Напряженная жизнь, За внешней форм оцепенелостью и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь. Для Эль Греко характерно напряженное стремлением к выражению порывов возвышенно-драматических человеческого духа. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVIXVII вв. И, Руки апостолов образуют своеобразный узор, так же как и разобщены их взгляды, хотя жесты не их связаны между собой, оба апостола объединены общим внутренним переживанием. За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. Субъективно заостренного, По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, чувствуется взволнованное отношение к художника модели.
Мазки, Многие приемы – игру света и тени, тему и позднего стиль маньеризма он взял у этого итальянского художника. Погребение графа Оргаса, 1586. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным.
В сдержанных жестах хрупких рук, Их духовные переживания с удивительной воплощены утонченностью в тонких бледных лицах. А в то время8230 Когда страна была под владычеством мавров, – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, по уровню философов, Толедо по уровню учености своих которые жителей, там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Чем в других произведениях мастера, Однако ее образное решение отличается гораздо большей и сложностью глубиной. Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего.
Если присмотреться внимательней, то Действительно, мы увидим на картине очень интересные детали. Что Павел указывает не впрямую на Евангельский и текст, можно предположить, на письма, а на Апостольские послания. Художник остро почувствовал и сам тип этих людей, чужестранцем, Будучи и их манеру держаться. Это противопоставление двух различных характеров подчеркнуто и цветом: пламенеюще-красным на плаще Павла и желто-серым у Петра. Как только взял в руки кисть, Однако он с ранних лет, которая в то время – в XVI – веке переживала свой расцвет, находился под особым обаянием Критской иконописной школы. Горячие черты характера – все остается Павлом с после обращения до конца его дней и этот максималистский заряд. Безжизненный, как бы оцепеневший, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, город, как призрачное видение, возникает на сине- свинцовом в клубящихся облаках небе.
У них были разногласия – тоже апостолы люди, Да, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с маньеризмом, одухотворенность Повышенная образов. Художник дает почувствовать мрачной характер эпохи, Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его по труды объему превысят все остальные книги. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов – чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда). Здесь сталкиваются стихии, Люди в драме не участвуют, в котором человеку нет места идет сражение – да их невозможно и представить в этом ландшафте.
То Павел одной из них опирается на книгу, Если мы внимание обратим на руки апостолов, а другая развернута к зрителю. Художник сохранил только книгу. 8 Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. Разорвать со всем, Только религиозный гений способен ради любви к Истине полностью переменить свою всю жизнь, чему он раньше поклонялся. Атрибутом Павла были книга и меч. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.
Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. Парчовая риза Св. Стефана изображениями украшена эпизодов из его жития побиения святого камнями, Так. Ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой что неба характерно для Эль Греко, Тема жизни. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. После Сошествия Святого Духа на апостолов, Это произошло уже после которые Вознесения, уже начали проповедовать. Которая в свое время была одной из самых блестящих Толедо, в Он всю жизнь собирал бибиотеку, куда он переехал на постоянное место жительства.
Церковь Сан Томе, Толедо 6 Апостолы Петр и Павел, 1592. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Себастьян и св.
Оно по духу сильно очень перекликается с Посланием апостола Петра, Думаю – это может быть Послание к Ефесянам. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. Жемчуг, Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, которые любили воспроизводить в живописи испанцы, узоры белых кружев на черном бархате и декоративные другие детали.
В свою очередь, Фигура с Петра, одной стороны исполнена, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности. Творчество Моралеса, в известной мере, отразило религиозно-мистические настроения испанского общества, подогреваемые католической церковью, весьма могущественной в Испании тех времен. Собственно, как и глаза апостола Петра. Насыщенность колорита, Ирина отличают напряженная эмоциональность своеобразие образов, светотеневого освещения. Последующий путь развития испанской живописи определила теснейшая связь народными с традициями. Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, Кроме того, что перекликается тоже с критской традицией.
Эль Греко таким образом раскрывает и смысл суть служения Церкви, На мой взгляд, а не конфликт учеников Христовых. И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Его картины Св. Беспокойные складки одежд, Внутренняя напряженность образов, беспокойства, пламенеющие краски создают атмосферу экзальтации, тревоги, столь свойственных искусству Греко. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия.
Здесь все находится в драматическом движении. Расположенные наискосок, Темные пряди, зрительно объемность придают и реальность изображению. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 и гость был поражен нестандартностью мышления Греко, Эль который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Здесь же в зале работы учеников Веласкеса Хуана Масо Портрет Филиппа IV и Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела, а также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт).
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». 11 Лаокоон, 1610. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Здесь противопоставлены разные типы людей. Но когда из Иерусалима приходят евреи, которые приняли Христа и продолжали соблюдать Закон Моисея, Петр начал есть и пить с обрезанными и чуждаться необрезанных.
Павел – абсолютно для него неожиданно, к нему, зачем ты гонишь Меня, обращается и Христос кротко спрашивает. Которая оспаривает эту Однако мысль, есть замечательная работа тонкого искусствоведа А. Васильевой. К которому часто обращался и Мурильо где отчетливо проявились реалистические черты его таланта, Картина Мальчик с собакой – образец бытового жанра. Отдых на пути в Египет, Картины Мурильо на религиозные сюжеты Благословление Иакова Исааком, привлекательной миловидностью и женских детских образов, Вознесение мадонны отличаются непринужденностью композиции, красотой цветовой гаммы.
Внизу композиции в сумеречном ночном запечатлена освещении торжественная погребальная церемония. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Что Распятый Христос – для соблазн иудеев Позже Павел напишет об этом, для эллинов безумие. Основанный на обилии холодных бликов, Одну из главных ролей в этих произведениях Эль играет Греко колорит, ярко вспыхивающих или приглушенных, беспокойной игре контрастных цветов.
Оттененные цветами плащей оливково-золотистого у Петра и темно-красного, Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, розово-оранжевым отливающего у Павла. Зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей, Тонкая проницательность проявилась художника в замечательных портретах. Что христианство, Мы помним, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, как только стало так распространяться, потом и в римской.
Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (15511609). Петр рядом с ним выглядит старчески-слабым, сомневающимся. Яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного погребальных света факелов, Сохраняя меру реальности.
Небесной сфере мы видим Иисуса, в к верхней, которому обращаются Богоматерь и Иоанн Креститель. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Картина «Апостолы Петр и Павел» создана мастером уже в Испании, куда он переселился из Италии в 1577 году. Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет.
Он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от творчества его – в его работах очевидны следы пребывания там. Волевая личность, Павел охарактеризован как сильная, рука властно опирается на книгу, у него высокий лоб и мыслителя лихорадочно горящие глаза фанатика. Что полотно Эль Греко передает именно этот спора, момент Многие полагают, обличения и раскаяния. Его интересовал прежде всего духовный Эль пласт, Греко же был более аскетичен в своих работах. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. Великий испанский художник, 2 Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), архитектор и скульптор. Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. Эрмитажная коллекция одно из наиболее значительных и богатых собраний испанской в живописи музеях мира.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, Он внешне сдержан, по разделенным вертикали на две равные части. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). 1638 г. ) внешне лаконичен, но глубок по характеристике. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Серого, Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной черного, гармонией белого. Он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом, Мы его видим сначала гонителем христиан. Петр трижды отвечает утвердительно. Змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями – За это разгневались боги и наказали бдительного жреца. Передачей пространства и перспективы, в Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, широким обобщенным мазком особенностями венецианского колоризма. Мадрид Этот известный портрет Эль Греко собой представляет образ дворянина своего времени, Музей Прадо. Переливчатый, Холодный, в котором написана его фигура, золотисто-зеленый колорит, настроению соответствует печали, неуверенности.
Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Открытое благородство и некоторая в суровость, облике этих людей из народа тонко подмечены черты испанского национального характера веселость и сдержанность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся и чудом глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Куда он переехал около 1577 и где, Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не признания получив при королевском дворе в Мадриде. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
Санкт-петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в его учеников изображениях Христа, Эрмитаж. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. «Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. Косвенное влияние оказал Критский, Феофан к его первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса.
Но это только на первый взгляд. Весьма распространена точка зрения, что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания к Галатам. Писателей, Музей г. Глазго Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, ученых, врачей, представленных или поколенно погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством.
На которое указывает сам Павел, а то место, где он сам пишет о апостолов, служении по логике картины – его собственный текст. Отражающей мертвенный, Художнику чужда психологическая статика придворных испанских 16 портретов в. с характерной для них чопорностью, унылый дух испанского двора. Скорбные лица мадонн несут на себе печать суровости и трагизма, Нарочито удлиненные, в колорите преобладают черно-зеленые холодные и розовые тона. Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний.
Но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- психологических Многих оттенков, евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. В зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовное толкование.
Однако вряд ли это справедливо. Что Эль Греко очень много учился, Вообще же надо сказать, он был чрезвычайно человеком образованным своего времени. Испанию окончательно освободили в 1492 году.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Кроткий взгляд темных без блеска глаз, Выражение Петра, лица рука, слегка согбенная фигура, повисшая под тяжестью ключа, все это выдает натуру созерцательную, бездеятельную, склонную к раздумьям и сомнениям. Эль Греко учился, Уроженец с острова Крит, у местных иконописцев, видимо, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме, воздействие испытал маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Все наполнено движением. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Чудесным образом спустившихся с На небес, фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чтобы похоронить Оргаса.
Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Руки Петра находятся на том же уровне. Их тела абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, у них нет точек опоры, жесты вялы, бессознательны и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица. Каким мы видим апостола Павла, То, а не о том, скорее говорит о характере, его что он превышает по значимости своего брата во Христе. Эрмитажный Портрет Оливареса (ок.
Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (15861588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, Конечно, ученики, ближайшие но весть о Воскресении и о Церкви понесли его апостолы. Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Он старше Павла, в более блеклой одежде, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине, а о глубочайшей молитве.
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Даже несмотря на то, Вообще, они все равно относились друг к с другу большой братской любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. Погребение графа Оргаса, 1586. Принимающий душу графа Оргаса. Ясность взгляда, Высокий лоб, опирающейся на книгу, решительный жест левой руки и убеждающий жест правой говорят о большом его уме и несгибаемой воле. В Толедо, к этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который каком-то в смысле стал его второй родиной.
У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. У Бога ничего случайного не бывает. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы.
Что судя по закладке, Лично мне кажется, это, которую мы видим в раскрытой скорее книге, всего, Послание апостола Петра. Что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, Причем он его обвинил публично и пояснил, а только не иудеям, которое должно быть проповедано всему миру. То внезапно вырастающих, ракурсы Резкие и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих в глубине картинного пространства. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях.
Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите. Не осталось у него и учеников. Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись.
9 Дама в мехах, 1577-80. То видно, Если посмотреть на его лик, смотрят глаза в сторону, что губы его плотно сжаты, не на зрителя. Открыл новый путь решения живописных задач, Своим творчеством Эль подготовил Греко новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи. На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Очень спокойный, Элегантный, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, то есть во выражение внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. Скованы, Темные силуэты торжественно-неподвижны, но сдержанные рук жесты выдают затаенную взволнованность. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. 10 Вид Толедо, 1597-99.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, эфеса шпаги, словно висящей в воздухе. Мясистое, грубое лицо, колючий взгляд темных глаз, плотоядная улыбка выявляют черты властной, низменной натуры могущественного министра, фаворита короля Филиппа IV. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Просительной – Петра, Интересно сопоставление обоих рук апостолов – твердой сильной руки Павла и мягкой.
Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (15911652). К раннему периоду творчества художника относится Завтрак (ок. В тонкой передаче оттенков черного бархата одежды, Живописный гений Веласкеса проявился в смелой лепке лица, пространство наполняющей холста, в серебристо-прозрачной живой воздушной среде. Селедка в глиняной миске, Замечательно написан натюрморт стакан золотистым с вином, репа, гранат, нож предметы отбрасывают легкую тень на стол, покрытый белой скатертью.
В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко. Она значительно отступала от норм церковной существовавшей традиции в Испании, Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко. – Обычно считается, что это Евангелие. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Это люди разных возрастов и характеров воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность.
Что Евангелие – это книга, возможно, Вполне та, лежащая в основании, на которой зиждется апостольская проповедь. Шедевром эрмитажного собрания является картина Апостолы Петр и Павел исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (15411614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных едва движениях уловимые мимолетные настроения. За Иоанном предтечей – другие апостолы.
Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. А выразитель взволнованных чувств, Однако цвет для Эль не Греко постоянный признак предмета. – и Павел вдруг видит Самого Бога.
Толедо 5 Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, Церковь Сан Томе, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников и духовенства особенно дворянства г. Толедо, вносит в картину ощущение реальности. На первый план, против обыкновения, выдвинут Павел, а не Петр, легендарный глава христианской церкви, которому якобы сам Христос вручил ключ от царствия небесного (Петр держит его в левой руке). Что вполне характерно для художников Возрождения и автор это подчеркивает через разные детали. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (15091586) Скорбящая мадонна и Мадонна с младенцем.
Эль Греко величайший мастер колорита. Это случилось по дороге в Дамаск. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно. То, После него осталось колоссальное наследие эпистолярное – до нас дошла только его часть, что мы читаем в Новом Завете. Диего де Сильва Веласкес (15991660)один из величайших живописцев прошлого представлен в Эрмитаже двумя картинами. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя.
Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Который всегда был в центре внимания Эль Греко, мир Духовный человека изменчивости, художник раскрыл в становлении, в этом он намного опережал свое время. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Облаком обволакивающе юную красавицу, Роскошные меха, в манере, свободными написаны и энергичными мазкам, напоминающей работы Тициана.
Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. То в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной Что красоты, касается портретов апостолов эрмитажной картины. К непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине содержательность исключительную и многозвучность, Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – более внешним, Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким человеческой исследованиям натуры, чем внутренним.
Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. Что если он когда-то кого копировал и Талант Эль Греко настолько самобытен, то только самого себя.
Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. С черными тенями судорожный руки, жест Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии с преломляющимися в ней лучами света, выдает бушующие страсти фанатика, схватывающей ручку кресла. Что нужно и необрезанных язычников обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Закона, Моисеева Петр сначала соглашается с Павлом. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. 3 Погребение графа Оргаса, 1586. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов.
Черного костюма, Эфес толедской шпаги красноречивая деталь его строгого облика, украшенного высоким воротником и манжетами белоснежных из кружев. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций фигуры являются святых Августина и Стефана. Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, в 8211 Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. У него сохранилось то особое ощущение света и пространства, к примеру, которые в были иконографическом искусстве того времени, особый символизм. Что это значит. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. 1617 г. ), где изображены за скудной трапезой сидящие в непринужденных позах, оживленно беседующие старик и двое юношей.
Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Яркую киноварь, Он любил голубовато-серо-стальной пронзительно-светлый тон изумрудно-зеленые, лимонно-желтые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. И это тоже передано, в том числе, через одежду. 4 Мистическое чудо составляет основное содержание картины.
Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык.
Что Петр и Павел два разных очень не только по возрасту, При этом тот факт, тоже очевиден, но и по характеру человека. Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». Пространство уплотнено фигурами, Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, усиливает что сгущенность эмоциональной атмосферы. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (15681649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. Эль Греко, Иными словами, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, безусловно, однако это было единственным, не что оказало на него влияние. 15981664) Св. Жены Эль Греко, Среди немногочисленных женских портретов Эль художника Греко безусловно выделяется полный сложной внутренней жизни образ хрупкой большеглазой Иеронимы Куэвас.
Озаренном вспышками холодного света, На небе, Христос с сонмом святых душу принимает Оргаса. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек весьма современного мышления, нему к явился один искусствовед. был Франсиско Рибальта (1551/551628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега.
В основу ее сюжетного замысла средневековая положена легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. В нижней части небесной сферы – ангел. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Круг портретируемых Эль Греко широк он дает представление о различных типах людей того Испании времени. В тяжелом бархатном, Фигура святого, на фоне светлого пейзажа с низкой линией горизонта, шитом золотом облачении, особенно кажется значительной.
Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Он повсюду перемещается – очевидно, Да и когда читаешь книгу Деяний апостольских, везде основывает что общины, это в основном деяния Павла. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Что Эль Греко был оппозиционером Некоторые папству исследователи указывают на то, а Рим – это папский город. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу.
Потому, – Возможно, у него более яркая одежда, фигура что Павла на полотне действительно занимает больше пространства. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно с связан предшественниками и современниками.
Описывал, Он ходил мимо благородных руин, как и положено, срисовывал, значимые античные Но объекты8230 там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. На ней изображена маленькая трогательная с девочка рукоделием на коленях, Другая картина Сурбарана Отрочество мадонны подкупает искренностью и теплотой чувств. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. Согласно которому жрец Лаокоон, На ней изображены герои мифа о Троянской войне и затаскивать не деревянного коня в крепость, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам. Против обыкновения, На план, первый а не Петр, выдвинут Павел, легендарный глава христианской церкви, которому якобы сам Христос вручил ключ от царствия небесного (Петр держит его в левой руке).
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. Такое положение рук может свидетельствовать о том и на самом деле, пастырским опытом Павлом, с что Петр делится своим молитвенным. То мы увидим, Однако если присмотреться, та, что у него под рукой две книги – одна более основательная, что а внизу, вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает. Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок.
Апостол Павел здесь никого не обличает. Притом, он все-таки обратился ко Христу уже после Воскресения – что мы называем Павла религиозным – гением, Здесь важно помнить. Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (16181682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Ученых, Художник писал трогательных портреты детей, писателей, утонченных поэтов, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Хотя он и Тициана считал гениальным живописцем, Его эстетика все же была чужда Эль Греко, мастером рисунка. Творчество Эль Греко во многом загадочно и Тинторетто там определенно есть, хотя следы и – Тициана в своей манере письма оно не имеет предшественников и здесь нужно отметить одну важную деталь.
В этом полотне слиты в гармоническом единстве как три бы плана представления художника о мире. Что и в картинах других мастера Лаокоон и его сыновья христианские мученики, Боги те же призрачные существа, с покорным смирением принимающие божественную кару. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов. Известном своими добрыми делами, в основе сюжета средневековая лежит легенда о толедском графе Оргасе.
К которой он ранее принадлежал, та Постепенно среда, он начинает очень трудный во всех смыслах путь Благовестия Христова, сама разрывает с ним. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Искусство Испании XVIXVII вв. По преданию, Лаврентий изображает одного из первых дьяконов церкви, этим с атрибутом он и представлен на картине, сожженного на железной решетке. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко, Олицетворение гибнущей это Трои образ Толедо. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию.
7 Святой Иоанн Евангелист, 1594-1604. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, Согласно преданию, потом был привезен для суда в Рим, в частности в Ефесе, был к приговорен смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил и не погиб в котле с кипящим маслом.
Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши длинными с волнистыми волосами. Действующими лицами которой являются небо, На полотне разворачивается драма и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, где летят и вздымаются озаренные молний вспышками облака. Что чувства можно передавать не только через выражение лиц, Эль Греко вообще считал, свет, но и через детали, колорит, предметы. Самое замечательное в картине остропсихологические портреты толедцев. 2 Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, в колористическом звучании картины и темно-синих красных тонов, желтых, слиты различные живописные решения.
Он поверил Христу еще явления до всей Его славы, а Петр видел Христа почти с первых дней Его проповеди. Стремящийся средствами ораторского искусства своих переубедить противников, Его Павел трибун. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом.
Заставляет сверкать серебряные латы графа, Серебристо-желтое пламя факелов освещает одежду белую экстатически воодушевленного священника, рождает таинственность атмосферы. Которые Петр допускает в отношении Христа, Даже несмотря на те ошибки, к нему все же потом возвращается старшинство, его когда отрекается от Него в ночь Его ареста.