Николай II Николай Александрович Романов Википедия – Император Всероссийский, старший сын Великого Князя – впоследствии Императора – Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны родился в Москве 17 го апреля 1818 г. объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 Большая биографическая энциклопедия «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» портрет Екатерины II работы Владимира Боровиковского, написанный в русле сентиментализма, одно из самых известных изображений императрицы.
Боровиковский призван возвеличить характер изображаемого и в то же время реалистически верно передать особенности представленного человека во всей и сложности разноречивости его индивидуальных черт. Боровиковского в общем контексте развития искусства русского второй половины 18 века Оглавление. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила.
За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. Зеленоватых и розоватых, Контрастность лазоревого синего и охристо-желтоватых светов, свежесть живописную и очаровательность волнующих колористических переливов в светах и тенях, коричневатых придают изысканность. В них больше черт, роднящих мастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней.
Стремление к общественной полезности, Гражданственность, к величию его деяний, апелляция к духовной и физической красоте человека, к доброму разумному и в нем составило жизненный фон поисков актуальности и подлинности. Трактует природу как источник эстетического наслаждения»ltref name"гтг"/gt, Художник бытие воспевает человека среди естественного окружения. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Он оставался, Она не выкупила портрет, в мастерской художника, судя по всему, затем сменил несколько владельцев наконец и, был приобретён Третьяковской галереей. Если классицизм тяготел к рационализму, перерастающему в рассудочность, к жесткой определенности и логике построения образов, к безусловному подчинению живого чувства требованиям долга, чурающемуся проявлений непосредственной искренности, то сентиментализм, напротив, на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire 151 «чувствовать, ощущать» французское слово sentiment как раз и обозначает «чувство»). Марья Ивановна села на другом конце скамейки. (Портрет из собрания ГРМ возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Катульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского.
И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки 150 придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ151на фоне Чесменской колонны, второй вариант 151 ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть выражало неизъяснимую», важность и спокойствие. Которое складывается к XVIII концу века и наиболее полно выражается в сентиментализме, Это свидетельствует о новом миропонимании. Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII151 XIX веков», в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания, биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Екатерина изображена в аллее Царскосельского парка, в будничном наряде, в сопровождении любимой собачки (невозможный ранее в парадном портрете прозаизм. ).
Со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, Дама пристально на нее смотрела а Марья успела Ивановна, рассмотреть ее с ног до головы. Утро былопрекрасное, солнце освещало вершинылип, пожелтевших уже под свежим дыханиемосени. Культ чувствительности, а. Характерные черты направления этого идеализация жизни на лоне природы интерес к внутренней жизни человека. По мнению исследовательницы творчества Она, Боровиковского, объяснялась не только успехом гравюры. Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год).
Белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, 151 все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа – томный, Задумчивый, непринужденность свободная чуть усталой позы, грустно-мечтательный взгляд, улыбка, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона. Желая продемонстрировать талант художника, задумали Его для Боровиковского его друзья из кружка Николая Александровича Львова, показав потом портрет во дворце. Эйфорией поэтического возвышенного психологического действа, тонкая чувственность граничит с недосказанностью, по которому трудно судить каким будет день, столь природному свойственного окружению в неясное раннее утро. Желая продемонстрировать талантхудожника, Его задумали для Боровиковскогоего друзья из кружка Николая АлександровичаЛьвова, потом показав портрет водворце.
«Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление». Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского, написанном в 1794 году. Передающей прелесть материальной формы, Боровиковский избегает вязкой живописи, сочности он освобождает ее от излишества плоти. Державин облачен в светло-синий мундир сенатора с орденами. Екатерина теперь любила играть роль сердечной и простой «государыни-матушки», которой ничто человеческое не чуждо. Но зато удивительно разнообразен арсенале в использованных им приемов, Левицкий несколько более неровен.
Императрица представлена в полный рост. Все они начинали, Наконец, Тредиаковский Антропов и когда жили и творили Ломоносов, а завершали свой путь при Жуковском, Батюшкове, Пушкине и Кипренском. Что указывает достаточно на ясно должность президента коммерц-коллегии, Часть фона составляет фрагмент картины на стене с изображением корабля, которую занимал в то время Державин. Классицизм достигает своих высот и в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почти скульптурности форм к усилению объемности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов»5. Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Прославившегося своими меланхоличными и скорбными в стихами, кружке Львова появился и портрет литератора В. В. Капниста. А пушистые волосы и лиловатая шаль с их приглушенными оттенками сопоставлены с теплой тональностью зелени и, Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой белизной с воздушными светлыми тонами незаметно неба, сливаются с фоном»17, поглощаемые полутенью. Где только что поставлен был в памятник честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Марья Ивановна пошла около прекрасного луга.
За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870)2, а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика).
От линии горизонта 150 к линии плеч портретируемой и далее 150 к верхней части Трехчастное картины, деление от нижнего края полотна до линии горизонта. В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 150 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла. Общепризнано, что этот портрет мог послужить Пушкину своего рода «отправной точкой» при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка». В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). Широкое озеро сияло неподвижно.
Она была окончена в1827 году (через год после смерти заказчика). Она вышла с посвящением Николаю I и былакуплена вдовствующей императрицейМарией Федоровной. Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы 151 от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы21. На высоком цоколе возвышающейся триумфальной колонне – стоячей спокойной прозрачной и чистой гладью воды, Обстановка парка тихая и умиротворенная с плавающими лебедями в пруду, вбирающей отражения ансамблей близлежащих архитектуры и монументальным памятником эпохи екатерининского правления. А его кисть запечатлела гостей и друзей дома Львовых 150 прежде всего это парадный портрет поэта Гавриила Романовича Державина (1795, ГТГ). Данное в легком трех четвертном повороте, Элегантная шляпка с атласными лентами и кружевами скрывает лоб оттеняет и лицо.
Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею5. Уединенный уголок парка, в изображении которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной., Как справедливо писала А. Архангельская, Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. И их творческий темперамент, Соответственно этому разнятся и приемы живописные каждого из трех выдающихся мастеров. Со своей стороны косвенных бросивнесколько взглядов, МарьяИвановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела а МарьяИвановна, успеларассмотреть ее с ног до головы. Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит.
По причине введенияболее масштабного памятника исчезлоозеро. Сообщая особую задушевность структуре образной портретируемого образа, Живопись Боровиковского окрашивается в сентиментальные тона. «Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. «Видение мурзы», Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», став кабинет-секретарем Екатерины и II хорошо узнав ее вблизи, то спустя десятилетие, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Она вышла с посвящением Николаю и I была куплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Трощинского (1799, ГРМ), про которого в своих «Записках» писал А. Грибовский: «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля».
и М. В. Муромцевых (до 1870) 65-летняя Екатеринапредставлена на прогулке в Царскосельскомпарке, опирающейся на посох из-за своегоревматизма. Пристани, гладь плоскости сине-зеленой воды, набережной, обелиска, зарослей – горизонтальная плоскость, уравновешивается вертикальной 150 трапецией высокого со слабыми едва различимыми мелкими облаками 150 неба и густой изумрудно зеленой листвы, скрывающей очертания фигуры справа императрицы – гравийная дорожка охристая 150 своеобразный позем для фигуры императрицы, Часть земли, с рефлексами отражающихся в ней прибрежных составляющих-построек. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера4.
Марья Ивановна села на другом конце скамейки. «рубеж XVIII151XIX веков 151 время не только наивысшей славы Боровиковского, Как справедливо пишет Т. В. Ильина, но и появления новых тенденций в его искусстве – уделяя достаточное творчеству внимание В. Д. Боровиковского. С. Пушкин. «задумчивая мечтательность, Безусловно, схваченные в постоянной едва изменчивости уловимые движения души 151 таков поэтический мир полотен Ф. С. Рокотова.
В 1797 г. он получает премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Лирическим очарованием исполнены женские портреты мастера. Большинство из которых портреты, Владимир Лукич Боровиковский создал четырехсот свыше живописных произведений. Считавшего, Бенуа, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, Боровиковский что по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого, что он оставляет позади себя и Давида и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. Например, Если, то Боровиковскому принадлежит ряд великолепных па радных портретов, был Рокотов очевидно равнодушен к парадным изображениям. В эту самуюминуту раздался приятный женский голос:Не бойтесь, она не укусит. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и портрет Екатерины3, в начале под 1790-х их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета.
Боровиковский разгадал личность Державина в ее государственной значимости. Из-под обшлагов халата виднеются только носки черных туфель. Как и Левицкий, он становится поистине «историографом эпохи», но именно в мужских портретах: ему позируют цари и царедворцы, политики, военные, отцы церкви. Со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, Дама пристально на нее смотрела Марья а Ивановна, успела рассмотреть ее с ног до головы. Опирающейся на посох из-за ревматизма, своего 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке.
В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Ей казалось лет сорок. Поворот головы и сомкнутая рука образуют линию, находящую себе продолжение в линии нависающих сверху ветвей дерева.
«конец 1790-х 151начало 1800-х годов 151 время расцвета творчества Боровиковского, Безусловно, плодотворный наиболее его период. Возвеличивая начало нравственного, сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этому выстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова 151 Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянки по имени Христинья (1795, ГТГ). Ей казалось летсорок. Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», «Видение мурзы», то спустя десятилетие, став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Этот обелиск был поставленв память победы графа Петра АлександровичаРумянцева над турками в Кагульскомсражении (1770 год). А Боровиковский и дальше 151 от сентиментализма к романтизму, Они разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рокайля и барокко к классицизму, который каждый из них толковал по-своему, но всеми тремя руководила одна мечта об идеале, в силу своего мироощущения степени и таланта.
С поразительной изысканностью полутонов и особняком в ряду их стоит Рокотов с его умением передать на полотне струящийся свет, к числу которых Рокотова можно отнести с полным основанием, столь ценимых мастерами причудливого стиля рококо. Ей казалось лет сорок. И в то же время императрица изображена вполне уверенной в себе, полноправной, действенной с волевым жестом, твердым взглядом, непоколебимой самодержицей, способной вершить судьбы людей, но не лишенной чувственности и милостивости, готовой на жертвенность и проявление простых человеческих чувств. «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля», Трощинского (1799, ГРМ) – про которого в «Записках» своих писал А. Грибовский.
Солнце освещало вершины лип, Утро было прекрасное, пожелтевших уже под дыханием свежим осени. Императрица написана не с натуры (как, впрочем и всеми русскими мастерами). Например: «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность.
Правительницапредставлена не богиней, а простой«казанской помещицей», которой любилаказаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантоманглийского типа «портрет-прогулка» Главное иконографическоеотличие между двумя вариантами состоитв пейзажном фоне. Заказы сыплются на него со всех сторон. Марья Ивановнаиспугалась и остановилась. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Портрет Боровиковского Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1894, ГТГ вариант начала 1810-х в ГРМ) является таким же не заказным подношением Екатерине, сочиненным в том же самом кружке Львова – Державина. Где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Марья Ивановна около пошла прекрасного луга.
Отделяется от тенистого парка, Она устремляется по алее на прямо зрителя влево, выходит из тени на свет. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета (голубое в портрете насчитывает не менее семи оттенков), сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период. В силу понятной логики апробация и кодификация этого идеала производится на императорского образце парадного портрета. Рубеж – Алексеевой Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII XIX веков в котором содержатся огромном на фактическом и архивном материале анализ творчества мастера его образного строя художественного мышления дана характеристика эпохи культуры быта окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Боровиковского. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».
(Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). И с портрета именно тогда, в XIX часто делались копии и с гравюры, спустя двадцать лет с момента своего создания обрел он популярность. С уверенной и твердой посадкой, Профессиональная и общественная выявлены деятельность в портрете за счет окружения и характеристики личности персонажа, полной достоинства и мужества. По мнению исследовательницытворчества Она, Боровиковского, объясняласьне только успехом гравюры.
Плотно сомкнуты губы, Проницательный взгляд карих глаз словно пронизывает наблюдателя, то не в напряженном вчувствовании, застывшие не то в полуулыбке, раздумье. Говоря о Боровиковском, Так историки искусства обычно выделяют его уравновешенность большую и техническую гладкость. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глазаи легкая улыбка имели выражаловажность прелестьнеизъяснимую» и спокойствие. Гл.
Что труды литературные и государственные 151 главное занятие портретируемого человека, Полузакрытая занавесом полка с книгами и словно на несколько минут отодвинутая в сторону с чернильница пером не оставляют сомнений. Вдруг белаясобачка английской породы залаяла ипобежала ей навстречу. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Её одежда подчеркнуто неофициальна она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Боровского, человека большого достоинства и личного самосознания, «истинно великодушного человека» (1799, ГРМ). Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. Не условно-велеречивым, а бытовым жестом «между прочим» она указывает на приоткрывающийся за деревьями вид: так за прогулочной беседой хозяин показывает гостю достопримечательности своего имения. Боровиковский живописными средствами старается запечатлеть внутренние переживания модели и, Так, подчеркнуть чувствительность нежную модели, прежде всего, ввести в мир грез 151 и делает это не декларативно-обобщенно, а утонченно индивидуально и деликатно.
Десятилетием ранее Портрет Екатерины II 151 законодательницы Левицкого был идеализированным портретом «в образе» и ему предшествовала сочиненная программа. Просто стареющая женщина, Здесь нет ни величественной позы, с тросточкой, в теплом салопе, прогуливающаяся сопровождении в левретки по Царскосельскому парку – ни атрибутов власти и величия. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Марья Ивановна испугалась и остановилась.
Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. Вначале 1790-х под их влиянием Боровиковскийобратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашнейобстановке в такой манере написани портрет Екатерины Екатерина не испыталапри виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Скорее типы эпохи, Он создает законченные характеристике по образы в абсолютной пластической форме, чем яркие индивидуальности. Боровиковский умудрился внедрить этот дискредитирующий оттенок в саму парадных парадность композиций»7. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Левой- словно указующий в сторону по направлению движения предстоящего и правой- удерживающий трость – Характерен жест рук. Розовато-лилового и бледно-голубого, притушенно-золотистого и белого работает на раскрытие образа – нежно-зеленого и Цветовая пепельно-серого, гамма из сочетания блеклых и неопределенных тонов.
И кружевной чепец, Её одежда подчеркнутонеофициальна одета она в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласнымбантом, у её ногрезвится собака. Осеняющих берег, Широкое озеро неподвижно. Проснувшиеся сияло лебеди важно выплывалииз-под кустов. Портрет был задуман и выполнен в камерном масштабе.
Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели исключая все лишнее. Он во всем противоположен традициям парадного изображения монархов. Капитанская дочка. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. (Например, портрет восемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ).
В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех). Внутренней подчиненностью каждой детали общему замыслу, «Портрет чарует линий гармонией и форм, 151 отмечает Т. В. Алексеева, 151 взаимосвязанностью всех элементов художественности. Опирающейся на посох из-за своего ревматизма, 65-летняя Екатерина представлена на в прогулке Царскосельском парке.
Особенно в поздних работах и в же то время Левицкий, проводящей резкую грань между возвышенным и повседневным, ближе к требованиям эстетики классицизма, торжественным и будничным. Тема портрета Боровиковского перекликается с идеями и настроениями державинского кружка. Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
В найденной художником технике написаны и портреты: Е. Н. Арсеньевой, М. А. Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной и другим. Полное и румяное, Лицо ее, голубые а глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», выражало важность и спокойствие. Первая полная биография, Петрова1 и В. Горленко2, публикация первая писем), первый список работ – в которых были помещены. Естественно связывается с пространством и господствует в нем, Фигура погружается легкую в световоздушную среду, выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом. В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, егоукрашает Кагульский обелиск, заменившийЧесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат НиколайПетрович Румянцев (основатель Румянцевскогомузея) в честь ознаменования достиженийсвоего отца. Заказанный Николаем Румянцевым, его, Вариант в 1827 году, был еще позже, гравирован Николаем Уткиным и только тогда созданный на исходе предшествующего столетия образ, где фигура государя сотворена не в духе справедливости, но милости, стал известен50, получив, в частности, примечательный отклик у Пушкина.
14, отрывок) Этот портрет, в отличиеот большинства известных парадныхизображений императрицы, не был еюзаказан. Которая создает движение по Геометрический овалу, центр холста акцентирован на жесте согнутой в локте левой руки, продолжаясь в линии кроны листвы дерева. (А. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Что так или иначе отражают общественный, Но лучшие них из 151 те, атмосферу высокого подъема первых двух десятилетий XVIII в. Боровиковский пишет не только женские портреты, гражданственный идеал эпохи.
Однако за внешней внешнего простотой вида и облачения проступает царская осанка и гордый властолюбивый нрав. С любимой левреткой у ног, Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в и шлафроке чепце. Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности на лоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями. Нежность, Доброта, мечтательная грусть 151 вот что в очередь первую видит в облике своих моделей Боровиковский. Следующий шаг был сделан в картине с элементами бытового жанра 150 в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ).
Перед художниками-портретистами встают новые задачи, новые Формируются представления о человеческой личности. Огромное значение имела работа А. Н. «Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»3. Едва уловимых градаций человеческих настроений и в торжественных портретах парадных в полный рост, Боровиковский выказывает стремление к выявлению тонких, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения и миниатюрных 151 в излюбленной манере того времени и в небольших по формату женских образах, проникнутых нежной мечтательностью и лиризмом в соответствии с эстетикой сентиментализма.
Выразительности ясных обобщенных Боровиковский объемов, обнаруживает склонность к передаче пластики форм. Именно пейзажный фон становится важным включением, теряя свою условность, становясь реальным и органически связанным с характером и настроением изображаемого типа. МарьяИвановна пошла около прекрасного луга, где только что был поставлен памятникв честь недавних побед графа ПетраАлександровича Румянцева. Левицкий и Боровиковский в Петербурге, Как справедливо Т. В. Ильина: писала «Рокотов в Москве, возможно, все три имели свое отношение к Академии: Рокотов учился и, недолго в ней работал, Левицкий 151 не учился, но долго и плодотворно работал, Боровиковский 151и не учился и не работал. Где обрел благопритяную среду для развития своих интеллектуальных и творческих интересов, входил Боровиковский в кружок Н. А. Львова. Специфика парадного портрета в том, что он изначально призван воплощать «блеск и шум славы», а это как раз то, что в кругу и с точки зрения сентименталистских ценностей дискредитировано и обесценено настолько, что достойно едва ли не презрения. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства.
Культ личности с ее чувствами и настроениями, основе в его лежит гуманистическое начало человека, в непосредственном общении с которой свободнее, со стремлением к природе, полнее и глубже раскрывается душа человека. Боровиковский становится представителем нового направления в художественном 151 творчестве сентиментализма. А в силу каприза портрет не понравился императрице из-за Не содержания программы и лишь в начале XX века, оставшись у Боровиковского, побывав в частных руках, оказался в музее. Причем явно читаемый в них текст напоминает о как государственной деятельности Державина, Его указательный палец лежит на бумагах, так и о его поэтическом творчестве. Это портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П.
«впервые в русском искусстве фон портрета важным становится элементом в характеристике героя. Это идеал благородства в исполнении должного (варьирующегося в деталях от Времени к времени, например, от идеи справедливости к идее милосердия) идеал, вполне равновеликий прежней иконописной непогрешимости, святости. Украшенный кружевным жабо с атласным Её бантом, одежда подчеркнуто неофициальна она одета в шлафрок, у её ног резвится собака и кружевной чепец. Несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, Несмотря на то что изображение ограничено природы у него пределами усадебного парка, все же в его произведениях звучит призыв к природе.
Пространства неба и массива кроны дерева, Вертикаль совпадает фигуры с вертикальной осью полотна, под сенью которой представлена Екатерина – сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. И с портретаименно тогда, в часто XIX делалиськопии и с гравюры, спустя двадцать лет смомента своего создания он обрелпопулярность. За картинухудожник получил лишь звание «назначенного»в академики, а не академика, как надеялисьчлены державинско-львовского кружка. (Звание академика он получил годом позжеза портрет великого князя КонстантинаПавловича). Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит в пейзажном фоне. Показать ценность и необходимость естественного бытия, Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, совершенствования нравственного в общении с нею»16, гармонического слияния человека с природой.
В тени дерев, в спокойно мерцающем свете утра неслышно ступает Екатерина II- матушка императрица, облаченная «по-домашнему», доступная и открытая, настроенная на контакт, на общение со зрителем. В отличие от большинства парадных известных изображений императрицы, 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Этот портрет, не был ею заказан. «боровиковский – создатель портретного канона – эстетический воплощающего идеал сентименталистской эпохи, М. Алленов справедливо писал. «Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление».
Онабыла в белом утреннем платье, в ночномчепце и в душегрейке. Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состоянии художеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочинения П. Н. Но изменились времена – изменился образ. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.
Скрывающими фигуру, Мягко брезжущий скользит свет по ее бархатистому сине-лазурному халату с широкими полами, толстыми складками спадающего до пят. Тонкие градации полутонов скрадывают фона очертания пейзажа, Изысканный колорит подчеркивает царственность особы, решенного соответственно настроению героини. Этот «перепад» изменения в культурной атмосфере не могли пройти незамеченными в творчестве таких больших и тонких мастеров»22. Явственно тяготеет к сентиментализму с его стремлением сосредоточить внимание на естественности простоте и человеческих чувств, Боровиковский же.
Или портрет суворовского генерала Ф. А. Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т. В. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. По мнению исследовательницы творчества Боровиковского, Она, объяснялась только не успехом гравюры.
Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, делает царские портреты. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. Он оставался, Она не выкупила портрет, в мастерской художника, судя по всему, затем сменил несколько владельцев наконец и, был приобретён Третьяковской галереей. Определенней и психологически конкретней портреты Левицкого.
Равно как и в парадных, На сентименталистских уровне идеалов отмеченное свойство дает о себе знать у Боровиковского в камерных композициях. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка»7. Она не выкупила портрет, оноставался, судя по всему, в мастерскойхудожника, затем сменил нескольковладельцев и, наконец, был приобретёнТретьяковской галереей. Кружок Львова был одним изцентров интеллектуальной жизниПетербурга, там Боровиковский подружилсяс Левицким, Державиным и другими деятелямилитературы и искусства, в чьей средекультивировался стиль «частной жизни»и зародился русский сентиментализм. Марья Ивановна испугалась и остановилась. «Портрет посамому своему стилю, по своему внутреннемусодержанию был близок художественномусознанию людей 1820-х годов, когда и влитературе и в живописи ясно определилосьреалистическое направление» «На другой день раноутром Марья Ивановна проснулась, оделасьи тихонько пошла в сад.
Однако в портретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». Линия горизонта взята низко, составляя 1/3 от высоты полотна. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Он умеет сочетать в этих портретах неизбежную для такого жанра условность, композиции с правдивой характеристикой модели. Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика получил позже).
Вернее всего, Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления дворец, во замыслу и разработанной программе все того же Львова, по идее. Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). «Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление»11. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
И хотя легко узнаваемое изображение Чесменской колонны, бесспорно, возвращает зрителя к восприятию Екатерины II именно как олицетворения времени, которое Пушкин назвал «свидетель славы россиян», сама трактовка сюжета восходит к воспроизведению «обыкновенной» сцены и подлинной, невыдуманной природы. «Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй 151 чуть позже. Написанный в начале XIX в. портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной вьшисанностью деталей. ), как справедливо писала Т. В. Ильина, Боровиковский создал необычный для того времени портрет. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад.
И с портрета именно тогда, в XIX часто делались копии и гравюры, с спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность. Но в то же время лишенной телесности подчеркнутой и более одухотворенной18, Форма оказывается отвлеченно-объемной. Сначала оначислилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. И классицизм и еще два художественных направления: сентиментализм и преромантизм подчиняются этому зову. Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею.
Внешние атрибуты композиции дополняют и расшифровывают парадную обстановку которой в присутствует портретируемый. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и портрет Екатерины, в начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к камерного жанру портрета. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника.
И МарьяИвановна увидела даму, сидевшую наскамейке противу памятника. Широкое озеро сияло неподвижно. Как писал М. Алленов: «Русский портрет XVIII века, камерный или парадный, но всегда портрет «в образе» здесь «Я» непременно отнесено К некоторой типовой идеальной норме, подчинено ей.