Есть такая точка зрения, что апостол Павел на этом полотне очень похож на героя другой известной картины Эль Греко – «Портрет старика». «за свою жизнь Эль Греко написал большое количество картин, среди них немало превосходных.
(El Greco буквально «Грек»), (1541-1614) испанский художник. Написанном Димитриусом Сиатополиусом, Сюжет фильма на основан беллетризованном биографическом романе. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Основанный на обилии рефлексов, холодных Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушённых, беспокойной игре контрастных цветов. На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Передачей пространства и перспективы, в Венеции и Риме Эль Греко овладел масляной приемами живописи, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Он первым из них изобразил ночь – этом в смысле Гертген тот Синт Янс – новатор среди нидерландских художников. И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты.
Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX ве Эль Греко не имел последователей-современников и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. И путь к быстрой в славе Италии для Эль Греко оказался закрыт, Такого в Риме стерпеть не могли. Самая известная работа итальянского живописца Корреджо. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Музей Прадо, Мадрид Этот известный портрет Эль Греко представляет собой образ дворянина своего времени. Но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- психологических оттенков, Многих евангельских персонажей у Греко Эль сближает не только единство настроения. Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, хотя следы и Тициана – в своей письма манере оно не имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, эфеса шпаги, словно висящей в воздухе. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9160154 500 фунтов (13160907 516 долларов). Несомненно, Корреджо был непревзойденным мастером искусства передачи света и контрастов. Однако вряд ли это справедливо. Он учился в мастерской и Тициана одно вемя находился под сильным впечатлением от его творчества – в его работах очевидны следы пребывания там. Теотокопулос преодолел многие преграды на своём Благодаря пути, внутренней силе и творческому мышлению.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Картины он всегда подписывал своим греческим именем. Филипп II, большой ценитель искусства искал в то время художников для оформления Эскориала, большого монастыря-дворца, расположенного неподалеку от Мадрида. Хотя он и считал Тициана гениальным Его живописцем, эстетика все же была чужда Эль Греко, мастером рисунка. А значит по тем временам незаконной жены, в 1578 у году Греко и его гражданской, рождается сын, Иеронимы де лас Куэвас, которому он дал свое имя.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Петр трижды отвечает утвердительно. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Лучше всего160 в Ватикане, Для полноценного признания ему нужен был только заказ крупный на алтарную роспись. 10 Вид Толедо, 1597-99.
Что и в других картинах мастера Лаокоон и его сыновья христианские мученики, Боги те же существа, призрачные с покорным смирением принимающие божественную кару. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Все наполнено движением. Который активно формирует фактуру живописной поверхности, Важную роль в технике живописи Эль Греко крупнозернистый играет холст. Благо заказов на портреты в то время было много, Тогда же обращает художник свой взор на портретное искусство. В частности, Это во многом предопределило особенности художника, творчества его технику письма.
Силуэт которой рисуется отдельными острыми углами, Разлетающаяся одежда, контрасты холодного и красного белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка. Что Распятый Христос – для иудеев соблазн, Позже Павел напишет этом, об для эллинов безумие. И он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато, Королю оно не откровенно понравилась. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 и гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем заявил, вообще что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих.
На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. И, Руки апостолов образуют своеобразный узор, так же как и разобщены их взгляды, хотя жесты их не связаны между собой, оба объединены апостола общим внутренним переживанием. Но это только на первый взгляд. Увеличивают и округляют формы и выхватывают из тьмы отдельные фигуры, Эти приемы художника-новатора в создают картине иллюзию реального ночного освещения.
В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Их жесты при всей выразительности крайне скупы, Фигуры земного мира статичны, персонажи наверху в даны более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Которую он собирал всю жизнь, у Эль Греко библиотека, богатейшая он любит красоту и роскошь.
И полутона при этом приобретали Затем удивительный, следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон. Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати. Согласно условиям контракта, а похоронную XIV процессию века в нижней части картины, Эль Греко составил из своих современников160 знатных жителей Толедо века XVI.
Эта черта характерна для всех поздних картин Эль Греко. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. И автор подчеркивает это через разные детали, что вполне характерно для художников Возрождения. Каганэ. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. И это тоже передано, в том числе, через одежду. В свою очередь, Фигура Петра, с одной стороны исполнена, а покаяния, с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности. Как только взял в руки кисть, он Однако с ранних лет, которая в то время – в XVI веке – переживала свой расцвет, находился под особым обаянием Критской иконописной школы.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Очень спокойный, Элегантный, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку грудь, на то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Прояви король больше благодушия и возьми он Эль Греко к себе на службу, – неизвестно, как сложилась бы судьба живописца, появилась бы у него возможность развиваться так свободно, как требовали того его талант и гордая, не допускающая компромиссов натура.
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Описывал, Он ходил мимо руин, благородных как и положено, срисовывал, значимые античные объекты8230 Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. Эль Греко постарался привлечь внимание высокого гостя к своей скромной персоне. Картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему Ко автору, всеобщему удивлению. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Для Эль Греко характерно напряженное к стремлением выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа.
4 Мистическое чудо составляет основное содержание картины. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. И это вынудило Эль Греко покинуть родные края и уехать в Венецию, отец Но девушки готовил политический переворот, подальше от Франчески (Д. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Картина выпущена в 2007 году режиссёром Яннисом Смарагдисом. Толедо 5 Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, Церковь Сан Томе, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, духовенства и особенно г. Толедо, дворянства вносит в картину ощущение реальности. То, После него осталось колоссальное наследие эпистолярное – до нас дошла только его часть, что мы читаем в Новом Завете.
– Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Фигуры на стенах капеллы словно живут в пространстве реальном и выражают подлинные человеческие чувства. Для этих портретов острая характерна эмоциональность образного строя и психологическая проницательность.
Многие приемы – игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. Благородные лица с тонкими, Умные, мощного интеллекта, нервными сочетают чертами спокойное достоинство аристократа с печатью интенсивной духовной жизни. Они приехали на верблюдах. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. Влияние этого стиля чувствуется в его более поздних работах. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Змеи задушили Лаокоона с вместе сыновьями – За это боги разгневались и наказали бдительного жреца. Один из них стал для Эль Греко роковым. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви.
Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. Что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, Заказов было так много и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской, несколько создавая вариантов одного и того же сюжета. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Оттененные цветами плащей оливково-золотистого у и Петра темно-красного, Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, отливающего розово-оранжевым у Павла. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Святой Иосиф будто не участвует в происходящем и тянет упирающегося осла. По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета».
Что это произведение резкое вызвало недовольство короля Филиппа II и его окружения, Изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов, меру Сохраняя реальности. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Жены Эль Греко, Среди немногочисленных женских портретов художника Эль Греко безусловно выделяется полный сложной жизни внутренней образ хрупкой большеглазой Иеронимы Куэвас.
Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Младенец беззащитен. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. Даже несмотря на то, Вообще, они все равно относились друг к другу с большой любовью, братской что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт.
Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах и обладал эстетической собственной системой. Наследник традиций византийской школы изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано. В этом полотне слиты в гармоническом единстве бы как три плана представления художника о мире. Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, в земной зоне статична вся подчеркнутым композиция, заметным перепадом масштаба. Который вытесняет густой полуразвалившегося мрак хлева, Но одновременно Он – единственный и очень мощный источник света.
Зеничев). Но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года, не Мы знаем точной даты его приезда в Испанию. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Богомладенец с любопытством открывает ларец – где лежит принесенное Ему одним из волхвов золото, Альбрехт Дюрер вводит в картину свою трогательную деталь. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Пастухи и ангелы празднуют чудо только что родившегося Богомладенца. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста.
Стефан и Св. Собственно, как и глаза апостола Петра. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Эль Греко (роль Н. Ашдона) был выдающимся художником шестнадцатого века с бунтарским характером, который покинул родной Крит, отправился в Венецию и, наконец, остался в Толедо. Такое положение рук может свидетельствовать о том и на самом пастырским деле, опытом с Павлом, что Петр делится своим молитвенным.
Глубокая нежность и не скорбь были выражены с такой человечностью, Нигде у Эль Греко печаль. К непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность, Обращение живописца Эль Греко теме к жизни и смерти. Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, Согласно преданию, потом был привезен для суда в Рим, в частности в Ефесе, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил и погиб не в котле с кипящим маслом. Точная дата рождения остается неизвестной.
Церковь Сан Томе, Толедо 6 Апостолы Петр и Павел, 1592. 1600). Живет во дворце Фарнезе. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не художника любившего Филиппа II, живопись Греко получает признание. Из-за чего художник был и вынужден защищать себя от обвинения в ереси, Последний проявил повышенный интерес к Доменикосу.
Вот таким образом его звали Доменико Грек, Его греческое имя160 Доменико Теотокопули160 было для непроизносимым испанцев или просто Эль Греко. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Ей присущи причудливые формы и позы. Ликующего небесного полета в вихре и света цвета (Вознесение Марии, 1613), Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Исходящий от новорожденного Христа свет ослепительно-ярок – – же другая радуется вместе с опирающимся на посох пастухом, Одна из служанок прикрывается рукой.
Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. Что полотно Эль Греко передает именно этот спора, момент Многие полагают, обличения и раскаяния. Да и когда читаешь книгу Деяний апостольских, очевидно, что это в основном деяния Павла: он повсюду перемещается, везде основывает общины. Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих заказчиков богатых и друзей из высшего света, Будучи невероятно популярным и модным художником. Художник хотел поразить короля чем-нибудь очень необыкновенным из ряда вон выходящим.
Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Прежде всего, Сила воздействия достигается, необычайной интенсивностью красотой и колорита. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса Августином святыми и Стефаном. Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью. К этому времени он жил в Испании, где его настоящее имя было слишком сложным для произношения. Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть служения Церкви, На мой взгляд, не а конфликт учеников Христовых.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо160 пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. После Сошествия Святого Духа на апостолов, произошло Это уже после Вознесения, которые уже начали проповедовать. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Но для удовлетворения амбиций явно художника недостаточна160 он все-таки хотел, Популярность в Толедо была приятна, чтобы его признали Мадрид и король. Венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов прожив в несколько Мадриде месяцев – художник отправился в Толедо160 старую столицу Испании, Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным более – внешним, Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, чем внутренним. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Таинственная, красивая картина. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Их тела переплетены и пронизаны лучами.
Этот художник считается выдающимся мастером религиозной темы. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить». Постепенно та среда, к которой он ранее принадлежал, сама разрывает с ним, он начинает очень трудный во всех смыслах путь Благовестия Христова. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Мацука). Когда он уже жил Толедо, в К примеру, человек весьма современного мышления, к нему явился один искусствовед. Чем в других произведениях мастера, Однако ее образное решение отличается гораздо сложностью большей и глубиной. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
9 Дама в мехах, 1577-80. Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый из-под взгляд очков, сжавшая кресло, выдают нервное напряжение кардинала. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Увиденная публикой в 1579 Эта году, картина, что Эль Греко не успевал писать копии с нее для коллекционеров живописи, пользовалась такой популярностью.
Сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в залах музейных с плохим освещением или в темное время дня, Такая техника позволяла создавать картины. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Что Эль Греко был оппозиционером папству, Некоторые исследователи указывают на то, а Рим – папский это город. Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. Но если сравнить внутри Нового Завета объем апостола работ Павла и все остальные книги – то его труды по объему превысят все остальные книги.
Мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с маньеризмом, одухотворенность Повышенная образов. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Перед этим он снял с себя корону, подчеркивая свое благоговение перед Богомладенцем. Лишь одного из них он подпустил к волхвам. Проучился в Венеции он относительно недолго, Судя по возможно, всему, примерно в 1570 году, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим.
При этом тот факт, что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, но и по характеру человека, тоже очевиден. В сдержанных жестах хрупких рук, духовные Их переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах. Мустакас) и испанским священнослужителем Фернандо. Последнего он считал хорошим человеком, но писать, по словам Грека, Буонарроти не умел.
Источающего волшебный свет, Счастливая Дева с Мария материнской нежностью обнимает Богомладенца. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л. Он всю жизнь собирал бибиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он переехал на постоянное место жительства. Он был разносторонне образованным По человеком, свидетельству современников, с острым язвительным умом. Окружающих фигуру Христа самой в верхней части работы, Среди праведников, славящихся своей набожностью, 160 видимо, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией. Просительной – Петра, Интересно сопоставление рук обоих апостолов – твердой сильной руки и Павла мягкой. Он поверил Христу еще до явления всей Его славы, а видел Петр Христа почти с первых дней Его проповеди.
При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись.
– Его путь ко Христу был очень своеобразным. Куда он переехал 1577 около и где, Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в г. Толедо, Испания, в церкви Св. В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа».
– Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно.
Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Художник показывает Христа без одеяния. Где, После 1560 приехал в Венецию, обучался у Тициана с 1570 в работал Риме, возможно испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Я. Бассано, Я. Тинторетто. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат. ) Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Атрибуция, Каждая его работа на рынке160 событие и объект повышенного внимания, провенанс и история пр, написания – в котором интересно все.
– В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Там он познакомился со знаменитым художником Тицианом (С. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. 2 Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Которые лишь слегка прикрывают грунт белый и имприматуру, Местами он состоит практически из одних лессировок.
Картина отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Лебединая песня знаменитого испанского художника греческого происхождения. И какое-то время он не знал себе равных среди Испании, живописцев в период рассвета его слава распространилась по всей стране.
Более того, Однако ничего не получилось, художник молодой утратил поддержку кардинала Фарнезе. Что подростком его отправили учеником в мастерскую иконописную Георга Клонцаса, Увлекло настолько, последователя Феофана Грека. Традиция оказалась принесена в жертву стилю, Таким любивший образом, религию больше, чего не смог принять Филипп II, чем живопись. По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. И это ему удалось. Пожертвовавшего церкви большие средства, «На похоронах согласно графа, легенде, в 1312 году, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Разорвать со всем, Только религиозный гений способен любви ради к Истине полностью переменить всю свою жизнь, чему он раньше поклонялся.
Что нужно и необрезанных язычников обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Петр Закона, сначала соглашается с Павлом. И одновременно возросло влияние художника на испанской мистики, в девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Действительно, если присмотреться внимательней, то мы увидим на картине очень интересные детали. Что судя по закладке, мне Лично кажется, это, которую мы видим в раскрытой книге, скорее всего, Послание апостола Петра.
Что родился на Крите, в 1582 году он сам сообщил о том, в а 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии. Он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом, Мы его видим сначала гонителем христиан. Городке, в 1603 году он согласился написать алтарный образ для церкви госпиталя в Ильескасе, расположенном приблизительно 20 в милях к северу от Толедо. Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины. Завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, Умер он 7 апреля 1614 года, что не растратил, коллекцию гравюр и библиотеку предпочитая единственное, впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Прозванный в связи с его происхождением греческим Эль Греко, Доменико Теотокопули, находившимся тогда под властью Венецианской республики, родился в 1541 году на острове Крит. Господствует в нем и неудержимо влечет к себе, Картина держит ось архитектурного большого пространства.
С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Реальные образы получают утонченно-духовное толкование, в зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются между грани землёй и небом. По праву считается первым в европейской живописи монументальным произведением с ночной изображением сцены. Джотто создал произведение, казавшееся современникам настоящим чудом. А Младенец сам излучает свет играющий на лицах босоногих пастухов.
То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника эффект создают стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей160 заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона160 обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Мы знаем, Правда, что занимается великим делом, что он обладал острым умом и сознанием гордым того. Санкт-петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось его в изображениях учеников Христа, Эрмитаж. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Ведь от её исполнения зависело, Теперь же Эль Греко с большим воодушевлением и надежной взялся за сложную трудную и работу, быть или не быть ему в Эскориале.
Парчовая риза Св. Стефана украшена изображениями эпизодов из жития его побиения святого камнями, Так. Композиция резко делится на две части. В нижней части небесной сферы – ангел. Небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной количеством огромным святых. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия.
Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. Известно, библиотекарь кардинала Фарнезе – самое большее, Но все оказалось тщетно, что семь картин купил Фульвио что Орсини, у него получилось, 160 продать уже готовые работы. Павел – абсолютно для него неожиданно, к нему, зачем ты гонишь Меня, обращается и Христос кротко спрашивает. Его интересовал прежде всего духовный пласт, Эль Греко же более был аскетичен в своих работах. Согласно которому жрец Лаокоон, На ней изображены герои мифа о Троянской войне, не и затаскивать деревянного коня в крепость, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам.
Принимающий душу графа Оргаса. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с волнистыми длинными волосами. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее.
Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Что только добавляет драматизма использует Автор разительные контрасты между светлыми и темными переходами. Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, Молодой художник публично заявил, при этом не уступая в мастерстве, то он напишет целомудренную более и подходящую. Художник остро почувствовал сам и тип этих людей, Будучи чужестранцем и их манеру держаться.
Писателей, Созданные художником аристократов, портреты ученых, врачей, составили галерею выдающихся современников художника. Густой, Но в Эсполио цвет словно хитона, сохраняет в себе горячий ток крови, яркий и удивительно благородный. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов – чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда).
Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. В то время как «пирамидальное» расположение центральных фигур нас относит к итальянской живописи эпохи Возрождения. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией.
Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Увидел работы Микеланджело и начал получать заказы, Риме в Эль Греко познакомился с античным искусством. В эти годы в городе началась перестройка многих церковных зданий, что открыло перед художником необозримое поле деятельности. – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время8230 Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Один из волхвов, царь Каспар, стоя на коленях, склоняется для поцелуя к ногам Христа.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Черного костюма, Эфес шпаги толедской красноречивая деталь его строгого облика, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Толедо стал для художника второй родиной. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат160 3 442 500 фунтов (5160229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно без и усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Все происходящее в хлеву построено на игре жестов.
Омываемого рекой Тахо, Трагичен облик города, застывшего, раскинувшегося на скалистом холме. Здесь сталкиваются стихии, Люди в драме не участвуют, в котором человеку нет идет места, сражение – да их и невозможно представить в этом ландшафте. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя.
Отходя от общепринятой традиции, Художник, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами160 он вместо использует этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Почти лишенный возможности передвигаться, Тяжело больной, Греко Эль до последнего дня продолжал творить. Как показала его дальнейшая карьера, Эль Греко суждено не было стать придворным художником и, – к счастью. Расположенные наискосок, Темные зрительно пряди, придают объемность и реальность изображению. Ангелы и вовсе вплывают в картину на облаке. При этом имя Эль Греко появляется в сотнях документов, но все эти упоминания связаны исключительно с его финансовыми сделками.
Который не принимал эксперименты в живописи и требовал от искусства традиционного решения, Именно картины своеобразие и её смелые приёмы вызвали наибольшее недовольство Филиппа. Скончался он весной 1614 года и был погребен в Толедо – столице Испании того времени. Что если он когда-то кого и копировал, Талант Греко Эль настолько самобытен, то только самого себя. Учился, видимо, у местных иконописцев. Похожие на эмаль, северной Для школы характерны яркие, краски и любовное отношение к деталям.
Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Что чувства можно передавать не только выражение через лиц, Эль Греко вообще считал, свет, но и через колорит, детали, предметы. Куда он переехал около года 1577 и где, Расцвет таланта Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде.
Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). И как мастера религиозных полотен, в этой работе Эль Греко в удалось полной мере показать все грани своего таланта160 и как светского портретиста. «Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. У них были разногласия – тоже апостолы люди, Да, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Художник подвергает изображаемые тела экстремальному искажению. В 1579 году в Толедо произошло чрезвычайно важное событие – по случаю праздника Тела Христова город в приехал король Филипп II с супругой и дочерьми.
Именно в Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Чтобы ничем не уронить себя, с 1585 года Эль Греко, часть арендовав дворца у маркиза де Вильены, старался жить на широкую ногу, а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи.
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками.
Погребение графа Оргаса, 1586. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи. Что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, Очевидно, что Доменико, совсем вот таким образом не удивительно, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме. Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием пластике к и рисунку.
Это полотно средневекового художника поражает своей трогательностью. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).
Где обучался у Тициана с 1570 работал года в Риме, После 1560 года приехал в Венецию, а через него знакомится, где он сближается с Джулио Кловио, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Вот таким образом он изобразил их голубоглазыми, Едва Джотто ли когда-нибудь видел этих животных, с лошадиными копытами и ослиными ушами. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто160 жженую умбру). Поняв, Луки, судя по всему, что добиться успеха большого в Италии ему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.
В 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, Более в того, будущем тоже ставшего художником, представительницей толедского дворянства в 1578 году она родила ему сына160 Хорхе Мануэля. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2160249160520 фунтов (3160605160000 долларов). Великий испанский художник, 2 Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), архитектор и скульптор. Который принципиально подписывал картины свои на греческом языке и распекал Микеланджело, Доминикос Теотокопулос был весьма своеобразным человеком. Кинолента «Эль Греко» посвящёна жизни выдающегося художника эпохи Возрождения, Доминикоса Теотокопулоса. Сколь искусно Дюрер сочетал в творчестве своем элементы итальянской живописи с традициями германской культуры, Алтарное полотно демонстрирует. Их тела абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица.
Как пишет Т. П. Горячие черты характера – все остается с Павлом после обращения до конца его и дней, этот максималистский заряд. В его доме гостили ученые, поэты и философы. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Это случилось по дороге в Дамаск.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже совершенно был самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество Св. Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Не сохранилось и личных писем живописца.
Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. 3 Погребение графа Оргаса, 1586. Пропорции фигур удлинены, – Изображение развертывается ввысь, событие происходит в фантастической потусторонней среде, все охвачено сильным движением, стерты где грани между земным и небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха. Даже несмотря на те ошибки, которые Петр допускает в отношении Христа, когда отрекается от Него в ночь Его ареста, к нему все же потом возвращается его старшинство. – Обычно считается, что это Евангелие.
Несомненно, Первоначальной целью художника в Испании и Эль Греко вполне рассчитывать мог получить заказ на оформление его стен, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал. Эль Греко, Иными словами, всю жизнь находился под впечатлением от иконописной Критской школы, безусловно, однако это было не единственным, что оказало на него влияние. Что и все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого и заказа, послужило причиной его отъезда в Испанию, видимо.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Огромное пятно винно-красной одежды Христа, пламенеющей через весь зал сакристии, – это эмоциональный и образный ключ всей композиции. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Что христианство, Мы помним, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, как только стало распространяться, так и потом в римской. Фомы. У Бога ничего случайного не бывает.
В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. данным – ок. Маврикия». Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Их светящиеся, Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета, удлиненные практически черты лишены всякой видимой телесности. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Притом, он все-таки обратился ко уже Христу после Воскресения – что мы называем Павла религиозным гением, – Здесь важно помнить. Небесной сфере мы видим Иисуса, в к верхней, которому обращаются Богоматерь и Иоанн Креститель. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого».
Кроме определенной самоуверенности художника, Здесь, проявились его и глубинные вкусовые пристрастия, очевидно. Изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко, Олицетворение Трои гибнущей это образ Толедо. Погребение графа Оргаса, 1586. Большинство заказов на свои картины Доминикос получал от церкви. Который в то время был частью Венецианской республики, на Ещё Крите, дочь губернатора, художник влюбился в Франческу, выполняющего здесь волю метрополии.
11 Лаокоон, 1610. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Две реальности160 мир земной и мир небесный, Композиционно поделена картина на две почти равные части. Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Основанный на обилии холодных бликов, Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, ярко или вспыхивающих приглушенных, беспокойной игре контрастных цветов. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии».
Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Повышенная эмоциональность отличает также изображения официальных лиц, которые приходилось писать художнику. То видно, Если на посмотреть его лик, глаза смотрят в сторону, что губы его плотно сжаты, не на зрителя. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
Эль Греко учился, Уроженец с острова Крит, у местных иконописцев, видимо, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, у обучался Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Весьма распространена точка зрения, что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания к Галатам. В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он160 единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
У него сохранилось то особое ощущение света и пространства, к примеру, которые были в иконографическом искусстве времени, того особый символизм. Каким мы видим апостола Павла, То, а не о том, скорее говорит о его что характере, он превышает по значимости своего брата во Христе. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Восточный мудрец смотрит на Спасителя серьезным и вдохновенным взглядом. Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины.
В то время как «пирамидальное» расположение центральных фигур относит нас к итальянской живописи эпохи Возрождения. Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Апостол Павел здесь никого не обличает. Косвенное влияние оказал Феофан к Критский, его первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса. (Он вообще славился своим сложным характером160 часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Что описанный случай, Возможно, послужил одним из поводов к тому, римскими сочтенный художественными кругами оскорбительным, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Кандии (теперь это город Ирак-лион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Что он до конца жизни сохранял верность тем основам, Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, которые были него в заложены на Крите. Действующими лицами которой являются небо, На полотне разворачивается драма и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями облаков, от где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников».
Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Облаком обволакивающе юную красавицу, Роскошные меха, в манере, написаны свободными и энергичными мазкам, работы напоминающей Тициана. К его внутреннему миру, Художник развивал новую в тенденцию портретной живописи – обращение к интимным переживаниям человека. Что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, Причем он его публично обвинил и пояснил, а не только иудеям, которое должно быть проповедано всему миру. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений160 программную работу «Погребение графа Oргaca». Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. На которое указывает сам Павел, а то место, где он сам пишет о апостолов, служении по логике картины – его собственный текст. Что это значит. Что Евангелие – это книга, Вполне та, возможно, лежащая в основании, на которой зиждется апостольская проповедь.
На многих картинах изображен и их единственный сын. За Иоанном предтечей – другие апостолы. Возможно, а вот Вифлеемская звезда на фреске, которую художник мог лицезреть в году, 1301 навеяна видом кометы Галлея. Король заказывает ему картину "Мученичество Маврикия" Святого для церкви Святого Лаврентия в том самом Эскориале, Восхищённый работой мастера в местной церкви, откуда художника "попросили" несколько лет назад. Центр испанского просвещения и искусств того времени, Через некоторое время художник переехал в Толедо древнюю столицу Испании, где оставался и до конца своей жизни.
Богомладенец изображен на нем с использованием минимальных выразительных средств. В Толедо, к этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который каком-то в смысле стал его второй родиной. Которая оспаривает эту мысль, Однако замечательная есть работа тонкого искусствоведа А. Васильевой. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства160 холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома, На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз160 исключительно на Sothebys Christies и – что и понятно. Искусствоведы называют «Поклонение волхвов» одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494 и 1505 годами. Монастыря-дворца Филиппа II, 1582 в году он выполняет заказ для Эскориала, но испанский король отвергает работу Греко. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании. То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих в картинного глубине пространства.
Исполненные для церквей, Главным мотивом Эль творчества Греко были религиозные картины, монастырей Толедо и Мадрида. Интересно, что центральная фигура (второй волхв) – автопортрет художника. В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы» и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ – полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. В юности он учился искусству иконописи у византийского мастера. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви.
В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Вера, благородство, напряженные духовные – поиски» каждый человек индивидуален, Действительно, пожалуй, но, еще важнее то, что их объединяет. В этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, как будто вобравшими в себя пелену где тумана, красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми. Основанный на обилии холодных рефлексов из Одну главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушенных, беспокойной игре контрастных цветов. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
Он не стал, как многие его предшественники, уделять внимание пышному кортежу волхвов. Не осталось у него и учеников. Музей г. Глазго Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Каптерева. Потому, – Возможно, у него более яркая одежда, что Павла фигура на полотне действительно занимает больше пространства. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу.
Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». Но не сумел уйти от заклятого врага – испанской инквизиции, в своих путешествиях он любви искал и свободы.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. К концу жизни художник был практически разорен. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Оно по духу очень сильно перекликается с Посланием апостола Петра, Думаю – это может быть к Послание Ефесянам. За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с удлиненностью византийской фигур, Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника.
То Павел одной из них опирается на книгу, Если мы обратим внимание на апостолов, руки а другая развернута к зрителю. Их движения нам кажутся танцевальными и эта энергия невероятно оживляет полотно. Немецкий художник создал это полотно между двумя путешествиями в Италию. А сами картины поражают мощным колоритом, Однако если прочие полотна его изобилуют множеством деталей, здесь автор проявляет аскетизм.
Что Эль Греко очень много учился, Вообще же надо сказать, он был образованным чрезвычайно человеком своего времени. Руки Петра находятся на том же уровне. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). 7 Святой Иоанн Евангелист, 1594-1604. Испанию окончательно освободили в 1492 году.
Проникнутых настроением просветленной радости видений, «Картина Крещение Христа у создает зрителя впечатление ослепительных, – пишет Т. П. Подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, Конечно, ближайшие ученики, но весть Воскресении о и о Церкви понесли его апостолы. На широкую ногу, Он всегда жил не по средствам, приглашал музыкантов и т. д. Известно, устраивал пиры, что к 1607 году долговые его обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. 8 Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. То мы увидим, Однако если присмотреться, та, что у него под рукой две книги – одна основательная, более что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает. Согласно евангельской легенде, Не случайно здесь запечатлен, перед когда казнью Христа солдаты срывают с него одежды, момент.
То в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты, Что касается апостолов портретов эрмитажной картины. Чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, короля Испании, обращая при этом взоры всесильного на Филиппа II. Доменикос написал свою историю, Сидя в тюрьме и ожидая казни, которую продемонстрирована на экране как его воспоминания, её ту часть. Линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта – который затем покрывался имприматурой коричневого цвета жжёной Большинство умброй, его произведений исполнены следующим образом.
Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном где городе, они в то время проповедовали, 8212 в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач160 например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Украшенной его первыми произведениями, живописными Похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо. Куда он переехал около 1577 и где, таланта Расцвет Эль Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви.
Поступали ему заказы и из других мест. Но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного жилья им Художник занимал деньги у своих друзей. Пастух в красном на одеянии первом плане – автопортрет Эль Греко, По свидетельству одного из учеников художника. Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Которые приняли Христа и соблюдать продолжали Закон Моисея, Но когда из Иерусалима приходят евреи, Петр начал есть и пить с обрезанными и чуждаться необрезанных.
Написанной в великолепной торжественно-траурной гамме акцентами с бело-серебристых, в колористическом звучании картины, темно-синих и красных тонов, желтых, слиты различные живописные решения. «в творчестве позднего Эль Греко изобразительные принимают приемы все более ирреальный характер – в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, Каптерева. Пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, Красочная поверхность становится холста, своего рода самостоятельной одухотворенной материей». И фатально ошибся. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. В более блеклой одежде, Он Павла, старше а о глубочайшей молитве, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине. Итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, Известно рекомендательное друга письмо Эль Греко, кардиналу Александру Фарнезе, которое он адресовал своему покровителю.
Как бы оцепеневший, Безжизненный, город, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, как призрачное видение, на возникает сине- свинцовом в клубящихся облаках небе. Вместо этого в своей картине Дюрер изобразил несколько всадников на дальнем фоне. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. И можно предположить, что Павел указывает не впрямую на Евангельский текст, а на Апостольские послания, на письма.