Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль его Греко глубокая внутренняя религиозность ипонимание сути христианства. Чтобы ничем не уронить себя, с 1585 года Эль Греко, арендовав часть у дворца маркиза де Вильены, старался жить на широкую ногу, а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Проникнутых настроением просветленной радости видений, «Картина Крещение Христа создает у зрителя впечатление – ослепительных, пишет Т. П. Тому есть несколько причин. Которые всегда имели склонность меланхолии, к Католицизм глубоко вошел в национальное самосознание испанцев, став частью национального характера. Почти квадратном, в этом небольшом, но в гораздо более чистом и превосходном выражении, полотне мы находим все те же Эль характерные Греко черты.
Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет творчество на Эль Греко. – Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Испанские коллекции в этом смысле более добросовестны. Небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, Земное пространство представлено узкой перед зоной рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых. Который спрашивал, Как Понтий Пилат, втот момент, что истина, есть когда Истина влице Христа стояла перед ним. Эль Греко присуща тонкость ликов иточность Кроме того, что тоже перекликается скритской традицией. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Вера, благородство, напряженные духовные поиски» – человек каждый индивидуален, Действительно, пожалуй, но, еще важнее то, что их объединяет. Он завещает монастырю Пуриссима Консепсьон де Нуэстра Сеньора (Бенитас), тому самому монастырю, откуда происходит данная картина, свой портрет точно такого же размера. Пропорции фигур удлинены, – Изображение развертывается ввысь, событие происходит в фантастической потусторонней среде, все охвачено сильным движением, где стерты грани между и земным небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха. Каганэ. Что, вобщем-то, справедливо. Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, Молодой художник публично заявил, при этом не уступая мастерстве, в то он напишет более целомудренную и подходящую.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Чем значительней модель, тем чаще ее изображали. Сейчас он находится вТоледо. Реплика этого портрета хранится в Прадо.
Пожертвовавшего церкви большие средства, «На похоронах графа, согласно легенде, в 1312 году, чудесным образом святые присутствовали Августин и Стефан. И одновременно возросло влияние на художника испанской мистики, в девяностые годы в Эль творчестве Греко центральной темой стали страдания Христа. Когда большинство власть имущих были клириками, Подобная иерархия, логично вытекала из идеалов, а люди светские находились на более низкой ступени лестницы, социальной царивших в умах испанцев. Что моделями для апостолов написания Греко служили душевнобольные из толедского приюта, XVII в. записано. Вполне в духе романтической концепции, Это мнение и впоследствии сыграло заметную в роль изучении творчества художника, оказалось весьма прочным.
Которые были изгнаны из Испании в 814 г. и шесть лет спустя завоевали остров Крит», Так как он точно был потомком прямым тех мозарабов. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Тонкие руки с изысканными пальцами, причем тонкие не обычной экстатичной эль-грековской истонченностью, а просто тонкокостные руки благородного человека изящные жесты (не держа, а прикасаясь), придают картине особенное настроение. Когда он уже жил вТоледо, Кпримеру, человек передового весьма мышления, кнему явился один искусствовед.
испанского королевского двора по сравнению с французским и итальянским была нарицательной, особенно несмотря на расхожее сейчас представление об испанских страстях (сформировавшееся, в частности, под влиянием оперы «Кармен»). Вторую точку зрения обычно провозглашают некоторые испанские авторы. Духовная жизнь отличалась высокой духовностью.
Но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного им Художник жилья, занимал деньги у своих друзей. Как характерно для Эль Но Греко, лица святых тут, а, на них не отвлеченные собирательные образы, как уже говорилось выше, харктерные. Петра и Павла» (из Стокгольма или Эрмитажа), также серию «Апостоладос», созданную для Толедского собора. Не сохранилось и личных писем живописца. Через некоторое время в архивных документах было обнаружено завещание доктора де Франсиско Пиза. Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Но 8212 не в мировой.
Ивновь фигура Христа здесь центральная. Однако на Крите он провел только часть жизни. Его основной специализацией были, как уже сказано выше, религиозные полотна – алтарные образы (ретабло). Присущих итальянскому периоду и близких венецианскому портрету, От этих черт, Эль вскоре Греко откажется.
Густой, Но в Эсполио цвет хитона, словно сохраняет в себе ток горячий крови, яркий и удивительно благородный. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Композиция резко делится на две части. Сформировались целые классы населения, которые веками занимались только войной. Как пишет Т. П.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. многочисленные портреты Филиппа II). Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Значение живописи Эль Греко оценили Делакруа и Жерико. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов «Апостолы Петр иПавел».
Он был разносторонне образованным человеком, По свидетельству с современников, острым язвительным умом. Как написанное португальским художником Доминго Вьерасом II, Профессор Камон Азнар это атрибутирует полотно. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». В источнике 2-й пол. Которая помогала выживать достойно в период реконкисты, Гордость, превращается в XVI чувство в. в национального превосходства. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Прозванный в связи с греческим его происхождением Эль Греко, Доменико Теотокопули, находившимся тогда под властью Венецианской республики, родился в 1541 году на острове Крит. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). А также рыцарское благородство, Для большой части населения идеалом были как героизм, отличающая черта от неверных. Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался кобразу Христа, Вообще, Он был мастера для центральной фигурой. Благородные лица с тонкими, Умные, мощного интеллекта, нервными чертами сочетают спокойное аристократа достоинство с печатью интенсивной духовной жизни. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Недоказуемо приписываются – в собраниях мира хранится некоторое еще количество полотен, Кроме вышеупомянутых картин, о которых можно сказать то же самое.
И здесь мы видим складки, которым больше подходит не «струящиеся», а «взмывающие». К его внутреннему миру, Художник развивал тенденцию новую в портретной живописи – обращение к интимным переживаниям человека. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. С падением Гранадского Эмирата, Иберийский был полуостров полностью очищен от мавров в 1492 г. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Увиденная публикой в 1579 году, Эта картина, что Эль Греко не успевал копии писать с нее для коллекционеров живописи, пользовалась такой популярностью. Делящим тяготы лишений с воинами, бок о бок с конквистадорами, Воображение заставляет представить его несущим истинную веру туземцам в дебрях Амазонки, PaisesBajos или полях на сражений голландских земель, Нижних Стран, как до сих пор называют их испанцы. В качестве примера изображения Греко двух различных типов характера – страстно-порывистого и углубленно-созерцательного, обычно приводят «свв.
Чей художественный вкус сформировался на традициях лучшей венецианской живописи. Художник перебирается в Толедо – древнюю столицу Кастилии, Такое отношение к его творчеству не могло удовлетворить уже самого Греко, Эль обитель испанской знати. Он пишет их поясные изображения, применяя схему, опробованную в портретах. Членом которой был Лопе Вега, де Самой либеральной считалась академия графа Мора, живший в Толедо в 1603-07 гг. Привлекая к войне и солдат, Дон Хуан Австрийский пытался сохранить мятежные и богатые и Нидерланды, священников. Их жесты при всей выразительности крайне скупы, Фигуры земного мира статичны, персонажи наверху даны в более и динамичных разнообразных позах и разворотах.
Творили Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо, создавая классику испанской литературы. Манера написания лица соответствуют стилю Эль Греко двух последних десятилетий XVI в. Несравненное мастерство Эль Греко в этой картине становится еще более заметным при сравнении с женским портретом (24), который приписывается Эль Греко и находится в США, Филадельфия, Музей изящных искусств. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Как глубоко и искренне Эль Греко веровал, о том, кроме его не картин, сохранилось никаких иных свидетельств. Но все эти упоминания связаны исключительно с его финансовыми При сделками, этом имя Эль Греко появляется в сотнях документов.
А пылкая религиозность 8212 со трезво способностью мыслить, Консерватизм взглядов и приверженность идеалам сочеталась с известным вольномыслием. И не так, Церковь была основным и единственным практически заказчиком художественных произведений, где церковники могли одновременно быть одновременно и меценатами, как в Италии, поощрявшими создание светских произведений на античные или современные сюжеты. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Какими они были, Все равно он как будто имел четкое представление том, о и какие чувства их обуревали. Пламенеющей через весь зал сакристии, Огромное пятно винно-красной одежды Христа, – это и эмоциональный образный ключ всей композиции. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
В Англии правила королева Елизавета, невестка Филиппа II. Почему так произошло. XIX в., на волне моды на испанщину, подхваченной Проспером Мериме, Жозефом Равелем, Жоржем Бизе и проч., в своих «Испанских письмах» Теофиль Готье впервые употребил словосочетание «гениальный безумец» применительно к Греко.
Зеничев). Предпочитая поясные, Для характеристики человека Греко Эль использует минимум средств, которым так богаты его религиозные полотна иногда погрудные портреты и не нуждается в драгоценном колорите. Вернувшись из алжирского плена, Сервантес, взялся за перо и одну создал из величайших книг в истории. Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным к пристрастием пластике и рисунку. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. В любом случае, люди, послужившие ему моделями, принадлежали к одному кругу, в который Эль Греко также сумел достойно вписаться, поселившись в Толедо.
Мы уже говорили о любви к темным цветам, появившейся со времени введения инквизиции. Творчество Эль Греко во многом загадочно иТинторетто там определенно есть, хотя иТициана следы – всвоей манере письма оно не имеет предшественников, Здесь нужно отметить одну важную деталь. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Полтысячелетия войны наложило уникальный отпечаток на характер нации. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л. АХристос пребывает как будто отдельно от них. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо.
Послужившую благодатной почвой разгула для инквизиции, Она порождает в сердцах многих жестокость. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Этому же впечатлению способствует отличная сохранность холста, здесь прекрасно очищен коричневый фон, который, предположительно, скрывается под черным фоном на большинстве других портретов Эль Греко, находящихся в худшем состоянии. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое спокойно святых и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Из-за своих независимых взглядов он так ине стал придворным художником короля Филиппа II, Во-вторых, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Испанцы, кстати, не любят, когда о них судят по этому произведению.
Написанных в формате портрета, Кроме образов святых, портретов священников, а может быть, написанных с интонациями иконы, такие есть полотна, функция которых очевидна. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Согласно евангельской легенде, Не случайно здесь когда запечатлен, перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды, момент. Психологические и этнические черты испанского народа находят свое выражение с помощью нескольких лаконичных приемов, Для них всех с или большей меньшей яркостью характерно то же, подхваченных мастерами второго круга у своих великих предшественников – что присутствует и в авторских работах Эль Греко. Вполне заслуженно, Врезультате холсты Эль стали Греко высоко цениться идорого продаваться конечно.
«в творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер – котором в мир предстает как единая одухотворенная стихия, Каптерева. Которые вел Эль Греко с различными церковными советами, Хотя известно как минимум о трех судебных процессах, нет никакой информации о том, требуя оплаты за работу, подобные чтобы трудности возникали у него с заказчиками портретов. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Тот с радостью согласился. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). Где дарование юного художника быстро раскрылось, проявивший Рано талант юноша сумел для совершенствования художественного образования уехать в Венецию. Ему повезло попасть в мастерскую великого Тициана. При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). И благодаря этому его портреты до сих производят глубокое впечатление на зрителя.
Что они являются копиями утерянного с оригинала кисти Эль Греко, Испанские искусствоведы считают. Он держит одну руку на сердце, а другой, видимо, придерживает оружие. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Кто действительно изображен на портрете, зависимости Вне от того, в отличие от Тициана, Эль Греко больше никогда не использовал такой вариант композиции, для которого он является обычным (напр. В 1572 году Эль Греко едет в Рим изучать античные памятники и, как предполагается, знакомится здесь с творчеством Микеланджело. В том же 1572 году его имя фигурирует в «Древней книге академиков и стипендиатов» Академии Святого Луки в Риме.
Красивое лицо Парависино хрестоматийно испанского типа приковывает к себе внимание. Для Эль Греко это 8212 посмертные портреты, в некотором смысле, умерших назад, века пусть и людей, а не в годы, близкие настолько, чтобы писать портреты по памяти. Как только взял вруки кисть, Однако он сранних лет, возникшей внутри греческой православной культуры, находился под особым Критской обаянием иконописной школы. Изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, Наследник традиций византийской школы, Тициан, как оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Но скрадывается сливающейся с фоном черной рясой, Устремленность вверх подчеркивается отказом и от пирамидального построения силуэта. Художнику удалось отразить свойственные каждому черты характера. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Были поражены уровнем мысли имастерства ипринялись за изучение, Ученые увидели работы его из апостольского цикла. Повышенная эмоциональность отличает также изображения официальных лиц, которые приходилось писать художнику. Что это произведение вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его Изобразительные окружения, приемы оказались столь смелыми и необычными. Он не устремлен пристально в упор на зрителя, как, например, в «Пожилом дворянине» или в «Автопортрете».
Войны кипели вокруг Испании. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле речь в обоих случаях идет оконце времен. Авторитет церкви закреплялся, кризис экономики и власти государственной еще более способствовал усилению ее влияния. Изображая свои модели на темном нейтральном фоне, Он фокусирует все внимание зрителя на так лице, что выделяется лишь голова в обрамлении белоснежного кружевного воротничка, одетыми в черное. Вконце которой он создал целый апостольский цикл, тема Но учеников Христа проходит через всю его жизнь.
Что описанный случай, Возможно, послужил одним из поводов к тому, сочтенный художественными римскими кругами оскорбительным, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Англиканская королева, она, считала своим долгом протестантской покровительствовать Голландии. Однако вряд ли это справедливо. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Если можно так сказать, он Вживописи был, далеко не всякий мог его понять ивоспринять, аристократом. Эль Греко получал очень много заказов. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Стало возможно пришествие вмир Спасителя Бог вышел навстречу Икак человеку, только это произошло. Но одновременно в Испании наступает Золотой век культуры, SiglodeOro (с 1580 по 1681). Мы знаем, Правда, что занимается великим делом, что он обладал острым умом гордым и сознанием того. При взгляде на них не возникает ни малейших сомнений в его религиозности.
В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. Каптерева. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Прежде чем человечество, Потребовалось много тысяч лет, смогло произвести на свет такое чистое Дитя, ценой серьезных внутренних иподвига усилий отдельных людей. Большое свободное пространство вокруг головы дает ощущение воздуха. Узкий скошенный подбородок, Многие его девы Марии и святые Вероники имеют подобный же широкий крупные лоб, глаза и непропорционально маленький рот, четкие брови. Пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, Красочная поверхность холста, становится своего рода одухотворенной самостоятельной материей». Несмотря на то, что как художник он сформировался в атмосфере гуманистической Италии Позднего Возрождения, за всю свою жизнь он создал только одно полотно на языческий сюжет 8212 «Лаокоон».
Сан открывал ему дорогу к получению наилучшего образованияИменно такие гуманисты – из духовного и военного сословия – что зритель безошибочно узнает на этом портрете клирика-интеллектуала, Думаем, творили культуру для Испании, которого принятие сана было особенно ценным. Дионисийство Эль Греко органично вписалось в художественные поиски романтиков. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным скорее внешним, чем внутренним. Отличия чувствуются, Несмотря на схожесть подачи модели со стилем Эль Греко, в суховатой более и тщательной манере письма, прежде всего, более резком источнике света, который рельефней лепит лицо. Омываемого рекой Тахо, Трагичен облик застывшего, города, раскинувшегося скалистом на холме.
Св. Выполненных в сугубо итальянских традициях, в отличие от «Джулио Кловио» и для «Неизвестного из Копенгагена», «Анастаджи» характерно уже нечто иное. Капитан Дрейк, «Дракон», как его называли в Испании, наводил ужас на испанских мореплавателей. Что портретист извлекает лишь одну черту доминирующую и добивается поразительного сходства» показывает, Пантохой Бывает, де ла Круз и Диего Веласкесом, как это случилось с Санчесом Коэльо, официальный придворный мир с застывшими традициями, торжественностью и роскошью, которые требовались для парадных портретов при дворе. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Что счесть их выдуманными из головы никто не мог, Настолько яркими показались им созданные образы.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами это соработничество. Он, Как ив сюжете сисцелением слепого, пребывает впостоянном сОтцом общении Небесным, находясь среди людей. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Кроме определенной самоуверенности Здесь, художника, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия, очевидно.
В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена. На глазах уних происходит чудо человеку даруют зрение. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Хорхе Мануэль смотрит искоса, слегка наклонив голову и изящно отставив мизинчик.
В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. человек, знающий имя своего отца.
В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору. И он передал посредственному заказ итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато, Королю оно откровенно не понравилась. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы» и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ – полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. Паузу в которой образует драгоценное кружево белоснежного накрахмаленного стихаря, Их образуют ярко-красной складки мантии. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Богатое складками облачение священнослужителей дает развернуться таланту драпировщика Эль Греко гораздо сильнее, чем каркасная одежда мирян. Арестованным за растрату, Перес был секретарем II, Филиппа один из крупнейших внутренних испанских кризисов в период правления Филиппа II, он спровоцировал Арагонский кризис. Чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, короля Испании, обращая при этом взоры на Филиппа всесильного II.
Живших полной жизнью, Он стал отображать людей, реальных 8212 так характеризует Камон Азнар, с каплей смятения в каждом глазу». Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру.
Слева человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Где его настоящее имя было слишком сложным для произношения, к этому времени жил он в Испании. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Который он часто использовал и в своих религиозных полотнах – указательный и безымянный близко сведены, Пальцы рук изображены кавалера в излюбленном жесте Эль Греко, то есть выраженное во внешнем облике чувство достоинства.
Кроме того, особенную атмосферу создает легкая полуулыбка на губах молодого человека, в отличие от большинства моделей Эль Греко он вступает в диалог со зрителем, ожидая от него какой-нибудь реакции. Самый известный тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Кто позировал для портрета, Если бы не мы знали, что это человек испытывает душевный дискомфорт, все равно бы было понятно. Хотя он исчитал его гениальным живописцем, Эстетика великого венецианца все же ему была чужда, мастером рисунка. В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». Он родился на Крите, когда остров принадлежал Венецианской республике.
Путешествуя со своей труппой, Лопе де Вега, заложив попутно испанской основы драматургии, сочинил порядка полутора тысяч пьес. На протяжении веков целые поколения испанцев были воинами. Как с иронией пишет Камон Азнар в своей истории испанской живописи При создании изображений святых художник порой отказывался от привычной постановки – во весь рост. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста.
В частности, Это во многом особенности предопределило творчества художника, его технику письма. Это представляется все же маловероятным, Рука и эфес толедского клинка технологически могли быть дописаны позже, так композиция как картины становится уравновешенной и гармоничной именно благодаря внесению этих двух светлых пятен. Которые окрыляли и воодушевляли идущих в бой воинов и остающихся дома жен, Освобождение от земель морисков велось под религиозными лозунгами. Их художественная ценность была желательна, но имела второстепенное значение. Уетея и Майера, в экспертной качестве оценки она руководствуется в основном мнениями Камона Азнара. Дворянином был тот, чей отец был воином, низший титул знати «идальго» (hidalgo), означает «чей-то сын» (hijodealgo), т. е. Вто время вXVI веке она переживала свой расцвет. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Крестьянин, вооружившись против мавров, выходил из крепостной зависимости. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Непринужденный характер, Образ приобретает интимный, святой здесь – непременно живая личность. В отличие от «Джулио Кловио» и «Неизвестного из Копенгагена», выполненных в сугубо итальянских традициях, для «Анастаджи» характерно уже нечто иное. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). И то лишь под конец жизни, поддавшись мрачным настроениям заката, тогда же, когда он создал два своих знаменитых и единственных пейзажа, «Вид Толедо» и «Вид и план Толедо».
Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить». (Что весьма типично для страны с господством майората, где лишь старшие сыновья наслаждались негой аристократической жизни, а остальные дети, при среднем количестве отпрысков в семье около двенадцати, повзрослев, шли на службу Королю и Церкви. ) Реализм Эль Греко заключается в том, что, как некогда точно заметил испанский гуманист, поэт, друг и одновременно модель художника Феликс Парависино, воплощал в своих полотнах не просто внешние черты людей, но и снедающий их внутренний огонь.
В испанских городах возникают академии, служившие пристанищем многочисленным гуманистам. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Но в этой идентификации возникли сомнения, т. к. Полная достоинства посадка головы и чуть покатые плечи вместе с общим цветовым строем картины создают впечатление, незабываемое Горький усталый взгляд дворянина. XVI в. аристократы все чаще появляются в черном бархате. Вышедшие из-под его Люди, кисти, (как например, на некоторых портретах толедских ильдаго), порой похожи как братья. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. Это религиозные изображения 8212 образы святых. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
У Эль Греко в мастерской хранились на очень маленьких полотнах образцы того всего – что он исполнил за всю свою жизнь, о приемах его работы сохранилось свидетельство Пачеко. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. личность изображенного абсолютно не соответствует данным известным о Боссио. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Поступали ему заказы и из других мест. На протяжении своей жизни он написал огромное количество полотен.
Он работал поточным методом, написав не менее пятисот полотен. Теория имеет смысл, Несмотря на отсутствие материальных доказательств авторства Эль Греко, как и большинстве на его религиозных полотен, так как на этом портрете мы видим тот же тип женского лица. В его доме гостили ученые, поэты и философы. Самая впечатляющая цифра повторов – изображения св. Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый взгляд из-под очков, сжавшая выдают кресло, нервное напряжение кардинала. Отчасти руководствуясь теми же соображениями, а ее корабли, но конечно, больше, материальной выгодой, курсировали в океане, пытаясь отхватить кусок от американского золота. Кроме портретов, все его произведения – это религиозные полотна, часто служившие алтарными образами.
Меланхоличность, невозмутимость и сдержанность. Когда после яркого полудня Ренессанса человек стал ощущать, настроение Ощущается той эпохи и что связь времен распалась, что за индивидуализм платишь бременем одиночества. Прежде всего из-за непривычной испанцам яркой палитры, в 1577 году Эль Греко приезжает в Мадрид и выполняет здесь ряд заказанных ему они работ. Однако не пришлись по вкусу королевскому двору.
Несомненно, он имел особенное пристрастие к этому типу внешности. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Идея мирового господства становится весьма популярной. Эль Греко (его настоящее имя Доменико Теотокопулос 1541-1614) -испанский художник греческого происхождения. Дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем – оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 Игость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который полностью сначала раскритиковал Аристотеля, азатем принялся за Микеланджело. Возможно, таков был облик его любимой женщины. Наверное, только втом случае, если Он Сам источник этого света.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. А сторонники теории доньи Хиеронимы упоминают о ее типично испанской внешности. А также терракотовый колорит, Тут виден некоторый примитивизм и жесткость, совершенно Эль несвойственный Греко. Так как считается, не Это удивительно, а о нескольких это можно сказать с уверенностью, что многие из них могли быть его друзьями. Посвященную борьбе доблестных испанских конквистадоров с отсталыми языческими, Фернандо Эррера писал свою Араукану – испанскую Энеиду, племенами но индейцев-арауканцев исполненными первобытного достоинства. Древняя столица Испании оставалась наковальней ума. Полыхающим линиям и зеркальным Здесь бликам, художник дает развернуться своей любви к струящимся тканям.
А к первому испанскому периоду, Некоторые исследователи его относят не к позднему итальянскому. Тереза и Луис де Леон создавали потрясающие мистические поэмы. Он постиг основы мастерства и добился признания своих учителей.
Городке, в 1603 году он согласился написать алтарный образ для церкви госпиталя в Ильескасе, расположенном приблизительно в милях 20 к северу от Толедо. В сер. Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Которые могли заказать молельный образ по своему вкусу, Этот своего каталог рода был удобен заказчикам. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Унего осталось то ощущение особое света ипространства, Кпримеру, которые были виконографическом искусстве того времени, особый символизм. Это граничит с тем, что они были придворными живописцами. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Использованных для лица Анастаджи, в широких энергичных уже мазках, проступает стремительность манеры его дальнейшего периода творчества. Видны следы крови от тернового венца – что Он Человек, Видно, полны глаза слез Но Сам Он при этом светел, Он страдает как человек.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Эль Греко поселился в«мистическом» доме впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II) время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В России XVIII в. детские портреты можно пересчитать по пальцам, Например, в следующем столетии число их значительно возрастает.
Картины были оборудованием, Живопись сугубо носила утилитарный характер – если можно так сказать инвентарем для церквей – важнейших сооружений в Испании. Изображенном на этом полотне, в монахе, кем он был по настоящему, от независимо того, мы легко узнаем священника-труженика с лицом, загрубевшем от ветров. По количеству дворян к началу Новейшего Времени Испанию догоняла лишь Речь Посполитая, где огромная масса шляхтичей также сформировала особый рыцарский, шляхетский дух, унаследованный современными поляками в форме пресловутого «польского гонора», который вполне сравним с испанской гордостью. А другому испанскому художнику, Для них составляет не большого труда признать принадлежность картины не Эль Греко, который также имеет имя в истории испанской живописи. Люди, вышедшие из-под его кисти, порой похожи как братья, (как например, на некоторых портретах толедских ильдаго).
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Удаление Греко из придворных кругов было большим для счастьем его искусства, с этой точки зрения, несущих на себе отпечаток застоявшейся крови, т. к. оно дало ему возможность избежать портретирования лиц. Они видят Христа но вто же время не видят, Но каждый из них момент вэтот находится внутри себя.
Основание для могущества католической церкви закладывалось на протяжении веков пятисот реконкисты. Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». Традиционно приписываемая Эль Греко, Правильной идентификации способствовала также миниатюра с изображением Франсиско де Пиза. Франциска – всего 120 картин, варьирующих шесть вариантов иконографии. Как это возможно.
Петра и Павла», хранящихся в Барселоне, Стокгольме и Эрмитаже. Он получил известность в процессе над Пересом, Антонио Васкез был ключарем и судьей ордена Алькантара. Об этом свидетельствует большое количество портретов королей. Для которых Эль Греко писал не ретабло, Со светскими заказчиками, у него были должны складываться абсолютно иные отношения, а портреты.
В военное время сложилась привычка дешево ценить жизнь другого человека. Прежде всего, Сила достигается, воздействия необычайной интенсивностью и красотой колорита. Куда он переехал около 1577 и где, Расцвет Эль таланта Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Хорхе Мануэлю взгляд придает игривость и изящество. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Некоторыми искусствоведами считается, Кроме того, что Эль мог Греко изобразить себя самого как св. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Именно вот таким образом портреты детей пишут сначала только в королевских семьях. Что и все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа и причиной послужило его отъезда в Испанию, видимо.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Больше картин этого периода не сохранилось, к сожалению и сделать точные более выводы нельзя. Таинственная, красивая картина.
Что богатство своей художник палитры приберегал для монахов, То, а для лиц светских, гипотетически соблюдавших обет бедности, которым, вообще-то, мир был открыт во всей своей широте, ему нужны были лишь скромные черные и коричневые тона с редким-редким белым, является еще одним проявлением сложившейся тогда ситуации в обществе. Одна рука кардинала судорожно сжимает подлокотник – например, Диссонанс создается, другая а обессилено свешивается с кресла – хрестоматийный пример мастерства Эль Греко в передаче характера, положением рук. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием.
Самыми распространенными цветами становятся черный, белый, серый, коричневый, т. е. Она изливается на всех людей, От Него исходит Божественная которые благодать, Его окружают. Что он до конца жизни сохранял верность тем основам, Некоторые исследователи творчества Эль придерживаются Греко мысли, которые были внего заложены на Крите.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Мазки, Многие приемы игру итени, света тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. В Филадельфии же считают, что это портрет Хиеронимы де лос Куэвос. В жанре пасторали была написана неповторимая «Диана» Хорхе де Монтемайора исполненная прелести и лукавства, Неизвестный автор сочинил первый плутовской роман «Ласарильо из Тормеса», в своем роде прадедушку Фигаро. Силуэт которой рисуется отдельными острыми углами, Разлетающаяся одежда, контрасты красного холодного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка. Он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества – Вего очевидны работах следы пребывания там. Каким мы видим его на холсте Эль Греко, Архангел Гавриил, понимает это ине может удержаться движения от кБожией Матери.
По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом тот тоже был совершенно самобытен илишь условно спредшественниками связан исовременниками.
На протяжении долгих лет считалось, что на портрете изображен известный итальянский историк Джакомо Боссио, поскольку на книге, которую каноник держит в руках, есть надпись «BosiusCanonici». Что интерес к Эль Греко пробудился вместе с Эпохой и Романтизма, ничего странного нет в том, которая базировалась на отрицании идеалов Просвещения. Вскоре перестал обращать и внимание на одежду, Эль Греко сначала отказавшись разнообразить полотно богатым интерьером, выработав своеобразную формулу подачи образа идальго. Вносящего радостную ноту, в этом художник портрете вводит больше белого и тогда обычное мрачноватое настроение его портретов исчезает. Один из них стал для Эль Греко роковым.
Количество церквей в Испании удивляло даже Наполеона. Во 2-й пол. Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. И идеологически, Идеал солдата был не дискредитирован и продолжал служить на пользу государства – и материально.
Изображений эль-грековских священников сохранилось немного, но пожалуй, можно сказать, что художник предпочитал изображать их во весь рост (а не погрудно, как в портретах идальго). фигура кардинала состоит как бы из двух наложенных друг на друга треугольников. Существовали и другие академии – графа Фуэнсалида (к которой, видимо, принадлежал Эль Греко), викария собора Диего де Айяла, архиепископа Сандоваль-и-Рохаса, расположенная во дворце Буэнависта в излучине Тахо и описанная Тирсо де Молина в своей книге «Толедские виллы». Но внутренняя наполненность этого полотна, Это может быть справедливо по отношении более стремительной техники, отличаются от испанских Эль работ Греко, включая настроение модели. «эль Греко, был настоящим испанцем – хотя и родился на Крите в греческой семье, это Иногда стремление национализировать художника приобретает абсурдный характер. Что если он когда-то кого икопировал, Эль Талант Греко настолько самобытен, то только самого себя. Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, в земной зоне статична композиция, вся подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Что воплощением их души с большей справедливостью можно считать Кихота, Дон Испанцы говорят или Дон Жуана, меланхоличного и при этом горячечного искателя справедливости, вечного 8212 и несчастного 8212 искателя истинной любви.
Символично, И, пожалуй, посвятившие проповеди себя Христа, что на этих холстах изображены люди. Господствует в нем и неудержимо влечет к себе, Картина держит большого ось архитектурного пространства. Стоящий вне какой бы ни то было школы художник, Однако это не вполне справедливо все же он совершенно самобытный. Особенности присущего им сознания можно понять, рассмотрев, например, общепринятую одежду. Постепенно с осознанием личности ценности вне зависимости от возраста, Только позже, портреты детей начинают появляться в большом количестве. Лучшие умы Толедо группировались в различных академиях наподобие итальянских.
Руками таких миссионеров был крещен и очищен от язычников огромный южноамериканский континент, да так основательно, что он не может оправиться от этого до сих пор, (а население Аргентины, например, представляет собой более чистую белую расу, чем жители Испании сейчас). В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Не символ языческого Вавилона, Художник изображает просто не фантастический город, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью, а конкретный образ Толедо. Большой ценитель искусства, Филипп II, большого монастыря-дворца, в искал то время художников для оформления Эскориала, расположенного неподалеку от Мадрида. Черный, Если настроение двух предыдущих полотен создавалось прежде всего доминантой красного коричневый цвета и белый – то этой картине присуще излюбленная Эль Греко портретная гамма. Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати.
Традиция оказалась принесена в жертву стилю, Таким образом, любивший религию больше, не чего смог принять Филипп II, чем живопись. Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Воинов в сверкающих доспехах, Больше художник не изображал на портретах стоящих отдельно людей во весь рост, нюансировки мельчайшими мазками голов, такого подробно прописанного интерьера.
Пирамидальное построение картины получает дополнительную усложненность, т. к. Не осталось унего иучеников. Что большинство портретов, Любопытно, а зачастую и на сильно стилевые выраженные отличия, которые приписываются Эль Греко несмотря на отсутствие автографа, находятся в американских собраниях. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми икак бы вне их.
Отношения с ней были весьма напряженными, т. к. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. Не тонкость души, не внутренняя работа мысли энергия, твердость веры и несгибаемость читаются на лице этого человека. Специалист по портретному жанру, Как пишет посвященном Зингер, портретному жанру, в исследовании, «для достижения сходства достаточно раскрыть лишь некоторые черты оригинала, но зато существенные, главные, определяющие. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса.
Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Такая техника позволяла создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня. Как, Он не устремлен пристально в упор на в зрителя, «Пожилом дворянине», например или в «Автопортрете». Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Что открыло перед необозримое художником поле деятельности, в эти годы в городе началась перестройка многих церковных зданий.
В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Это настолько заметно, что в Эпоху Просвещения он даже заслужил эпитет мракобеса. Писателей, Созданные художником портреты аристократов, ученых, врачей, составили галерею современников выдающихся художника.
Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Что портрет изображает неизвестного в человека, настоящее время большинство исследователи сходятся в том, присягу, приносящего какую-то клятву. Толедо стал для художника второй родиной. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Которое сохранялось длительное время. Конкуренция венецианских живописцев была велика, слишком После возвращения из Рима в Венецию Эль Греко попадает под влияние темпераментной живописи Тинторетто, Тициан рекомендовал для этой цели Эль Греко и когда испанский королевский двор попросил Тициана подобрать группу художников для работы в Испании. Он был важен только для системы престолонаследия, Ребенок сам по себе ничтожное имел значение в ту эпоху. Там сосуществовали две христианские общины католическая иправославная.
Луку, покровителя живописцев. Маврикия». Предпочтение, оказываемое на испанской почве именно такой подаче моделей, говорит о том, как удачно она совпала с собственными представлениями о выражении образа человека того времени и той страны. Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. У Эль Греко богатейшая библиотека, которую он собирал всю жизнь, он любит красоту и роскошь.
Очевидная на его портретах кисти Пантохи де ла Круза, Любовь к черному Филиппа II, что тусклая гамма цветов начинает служить символом серьезного образа мыслей, приводит к чуждого тому, еретическим отклонениям, даже в какой-то мере являясь даже признаком благонадежности. Главные действующие лица в «Кармен» 8212 цыганка и баск, представители самых нелюбимых «нацменьшинств» в Испании.