Лично мне кажется, что судя по закладке, которую мы видим в раскрытой книге, это, скорее всего, Послание апостола Петра. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Иными словами, Эль Греко, безусловно, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, однако это было не единственным, что оказало на него влияние. Нчне мсто, немов мраж, застигло в зацпеннн на тл срого, затягнутого хмарами неба. Вид Толедо Одним з свордних живописцв спан друго половини XVI – початку XVI ст.
Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины.
И здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана и Тинторетто там определенно есть. У картин «Апостол Андрй Святий Франциск Ассизький» (1590 – 1595 рр. ) Ель Греко помстив поруч учня суса Христа талйського святого, який жив у XIII ст. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Вс вони охоплен незвичайними емоцями, екстатичним пориванням здаться, що язики полумя над головами апостолв – результат хнього внутршнього стану прозрння. У вузькй темнй комрчин (це чудово переда форма картини – витягнутий вгору прямокутник), збившись у тсне коло, у скорбот та гонннях, вони залишилися врними велнням Господа «не вдлучатися вд русалима», де вони зазнавали переслдувань вд тих, хто розпяв х Вчителя. Як стоять спиною вдкинулись вд почуття, в нижнй частин картини розмщен фгури що апостолв, огорта х вд побаченого чуда.
Его интересовал прежде всего духовный пласт, Эль Греко же более был аскетичен в своих работах. Руки Петра находятся на том же уровне. Що позначилося на становленн живописного його таланту, Вн народився на остров Крит у Венецанськй республц та провв деклька рокв у Венец та Рим. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Он поверил Христу еще до явления всей Его славы, а Петр видел Христа почти с первых Его дней проповеди.
Мати Божа, апостоли, учн суса та нш вруюч знаходились в одному примщенн в русалим. Жив головним чином в Толедо, Приблизно в 35 рокв художник в оселився спан, де писав на замовлення для монастирв церков. В свою очередь, Фигура Петра, с одной исполнена, стороны, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности. Однако если присмотреться, то мы увидим, что у него под рукой две книги – одна более основательная, та, что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Что это значит.
Глядач не вдразу помча, що апостоли розташован по колу, а постать Мар – в центр композиц. За обтницею Спасителя, Це Дух Святий, що Вн дав здатнсть силу для проповд Христового вчення всм народам свту зйшов же у вигляд вогню на знак того, зйшов на апостолв у вигляд язикв вогняних на знак того, що ма силу спалювати грхи й очищати, освячувати й згрвати душ. Вн створений променями свтла, як сходять вд голуба. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, Конечно, ближайшие ученики, но весть о Воскресении и Церкви о понесли его апостолы. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию. Великий нтерес представляють портретн роботи художника. Что нужно и необрезанных язычников ко обращать Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона, Петр сначала соглашается с Павлом.
Что Павел указывает не впрямую на Евангельский текст и можно предположить, на а письма, на Апостольские послания. був Ель Греко (прзвисько художника Доменко Теотоко- пул, який був греком за походженням). У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Особливо цкав парн портрети, побудован на зставленн рзних характерв темпераментв. Мы помним, что христианство, как только стало распространяться, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, так потом и в римской. Сили земно небесно Церкви з'днуються, як житя великих або мученикв святих, не вчинила подвигв життя його так само цнна – щоб прославити звичайно людини, у цьому твор укладена глибока дея.
Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. Деяк дослдники бачать у творчост Ель Греко передвстя такого направлення художнього ХХ столття як експресонзм. Ель Греко. Нби вд сильного пориву втру, Зненацька зчинився шум з неба, знаходились де учн Христов, наповнив весь дм. Собственно, как и глаза апостола Петра. – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии.
Каким мы видим апостола Павла, То, а не о том, скорее говорит о его характере, что он превышает по своего значимости брата во Христе. Многие приемы – игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. В Толедо, к этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, который в смысле каком-то стал его второй родиной. Когда он уже жил в Толедо, к примеру, человек весьма современного к мышления, нему явился один искусствовед. А змучений Петро дивиться на вс ц под з безконечним розчаруванням людини, яка наступила уже на вс грабл, вн зна, що нчого не можна змнити розум, що ма вдбутися, напевно, вн навть пднма руку, щоби потшити (зупинити) брата. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов.
Что Эль Греко был папству, оппозиционером Некоторые исследователи указывают на то, а Рим – это папский город. Як загпнотизован на хрест тесляра дивляться три Мар. Що в картин нема характерних для Греко Ель соковитих червоних або жовтих плям колорит, Цкаво, створю настрй спокою, заснований на нжних сро-блакитних зелених тонах, умиротворення. Що було народжене в осередд давнього кастильського дворянства фанатичного та чернецтва, у свордному та виразному мистецтв Ель Греко, екзальтац, багато мстики, несамовитост, навть брехливо патетики та зламаност, що давало пдставу деяким дослдникам зараховувати його до художникв маньристичного напряму.
Как только взял в руки кисть, Однако он с ранних лет, которая то в время – в XVI веке – переживала свой расцвет, находился под особым обаянием Критской иконописной школы. Что на картине запечатлен момент между спора Петром и Павлом из Послания к Галатам, Весьма распространена точка зрения. Апостол Павел здесь никого не обличает.
Ремсник-тесляр готу хрест для страти н на кого не дивиться. Что если он когда-то кого копировал и Талант Эль Греко настолько самобытен, то только самого себя. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Збившись у тсне коло, у вузькй темнй комрчин вони (це чудово переда форма картини – витягнутий вгору прямокутник), залишилися врними велнням Господа «не вдлучатися вд русалима», у скорбот та гонннях, де вони зазнавали переслдувань вд тих, хто розпяв х Вчителя.
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Что Петр и два Павел очень разных не только по возрасту, При этом тот факт, тоже очевиден, но и по характеру человека. Завдяки таланту художника все це обrsquoднуться в дину кольорову гармоню. У Бога ничего случайного не бывает. Что он до жизни конца сохранял верность тем основам, Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, которые были в него заложены на Крите. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Вс сповнилися Духа Святого стали славити Бога рзними мовами, яких ранше не знали.
Що сходить на апостолв Дву Марю, Сила Духа, Святого виклика в них духовний захват осяяння. – Его путь ко Христу был очень своеобразным. После Сошествия Святого на Духа апостолов, Это произошло уже после Вознесения, которые уже начали проповедовать. – Крит в то время принадлежал Венецианской республике. На якому вн був розп'ятий, Апостол Андрй спираться на косий хрест, а на руках Франциска Святого ясно видно стигмати. То Павел одной из них опирается на книгу, Если обратим мы внимание на руки апостолов, а другая развернута к зрителю. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу.
В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно с связан предшественниками и современниками. Он повсюду перемещается – очевидно и Да когда читаешь книгу Деяний апостольских, везде основывает общины, что это в основном деяния Павла. Ель Греко зазнав впливу взантйських конописцв, майстрв талйського Вдродження. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины.
Центральне мсце в композиц займа Два Маря, яка благовйно звернула погляд вгору. Ель Греко не мав ан учнв, ан послдовникв. Оно по духу очень сильно перекликается с Посланием апостола Петра, – Думаю это может быть Послание к Ефесянам. (1б10-1614 рр. ) показано подя, яка рзко змнила все життя учнв Христа.
Через пози жести, х почуття художник передав через контрасти свтла тн на обличчях, як нби подбно трпотять полумю, через силуети. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Який вм помтити зобразити те, Ель Тут Греко представля себе психологом, що вдбуваться в душ людини. Ель Греко.
Притом, он все-таки обратился ко Христу уже Воскресения после – что мы называем Павла религиозным гением, – Здесь важно помнить. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Горячие черты характера – все остается с Павлом после обращения до конца его дней и максималистский этот заряд. Неможливо знайти подбн композицйн схеми. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов.
Что чувства можно передавать не только через выражение Эль лиц, Греко вообще считал, свет, но и через колорит, детали, предметы. Что своими действиями Петр саму дискредитирует идею христианства, Причем он его обвинил публично и пояснил, а не только иудеям, которое должно быть проповедано всему миру. Оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 и гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала раскритиковал полностью Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Разорвать со всем, Только религиозный гений способен ради любви к Истине полностью переменить свою всю жизнь, чему он раньше поклонялся.
И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо.
То, После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – нас до дошла только его часть, что мы читаем в Новом Завете. Страта от-от почнеться, але жах вже пану в людських серцях. Эль Греко не вдходить вд традицйного зображення евангельського сюжету зшестя Святого Духа. И на самом деле, такое положение рук может свидетельствовать о том, что Петр делится своим молитвенным, пастырским опытом с Павлом.
У него сохранилось то особое ощущение света и пространства, примеру, к которые были в иконографическом искусстве того времени, особый символизм. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. У глибоко свордному виразному мистецтв Ель Греко багато мстики.
Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его труды по объему все превысят остальные книги. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. У них были разногласия – апостолы тоже люди, Да, но чувство любви и духовного глубокого единства у них сохранялось всегда. На которое указывает сам Павел, а то место, где он сам пишет о служении апостолов, по картины логике – его собственный текст.
Однако на Крите он пробыл только часть жизни. з'явилися м язики подлен, немов би вогненн, спочили по одному на кожному з них». Лише вддалено щось нагаду кони великих безменних майстрв Взант.
Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. – Обычно считается, что это Евангелие. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали.
зявилися вогнян язики спочили (зупинилися) по одному на кожному з них. Описывал, Он ходил мимо руин, благородных как и положено, срисовывал, значимые античные объекты8230 Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции – Сюжет он выбрал неслучайно. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры.
Что Эль Греко очень много учился, Вообще же надо сказать, он был образованным чрезвычайно человеком своего времени. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. На нших з039являються образи, На одних картинах Ель Греко знайомить глядачв з своми сучасниками, характерними що для спанського живопису в цлому, далек вд дйсност. Зображення святих, становлять значну чисельну частину творчо спадщини художника. И это тоже передано, в том числе, через одежду. Але зершилося велике чудо – сила Святого Духа спочила на кожному з них, зявившись у вигляд вогняних язикв. Испанию окончательно освободили в 1492 году.
В нижнй частини, а вгор, здйснються поховання, на неб, душа графа Оргаса поста перед Христом, Богоматр'ю й святими – земл, на Композиця картини традицйна для того часу. Коли сус Христос вознсся небо, на Настав десятий день, пятдесятий день псля Воскресння Христового. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Кат вже зачепив край одягу Христа. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – более внешним, Но сам Эль Греко был склонен более к более глубоким исследованиям человеческой натуры, чем внутренним. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. А в то время8230 Когда страна была под владычеством мавров, – Это и сейчас из один самых блестящих городов Испании, по уровню философов, Толедо по уровню учености своих жителей, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Косвенное влияние оказал Феофан Критский, к его первым учителям иконописца относят Михаила Дамаскиноса.
Але саме цей прийом допомг художнику створити вдчуття стйкост, рвноваги. Що завершуться куполом свтла над головою Дви Мар та апостолв, Виника форма особлива композиц. На мой взгляд, Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть служения Церкви, а не конфликт учеников Христовых.
Нби буря сильного втру, « нагло зчинився шум неба, з де вони знаходилися, наповнив увесь дм. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Майстерно володв технкою з роботи кольором, Митець писав переважно на релгйн теми або в портретному жанр, душевних рухв, яку використовував для передач емоцй. Блискучий розквт образотворчого мистецтва починаться з появою в спан 1576 року Доменко Теотокопулi, прозваного Ель Греко (1541-1614), оскльки вн був грецького походження народився на остров Крит. То видно, Если посмотреть на его лик, глаза смотрят в сторону, что его губы плотно сжаты, не на зрителя.
К которой он ранее принадлежал, Постепенно та среда, он начинает очень трудный во всех смыслах путь Благовестия Христова, разрывает сама с ним. вре тод вдзначали велике свято Пятдесятниц в память Синайського законодавства. Де все ще атмосфера панувала середньовчно культури, Саме в цьому стародавньому мст, перетворивши живописця в неперевершеного майстра, талант Ель Греко проявився найяскравше знайшов силу, манеру письма якого не сплуташ н з якою ншою. Таким чином, у сцен спвбесди святих вдчуваться незрима присутнсть Спасителя. Потому, – Возможно, у него более яркая одежда, что фигура Павла на полотне действительно больше занимает пространства. Тим самим вн звернувся до традиц сцен «святого спвбесди», широко вдомих в талйського живопису епохи Вдродження.
Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. оточують учн суса Христа. В более блеклой одежде, Он старше Павла, а о глубочайшей молитве, поза его как будто свидетельствует внутренне – не о вине. Що в його мистецтв, все Але ж таки краще те, справило значний вплив на формування спанських живописцв наступних поколнь. Вполне возможно, что Евангелие – это книга, лежащая в основании, та, на которой зиждется апостольская проповедь. Але саме цей прийом допомг художнику створити вдчуття стйкост, рвноваги.
Которые Петр допускает в отношении Христа, Даже несмотря на те ошибки, к нему же все потом возвращается его старшинство, когда отрекается от Него в ночь Его ареста. Но это только на первый взгляд. Что вполне характерно для художников и Возрождения, автор подчеркивает это через разные детали. Неможливо вдшукати конографчн витоки твору. Кого щойно хотв царем бачити уде, Натовп збрався подивитися на того, а тепер готували стратити як злочинця. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу.
Нколи не зустрчали один одного в земному житт, На подбних зображували картинах людей, згдно з християнським уявленням, але, на небесах перебувають в духовному сплкуванн. Что полотно Эль Греко передает именно этот момент спора, Многие полагают и обличения раскаяния. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили.
Вд них в приреченстю, образи всебльше вддаляються вд реальност. Численних вдтнкв зеленого кольору свдчить про високу майстернсть художника-колориста. За життя у Греко Ель не було н учнв, Гра свтла й темряви, здатних продовжити його традиц, н послдовникв. Апостоли Петро Павло Пзн картини Ель Греко вдзначен посиленням мстицизму. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Через пози жести, х стан художник передав через контрасти свтла тн на обличчях, здаються як трепещущими подбно мов полум'я, через силуети.
Тут повною мрою проявилося обдарування митця: дивовижна здатнсть створювати образи мстичних виднь, гостре око портретиста, чудове вдчуття кольору (особливо гарн золот шати святих на тл суворих темних костюмв нших учасникв церемон). Которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, Он всю собирал жизнь бибиотеку, куда он переехал на постоянное место жительства. – В 1587 году (а закончил в 1592-м). Глядач не вдразу помча, що апостоли розташован по колу, а постать Мар – в центр композиц.
Не осталось у него и учеников. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись.
Який захоплювався творами майстра, Лише Веласкеса, можна його назвати духовним послдовником Ель Греко. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Петр трижды отвечает утвердительно. Також традицйно Святий Дух зображений у вигляд голуба.
Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Проте деяк детал значно вдрзняються вд конописно традиц зникло на той час мпер. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Диного пейзажу у Ель творчост Греко, Надзвичайно виразний трагчний сенс картини "Вид Толедо".
Бачимо сльози в очах апостола поган, Але так несподвано перемнються фокус, здаться, помчамо грку складку бля губ, що, ось, вн не може пдбрати слв, вн розгублений, не вгамувати здатний роздратованого опонента, не може нчого змнити в майбутньому, але любов не дозволя йому стиснути руку в кулак вдарити чи закричати. Однако вряд ли это справедливо. Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, Кроме того, что тоже перекликается критской с традицией. Червон, Колорит його картин надзвичайно багатий насичений – барвистй на поверхн полотен спалахують помаранчев, жовт, рожев мазки рзних вдтнкв переливаються оливков, зелен фолетов кольори одягу. Хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, Его эстетика все же была Эль чужда Греко, мастером рисунка.
Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Которая оспаривает эту мысль, Однако замечательная есть работа тонкого искусствоведа А. Васильевой. Которые приняли Христа и продолжали соблюдать Закон Моисея, Но когда из приходят Иерусалима евреи, Петр начал есть и пить с обрезанными и чуждаться необрезанных.
Павел – абсолютно него для неожиданно, к нему, зачем ты гонишь Меня, обращается Христос и кротко спрашивает. Если присмотреться внимательней, Действительно, то увидим мы на картине очень интересные детали. Де задумансть печаль Петра контрасту з енергю владнстю Павла, Прикладом може служити "Апостоли картина Павло Петро". Даже несмотря на то, Вообще, они все равно относились друг другу к с большой братской любовью, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт. Думаю, на постижение Божиего промысла, не зря Господь призвал Петра Павла и к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, 8212 в Риме – естественно, Позволю себе высказать мнение – не претендуя, но все же. Это случилось по дороге в Дамаск.
Что Распятый Христос – для соблазн иудеев Позже Павел напишет об этом, для эллинов безумие. Он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе извергом, как Мы видим его сначала гонителем христиан. Он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от его – творчества в его работах очевидны следы пребывания там.