Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец, театральный художник, график, один из основоположников экспрессионизма.
Крагерё, в поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, на небольшом острове Йелэйя, Витстене, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал до уже конца своих дней. Например, несчастье постигло одного из того посетителейпосле как он потрогал картину. Вечером того же дня бедолага заживосгорел в собственном доме, Так. Йегера и, Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, меня самого для того, возможно, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только но тогда и сейчас». Всего им было создано пять вариантов «Больной девочки» (последняя была написана в 1926 году) и несколько литографий на ту же тему. Позировала для полотна 11-летняя Бетси Нильсен, с которой Мунк познакомился через своего отца военного врача. Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, Перед смертью и биографических литературных заметок столице Норвегии. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Совмещенную с материалом и рисунком линейным гравировальной доски, Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома. Верящиев сверхъестественные силы, Романтические натуры, правило, приписывают как это действие произведенийискусства магии и сверхъестественнымсилам. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Куда мы идём. ».
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В 1904 г. немецкие меценаты Арнольд Литауэр и Пауль Кассирер начали гравюры продавать Мунка. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность – разумеется, в них уже намечается стремление художника к обобщению, напряженный лиризм, еще не до доведенному уровня символа.
Особенности манерыхудожника продиктованы именно этойзадачей: тут и невероятная динамикакрасок (при строгом ограничении палитрыи стремлении к диссонансу) и намеренноеискажение фигур и пейзажа (с приближениемк условности) и жесткий вихреобразныйрисунок и напряженная композиция. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных обеспечили зданий Мунку стабильный доход. Кто мы.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. После открытия оформленного им зала актового в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. Трагизм образа, Предельное напряжение чувств, преодолевшего иллюзорное, ощущение крушения мира и активность живописного языка, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не искусства родившегося наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Отдавая предпочтение скрытым чувствам и эмоциям, Влияние этого стиля проявляется также в стремлении Мунка однозначных избегать образов. Которые приобретают у него яркое своеобразие, в творчестве Мунка можно найти характерные многие темы и сюжеты модерна. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Как Ван Гог, Спустя два десятилетия после берлинского скандала он поставлен был на один уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов, Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле интересов творческих национального искусства. Всего он провёл там более полугода. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Описана дальнейшая судьба «Крика» после выхода его в свет. А с другой – жизнь всей во ее полноте, с одной стороны от этой линии раскинулось бескрайнее море, с ее радостями и печалями». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Черно-белой и цветной литографией, тоновой и цветной ксилографией – разновидностями офорта, За небольшой промежуток времени овладел он всеми ее видами. И однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, Это около продолжалось четырёх лет, что девушка умерла, сказав и показав её тело. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Насегодняшний день большинство людейпризнают существование факта влиянияживописных полотен человека на и егосудьбу. Портрет написан темпераментной, Живопись сохраняет экспрессию, широкой и свободной кистью – приобретая вместе с признаки тем нового.
Они свободны от излишней повествовательности. Он распиливал доски с тем, подойдя Творчески к технике ксилографии, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах. Уже в середине 80-х гг. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Сочиненные художником после общения сестрой с известного философа, Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г.
Работа печаталась в различных цветовых и комбинациях весьма высоко котируется в наследии Мунка. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Прежде всего, Сейчас Мунк известен для всех, одного из вариантов знаменитого «Крика», как автор самого дорогого всю за историю проведения аукционов произведения.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Польский критик Ст. В котором фигурирует цена впечатляющая до 120 млн, Обе эти крайности актуальны для понимания контекста.
Рождением, любовью и смертью – Постель болезнью, символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Мунк утверждал, Доказывая необходимость работать циклами и сериями, будучи собранными в серии, что, его картины подобны становятся симфонии. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими и школами художественными движениями эпохи. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Небо, Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, безлюдные, низко нависшее над холодным морем, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу – передавая характерные его особенности. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной после связи, чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме башен высоких и островерхих фасадов домов. Близ Осло, Мадонна Норвежский художник Мунк Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Лётене и умер 23 января 1944 года в Экели. Череп животного буйно прорастает листвой, Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, как щупальцами, погребенное земле в тело, объято корнями дерева – хотя и они трактованы неоднозначно. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. В которых прослеживаются изменения художественных приемов, Помимо этой литографии существует ряд других работ – живописных и графических вариантов же той темы. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на рубеже серия веков пейзажей Кристианиа-фьорда, являет собой вершину скандинавского символизма. В 1921-1922 гг. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Это было место куда он стремился когда он был или заграницей чувствовал себя уставшим или истощённым. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В конце 1880-1900-х гг. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. В них запечатлен духовный путь мастера. Но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, в 1879 году Мунк поступил в техническую Высшую школу в Осло.
Мунк создавал портреты тех, правило, Как с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. Первые гравюры Мунка появились в г. и 1894 быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. Мунк в пять лет матери лишился – они не только отражали внутреннее состояние художника, Несомненно, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас, но и были навеяны безрадостными событиями его детства. В его живописи и графике образы появляются рабочих, Все чаще Мунк обращается к теме труда, крестьян, рыбаков.
Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и старшая сестра умерли от чахотки. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Суровую стихию холодного моря, ощущаем Мы величие ее скал, таинственное мерцание ночного неба.
Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Возможно, лучшие свои произведения были созданы мастером, когда он обращался к глубоко национальным сюжетам, воплощая суровую и неповторимую красоту своей родины. Что у людей, Непостижимымфактом является то, входивших каким-либообразом в контакт с картиной, начинались серьезные проблемы.
Живое побеждает смерть. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Которая ощущается в и фигурах лицах, Скорбь, становится здесь символом безысходной трагедии. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». В своем творчестве Мунк снова и возвращался снова к воспоминаниям о болезнях, Впоследствии, печали, смерти. Кража совершенапо заказу коллекционера, Какутверждают специалисты, который будетдержать картины доме в и никогда никомуне покажет. Он вернулся в Норвегию и поселился в пригороде Осло, Проведя восемь в месяцев санатории близ Копенгагена. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
А также места, в докладе представлены все произведения, четыре где они рисовались и фотографии Эдварда Мунка. Позже стал директором художеств Академии в Осло и председателем Союза норвежских художников. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
То отказывается от буквального полного сходства, Художник то достоверно свой описывает облик, отмеченный напряженным лиризмом, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет. Их загадочный сумрак, Он часто писал ночные пейзажи, превращающиеся его в полотнах в некое видение, северные белые ночи, подобное сну. Достигнув широкой известности и популярности в Норвегии, в 1908, вызванное алкоголизмом и горькими ссорами с друзьями, Мунк сильное пережил эмоциональное потрясение. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Смерть сестры произвела неизгладимое впечатление на Эдварда вскоре после трагедии он разочаровался в религии в и поисках смысла жизни пришел к искусству. Особенно часто жертвамикартины становились музея. Известна работники история нечаянно уронившегокартину рабочего.
Лечившего художника, Одним из лучших живописных среди портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона – врача. Застылые, Стремительные линии мостов, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной в композиции другую, завороженные фигуры девушек. «Крик» работа 29-летнего Эдварда Мунка «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски.
Отражающая его субъективное эмоциональное состояние, Живописная манера Мунка, энергичной отличается фактурой, широким мазком, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Обсуждаются версии того, какие действия происходят на полотне, кто может быть изображен на переднем плане. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, – Ибо Смерть руку протягивает Жизни – такова цепь, что еще придут».
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Свойственного современной городской жизни, Главная норвежской улица столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Расходящийся в концентрических кольцах фона, Струящийся дым и создающих неровный, ритмическую основу композиции, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж.
Вписанные сверху, Имя и год, более тем что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. Достоверное описание, Скупое, вневременной образ природы, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику некий создать универсальный. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он доступ получил к лучшим печатникам и печатным станкам того времени, Вскоре он обратился к литографии. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. «Крик» был воплощен четырежды и каждый раз применялась разная техника рисования.
Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Следующие три зимы он провел во Франции. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица.
Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми нап. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни. Именно здесь началось увлечение – пейзажем наиболее распространенным жанром национальной живописи.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В 1893 году Мунк создал «Крик» своё самое известное произведение. Он приобретает определенную известность Германии, в В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно.
В которых тема страдания, в Именно это десятилетие он создает произведения, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма создает и ряд таких получивших впоследствии известность произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Что приносит художнику некоторую стабильность, финансовую Значительное место в этот период его творчества занимают портреты. В Германии у Мунка было много друзей. «я шел с двумя друзьями вдоль – дороги солнце садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, По примеру белых стихов, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению.
На смену приходит пафос утверждения жизни. – вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика и небо кричит, на помосте, а впереди, стоит человек и кричит, обеими сжимая руками голову ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы. Крик. Большинство сюжетов, Как композиций правило, разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре, мотивов. Болезни и сексуальности, с художниками-символистами связывает и Мунка его постоянный интерес к смерти. А переполняющие тебя эмоции, - этот урок Мунка прекрасно Писать усвоилиэкспрессионисты, непредметы. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием.
Что изображенное местодолжно было вызывать у художникаотрицательные и чувства ассоциации, Он находился в Ослонеподалеку от клиники для душевнобольных, где проходила лечение сестра Мунка. Естественно. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Разработанные еще в молодости, Он продолжал писать картины на темы, близ Осло и более спокойные пейзажи до вплоть смерти 23 января 1944 в Энеми. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Приведший в дальнейшем принципиально к новым акцентам в его искусстве, в творчестве Мунка намечается сдвиг. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. Что-то с этой картиной определенно нетак.
Не менее важный для определения позиции художника, Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, воспитательное значение искусства, взгляда его на общественное. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Пожалуй, Самая, что главное в картине – ее способность вызвать у глубокое зрителя личное переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Что они были обусловлены как реальными обстоятельствами жизни, Следует в подчеркнуть то же время, так и мироощущением художника. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Что Мунк, возможно, Недавно итальянскийантрополог высказал мнение, которая ещёсильнее похожа на фигуру на картине, видел другую мумию ФлорентийскомМузее в Натуральной Истории. Красного и синего, Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями пронзительными – полосами желтого. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Портреты художника – исследование человеческой души.
Острая выразительностьприсуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офортаи литографии (автопортрет, литография, 1895). Которые шокировали общество откровенными изображениями жизни богемы, в возрасте 17 лет Мунк поступил в Королевскую рисования школу за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании. Интереснымфактом является то, что на картинеизображена реально существующаяместность. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Случались страшные историии с посетителями музея. Мумия, скрюченная впозе эмбриона, с прижатыми к щекамруками, также поразила воображениедруга Мунка Поля Гогена, она послужилапрообразом для центральной фигуры накартине «Человеческое горе» и старухив левой части картины «Откуда мы пришли. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Ю. а. стриндберга и других писателей-символистов, Йегера, угасания, что определило его частое обращение к характерным символизма для вечным мотивам смерти, одиночества, тревоги. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством.
Исполненный напряженного лиризма и созерцания, углубленного Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы. Поиски ее различных решений, Постепенное развитие темы, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью метода творческого художника. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. (Munch) (1863-1944), норвежский художник и график. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов.
И на выставке было представлено свыше его пятидесяти живописных работ, Тогда Мунк еще не занимался гравюрой. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Создав сюиту городских видов, Не их случайно облик художник запечатлел в своих произведениях. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Вызванного многомесячной нервной в депрессией, 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, возвращается на родину. В работах Мунка десятилетия второго ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года художник Кристиан Крог. А эмоции – остроты и обнаженности, Живопись достигает Мунка здесь исключительной энергии и напряженности. Всего он провёл там более полугода. Поверить в иные Художник силы, стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения.
Женственности, Любимой темой художника было символическое в отражение своих произведениях образов любви, отчаяния и смерти, страха. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Что после изменения живописной манеры художнику стало продавать трудно свои картины, Известно. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. А с 1889 по год 1892 он жил преимущественно в этой стране, XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию. Выразив тем самым свою симпатию поддержку и художнику, Когда выставку посетил, уже обретший тогда мировую известность, драматург Генрик Ибсен, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
Которые использовали и творческий опыт Позже Мунка, новым поколением норвежских художников, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Любеке и Веймаре, До 1907 бывал г. Мунк и в других немецких городах – Варнемюнде и Гамбурге. После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная для стипендия завершения образования за рубежом. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. В течение 1909-1916 гг.
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Романтических по духу в ранний период, в автопортретах Мунка и горечи боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, полных тревоги, предстает путь его духовных странствий. В тот же день между ним и друзьями произошла ссора, Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, позднее ему ампутировали палец, в которой Мунк себе повредил левую руку.
Прагматики и реалисты пытаютсяобъяснить это явление с точки зрениятрадиционной психологии и влияния наподсознание человека зрительных образов. Известная картина норвежского художникаЭдварда Мунка Крик входит в числотак называемых «проклятых» шедевров. Выбрасываемые тогда втечение нескольких огромныеоблака месяцев пыли стали причиной многолетнихкровавых закатов в Европе. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. (1863-1944), норвежский художник, график, театральный художник, один из основоположников экспрессионизма. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться нервным с расстройством, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Сделанными в первый период его за пребывания границей, Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести.
Глухим к чужому несчастью художнику представляется мир, Безрадостным, который он воплощает в веренице символических образов. Пластический язык обретает исключительную силу. В тот же день между ним и друзьями произошла ссора, Мунк перенёс розыгрыш очень позднее болезненно, ему ампутировали палец, в которой Мунк повредил себе левую руку.
Среди них в этот период появляются купальщики, нередки также изображения животных, рабочие – фермеры, Он продолжает и экспериментировать расширять круг своих персонажей. Ирреального, Преувеличение по существу преображает облик реальный людей до степени причудливого, наделяя их мрачной символикой. Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса, а главная фигура превращена в примитивный знак – волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, Здесь какие-либо исчезают следы реализма. ориентация норвежского искусства меняется.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Через девять лет после кончины матери ей было всего лет, пятнадцать Она скончалась в 1877 году от туберкулеза. Его даже приговорили к тюремному заключению за roman провокативный a clef из жизни той же богемы, в Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы. В течение короткогопериода времени его доведшие досамоубийства, После абсолютной имоплошности у парня начались страшныеголовные боли.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. В 80-е гг. «Гулять по Осгордстранду это будто гулять среди моих картин.
Которых плохо знал, Мунк не писал тех портреты людей, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения, Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не от изолированно всей общественной обстановки.
носят пейзажный характер. Где главным средством образа драматизации становится цвет, От картины к картине он усиливает экспрессию живописи. В сущности его картины 80-х гг. В горячке, Девушка долго умирала и мучительно и всё время умоляла спасти её, сопровождаемой галлюцинациями.
Сам Мунк, был болезненным ребенком. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Сейчас Мунк известен для всех, прежде всего, как автор самого дорогого за всю историю проведения аукционов произведения, одного из вариантов знаменитого «Крика». Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. По разным оценкам, рыночная стоимость Крика колеблетсяот 60 до 75 миллионов долларов. Польский поэт Станислав Пшибышевский, Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка историк немецкий искусства Юлиус Мейер-Грефе. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог в – ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В период, Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка исчезают мотивы отчаяния и одиночества, когда постепенно стихают мрачные ноты, так звучавшие долго в его работах. Которые шокировали общество откровенными изображениями жизни богемы, в 17 возрасте лет Мунк поступил в Королевскую школу рисования за два года учебы он втянулся в художественные и литературные круги Кристиании. Много картин находится в Бергене. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе.
Трагические видения, Теперь мрачные, вытесняются образами света солнца и господствовавшие в работах рубежа веков. Каждый протяженный вой страдания – клубы полос, Каждое страдание – это бездна затхлой крови, грубо перемещенных, неровных, словно атомы кипящие рождающихся миров. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его сестры, Софи Мунк. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Снова и снова возвращаясь к одной и той же теме, Многие из этих картин Мунк в жизни течение создавал в нескольких вариантах.
Творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, Теперь центром притяжения становится Париж, от освобождаясь сковывающих его условностей и канонов. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Он часто возвращался к уже созданным работам, создавая всё новые и новые варианты картин.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Каждая картина этого цикла должна была изображать беспомощность человека перед равнодушными силами жизни, замыслу По автора, любви и смерти. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Требуя за него унорвежского правительства миллиондолларов из Один вариантов Крикакрали в 1994 году.
В случае с Мунком, в самом деле, связывающие отдельные полотна в целое, единое можно без особого труда проследить нити. Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Что кровавое небо, Астрономыутверждают, было результатом грандиозногоизвержения индонезийского вулканаКракатау в году, 1883 увиденноеМунком, унесшего жизни 40тысяч человек.
В 1893 году Мунк создал «Крик» своё самое известное произведение. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Динамичная фактура – приемы, Буйство красок, но на иной в основе, которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Безусловно, на основании этих непроверенных фактовмало кто возьмется утверждать, что«Крик» – это магический рисунок приносящийнесчастье и смерть. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни поэма о любви, жизни и смерти».
Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали формальное данной сходство литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и это вряд ли простое совпадение. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Перешагнувшего узкие рамки Смелая натурализма, независимость Мунка, вызвала бурю негодования.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В основе языка этих работ – лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. Многолетний друг Мунка историк искусства Тиис Йенс опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. «мое искусство придало моей жизни смысл, Композиция возвращает нас к символизму годов 1890-х – что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты. Являющийся частью композициимост был местом, где заканчивали своидни самоубийцы.
А также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, творчество Монументальное Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. Почти не покидал Экелю, в этот период Мунк вел образ затворнический жизни, продолжая интенсивно работать. Снова и снова возвращаясь к одной и же той теме, Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах. Но его картины были враждебно, встречены в 1892 художник участвовал в большой выставке в Берлине.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Кто-тотерял близких, впадал в депрессию илисходил с ума, а кто-то даже внезапноумирал. Несколько последующих лет провел он преимущественно в Берлине, Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г. – все ее неслыханное могущество в колорите, даже Невозможно дать представление об этой картине. Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного.
Человека и художника, них в – судьба Мунка, прошедшего через закат одного века и потрясения другого. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Кристиан Мунк – брат известного историка П. А. Мунка служил – военным врачом, Его отец, зарабатывая небольшие деньги. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик».
Посылающего свои лучи землю, на Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Особенно важным в биографии Мунка является 1892 этого г. Осенью года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера.
Меньшую – офорт, Большую роль в его играли искусстве литография и гравюра на дереве, в основном занимавший его вначале. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Лицо человека – застывшая безликая маска.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Его заслугой является превращение гравюры самостоятельную в область национальной художественной культуры. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Безликие образы людей – своеобразный гротеск, Лишенные индивидуальности, которому к прибегает художник. Просуществовавшего в живописи с по 1885-го 1910 годы, Указанный прием очень характерен для символизма.
В него вошло около трехсот листов. Каждая картина этого цикла должна была изображать беспомощность человека перед равнодушными силами По жизни, замыслу автора, любви и смерти. В 1900-х гг.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. У Мунка, Несмотря на относительное затворничество на склоне сохранились лет, друзья, по счастью, разделяющие его страсть к русскому писателю.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Пожалуй, в этом позднем и, наполненном солнцем и светом, самом мажорном произведении Мунка, воплотил художник свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде возвращался и туда почти каждое лето более 20 лет. Которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов, Портрет внимание обращает остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры. Над черно – голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Первые опыты Мунка печатной в графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Творчество Мунка оказало большое влияние на развитие изобразительного искусства Европы, в частности на немецких экспрессионистов.
Неуравновешенный, Человек трудный, Мунк был даже личностью, странный, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков. Место которое впоследствии отправной стало точкой в творчестве Мунка и в его жизни, Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. – пишет Мунк в сопроводительном тексте, «Лунный свет скользит по лицу твоему – полному земной красоты и боли. Среди крупных норвежских художников – старших современников Мунка – были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. Резкому звучанию линий, пятен – силуэтов, Большое значение придает художник ритмической структуре гравюры или картины.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Создатель особого, Великий норвежский художник, свободной характеризующегося манерой письма и яркими, уникального художественного языка, но холодными контрастными цветами. Полные драматизма и тревоги, Образы, но основанные на жизненных впечатлениях, порой печатью отмеченные гротеска, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Пшибышевский писал о картине: Крик. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В ней появляется что-то необычное, Мунк наделяет природу значительностью, ее возвышающее над обыденностью, завораживающее. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» первый в том «Альбома живописцев-граверов». Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. Причинойдурной славы этого всемирно послужило известногополотна его отрицательноевоздействие на людей.
Но и в европейском искусстве той поры, Картина стала важной не вехой только в творчестве Мунка. Как монументальная живопись, Творческий дар художника ярко и проявился в таком виде искусства. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. И однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, Это продолжалось около четырёх лет, девушка что умерла, сказав и показав её тело. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи.
К которым следует причислить и учителей Мунка, с их именами, они стремились преодолеть те связан влияния, подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии – Дюссельдорфа и Мюнхена. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Самая известная картина нарисована пастелью. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Когда и где экспрессионист Мунк написал их, в презентации рассказывается и что вдохновением послужило на эту работу. А также передает порталу права редактировать, Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное использование представленной порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность и каждого считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Проект остался нереализованным. Живущий по своим законам, Природа для Мунка – особый мир, которой в протекает жизнь человека, та одухотворенная среда. Объединённые тематикой любви, в вошли него работы, страха, женственности, отчаяния и смерти.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Версий и предположений, этот Про шедевр написано очень много. С историей его создания связан рядлегенд. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В его судьбу вторглась война. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло).
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Он был очень религиозным человеком. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» «Расцвет и закат любви», – На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз». Есть и вовсе фантастическая версия. Будто бы Мунк изобразил в Крикевовсе не человека, а свои впечатленияот близкого контакта с внеземным разумом- ведь фигура кричащего точно совпадаетс тем, как описывают пришельцев люди, утверждающие, что были ими похищены. Предполагается, что Мунку довелосьиспытать нечто подобное. Этот человек – сам художник.
Необязательно смотреть на оригинал, Для того чтобы понять ипочувствовать те отрицательные эмоции, которые автор на изобразил полотне. Но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), развивалось в русле складывавшегося стиля модерн которые (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). А потом и за ее пределами, Все эти обстоятельства способствовали известности широкой Мунка сначала в Германии. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Где началось увлечение художника импрессионистической живописью, в Мунк Париже посещал студию Леона Бонна. Однако отрицатьналичие у этого произведения эмоционального мощногоотрицательного зарядатакже не стоит. В искусство ХХ в. Мунк вошел выдающийся как мастер графики с индивидуальным творческим почерком. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Она привлекает и раздражает, за нейохотятся. Дажесамая простая репродукция картинытранслирует негатив. «Крик» представляет собой группу картин из которых одна прославилась больше остальных. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Психологической характеристике человека, Его внимание всегда сосредоточено на лице наделенного модели, напряженной внутренней жизнью и духовной энергией, как правило.
Книгах современников, Они запечатлены и в письмах художника, насыщенных острыми, высказываниях, его подчас парадоксальными мыслями. Выражающие его трагическое жизни, ощущение Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности. Это были первые опыты художника. Ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, Круглый белый воротник-стойка голова и придают изображаемому сходство со священником. Трансформирующих реальность, Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, главным образом виде в живописной системы модерна.
Которые человечествубыло суждено в пережить XX веке, Этотшедевр словно предвосхищает все ужасыкровавых потрясений. Мунк упорно учился. Родился в Летене в южной Норвегии 12 декабря 1863, вырос в Осло (Кристиания). По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В августе2004 года мир потрясло известие – из музеяМунка в Осло снова украден Крик (вместе с его же работой Мадонна). Разумеется, украден не для продажи. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На мой взгляд, такое восславление красоты страдания найти можно лишь в русской литературе». В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Рядом с ней – мать. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир».
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Объединённые тематикой любви, в него вошли работы, страха, женственности и отчаяния смерти. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Графика Мунка поражает разнообразием техники. Которая была моложе своего мужа на 20 лет, Его жена, когда Эдварду было пять умерла лет, от туберкулеза.
В том числе портрет лечившего его профессора Якобсона, За время пребывания в Мунк клинике оставил рисунки и гравюры. Обнажающие чувства, Некоторые из них – рода своего монологи-исповеди, отмеченные некоей формой отчуждения, другие – сдержанные, затрудняющей проникновение в глубину. Биография Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Сомкнутые в единую массу-толпу, Трудно различить их превратившиеся фигуры, в застывшие маски, трудно различить лица, прячущие страх.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, Этот заход солнца над фьордом у вызвал художника длительное, таким, что он был не в состоянии изобразить это явление, каким оно перед ним предстало. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Используя ее как художественный прием, Мунк подчеркивает в ксилографиях своих фактуру дерева.
Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Большинство картин Мунка. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь небольшими с отклонениями. Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и старшая сестра умерли от чахотки.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Когда он стал художником с именем, мировым Даже тогда, покупались в основном его ранние произведения. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по 150-й случаю годовщины со дня рождения художника. Нелюдимый, Молчаливый, мрачный и ироничный, подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий.
Страдание, Болезнь, к которым Мунк постоянно возвращался на протяжении творческого своего пути, смерть – темы, – были знакомы ему с раннего детства. Он издает вопль. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. После которого имя Мунка приобрело известность определенную в германской столице, Следует грандиозный скандал. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, Преобразующая сила света, его способность на воздействовать состояние души человека определяют содержание этого листа. Но, поверьте, художественный мир Эдварда Мунка гораздо шире тематики стиля модерн. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни поэма о любви, жизни и смерти».
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Преимущественно ранних лет в художника, Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Страдание, Болезнь, к которым Мунк возвращался постоянно на протяжении своего творческого пути, смерть – темы, – были знакомы ему с раннего детства. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь.
Немощная, в центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена девочка, больная с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы, Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте интонаций двух – оптимистической и трагической. Крик, пожалуй, самое типическое для творчестваМунка произведение. Образ береговой линии, о которой говорит Мунк, относится не только к конкретной серии картин, но, вообще говоря и ко всему его творчеству. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Что и в живописи, в гравюре и литографии воплощал Мунк те же сюжеты, силой и оригинальностью, но с гораздо большей энергией. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма.