Прежде чем человечество, Потребовалось много лет, тысяч смогло произвести на свет такое чистое Дитя, ценой серьезных внутренних усилий иподвига отдельных людей. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные ансамбли для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также композиции «Святое семейство» (1590–1595). Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах и обладал эстетической собственной системой. Почувствовать ее масштабность, Однако только в Риме смог он обогатить свое представление о художественной эпохе в целом. Густой, Но в цвет Эсполио хитона, словно сохраняет в себе горячий ток крови, яркий и удивительно благородный.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Это помогает датировать поздние работы мастера. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Что родился на Крите, в 1582 году он сам сообщил о а том, в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии.
Которые приходилось писать художнику, Повышенная отличает эмоциональность также изображения официальных лиц. Вера, благородство, напряженные поиски» духовные – каждый человек индивидуален, Действительно, пожалуй, но, еще важнее то, что их объединяет. Благородные лица с тонкими, мощного Умные интеллекта, нервными чертами сочетают спокойное достоинство аристократа с печатью интенсивной духовной жизни.
В последние годы у Эль Греко не было отбоя от заказчиков. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко его внутренняя глубокая религиозность ипонимание сути христианства. Городке, в 1603 году он согласился написать алтарный образ для церкви госпиталя в Ильескасе, расположенном приблизительно в 20 милях северу к от Толедо.
15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден ок. Тому есть несколько причин. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не любившего художника Филиппа II, Греко живопись получает признание. Написанном Димитриусом Сиатополиусом, Сюжет основан фильма на беллетризованном биографическом романе. Она изливается на всех людей, От Него исходит благодать, Божественная которые Его окружают. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился на острове Крит, который во всех легендах считается Землей изобилия.
Что и все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа и послужило причиной отъезда его в Испанию, видимо. Художник развивал новую тенденцию в портретной живописи – обращение к интимным переживаниям человека, к его внутреннему миру. Ивновь фигура Христа здесь центральная. Но здесь ему также не удалось Около прижиться, 1575 года в поисках наибольшей свободы самовыражения Эль Греко приехал в Мадрид. Зеничев). Как две стороны собственной души Греко, Таковы герои его "апостолад" – кроткий Петр и воинствующий Павел, однако душа вмещает эта целый космос. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат160 3 442 500 фунтов (5160229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Живет во дворце Фарнезе.
Художник много лет проработал в Италии, Бежав судебных от тяжб с Крита, в Толедо, а позже осел в Испании. Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью. 1565 переехал в Венецию. Прежде всего, Сила воздействия достигается, необычайной и интенсивностью красотой колорита. Но только в XX веке оно заняло подобающее место истории в искусства и художественной культуры прошлого. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Как ив сюжете сисцелением слепого, Он, находясь среди людей, пребывает впостоянном общении сОтцом Небесным. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Не случайно даже его единственный античный герой Лаокоон умирает на фоне Толедо. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Самый известный тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Сколько возносится над миром, Оттого и Христос его "Распятий" не столько повисает, а фигуры в апостолов "Сошествии св. Которое, Именно вот таким образом Испания благодатной стала почвой для творчества Эль Греко, было с готовностью усвоено испанским искусством, в свою очередь. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Учился у иконописцев на Крите, а ок. Маврикия" исполненного в той же манере, королевские заказы прекратились. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Были поражены уровнем мысли имастерства ипринялись за изучение, Ученые увидели работы его из апостольского цикла. Вполне заслуженно, Врезультате Эль холсты Греко стали высоко цениться идорого продаваться конечно. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Рисунок, Как ни экспрессивны в искусстве композиция, мастера передача пространства, ритм, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими. Произвольно пересоздавая, Полюбившийся город он писал много раз, преображая изгибы реки и рельеф местности, меняя местами собор и крепость, но при всегда этом сохраняя главное – неповторимость своего Толедо. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из света, высшего Будучи невероятно популярным и модным художником.
Вконце которой он создал целый апостольский цикл, Но тема учеников Христа через проходит всю его жизнь. Он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества – Вего работах следы очевидны пребывания там. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать». И это вынудило Эль Греко покинуть родные края и в уехать Венецию, Но отец девушки готовил политический переворот, подальше от Франчески (Д.
Таинственная, красивая картина. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Несомненно, Первоначальной целью художника в Испании и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен, был Мадрид в конце 1570-х как заканчивалось раз строительство дворца Эскориал. На многих картинах изображен и их единственный сын. Две реальности160 мир земной и мир Композиционно небесный, картина поделена на две почти равные части.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Испанский период. Помимо греческого издания Гиппократа, среди его книг имелась также итальянская книга под названием «Искусство сохранения здоровья». Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. В юности он учился искусству иконописи у византийского мастера. Стефан и Св. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Слева человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он160 единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Такая безудержность художнического не произвола могла прийтись по вкусу Филиппу II – после "Мученичества св. В этом убеждают висящие рядом стенах на его поздние изображения апостолов, Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, как будто вобравшими в себя пелену тумана, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми.
Гиперболы и эллипсы, Параболы, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним, направленные вовне и уходящие в глубину иллюзорного бесконечного пространства его картин. Точная дата рождения остается неизвестной. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Свободные от земного притяжения в этих образах Эль Греко сумел выразить идею растворения духовного человека в Боге, Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени.
Добившись наконец заказа от Эскориала, в 1579 году, заданных живописью Эль Греко, мастер создал картину "Видение Филиппа II" – из первую множества загадок. С 1577 жил и работал в Испании. Стремительно развивавшийся ученик помогал дряхлеющему Тициану исполнении в "Мученичества св. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. И художник отправился в Толедо, Однако испанскому королю пришлась не по вкусу новизна и необычность искусства Эль Греко, где прожил с 1577 вплоть до самой 7 смерти апреля 1614.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Чтобы ничем не уронить себя, с 1585 года Эль Греко, арендовав часть дворца у маркиза де Вильены, старался жить на ногу, широкую а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов. И одновременно возросло влияние на испанской художника мистики, в девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Он вынудил чопорное духовенство цитадели католицизма примириться с наличием незаконной жены и внебрачного сына, Своевольный, впрочем, которому, свое дал имя. 1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок.
Влияние этого стиля чувствуется в его более поздних работах. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. 1577-79. Лучший образ испанского дворянства того времени Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, Одна из ранних работ Эль врачей, Греко, писателей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Отходя от общепринятой традиции, Художник, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами160 он использует вместо этого разные манеры письма верхней в и нижней части работы.
Отступает, На довольно холсте небольшом собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II) время как будто сворачивается перед лицом вечности. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Большой ценитель искусства, Филипп II, большого искал монастыря-дворца, в то время художников для оформления Эскориала, расположенного неподалеку от Мадрида. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Пожертвовавшего церкви большие средства, похоронах «На графа, согласно легенде, в 1312 году, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. Точно так же вXIX уже веке испанских два исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Украшенной его первыми живописными произведениями, Похоронен в церкви эль Санто-Доминго Антигуо. И фатально ошибся.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Если можно так сказать, Вживописи он был, далеко всякий не мог его понять ивоспринять, аристократом. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми икак бы вне их. Лишь к середине XIX века картины его признали заслуживающими внимания – Между тем мир открыл его искусство не так давно. Прозванного Эль Греко, в лице Доменико Теотокопули, остров вторично Крит со времен отдаленной древности стал родиной беспримерного новаторства. Как показала его дальнейшая карьера, Эль Греко суждено не было стать придворным художником и, – к счастью. Заказанного королем Испании Филиппом II, Лаврентия", которые, а заодно исполнил первые собственные композиции "Изгнание торгующих храма" из и "Исцеление слепого", по своему обыкновению, впоследствии не раз повторит.
Эль Греко поселился в«мистическом» доме впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Не напрасно младший друг Эль Греко – поэт и проповедник Ортенсио Феликс Парависино называет его портретировавшего живописца "божественным соперником Прометея". Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. 1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок.
Привлеченный известием о Эскориала, строительстве в 1576, Эль Греко предпринял путешествие в Испанию. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Как памятник, Автор сумел уловить бури тайные за великолепной сдержанностью монументального, прелата. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Кандии (теперь это город Ирак-лион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. И какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании, в период его рассвета слава распространилась по всей стране.
Видны следы крови от тернового венца что – Он Человек, Видно, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел, Он страдает как человек. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. «Картина Крещение Христа создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений, – пишет Т. П. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Quotвеликим философом", Но и не приемлющий новаций Греко учитель Веласкеса Пачеко при знакомстве признал его "человеком удивительным", поражавшим несокрушимой логикой в спорах и даже собственной обладавшим вполне законченной эстетической системой. Создавая грандиозные алтарные образы, Эль Греко работал активно, очень огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
И зрители, Эту работу Эль Греко очень высоко оценили и специалисты им она была просто непонятна, но она вызвала протест церковников Толедо. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат. ) Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо. Изумительная смелость палитры, Его яркая индивидуальность, сверкающих ультрамарина красок с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, построенная на сочетании лучистых, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Но время сохранило самое главное его картины. То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника эффект создают стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих. Что описанный случай, Возможно, послужил одним из поводов тому, к сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. И это ему удалось. Наверное, только втом случае, если Он Сам источник этого света. Не создал собственной школы и не примкнул к ни одному из художественных направлений того времени, Он не оставил после себя учеников.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Также составленная после его смерти, Опись библиотеки Эль среди Греко, которых было много книг религиозного содержания, содержала большое количество греческих книг. Она особенно ощутима в портрете великого инквизитора Ниньо де Гевара (около 1600 года). Вто время вXVI веке она переживала свой расцвет. Что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, Очевидно, что Доменико, вот таким образом совсем не как удивительно, младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта.
Не символ языческого Вавилона, Художник изображает не просто фантастический город, особенности облика которого запечатлены им удивительной с точностью, а конкретный образ Толедо. Где воспрянувшие тела, Это подтверждает последний шедевр семидесятилетнего Эль Греко "Снятие пятой печати" – апокалиптический сюжет, снизу вверх словно ввинчиваются устрашающе в грозное небо последнего дня мира, как раскрученные пружины. Молодой чужестранец вскоре приобрел известность там под именем "Грека, Оказавшись в 1570 году в Риме, обзавелся влиятельными заказчиками при папском дворе и начал, ученика Тициана", с успехом писать портреты. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов «Апостолы Петр иПавел». В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
Традиция оказалась принесена в жертву стилю, Таким образом, религию любивший больше, чего не смог принять Филипп II, чем живопись. Где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства, Средневековая легенда о чудесном благочестивого погребении графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Сохраняющие светоносную силу интенсивность и цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня, Такая техника позволяла создавать картины. Поняв, Луки, судя по всему, что добиться большого успеха в Италии не ему, удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.
Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Духа" напоминают колеблемые ветром огромные свечи. Стоящий вне какой бы то ни было школы художник, Однако не это вполне справедливо все же он совершенно самобытный. Ведь от её исполнения зависело, Теперь же Эль Греко с большим воодушевлением и надежной взялся за сложную и трудную работу, быть или быть не ему в Эскориале. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, Картина изощренным ритмом линий и цветовых проникнута созвучий, возвышенной красотой. 1600).
Возможно, в 1567-1570 в жил Венеции испытал влияние Тинторетто, был учеником или последователем Тициана, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. Что он до конца сохранял жизни верность тем основам, Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, которые были внего заложены на Крите. В 1579 году в Толедо произошло чрезвычайно важное событие – по случаю праздника Христова Тела в город приехал король Филипп II с супругой и дочерьми. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Где его настоящее имя было слишком сложным для произношения, к времени этому он жил в Испании. Проучился в Венеции он относительно недолго, Судя по всему, примерно возможно, в 1570 году, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Пропорции фигур удлинены, – Изображение развертывается ввысь, событие происходит в фантастической потусторонней среде, все охвачено сильным движением, где стерты грани между земным и небеснымХудожник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, по которая, словам Х. Камона Аснара, не оставляет паузы для отдыха.
Что подростком его учеником отправили в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, Увлекло настолько, последователя Феофана Грека. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений160 программную работу «Погребение графа Oргaca». Творчество Эль Греко во многом загадочно иТинторетто там определенно есть, хотя следы иТициана – всвоей манере письма оно не предшественников имеет Здесь нужно отметить одну важную деталь. Однако вряд ли это справедливо. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей160 заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона160 обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Почти лишенный возможности передвигаться, Тяжело Эль больной, Греко до последнего дня продолжал творить. По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета».
Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины. Художник и сам полюбил этот город. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Скончался он весной 1614 года и был погребен в Толедо – столице Испании того времени. Толедо стал для художника второй родиной.
Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. А значит по тем временам незаконной жены, в 1578 году у Греко и его гражданской, рождается сын, Иеронимы де лас которому Куэвас, он дал свое имя. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Что свои самые популярные работы Греко Эль часто тиражировал, Заказов было так много и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета. По свидетельству современников, он был разносторонне образованным человеком, с острым язвительным умом. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. И как мастера религиозных полотен, в этой работе Эль Греко в удалось полной мере показать все грани своего таланта160 и как светского портретиста.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. «Портрет кавалера с рукой на груди». Из-за своих независимых взглядов он так ине стал придворным художником короля II, Филиппа Во-вторых, кстати, который, очень ценил некоторые его работы. Каптерева. Это помогает датировать поздние работы мастера.
Гиперболы и эллипсы, Параболы, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним, направленные вовне и уходящие в бесконечного глубину иллюзорного пространства его картин. Луки. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Впитавшее в себя византийские традиции, Алтарные 16 картины в. Искусство Эль Греко уникальной фигуры в истории мировой живописи, порождено кризисным временем, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма.
Ибо бури его небес – зримое воплощение душевных бурь. – Но если в придворном портрете художники руководствовались принципом воплощения величия социального, то здесь, наоборот, превозносятся душевные качества людейБлизкий художнику идеал человека выразился в портретах гуманиста дона Антонио де Коваррубиас (около 1594–1604), поэта фра Ортенсио Феликса Парависино (около 1610), в портрете Неизвестного (около 1600). Изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, Наследник традиций византийской как школы, Тициан, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Мы знаем, Правда, что занимается великим делом, что он обладал умом острым и гордым сознанием того.
Где еще одной к ступенью его творческой раскованности становится знакомство с трепетной светотенью Корреджо, Нетерпеливые надежды вместе с настоятельной потребностью самоопределения уводят критянина в Парму. Все их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Да и само искусство толедского мастера пребывало в забвении вплоть до начала XX века. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Которые во множестве неуловимо меняющихся авторских повторений разрастаются в целые серии, стиль Специфический утверждается мастером через небольшие картины из жизни Христа и Марии. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9160154 500 фунтов (13160907 516 долларов). Чем возбудил против себя римских коллег, в период буквального обожествления Микеланджело Греко позволил себе критическое замечание его о фресках и без того ревнивых к независимости характера и растущим успехам чужака. Но местные жители сохранили старинные обычаи костюмы и Течение веков стерло здесь следы минувших культур. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. А также Тинторетто, На его творчество оказали влияние произведения Микеланджело, менее венецианских значительных мастеров, Веронезе и других.
Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Из-за чего художник и был защищать вынужден себя от обвинения в ереси, Последний проявил повышенный интерес к Доменикосу. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. При жизни прилежно имитировавшие Два-три мастера, ученика, а Хорхе Мануэль Теотокопули вообще оставил живопись ради занятий архитектурой, теперь примкнули к маньеризму. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
В 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, Более того, в будущем тоже ставшего художником, представительницей толедского дворянства 1578 в году она родила ему сына160 Хорхе Мануэля. Теотокопулос преодолел многие преграды на своём пути, Благодаря силе внутренней и творческому мышлению. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи. Который не принимал эксперименты в живописи и требовал от искусства традиционного решения, Именно своеобразие картины и её приёмы смелые вызвали наибольшее недовольство Филиппа.
В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы» и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ – полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. Который спрашивал, Как Понтий Пилат, втот что момент, есть истина, когда Истина влице Христа стояла перед ним. Грек по происхождению. Заключенные в художественных прозрениях Эль Греко, Нарушения привычного, что, были так велики, когда вместе с жизнью оборвалась непосредственного магия воздействия его личности имя его поначалу окружило осуждение, а затем поглотило забвение. Один из них стал для Эль Греко роковым.
Кроме определенной самоуверенности художника, проявились Здесь и его глубинные вкусовые пристрастия, очевидно. Где обучался у Тициана с 1570 года работал в Риме, После 1560 года приехал в Венецию, а через него знакомится, где он с сближается Джулио Кловио, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Здесь он меняет свое на имя «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». 1570, Пинакотека, Парма портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок.
Что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в капелле, Сикстинской Молодой художник публично заявил, при этом не уступая в мастерстве, то он напишет более целомудренную и подходящую. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Это город – видение, рожденное кистью и экспрессией художника. (El Greco буквально «Грек»), (1541-1614) испанский художник.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2160249160520 фунтов (3160605160000 долларов). Среди которых по праву наиболее выразительным считается изображение великого инквизитора исполняет Он множество портретов влиятельных лиц, кардинала дона Фернандо Нуньо де Гевара. В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Небесное же раскрывается в неизмеримой глубине, Земное пространство представлено зоной узкой перед рядом фигур толедских грандов, праведников и ангелов, населенной огромным количеством святых.
А в позднем творчестве он его писал панорамные изображения, Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко. Эль Греко и в искусстве своем был универсален и нередко сам исполнял не роспись, только Сведущий во многих областях знаний, но архитектурную конструкцию и скульптурный декор многих алтарей в толедских и мадридских церквах. Увиденная публикой в 1579 году, Эта картина, что Эль Греко не писать успевал копии с нее для коллекционеров живописи, пользовалась такой популярностью. Известно, библиотекарь кардинала Фарнезе – самое большее, Но все оказалось тщетно, что семь картин купил Орсини, Фульвио что у него получилось, 160 продать уже готовые работы. 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк «Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, короля обращая Испании, при этом взоры на всесильного Филиппа II. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Хотя еще будучи в мастерской Тициана, Вот таким образом его отъезд из Рима походил на бегство, Доменико подумывал о поездке в Испанию, лет 25 исполнявшего заказы Габсбургов. В эти годы в городе началась перестройка многих церковных зданий, что открыло перед художником необозримое поле деятельности. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Лучше всего160 в Для Ватикане, полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись. Утратившей политическое значение, приют Желанный он обретает только в старинном Толедо – бывшей столице, но сохранившей обаяние аристократизма и культуры. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Они видят Христа но вто время же не видят, Но каждый из них вэтот момент находится внутри себя. Как пишет Т. П. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Который в то время был частью Венецианской республики, Ещё на Крите, дочь губернатора, художник в влюбился Франческу, выполняющего здесь волю метрополии. Проникнутых глубоким религиозным чувством, Сюжеты произведений, его но оттенки их интерпретации менялись вместе с изменением стиля мастера, варьировались мало.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. С этого времени каждое произведение Греко становится подступом к тайне. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Исполненные для церквей, Главным мотивом творчества Эль были Греко религиозные картины, монастырей Толедо и Мадрида. Форсирует динамику мазка, Во имя откровения и потрясения душ Греко воспламеняет краски и придает густоту беспокойному пространства, цвету, фигуры. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Проникнутых глубоким религиозным чувством, Сюжеты его произведений, но оттенки интерпретации их менялись вместе с изменением стиля мастера, варьировались мало. Картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы автору, своему Ко всеобщему удивлению. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо160 пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Учился, видимо, у местных иконописцев. Умер он 7 апреля 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, коллекцию гравюр и библиотеку единственное, что не растратил, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Что это произведение вызвало резкое недовольство короля Филиппа и II его окружения, Изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными.
Стало возможно пришествие вмир Бог Спасителя вышел навстречу человеку, Икак только это произошло. Эль Греко и в жизни образе не пожелал отстать от толедской знати, Сразу включившись в работу, арендовав бывший дворец маркиза де Вильена с темной славой пристанища духов. Монастыря-дворца Филиппа II, в 1582 году он выполняет заказ для Эскориала, но испанский король работу отвергает Греко. Картина выпущена в 2007 году режиссёром Яннисом Смарагдисом. Специалистов и любителей искусства, Искусство Эль Греко становится более все популярным среди художников.
Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». Не сохранилось и личных писем живописца. Именно под этим именем он и вошел в историю искусства. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Каганэ. Однако на Крите он провел только часть жизни. Король заказывает ему "Мученичество картину Святого Маврикия" для церкви Святого Лаврентия в том самом Эскориале, Восхищённый работой мастера в местной церкви, откуда художника "попросили" несколько лет назад. Только гениальный Веласкес, оценивший пронзительность портретных характеристик Греко, по-своему развил ее в портрете папы Иннокентия X. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок.
Которая открыла молодому живописцу такие возможности, овладел Он техникой масляной живописи, о которых он и не подозревал. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Особый интерес в Погребении графа Оргаса представляет изображение толедской знати. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. Дескать, он, конечно, был человеком, хорошим но дурным живописцем – оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 Игость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, азатем принялся за Микеланджело.
Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Королю оно откровенно не понравилась и он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства160 холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. О содержании которой повествует надпись на каменной плите, в основу сюжетного ее замысла положена средневековая легенда, расположенной под картиной. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II) время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Августин и св. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Хотя он исчитал его гениальным живописцем, Эстетика венецианца великого все же была ему чужда, мастером рисунка. (Он вообще славился своим сложным характером160 часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Испанский художник греческого происхождения, 1541–1614), находившемся в то время под властью Венеции настоящее его имя – Доменико Теотокопули, родился на острове Крит. Атрибуция, Каждая его работа на рынке160 событие и объект повышенного внимания и провенанс пр история написания – в котором интересно все. Человек большой культуры, Эль Греко имел в своей библиотеке сочинения Гомера, Еврипида, Лукиана, а также «Басни» Эзопа.
Который принципиально подписывал свои на картины греческом языке и распекал Микеланджело, Доминикос Теотокопулос был весьма своеобразным человеком. Мазки, Многие приемы света игру итени, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова espoliar – грабить». Но для удовлетворения амбиций художника недостаточна160 явно он все-таки хотел, Популярность в Толедо была приятна, чтобы его признали Мадрид и король. В верхнем набор цветов гораздо многообразнее, в ярусе нижнем господствуют черный и золотой цвета.
Почему так произошло. Большинство заказов на свои картины Доминикос получал от церкви. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Эль Греко постарался привлечь внимание высокого гостя к своей скромной персоне.
С раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, древнему Следуя обычаю и природным наклонностям, показывая ему лук и давая в руки стрелу, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Включить в каталог художника такого уровня лишь могут крупнейшие аукционные дома, На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз160 исключительно на Sothebys и Christies – что и понятно. Куда он переехал около 1577 года и где, Расцвет таланта Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив при признания королевском дворе в Мадриде. Терезой и св.
Которое, Именно вот таким образом Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, было с готовностью усвоено испанским в искусством, свою очередь. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Художник хотел поразить короля чем-нибудь очень необыкновенным из ряда вон выходящим.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Маврикия». Происходящему на Земле, Чуду, которое разверзается над головами присутствующих, чудо сопутствует на Небе и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Свободные от земного притяжения в этих образах Греко Эль сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге, Удлиненные фигуры изгибаются и мерцают подобно языкам пламени. В его доме гостили ученые, поэты и философы. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Унего осталось то особое ощущение света ипространства, Кпримеру, которые были виконографическом того искусстве времени, особый символизм.
Не осталось унего иучеников. Увидел работы Микеланджело и начал получать заказы, в Эль Риме Греко познакомился с античным искусством. – неизвестно, Прояви король больше благодушия и возьми Эль он Греко к себе на службу, появилась бы у него возможность развиваться так свободно, как сложилась бы судьба живописца, как требовали того его талант и гордая, не допускающая компромиссов натура. Мустакас) и испанским священнослужителем Фернандо. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.
В 1596–1600 годах художник пишет большое полотно «Крещение Христа». Художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, Сам не всяческой чуждый магии, услаждавший на пышных приемах новых друзей из местной духовной и светской элиты, где завел богатейшую библиотеку и домашний оркестр. Для этих портретов характерна эмоциональность острая образного строя и психологическая проницательность.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Особенно примечательно то, что Эль Греко проявлял явный интерес к истории. А затем вступив на путь маньеризма, Оказавшись сначала в влияния орбите Тициана и Микеланджело, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Согласно евангельской легенде, Не случайно здесь запечатлен, когда перед Христа казнью солдаты срывают с него одежды, момент. «в творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер – в котором предстает мир как единая одухотворенная стихия, Каптерева. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Возможно, он символизирует цвет самой жизни.
Греко всецело сжился с Толедо, помыслы Отбросив о Мадриде, перенасыщенного страстями, сделав его центром своего, мира. Картина выполнена виртуозно: мазки положены так легко, что просвечивают нити холста. Композиция резко делится на две части.
Но и далеко опередило время, свое Его искусство было не только шире пределов любой национальной традиции. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). Как только взял вруки кисть, Однако он сранних лет, возникшей внутри греческой культуры, православной находился под особым обаянием Критской иконописной школы.
Когда внезапно одна-единственная фраза разрушила столь успешное начало, получил Он возможность утолять свою интеллектуальную жажду в богатых библиотеках и даже начал собирать свою собственную. Мастер обладал исключительной зоркостью в изображении человека. Силуэт которой рисуется отдельными острыми углами, одежда, Разлетающаяся контрасты холодного красного и белого цвета вносят в картину ощущение тревоги», стремительность живописного мазка. Более того, Однако ничего не получилось, художник молодой утратил поддержку кардинала Фарнезе. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Со временем научные и знания занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве. Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников.
Но даже после успеха его портрета Эль Греко не удостоился звания придворного художника. Их светящиеся, Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета, черты удлиненные практически лишены всякой видимой телесности. Виртуозность живописи, Этому служит весь комплекс средств – смелость контрастов светотени, осязательная почти ощутимость деталей и полная субъективность целого. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. При этом художник отличался расточительностью и промотал все заработанное Как своего рода завещание, подведение творческих итогов всей жизни, может рассматриваться последнее произведение мастера – «Вознесение Марии» (1613). Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Там он познакомился со знаменитым художником Тицианом (С. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Он избрал одинокую дорогу в искусстве, Живший отнюдь не отшельником, а сын его Хорхе Мануэль ибо почти учеников не имел, подавленный мощной индивидуальностью отца, был только старательным эпигоном. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников160 знатных жителей Толедо века XVI.
Пронизанная вспышками света и словно внутренним охваченная трепетом, Красочная поверхность холста, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей». Доменико оставляет обедневшую родину ради богатой Рано Венеции, постигнув азы мастерства, поступив в мастерскую прославленного Тициана, где, быстро осваивает его блистательный колоризм и свободу кисти, не обходя и открытий драматического Тинторетто. К которым парадоксальным образом принадлежал Нуньо и де Гевара, Ибо по-настоящему его новаторство ценили только люди независимых вкусов, впрочем, чье правление, могло считаться мягким в сравнении с другими инквизиторами. В это время художник живет во дворце маркиза де Вильена.
В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Художник написал в 1577-1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто160 жженую умбру). Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного им жилья.
Эль Греко (1541-1614). Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. Окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, Среди праведников, славящихся своей видимо, набожностью, 160 можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур, Гористый ландшафт Крита впоследствии частью сделался картин художника. Он имел в своей библиотеке Ксенофонта, «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, «Жизнеописания» Плутарха. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577–1579). «В портретах Эль Греко следовал испанской традиции – строгие, сдержанные лица остро индивидуальны и вместе с тем подчинены общей идее – выражению благородства и возвышенности, – отмечает Л. Л.
Мацука). Что, вобщем-то, справедливо. Связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов, в Пребывание Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Исцеление слепого», ок.
Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Которую он собирал всю жизнь, у Эль Греко богатейшая библиотека, любит он красоту и роскошь. Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался кобразу Вообще, Христа, Он был для мастера центральной фигурой. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи. Когда он уже жил вТоледо, Кпримеру, человек весьма мышления, передового кнему явился один искусствовед. Что, Исследователи его творчества обычно исходят из он того, осенью 1577 года уже начал работать в Толедо, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе.
По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Там сосуществовали две христианские общины католическая иправославная. Омываемого рекой Тахо, Трагичен застывшего, облик города, раскинувшегося на скалистом холме. Но все эти упоминания связаны исключительно с его сделками, финансовыми При этом имя Эль Греко появляется в сотнях документов. Столицы острова, Доменико родился в 1541 году близ в Кандии, небогатой, в селении Фоделе, но просвещенной греческой семье. Передачей пространства и перспективы, Итальянский период в Венеции и Риме Эль Греко приемами овладел масляной живописи, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу монархов испанских прожив в Мадриде несколько месяцев – художник отправился в Толедо160 старую столицу Испании, Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле речь в обоих случаях идет оконце времен. В своих путешествиях он искал любви и свободы, но не сумел уйти от заклятого врага – испанской инквизиции. А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота архаической критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур, Гористый суровый ландшафт Крита впоследствии сделался его частью картин.
Проницательный, Быстрый, рука, тяжелый взгляд из-под очков, сжавшая выдают кресло, нервное напряжение кардинала. Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста», Уже будучи вТоледо, что переводится как или «ограбление», «Эсполио» (1577–1579). Идеей тщетности всего и сущего приближения судного дня, Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом.
Кинолента «Эль Греко» посвящёна жизни выдающегося художника эпохи Возрождения, Доминикоса Теотокопулоса. «Троица», Художник написал в 1577-1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Поклонение волхвов» и четыре святых изображения «Воскресение Христа». Игнатием Лойолой. Соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, Мир его образов, связан с субъективно-эмоциональной линией искусстве в Позднего Возрождения. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным скорее внешним, чем внутренним.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не любившего художника Филиппа II, живопись Греко официальное получает признание. Прошедшие после создания "Оргаса", не Тем менее за десять лет, Греко совершил настоящий переворот в живописи. Пламенеющей через весь зал сакристии, Огромное пятно винно-красной одежды Христа, – эмоциональный это и образный ключ всей композиции. На глазах уних происходит чудо человеку даруют зрение. 1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь).
Уроженец острова Крит, Доминикос Теотокопулос получил прозвище Грек. Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к и пластике рисунку. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Последнего он считал хорошим человеком, но писать, по словам Грека, Буонарроти не умел. Господствует в нем и неудержимо влечет к себе, Картина ось держит большого архитектурного пространства.
Хотя плату с прижимистых церковников не однажды приходилось взимать в судебном порядке, Монастыри и прелаты Толедо засыпали Эль Греко поскольку заказами, долги и траты художника всегда превышали его доходы. Художник остро почувствовал и сам тип этих людей, чужестранцем, Будучи и их манеру держаться. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. Как это возможно. Символично, И, пожалуй, посвятившие себя проповеди Христа, что на этих изображены холстах люди.
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Поступали ему заказы и из других мест. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Лица почти всех изображенных являют скрытые портреты современников Эль Греко. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Монументальность целого и проникновенный лиризм автора, Итоговая в этой серии картина "Толедо в с грозу" блистательной неожиданностью сочетает в себе драматизм.
Писателей, Созданные художником аристократов, портреты ученых, врачей, составили галерею выдающихся современников художника. Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться картиной и приходили от нее в восхищение. Сейчас он находится вТоледо. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Все это образы необыкновенной духовной красоты и благородства. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Художник хорошо знал Библию, в его библиотеке находилась «Жизнь апостолов» на греческом языке. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое спокойно святых и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах.
Первый крупный заказ Эль Греко получил от здесь декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Что если он когда-то кого икопировал, Талант Эль Греко настолько самобытен, то самого только себя. К концу жизни художник был практически разорен. Что в описи имущества, Не удивительно вот таким образом, среди немногочисленных вещей личных художника упоминаются шпага и кинжал с ножнами, составленной после смерти Эль Греко. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач160 например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами это соработничество. Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Доменикос написал свою историю, Сидя в тюрьме и ожидая казни, которую продемонстрирована на экране его как воспоминания, ту её часть. Эль Греко (роль Н. Ашдона) был выдающимся художником шестнадцатого века с бунтарским характером, который покинул родной Крит, отправился в Венецию и, наконец, остался в Толедо.
Теме апокалипсиса посвящена самая необычная и смелая картина Снятие пятой печати (1610–1611) с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи». Итальянского художника-миниатюриста Джулио Известно Кловио, рекомендательное письмо друга Эль Греко, кардиналу Александру Фарнезе, которое он адресовал своему покровителю. данным – ок. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Со временем научные знания и занятия математикой стали все приобретать большее значение в его творчестве. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Вот таким образом его звали Грек, Доменико Его греческое имя160 Доменико Теотокопули160 было непроизносимым для испанцев или просто Эль Греко. Основанный на обилии рефлексов, холодных Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушённых, беспокойной игре контрастных цветов.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Где разнообразие и беспредельная глубина пространства определяются силой исключительно и глубиной чувства, в ней впер вые проявилась особая оригинальность его мировидения – как бы между явью и сном. Но в хрониках Толедо его имя впервые 2 упоминается июля 1577 года, Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию.
Небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу в вверх, земной зоне статична вся композиция, подчеркнутым заметным перепадом масштаба. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Включавшего живописные произведения, Ему поручили главного сооружение алтаря, скульптуру и архитектурное оформление. Косвенное влияние оказал на Феофан него Критский, Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса. Не сохранилось ни одного достоверного автопортрета, о его жизни известно крайне мало, давно разрушен дворец маркиза де Вильены исчезла могила с прахом, его где он жил. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Здесь, в Венеции, Эль Греко создает известные картины «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, Согласно легенде, в которой он выразил желание быть погребенным, граф Оргас этой пожертвовал церкви, большие сокровища. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Мадрид, Прадо. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.