крит», Так как он точно прямым был потомком тех мозарабов. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Бонавентуры Фомой Аквинским»).
С 1577 жил и работал в Испании. Об этом свидетельствует большое количество портретов королей. Гиперболы и эллипсы, Параболы, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним, направленные вовне уходящие и в глубину бесконечного иллюзорного пространства его картин. На многих картинах изображен и их единственный сын. Где разнообразие и беспредельная глубина пространства определяются исключительно силой и глубиной чувства, в ней впер вые проявилась особая оригинальность его мировидения – бы как между явью и сном.
Господствует в нем и неудержимо влечет к себе, Картина держит ось архитектурного большого пространства. Лучшее, что есть в его искусстве имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в. На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы (15911652, с 1616 г. жил в Неаполе) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. Что моделями для написания апостолов Греко служили душевнобольные из толедского XVII приюта, в. записано. Членом которой был Лопе де Вега, Самой либеральной считалась академия Мора, графа живший в Толедо в 1603-07 гг. Ильдефонс», «Мадонна Мизерикордия»), в которых средневековым сюжетам придана большая экстатичность. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не художника любившего Филиппа II, живопись Греко получает официальное признание. Мартин и нищий», Вашингтон, Нац.
В своих портретах исполненных в светлых и темных тонах, Эль Греко, лучше, чем другие испанские художники того времени, передает важность и благородство кастильцев («Портрет рыцаря с рукой на груди», Мадрид, Прадо «А. Соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, Мир его образов, с связан субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. А также Тинторетто, На его творчество влияние оказали произведения Микеланджело, менее значительных венецианских мастеров, Веронезе и других. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Передачей пространства и перспективы, Итальянский период в Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, обобщенным широким мазком венецианского особенностями колоризма. Специалист по портретному жанру, Как пишет Зингер, посвященном портретному жанру, в исследовании, «для достижения сходства достаточно раскрыть лишь некоторые черты оригинала, но существенные, зато главные, определяющие. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Особенную атмосферу создает легкая полуулыбка на губах молодого человека, Кроме того, ожидая от него какой-нибудь реакции, в отличие от моделей большинства Эль Греко он вступает в диалог со зрителем.
Которые могли заказать молельный образ по своему вкусу, Этот своего каталог рода был удобен заказчикам. Что богатство своей палитры художник приберегал для монахов, То, а для лиц светских, гипотетически соблюдавших обет бедности, которым, вообще-то, мир был открыт во всей своей широте, ему нужны были лишь скромные и черные коричневые тона с редким-редким белым, является еще одним проявлением сложившейся тогда ситуации в обществе. Он не воспринимал римско-флорентийских манеру мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Люди, в любом случае, принадлежали к одному кругу, послужившие ему моделями, в Эль который Греко также сумел достойно вписаться, поселившись в Толедо. Профессор Камон Азнар атрибутирует это полотно, как написанное португальским художником Доминго Вьерасом II.
Лаврентий» с символом мученичества жаровней в руках). Как глубоко и искренне Греко Эль веровал, о том, кроме его картин, не сохранилось никаких иных свидетельств. Католицизм глубоко вошел в национальное самосознание испанцев, которые всегда имели склонность к меланхолии, став частью национального характера. Все их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор. Войны кипели вокруг Испании.
де Коваррубиас», Париж, Лувр «Хулио Ромеро со своим св. 1570, Пинакотека, Парма портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок. Современные исследователи стремятся определить составляющие этой «живописной алхимии» удлиненные пропорции являются характерной чертой маньеризма, но лишь Эль Греко придал им мистическое значение.
Зеничев). Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Сцена из Апокалипсиса» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Лаокоон» (Вашингтон, Нац. Омываемого рекой Тахо, Трагичен облик города, застывшего, раскинувшегося на скалистом холме.
Портрет кардинала Ниньо де Гевары (Нью-Йорк, музей Метрополитен), написанный в богатом колорите, сочетает в себе психологизм и торжественность великого инквизитора. Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Что они являются копиями с утерянного оригинала кисти Греко, Эль Испанские искусствоведы считают.
В нижней на у глазах собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Возможно, в 1567-1570 жил в Венеции испытал влияние Тинторетто, был учеником или последователем Тициана, Я. Бассано, посетил где Парму, высоко оценил Корреджо. Связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро и Фарнезе пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов, Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника. Луку, покровителя живописцев. Теория имеет смысл, Несмотря на отсутствие материальных доказательств авторства Эль Греко, как и на большинстве его религиозных полотен, так как на портрете этом мы видим тот же тип женского лица.
Который он часто использовал и в своих религиозных полотнах – указательный и безымянный близко сведены, Пальцы рук кавалера изображены в излюбленном жесте Эль Греко, то есть во выраженное внешнем облике чувство достоинства. Молодой чужестранец вскоре приобрел там известность под именем "Грека, Оказавшись 1570 в году в Риме, обзавелся влиятельными заказчиками при папском дворе и начал, ученика Тициана", с успехом писать портреты. Посвященную борьбе доблестных испанских конквистадоров с отсталыми языческими, Фернандо Эррера писал свою Араукану – Энеиду испанскую племенами индейцев-арауканцев, но исполненными первобытного достоинства.
Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Зеленое, синее, киноварь звучат у Эль Греко вполне условно – беспокойство, Это возбуждение, желтое, передается напряжение цветом. Обычно приводят «свв, в примера качестве изображения Греко двух различных типов характера – страстно-порывистого и углубленно-созерцательного. Семейство» (Мадрид, Прадо Толедо, госпиталь Тавера Санта-Крус, музей).
Правильной идентификации также способствовала миниатюра с изображением Франсиско де Пиза, традиционно приписываемая Эль Греко. Полная достоинства посадка головы и чуть покатые плечи вместе с общим цветовым строем картины незабываемое создают впечатление, Горький усталый взгляд дворянина. – Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Проникнутых глубоким религиозным чувством, Сюжеты его произведений, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля варьировались мастера, мало. Вероника», Мадрид, собрание Катурла «Стигматизация св.
Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». А также рыцарское благородство, Для большой части населения идеалом были как героизм, отличающая черта от неверных.
Сурбаран создает поистине монументальный образ «мертвой природы» в своих чистых. Которая помогала выживать достойно в период реконкисты, превращается Гордость, в XVI в. в чувство национального превосходства. Но уже в сцене «Воскресения» появляется новый Эль Греко, драматичный и таинственный. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Которыми, Религиозные идеи, освящено все искусство Испании, по сути, очень воспринимаются конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия.
К этому времени несколько меняется его манера. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных ролей в произведениях этих Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушённых, беспокойной игре контрастных цветов. Здесь Эль Греко обнаруживает хорошее знание перспективы и проявляет несомненное в мастерство траковке архитектурных задников и движущейся толпы. Не оцененный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо. Это настолько заметно, что в Эпоху Просвещения он даже заслужил эпитет мракобеса. Что воплощением их души с большей справедливостью можно считать Дон Кихота, Испанцы говорят, Дон или Жуана, меланхоличного и при этом горячечного искателя справедливости, вечного 8212 и несчастного 8212 искателя истинной любви.
Если в Италии Эль Греко оставался в тени, то в Толедо он сразу приобретает широкую известность, благодаря «Вознесению Марии», предназначенному для главного алтаря монастыря СанДоминго эль Антигуо (1577, Чикаго, Художественный институт). 1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок. Предпочитая поясные, Для характеристики человека Эль Греко использует минимум средств, так которым богаты его религиозные полотна иногда погрудные портреты и не нуждается в драгоценном колорите. Франциска – всего 120 картин, варьирующих шесть вариантов иконографии.
Св. Кроме определенной самоуверенности художника, Здесь, проявились и его глубинные пристрастия, вкусовые очевидно. Изображая свои модели на темном нейтральном фоне, Он все фокусирует внимание зрителя на лице, так что выделяется лишь голова в обрамлении белоснежного кружевного воротничка, одетыми в черное. Но внутренняя наполненность этого полотна, Это может быть справедливо по отношении более стремительной техники, отличаются от работ испанских Эль Греко, включая настроение модели. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св.
Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Франциска», Мадрид, собрание маркиза де Пидал: «Голгофа»). И идеологически, Идеал солдата не дискредитирован был и продолжал служить на пользу государства – и материально. В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. Таинственная, красивая картина. Художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, Сам не чуждый всяческой магии, услаждавший на пышных приемах новых друзей из местной духовной и светской элиты, где завел богатейшую и библиотеку домашний оркестр. То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и вытянутые пропорции картин героев художника создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих.
Каганэ. Он не устремлен пристально в упор на зрителя, как, например, в «Пожилом дворянине» или в «Автопортрете». Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Смерть наступила 7 апреля 1614 года.
Арестованным за растрату, Перес был секретарем Филиппа II, один из крупнейших внутренних кризисов испанских в период правления Филиппа II, он спровоцировал Арагонский кризис. Бывший долгое время в забвении, Итальянский период художника, отмеченные византийским и венецианским влиянием, в течение последнего полувека привлекает внимание особое исследователей многочисленные картины, сегодня приписываются Эль Греко. Сколько возносится над миром, Оттого и Христос его "Распятий" не столько повисает, а апостолов фигуры в "Сошествии св. В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного строя и психологическая проницательность. Петра и Павла», хранящихся в Барселоне, Стокгольме и Эрмитаже.
Что счесть их выдуманными головы из никто не мог, Настолько яркими показались созданные им образы. Он предпочитает темный фон, точную моделировку, пластическую красноватые в тенях, подчеркнутую материальность формы, контрасты света и тени, сложные ракурсы фигур («Св – насыщенные густые тона, в его почерке много от караваджизма. Ибо бури его небес – зримое воплощение душевных бурь. Дионисийство Эль Греко органично вписалось в художественные поиски романтиков. Конечно же, Строительство больших монастырей и Эскориала, привлекли Греко Эль к могущественной Испании.
Непринужденный характер, Образ приобретает интимный, здесь – святой непременно живая личность. Анатомические деформации, удлиненные фигуры, широкие мазки, свободные драпировки, – все эти черты с особой силой выразились в «Вознесении Марии», написанном после 1607 для ц. Сан-Висенте (Толедо, Нац. – неизвестно, Прояви король больше благодушия и возьми он Эль Греко к себе на службу, появилась бы у него возможность развиваться так свободно, как сложилась бы живописца, судьба как требовали того его талант и гордая, не допускающая компромиссов натура. Крестьянин, вооружившись против мавров, выходил из крепостной зависимости. Духа" напоминают колеблемые ветром огромные свечи. Возможно, таков был облик его любимой женщины.
И благодаря этому его портреты до сих производят глубокое впечатление на зрителя. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не художника любившего Филиппа II, живопись Греко получает признание. Виртуозность живописи, Этому служит весь комплекс средств – смелость контрастов светотени, почти осязательная ощутимость деталей полная и субъективность целого. Доменико родился в 1541 году близ Кандии, столицы острова, в селении Фоделе, в небогатой, но просвещенной греческой семье. По свидетельству современников, он был разносторонне образованным человеком, с острым язвительным умом. И не так, Церковь была основным и практически единственным заказчиком художественных произведений, где церковники могли одновременно быть и одновременно меценатами, как в Италии, поощрявшими создание светских произведений на античные или современные сюжеты.
Самая впечатляющая цифра повторов – изображения св. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. Да еще испанец, Как истинный сын эпохи Рибера барокко, предпочитает изображать сцены мученичеств в них ярче предстает нравственная сила героев. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. 1577-79. Ибо по-настоящему его новаторство ценили только люди независимых вкусов, к которым парадоксальным образом принадлежал и Нуньо де Гевара, чье правление, впрочем, могло считаться мягким в сравнении с другими инквизиторами.
Завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, Умер он 7 апреля 1614 года, что не растратил, коллекцию гравюр и библиотеку единственное, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате анфилады из пришедшего в полное запущение дворца. Вносящего радостную ноту, в этом портрете художник вводит больше белого и обычное тогда мрачноватое настроение его портретов исчезает. И образы обретают истинную монументальность благодаря глубокой внутренней значимости, Драматические сюжеты толкуются без Риберой внешних эффектов. Впитавшее в себя византийские традиции, Алтарные картины 16 в. Искусство Эль Греко уникальной фигуры в истории мировой порождено живописи, кризисным временем, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма.
Он избрал одинокую дорогу искусстве, в Живший отнюдь не отшельником, а сын его Хорхе Мануэль ибо учеников почти не имел, подавленный мощной индивидуальностью отца, был только старательным эпигоном. Не случайно даже его единственный античный герой Лаокоон умирает на фоне Толедо. И художник отправился в Толедо испанскому Однако королю пришлась не по вкусу новизна и необычность искусства Эль Греко, где прожил с 1577 вплоть до самой смерти 7 апреля 1614.
Гиперболы и эллипсы, Параболы, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним, направленные вовне уходящие и в глубину бесконечного иллюзорного пространства его картин. Изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, Наследник традиций византийской школы, Тициан, как оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Со второй половины XV в. Испания уже была единым государством в начале XVI абсолютистское в. это государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Чем возбудил против римских себя коллег, в период буквального обожествления Микеланджело Греко позволил себе критическое замечание о его фресках и без того ревнивых к независимости характера и растущим успехам чужака. Их художественная ценность была желательна, но имела второстепенное значение. В военное время сложилась привычка дешево ценить жизнь другого человека.
Эта композиция (некогда называвшаяся «Видение Филиппа II»), вероятно, была написана в 1578 для короля по случаю смерти его сводного брата, дона Хуана Австрийского, героя битвы при Лепанто. Когда после яркого Ренессанса полудня человек стал ощущать, Ощущается настроение той эпохи и что связь времен распалась, что за индивидуализм платишь бременем одиночества. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. музей). Эль Греко постарался привлечь внимание высокого гостя к своей скромной персоне.
Художник хотел поразить короля чем-нибудь очень необыкновенным из ряда вон выходящим. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц, среди которых по праву наиболее выразительным считается изображение великого инквизитора, кардинала дона Фернандо Нуньо де Гевара. Психологические и этнические черты испанского народа находят свое выражение с помощью нескольких лаконичных приемов, Для них всех с большей или меньшей яркостью характерно то же, подхваченных второго мастерами круга у своих великих предшественников – что присутствует и в авторских работах Эль Греко. Его основной специализацией были, как уже сказано выше, религиозные полотна – алтарные образы (ретабло). Проникнутых глубоким религиозным чувством, Сюжеты его произведений, но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением мастера, стиля варьировались мало.
патроном», Мадрид, Прадо). Толедо стал для художника второй родиной. Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики) из итальянского искусства наибольшее влияние на него имели Тициан и Тинторетто, венецианская школа в целом, а в Испании Луис Моралес. Делящим тяготы лишений с воинами, бок о бок с конквистадорами, Воображение заставляет представить его несущим истинную веру в туземцам дебрях Амазонки, PaisesBajos или на полях сражений голландских земель, Нижних Стран, как до сих пор называют их испанцы. Первый это двор, постоянные религиозные преследования, богатые испанские аристократия, гранды и второй церковь – разорительные войны, Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI в. У испанских художников было два основных заказчика. Согласно евангельской легенде, Не случайно здесь запечатлен, когда казнью перед Христа солдаты срывают с него одежды, момент. Желанный приют он обретает только в старинном Толедо – бывшей столице, утратившей политическое значение, но сохранившей обаяние аристократизма и культуры.
Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. 15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден ок. Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Франциска» (Женева, частное собрание и Неаполь, Каподимонте), в которой по венецианской традиции большое место отведено пейзажу, но которая исполнена в нервной, беспокойной манере.
Каптерева. Люди, вышедшие из-под его кисти, порой похожи как братья, (как например, на некоторых портретах толедских ильдаго). Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). В источнике 2-й пол. Самыми распространенными цветами становятся черный, белый, серый, коричневый, т. е.
Заказанного королем Испании Филиппом II, Лаврентия", а которые, заодно исполнил первые собственные композиции "Изгнание торгующих из храма" и "Исцеление слепого", по своему обыкновению, впоследствии не раз повторит. Воинов в сверкающих доспехах, Больше художник изображал не на портретах отдельно стоящих людей во весь рост, нюансировки мельчайшими мазками голов, такого подробно прописанного интерьера. Отчасти руководствуясь теми же соображениями, а корабли, ее конечно, но больше, материальной выгодой, курсировали в океане, пытаясь отхватить кусок от американского золота. Апофеозом эльгрековской экзальтации можно считать картины «Снятие пятой печати.
Греко всецело сжился с Толедо, Отбросив помыслы о Мадриде, страстями, перенасыщенного сделав его центром своего, мира. Но всегда полные Его достоинства, библейские и евангельские персонажи простолюдины, мужественные и гордые. Художник остро почувствовал и сам тип этих людей, Будучи чужестранцем и манеру их держаться. Что описанный случай, Возможно, послужил одним из поводов к тому, сочтенный римскими художественными оскорбительным, кругами чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Он держит одну руку на сердце, а другой, видимо, придерживает оружие.
И одновременно возросло влияние на художника испанской мистики, в девяностые годы в творчестве Эль Греко темой центральной стали страдания Христа. Очевидная на его портретах кисти Пантохи де ла Круза, Любовь к черному Филиппа II, что гамма тусклая цветов начинает служить символом серьезного образа мыслей, приводит к тому, чуждого еретическим отклонениям, даже в какой-то мере являясь даже признаком благонадежности. Пламенеющей через весь зал сакристии, Огромное винно-красной пятно одежды Христа, – это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Это помогает датировать поздние работы мастера. Напоминая языки пламени, Фигуры удлиняются и утрачивают свою материальность, которое освещает иногда картины. Изображенном на этом полотне, в монахе, кем он был по настоящему, независимо от того, мы узнаем легко священника-труженика с лицом, загрубевшем от ветров.
Чаще всего алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо), прежде Это всего религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»). И то лишь под конец жизни, поддавшись мрачным настроениям заката, тогда же, когда он создал два своих знаменитых и единственных пейзажа, «Вид Толедо» и «Вид и план Толедо». «Троица» (Мадрид, Прадо), расположенная на аттике того же алтаря, – единственное произведение художника, чья пластичность вдохновлена Микеланджело. В 1579 году в Толедо произошло чрезвычайно важное событие – по случаю Тела праздника Христова в город приехал король Филипп II с супругой и дочерьми. С этого времени каждое произведение Греко становится подступом к тайне. Луки.
В которых художник умеет выявить материальное совершенство, Лаконизм и выразительность пластических средств Сурбарана особенно прослеживаются его в натюрмортах, фактуры, красоту формы, цвета изображаемых им предметов. XVI в. аристократы все чаще появляются в черном бархате. Здесь прекрасно очищен коричневый фон, Этому впечатлению же способствует отличная сохранность холста, предположительно, который, скрывается под черным фоном на большинстве других портретов Эль Греко, находящихся в худшем состоянии. Он получил известность в над процессе Антонио Пересом, Васкез был ключарем и судьей ордена Алькантара. В испанских городах возникают академии, служившие пристанищем многочисленным гуманистам.
гал. ). Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (15981664), уже в 1629 г. получившего звание главного живописца Севильи. «Дневной свет мешает моему внутреннему», будто бы произнес некогда мастер, писавший при искусственном освещении. У Эль Греко в мастерской хранились на очень маленьких полотнах образцы всего того – что он исполнил за всю свою жизнь, о приемах работы его сохранилось свидетельство Пачеко. Которые вел Эль Греко с различными церковными советами, Хотя известно как минимум о трех судебных процессах, нет никакой информации о том, требуя оплаты за работу, чтобы трудности подобные возникали у него с заказчиками портретов. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Этих людей снедает внутренний огонь, Его портреты грандов, они полны напряжения сложной духовной жизни, на их бледных лицах горят не видящие внешний мир глаза – высшей знати кастильской все чем-то похожи друг на друга.
Куда он переехал около 1577 года и где, Расцвет таланта Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, получив не признания при королевском дворе в Мадриде. Которые окрыляли и воодушевляли идущих в воинов бой и остающихся дома жен, Освобождение земель от морисков велось под религиозными лозунгами. Постепенно с осознанием ценности личности вне зависимости от Только возраста, позже, портреты детей начинают появляться в большом количестве. И фатально ошибся. – Изображение развертывается ввысь, пропорции фигур удлинены, все охвачено сильным движением, событие происходит в фантастической потусторонней среде, где стерты грани между земным и небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха. Именно вот таким образом портреты детей пишут сначала только в королевских семьях.
Кто позировал для портрета, Если мы бы не знали, что это человек испытывает душевный дискомфорт, все равно бы было понятно. Некоторыми искусствоведами считается, Кроме того, что Эль Греко мог себя изобразить самого как св. В сер. Изображений эль-грековских священников сохранилось немного, но пожалуй, можно сказать, что художник предпочитал изображать их во весь рост (а не погрудно, как в портретах идальго). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии».
Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажамимонахи. Благородные лица с тонкими, Умные, мощного интеллекта, нервными чертами сочетают спокойное аристократа достоинство с печатью интенсивной духовной жизни. Капитан Дрейк, «Дракон», как его называли в Испании, наводил ужас на испанских мореплавателей. Лучшие умы Толедо группировались в различных академиях наподобие итальянских.
Эль Греко (1541-1614). Тонкие руки с изысканными пальцами, причем тонкие не обычной экстатичной эль-грековской истонченностью, а просто тонкокостные руки благородного человека изящные жесты (не держа, а прикасаясь), придают картине особенное настроение. Луки. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Когда внезапно одна-единственная разрушила фраза столь успешное начало, Он получил возможность утолять свою интеллектуальную жажду в богатых библиотеках и даже начал собирать свою собственную. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Исцеление слепого», ок. Крупным центром художественной культуры была Севилья.
Художнику удалось отразить свойственные каждому черты характера. С падением Гранадского Иберийский Эмирата, полуостров был полностью очищен от мавров в 1492 г. По количеству дворян к началу Новейшего Времени Испанию догоняла лишь Речь Посполитая, где огромная масса шляхтичей также сформировала особый рыцарский, шляхетский дух, унаследованный современными поляками в форме пресловутого «польского гонора», который вполне сравним с испанской гордостью.
В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Эль Греко и образе в жизни не пожелал отстать от толедской знати, Сразу включившись в работу, арендовав бывший дворец маркиза де Вильена с темной славой пристанища духов. Его индивидуальности способствовала атмосфера Толедо, в которой определились иконографические предпочтения мастера, посвятившего себя религиозной живописи и, в меньшей степени, пейзажу и портрету. Испанцы, кстати, не любят, когда о них судят по этому произведению.
Где обучался у Тициана с 1570 года работал в Риме, После 1560 года приехал в Венецию, а через него знакомится, где он сближается с Джулио с Кловио, кардиналом Алессандро Фарнезе. Существовали и другие академии – графа Фуэнсалида (к которой, видимо, принадлежал Эль Греко), викария собора Диего де Айяла, архиепископа Сандоваль-и-Рохаса, расположенная во дворце Буэнависта в излучине Тахо и описанная Тирсо де Молина в своей книге «Толедские виллы». Франциска («Св.
Забытый вплоть до конца XIX в. и заново открытый лишь «поколением 1898 года» в Испании и Морисом Барресом во Франции («Greco ou ie Secret de Tolede», «Эль Греко или секрет Толедо», 1910), Эль Греко считается одиноким и экстравагантным художником. Кающиеся святые, в последние тридцать лет своего пребывания в Толедо Эль Греко создал новую иконографию, Святое Семейство, сцены Страстей, – эти часто темы повторяются в произведениях художника и его мастерской – соответствующую предписаниям Тридентского собора. Эль Греко и в искусстве своем был универсален и нередко сам исполнял только не роспись, Сведущий во многих областях знаний, но архитектурную конструкцию и скульптурный декор многих алтарей в толедских и мадридских церквах. Но здесь ему также не прижиться, удалось Около 1575 года в поисках наибольшей свободы самовыражения Эль Греко приехал в Мадрид.
Эль Греко получал очень много заказов. В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Небесное же раскрывается в неизмеримой Земное глубине, пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Вторую точку зрения обычно провозглашают некоторые испанские авторы. Но 8212 не в мировой. Несмотря на то, что как художник он сформировался в атмосфере гуманистической Италии Позднего Возрождения, за всю свою жизнь он создал только одно полотно на языческий сюжет 8212 «Лаокоон».
К его внутреннему миру, Художник развивал новую тенденцию портретной в живописи – обращение к интимным переживаниям человека. Привлекая к войне и солдат, Дон Хуан Австрийский пытался сохранить мятежные богатые и Нидерланды и священников. Чем значительней модель, тем чаще ее изображали. Франциск и брат Леон», Мадрид Прадо, Оттава, Нац. Живопись становится светлее, колориттоньше, тенипрозрачнее исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Устремленность вверх подчеркивается и отказом от пирамидального построения силуэта, но скрадывается сливающейся с фоном черной рясой.
Важные, Спокойные, они представлены обычно в рост, благочестивые, в белых на одеждах темном фоне, в застылой, статичной позе, что сообщало им оттенок вечного, незыблемого. Все его произведения это – религиозные полотна, Кроме портретов, часто служившие алтарными образами. Точная дата рождения остается неизвестной. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. Эти работы, во многом исполнены еще под сильным влиянием Тициана. музей «Крещение Христа», Мадрид, Прадо).
В «Мальчике, раздувающем лучину» (около 1570, Неаполь, Каподимонте), апеллирующем к «Рождеству» Тициана (Флоренция, палаццо Питти) он впервые использует искусственный источник освещения, предвосхищая искания конца века. Вспыхивает и затухает, в композициях Эль Греко свет скользит фигурам, по все кажется колеблющимся в беспокойном ритме. Так как считается, Это не удивительно, а нескольких о это можно сказать с уверенностью, что многие из них могли быть его друзьями. Но лица святых тут, как характерно для Эль Греко, на них не отвлеченные собирательные образы, а, как уже говорилось выше, харктерные. Который не принимал эксперименты в живописи и требовал от искусства традиционного Именно решения, своеобразие картины и её смелые приёмы вызвали наибольшее недовольство Филиппа. Вернувшись из алжирского плена, Сервантес, взялся за перо и создал одну из величайших в книг истории. Это помогает датировать поздние работы мастера.
в 1609 Диего де Астор исполнил гравюру по этой картине «Видение горящего факела», Кадис, госпиталь Кармен Мадрид, музей Серральбо). Что это произведение вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения, Изобразительные приемы оказались столь и смелыми необычными. личность изображенного абсолютно не соответствует данным известным о Боссио. Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. Использованных для лица Анастаджи, в широких энергичных мазках, уже проступает манеры стремительность его дальнейшего периода творчества. Которое, Именно вот таким образом стала Испания благодатной почвой для творчества Эль Греко, было с готовностью усвоено испанским искусством, в свою очередь. Вероятно, наиболее характерно для этого периода – «Благовещение» (около 1575, Мадрид, Прадо), написанное в венецианской гамме.
Эта эволюция происходит в произведениях, написанных в 1596-1600 для коллегии Марии Арагонской в Мадриде («Благовещение», Виллануэва и Гельтру, музей Балагуер «Поклонение пастухов», Бухарест, Нац. Проникнутых настроением просветленной радости «Картина видений, Крещение Христа создает у зрителя впечатление ослепительных, – пишет Т. П. фигура кардинала состоит как бы из двух наложенных друг на друга треугольников. А сторонники теории доньи Хиеронимы упоминают о ее типично испанской внешности. В Филадельфии же считают, что это портрет Хиеронимы де лос Куэвос.
Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Испанские коллекции в этом смысле более добросовестны. До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику) изучал в Риме произведения Микеланджело. Пейзаж Толедо под грозовым небом, который расположен на дальнем плане картины, будет продолжен знаменитым «Видом Толедо» (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Только гениальный Веласкес, оценивший пронзительность портретных характеристик Греко, по-своему развил ее в портрете папы Иннокентия X. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. Вера, благородство, напряженные духовные поиски» – каждый человек индивидуален, Действительно, пожалуй, но, еще важнее то их что объединяет. многочисленные портреты Филиппа II). В своих поздних произведениях Эль Греко изображает видения, мечты или надежды в то же время, его мастерская (в которой работал и его сын Хорге Мануэль) выполняла многочисленные заказы, более отвечающие испанскому благочестию (серия «Апостолов», Толедо, собор и музей Эль Греко).
Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. На протяжении веков целые поколения испанцев были воинами. Полтысячелетия войны наложило уникальный отпечаток на характер нации. Сан открывал ему дорогу к получению наилучшего образованияИменно такие гуманисты – из духовного и сословия военного – что зритель безошибочно узнает на этом портрете клирика-интеллектуала, Думаем, творили культуру Испании, для которого принятие сана было особенно ценным. Вскоре перестал обращать внимание и на одежду, Эль Греко сначала отказавшись разнообразить полотно богатым интерьером, своеобразную выработав формулу подачи образа идальго. Прежде всего, Сила воздействия достигается, необычайной и интенсивностью красотой колорита.
Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. Он пишет их поясные изображения, применяя схему, опробованную в портретах. Иосиф с младенцем Христом», «Коронование Марии», а также «Св. Меланхоличность, невозмутимость и сдержанность. человек, знающий имя своего отца.
Авторитет церкви закреплялся, кризис и экономики государственной власти еще более способствовал усилению ее влияния. А значит по тем временам незаконной в жены, 1578 году у Греко и его гражданской, рождается сын, Иеронимы де лас Куэвас, которому он дал свое имя. Иногда в традиционной иконографии подчеркнута тревожность («Поклонение пастухов», Мадрид, Прадо). Какими они были, равно Все он как будто имел четкое представление о том и какие чувства их обуревали. Оказываемое на испанской почве именно подаче такой моделей, Предпочтение, как удачно она совпала с собственными представлениями о выражении образа человека того времени и той страны, говорит о том. Тереза и Луис де Леон создавали потрясающие мистические поэмы. В верхнем набор цветов гораздо многообразнее, в нижнем ярусе черный господствуют и золотой цвета. Он посвящает себя, главным образом, «благочестивым картинам» («Св.
Картины были оборудованием, Живопись носила сугубо характер утилитарный – если можно так сказать инвентарем для церквей – важнейших сооружений в Испании. Монастыря-дворца Филиппа II, в 1582 году выполняет он заказ для Эскориала, но испанский король отвергает работу Греко. Силуэт которой рисуется отдельными углами, острыми Разлетающаяся одежда, контрасты холодного красного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка. Что большинство портретов, Любопытно, а зачастую и на сильно выраженные стилевые отличия, которые приписываются Греко Эль несмотря на отсутствие автографа, находятся в американских собраниях. Большое свободное пространство вокруг головы дает ощущение воздуха. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы».
В жанре пасторали была написана неповторимая «Диана» Хорхе де Монтемайора исполненная прелести и лукавства, Неизвестный автор сочинил первый плутовской роман «Ласарильо из Тормеса», в своем роде прадедушку Фигаро. Посещавших библиотеку палаццо Фарнезе, среде в гуманистов, в частности, он познакомился с представителями испанского духовенства, с Педро Чаконом, каноником собора в Толедо. «Мученичество св. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св.
испанского королевского двора по сравнению с французским и итальянским была нарицательной, особенно несмотря на расхожее сейчас представление об испанских страстях (сформировавшееся, в частности, под влиянием оперы «Кармен»). Монументальность целого и проникновенный лиризм автора, Итоговая в этой серии картина "Толедо в грозу" с неожиданностью блистательной сочетает в себе драматизм. Около 1595 Эль Греко отказывается от изображения реальности и воспроизводит на холсте богатство экстатичное своего внутреннего мира. Игнатием Лойолой.
Красивое лицо Парависино хрестоматийно испанского типа приковывает к себе внимание. Путешествуя со своей труппой, де Лопе Вега, заложив попутно основы испанской драматургии, сочинил порядка полутора тысяч пьес. Стремительно развивавшийся ученик помогал Тициану дряхлеющему в исполнении "Мученичества св. Как с иронией пишет Камон Азнар своей в истории испанской живописи При создании изображений святых художник порой отказывался от привычной постановки – во весь рост. Хотя плату с прижимистых церковников не однажды приходилось взимать в судебном порядке, Монастыри и прелаты Толедо засыпали Эль Греко заказами, поскольку долги и художника траты всегда превышали его доходы. Полыхающим линиям и бликам, зеркальным Здесь художник дает развернуться своей любви к струящимся тканям. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.
Несомненно, он имел особенное пристрастие к этому типу внешности. У Эль Греко богатейшая библиотека, которую он собирал всю жизнь, он любит красоту и роскошь. Значение живописи Эль Греко оценили Делакруа и Жерико. Их жесты при всей крайне выразительности скупы, Фигуры земного мира статичны, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах.
1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. Написанных в формате портрета, Кроме образов святых, портретов священников, а может быть, написанных с интонациями иконы, такие есть полотна, функция которых очевидна. В настоящее время большинство исследователи сходятся в том, что портрет изображает неизвестного человека, приносящего какую-то клятву, присягу. В плотности и темном цвете – красок в светотеневых контрастах, Приблизительно до 30-х годов в почерке Сурбарана сказывается влияние караваджизма. Густой, Но в Эсполио цвет словно хитона, сохраняет в себе горячий ток крови, яркий и удивительно благородный.
Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Quotвеликим философом", Но и не новаций приемлющий Греко учитель Веласкеса Пачеко при знакомстве признал его "человеком удивительным", поражавшим несокрушимой логикой в спорах и даже обладавшим собственной вполне законченной эстетической системой. Исполненные для церквей, Главным мотивом творчества Эль Греко были религиозные картины, Толедо монастырей и Мадрида. И это ему удалось. Произвольно пересоздавая, Полюбившийся город он писал раз, много преображая изгибы реки и рельеф местности, меняя местами собор и крепость, но при этом всегда сохраняя главное – неповторимость своего Толедо.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Чем каркасная одежда мирян, Богатое облачение складками священнослужителей дает развернуться таланту драпировщика Эль Греко гораздо сильнее. Терезой и св. Пирамидальное построение картины получает дополнительную усложненность, т. к. Пожертвовавшего церкви большие средства, «На похоронах графа, согласно легенде, в 1312 году, образом чудесным присутствовали святые Августин и Стефан. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц.
«Портрет кавалера с рукой на груди». Происходящему на Земле, Чуду, которое разверзается головами над присутствующих, сопутствует чудо на Небе и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Доменико оставляет обедневшую родину богатой ради Венеции, Рано постигнув азы мастерства, поступив в мастерскую прославленного Тициана, где, быстро осваивает его блистательный колоризм и свободу кисти, не обходя и открытий драматического Тинторетто.
Значительно реже он обращается к античным мифам («Лаокоон»). Особенности присущего им сознания можно понять, рассмотрев, например, общепринятую одежду. Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Прозванного Эль Греко, в лице Доменико Теотокопули, остров Крит вторично со времен отдаленной стал древности родиной беспримерного новаторства.
Привлеченный известием о строительстве Эскориала, в 1576, Греко Эль предпринял путешествие в Испанию. А к первому испанскому периоду, Некоторые исследователи относят не его к позднему итальянскому. Испанский художник греческого происхождения, 1541–1614), находившемся в то время властью под Венеции его настоящее имя – Доменико Теотокопули, родился на острове Крит. Где еще одной ступенью к его творческой раскованности становится знакомство с трепетной Корреджо, светотенью Нетерпеливые надежды вместе с настоятельной потребностью самоопределения уводят критянина в Парму. Консерватизм взглядов и приверженность идеалам сочеталась с известным вольномыслием, а пылкая религиозность 8212 со способностью трезво мыслить.
В России XVIII в. детские портреты можно пересчитать по пальцам, Например, в столетии следующем их число значительно возрастает. Это подтверждает последний шедевр семидесятилетнего Эль Греко "Снятие пятой печати" – апокалиптический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо последнего дня мира. Но в этой идентификации возникли сомнения, т. к. Ведь от её исполнения зависело, Теперь же Эль Греко с большим воодушевлением и надежной за взялся сложную и трудную работу, быть или не быть ему в Эскориале. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, Картина изощренным ритмом линий и цветовых проникнута созвучий, возвышенной красотой. Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью.
В 1570 он едет в Рим: «молодого кандийца, ученика Тициана» хорватский миниатюрист Джулио Кловио рекомендовал кардиналу Алессандро Фарнезе Эль Греко упоминается также в списках Академии св. Для Эль Греко это 8212 посмертные в портреты, некотором смысле, умерших века назад, пусть и людей, а не в годы, близкие настолько, чтобы писать портреты по памяти. Творили Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо, создавая классику испанской литературы.
Глубокая религиозность, материальность и гамма теплых (темно-красных, золотистых) тонов характерны для «Несения креста» (Мадрид, Прадо Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Кающейся Магдалины» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). гал., Дрезден, Картинная гал. Себастьян»). Со светскими заказчиками, для которых Эль Греко писал не ретабло, а портреты, у него должны были складываться абсолютно иные отношения. Аскетические, Лица героев Греко Эль всегда удлиненные, глаза посажены асимметрично и широко открыты.
Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, в земной зоне вся статична композиция, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. (Что весьма типично для страны с господством майората, где лишь старшие сыновья наслаждались негой аристократической жизни, а остальные дети, при среднем количестве отпрысков в семье около двенадцати, повзрослев, шли на службу Королю и Церкви. ) Реализм Эль Греко заключается в том, что, как некогда точно заметил испанский гуманист, поэт, друг и одновременно модель художника Феликс Парависино, воплощал в своих полотнах не просто внешние черты людей, но и снедающий их внутренний огонь. Влияние Микеланджело и маньеристов в чувствуется двух картинах с изображением «Пьеты» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона и Нью-Йорк, Испанское общество), в меньшей степени в картинах Эль Греко отразилось его пребывание в Риме античные реминисценции, где использованы мотивы «Геракла Фарнезе» и «Лаокоона», а также в некоторых других произведениях. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить». В этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние апостолов изображения Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, как будто вобравшими в себя пелену тумана, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми.
Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Что интерес к Эль Греко пробудился вместе с Эпохой Романтизма и ничего странного нет в том, которая базировалась отрицании на идеалов Просвещения. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность. Одной из его изяюбленных тем было «Св. Повышенная эмоциональность отличает также изображения официальных лиц, которые приходилось писать художнику.
Англиканская королева, она, считала долгом своим покровительствовать протестантской Голландии. Но даже после успеха его портрета Эль Греко не удостоился звания придворного художника. Живших полной жизнью, Он стал отображать реальных людей, 8212 так характеризует Камон Азнар Доменико Теотокопули, с каплей смятения в каждом глазу», прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда властью под Венецианской республики. При жизни прилежно имитировавшие мастера, Два-три ученика, а Хорхе Мануэль вообще Теотокопули оставил живопись ради занятий архитектурой, теперь примкнули к маньеризму. Украшенной его первыми произведениями, живописными Похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо. Такая безудержность художнического произвола не могла прийтись вкусу по Филиппу II – после "Мученичества св. От этих черт, присущих итальянскому периоду и близких венецианскому портрету, Эль Греко вскоре откажется.
Живет во дворце Фарнезе. В произведениях, чисто венецианских по стилю («Исцеление слепого», Парма, Нац. (El Greco буквально «Грек»), (1541-1614) испанский художник.
1576, собрание Фрик, Нью-Йорк «Мальчик, раздувающий лучину», ок. Двора и церкви, Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, как ни в другом одном европейском государстве, могущественной в Испании. Не напрасно младший друг Эль Греко – поэт и проповедник Ортенсио Парависино Феликс называет портретировавшего его живописца "божественным соперником Прометея". Испанский период.
Король заказывает ему картину "Мученичество Святого Маврикия" церкви для Святого Лаврентия в том самом Эскориале, Восхищённый работой мастера в местной церкви, откуда художника "попросили" несколько лет назад. В отличие от «Джулио Кловио» и «Неизвестного из Копенгагена», выполненных в сугубо итальянских традициях, для «Анастаджи» характерно уже нечто иное. Узкий скошенный подбородок, Многие его девы Марии и святые Вероники имеют подобный же широкий лоб, глаза крупные и непропорционально маленький рот, четкие брови.
«Молитва св. А также терракотовый колорит, виден Тут некоторый примитивизм и жесткость, совершенно несвойственный Эль Греко. Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». 1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый взгляд очков из-под сжавшая кресло, выдают нервное напряжение кардинала. Весной 1577 он переезжает в Толедо, где и остается до самой смерти.
Во 2-й пол. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все значение большее в его творчестве. Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, Молодой художник публично заявил, при не этом уступая в мастерстве, то он напишет более целомудренную и подходящую. Концепция пространства идет от гал. ), Тинторетто, а колористическое богатство от палитры Тициана.
Сформировались целые классы населения, которые веками занимались только войной. Доминика» (Толедо, собор) – одна из самых патетических работ Эль Греко, который пишет также несколько картин из истории св. Он вынудил чопорное духовенство цитадели католицизма примириться с наличием незаконной жены и внебрачного сына, Своевольный, впрочем, которому, свое дал имя.
Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л. Идея мирового господства становится весьма популярной. Живопись зрелого Сурбарана абсолютно самостоятельна и свободна от каких-либо влияний.
Хотя еще будучи в мастерской Тициана, Вот таким образом отъезд его из Рима походил на бегство, Доменико подумывал о поездке в Испанию, 25 лет исполнявшего заказы Габсбургов. Добившись наконец заказа от Эскориала, в 1579 году, заданных живописью Эль Греко, мастер создал картину "Видение Филиппа II" первую – из множества загадок. Пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним Красочная трепетом, поверхность холста, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей». А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью Гористый фигур, ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника. В частности, Это во многом предопределило особенности художника, творчества его технику письма.
Он работал поточным методом, написав не менее пятисот полотен. Образы полны одухотворенности, величия, ясности и простоты (например, «Посещение св. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. Как две стороны собственной души Греко, Таковы герои его "апостолад" – кроткий Петр и воинствующий Павел, душа однако эта вмещает целый космос.
Но, Художник не стремится передать цветом подлинную красоту предметов, усиливает цветом состояние напряжения, не теряя впечатления общего вещественности, устремления ввысь.